Каббалистика что это такое
Каббалистическое учение
протоиерей Анатолий Тригер
(из курса лекций по библеистике)
После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом. Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные «ограждения» устных законов, «бремена неудобоносимые», как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения «сектантского» типа.
Само слово «каббала», буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотворения». Эта книга и есть первоисточник каббалы. Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием «Merkavah» – «колесница». Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали. В 16–17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга «Sefer Yesirah», которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги «Sefer ha Zohar» то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.
Sefer Yesirah
Книга написана мишнаидским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:
Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются «тридцать два таинственных пути Премудрости».
Трактат о десяти «Сефиротах» или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «эонам» гностицизма («Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «Древа Сефирот». После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.
Sefer ha Zohar
Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаидском языке, состоит из двух отдельных частей: 1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека; 2. Сборник произведений: «Вечный Пастырь», «Великий Собор», «Малый собор» и т.д.
Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума. Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.
Каббалистические методы
Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами. Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.
Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: «число зверя» в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон. Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.
Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» разложить на числа:
В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.
Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение. Например, слово [берешит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.
Каждая буква слова стала началом другого слова: «В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон».
Таким способом были открыты, например, имена 72‑х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.
Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы. Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел «Притчи Соломона». Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.
Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).
Если где-то в тексте встречается א, его можно заменить ת.
Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.
Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.
Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.
Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.
Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой. В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ. Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех «тайных учений», которые ей воспользовались.
Каббала: предание Божественное или человеческое?
Сокрытое (принадлежит) Господу Богу
нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века,
чтобы мы исполняли все слова закона сего. ( Втор.29:29 )
Введение
Конец XX века стал для России временем засилья духовности, альтернативной Православию. Различные оккультные течения и секты активно пропагандируют свои идеи, выдавая себя то за «истинное» христианство, то за «научные» школы, то за некие тайные мистические учения, открытые лишь узкой группе особо одаренных посвященных. Об одном из таких учений и пойдет речь в данной работе.
Искушение тайной всегда было большим соблазном для многих: желание ощутить себя избранным, не таким как все, причастным к знаниям, недоступным профанам, толпе, – в основе таких устремлений лежит гордыня. Евангелие ставит гордость в один ряд с безумием и богохульством ( Мк.7:22 ). В Откровении Иоанна Богослова мы читаем об антихристе: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Отк.13:5 ). Но апостол Иоанн пишет, что «и теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ). Трагедия еврейского народа в отречении от своего Мессии: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Отречение от Бога направило иудеев на путь мистицизма явно языческого характера, на ожидание нового лжемиссии, о котором Иисус Христос говорил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ).
О чем данная работа? О каббале. Автор поставил перед собой несколько целей. Дать общее представление о каббалистике, исследовать ее с точки зрения христианского вероучения и ответить на основной вопрос: может ли человек, признающий авторитет Священного Писания, быть каббалистом? Может ли христианин стать каббалистом и остаться при этом христианином?
Что такое каббала?
Каббала1 (др.-евр., букв. – принятие; то есть воспринятое предание). Светские религиоведы определяют данное понятие следующим образом: «устная передача религиозных заповедей, бытовавших у евреев до появления письменно зафиксированных законов религии»2. Для самих каббалистов«каббала есть ничто иное, как полная и достаточная информация об основах мироздания…»3. Каббалисты считают, что Тора (Пятикнижие Моисея) является женским4 воплощением Бога. Они ищут в ней четыре вида смысла: буквальный (пешат), моральный (ремез), аллегорический (дераш) и тайный (сод). Раввин Адин Штейнзальц пишет: «…изучение скрытого смысла текста (Торы. – В.П.) и принято называть Каббалой…»5. Каббалисты, прежде всего, изучают (сод) – тайный смысл Торы, при этом необходимо учитывать, что они интерпретируют ее на основании своего духовного опыта, создавая собственные толкования Торы, которые в большинстве случаев не принимается ортодоксальными иудеями6. Раввин Адин Штейнзальц продолжает: «Еще одна не менее важная проблема состоит в том, что от мудреца требуются отнюдь не только знания и интеллект, но и наличие определенного морального уровня. Есть целый спектр занятий, пригодность к которым определяется не только формальными знаниями и профессиональными навыками. Я не доверюсь судье, врачу, учителю, о которых известно лишь то, что они вполне грамотны. По отношению к Торе это требование однозначно: человек должен не только изучить написанное в ней, но и жить в соответствии с ее законами…»7. Каббалу, с точки зрения самих каббалистов, нельзя изучать академическими методами, ею нужно жить.
Время формирования каббалистического учения
На сформулированный в названии главы вопрос нет однозначного ответа. Ученые считают, что она возникла в Средние века8. Сами каббалисты утверждают: «каббала, как наука об окружающем мироздании, ведет свое начало с древнего города Месопотамии Ура Халдейского. Предание того времени повествует об истории жителя Междуречья – Авраама…»9. С этой точки зрения первым каббалистом был Авраам. Есть также мнение, что «каббала возникла с появлением книги “Сефер Ецира”»10.
Каббалистические книги
Первой книгой, в которой была произведена запись каббалистического учения, была «Сефир Иецира» («Книга формирования»11 или «Книга творения»12), согласно с выводами научных исследований, она была написана примерно в VIII веке от Р.Х. Однако некоторые каббалисты утверждают, что ей уже более 1700 лет13. Ее автор учит, что основа всего сущего заключена в 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. В 1280 году испанский каббалист Моше де Леон написал книгу «Зогар» («Книга Сияния»)14, причем выдал свой труд15 за работу каббалиста II века рабби Шимона бар Йохаи. Книга «Зогар» — плод мистического опыта Моше де Леона, в сущности она является руководством для медитаций16, изложенным в поэтической форме. В своей книге он описал собственные состояния сознания, пережитые им в процессе духовных практик.
Авторитетен ли субъективный мистический опыт?
Каббала – это путь мистического познания Бога и она ориентирована на индивидуальный17 духовный опыт, подобно всем мистическим учениям. При этом нужно учитывать, что любой мистический опыт не является самоудостоверяющим18. Такой опыт не является объективным, он является личным переживанием мистика и поэтому не авторитетен для окружающих. Мистический опыт не поддается анализу, так как главный авторитет мистика – он сам, что признают и сами каббалисты, например Перли Бессерман пишет: «Искателям духовной истины приходилось просто следовать своей интуиции, полагаясь на веру и свойственный еврейскому духу прагматизм»19. Мистицизм приводит к мощному развитию сектантского движения, наличие которого в своих рядах признают и сами каббалисты20.
Мистицизм – достаточно распространенное явление, поэтому каббалисты не одиноки в своих мистических исканиях: «Несмотря на различия верований, умственного развития, племени, времени и места мистиков, жизнь их имеет чрезвычайно много общего. Их описания своей жизни поражают своим однообразием»21. Поэтому мистик – иудей близок мистику-язычнику. Эта взаимосвязь видна и из того, что каббалисты активно заимствовали из язычества многие духовные практики, о чем более подробно будет сказано ниже.
Научна ли каббала?
Раввин Адин Штейнзальцем утверждает, что каббалу нельзя считать наукой: «…Никакие науки не уходят в каббалу своими корнями. И если есть параллель, то абстрактная, приложимая ко всем областям систематического знания»22. Интересно, что другие каббалисты с ним не согласны: «Каббалисты утверждают, что занятия по методике каббалы позволяют приобрести новый, шестой орган чувств (выделено нами. — В.П.), называемый ими экран или душа, которым они исследуют ощущаемые в нем возбуждения, аналогично тому, как работают наши пять органов чувств. Эти ощущения они записывают, анализируют, суммируют и сводят в единую систему. Причем, эти наблюдения, так же как и наблюдения в естественных науках, проводились веками и подтверждались сотнями исследователей-каббалистов23. Все отличие исследователей-каббалистов от исследователей-некаббалистов только в том, что они исследуют окружающее посредством дополнительного органа ощущений, который, в принципе24, может обрести любой желающий»25. Каббала не является наукой, так как никакие «шестые органы чувств» академической науке не известны. Что же касается главного критерия научности – экспериментальной проверяемости26, то апеллировать к нему каббалисты не могут, так как характер откровений, полученных таким методом, по своей сути является субъективным и независимой оценке не поддается.
Монотеистична ли каббала?
Рассмотрим учение каббалы о Боге. Моше де Леон в своем труде «Зогар» писал: «Бог есть объединенное единое. Все связано со всем, вплоть до последнего звена; божественная сущность присутствует внизу так же, как и на верху, как в небесах, так и на земле. И нет ничего иного»27. Одним из постулатов каббалы является утверждение: «как наверху, так и внизу»28. Бог в своем непроявленном состоянии называется Эйн Соф29. Он недоступен ни чувствам, ни воображению, и говорить о нем можно только как о небытии30. Бог открывает себя через серию проявляющихся в нисходящем порядке качеств. Каббалисты изображают эту концепция в форме «Древа Жизни», оно рисуется в форме древесного ствола, правая часть которого считается мужской, а левая – женской (каббала считает бога двуполым31), с десятью взаимосвязанными ветвями, на которых располагаются сефирот. Сефирот (сефирот – им.пад., мн.ч.; им. пад., ед.ч. – сефира; этот термин переводят по-разному – «сферы», «миры», «эманации» или «уровни сознания»)32, сефирот воплощают собой Божье творение, соединенное «великой цепью бытия», которая протянулась непрерывно от ничтожнейшего инертного минерала до самого Эйн Соф. Каббалисты учат: «Бог ни с чем не связан и заполняет собой Вселенную. Из него исходят (выделено нами. – В.П.) десять порождений, ангелы и люди, которые формируют структуру Древа жизни и представляют аспекты божественного. Древо жизни показывает проникновение божественного в материальный мир и путь, по которому человек, не расставшийся с плотью, может дойти до божественного»33. Из сефирот формируются прообразы земного мира и человека – Адама-Кадмона34. В соответствии с учением каббалы: «Адам Кадмон – это духовный архетип мистического «организма», первоначально происходящий от сокрытого Бога в акте творения35. Человеческая душа, озаряющая человеческий организм и составляющая истинную его сущность, есть отражение Света Эйн Соф, которым пронизан Адам Кадмон и весь космический порядок, являющийся источником реальности и основой ее единства»36. Каббалист является живым воплощением сефирот в мире37. Всякая сотворенная вещь есть малое подобие вселенной38. Человеческое тело создано по образу и подобию Бога39. Все сущее есть тело Бога40. Из первомира41 возникают бриа (мир форм), иецира (мир ангелов) и асиа (мир материи). Человек (умом, душой, жизненной силой) принадлежит ко всем трем царствам. Перли Бассерман пишет: «…всякий материальный объект, включая тору и молитвы, состоит из двадцати букв иврита, играющих, по мнению современных каббалистов, ту же роль, что и нуклеоиды в составе ДНК. Человек состоит из того же «вещества», что и сефирот…»42.
Какие вопросы возникают при прочтении всего вышесказанного? Прежде всего, является ли сефирот творением или исхождением божества? Если сефирот – «исхождение», то тогда каббала не имеет никакого отношения к монотеизму, потому что, следуя ее логике, приходится сделать единственно возможный вывод: природа божества и мира тождественны. Эта идея противоречит монотеизму Священного Писания, провозглашая пантеистический монизм, а не монотеизм. В таком случае Тора для каббалистов является не более, чем прикрытием для пропаганды учений чуждых библейскому откровению. Заметим, что ортодоксальный иудаизм очень настороженно относится к данной системе и даже отлучает некоторых каббалистов от синагоги43.
Цели каббалистического учения
Каббалист стремится к единению с Богом, понимая под единением полное растворение в Боге44. Хасидский вероучитель XVIII века, известный под именем Маггид из Межича, писал: «Человек должен отторгать свое «я» от тела до тех пор, пока не пройдет через все миры и не станет единым с Богом, пока не растворится целиком и полностью…»45. Данные идеи созвучны с индуистской системой адвайта-веданты46. Это неудивительно, если учесть тот факт, что учителя каббалы не считали для себя зазорным заимствовать языческие практики, например известный каббалистический мистик Абулафия изучал йогу47, активно воспринимая ее идеи, которые впоследствии перенес в каббалу.
Духовная практика каббалы
Основой духовной практики в каббалистике являются медитации48. Выбор медитативных техник в ней огромен. Можно созерцать библейские стихи или повторять их вновь и вновь, считается, что при таком длительном созерцании и повторении смысл стихов раскрывается для медитирующего. Как считают каббалисты, для духовного роста полезно заниматься мысленной визуализацией пламени свечи, цветка, различных ландшафтов. Одна из любимых каббалистических практик заключается в воображении имманентного бога, предстающего в форме «я» созерцателя. Задача каббалиста – освобождение от разума, мешающего видеть сферу чистого бытия. Для того чтобы достичь этого освобождения, можно, например, непрерывно произносить какую-нибудь библейскую фразу вновь и вновь до тех пор, пока она не утрачивает смысл49. Некоторые практики предписывают каббалисту мысленно представлять себя ангелом. Вот как пишет об одной из духовных практик каббалы Абулафия: «Произнеси каждую букву Имени (тетраграмматон – YHVH50. – В.П.) на долгом дыхании. Между двумя буквами не дыши, задерживай дыхание так долго, как сможешь, и делай перерыв только на одно дыхание. Выполни это со всеми буквами до единой. На каждую букву должно прийтись два дыхания: первое – для того, чтобы как можно дольше поддерживать движение буквы при произнесении, второе – для отдыха в промежутке между буквами… Каждое дыхание <состоит из>вдоха и выдоха. Между выдохом и вдохом не произноси слово губами: пусть дыхание и звучание сами рождаются на выдохе. Представляй свои ноздри и рот в форме сегола (знака для огласовки звука <э>). Чтобы выполнить это упражнение, нужно знать буквы наизусть»51. Каббалисты считают, что, утрачивая самосознание в процессе вышеприведенных медитаций, они стирают все границы между собой и объектом созерцания, благодаря чему могут сами превратиться в Тору52. В каббале используются техники, подобные йогическим методам пранаямы53. Аскетизм54 не пользуется уважением среди каббалистов, но, например, немецкие каббалисты – ашкенази демонстрировали свою любовь к богу, катаясь зимой голыми на снегу и погружаясь затем в ледяную воду, а летом обмазывали свои тела медом, чтобы привлечь жалящих пчел55. При этом учителя, которые создавали медитативные практики каббалы, прославились своими лжепророчествами, например, Абулафия объявил, что в 1290 году придет мессия56. Но, естественно, каббалисты так и не дождались его прихода и пророчество не осуществилось. Как мы знаем из Священного Писания, это означает, что пророк пророчествовал не от Бога а «по дерзости своей» ( Втор.18:22 ).
Характер духовных практик каббалы показывает, что она имеет мало общего с библейским Откровением и очень похожа на индуизм. В частности, каббалистические медитации схожи с индуистскими, индуизм учит: «Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию…»57. Как видим, отношение каббалистов к Торе очень напоминает отношение индийских мистиков к мантрам.
Является ли каббала одной из форм оккультизма?
Каббалисты отвечают на этот вопрос отрицательно: «…утверждать, будто каббала есть не что иное, как оккультизм, или что каббалисты были магами, обладавшими великими сверхъестественными способностями, значит дискредитировать всю традицию еврейской духовной практики»58. Мы допускаем, что формально это утверждение истинно. Но те идеи, которые каббала исповедует, близки, в первую очередь, именно оккультизму. Попытаемся определить то общее, что есть между оккультизмом и каббалой.
Оба учения претендуют на свою элитарность и доступность только посвященным. Связь оккультизма и каббалы признают сами оккультисты, например знаменитая «посвященная» Е.П. Блаватская пишет: «Оккультные Науки – науки тайн природы – физических, психических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На западе таковой можно назвать каббалу (выделено нами. – В.П.)…»59. Представление о боге в каббале и оккультизме сходно: «Бог – есть абсолют (Бытие и Не-Бытие), проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака Не-Бытия»60. Это определение вполне можно использовать и в рамках каббалистического учения. Каббалисты могут сказать, что оккультисты, в отличие от них, ставят иные цели. Но так ли это? Начнем с того, что оккультизм претендует на религиозность: «Оккультная наука по своей природе относится к области религии (выделено нами. – В.П.)…. Оккультизм должен быть религиозен не только в теории и чувствах, но и на практике, и должен иметь свой культ, так как ему приходится защищаться против самой страшной злотворной силы – силы невидимой, неподчиненной пространству и времени»61. Так же и каббала претендует на то, что она является частью иудаизма. Считать, что все оккультисты ставят перед собою задачу достижения каких-то сугубо меркантильных целей, было бы очень серьезным упрощением. Например, та же Е.П. Блаватская, прежде всего, декларировала цели духовного совершенствования, об этом говорит и знаменитый девиз ее общества: «Нет религии выше Истины». У нас есть серьезные основания для того, чтобы проводить параллели между оккультизмом и каббалистикой, так как за различной терминологией может стоять почти идентичное содержание.
Может ли христианин заниматься каббалой?
Отвечая на вопрос о смысле жизни, каббалисты пишут, что ответ на него «.. содержится лишь в одном источнике (выделено нами. – В.П.) – в науке Каббала, которая в течение многих веков была доступна лишь избранным»62. Каббалисты отвергают, как и все иудеи, Новый Завет63. Открывая же Священное Писание, мы видим, что Бог хочет «…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Христос принес спасение всем, а не горстке избранных.
Изучение каббалы невозможно без соблюдения двух обязательных условий: 1) прекрасного знания иврита; 2) обязательного соблюдения заповедей Торы. Каббалисты утверждают: «Каббала, как вы, надеюсь, уже поняли, является «надстройкой» на базисе иудаизма. Зачем христианину (или, паче того, атеисту) изучать Каббалу (если, конечно, он не занимается сравнительным религиоведением)? С моей точки зрения, если нееврей начал изучать Каббалу, то закончиться это изучение может только гиюром (переходом в иудаизм. – В.П.) — иначе он ничего в Каббале не понял»64. Переход в иудаизм означал бы автоматическое отречение от Иисуса Христа:«…евреи…верят, что время мессии еще не наступило. Они, таким образом, не признают центральное положение христианства о том, что Иисус из Назарета был Мессией…»65. Таким образом, если христианин не имеет цели отречься от Иисуса Христа и принять иудаизм, то изучать каббалу ему не имеет смысла, разве что в научных целях.
Заключение
Каббала несовместима с христианством. Она не имеет никакого отношения к науке, монотеистичность ее содержания, как минимум, спорна. В Священном Писании мы можем найти предупреждение: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» ( Втор.18:9-14 ). Учитывая, что каббала построена на мистицизме, который вышеприведенные библейские стихи отвергают, и помня о том, что каббалисты не брезговали учиться у язычников, можно смело утверждать, что данное учение не только является чуждым библейскому Откровению, но и уводит людей от истинного Бога, приводя их к поклонению «иным богам» ( Иер.25:6 ). Бог же предостерегает от этого: «Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете» ( Втор.8:19 ).
Примечания:
1 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 10.
2 Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 229.
3 Бааль Сулама. Суть науки каббала.
4 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 16.
5 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каббала?
6 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 151.
7 Раввин Ишая Гиссер.Что такое каббала?
8Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 229.
9 Исторический аспект науки каббала.
10 Лекция в Ашкелоне 11.01.2001.
11 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 14.
12 Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 229.
13 Лекция в Ашкелоне 11.01.2001.
14 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 14.
15 Интересно, считается ли ложь в каббалистике нравственным препятствием на пути духовного возрастания?
16 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 15.
18 Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 570.
19 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 81.
21 Минин П. Мистицизм и его природа. Киев. Пролог. 2003. С. 16.
22 Интервью Марины Тульской с раввином Адином Штейнзальцем.
23 Логика данного утверждения несостоятельна: в мистических системах важен не только сам факт наличия духовных переживаний, но и их интерпретация. Нетрудно предположить, что специально подготовленные ученики каббалистов видят то, к чему они подготовлены своими учителями.
24 Да, могут, но для этого им придется стать каббалистами, так как если результат научного эксперимента не зависит от мировоззрения экспериментатора, то в каббале мировоззрение и духовная практика всегда тесно связаны друг с другом.
25 Каббала как современное учение.
26 Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 353.
27 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 26.
28 Это один из главных принципов оккультизма.
29 Учение каббалы о Боге имеет много общего с системой адвайта-веданты индуизма. Поэтому нельзя говорить о каббале, как о библейском учении, по сути каббала является одной из форм язычества.
30 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 27.
33 Каббала: секретные или скрытые традиции?! мистицизм?!
34 Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 229.
35 Интересно, каким образом в сознании каббалиста совмещается творение и исхождение божества?
36 Философия хасидизма / Два источника существования
37 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 51.
41 Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 229.
42 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 71.
43 Например, был отлучен Авраам Абулафия. См.: Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 150.
44 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 20.
46 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
47 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 40.
50 В латинской транскрипции – JHWH.
51 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 60–61.
57 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., Общество Ведической Культуры. 1992. С.68.
58 Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., Гранд. 2003. С. 160–161.
59 Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., Сфера. 1993. С. 325.
60 Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991. С. 30.
62 Чем занимается каббала.
63 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., Гранд. 1998. С. 32.
64 Александр Рыбалка. Каббала — кому и зачем ее изучать?
65 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., Гранд. 1998. С. 45.