Кадансы в музыке что это
КАДАНС
Смотреть что такое КАДАНС в других словарях:
КАДАНС
или каденция (cadenza — ит., cadence — фр., Schlussfall, Tonschluss — нем.) — остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных рит. смотреть
КАДАНС
(франц. cadence) см. Каденция.
КАДАНС
каданс м. 1) То же, что: каденция (1). 2) Особый знак над паузой или нотой, указывающий на ее продление (в нотной записи). 3) Танцевальный ритм. 4) Поэтический ритм.
КАДАНС
КАДАНС
КАДАНС
КАДАНС
КАДАНС а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС-1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 17. смотреть
КАДАНС
⊲ КАДА́НС 1757, а и у, м.Ит. cadenza, через фр. cadence.1.Муз.То же, что каденция (1).Ян. II 11.2.Ритмическая последовательность звуков; ритм, такт.Она. смотреть
КАДАНС
-а, м. 1. муз. То же, что каденция (в 1 знач.).2.Ритмическая последовательность звуков; ритм.Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и п. смотреть
КАДАНС
КАДАНС
КАДАНС
КАДАНС
-у, ч. Мелодичний або гармонічний зворот (послідовність акордів), який завершує музичний твір, його частину або окрему побудову (речення, період) і вс. смотреть
КАДАНС
(2 м); мн. када/нсы, Р. када/нсовСинонимы: знак, каденция, ритм, такт
КАДАНС
КАДАНС м. франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.
КАДАНС
КАДАНС
каданс када́нсмуз., «гармонический оборот, завершающий какое-л. музыкальное построение и сопровождаемый ритмической остановкой», впервые у Порошина, 17. смотреть
КАДАНС
м. муз.cadence fСинонимы: знак, каденция, ритм, такт
Кадансы
Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.
Классические каденции различаются по гармоническому строению и местоположению в музыкальной форме.
I. По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения (основной критерий деления); по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).
Основные типы каденций (по гармоническому строению).
1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — заканчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционального состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).
2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).
3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентическая каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)
II. По положению в форме различают каденции: заключительные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); вторгающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
Каданс
Полезное
Смотреть что такое «Каданс» в других словарях:
каданс — а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС 1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence. Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАДАНС — муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.… … Толковый словарь Даля
Каданс — (фр. cadence, от итал. cadenza «падение») гармонический оборот, завершающий какое либо музыкальное произведение и сопровождаемый ритмической остановкой. Также иногда называется каденцией, но этот термин чаще используется в… … Википедия
каданс — см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. каданс сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
КАДАНС — см. Каденция … Большой Энциклопедический словарь
КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
каданс — а; м. [франц. cadence] 1. Муз. = Каденция (1 зн.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. 3. Лит. Ритм в стихе, в прозе. * * * каданс см. Каденция. * * * КАДАНС КАДАНС, см. Каденция (см. КАДЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь
Каданс — (франц. cadence) см. Каденция … Большая советская энциклопедия
Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кадансы в музыке что это
I. Каденция – данное выражение употребимо для обозначения состояния завершения музыкального построения и имеет явное отношение к построению музыкальной темы. Для простого примера можно предложить любую композицию (квадратную по форме) из шестнадцати тактов, состоящую из двух предложений. Здесь в шестнадцати тактах вам встретятся две каденции. Какими они могут могут быть разберем далее. В данном случае можно использовать вместо слова каденция его однокоренной синоним каданс – французский вариант (cadence) от латинского cadere. Итальянский вариант cadenza (также произошедший от латинского) как и два предыдущих означает «окончание».
II. Термином каденция также обозначается масштабный отрезок музыкальной формы, отведенный для соло солирующего инструмента, яркого выразительного, зачастую виртуозного. Местоположение каденции как части формы находится ближе к концу произведения, если соотнести с сонатной формой, то, вероятнее всего, перед репризой или кодой. До второго десятилетия XIX века исполнение каденции в произведении возлагалось на самого исполнителя. Ответственно и почетно было музыканту выразить свою субъективную трактовку данного участка произведения, показать возможности инструмента и степень своей музыкальной грамотности, виртуозности и мудрости. В дальнейшем композиторы для придания целостности и внесении ясности во все создаваемое ими произведение целиком стали подробно выписывать сольные каденции в нотах. Ниже следующий разбор к данному термину каденции не относится.
Каданс
Как и обещал, разбираем виды кадансов:
Кадансом называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение или его часть
По местоположению в периоде кадансы делятся на серединные и заключительные (срединный – в первом предложении, заключительный – соответственно, во втором).
Для характеристики каденции важно 1) на какую функцию и после какой функции приходится завершающий аккорд, 2) на какой мелодической ступени, 3) в какой период метрического времени наступает последний аккорд каденции (здесь рассматривать не будем, для справки см. Википедию).
Начнем классифицировать кадансы, может кому-нибудь это понадобится для сдачи экзамена или подготовки к уроку по гармонии.
По набору функций кадансы подразделяются на простые и сложные (в ряде терминологий: половинные и полные):
Полный каданс – является разновидностью автентического каданса, благодаря финальной связке D—Т.
1. Полный каданс – при наличии в кадансе оборота S—D—Т.
2. Половинным – называется каданс, заканчивающийся на неустойчивой функции S или D.
Половинные кадансы могут быть:
1. Автентический – каданс, заканчивающийся на функции D.
2. Плагальный – каданс, заканчивающийся на функции S.
По виду заключительной тоники и голосоведению баса кадансы делятся на совершенные и несовершенные:
1. Совершенный – когда заключительная Т берется в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде (основной тон в басу)
2. Несовершенный – в случае несоблюдения хотя бы одного из условий предыдущего пункта.
Простые (половинные) в свою очередь делятся на автентические и плагальные (также в зависимости от набора функций внутри каданса).
Автентический (autentikos, греч. – главный, основной) – состоит из тоники и доминанты.
Плагальный (plagalis, лат. – побочный, производный) – состоит из тоники и субдоминанты.
Сложные (полные) кадансы в свою очередь разделяются на кадансы первого и второго рода, благодаря исключительно наличию или отсутствию в кадансе кадансового квартсекстаккорда К64. Этот аккорд как никакой другой способствует продлению и нагнетанию напряжения перед заключительной доминантой, увеличивая общее расстояние и ожидание (предощущение) неотвратимой утверждающей тоники, безусловным логичным для завершающего построения (каданса) повышением градуса музыкальной напряжённости. Такими свойствами К64 обладает, благодаря свой бифункциональности, а именно тоническому трезвучию, расположенному на доминантовом басу (в К64 удваивается квинтовый тон). Если К64 в кадансе присутствует – каданс считается 2-го рода.
Теперь следует уяснить, что для того, чтобы дать исчерпывающую для студента характеристику каданса, необходимо перечислить четыре основных его свойства:
Полный (половинный) – автентический (плагальный) – совершенный (несовершенный) – первого (или второго) рода
Кадансы в музыке что это
См. также решение задач
Абызова 131 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Алексеев №№35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44
Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций
В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).
Строение периода может быть различно.
П. может быть построен из отдельных составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.
Виды периодов:
из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. — 8 или 16 тактов
из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);
из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);
не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);
особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).
П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).
Распространены нарушения квадратности —
при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),
реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),
усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),
при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),
вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).
Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций
1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.
3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.
Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).
Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:
полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.
Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.
Кадансовый квартсекстаккорд
Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.
Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.
Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.
Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.
Аккордовая подготовка. Перед K64 могут быть S,( II), T.
Перемещение. Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.
Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.
Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9).