Каббала это что такое
Каббала для начинающих
Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library
Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлекательность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library
Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На первый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния определили, в частности, каббалистическое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эманации, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.
В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».
Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
Эко, Борхес и другие
У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.
Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library
Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)
На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.
Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library
Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)
После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.
Книга и лекция Эллиота Волфсона
Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.
Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.
Христианская каббала
Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формировании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникновение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возможности для комментирования, а впоследствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.
К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на английский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.
Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library
Чего читать не стоит
Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.
Каббала — что это простыми словами
Знакомое «на слуху» «каббала», не всегда оказывается до конца понятым и осознанным. Услышанное многими это кабалистическое слово, возможно даже и не раз, оно вызывает массу вопросов и недопонимания.
Запутанные определения и термины понятия «каббала» не дают четкого ответа и соответственно становятся еще более далеки от осмысления. В этой статье мы постараемся максимально простыми словами и объяснениями разобраться в вопросах что такое каббала, в чем ее основы и суть, кто такие каббалисты и всех наводящих доводов, касающихся религиозно-мистического течения.
Тайное становится явным
Каббала простыми словами: термин, суть
Все когда нибудь слышали выражение «попал в кабалу», обозначающий что-то не очень хорошее.
В русском происхождении «кабала» берет корни с Древней Руси и означает попасть в должники, то есть «быть в кабале» у кого-то.
Другой источник — словарь Даля, связывает «каббалу» с иудаизмом, где имело место мистическое течение с применением магии и соответствующих обрядов. Именно об этом значении «каббалы» будет подробно написано в этой статье.
Слово «каббала», или «получать» обозначает откровение от Бога, полученное евреями и переданное грядущим поколениям. Определение каббалы варьируется в зависимости от традиций и целей последователей, от его религиозного происхождения как неотъемлемой части иудаизма.
Каббала — это совокупность эзотерических учений, призванных объяснить взаимосвязь между неизменным, вечным и таинственным.
Суть каббалы в истинном смысле ивритских писаний, который был скрыт от масс и известен только духовно подготовленным к его принятию. Каббала использует специальные практики, основанные на способах читать и понимать древние писания.
Суть каббалистов — найти скрытый смысл в писаниях. Но для этого необходимы соответствующие знания и методы.
Каббала — это широчайшая область, включающая мистическую и практическую составляющую еврейских традиций.
Каббала поможет понять древнееврейские тексты
Каббала: что говорит Википедия
Каббала, из области эзотерики, является традицией с скрытым знанием информации из «Торы» (с иврита «учение», «закон»)— пятикнижие иудейского традиционного закона, божественного откровения.
Знать. Искать. Постигать.
Каббала в исторической ретроспективе
Ещё в библейские времена существовал еврейский мистицизм. По легенде именно Бог раскрыл Адаму эти тайны ещё в раю. Учёные и исследователи находят первоисточники термина «каббала» начиная с XII века, когда он стал распространённым (до этого учения назывались по другому). Именно в это время каббалисты были приняты частью еврейской культуры. Слово «каббала» пришло для обозначения тех, кто считал, что лишь немногие избранные получили тайное знание от Бога об «истинном» значении писаний.
Каббала развивалась среди еврейских общин в Вавилонии, Италии, Франции и Испании. В Провансе 1180 году появилась первая книга каббалы «Бахир» (Книга яркости), в которой приведены масса цитат из «Сефер Йецира» (Книги творения) с объяснениями процесса Божественного созидания. В этот период появлялись различные учения, с использованием мистицизма и тайных знаний, спрятанные от широких масс. Создавались небольшие группы людей с доступными для них учениями.
Уже в XIII веке каббала быстро распространилась и стала популярной в Европе, а позже эзотерические учения стали общепринятыми.
В 1280 году появилась книга «Зоар»— основной источник знаний каббалистов, которая особенно остро обрела своё влияние после изгнания евреев из Испании, так как отвечала потребностям людей эпохи того времени, нуждающимся в избавлении и спасении. Кабала стала популярной, потому что открыла подход к религии, который казался более приятным, немедленным и менее сдержанным.
В XV веке среди христиан образовалась так называемая «христианская каббала». Многие книги переводились на латынь, в которых просматривалось сходство каббалы и христианской веры. В эпохе Возрождения основоположником данного течения стал Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты просматривали в каббале раскрытие тайных учений Пифагора и Платона. Компонент христианской культуры в итоге породил ещё одну концепцию «каббалы».
За все время и географию каббала впитывала в себя различные моменты из философских и мистических учений. Особенно отчётливо прослеживается связь с:
Они стали основой каббалистического видения мироздания.
Книга «Зоар», где главный смысл: нет ничего кроме Творца и его творений, — это внутренняя часть «Торы», считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, «Зоар» призван направлять каббалистов в их духовное путешествие, помогая им достичь большего уровня связи с Богом.
В 1530 году израильский Цфат стал центром каббалы, где учения стали общедоступными с образовавшимися многочисленными группами, изучающими каббалу. В XVII веке интерес к каббале сменялся то практико-магическими задачами, то опять теоретическими.
В XVIII веке полностью исчезла традиция «христианской каббалы».
Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма, каждая из которых имеет свои уникальные интересы и убеждения. Великий известный учитель того времени рабби М. Кордоверо («РАМАК») внес большой вклад в каббалу, обладающий огромным мышлением и силой толкований, как и его ученик — И. Лурия («АРИ»).
Их работы стали ценными источниками знаний для каббалистов.
Существует многочисленное количество отличительных мистических школ, которые можно дополнительно классифицировать на основе мастеров и учеников. Большинство мистических движений обязаны сочинениям более ранних школ, добавляя свои новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим.
Каббала широко используется, внутри иудаизма, формируя основы мистического религиозного толкования. Вне иудаизма его писания читаются не по традиционным канонам организованной религии.
Каббала стремится не только определить природу Вселенной и человека, но и цель существования. В ней также представлены методы содействия пониманию этих концепций и, таким образом, достижению духовной реализации.
«Дыхание становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – богом»
Каббала сегодня: взгляд с разных сторон
На сегодняшний день популярность религии и мистики растёт, независимо от национальности, возраста, и других социальных принадлежностей. Последователей каббалы можно найти как из простых слоев населения, так и знаменитостей. «Горячий культ» красной нити можно увидеть на многих запястьях, в том числе и «звездных» : Мадонна, Э. Катчер, Д. Мур, Д. Бэкхем, В. Райдер и другие.
За последние несколько лет каббала завоевала огромный резонанс, что даже ученые, ранее скептически относившиеся к еврейскому мистицизму, начали относится к ней как к самостоятельному явлению. В английских школах внедряются программы духовного развития. Центры по изучению каббалы сегодня открыты по всему миру. Книжные полки магазинов переполнены изданиями на эту тему.
Сформировавшийся интерес вызывает неоднозначную реакцию у еврейских раввинов, не одобряя такой подход в поверхностной популяризации, так как это не является настоящей каббалой.
Они не признают никакой связи между настоящими учениями и нынешней фальсификацией.
Кроме того суррогат этого явления на сегодняшний день преподносится многими людьми в виде готовых практических пособий по основам мироздания. В популярной культуре принято упрощать ее истинную сущность, ограничивать рамками понимания, искажать, давай простые однозначные ответы на философские сложные вопросы.
Отношение церкви к каббале
Возрожденный интерес к каббале проявляется как среди евреев, так и среди других. Хотя еврейское происхождение делает его уникальным, каббала по существу является оккультизмом, несовместимым с библейским Богом, создавшим мир из ничего, а не из Самого Себя.
Каббала имеет пантеистическую характеристику, где Бог и Его творение — одно целое, что противоречит Библейским писаниям.
Вдохновленные каббалисты стремятся найти скрытый смысл в писаниях с помощью каббалистических методов, что в принципе, можно применять практически к любому произведению, черпая из него перевернутую интерпретацию.
Каббалистический метод толкования не признан в Библии, ни оправдан ею.
Тем не менее нельзя отрицать того факта, что каббала — это яркий и таинственный феномен исторической важности.
«Дерево жизни»
Философия каббалы
Каббала «тайное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога, независимо от того, влечет ли это за собой священный текст, опыт или то, как все работает. Каббалисты полагают, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и благодаря этому знанию может быть достигнута близость с Богом.
Каббала учит, что человек должен отказаться от обычного мышления, которое заставляет его считать, что материя и дух являются отдельными явлениями.
Почти ко всем формам еврейского мистицизма относятся 3 аспекта
Следственный аспект включает поиск скрытой реальности Вселенной для тайного знания о ее происхождении и организации. В еврейской традиции есть 3 способа получения эзотерических знаний:
Все еврейские мистическо-эзотерические традиции перенимают, расширяют философские и даже научные идеи своего времени.
Эмпирический аспект каббалы включает в себя действенный поиск, а не просто знания о Боге: напрямую, интуитивно. В большом желании и цели встречи с Ним, они придерживаются глубоко нравственных и духовных жизненных принципов, расширяя сферу своей религиозной практики за счет ежедневных занятий.
Практическая составляющая каббалы включает ритуалы для обретения силы и осуществления изменений в нашем и небесных мирах. Эта сила генерируется выполнением заповедей, управлением силами зла и добра, а также иными, с использованием сверхъестественных энергий. Практический аспект каббалы реализует человеческий потенциал быть сотворителем с Богом.
«Дерево сфирот» — основополагающая основа каббалистов
Каббала — «дерево жизни»
Каббала считается «деревом с десятью листьями» — сфиротами, соединенными 22 дорожками, взятых из каждой буквы ивритского алфавита.
Эти десять сфирот связаны по схеме, которая показывает десять добродетелей, через которые Бог проистекает в наш уровень реальности, и, наоборот, как люди могут подняться обратно и достичь Его.
Внешне похожая на ДНК, она содержит неисчерпаемую информацию. Некая матрица, с помощью которой Бог сотворил мир. Арканы — энергетические каналы, соединяющие 10 следующих сфирот:
Даат, который не пронумерован, но является центральным местом единства остальных десяти.
Такая система представляет одно целое, или формулу совершенного существа Адама, где каждая часть тела соответствует определенной сфироте. Наполненный светом Всевышнего (сефиротами) как стеклянный сосуд, он вдребезги разбился на мелкие кусочки, и разделился на две части: верхнего и нижнего мира. Задача каббалистов собрать все кусочки, тем самым вернуть душу в небесный дом.
Каббала же является вспомогательным средством в мистическом понимании зашифрованного смысла.
«Потому что все оттенки смысла Умное число передает».
Методы каббалы: практическая сторона
Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.
В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.
Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями.
Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.
Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.
Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи.
Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов:
Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;
Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом;
Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.
Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно познать и почувствовать тайный от человека, скрытый высший уровень, управляющим человеческим миром.
Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью.
Истина где-то рядом
Связь каббалы с оккультизмом
Многие приравнивают каббалу к чёрной магии с негативным оттенком.
Каббалистические учения были посвящены магии букв и цифр еще начиная с XVI века, применяя термин «фантастической» или «магической». Современные мифы о тайном магическом учении евреев удачно закладывались еще в Серебрянном веке, где появлялись лекции или курсы, например, по соединению карт Таро, астрологических знаков и каббалы. Каббалистические материалы этой эпохи и сыграли, свою роль в видении каббалы как некой самой сильной магии.
Действительно, в магии каббалы задействуют имена. Когда узнав настоящее ивритское имя человека можно получить власть над ним. Это связано также со стихиями и природными явлениями живой и неживой природы.
Только понимая истинные значения алфавита древних евреев, которые недостаточно познать только из книг, а прибегая к помощи истинного наставника, можно открыть эти значения букв и цифр. Тайные знания доступны для избранных и только для познания Всевышнего и постижений теории.
Направления практической кабалистики, зачастую проявляется не только в устных заклинаниях именами ангелов, а написании этих имён на камнях. Со временем вокруг этого развилась целая коммерческая империя амулетов, талисманов, символов. Сюда же следует отнести обрывки из астрологии, хиромантии, разные формы загадывания в будущее и другие.
Но тем не менее, в обход этому, многие пытаются открыть для своей выгоды оккультные практики каббалы с использованием магических слов, по формулам сложенным из скрытых вычислений в аббревиатуры, молитвенные фразы.
Ритуалы и обряды каббалы не воспринимаются всерьёз классическим учением каббалы и были придуманы людьми которые жаждут выгоды а не знаний.
Людей, гоняющихся за всякого рода “именами”, “заклинаниями” и “талисманами” предостерегают каббалистические авторитеты. Мудрецы наложили запреты на использование их. Только самые праведные евреи, и в крайних случаях, несут ответственность за практическую работу.
По легенде о создании Голема (человечка из глины). Когда скрытое имя Бога было написано на статуе, она ожила и стала расти. От испуга человек, написавший имя, быстро стер его и статуя опять превратилась в кусок омертвевшей глиняной скульптуры.
Звезда Давида
Символы и значения каббалы
Главный знак каббалы — это гексаграмма или масонская печать с центром древа Сфирот — тиферетом.
Звезда Давида наиболее широко признанный еврейский символ идентичности. В каббале он имеет два значения: символ господства Бога над вселенной во всех шести направлениях (Вверх, Вниз, Север, Юг, Восток, Запад) и дихотомии (разделение, раздвоенность), неотъемлемые для человеческого существования: добро против зла, физический мир против духовных сфер и т.д. Бытует мнение что он способен менять пространство вокруг хозяина, замедлять или ускорять время.
Также таинство печати Соломона помогает открыть временной портал или вызвать неземное существо.
Традиция гласит, что конкретная структура Звезды Давида, которая была вдохновлена шестиугольным щитом короля Давида, привлекает защиту и хорошее состояние.
«Зоар», который является основной книгой каббалы, указывает, что когда еврей прикрепляет мезозоя к их двери, Бог защищает дом от вредных сил. Это символ защиты, предупреждает зло, за которым наблюдает Бог.
Чаи. На иврите Чаи означает «живой». Символ, состоящий из ивритских букв символизирует благотворительность, богатство и долголетие. Его численное значение — 18, это соответсвует «Дереву Жизни», предполагающим интеллект и влияние.
Да будет слово…
Итак, каббала…
Подводя итоги, стоит отметить значения каббалы в нашей жизни.
Каббала привлекательна для эзотерического мира и для тех, кто ищет мистическую символику в познании смысла мироздания. Созданная из потребности людей в высших силах, каббала позволила ощутить близость с Богом.
Покрытая тайнами и мистикой, с помощью методов доступных только истинным, она привлекает ещё больше поклонников, зачастую не понимающих ее истинной сути, а ищущих поверхностные корыстные выгоды. Тем самым более запутывает реальные исторические исследования, так как представляет собой немного общего от истинной сути.
На самом деле это сложная, с глубинным философским смыслом и практических методах «полученная традиция». С ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен.