К чему тут это чинопочитание толстый

Толстый и тонкий

Чехов Антон Павлович

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое. ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.

— Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Источник

Толстый и тонкий Чехов читать, Толстый и тонкий Чехов читать бесплатно, Толстый и тонкий Чехов читать онлайн

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…

— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте… Что вы-с… — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Главные герои

Порфирий – тонкий, коллежский асессор.

Миша – толстый, тайный советник.

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Краткое содержание

«На вокзале Николаевской железной дороги» встретились два друга детства: один толстый – Миша, другой тонкий – Порфирий. Приятели были «приятно ошеломлены встречей» и радостно приветствовали друг друга.

Тонкий начал вспоминать, как они с Мишей учились в гимназии, знакомить толстого со своей семьей – женой Луизой и сыном-гимназистом Нафанаилом. Порфирий рассказывает, что служит второй год коллежским асессором и «имеет Станислава», а в свободное время делает из дерева портсигары.

Однако когда тонкий узнает, что его приятель дослужился до тайного советника и «две звезды имеет», то на глазах меняется. Он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился», начал обращаться к другу «ваше превосходительство» и услужливо хихикать. Толстый поморщился, не понимая, «к чему тут это чинопочитание». Однако тонкий уже не мог избавиться от подобострастного тона и преданного выражения лица.

От увиденного тайного советника едва не стошнило. «Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку». «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем», его «жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой». «Все трое были приятно ошеломлены».

Толстый и тонкий Чехова читать сюжет рассказа

Однажды Николаевский вокзал принял на своем перроне двух школьных друзей, которые много лет не имели возможности увидеться. Оба были искренне рады этой неожиданной для того и другого встрече. Они с удовольствием пожимали друг другу руки, наперебой задавали вопросы.

В отличие от Миши (толстого), Порфирий (тонкий) был не один. Его сопровождали супруга и сын. С самого начала произведения герои противопоставляются друг другу. Прежде всего, это касается портретной характеристики и описания рода занятия. Запах дорогой еды и недешевого парфюма исходил от Миши. Порфирий же был скорее тощим, перегружен большим количеством котомок.

Друзья с необыкновенным азартом принялись вспоминать эпизоды из школьной жизни, смеясь от души над собственными проделками в прошлой жизни. Когда речь зашла о том, чем каждый из бывших гимназистов занимается в своей жизни, о собственных достижениях, должность коллежского асессора, которую занимал Порфирий, была произнесена с особой важностью. Кроме того, этот человек с гордостью рассказал о жене, занимавшейся музыкой, и сыне. «Пробавляемся кое-как…» — такое заключение о себе сделал Порфирий после рассказа об изготовлении и продаже портсигар. Он дал понять, что не собирается жаловаться на судьбу и остается доволен всем.

Настроение Порфирия в следующую минуту заметно меняется, когда он узнает, в каком статусе находится его школьный товарищ. Услышав от него: «я уже до звезды дослужился», Порфирий остолбенел. Его сердце будто сжалось и от неожиданности, и от страха. От довольной улыбки не осталось и следа. Нервозное ощущение сковало его движения и отразилось на мимике. Неподдельное удивление показалось и на лицах других членов семьи. Ему не верилось, что его знакомый оказался так высоко. А он стоит напротив и ведет с ним беседу, не зная этого. С этого момента тон Порфирия изменился до неузнаваемости, речь стала похожа на официальный разговор.

Заметив это, Миша в недоумении отреагировал: «к чему тут это чинопочитание». Догадавшись, почему друг изменился в поведении, ему стало неприятно от этого. Он поспешно подал руку на прощание.

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учит оставаться самим собой в любой ситуации, сохранять чувство собственного достоинства, гордости и силу духа. Заискивание и попытка угодить человеку, имеющему более высокий статус, может закончиться плачевно для того, кто сам себя унижает.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Сюжет

На вокзале встретились два товарища: тонкий и толстый. Они были товарищами ещё со времён детства, но затем их жизненные пути разошлись. Толстый, Михаил, только что отобедал, и всё его существо выражало полное удовлетворение жизнью. Тонкий, Порфирий, сошёл с поезда и был весь нагружен чемоданами. За его спиной стояла худенькая жена и высокий сын-гимназист.

Друзья детства были очень рады видеть друг друга и даже прослезились от переизбытка чувств. Они принялись расспрашивать о том, как сложилась жизнь, и с головой окунулись в воспоминания. Порфирий вспомнил, как в детстве Михаила дразнили Геростратом за то, что он поджёг папироской учебник, а его самого – Эфиальтом за тягу к ябедничеству. Он рассказал, что служит коллежским асессором, а в свободное от работы время делает деревянные портсигары на продажу. Жена его Луиза, урожденная Ванценбах, зарабатывала на жизнь уроками музыки.

Порфирий отметил, что товарищ его хорошо одет, прекрасно выглядит и, по всей видимости, явно не бедствует. Михаил поведал, что дослужился до тайного советника, получил две звезды. Узнав, что друг детства так круто взобрался по карьерной лестнице и преуспел в жизни, Порфирий изменился в лице. Он будто весь съёжился, а вместе с ним и все его чемоданы и узелки. Его супруга приняла почтительное выражение лица и даже Нафанаил застегнул все пуговицы своего мундира и вытянулся в струнку.

Тонкий вдруг заговорил неестественным голосом, в котором явственно читалось раболепие и угодничество. Соблюдая субординацию, он принялся обращаться к Михаилу на «вы» и всячески заискивать и лебезить перед ним. Поведение Порфирия резко изменилось, и это очень не понравилось толстому, которого чуть не стошнило от излишнего благоговения и почтительности со стороны друга детства. На прощанье он подал руку Порфирию, и тот с подобострастием пожал ему три пальца. Вместе с женой и сыном он ещё долго смотрел вслед Михаилу и никак не мог прийти в себя от встречи со столь важной персоной.

Вывод и своё мнение

Общество никогда не будет здоровым, пока в нём присутствует поклонение перед богатством, чинами, высоким социальным статусом. Чинопочитание, столь характерное для России XIX века, на корню губит личность, уничтожая все лучшие качества любого человека: искренность, открытость, честность, доброжелательность. Человек, сознательно уничижающий собственные достоинства из-за поклонения высокому социальному статусу другого человека, не может считаться полноценной личностью. Хуже всего, когда подобное поведение считается в обществе абсолютно нормальным и молодое поколение перенимает эту модель поведения.

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Источник

Сочинение: тема “толстого и тонкого” в юмористическом рассказе а.п. чехова

Сочинение «Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (1)»

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

В словаре литературных терминов говорится, что сценка —это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки.

В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей — бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, — об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один — преуспевающий, второй — мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д’оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и «был навьючен чемоданами, узлами и картонками», «пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, «облобызались».

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его «лютеранка, урожденная Ван-ценбах», а сын ученик III класса.

Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, «восторженно» глядя на него.

Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили.

Он вдруг «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

Сам он съежился, сгорбился, сузился». Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки.

Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга «ваше превосходительство» и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: «…

К чему тут это чинопочитание?» То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку.

Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице «благоговения, сладости и почтительной кислоты», «отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку».Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий — маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни.

Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед «значительным лицом».Этот рассказ Чехов написал в 1883 году — более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор. И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица «Дружба — дружбой, а служба — службой» тоже верна.

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П.

Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения.

Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей.

Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости.

Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно.

Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды.

Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире.

Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей.

Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Будь в числе первых на доске почета

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: А.П. Чехов “Толстый и тонкий”

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ.

Цель: выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста; Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу.

Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.

У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.

Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

– О чем эта деталь говорит?

«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна – две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

– Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?

– А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

– Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.

– Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

– Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

– Прочитайте речь тонкого.

– Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

– Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» – не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

– Прочитаем ответ толстого.

– Что мы узнаем о его положении в обществе?

– Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

– Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

– Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

– Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

– Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

– Зачем их так много?

– Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

– Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

– Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

– Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

– Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

– Для чего он это сделал?

– Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?

– Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?

– Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?

5. Домашнее задание: 1) Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

Сочинения по литературе: Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» В словаре литературных терминов говорится, что сценка — Это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.

Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей — бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, — об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один — преуспевающий, второй — мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д’оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и «был навьючен чемоданами, узлами и картонками», «пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, «облобызались».

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его «лютеранка, урожденная Ван-ценбах», а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца). Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, «восторженно» глядя на него.

Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили.

Он вдруг «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился, сузился». Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки.

Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга «ваше превосходительство» и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: «…К чему тут это чинопочитание?

» То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку.

Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице «благоговения, сладости и почтительной кислоты», «отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку». Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий — маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни.

Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед «значительным лицом».

Этот рассказ Чехов написал в 1883 году — более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор. И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица «Дружба — дружбой, а служба — службой» тоже верна. В коротких и смешных рассказах А.

П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства. Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны.

Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор.

Пока разница в положении им неизвестна, их глаза светятся искренней радостью, и друзья, перебивая друг друга, вспоминают прежние времена, расспрашивают о нынешнем житье-бытье.

Но вот становится известным их служебное положение. С толстым, к удивлению, не происходит никакой перемены, его действительно волнуют воспоминания, старые гимназические проделки. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»?

Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

В словаре литературных терминов говорится, что сценка – это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова “Толстый и тонкий” написан в жанре сценки.

В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей – бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, – об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один – преуспевающий, второй – мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и “губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д’оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и “был навьючен чемоданами, узлами и картонками”, “пахло от него ветчиной и кофейной гущей”. Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, “облобызались”.

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его “лютеранка, урожденнаяВанценбах”, а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, “восторженно” глядя на него. Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили. Он вдруг “побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

Сам он съежился, сгорбился, сузился”. Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки. Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга “ваше превосходительство” и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: “… К чему тут это чинопочитание?” То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг.

Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку. Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице “благоговения, сладости и почтительной кислоты”, “отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку”.

Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий – маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни. Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед “значительным лицом”.

Этот рассказ Чехов написал в 1883 году – более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор.

И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица “Дружба – дружбой, а служба – службой” тоже верна.

(No Ratings Yet)
Loading…

Порівняльна характеристика карла та ганелона.

Ви зараз читаєте: Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)« Тарас Шевченко – Заступила чорна хмараСравнительная характеристика Остапа и Андрия »

«Мой А. П. Чехов»

К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть фото К чему тут это чинопочитание толстый. Смотреть картинку К чему тут это чинопочитание толстый. Картинка про К чему тут это чинопочитание толстый. Фото К чему тут это чинопочитание толстый

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская средняя общеобразовательная школа»

Таранова Виктория Сергеевна, 13 лет

Таранова Вита Александровна, учитель русского языка и литературы

А.П. Чехов – один из самых

чудесных писателей на земле.

Занять одно из первых мест в литературе при жизни Льва Николаевича Толстого было ох как не просто. Антона Павловича Чехова постоянно сравнивали с ним. А писатель по призванию и врач по образованию в одном из писем признался: « Я ни одного человека не любил так, как его».

Но вот однажды и мудрец Толстой, зорко следивший за творческим ростом Чехова, отметил: «…новые, совершенно новые… для всего мира формы письма».

Однако насколько хороша эта новизна? Придётся ли по вкусу публике?

Поэтому я не случайно начала своё сочинение со слов А.Фадеева. Ведь я разделяю его точку зрения: Чехов – лучший писатель! Кроме того, я считаю, что его книги, действительно, публике пришлись по вкусу.

Ведь драматические произведения Антона Павловича не сходят сегодня со сцены театров: открытие театрального сезона, закрытие ли его, на сцене неизменно постановка Чехова.

Более ста лет творчество писателя почитаемо как в нашей стране, так и за рубежом. И этот факт ни для кого не секрет.

Однако моя цель не хвалить Чехова как художника слова, я хочу рассказать о своём Антоше Чехонте.

Не скрою, впервые с творчеством Антона Павловича Чехова я познакомилась в школе на уроках литературы. Но его рассказы настолько тронули струны моей души, что я ими просто зачитывалась.

Кто не знает его « Ваньку», «Каштанку», «Хамелеона», «Беглеца» или «Лошадиную фамилию»? Ведь они составляют золотую сокровищницу русской литературы. Я ставлю Чехова в один ряд с замечательнейшими писателями золотого века: Пушкиным, Гоголем, Толстым.

Но у Антона Павловича есть одна отличительная особенность: он писал о ни чем не примечательных людях – чиновниках, полицейских, студентах, врачах. Они изображались в самых обыденных обстоятельствах: в работе, на отдыхе, в театре, по дороге на дачу.

А вот в зависимости от того, в какую ситуацию попал герой, я рассказы Чехова поделила бы на смешные и грустные.

Всё так потому, что человек – существо чувствительное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, если с кем-то случилось несчастье. А в центре произведений Чехова- человек.

Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его – неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из неё сделать грузила. Чехов заставляет читателя смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком.

Но разве он один отвинчивает гайки, не помышляя о последствиях? Мы видим, что вся деревня потонула в невежестве и нищете.

А за образом мужичонки – «злоумышленника» скрывается такая народная беда, что, читая рассказ, не смеяться хочется, а, наоборот, испытываешь жалость и к мужику, и к народу в целом.

Очень мне нравится рассказ «Лошадиная фамилия». Никогда не подумала бы, что в рассказе речь пойдёт о людях. Оказывается, под таким заголовком произведения скрывается фамилия лекаря. Нельзя не отметить, что медицинская тема очень близка Чехову, ведь он врач и для многих своих художественных сюжетов черпал материалы из своей врачебной практики.

Но вернусь к рассказу «Лошадиная фамилия». Он юмористический, поэтому здесь много эпизодов, которые делают рассказ смешным. Сорок лошадиных фамилий придумывают герои произведения, стараясь вспомнить настоящее имя лекаря!

Но эпизод, когда неожиданно для всех приказчик вспомнил фамилию, и она оказалась не лошадиной, было наиболее интересно читать.

Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую изобретательность. Речь его всегда яркая, точная, лаконичная. Писатель использует известные поговорки («его каждая собака знает»), к фразеологизмам прибавляет новые слова («пошепчет, поплюёт – и как рукой», «заговорил зубы – первый сорт»), что придаёт особую выразительность, чем он и подкупает своего читателя.

Моего Чехова всегда отличало от других писателей прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их поведения, неистощимая фантазия, что и позволяло ему создавать столь прекрасные, нами любимые рассказы.

Смех Антона Павловича Чехова добродушный, но, и смеясь, писатель предъявляет к людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и человеческие слабости. Ведь прежде всего Чехов – человек, потом – писатель, поэтому его рассказы не могут быть нам непонятными.

Мне невольно вспомнились слова К.И. Чуковского, который однажды сказал: «Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глянешь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал…».

Разве нет среди нас «злоумышленника», толстого и тонкого или хамелеона, которых описал когда-то Чехов в своих произведениях. Стоит нам только внимательнее присмотреться к окружающим, и мы их, чеховских персонажей, несомненно, увидим.

Именно поэтому могу с уверенностью отметить, что проблемы, описанные автором более ста лет назад актуальны и сегодня, и в смешные чеховские ситуации каждый из нас попадал не однажды.

Но почему же Чехов изображал человека в таких интересных ситуациях? А вся суть заключается в следующем: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, какой он есть». Так считал Антон Павлович Чехов. Я с ним согласна. Свою писательскую миссию он выполнил.

Прошли десятилетия…. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. Я верю в бесконечную жизнь чеховских произведений и в то, что они воспитают ещё не одно поколение.

Летом прошлого года я отдыхала в Таганроге. Конечно, мне было хорошо известно, что этот город – родина знаменитого русского писателя Антона Павловича Чехова.

Маскарад. Все женщины – в домино и масках. Мужчины – как в домино и масках, так и без оных. Домино – самых разных цветов и оттенков. Но преобладают песочный цвет, зеленый, голубой и все оттенки красного.

“Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.

Лев Николаевич Толстой в 1882 году, хотя и был графом, лично переписывал народ на одном из самых криминальных участков Москвы того времени. Ему достался “участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по Проточному переулку,

Начало 21 века… Сложное время, время потерь и приобретений, время преобразований и надежд. Мы пытаемся вернуть утраченные ценности. И такой основой духовности всегда для русского человека был А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *