К чему стремится бубнов в ночлежке
Бубнов в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Бубнов (актер В. В. Лужский) |
Бубнов является одним из второстепенных персонажей знаменитой пьесы «На дне» Горького.
В этой статье представлен цитатный образ Бубнова в пьесе «На дне» Горького: характеристика, описание персонажа.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
Бубнов в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
«Я вот – скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые – от краски: меха подкрашивал я, – такие, брат, руки были желтые – по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!»
«Бубнов. Правда. Было так: жена у меня с мастером связалась… Мастер, положим, хороший… очень он ловко собак в енотов перекрашивал… кошек тоже – в кенгурий мех… выхухоль… и всяко. Ловкач. Так вот – связалась с ним жена… и так они крепко друг за друга взялись, что – того и гляди – либо отравят меня, либо еще как со света сживут. Я было – жену бить… а мастер – меня… Очень злобно дрался! Раз – половину бороды выдрал у меня и ребро сломал. Ну и я тоже обозлился… однажды жену по башке железным аршином тяпнул… и вообще – большая война началась! Однако вижу – ничего эдак не выйдет… одолевают они меня! И задумал я тут – укокошить жену… крепко задумал! Но вовремя спохватился – ушел…
Лука. Эдак‑то лучше! Пускай их там из собак енотов делают.
Бубнов. Только… мастерская‑то на жену была… и остался я – как видишь!»
«Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него – изодранная картонка из‑под шляпы – для козырьков, куски клеенки, тряпье.»
«Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь – не забудь! Сколько должен мне?
«Запой у меня, видишь ли… Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю. «
Бубнов. Я – скоро! В этот раз капитал я накопил – коротенький…»
«Мм‑да. А я вот… не умею врать! Зачем? По‑моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
«Бубнов. А – пьешь – напрасно! Это, брат, вредно… пить – вредно.
Алешка. По тебе вижу! Ты – только пьяный и похож на человека…»
Это был цитатный образ Бубнова в пьесе «На дне» Горького: характеристика, описание героя.
Бубнов — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»
Образ жизни «на дне»
Бубнов — один из самых спокойных и нетребовательных жильцов ночлежки. В привычной утренней перепалке он не участвует, лишь философски замечает в ответ на жалобы умирающей Анны: «Шум смерти не помеха». Бубнов, вообще, склонен к резонёрству. Он охотно подводит итоги спорам, выносит суждения по поводу происходящего. Так Сатин на свой вопрос: «Кто это бил меня вчера?» получает неожиданный ответ: «А тебе не всё равно?» На первый взгляд, до происходящего вокруг персонажу нет особого дела. Сочувствия или желания помочь в его поведении не видно. «На что совесть? Я — не богатый…», — говорит он. Однако всё же указывает Клещу на отвратительное отношение к больной жене. Самое цитируемое его высказывание «Ниточки-то гнилые…» относится к диалогу Пепла с Наташей. Так картузник предупреждает девушку об опасности обмана. После он открыто говорит молодому вору, что не верит в его чувства, и Наташа погибнет, связавшись с ним. Имеющий достаточный жизненный опыт, Бубнов хорошо разбирается в характерах и отношениях людей. Он всегда в курсе происходящего, комментирует слова и поступки окружающих, но, рассудительный и практичный, не вмешивается в их жизнь, не даёт советов, не убеждает в необходимости перемен, как Лука. Он не хочет взваливать на себя ответственность за чужие дела и судьбу.
С другими ночлежниками герой общается мало и не слишком охотно, отделываясь короткими замечаниями по мере необходимости. Возможно, поэтому ни с кем не конфликтует. В бездомном ремесленнике есть чувство собственного достоинства, и это заставляет окружающих относиться к нему с уважением. Даже с хозяевами ночлежки – Василисой и её мужем — Бубнов говорит без особого пиетета, их угрозы его не пугают. Он неизменно сохраняет хладнокровие.
Взгляд на жизнь
Место Бубнова в идеологическом конфликте
Внезапно открывшаяся в Актёре и Пепле вера в лучшее будущее, в правду, о которой вещает Лука, бывалого ночлежника сильно раздражает: «И чего вы оба мелете? Не пойму… Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем?». Бубнов не может поверить в спасительную силу надежды, в слова Луки о нужности каждого, живущего на земле, о том, что люди родятся «для лучшего», что «человека пожалеть надо». Он убеждён в случайности, непредсказуемости, бесполезности существования: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
Бубнов — пьяница, и, по собственному признанию, лентяй, но человек трезво мыслящий, рассудительный. В пьяном состоянии у него бывают порывы великодушия, приступы беззаботного веселья, хотя большей частью он груб и несколько циничен. Он не строит иллюзий, не склонен к жалости, но имеет твёрдые нравственные устои, не способен на подлость, обман, преступление. Образ Бубнова в пьесе М. Горького «На дне» представляет собой практическую оппозицию взглядам Луки, его спасительному мифотворчеству. Веру Сатина во всесилие человека он тоже не разделяет, считая человека безвольной игрушкой в руках судьбы.
Характеристика образа Бубнова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Хозяева ночлежки
Михаил Иванович Костылев в «На дне» — хозяин ночлежки для бедных, один из главных персонажей пьесы. Он представитель класса угнетающих людей.
Костылев, зная о бедственном положении своих постояльцев, наживается на них. Жильцы ненавидят его за жадность, злой характер, двуличие. Прикидываясь честным человеком, он скупает похищенное имущество, дважды сдает своего подельника Ваську Пепла, за что того сажают в тюрьму.
Костылев показан в пьесе, как очень религиозный человек. Однако его религиозность — это страх божьей кары. Главной ценностью Костылева являются деньги. Только о них он мечтает, ради них готов на любой подлый поступок. Будучи хозяином ночлежки, имея деньги и власть, он не понимает, что сам находится на социальном дне.
Жена Костылева — Василиса Карповна, молодая девушка. Она идеально подходит своему мужу, такая же лживая, злая, хитрая и очень жадная на деньги. Хозяйка ночлежки — отрицательный персонаж, она терпит своего старого ненавистного ей мужа только из-за наследства.
Василиса мечтает, чтобы муж умер и оставил ей все свое состояние. Тогда бы она стала полновластной хозяйкой ночлежки и могла бы жить со своим любовником.
Истории постояльцев
Васька Пепел — любовник Василисы. Его профессия — вор. Несмотря на свои преступные наклонности, он хочет покончить с этим, забрать Наташу, которую очень любит, и уехать с ней жить в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь. В конце пьесы он случайно убивает хозяина ночлежки — Костылева и его сажают в тюрьму. Все его мечты рушатся.
Наташа — добрая, хорошая девушка, сестра Василисы. Она терпит издевательства и побои от сестры и ее мужа. Мечтает, что кто-нибудь приедет и увезет ее из ночлежки. Однако ее мечтам не суждено будет сбыться. Она пропадет.
Бубнов, Сатин, Актер и Лука
До того как попасть в ночлежку, Бубнов был владельцем красильной мастерской. В силу жизненных обстоятельств он был вынужден оставить мастерскую, жена уходит от него. Бубнов — фаталист, он считает, что человек ничего не может изменить в своей жизни и вынужден плыть по течению, опускаясь постепенно на самое дно, поэтому он живет в долг, занимая постоянно деньги, пьет не останавливаясь и не пытается изменить свою жизнь к лучшему.
У Бубнова нет мечты, из-за этого он всех ненавидит, говорит людям все, что о них думает, нисколько не жалея, если обижает их своими злыми словами.
Следующий обитатель ночлежки — Сатин. У него своя жизненная философия: он считает, что труд не должен тяготить человека, надо делать все в свое удовольствие, любит спорить. Ему безразлична своя жизнь, он спивается и скатывается на самое дно.
Пожилой странник Лука, который приходит в ночлежку, пытается вселить в ее обитателей веру, надежду на светлое будущее. Он мечтает об одном — оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Клещ и Анна
Андрей Митрич Клещ оказывается в ночлежке из-за своей жены Анны, так как та больна и ей нужны лекарства. В начале пьесы он работает слесарем и мечтает, что в его жизни все еще устроится, и он вновь поднимется со дна, но, как и все постояльцы, спивается и теряет работу.
Бедная жена Клеща Анна тяжело больна. Она мечтает лишь об одном: что на том свете ей будет лучше и она отдохнет от всех несчастий, что были с ней на земле.
Барон и Настя
Предыстория жизни Барона — у него когда-то было положение в обществе, деньги. Но из-за страсти к азартным играм он потерял все. Он мечтает вернуть себе былую жизнь, деньги, однако, понимает, что это невозможно. У него любовные отношения с Настей, которая содержит его.
Настя — падшая женщина, которая мечтает об огромной любви, любит читать книжки. Но рядом с ней только нищета, поэтому она спивается. Прошлое Насти из пьесы «На дне» демонстрирует, что как бы человек ни хотел что-то изменить, исправить ошибки, сделанные ранее, это практически невозможно.
Квашня и Алешка
Квашня — женщина, торгующая пельменями. Она мечтает найти себе мужа и жить в достатке, чтобы не нуждаться. На дно ее привело то, что бывший муж избивал ее. В конце пьесы ее мечта сбывается, он находит себе мужа — полицейского Медведева.
Последний житель ночлежки — Алешка. Он веселый, беззаботный парень, любящий алкоголь, который ни к чему не стремится, ничего в жизни не хочет, ничем не занимается.
Максим Горький описывает тщетность бытия героев своей пьесы. Опустившись на самое «социальное» дно, никому из них уже не суждено подняться наверх. Мечты героев «На дне» полностью расходятся с реальностью. У них нет будущего, так как кто-то из них не может найти себе работу, а кто-то не желает.
Все их попытки наладить жизнь, чтобы жить лучше, разбиваются о жестокую реальность. Они верят Луке, который дарит им надежды на лучшую жизнь. Но практически все пьют, чтобы не видеть то, что их окружает, и поэтому ведут себя пассивно, то есть не прикладывают никаких усилий, чтобы подняться со дна.
Бубнов («На дне»)
Конец 19 века выдался трудным для жителей российских городов. Человек зачастую оставался без работы и крова, голодал, бедствовал и постепенно опускался на дно, теряя свой нравственный облик.
Именно таких персонажей собрал под одной крышей автор. Среди них читатель встречает и пьяницу-картузника, о котором пойдёт речь далее. В этой статье дается подробная характеристика образа Бубнова. Этот герой со своей обречённой философией фаталиста занимает в пьесе одно из важных мест.
Кто такой Бубнов
Бубнов не является центральным героем пьесы. Это второстепенный персонаж, но, несомненно, заслуживающий внимания.
Герой — мужчина 45 лет, который когда-то имел в своей жизни всё, что нужно для благополучия: дом, семью и прибыльное дело, уважение среди людей. В собственной мастерской он занимался скорняжным производством — изготавливал предметы из меха и кожи.
Нищета и голод заставили его зарабатывать на кусок хлеба изготовлением шапок и картузов. Со временем его выручка становится всё меньше. Да и те небольшие деньги, что он ещё в состоянии заработать, уходят на выпивку.
Читатель встречается с героем в ночлежке для бездомных, которую содержат супруги Костылевы. Там Бубнов обитает вместе с другими персонажами пьесы. Он давно не платит за приют, но хозяйка ночлежки Василиса Костылева позволяет ему пока ночевать в долг «из милости».
Взгляды Бубнова на жизнь
Этот герой — настоящий фаталист. Он пассивен, так как безоговорочно считает, что в жизни всё предрешено, и следует плыть по течению, не сопротивляясь судьбе. Бубнов утратил веру в будущее и в доброту людей, не видит смысла в борьбе за место под солнцем и считает своё существование законченным.
При этом он часто предаётся фантазиям на тему, как могла бы сложиться его судьба, будь всё иначе. Вступает в философские разговоры с другими обитателями ночлежки и спорит с ними о смысле жизни.
Характер
Сам себя Бубнов описывает как правдолюбца, честного человека, не умеющего врать, но ленивого и склонного к пьянству. При этом открыто признаёт, что у него нет совести. Он без смущения даёт резкую характеристику не только себе, но и окружающим его людям. Не стесняется в выражениях, говорит все прямо и категорично, с холодным равнодушием отчаявшегося и разочаровавшегося человека. Бубнов не жалеет даже умирающую Анну, которая просила вести себя потише. Бубнов заявляет ей, что «шум — смерти не помеха». Он человеконенавистник и считает, что «все люди на земле — лишние».
Герой действительно правдив, он никогда не лукавит. Оказавшись на самом дне, он понимает, что терять ему больше нечего и не изображает из себя того, кем не является. Сначала ему было сложно принять жизненные перемены, они чуть было не свели его с ума. Но потом он смирился со своей судьбой и покорился ей.
Яркой чертой персонажа является его слабость, нежелание и не способность помочь самому себе. У него отсутствует сила воли. Он не понимает, в какую сторону ему нужно двигаться, не умеет и не хочет бороться с трудностями. Длительное бездействие приводит его к потере навыков своего мастерства, он начинает всё меньше работать, больше выпивать, залезает в долги. Бубнов доходит до той черты, когда все деньги спускает на алкоголь и уже не может оплачивать и своё место в ночлежке.
Он коротает время, рассуждая о жизни с другими персонажами. Бубнов убежден, что все люди лгут и лицемерят, и заявляет, что, опустившись на дно, человек показывает своё истинное лицо.
Заключение
На примере образа Бубнова автор показывает, что оказаться «на дне» может даже человек изначально благополучный. Но выбраться обратно способны только люди, сильные духом и готовые к борьбе за собственное счастье.
Бубнов
В системе образов драмы М. Горького «На дне» Бубнов занимает важное место. Это образ еще одного человека, находящегося на «дне» жизни. Бывший скорняк, Бубнов оказывается в ночлежке, превращается в безработного пьяницу.
Судьба
Перед тем как оказаться на «дне» жизни, Бубнов имел собственную мастерскую. Герой был скорняком – мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Причем Бубнов работал не только сам, но и имел работника. В конечном счете жена Бубнова влюбилась в мастера, работавшего на него. Бубнов решил, что лучшим способом будет бить жену. Однако мастер защищал ее. И тогда Бубнов решил «укокошить» жену, но, как признается герой, вовремя «спохватился» и ушел. Так герой остался ни с чем: одиноким, без денег и без жилья.
Бубнов стал жить в ночлежке для бедных. Теперь он работает картузником, изготовляя головные уборы. В произведении показывается, что герой совсем разучился работать. Вместо желтых рук, которые у Бубнова были, когда он работал скорняком, у него стали просто грязные руки. Теперь герой разучился шить. Поэтому он находится в долговой яме и не может вернуть все деньги, которые должен хозяйке ночлежки.
Отношение к жизни
В пьесе особое внимание уделяется рассуждениям персонажей. Появившийся в ночлежке Лука спорит с Бубновым и Сатиным относительно правды и лжи. У Бубнова мнение категорично: нужно говорить только правду, даже если она тяжела для человека. Он считает, что нечего стесняться, что нужно «валить» правду, несмотря ни на что. Сам Бубнов говорит, что не умеет врать.
Качества
Характеристика Бубнова («На дне») во многом строится из его внутренних и внешних качеств. Герой, оказавшись на «дне», перестал быть похожим на человека. Он не стремится сохранять в себе положительные черты. Бубнов говорит о том, что он беден, поэтому ему нет смысла сохранять совесть, ее у него просто нет.
Бубнов – любитель выпить. Герой сам признается, что он пьяница, что он очень не любит работать, что он очень ленив. Поэтому ему не удается смастерить шляпу. Алешка, другой житель ночлежки, утверждает, что Бубнов становится похожим на человека, только когда выпьет. Сам Бубнов считает, что нахождение на «дне» жизни демонстрирует истинное лицо человека. И он это лицо тоже уже показал.