Кабинетная речь логопедия что делать

Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью

Кабинетная речь логопедия что делать. Смотреть фото Кабинетная речь логопедия что делать. Смотреть картинку Кабинетная речь логопедия что делать. Картинка про Кабинетная речь логопедия что делать. Фото Кабинетная речь логопедия что делать Ирина Норцева
Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью

Наиболее сложной задачей обучения произношению детей с нарушениями речи является формирование у них внятного, членораздельного и самостоятельного (осознанного) произношения.

От решения данной задачи во многом зависит не только социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, но и эффективность дальнейшей коррекционной работы.

Наблюдения за речью воспитанников в процессе автоматизации звуков в речи свидетельствуют о том, что в условиях логопедического кабинета и под контролем взрослого дети стараются правильно говорить. Это происходит при наличии внешнего контроля со стороны учителя-логопеда, то есть в случае его ослабления или отсутствия произношение становится небрежным, маловнятным, неправильным. Наблюдения за детьми в группе показывают, что у детей нет четкого представления о допускаемых в произношении ошибках, они не могут адекватно оценить правильность произношения как собственного, так и произношения других детей, самостоятельно исправить допущенные ошибки вне логопедического кабинета.

Низкий уровень сформированности у детей навыка самоконтроля за собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, распаду нестойких произносительных стереотипов. В результате возникает необходимость постоянно возвращаться к коррекции одних и тех же звуков в речи.

В данном случае мы можем говорить о наличии у воспитанников так называемой «кабинетной речи».

Причинами «кабинетной речи»являются:

несформированность фонематического и слухового восприятия;

— низкий самоконтроль за речью, отсутствие контроля взрослого;

— в редких случаях «недоработка» педагога при формировании изолированной артикуляции звука.

Наблюдения за речевыми проявлениями детей в начале учебного процесса показывают наличие у 65% детей «кабинетной речи». Перед нами встала задача формирования навыка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни.

Нами был осуществлён подбор системы приёмов по формированию произносительных умений, по повышению уровня осознания ребёнком действий и способов их выполнения, формированию средств контроля при работе над звукопроизношением.

В первую очередь были созданы условия по преодолению «кабинетной речи»:

— организовали в группе развивающую среду, направленную на развитие и коррекцию слухового и фонематического восприятия и звукопроизношения;

— обеспечили взаимодействие всех специалистов по автоматизации самостоятельного звукопроизношения т. е. осуществляя совместный подход к вопросам автоматизации звуков в речи детей, в преодолении «кабинетной речи» каждый педагог строит коррекционную работу с ребёнком с учётом данных, полученных в процессе информационного обмена (еженедельные «Информационные планёрки»)

— построили систему работы с родителями по формированию у детей навыка самоконтроля;

— изменили место проведения коррекционной работы, особенно на заключительном этапе.

Для устранения «кабинетной речи» мы организовали систематическую работу по развитию слухового и произносительного самоконтроля. Для этого при усвоении произносительных умений и навыков (на основе формирования фонематического восприятия) все участники коррекционного процесса учили ребёнка сравнивать собственное произношение с образцом.

На этапе автоматизации для формирования и развития самоконтроля широко использовали:

• максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком (наличие изучаемого звука в каждом слове упражнений, отсутствие оппозиционных (смешиваемых) звуков;

• обеспечение доминантного характера изучаемого звука;

• использование рифмованного речевого материала, способствующего продуктивной автоматизации звуков;

• включение в деятельность детей занимательно-игровых речевых упражнений, повышающих речевую мотивацию детей;

• активизация всех компонентов речевой деятельности;

• применение разнообразных речевых упражнений (слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные изучаемым звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения).

В процессе подгрупповых занятий перед детьми ставилась задача оценить собственное произношение и произношение сверстников.

Соблюдался единый речевой режим на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах и в свободной деятельности.

Для навыка различения и произнесения звуков использовалась так называемая «материализация» звука (фишки, символы для обозначения гласных и согласных, а также процедура наглядного моделирования и овладение действиями замещения.

Для организации индивидуально-коррекционной работы по устранению «кабинетной речи» были заведены «Карты индивидуальной работы» единые для всех специалистов. В них указывался этап работы над звуком и особенности произношения ребёнком данного звука.

Эффективным приёмом при устранении синдрома «кабинетной речи» стал перенос индивидуальных занятий учителя-логопеда в естественные условия пребывания ребёнка в группе, где обеспечивалось многократное повторение звука в разнообразных игровых формах и контроль со стороны учителя – логопеда и педагогов. Учителем-логопедом специально организовывались игровые ситуации, в которых ребёнок использовал правильное произношение (дидактические игры «Логопедическое домино», «Разбитое зеркало» и другие).

Формированию навыка самоконтроля за собственной речью способствовало самостоятельное моделирование предложений и рассказов с помощью наглядного материала, графических схем в информационном месте речевого уголка. Обращалось внимание на правильное произношение не только во время занятий с ребёнком, но и в контактоустанавливающее время. Услышав нечёткое произношение, педагог обращал внимание на звук колокольчика, который звенел на руке взрослого. Ребёнок понимал, что он неправильно произнес звук и должен исправить своё произношение самостоятельно, т. е. он упражнялся в переносе учебного произношения на произношение в реальной ситуации.

Кроме этого, формированию навыка самоконтроля способствовало работа с мнемотехническими и тавтологическими текстами, где слова со звуками повторяются многократно.

Широко использовалось художественное слово (чистоговорки, небольшие стихотворения, загадки и другой речевой материал). В группе был создан детский театр, так при отработке звука [с]детям предлагалась чистоговорка: «У Сони и Сани в сетях сом с усами». При этом педагог следил не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [с], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочеталась с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата предлагалось повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения и выполняя характерные движения театрального образа.

Полноценными участниками коррекционного процесса являются родители детей.

Учитель-логопед еженедельно знакомил их с основными приёмами постановки звуков, рассказывал и показывал, какие упражнения нужно делать дома, объяснял, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка. Помогал формированию произношения в условиях естественного живого общения. А в школе игры для родителей учили взрослых формировать навык самоконтроля у ребёнка через игру.

Наблюдения за речевыми проявлениями детей на конец учебного года показали, что выше перечисленные методы и приёмы по устранению «кабинетной речи» являются эффективными и обеспечивают бездефектную самостоятельную речь в естественных условиях общения ребёнка.

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения» воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Источник

Кабинетная речь логопедия что делать

Предупреждение и устранение речевых запинок (Предлагаемые советы в равной степени относятся и к предупреждению заикания у детей) у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?

Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.

Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.

Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?

Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения».

Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.

Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.

В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.

Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *