Кабинет здоровый ребенок для чего
Роль медицинской сестры Кабинета здорового ребенка в формировании здорового поколения
Автор: О.В.Красницкая,
заместитель главного врача
по организационно-методической работе
ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская
городская детская поликлиника №2»
Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это отразится и на здоровье последующих поколений.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Одной из важнейших современных профилактических задач является формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.
Формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее – КЗР).
Основными задачами КЗР являются гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям ребенка.
Кабинет здорового ребенка при ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №2» организован в январе 2013г. в соответствии с приказом № 366н МЗ РФ от 16 апреля 2012 года «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи», который подтвердил особую значимость данного подразделения в структуре детской поликлиники.
Работу кабинета возглавляет опытная медицинская сестра 1 квалификационной категории по специальности «Сестринское дело в педиатрии» и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии», хорошо знающая особенности детей раннего возраста, их вскармливание, сроки введения прикормов, подготовки детей в детские общеобразовательные учреждения.
Она владеет навыками массажа и обучает этому молодых родителей, дает рекомендации по развитию детей, при выявлении отклонений, направляет к специалистам. Раннее выявление и своевременная коррекция способствуют профилактике серьезных заболеваний.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход), санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики анемии, рахита).
Важным разделом работы кабинета здорового ребенка является профилактика рахита. Она складывается из рекомендаций по правильному вскармливанию ребенка, своевременного назначения ему соков, прикорма в виде овощных блюд, достаточного пребывания на свежем воздухе, правильного режима дня, проведения закаливающих мероприятий.
На занятиях, проводимых в кабинете здорового ребенка, родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.
Кабинет работает в тесном контакте с такими специалистами, как невролог, гинеколог, психолог и участковыми педиатрами.
В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до рождения.
Совместно с педиатром и психологом проводится работа по подготовке детей к поступлению в детские сады и школы. Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды. Подготовка начинается задолго до того, как ребенок поступит в дошкольное учреждение. Важным разделом работы медицинской сестры КЗР при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями. В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение. Основными формами такой работы являются беседы на темы: «Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение», «Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада», «Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний», «Режим дня детей первых трех лет жизни». Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, способствует подготовке детей к режиму детского сада и дети быстрее и легче адаптируются.
Проводимая в кабинете здорового ребенка работа помогает молодым родителям вырастить здоровых детей, которые хорошо адаптируются в детских дошкольных учреждениях и школах. Они меньше болеют, без особых проблем вливаются в коллективы.
Кабинет здорового ребенка обеспечен методическим материалом и наглядным пособием: по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка; профилактике заболеваний; таблицы возрастных режимов, таблицы-схемы естественного и искусственного вскармливания детей первого года жизни; таблицей показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. При посещении кабинета родители получают памятки с рекомендациями, соответственно возраста ребенка.
В помощь молодым мамам в кабинете здорового ребенка имеются стенды с информацией о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни, стендом по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Родители могут в любое время ознакомиться с этой информацией.
Борьба за здорового ребенка начинается с борьбы за здоровье будущей мамы. Еще до рождения ребенка будущая мама посещает кабинет здорового ребенка, где она слушает лекции, смотрит созданную медицинской сестрой кабинета совместно с заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом презентацию «Грудное вскармливание». Медицинская сестра обращает внимание на самочувствие беременной, сон, аппетит, дает рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию, гигиене, ношению одежды и обуви. Особое внимание уделяется беседе с беременной, ее мужем и близкими родственниками о создании в семье спокойной, доброжелательной обстановки.
Одним из важнейших разделов в работе КЗР является пропоганда грудного вскармливания. Чтобы грудное вскармливание было эффективным и длительным, необходима психологическая настроенность и желание матери долго кормить ребенка, осознание значимости грудного вскармливания, правильное прикладывание к груди, постоянная поддержка матери в случае гиполактационных кризов. В решении всех этих проблем ведущую роль имеют участковые медсестры, но огромную помощь им оказывает медицинская сестра кабинета здорового ребенка. Наиболее важные действия медицинской сестры кабинета здорового ребенка — контроль вскармливания и помощь молодой матери в обеспечении правильного прикладывания к груди. Для реализации программы поддержки грудного вскармливания необходимо не просто декларировать его целесообразность, но и иметь глубокие, современные знания. Грамотная и опытна медицинская сестра кабинета здорового ребенка становится основным звеном в системе медицинской поддержки грудного вскармливания, которое в конечном счете определяет формирование здоровья детей раннего возраста.
Одним из главных разделов работы медицинской сестры КЗР является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов. Санитарное просвещение осуществляется при посещении родителей кабинета здорового ребенка. Темы лекций и бесед для молодых родителей, которые проводит медицинская сестра КЗР:
Когда в семье растет здоровый малыш, это положительный психологический микроклимат в семье, это счастливое материнство и отцовство, это экономическая выгода семьи. Эти средства могут быть направлены на дальнейшее укрепления здоровья и развитие ребенка. Регулирование состава семьи и рождение здорового ребенка стало целью каждого общества независимо от его благосостояния. Воспитание ценностного отношения к здоровью на ранних этапах становления личности способствует развитию потребности здорового образа жизни в дальнейшем.
Современная медицина призвана защитить всех детей от любых неблагоприятных воздействий. Особенно он в этом нуждается от периода своего внутриутробного развития до передачи его во взрослую сеть, поскольку этот этап является самым ответственным для здоровья человека.
Список используемой литературы:
Кабинет здоровый ребенок для чего
Запор – это проблема, которая может появиться в любом возрасте, в том числе и у новорожденного малыша и у дошкольника.
Запором называют нарушение функции кишечника, проявляющееся в увеличении интервалов между актами дефекации. У новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, частота стула может совпадать с числом кормлений (от 2 до 6 раз в сутки). Постепенно с возрастом, кратность стула уменьшается, и к периоду введения прикорма ( около 6 месяцев) дефекация осуществляется в пределах одного – двух раз в день. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, частота стула также составляет обычно один – два раза в сутки. Но не только при задержке стула нужно говорить о запоре. У здоровых детей первого года жизни стул чаще бывает кашицеобразной консистенции. Запором считают также те случаи, когда у ребенка отмечается болезненная дефекация плотным по консистенции калом, даже если частота стула соответствует возрастной норме.
Причинами функциональных запоров у детей раннего возраста являются:
– Неправильный режим питания кормящей матери.
– Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании.
– Недостаточный питьевой режим ребенка, находящегося на естественном вскармливании при введении прикорма (ввели «густой» прикорм, но не дали малышу воду).
– Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
– Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее чем за 7 дней).
– Наличие у младенца рахита, при котором наблюдается пониженный тонус мышц, в том числе и мускулатуры кишечной стенки. В ряде случаев, через 2-3 недели после назначения витамина Д запоры у ребенка исчезают.
У малышей, находящихся на грудном вскармливании может развиться так называемый «ложный запор». Он возникает вследствие того, что младенцы получают малое количество грудного молока, а также наличия врожденных дефектов полости рта (например, расщелины твердого и мягкого неба), вялого сосания, срыгивания.
«Скорая» помощь
В домашних условиях при возникновении запора у ребенка как средство «скорой» помощи до осмотра врача можно применить очистительную клизму. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду комнатной температуры.
Для увеличения послабляющего действия клизмы к воде добавляют глицерин – 1-2 чайные ложки на стакан воды. Также для размягчения каловых масс ребенку можно дать вазелиновое масло. Важно, что вазелиновое масло не всасывается в кишечнике, и при назначении его между приемами пищи не влияет на всасывание питательных веществ, электролитов и жирорастворимых витаминов.
Детям до одного года обычно назначается 1/2-1 чайная ложка,
в 1-3 года назначается 5-10 мл (1-2 ч. л.),
с 4 до 7 лет – 10-15 мл (2-3 ч. л.).
С помощью клизмы рекомендуется вводить следующие количества жидкости в зависимости от возраста ребенка:
новорожденным – 25 мл;
1-2 месяца – 30-40 мл;
6-9 месяцев – 100-200 мл;
9-12 месяцев – 120-180 мл;
1-2 года – 200-250 мл;
6-10 лет – 400-500 мл.
Баллон, используемый для клизмы должен быть чистым, а его наконечник смазан вазелином или маслом. Для того чтобы наполнить баллон, его сдавливают рукой до полного вытеснения воздуха, после чего опускают наконечник в воду и, разжимая баллон, набирают в него воду. Ребенка кладут на клеенку и пеленку, придерживая левым предплечьем тело ребенка, а кистью левой руки – согнутые в коленях ноги. Правой рукой осторожно вводят наконечник баллона вращательным движением в прямую кишку. Короткий мягкий наконечник вводят полностью, если наконечник длинный пластиковый – на 4-5см. Медленным сжиманием баллона вводят воду в кишечник, а затем, не разжимая баллона, извлекают его из прямой кишки. По завершении процедуры в течение нескольких минут слегка сжимают ягодицы ребенка, чтобы вода не выливалась слишком быстро. Детям первого года жизни можно ставить клизму в положении на спине с приподнятыми ногами.
При вздутии живота, повышенном газообразовании, беспокойстве используются препараты на основе симетикона (САБ СИМПЛЕКС, ЭСПУМИЗАН), укропная вода, чай с фенхелем, ромашкой;
Введение свечи
Для введения в прямую кишку свечи ребенка укладывают на левый бок, немного согнув его ноги в коленях и тазобедренных суставах, и слегка фиксируют в таком положении. Затем левой рукой разводят ягодицы, а правой, освободив тонкий конец конуса свечи, вводят ее в анальное отверстие. Когда свеча введена в прямую кишку, важно на 1-2 минуты удерживать ягодицы прижатыми между собой, чтобы свеча не была рефлекторно выдавлена обратно. У детей грудного возраста введение свечи можно производить в положении на спине с приведенными к животу ногами.
В питание малыша (если позволяет возраст) добавить продукты, обладающие послабляющим эффектом (свеклу, морковь, курагу, киви, манго и др.).
Следует отметить, что для ребенка, особенно в раннем возрасте слабительные препараты можно применять только по назначению врача, так как многие из них имеют серьезные побочные эффекты.
У ребенка должен быть активный двигательный режим. В первые месяцы жизни малыша необходимо выкладывать на живот перед каждым кормлением на 5-10 минут. В утренние часы заниматься упражнениями по возрасту в течение 10-15 минут, в этот комплекс обязательно должно входить поглаживание живота по часовой стрелке. С каждым месяцем двигательная гимнастика должна расширяться, т.е. включать в себя все больше упражнений с активным участием рук, ног и брюшного пресса, а ее продолжительность следует увеличивать на 5-10 минут.
Не менее важная роль должна отводиться правильному питанию ребенка. Вскармливание грудным молоком является оптимальным для ребенка первого года жизни. В настоящее время рекомендуют прикладывать ребенка к груди столько раз, сколько он требует, не соблюдая временных интервалов между кормлениями, включая ночные часы.
Важное значение в профилактике и коррекции запоров у младенца имеет правильное питание кормящей матери с исключением газообразующих продуктов (капуста, виноград, черные сорта хлеба), правильный питьевой режим (не менее 2500 мл жидкости в сутки), а также нормализация моторики кишечника у кормящей женщины (обязательно регулярно есть овощи, овощные супы, каши, хлеб с отрубями, непосредственно запаривать пшеничные отруби, чернослив, инжир)
В рацион питания младенца соответственно возрасту вводится крупяной или овощной прикорм (по согласованию с педиатром), как источник пищевых волокон
После введения «густого» прикорма необходимо следить, чтобы у ребенка был достаточный водный режим (кипяченая вода до 100 мл/сутки), так как при недостатке воды в организме она всасывается из толстого кишечника, а сухие каловые массы не вызывают должного рефлекса в прямой кишке.
Если добиться регулярного стула не удается при помощи вышеперечисленных мероприятий, рекомендуется слабительное средство, содержащее лактулозу (синтетический углевод), например ДЮФАЛАК. Лактулоза не только увеличивает объем каловых масс, размягчает стул и стимулирует опорожнение кишечника, но также способствует поддержанию роста нормальной микрофлоры кишечника. Доза препарата подбирается индивидуально, назначается врачом. Курс лечения может составлять от 2-3 недель и более до нормализации стула.
Кроме этого для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании используются специальные лечебные смеси, содержащие пищевые волокна, лактулозу или адаптированные кисломолочные смеси. В настоящее время на российском рынке зарегистрированы специализированные смеси, используемые при запорах, которые можно использовать только по назначению врача!
Для профилактики запоров необходимо как можно дольше сохранять грудное вскармливание, ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой, проводить курсы массажа и профилактику развития рахита, анемии, пищевой аллергии.
Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка
Введение
На основании Приказа Минздрава соц. развития РФ от 7 октября 2005 г № 627
«Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
(в ред. пр. МЗСРРФ № 120 от 19 февраля 2007 г.) согласно пункту 1.3 Амбулаторно- поликлиническое учреждение Городская детская поликлиника имеет право существовать.
Согласно приказу от 19 августа 2009 года N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»:
(с изменениями на 19 апреля 2011 года) Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать центры здоровья для детей в срок до 1 декабря 2010 года. Который в свою очередь осуществляет взаимодействие по вопросам реализации Мероприятий с кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка
— Пропаганда здорового образа жизни в семье;
— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход);
— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
— контроль за нервно-психическим развитием детей.
Роль врача в кабинете здорового ребёнка
1.2.2 в соответствии с назначениями врача:
— консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);
— обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска;
— проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
— выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина «Д» на дом или в кабинете;
поведения детей 2 и 3-го года жизни.
1.2.3 обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания;
1.2.4 обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;
1.2.8 осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой:
1.2.10 оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;
1.2.11 осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и
распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
Глава 2. Принцип преемственности и Взаимосвязи кабинета здорового ребёнка
С родильным родом
После рождения ребёнка персонал родильного дома звонит в городскую детскую поликлинику по месту жительства родильницы. По телефону говорят о рождении нового гражданина, в следствии чего Детская поликлиника обязана взять на учёт данного ребёнка. На следующий день после выписки малыша из роддома ( не позднее 3 дня ) врачом должен осуществиться патронаж на дому.
С участковым педиатром
Поскольку в кабинете здорового ребёнка осуществляется профилактика здоровых детей, то в том случае если фельдшер или медицинская сестра выявляют у ребёнка какую либо патологию они немедленно сообщают об этом участковому педиатру, который в свою очередь принимает дальнейшее действие по лечению малыша. Он может направить его к узким специалистам, если это необходимо перевести ребёнка на стационарное лечение.
Кабинет здоровго ребёнка пропагандирует здоровый образ жизни в семье. Следовательно взаимосвязь и преемственность осуществляется с мамами и папами, которым рассказывают о правилах ухода за детьми
Экономический ущёрб
Болезни органов дыхания ведут за собой тяжёлые последствия, которые в свою очередь приводят к большому числу инвалидности и даже смертности детского населения.
Роль врача
Несомненно роль врача огромная как в обучении так и в воспитании пациентов с данной патологией. Но как известно в кабинете здорового ребёнка врач не работает он осуществляет контроль за персоналом. Что же касается фельдшеров или медицинских сестёр работающих в кабинете то и их роль очень большая. Их задачей является распростренение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей, привитие родителями гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здорового образа жизни, работа по формированию здорового образа жизни среди детей. Они должны выявить факторы риска, которые могут вызвать развитие данной патологии, обучить пациента и его родственников как повлиять на эти факторы, чтоб не допустить развития данного заболевания у детей а именно: как правильно пеленать детей чтобы им не было ни жарко не холодно, как правильно купать ребёнка и в чём, как проводить закаливающие процедуры, объяснить маме что грудное вскармливание наилучшая профилактика от заболеваний для малыша, ведь если здорова мама, то благодаря её молоку в котором содержиться большое количество антител, витаминов и питательных веществ малыш будет максимально защищён от внешних раздражителей и многое другое на что направлен кабинет здорового ребёнка. Убедить родителей маленького человечка в принятии решения об отказе от вредных привычек. Главная задача фельдшера сделать все возможное, чтобы у данного ребёнка не развилось данное заболевания, проводить разъяснительные беседы о изменении образа жизни семьи.
Структурный подход
4.1.1 Материально-техническое оснащение:
— весы медицинские, ростомер;
— стол для проведения массажа;
— детский стол и стул для оформления игрового уголка;
— аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери;
— стенд «Гигиеническая ванна»;
— кукла с набором одежды для новорожденного;
— стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни;
— стенд по режимам для детей первых трех лет жизни;
— шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни;
— стенд по организации питания детей 2-3 года жизни;
— стенд по массажу и гимнастике;
— стенд по закаливанию;
— два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни;
— шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни;
— стенд по гигиене полости рта;
— стенд по устранению вредных привычек.
4.1.2. Кадровый состав:
Процессуальный
— организация лечебно-профилактической помощи осуществляется в зависимости от форм заболевания, экстренности и других форм заболевания. Через кабинет здорового ребёнка проходит каждый родившийся ребёнок;
— охват предродовым патронажем 94%;
— регулярность наблюдения детей на 1 году жизни медсестрой 72%.
Результативный
-Распределние детей 1 года жизни по группам здоровья:
-процент детей достигших одного года жизни, находившихся на грудном вскармливании до 4-х месяцев. 55%.
Список используемой литературы
1. Балаболкин М.И.Болезни органов дыхания у детей. М., 2000 г.
2. Общественное здоровье и здравоохранение Миняев В.А., Вишнякова Н.И. 2003 г.
3. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. В.А Медик В.К.Юрьев.
4. Лекционный материал кафедры ОЗЗ Первого ПМГМУ им. Сеченова 2011г.
Введение
На основании Приказа Минздрава соц. развития РФ от 7 октября 2005 г № 627
«Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»
(в ред. пр. МЗСРРФ № 120 от 19 февраля 2007 г.) согласно пункту 1.3 Амбулаторно- поликлиническое учреждение Городская детская поликлиника имеет право существовать.
Согласно приказу от 19 августа 2009 года N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»:
(с изменениями на 19 апреля 2011 года) Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать центры здоровья для детей в срок до 1 декабря 2010 года. Который в свою очередь осуществляет взаимодействие по вопросам реализации Мероприятий с кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка
— Пропаганда здорового образа жизни в семье;
— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход);
— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
— контроль за нервно-психическим развитием детей.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).