Кабинет косметолога что должно быть
Приложение N 2. Стандарт оснащения косметологического кабинета
Информация об изменениях:
Стандарт
оснащения косметологического кабинета
С изменениями и дополнениями от:
1. Стандарт оснащения кабинета врачебного приема
Наименование оснащения (оборудования)
Требуемое количество, шт.
Рабочее место врача
Лампа бестеневая с увеличительной лупой
2. Стандарт оснащения манипуляционного кабинета
Наименование оснащения (оборудования)
Требуемое количество, шт.
Лампа бестеневая с увеличительной лупой
Устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна)
Стерилизатор воздушный, суховоздушный*
Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей
Информация об изменениях:
Аппарат для распаривания лица
3. Стандарт оснащения процедурного кабинета
Наименование оснащения (оборудования)
Требуемое количество, шт.
Лампа бестеневая с увеличительной лупой
Устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна)
Стерилизатор воздушный, суховоздушный*
Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей
Информация об изменениях:
Холодильник для хранения медикаментов
Стойка для внутривенных вливаний
Примечание. В приложении указаны минимальная номенклатура и минимальное количество оборудования для организаций. Оснащение оборудованием, отмеченным знаком «*», осуществляется при отсутствии в составе организации центрального стерилизационного отделения.
Информация об изменениях:
* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Нормативные требования к кабинету косметолога
Косметологический кабинет должен соответствовать определенным нормативным требованиям, предъявляемым со стороны пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы. Эти требования касаются и самого помещения, и его оборудования, а также соблюдения санитарно-гигиенических правил.
Требования к помещению
В косметологическом кабинете обязательно должно быть отопление, канализация, горячее и холодное водоснабжение и правильно подобранное освещение.
Для комфортной работы целесообразно выбирать кабинет с площадью примерно 15 кв. м. и выше. Санитарно-гигиенические нормы регламентируют минимальную площадь одного рабочего места в кабинете косметолога не менее 12 кв. метров. Поэтому помещение с меньшей площадью не подходит для работы косметолога.
Выбирая месторасположение кабинета, желательно рассматривать варианты в центральной части города или оживленном спальном районе. Новому косметологическому кабинету вряд ли сразу удастся привлечь клиентов из дальних районов, поэтому стоит ориентироваться на жителей близлежащих территорий. При выборе помещения также следует учесть транспортную доступность кабинета и наличие рядом парковки. Желательно, чтобы до места было комфортно добираться разными видами транспорта.
Оптимально подойдет помещение, расположенное на первом этаже жилого дома. Кроме того, можно арендовать кабинет в салоне красоты или парикмахерской, где еще нет косметологических услуг. Это обеспечит дополнительный приток клиентов за счет посетителей салона.
При отделке кабинета можно использовать разные варианты дизайна. Однако при этом нужно учитывать требования СЭС к отделке помещений, где предоставляются косметологические и медицинские услуги.
Санитарно-гигиенические требования
Любой косметологический кабинет должен соответствовать следующим санитарно-гигиеническим нормам:
Минимальная площадь комнаты – 12 кв. м. При этом на каждое кресло должно предусматриваться не менее 6 кв. м. Если же планируется делать инъекции и иные инвазивные процедуры, то помимо самого кабинета, потребуется оборудовать еще и дополнительные помещения: раздевалку, комнату ожидания с площадью не меньше 6 кв. м., санузел, техническое пространство для инвентаря, медикаментов и иных требуемых материалов.
В кабинете, помимо дневного естественного освещения, должны предусматриваться еще 2 вида освещения: основное искусственное и местное (стационарные лампы).
Для отделки стен могут применяться кафель, краска либо обои, а для пола – кафель, линолеум или кварц-виниловое напольное покрытие. Для отделки потолка можно использовать водоэмульсионную краску. При этом допустимо применение только сертифицированных отделочных материалов. Цветовая гамма интерьера должна быть неяркой, в пастельных тонах.
В помещении должна обеспечиваться достаточная вентиляция. Наличие резких, ярко выраженных запахов недопустимо.
Для кабинета можно использовать только моющуюся мебель.
Требования к оборудованию
Прежде всего, кабинет должен оборудоваться косметологическими креслом и кушеткой. Кроме этого, косметологу потребуются:
рабочая мебель для кабинета: стул, столы для аппаратов, медикаментов, косметических средств, тумбы для инструментов и паровых ванночек, шкаф для лекарственных препаратов;
мебель для клиентов: шкаф для одежды, стулья (кресла, диван);
бельевой шкаф для чистых простыней и иного белья.
Если планируется делать инъекции и иные процедуры инвазивного воздействия, потребуется дополнительное оборудование, размещаемое в отдельном кабинете. Так, необходимо будет приобрести стерилизационное оборудование, бактерицидные лампы, дезинфекционную посуду, емкости и мерные тары для дезинфицирующих средств и обработки инструментов.
Хотите обучиться на косметолога? Или Вам нужна профессиональная переподготовка по косметологии? В Институте МИРК им. З.М. Никифоровой доступен ряд программ обучения косметологов. Звоните менеджерам Института, чтобы выбрать подходящий курс!
Косметологический кабинет должен соответствовать определенным нормативным требованиям, предъявляемым со стороны пожарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы. Эти требования касаются и самого помещения, и его оборудования, а также соблюдения санитарно-гигиенических правил.
Приложение N 1. Положение об организации деятельности косметологического кабинета
Положение
об организации деятельности косметологического кабинета
2. На должность врача-косметолога Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «косметология».
3. На должности среднего медицинского персонала Кабинета назначаются специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело в косметологии».
4. В структуре Кабинета могут быть предусмотрены:
кабинет врачебного приёма;
5. В Кабинете врачебного приёма проводятся:
6. В манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный).
7. В процедурной осуществляются инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).
8. Кабинет оснащается медицинским оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, изложенным в приложении N 2 к Порядку, утвержденному настоящим приказом.
9. Штатная численность медицинского и другого персонала Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, изложенных в приложении N 3 к Порядку, утвержденному настоящим приказом.
Будьте внимательны при получении косметологических услуг
Будьте внимательны при получении косметологических услуг
В Управление Роспотребнадзора по Калининградской области поступают обращения потребителей с вопросами о порядке предоставления услуг в косметологических кабинетах, необходимости наличия лицензии на их деятельность, заключении договора и др.
Управление разъясняет следующее:
В соответствии с ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163) (ред. от 23.12.2010) косметические услуги (код 081501 1) относятся с медицинским услугам (код 081000 8).
В соответствии с Федеральным законом О лицензировании отдельных видов деятельности утверждено Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 17.01.2013) О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра Сколково), которым представлен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Данный перечень определяет, что виды деятельности по услугам косметологии и сестринскому делу в косметологии – как обязательно лицензируемые виды деятельности и требует получение лицензии на медицинскую деятельность, которая выдается Службой по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Администрации Калининградской области.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю косметология медицинская помощь по профилю косметология включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц) (п.2)
При этом, медицинская помощь по профилю косметология оказывается врачом-косметологом. Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога (п.4)
В структуре косметологического кабинета могут быть предусмотрены:
— кабинет врачебного приема;
В кабинете врачебного приема проводитсяконсультирование пациентов; обследование пациентов с проведением:
рансдермальной потери жидкости,
ультразвукового исследования эпидермиса,
сосудов кожи и подкожной клетчатки,
В манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры:
косметологическая чистка лица;
медицинский массаж лица,
шеи и области декольте ручной;
пилинг аппаратный кожи;
В процедурной осуществляются инвазивные процедуры:
введение инъекционных тканевых наполнителей;
инъекции препаратов токсина ботулизма;
инъекционная коррекция рубцовой ткани;
инъекционное введение лекарственных препаратов.
Услуги по косметологии может оказывать врач имеющий соответствующую медицинскую подготовку. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» профессиональная подготовка врача-косметолога должна соответствовать следующим требованиям. Наличие высшего профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия», ординатура по специальности «Косметология» или профессиональная переподготовка по специальности «Косметология» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология», а также дополнительное профессиональное образование в части повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Врач должен иметь действующий сертификат специалиста по специальности «косметология».
На должности среднего медицинского персонала косметологического кабинета назначаются специалисты со средним профессиональным (медицинским) образованием (дипломом об окончании медицинского училища), получившие дополнительное профессиональное образование по специальности Сестринское дело в косметологии (специализация не менее 2 месяцев (288 часов), усовершенствование (144 часа) не реже 1 раза в 5 лет, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 июня 1998 г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»), имеющие соответствующий сертификат специалиста.
Сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности размещены на официальном сайте Службы по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области информирует, что www.control-med.ru в разделе «Реестр лицензий».
Медицинская деятельность по оказанию косметических услуг регламентирована санитарным законодательством:
— СанПиН 2.1.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», которыми определены требования по размещению, отделке, санитарно-противоэпидемическому и дезинфекционному режимам;
— СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в которых определены требования при проведении медицинских манипуляций, в том числе с нарушением целостности кожных покровов;
— СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В» разделом XI регламентирована деятельность по профилактике гепатита В, в том числе по организации производственного контроля;
— СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» п.8.1.2.1. определены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в парикмахерских и косметологических салонах, в части проведения дезинфекции и стерилизации инструментария или применение одноразового инструментария; п.8.3 указанных СП определены меры по профилактике профессионального инфицирования при аварийных ситуациях (попадание крови на кожные покровы, слизистые оболочки, травмы) при выполнении различных работ и услуг;
— Федеральный Закон РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» №77-ФЗ от 18.06.2001г. в части обязательного обследования населения на туберкулез 1 раз в 2 года;
В связи с тем, что все перечисленные виды услуг относятся к категории платных медицинских услуг, при их оказании необходимо заключение письменного договора, с обязательным указанием:
— сведений об исполнителе,
— сведений о потребителе,
— перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором,
— указание стоимости услуги,
— указание условий и сроков предоставления услуги,
— ответственности сторон за невыполнение условий договора,
— порядка изменения и расторжения договора.
Данное требование установлено Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Обращаем Ваше внимание, что указанные виды услуг полежат обязательному лицензированию и оказываются исключительно специалистами, имеющими медицинское образование. При намерении получения услуги косметологии необходимо уточнять данную информацию, подходить к вопросу выбора специалистов и косметических кабинетов внимательно, с предосторожностью.
Требования к помещениям и оборудованию косметологических кабинетов и клиник
Мы продолжаем наш цикл заметок, посвященных особенностям правового регулирования оказания косметологических услуг (в частности, некоторые вопросы законодательного регулирования сферы косметологии были рассмотрены в статьях «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность», «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология» и «Особенности осуществления медицинской деятельности по профилю «косметология»).
При оказании косметологических услуг в медицинских организациях и их структурных подразделениях необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых как к самим помещениям, так и к наличию определенного оборудования в них.
Рассмотрим требования, на которые необходимо обратить внимание при выборе помещения и оборудования для косметологического кабинета.
Обязательность требований
Оказание большинства косметологических услуг является осуществлением медицинской деятельности. Так, если оказываемые организацией услуги содержатся в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», услуги считаются медицинскими. Подробнее об этом рассказано в нашей статье «Услуги в сфере «индустрии красоты» и лицензия на медицинскую деятельность».
Признание услуги медицинской влечет ряд последствий для исполнителя такой услуги – необходимость лицензирования деятельности, соблюдения обязательных требований и порядков осуществления косметологической деятельности. Подробнее об особенностях лицензирования деятельности в сфере косметологии можно прочитать в статье «Лицензирование медицинской деятельности по профилю «косметология».
Отдельные обязательные требования касаются также помещений и оборудования косметологических кабинетов и клиник. Такие требования содержатся в следующих нормативных актах:
Опираясь на данные нормативные акты Росздравнадзор будет принимать решение о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо об отказе в предоставлении соответствующей лицензии, а также о соблюдении лицензионных требований при оказании косметологических услуг.
Требования к помещениям
При выборе помещения для осуществления косметологической деятельности необходимо соблюсти ряд базовых условий, содержащихся в СанПиНе 2.1.3.2630-10. Важно отметить, что конкретный набор требований в конечном итоге зависит от планируемого объема оказываемых услуг. Рассмотрим общие условия:
Разумеется, все санитарные требования, предъявляемые к медицинским организациям, существенно шире (документ состоит из более чем двухсот страниц). Основными аспектами, на которые необходимо обратить внимание, являются:
Некоторые требования к используемым для косметологических услуг помещениям содержатся в Приказе Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» (далее – Приказ № 381н ). В частности, этот Приказ содержит перечень наименований медицинских организаций и их структурных подразделений, в которых такие услуги могут быть оказаны:
(для проведения процедур обработки ногтевых пластин: аппаратной обработки ногтевых пластин при патологических изменениях неинфекционной этиологии);
(для проведения процедур массажа: медицинского массажа лица, шеи и области декольте ручного; медицинского массажа тела ручного; массажа вакуумного; механотерапии (массажа автоматизированного); медицинского лимфодренажного массажа).
Требования к оборудованию
Для каждого из перечисленных выше структурных подразделений Приказ № 381н содержит стандарты оснащения (Приложения №№ 2, 5, 8, 11, 14, 17).
Эти стандарты содержат минимально требуемый набор оборудования, для функционирования кабинета. То есть в медорганизации может быть больше оборудования, чем это предусмотрено стандартом. Например, для наиболее типичного случая – косметологического кабинета — стандарт оснащения выглядит следующим образом:
Стандарт оснащения косметологического кабинета | |||||
---|---|---|---|---|---|
Кабинет врачебного приема | Манипуляционный кабинет | Процедурный кабинет | |||
Наименование | Кол-во | Наименование | Кол-во | Наименование | Кол-во |
Мебель медицинская | 1 комплект | Мебель медицинская | 1 комплект | Мебель медицинская | 1 комплект |
Дерматоскоп | 1 | Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 | Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 |
Рабочее место врача | 1 | Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) | 1 | Устройство УЗ очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) | 1 |
Лампа бестеневая с увеличительной лупой | 1 | Стерилизатор воздушный, суховоздушный | 1 | Стерилизатор воздушный, суховоздушный | 1 |
Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной | 1 | Стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый) в том числе передвижной | 1 | ||
Облучатель — рециркулятор воздуха УФ | 1 | Облучатель — рециркулятор воздуха УФ | 1 | ||
Аппарат для распаривания лица | 1 | Холодильник для хранения медикаментов | 1 | ||
Стойка для внутривенных вливаний | 1 |
Медицинское оборудование, используемое для оказания косметологических услуг (от шприцев до аппаратов лазерной косметологии), в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323 ), является медицинскими изделиями, а значит подлежит обязательной регистрации.
Важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ № 323 медицинские изделия должны быть включены в государственный реестр медицинских изделий. Подтверждением факта регистрации медицинского изделия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», является регистрационное удостоверение. Оно выдается бессрочно.
Не подлежат государственной регистрации лишь медицинские изделия, изготавливаемые по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом.
Требования для отдельных типов оборудования
Важно обратить внимание на требования, касающиеся размещения отдельных категорий оборудования.
Лазеры
Солярии
Специфические правила размещения действуют и для соляриев, которые часто встречаются в косметологических кабинетах. Так, в составе солярия, предназначенного для искусственного ультрафиолетового облучения людей, следует предусмотреть место для раздевания. Необходимо обеспечить пациентов защитными очками. После каждого пациента необходимо использовать дезинфицирующие средства для очищения акриловых стекол, подушек для головы и ног, защитных очков или лицевых пластин, а в случае вертикального солярия — также пола. Следует соблюдать режим облучения, учитывая тип кожи пациента и отсутствие противопоказаний для облучения. При солярии организуется пост медицинской сестры (оператора) (п. 10.10.7.).
Заключение
Соблюдение требований, касающихся оборудования и помещений, в которых размещаются организации, оказывающие косметологические услуги, является принципиально важным вопросом. Соблюдение этих требований оценивается при получении санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре, которое, в свою очередь, необходимо для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Недостаточность площадей и несоблюдение иных санитарно-эпидемиологических правил часто являются причинами, из-за которых возникают сложности с получением лицензии. Поэтому важно уже на стадии выбора помещения для осуществления косметологической деятельности иметь четкое представление как об объеме планируемых услуг (их видах, необходимом для этого оборудовании и т.д.), так и о планируемом количестве пациентов.