К чему чувствуется запах ладана
Поладим с ладаном, ладан в парфюмерии и в жизни
От этого слова веет благостью, церковью и смолистостью хвойного леса. Ладан — ладить. Случайно ли это созвучие? Духи созданы для благоухания, для радости и прекрасного настроения. Конечно, чистый запах ладана звучит довольно претенциозно, с потугой на святость и непорочность, но одной из нот в сложном аромате ощущается очень необычно — с глубинным и камерным подтекстом. Вообще, что это такое — ладан?
Так ладан и есть смола!
Получают ее из ладанного древа, произрастающего в Сомали и Йемене. Капли сочатся по протокам в коре, выступая на поверхности белыми застывающими горошинами. Это считается добрым знаком.
Используют сухой ладан, а также полученную путем перегонки субстанцию.
Славное это вещество служит человечеству необозримо давно.
И славянские ладанки!
Еще древние жрецы Египта окуривали ладаном свои жертвоприношения, применяли эту ароматную смолу и для бальзамирования умерших. Важные дамы умащивали им свои покатые плечи для улучшения цвета и смягчения кожи. Матери кропили непослушных и болезненных детей водой с капелькой ладана. А ладанки, которые славяне носили на груди в качестве оберега! И каждый верил, что это во благо. Так оно и есть. Ладан обладает бактерицидными и легкими седативными свойствами, несет умиротворение, считается, что он служит защитой от бесов.
Легендарный Парацельс при эпидемиях рекомендовал окуривать помещения и заболевших ладаном. В храмах издревле кадили при молитвах: ароматный дым уносил их к самым вратам Божиим. Повитухи облегчали запахом ладана появление младенцев. Поистине велика миссия ладана, а значение его для культовых церемоний просто не оценить.
Но вернемся к духам …
Итак, что дает нам присутствие ладана в духах? Кстати, кому-то становится не по себе при нанесении на кожу такого аромата — может быть, память богобоязненных предков запрещает использовать священный ладан для светских развлечений? Или противостоит подсознательное признание собственной не безгрешности? Хотя дело может быть просто во вкусах, привычках, пристрастиях. Смолистый запах кедра, например, тоже не каждому впору.
Ладан в духах играет роль стабилизатора, связывая более летучие компоненты, не пуская раньше срока на волю. Но начиналось его использование в парфюмерии с прозы: спиртовой настой.
Времена изменились, в арабские духи ладан входит на равных с амброй, сандалом, древесными, цветочными маслами.
Иногда он оттеняет кедр, но бывает и на превалирующих позициях. Его густая тягучая нота в общей композиции звучит сладостно, смолисто-бальзамические оттенки служат прекрасной защитой от чуждого воздействия. Согретая ладаном душа не мечется, ей спокойно под этим благостным покровом. Есть поверье, что в присутствии энергетических вампиров аромат ладана усиливается, предупреждая об опасности.
Как всякие новые духи, арабская парфюмерия с нотами ладана немножко шокирует обоняние, будь то выдержанный «Аль-Айам», кокетливая Карима, похожий на березку Джавад или даже сама «Черная орхидея»! Вы ведь и к новым босоножкам привыкаете не за минуту. Надо потестировать аромат, примерить так и эдак: запястье, заушная впадинка, локтевой сгиб, пикантное подколенье… Совсем чуточку, согреть и мягко втереть в кожу, прислушаться, подумать. Выскочить под дождь! Или быстро присесть десяток раз, чтобы проснулся, проявился во всем блеске. Хочется еще? Добавьте, но не переборщите. Присмотрелись друг к другу? Сжились? Выходите в люди, теперь это в удовольствие. И предрассудки о «пальцах, пахнущих ладаном», выкиньте из головы.
Ладан — задушевный аромат и верный страж личностного пространства.
К чему чувствуется запах ладана
Как выяснили ученые, эффект воздействия на прихожан объясняется не только духом единения и силой проповеди. Так, в экспериментах на мышах ладан показал себя достаточно сильным психоактивным веществом.
Другому известному, хотя и достоверно неподтвержденному эффекту относится небольшое бактерицидное действие, характерное для многих растительных смол. Среди отрицательных эффектов — возможное слабое канцерогенное действие, из-за чего европейские политики даже начинали обсуждать вопрос о запрете использования ладана в церковных службах.
Для подтверждения своей гипотезы ученые вывели мышей, у которых работа генов TRPV3, реагирующих на психоактивное вещество — ацетат инценсола, содержащаяся в ладане, была полностью подавлена. В отличие от своих обычных родственников, они оказались невосприимчивыми к курению. В то время как обычные мыши существенно и, самое главное, одинаково меняли свое поведение в присутствии не только ладанного дыма, но и одного лишь упомянутого активного вещества.
Тогда собирают засохшую смолу с дерева и с земли, затем сырьё разделяют на два сорта: отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Olibanum in sortis. В дыме ладана содержится химическое вещество ацетат инценсола, оказывающий на Людей наркотическое воздействие.
Недаром говорят, что поездка на Афон укрепляет веру. А кто там побывал, того потом туда тянет всю жизнь.
Известный врач Парацельс писал еще 550 лет назад: «…запах ладана может скорее привлечь, нежели изгнать злых духов. Ибо их притягивает то, что привлекательно для чувств, и если мы желаем избавиться от них, то было бы более разумным применять для этой цели ароматические вещества, их отпугивающие. В полной мере действенной против всех злых духов силой является воля».
Многолетнее исследование специалистов института Всероссийского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) посвящённое изучению психоактивного действия камедей восточно-африканских растений, относящихся к роду Boswellia находится под угрозой перевода под гриф секретности.
Всё дело в том, что специалистам ВИЛАР, удалось опередить группу ученых из американского Университета имени Джона Хопкинса и иерусалимского Еврейского университета, возглавляемую доктором Рафаэлем Мешулам. Израильско-американская группа занималась изучением активных компонентов священной босвелии и босвелии Картера, называемых ещё «ладанным деревом». В частности, этой группой было обнаружено, что основным действующим компонентом камедей указанных растений является ацетат инценсола, входящий в состав кадильного дыма.
Из-за трудности создания модели, сравнимой с человеческим организмом, детали воздействия активного вещества ладана на психику человека долго не удавалось изучить.
Исследователям с риском для здоровья удалось получить образцы ладана из ХХС московской епархии, известного своей благодатью.
Выяснилось, что низкомолекулярные производные основных биологически активных компонентов камеди (ладана) можно определять в моче у участников богослужений с помощью метода высокоэффективной жидкостной хроматографии (HPLC).
Результат исследования оказался так поразителен, что исследователи многократно повторяли исследование: в моче у прихожан было обнаружено высочайшее содержание не только ацетата инценсола, но и тетрагидроканабиола, основного психоактивного вещества марихуаны, в нормальных условиях ни в моче, ни в ладане, не встречающегося.
Психиатрическая часть исследования выявила высокую корреляционную связь между частотой посещения пациентами церковных служб, концентрацией в моче психоактивных компонентов и выраженностью клинических признаков кретинизма психических расстройств:
Пациенты, в начале окуривания изучаемым видом ладана, применяемом в РПЦ, проявляли признаки острой, но быстро проходившей галлюцинаторной интоксикации, за счёт инценсола: они могли общаться с «высшими силами», видели «Отца нашего, Сына и святаго Духа», поверхности всех предметов им казались «посыпанными золотой пылью», а «Святые Дары» казались мясом неизвестного происхождения, которое они, тем не менее, с охотой поедали, запивая жертвенной кровью по указанию дежурного священнослужителя.
В ходе длительных исследований, у пациентов изучаемой группы выявлялось снижение в потребности к усвоению информации, они останавливались в психическом развитии в фазе инфантильности. Также у постоянно дышавших ладаном отмечалась полное исчезновение интереса с половой жизни, все попытки говорить на темы секса вызвали у них раздражение, непонимание, мысли о греховности.
Единственно приемлемой темой дискуссий с сексуальной тематикой были обсуждения «соединения с Богом» или, в крайнем случае, с святым отцом.
При этом для себя пациенты всегда избирали рецептивную, пассивную роль в воображаемых половых контактах.
Интересен факт того, что если определяемые уровни ацетата инценсола, ответственного за возникновение галлюцинаторных расстройств у пациентов, держались всего несколько часов, то тетраканнабиол во всех наблюдаемых случаях, удавалось обнаруживать даже через 4 и 6 недель после посещения богослужения.
Клиническая картина психических расстройств у надышавшихся ладаном была так выражена, и проявлялась так длительно, что этот фармакологический эффект не мог не заинтересовать соответствующие гос. структуры и в ВИЛАР срочно пришло грозное письмо с решением с самого верха о переводе исследования в ведомство первого отдела и с указанием запретить к публикации полученные данные.
Защита пары докторских и дюжины кандидатских диссертаций практически оказалась под угрозой срыва, так как «режим закрытой защиты» означает для аспирантов международное забвение и неизвестность.
Парацельс писал: «Я владею тайным средством, которое называю «ладанум» и которое превосходит все прочие героические средства». Но речь-то шла об опии…
Пытаясь выяснить, почему опий описан как «ладанум», я полез в словари и почти сразу наткнулся на утверждение, что состав смеси для курения в кадилах на богослужениях не всегда был такой, как сейчас. Это заинтриговало, а тексты энциклопедий вместо разъяснения лишь подбросили дровишек в топку подозрений: «Современный церковный «ладан», – пишут авторы статей, – имеет с ладанной смолой мало общего». И – все!
Пришлось идти от простейшего – от значения и написания слов. Вот оно: «Ладан – высушенный сок растений рода Босвеллия… Отборный ладан – Olibanum electum и обыкновенный – Olibanum in sortis».
И сразу – первый вопрос, а почему ЛАДАН называется Olibanum? Почему не Ladanum? А потому что Парацельс был прав, и Ладанум (Ladanum, Laudanum, Ledanum, Ladbdanum, La`danon, Lh`danon, Lh^don) – это совсем другое, это тинктура, настойка ОПИЯ в алкоголе.
«Современный церковный «ладан», – тут же вспоминается статья из словаря, – имеет с ладанной смолой мало общего…»
Подозрение стало расти, как только я узнал, что один из трех волхвов, поднесших Иисусу дары, – Гаспар – эфиоп. Дело в том, что у христиан-растаманов Эфиопии прием легких наркотиков и ныне – неотъемлемая часть религиозного ритуала. Да, и дары поднесены Иисусу те, что надо: золото, СМИРНА и ЛАДАН. Причем смирна (мирра) ничуть не менее подозрительна, поскольку известна в двух фракциях, одна из которых (жидкая, тинктура) переводится в церковнославянском словаре как ЛАДАН
. А вот и подходящая к случаю цитата: «Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из них же возвеселиша Тя» (Псалтирь, 44, 9).
«…из них же возвеселиша Тя…» Лучше не скажешь.
Ну, а если помнить, что смирна (мирра) – это то же, что Balsamea Myrrha, а бальзам – это главный (и сверхсекретный) товар христианских монахов из египетской Вавилонии (в Эль-Матарии, там, где Мария купала младенца Иисуса), то многое становится ясным. Ясно, почему раньше, до захвата ранними мусульманами Египта, этот «бальзам» рос в Египте повсюду, а после смены власти – только на монастырских землях – там, где не было чужих глаз.
Султаны даже за курение табака первое время головы рубили – пока сами не втянулись. Ясно, почему можно было потерять голову за попытку провезти «бальзам» через пограничные посты Вавилонского султаната. Ясно, почему к сбору «бальзама» хозяева плантаций и близко не подпускали мусульман – под тем предлогом, что это растение их не любит. Ясно, почему «роща бальзама» в Эль-Матария была уничтожена во время волнений 1496–1497 годов, и разрешение на восстановление этого бизнеса так и не было получено.
На иллюстрации аллегория Азии. Изображены африканский жираф и слон. Поскольку топоним «Азия» до новейшего времени относился к правобережью Нила, там же следует искать и плантации курящегося в кадиле у Азии вещества. Эль-Матария – это как раз правобережье.
Да, описания Вавилонской бальзамовой рощи в Эль-Матарии не походят на описание плантации опийного мака. Но ведь не из-за ароматической смолы головы отлетали? А белых пятен в истории наркотиков много. Вот одно, например. Плиний приводит фрагмент из Демокрита о растении thalassaegle или potamaugis. Приятное в питье, оно вызывает бредовое состояние с причудливыми видениями весьма необычного характера.
«Этот thaengelis, – говорит он, – растет на горе Либанус в Сирии, на горной гряде Дикте на Крите, а также в Вавилоне и в Сузах в Персии. Настой его наделяет магов способностью к предсказанию. Таков же и gelotophyllis – растение, найденное в Бактрии и на склонах Борисфена. При приеме внутрь с мирром и вином возникают всякого рода зрительные образы, вызывая самый неумеренный смех».
Подозрителен уже сам топоним «Либанус» – очень уж напоминает слово Olibanum, означающее церковный ладан для богослужений. Плюс растет в Вавилоне, пробуждает способности к предсказаниям, а растворенное в вине вызывает неумеренный смех. Может ли это быть тот же таинственный «бальзам», что рос в Эль-Матария?
Примечание
Сначала вырезка из словарной статьи: «Христианство сильно увеличило рынок ладана, хотя в современных ритуалах преимущественно используют ЗАМЕНИТЕЛИ. В европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект».
1. Ассассины, державшие в страхе всю Европу, были наркоманами и платили дань тамплиерам и госпитальерам, державшим в руках главное – «сироп мака».
2. Госпитальеры и тамплиеры были сильнейшими политическими игроками в Европе и н Ближнем Востоке. Их преемники, иезуиты, известны политическими убийствами более чем кто-либо.
3. Политические убийства, совершенные ассассинами, как правило, приводили к погромам всех инородцев без разбора.
4. Чаще всего погромы касались евреев, которых таким образом целиком вытесняли из медицины и фармакологии – сферы интересов госпитальеров.
5. Ассассины просили своих сеньоров (госпитальеров и тамплиеров) принять их в христианство, но их посланник был предательски убит, переговоры сорвались, и убийцы-ассассины остались в сознании масс иноверцами.
Как видите, очень красноречиво. Пожалуй, всем иным версиям невероятного могущества тамплиеров и госпитальеров следует предпочесть наиболее реалистичную: они держали в руках наркотрафик из Египта и Малой Азии в Европу. И ответ на вопрос, кто поставлял наркотики детям, теперь совершенно прозрачен. Вообще же, свидетельств об использовании накачанных наркотиками детей в политических целях довольно много; в истории Европы это было описано как минимум четырежды: в 1212 году (крестовый поход детей), в 1251 году (движение пастушков), в 1320 году (тоже движение пастушков) и в 1707–1720 годах.
Крестовый поход детей 1212 года
Крестовый поход начался во Франции, в провинции Вандом. Дети рвались в поход, не слушая доводов родителей, окуривали друг друга кадилами (об этом прямо написали хроникеры) и все больше верили, что умеют творить чудеса. Когда некоторые из детей вернулись (девочки – беременными), то на вопрос, почему вы отправились в Иерусалим, они отвечали одно: мы не знаем.
Папе крестовый поход детей очень понравился. Под идейными знаменами похода безгрешных детей, под шум погромов и с позволения Латеранского собора были приняты новые законы, и евреи-аптекари оказались в гетто, а фармацевтика – вся, целиком – перешла в новые руки. Но вот ответственным за некоторые издержки похода, например, за то, что часть детей за исчерпанием задач оптом продали в рабство, сделали некоего Николая из города Кельн.
Судя по кресту в виде буквы «тау», магистр Николай был коптом, то есть православным египетским греком. В архивах города Кельна никаких сведений о Николае нет, но это и неважно: виновный все равно уже назначен, и это – еретик-иноземец.
Движение пастушков 1251 года
А вот виновным в движении пастушков был назначен уже венгр 60 лет от роду. За 40 лет до этих событий (то есть в 1212 году) этот венгр уже уводил детей (на пару с коптом Николаем) в Вавилонское рабство. Неясно, правда, почему его не наказали. Венгр ни от кого не прятался, а в Орлеане и Бурже прославился тем, что сжигал книги и отнимал имущество у евреев.
Мотивы, по которым подростки побросали семьи и отправлялись громить и убивать, так же неясны, хотя известно, что движение было хорошо организовано, и, помимо венгра, у них была целая структура оставшихся анонимными проповедников со всей церковной атрибутикой. Папа ситуацией воспользовался и тут же, в частности, запретил христианам покупать у евреев лекарства.
Впрочем, родители расценили ситуацию по-своему: магистра, сбивавшего детей с толку, поймали и убили, а инквизитор-доминиканец Роберт де Бугр счел поступки пастушков уголовно наказуемыми и начал их отлавливать, а достигших возраста – предавать суду. В результате инквизитора наказали по служебной линии, а церковные историки называют его не иначе, как «лжебрат».
Движение пастушков 1320 года
Смысл крестовых походов
Есть и еще одно обстоятельство – деньги. Падение Вавилона и Константинополя и смена власти в Турции и Египте означали, что и сверхприбыль будет оставаться уже в иных карманах: не в Венеции, а в Стамбуле, не в Риме, а в Каире. И уж сколько денег должно было уйти с потерей торговли опием, и представить сложно. Китай, например, перед каждой опиумной войной имел стабильный минус по серебру: подданные прокуривали все.
Примечание.
Период закрепления англичан в Индии (1765–1776) жестко параллелен времени серии высылок иезуитов – из Индии в первую очередь. Именно в год ликвидации самого богатого после тамплиеров ордена (1773) британский генерал-губернатор Бенгалии вошел в город Патна, уничтожил крупнейший в мире наркоторговый синдикат и установил монополию Ост-Индской компании на торговлю бенгальским опиумом. Говоря современным русским языком, перекрышевал наркотрафик.
Отрывок из книги: «Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги» Степаненко А. Г.
К чему чувствуется запах ладана
Уважаемый отец Олег!
Спасибо за ваше внимание к работе отца Себастьяна. Каждое мнение мы очень ценим, нам это поможет в дальнейшей работе над изучением данной одорологической темы.
С уважением, Андрей Масленников.
Ответ отца Олега Моленко:
Хочу добавить, что вам следовало бы больше внимания посвятить проблеме запаха, освещенной в опыте святых отцов Церкви. Например, упомянуть, что великие преподобные отцы (например, Иоанникий Великий) имели дар от Господа различать греховные страсти (в т.ч. и такую как сребролюбие) по запаху! Ведь каждая страсть имеет свой особый злосмрадный запах. Хорошо бы сделать подборку выписок из житий святых, в которых речь идет о явлениях им бесов, которые свидетельствовались отвратительным смрадом.
Должно было привести учение Церкви о том, что одним из девяти основных адских мучений является ни с чем не сравнимый и неизреченный смрад или зловоние! И наоборот, что явления Господа, Богородицы, святых Ангелов и душ святых людей всегда сопровождались неизреченными благоуханиями. Можно поместить выписки из житий святых (например, Андрея Христа ради юродивого), где речь идет об их посещениях Рая и других небесных обителях, связанных с передачей переживаний неизреченных благоуханий. После этого можно сделать очевидный вывод, что грех, зло, страсть, бесы и ад непременно сопровождаются отвратительным зловонием или смрадом, а благодать, добродетель, Рай, ангелы и святые – неизреченными и дивным благоуханиями.
Что запах через злосмрадие служит наказанием грешнику, а через благоухание (в таком случае его именуют ароматом) – наградой святому и праведнику. Именно от этой реальной и Богом созданной закономерности благоухание посредством естественных природных веществ, собранных и выделанных трудом людей, используется в богослужениях Церкви, как символ того неизреченного духовного и естественного святого благоухания, которое свойственно всему божественному и небесному. Должно при этом подчеркнуть, что Господь Бог, устанавливая состав для миро и прочих церковных благоуханий, настрого запретил использовать этот состав где-либо и как-либо иначе. Это должно подтвердить ссылкой на соответствующие места Писания. Более того, каждый святой угодник Божий имеет свой неповторимый аромат, так что можно было бы по запаху определять – кто это из святых – и составить своего рода аромотеку святых!
Непременно должно и очень важно ради духовной безопасности сообщить опытное учение святых отцов о подделке запахов благоухания бесами.
Бесы прекрасно знают важность запахов в духовной и церковной жизни людей. Поэтому они злонамеренно используют составление благоуханий из украденных у Бога веществ (ибо бесы не являются творцами и сами ничего кроме греха, воровства, разрушения и погибели делать не могут) для попыток обольщения святых угодников, новоначальных подвижников и простых верующих.
Это они делают при своих посещениях под видом Господа, Богородицы (кстати сказать, в МП существует расхожий миф, что, дескать, бесы не могут принять вид Богородицы, что есть ложь и прелесть пагубная), святых ангелов и угодников Божиих, чтобы прикрыть свой реальный смрад и выдать составленное ими «благоухание» за истинное и благодатное.
В связи с этим уместно привести и случаи массового обольщения многих людей из МП многочисленными «мироточениями» из икон, фотографий, пачек икон, стоящих на полке магазина, сложенных в один ряд бумажных икон и т.п. Подобные «мироточение» очень легко осуществляются пронырливыми бесами. Для этого они приготавливают маслообразное пахучее вещество из естественных веществ (а они это могут делать лучше людей) и невидимо спускают это «миро» в различных местах выбранной ими иконы или фотографии с целью обольщения верующих, зараженных ложной духовностью с ее страстью к различным чудесам и знамениям.
Конечно, существуют и реальные благодатные мироточения из черепов, костей и мощей святых угодников. Но очень редко они были в истории Церкви от икон. Икона – живая духовная реальность, а миро присуще хоть и святыне, но умершей, спящей или погребенной. Даже акт миропомазания в этом великом и необходимом Таинстве Церкви имеет смысл погребальный. Мы умираем для греховной жизни со Христом и погребаемся с Ним в водах купели крещения:
А миропомазанием мы запечатываем это погребение или гроб для греха, чтобы он уже никогда не ожил в нас. Для этого и даруется нам дар святого Духа, чтобы жить с Богом и в благоухании благодати, а не в злосмрадии греха.
Само мироточение из иконы, даже благодатное по происхождению, не является основным признаком благодати или ее проявления через эту икону, но только сопутствующим, при этом нужно наличие других более важных признаков и проявлений – истинных исцелений, изгнаний демонов, утешений в скорбях, разрешения проблем, укреплений в подвигах, призыва к покаянию, сокрушения, плача, слез духовных и т.д.
Поэтому верить по одному факту источения «миро» нельзя. При этом обязательно представители истинного духовенства должны прочитать перед начавшей мироточить иконой специальную молитву на изгнания беса, и лишь после этого, если мироточение не прекратится, объявить его Божьим чудом или знамением. В случаях мироточения икон по Божьему действию это является благодатным, но грозными предупреждающим знамением о духовном умирании или смерти данной церковной структуры, монастыря или храма.
Вот почему никак нельзя радоваться мироточениям икон и прелестно принимать их за признак наличия благодати в самой структуре или данном храме, тем самым обольщая себя и других.
Интересно указать на связь благоухающего запаха и Креста Господня, как самого подлинного крестного древа, так и множеств его копий или символов, которые должны носиться с благоговением каждым верным христианином на груди, содержаться в домах и храмах. Само крестное древо было составлено из трех не гниющих смолистых деревьев благородных пород: кипариса, кедра Ливанского и певга. Каждое из этих деревьев имеет по природе приятно пахнущую древесину. Тем более приятнее этот запах в трехсоставном крестном древе. К этому естественному благоуханию добавился и запах Христового освящения и благоухание великой святыни.
В связи с этим должно заметить, в особенности к изготовлению и ношению нательных, внутрихрамовых и накупольных крестов, что их преимущественно должно изготовлять из благородных пород дерева. Повеление об этом мы получили от Самой Божией Матери. Это повеление можно найти в описании Тихвинской иконы Матери Божией и Тихвинского монастыря. Явившись наяву вместе со святителем Николаем Мирликийским избранному из всей монастырской братии пономарю Георгию, Пресвятая Богородица повелела передать, чтобы не водружали металлический крест на купол построенного храма, но деревянный, ибо Мой Сын – пояснила Владычица – не распинался на железном кресте, но на деревянном! Георгий исполнил поручение Царицы Небесной и крест был заменен. Интересно отметить, что впоследствии, когда Бог попустил этому монастырю сгореть дотла, то на пепелище остались лежать невредимыми только две святыни: Тихвинская икона и этот накупольный крест, который был сделан из дерева того самого дуба, на котором изволила восседать Пресвятая Богородица во время беседы с Георгием.
Это явление пресвятой Богородицы было отраженно в иконе «Беседная». На ней мы видим сидящую на стволе дуба Пресвятую Богородицу (причем дерево изогнулось так, что часть ствола, где восседала Царица Небесная, расположилась параллельно земле, а остальная, с кроной, оставалась вертикальной. Возле Матери Божией изображен стоящий святитель Николай Чудотворец, а перед Ней – лежащий лицом вниз в поклоне юноша Георгий.
Хорошо бы найти и почитать редкую книгу о Кресте Господнем, написанную святым Иоанном Кронштадтским.
Многие сведения о Кресте Господнем я по памяти привожу из нее.
Без этого дополнения ваша работа о запахах в христианстве много теряет и проигрывает и выглядит не полной.