К чему стремится актер
О чем мечтают герои пьесы «На дне»?
Каждый из героев пьесы “На дне” мечтает о хорошей жизни. Обитатели ночлежки для бедных не живут, а существуют. И каждый герой в уме рисует свое идеальное будущее.
Наташа мечтает изменить свою жизнь. Ей нет житья из-за жестокой и деспотичной сестры и ее мужа. Девушка вынуждена каждый день терпеть издевательства. Наташа грезит о том, что кто-то особенный приедет и изменит ее жизнь. Однако мечты девушки так и остаются мечтами.
Васька Пепел – вор. Ему не доставляет удовольствия это сомнительное ремесло. Васька хочет начать новую жизнь. Но не один, а вместе со своей невестой Наташей. Он мечтает перебраться вместе с возлюбленной в Сибирь и начать там совершенно новую жизнь.
Василиса Карповна – склочная и злобная женщина. Трудно сказать, могла ли она любить кого-то по-настоящему. Но точно можно сказать, что Василиса мечтала избавиться от своего мужа, хозяина ночлежки. Но в итоге она оказалась в тюрьме.
Костылев был человеком скаредным и беспринципным. Его основной ценностью были деньги. Костылев мечтал о богатстве, даже если оно добыто нечестным путем.
Лука – человек светлый и добрый. Он повидал многое в своей жизни, но все равно сохранил в своем сердце добро. Он мечтает хоть как-то помочь несчастным обитателям ночлежки. К примеру, он советует Актеру отправиться в специальную бесплатную лечебницу для алкоголиков (хоть на самом деле это было выдумкой).
Актер был человеком слабохарактерным. Он доверил свою жизнь алкоголю. Услышав от Луки о бесплатной лечебнице, Актер мечтает накопить денег и отправиться туда. Но силы воли не хватает. После исчезновения Луки Актер наложил на себя руки.
Клещ мечтает выбраться из ночлежки и покончить со своим нищенским существованием. Клещу противна своя жизнь, ему не нравится беднота. Но вырваться из нищеты Клещу не удается.
Положение Анны было еще хуже. Она наверняка мечтала выздороветь. Но еще сильнее хотела, чтобы Клещ был к ней поласковее. Она постоянно терпела побои и критику со стороны мужа.
Сатин хотел жить в свое удовольствие. Он считал, что труд не должен тяготить человека.
Мечтой Бубнова наверняка было полное безделье. Он любил выпить, но отчаянно не хотел работать. Бубнов был настоящим лентяем.
Квашня мечтала жить в достатке и найти себе нового мужа. Она все-таки вышла замуж за полицейского Медведева, но супруг не оправдал ее ожиданий.
Барон был обедневшим дворянином. Он хотел бы вернуть прежнюю богатую жизнь. Однако Барон понимает, что былое уже не вернуть.
Алешка признается, что ему ничего не нужно от жизни.
Хозяева ночлежки
Михаил Иванович Костылев в «На дне» — хозяин ночлежки для бедных, один из главных персонажей пьесы. Он представитель класса угнетающих людей.
Костылев, зная о бедственном положении своих постояльцев, наживается на них. Жильцы ненавидят его за жадность, злой характер, двуличие. Прикидываясь честным человеком, он скупает похищенное имущество, дважды сдает своего подельника Ваську Пепла, за что того сажают в тюрьму.
Костылев показан в пьесе, как очень религиозный человек. Однако его религиозность — это страх божьей кары. Главной ценностью Костылева являются деньги. Только о них он мечтает, ради них готов на любой подлый поступок. Будучи хозяином ночлежки, имея деньги и власть, он не понимает, что сам находится на социальном дне.
Жена Костылева — Василиса Карповна, молодая девушка. Она идеально подходит своему мужу, такая же лживая, злая, хитрая и очень жадная на деньги. Хозяйка ночлежки — отрицательный персонаж, она терпит своего старого ненавистного ей мужа только из-за наследства.
Василиса мечтает, чтобы муж умер и оставил ей все свое состояние. Тогда бы она стала полновластной хозяйкой ночлежки и могла бы жить со своим любовником.
Истории постояльцев
Васька Пепел — любовник Василисы. Его профессия — вор. Несмотря на свои преступные наклонности, он хочет покончить с этим, забрать Наташу, которую очень любит, и уехать с ней жить в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь. В конце пьесы он случайно убивает хозяина ночлежки — Костылева и его сажают в тюрьму. Все его мечты рушатся.
Наташа — добрая, хорошая девушка, сестра Василисы. Она терпит издевательства и побои от сестры и ее мужа. Мечтает, что кто-нибудь приедет и увезет ее из ночлежки. Однако ее мечтам не суждено будет сбыться. Она пропадет.
Бубнов, Сатин, Актер и Лука
До того как попасть в ночлежку, Бубнов был владельцем красильной мастерской. В силу жизненных обстоятельств он был вынужден оставить мастерскую, жена уходит от него. Бубнов — фаталист, он считает, что человек ничего не может изменить в своей жизни и вынужден плыть по течению, опускаясь постепенно на самое дно, поэтому он живет в долг, занимая постоянно деньги, пьет не останавливаясь и не пытается изменить свою жизнь к лучшему.
У Бубнова нет мечты, из-за этого он всех ненавидит, говорит людям все, что о них думает, нисколько не жалея, если обижает их своими злыми словами.
Следующий обитатель ночлежки — Сатин. У него своя жизненная философия: он считает, что труд не должен тяготить человека, надо делать все в свое удовольствие, любит спорить. Ему безразлична своя жизнь, он спивается и скатывается на самое дно.
Пожилой странник Лука, который приходит в ночлежку, пытается вселить в ее обитателей веру, надежду на светлое будущее. Он мечтает об одном — оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Клещ и Анна
Андрей Митрич Клещ оказывается в ночлежке из-за своей жены Анны, так как та больна и ей нужны лекарства. В начале пьесы он работает слесарем и мечтает, что в его жизни все еще устроится, и он вновь поднимется со дна, но, как и все постояльцы, спивается и теряет работу.
Бедная жена Клеща Анна тяжело больна. Она мечтает лишь об одном: что на том свете ей будет лучше и она отдохнет от всех несчастий, что были с ней на земле.
Барон и Настя
Предыстория жизни Барона — у него когда-то было положение в обществе, деньги. Но из-за страсти к азартным играм он потерял все. Он мечтает вернуть себе былую жизнь, деньги, однако, понимает, что это невозможно. У него любовные отношения с Настей, которая содержит его.
Настя — падшая женщина, которая мечтает об огромной любви, любит читать книжки. Но рядом с ней только нищета, поэтому она спивается. Прошлое Насти из пьесы «На дне» демонстрирует, что как бы человек ни хотел что-то изменить, исправить ошибки, сделанные ранее, это практически невозможно.
Квашня и Алешка
Квашня — женщина, торгующая пельменями. Она мечтает найти себе мужа и жить в достатке, чтобы не нуждаться. На дно ее привело то, что бывший муж избивал ее. В конце пьесы ее мечта сбывается, он находит себе мужа — полицейского Медведева.
Последний житель ночлежки — Алешка. Он веселый, беззаботный парень, любящий алкоголь, который ни к чему не стремится, ничего в жизни не хочет, ничем не занимается.
Максим Горький описывает тщетность бытия героев своей пьесы. Опустившись на самое «социальное» дно, никому из них уже не суждено подняться наверх. Мечты героев «На дне» полностью расходятся с реальностью. У них нет будущего, так как кто-то из них не может найти себе работу, а кто-то не желает.
Все их попытки наладить жизнь, чтобы жить лучше, разбиваются о жестокую реальность. Они верят Луке, который дарит им надежды на лучшую жизнь. Но практически все пьют, чтобы не видеть то, что их окружает, и поэтому ведут себя пассивно, то есть не прикладывают никаких усилий, чтобы подняться со дна.
Актер в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Актер (в исполнении Н. Г. Александрова) |
Актер является одним из второстепенных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Актер в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
«. приблизительно одного возраста, лет под 40. «
«Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…»
«Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…»
«Идем, Навухудоноссор! Напьюсь – как… сорок тысяч пьяниц…» (Актер о себе)
«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…»
«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?»
«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине)
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»
«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»
«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…»
«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?
Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»
Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:
«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…
Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема…
Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»
«Актер. Кончено и решено! Старик, где город… где ты?
Сатин. Фата‑моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!
«Сатин. Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?
Актер. Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!
Сатин. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…
«Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!»
Сатин. Лахеза… Гера… Афродита… Атропа… черт их разберет! Это всё старик… навинтил Актера… понимаешь, Барон?
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»
«Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!»
Урок 2. Главные качества хорошего актёра
Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».
В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.
Содержание:
Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
1 | Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками. |
2 | Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы. |
Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
1 | Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1. |
2 | Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите. |
Другие упражнения ищите в профильной статье.
Воображение и способность мыслить творчески
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.
Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
A | Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты. |
B | Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали. |
C | Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти. |
D | Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству. |
С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
1 | Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька. |
2 | Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов. |
3 | Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт. |
Другие упражнения описаны в отдельном материале.
Качества профессионального актера
Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.
Обаяние и харизма
Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.
Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.
Коммуникабельность
Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.
Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:
Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.
Умение справляться со страхом
Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.
Психическая уравновешенность
Трудолюбие и работоспособность
Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.
Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства
Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Музыкальные и хореографические навыки
Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.
Вкус, эстетика, чувство гармонии
Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.
Стремление совершенствоваться
Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.
Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность
Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.
Другие качества
Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:
Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.
На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.