Кадетский компонент что это
Кадетский компонент что это
В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, возрождение кадетского образования стало ответом на «социальный заказ». Ведь кадетские корпуса (КК) – это не только система образования, но и система воспитания. Князь Константин Константинович в 1911 году описал «кадетский компонент» (составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных) так: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без этого, как считали разработчики системы кадетского образования в России, действовавшей до революции 1917 года, формирование полноценной личности невозможно.
И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями КК. Кадетские корпуса – это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.
Важно, что элитарное образование, которое дают КК, является доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Первое кадетское образовательное учреждение в современной России появилось в 1992 году в Новочеркасске, через 10 лет их стало более 40-ка. По состоянию на 5 сентября 2005 года, в 69 кадетских образовательных учреждениях обучалось 20 290 кадет. По данным исследования, проведенного Фондом содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана, из 11,4 тыс. воспитанников кадетских школ-интернатов большую часть составляют дети из неполных (28,3%), малообеспеченных (12,4%) и многодетных семей (9,6%).
Несмотря на такую востребованность и эффективность, в России отсутствует государственная концепция кадетского образования, равно как и законодательная база. Сложилась парадоксальная ситуация: КК успешно действуют на региональном уровне, но официально отсутствуют на федеральном. Последний раз (полгода назад) в Совет Федерации с предложением внести в Закон РФ «Об образовании» такие учебные заведения, как «кадетский корпус», «кадетская школа» и «кадетская школа-интернат, обращалось Законодательное собрание Ростовской области. Решения до сих пор нет.
Помимо законодательной, перед кадетским образованием стоит проблема отсутствия единого управления и единых стандартов обучения. В состав «кадетского компонента» каждый регион включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию учебной программы.
Еще одна острая проблема кадетского образования – финансово-экономическое и кадровое обеспечение. В идеале кадетский корпус – это интернат, где ребята живут постоянно. Сегодня примерно 2/3 КК – школы-интернаты, 1/3 – школы. И не потому, что их руководители не хотят менять статус учреждения – просто нет материальной базы.
«Кадетский компонент» способен помочь обществу в решении его проблем. Чтобы решить проблему кадетского образования, необходима единая государственная политика.
История появления кадетского компонента в школе
Сегодня возрождение кадетского движения в России с его многовековыми героическими традициями служения Родине продиктовано временем и является востребованным в молодежной среде. Классическое кадетское образование принято ассоциировать с кадетскими корпусами, где в основном мальчишки круглосуточно погружены в военно-образовательную среду. Трансформация традиционного кадетского движения с учетом современных реалий, послужила закладке современной модели организации кадетских классов в общеобразовательных школах, которая успешно стартовала в сентябре 2014 года в 72 общеобразовательных школах города Москвы.
Наше учебное заведение – ГБОУ Школа №2009 г. Москвы (ранее ГБОУ СОШ №2009) под руководством директора Гесслера Д.М. в результате проведения конкурса Департаментом образования города Москвы «70 кадетских классов в честь 70-летия Победы» на базе общеобразовательных учреждений стала одной из школ, где организован кадетский класс. Новый подход к кадетскому образованию существенно приблизил к осуществлению мечты многих ребят и девчонок стать кадетами. Так в состав кадетского класса нашей школы путем серьезного конкурсного отбора вошли 25 семиклассников, из них 20 мальчиков и 5 девочек. Все они очень разные по характеру, творческим наклонностям, интересам, и, конечно же, по уровню подготовки. Но за текущий учебный год ребята очень сдружились, осознали свою значимость и даже в некоторой степени «элитарность». Во многих ребятах проснулся интерес к учебе и социально значимым общественным делам, а также к самосовершенствованию через реализацию творческого и спортивного потенциала. Огромную роль сыграли в жизни кадет их классный руководитель Корнева Н.С., воспитатель, капитан запаса Савченко М.А., и куратор кадетского направления подполковник Бубнов В.П., поддержка и контроль которых во время учебного процесса, а также в организации второй половины дня позволили ребятам быстро сплотиться в дружный коллектив.
Почему ребята решили поступить именно в кадетский класс? Некоторые мальчишки объясняли свое желание стремлением продолжить военно-профессиональное дело своих дедов и отцов, служивших в вооруженных силах РФ.
Артем Акимов: «Я хотел продолжить военную династию своей семьи и поэтому пошел в кадеты! И я ни разу не пожалел о своем решении, потому что я точно знаю, что стану офицером!»
Кого-то привлекают профессии спасателя или военного. Но большинство мальчишек и девчонок в поступлении в кадетский класс видят возможность стать более организованными и успешными.
Якубенко Диана: «Мне родители посоветовали поступить в кадетский класс. Я сначала сомневалась в правильности принятого решения. Нужно ли мне это? Но потом поняла, что сделала правильный выбор. Форма немного изменила меня, но изменила к лучшему. Я начала лучше учиться, стала более ответственной, организованней и серьезней. У меня появилась уверенность в себе. Я нацелена на результат и уже вижу себя в гражданской службе».
Сегодня кадетство представляет собой предпрофильное и профильное образование, где основные и дополнительные образовательные программы, а также внеурочная деятельность вплетены в единую канву кадетского образования, способного активно интегрироваться в социально-образовательную внешнюю среду и тем самым набирать популярность среди молодежи.
Кадетское воспитание в ГБОУ Школе №2009 направлено на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестия и долга перед Отечеством. Кадетское образование позволяет кадетам через всестороннее раскрытие их индивидуальных возможностей и способностей, лучше понять своё предназначение. Ребята уже после первого года обучения в кадетском классе нацелены достойно готовиться к служению Родине в рядах Вооружённых сил, многие из них уже сегодня способны обозначить своё профессиональное будущее на гражданской и военной службе.
Создание кадетского класса в общеобразовательной школе не только стало подтверждением многопрофильности образования, но и, что немаловажно, дало мощный толчок к подъёму патриотических чувств, сохранению и приумножению культурно-исторических, военно-патриотических традиций своего Отечества для всех старшеклассников комплекса, так как обучающиеся находятся в едином информационном и образовательном пространстве.
Кадетское образование очень близко традициям нашей школы и сегодня оно очень актуально среди многих подростков нашего района. В школе на деле реализуются принципы непрерывности и преемственности, а симбиоз основного и дополнительного образования дает возможность в каждом ребенке, начиная с дошкольного отделения, находить задатки и таланты для их постоянного развития, результатом которого становится индивидуальная модель территории успешности школьника, независимо от его возраста. Кроме того, школа продолжает реализовывать идею социокультурного развития. В структурных подразделениях школы ведется гражданско-патриотическая и музейно-краеведческая работа как среди молодёжи и взрослых, так и среди дошколят. Наши воспитанники с дошкольного возраста изучают историю и традиции своей страны и родного района Южное Бутово на основе экспонатов, прежде всего школьного музейного комплекса, находящегося на территории третьего структурного подразделения, который представлен музеем-лабораторией «Бутово тоже зовётся Москвой», музеем-мастерской «Русская артель» и музеем-картинной галереей юных художников передвижников. При музее работает общественная детская организация «Лествица истории Бутово». Эти музеи живут жизнью школы. Здесь проводятся и уроки, и праздники с народными традициями, а также встречи ветеранов войны и бывших жителей деревень. Музеи открыты как для гостей из всех волостей, так и для слушателей семинаров.
Поэтому открытие кадетского класса было логическим продолжением исполнения своей миссии и приумножения патриотических традиций нашей школы.
В образовательный процесс кадетских классов нашей школы включена обязательная подготовка по Основам военной службы, направленная на качественную допризывную подготовку кадет и включающая военно-патриотическое и физическое воспитание, формирование психологического настроя и готовности к военной службе, военно-техническую подготовку. Важно отметить, что именно комплексная системная согласованная программа взаимодействия всех партнёров с нашей школой под руководством Департамента образования города Москвы по разным направлениям деятельности: военно-патриотическому, спортивно-туристическому, психолого-педагогическому, профильному, социально-волонтерскому и т.д создаёт оптимальные условия для всестороннего образования кадет. Школа сотрудничает с Российским государственным университетом нефти и газа И.М. Губкина и Российским государственным университетом правосудия по организации профильной подготовки по программам вступительных экзаменов и адаптации обще-образовательных программ среднего общего образования.
В первой половине дня кадеты изучают общеобразовательные предметы. Для них расширено содержание в области истории России и математики.
Во второй половине дня — специальные курсы следующих направлений:
Военно-спортивный блок: медицинская, тактическая и строевая подготовка, учебные сборы, прикладная физическая культура.
Общекультурный блок: этикет, вокал, хореографическое искусство.
Поисково-туристический блок: наука выживания, музейная педагогика, поисковая деятельность.
Таким образом, в 2014-2015 учебном году 25 семиклассникам района Южное Бутово, прошедшим серьезный конкурсный отбор, и поступившим в кадетский класс, посчастливилось окунуться в яркую и насыщенную атмосферу профильного обучения – кадетское образование. На своих занятиях кадеты обучаются по основным общеобразовательным программам, но дополнительно изучают военное дело, основы самообороны, историю России, музейное дело, иностранные языки, бальные танцы.
Кроме того на протяжении года кадеты усиленно готовились к участию во всех значимых столичных мероприятиях, проводимых среди учащихся кадетских корпусов и кадетских классов.
Так первое участие в смотре-конкурсе на лучшее исполнение строевой песни среди кадетских классов принесло нашим ребятам только 32 место. Все были очень огорчены полученным результатом и поэтому стали еще более упорно готовиться к предстоящим соревнованиям.
18 февраля, накануне Дня защитника Отечества, кадеты приняли участие в Первом московском кадетском форуме «Честь имею служить Отчизне!», который проходил в Государственном Кремлевском Дворце. Завершился Форум большим праздничным концертом. Ребята принимали активное участие в мини-соревнованиях «Готов защищать Отечество!», фотографировали, слушали стихи и военные песни на мини-театральных площадках, рисовали картины, а также смотрели дефиле Театров мод с военными коллекциями и др. Кадеты высоко оценили это праздничное мероприятие и поделились своими отзывами:
Кружкова Дарья: «Праздничный концерт был очень хороший. Все выступления брали за душу. Во время исполнения патриотических песен, все аплодировали стоя. Приятно было видеть так много кадетов, которые, так же как и мы, приехали со всей Москвы на праздник. Порадовало, что среди гостей были ветераны войны. Атмосфера была необычайной. «
Корчевой Семен:«Мне очень понравилось это мероприятие. Особенно впечатлило выступление духового оркестра. Также выступали популярные звезды. Они спели несколько патриотических песен. Но главными все же были выступления кадетов. Концерт напомнил нам о героях, совершивших подвиг ради своей страны, ради всех нас. Приятно было видеть среди гостей ветеранов войны.»
Якубенко Диана:«От этого мероприятия осталось много положительных эмоций и незабываемых впечатлений. Я в восторге, как от выступления звезд, так и от выступления кадетов, особенно от вальса, когда девочки появились в белых платьях, а мальчики в парадной форме. Они танцевали восхитительно. Все было продумано до мелочей, программа, замечательные световые эффекты.. Несмотря на то, что зал был полностью заполнен, было очень комфортно. Спасибо организаторам за чудесный праздник.»
Акимов Артем: «Мне выпала большая честь побывать в Государственном Кремлевском Дворце на празднике, посвященному Дню Защитника Отечества. Поэтому мы с друзьями решили не терять ни минуты и перед праздничным концертом успели все посмотреть. На каждом этаже Дворца проходили интересные развлекательные программы, в некоторых из них нам удалось принять участие. Затем наступило время занимать свои места. Это было что-то. Перед глазами открылся большой красивый зал с балконами и красивой сценой. Точно по времени в зале выключили освещение, и все засияло красивым голубым цветом. Наш кадетский класс сидел на 38 ряду, но с него тоже все было замечательно видно. Концерт завораживал, удивлял, так что я не заметил, как пролетело время. Это выездное мероприятие мне очень понравилось, и я был бы очень рад посещать такие концерты чаще. Спасибо организаторам за праздник…»
А затем, после продолжительной подготовки на протяжении восьми месяцев, ребята приняли участие в самом важном в их жизни мероприятии – в Параде кадет и воспитанников военно-патриотических объединений города Москвы, посвященному 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, который проходил 6 мая на территории Мемориального комплекса «Поклонная гора». Кадеты искренне поделились своими впечатлениями:
Суздальцев Аркадий: «За весь год у нас столько всего произошло. Мы ходили в тир, изучали пулеметы, пистолеты, гранатометы, автоматы, занимались физической, строевой и огневой подготовкой, бальными танцами. «
Суздальцев Никита: «Кадетский класс нас объединил, сплотил. Раньше мы были обычными школьниками, а сейчас мы, можно сказать, подразделение, которое умеет собирать-разбирать автомат, одевать УЗК – это такой костюм, который защищает от различных химических атак. Для нас участие в параде – это большая честь. Мы с братом очень горды, что стали кадетами!»
Овчинников Даниил: «Кадетский класс для меня многое значит. Когда я сюда поступил, для меня открылись новые возможности. Мы начали ездить на соревнования, стреляли из боевого автомата Калашникова, были разные тренировки. Я многому научился. Самое важное событие для нас был парад Победы на Поклонной горе. Он проходил впервые в Москве с участием кадетов. Очень приятно видеть радость и гордость родителей за меня. Я очень рад, что стал кадетом!»
Следующий серьезный этап – это участие в детско-юношеской игре «Зарница-Орленок», в которой мальчишки и девчонки проявили на практике полученные знания, полученные за время подготовки. Завершился учебный год для наших кадетов участием в Московской военно-спортивной игре «Победа», посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Среди 7 кадетских школ-интернатов и корпусов и 26 кадетских классов наши ребята завоевали 6 место, заняв два вторых места в общекомандных зачетах и в личном зачете по стрельбе, два вторых места и 3 место в личном зачете по спорту.
Кроме городских мероприятий кадеты неоднократно принимали участие в общешкольных конкурсах и фестивалях. Так весь кадетский класс был приглашен в качестве жюри для участия в фестивале военной песни, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Кадеты принимали участие совместно с управой района в организации церемонии вручения ветеранам ВОВ юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».
А в середине мая кадеты приняли участие в торжественном открытии Фестиваля норм ГТО «Победа в каждом из нас».
Стоит также отметить, что организация кадетского класса позволит многим ребятам реализовать свои мечты стать кадетом. Для школы – это очень интересное направление работы, ведь воспитать кадета – достойного гражданина, высокообразованного, культурного человека – не просто долг педагога и воспитателя, но и проверка собственных профессиональных сил и возможностей!
С каждым годом кадетское движение в школе №2009 только набирает силу. Подростки охотно и осознанно выбирают профильный кадетский класс. Так на 2019-2020 учебный год в июле завершается набор в кадетские классы.
Мы надеемся, что педагоги и воспитатели школы вырастят новое поколение кадетов, ведь эти ребята – будущее нашей страны!
«Кадетский компонент на уроках литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Когда выбирали эту тему, даже не думали, сколько можно обнаружить материала по данной проблеме на наших уроках. Чтобы приблизиться к той модели выпускника, которая заявлена в нашем уставном положении, целенаправленно на уроках литературы и русского языка во главе угла поставить задачи, реализующие патриотическое воспитание.
На наследии русской и советской литературы мы рассматриваем примеры истинного патриотизма. С целью военно – патриотического воспитания на уроках литературы я ставлю перед собой следующие задачи:
— заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;
— формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы;
Культура многолика. Неисчерпаем духовный потенциал отечественных культурных ценностей, и все они через литературу, музыку, живопись, архитектуру укрепляют любовь воина к Отечеству, питают душу армии. Достижения мировой и отечественной культуры, российская духовность, в свою очередь, находили в лице российской армии надежную защиту от любых посягательств недругов России и разрушителей духовных ценностей.
Если обратиться к художественной культуре, то и здесь вклад российских офицеров неоспорим. Человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российских писателей, художников, композиторов, деятелей театра и кино. Солидное представительство военная среда имела в художественной литературе, которая позволяла офицеру не только продемонстрировать свой культурный уровень, но и, прежде всего – глубину проникновения в жизнь народа, постижение его интересов и заботу о судьбах нации.
Наивысший расцвет отечественная художественная литература получает в XVIII – XIX веках. В числе русских литераторов этого периода каждый третий был военнослужащим или выходцем из военного сословия. Среди писателей и публицистов XVIII века выделяются произведения основоположников русского классицизма представителей офицерского корпуса В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Выдающееся место в литературе второй половины XVIII века занимает Г.Р. Державин. Солдат Преображенского полка, капитан-поручик гвардии, Тамбовский губернатор, затем государственный казначей и министр. Но наибольшую известность Державин получил как поэт. Целый ряд державинских од можно назвать военными. Таковы его стихи «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор».
Художественная литература XIX века, начало которого связано с Отечественной войной 1812 года, была еще более богато и ярко представлена офицерами-поэтами и писателями. В историю литературы как «поэт-гусар» вошел герой войны генерал-лейтенант Д.В. Давыдов. Гордость за Отчизну и бесстрашие воина звучат в строках многих его стихотворений.
После победы в войне 1812 года передовые русские офицеры выступили против царского самодержавия как сторонники преобразований в России. Неоценимый вклад в дело развития просветительства и литературы внесли офицеры-декабристы прапорщик К.Ф. Рылеев, подпоручик А.И. Одоевский, генерал от кавалерии В.Ф. Раевский, капитан-лейтенант Н.А. Бестужев, подпоручик Ф.Н. Глинка. Вопросы чести, преданности Отечеству были важнейшими для этих офицеров-патриотов. Патриотический дух декабристов унаследовал офицер Московского гусарского полка А.С. Грибоедов.
Огромное значение для отечественной литературы имеет творчество поручика лейб-гвардии гусарского полка М.Ю. Лермонтова.
Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает, прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения. Ориентация на военную профессию заставила рассмотреть программу внеклассного чтения в 7 – 8 классах под углом воспитания патриотических начал, гражданских качеств и нравственных норм кадет. Чтобы найти оптимальные средства воздействия на ребят, методическое объединение филологии выработало систему в изучении произведений писателей XX века, включая как живущих в советское время, так и современных.
Патриотическое, гражданское и нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения в 7 – 8 классах
7 класс.
П. Катаев. «Сын полка».
Эта книга рекомендуется поступившим кадетам для прочтения летом.
Судьба мальчика-сироты, который в условиях военного лихолетья готов бороться с фашистами, захватывает ребят. Они удивляются его поступкам, одобряют его желание остаться в полку. Трагедия ребенка усиливает патриотический порыв бойцов, вызывает у юных читателей восхищение Ваней Солнцевым, ставшим впоследствии суворовцем.
Книга учит ребят любить Родину, готовить себя к защите ее, быть смелым и находчивым в экстремальной ситуации. Заканчивается обычно чтение книги читательской конференцией. (I четверть)
Вопросы для обсуждения
Когда была написана книга В.П. Катаева? Основное содержание ее. Тема.
Почему Ваня Солнцев оказался в брошенном окопе?
Как ведет себя Ваня у разведчиков? Почему?
Что мешает капитану Енакиеву оставить мальчика у разведчиков?
Два побега Вани от лучшего разведчика Биденко. Какие качества мальчика здесь проявились?
Как воспринял Ваня рассказ юного кавалериста?
Встреча с капитаном Енакиевым. Как она изменила жизнь Вани?
Судьба капитана Енакиева.
Какие события войны, по-вашему, отражены в книге?
Почему Ваня поступает в Суворовское училище, хотя ранее противился этому?
История Тамбовского Суворовского училища.
М.А. Шолохов. «Судьба человека». (II четверть).
Сюжет рассказа прост и понятен детям. Военная стихия, сломавшая судьбу простого русского человека, рассматривается по эпизодам: прощание с семьей, ранение при выполнении опасного задания, плен. Отдельно рассматривается поведение Андрея Соколова в церкви. Особое внимание уделяется годам пребывания в Германии, в различных ситуациях рассматривается личность героя: попытка побега, терпение и выносливость, когда «били за то, чтоб когда-нибудь убить», достоинство и характер в стычке с фашистским командиром, побег с прихваченным фрицем, личная драма Андрея, связанная с потерей семьи, единственного сына и встречей с Ванюшкой.
Ребята легко определяют основной лейтмотив рассказа: вера в будущее спасенной от фашизма планеты.
Некоторые эпизоды рассматриваются и сравниваются с фильмом С. Бондарчука, фрагменты которого демонстрируются в классе. Ребята пишут изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Отец и сын».
Логическим продолжением данного разговора является знакомство с рассказом А.Н. Толстого.
В. Каверин. «Два капитана». (III, IV четверти).
Вся работа по книге ведется в два этапа: детство Сани Григорьева; юность и мужание капитана Григорьева.
Материал не простой. Книга читается трудно, но ее обсуждение приносит свои результаты.
Детство мальчика, необычная его судьба связаны с его немотой и неожиданным выздоровлением и жизнью в детдоме.
Семья Татарниковых, друзья и враги мальчика, его крепкая дружба с Петькой, а затем с Таней, чистая и святая дружба, скрепленная девизом: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это вызывает восторг у ребят, способствует их мужанию, воспитанию своего характера.
В конце года рассматривается II часть книги, где Саня Григорьев один на один со своею судьбой, верой, поиском. Любовь к Тане и верность друг другу показательны для мальчиков-кадетов. Обычно проводятся беседы по отдельным главам прочитанного, а в заключение – диспут «Всегда ли прав Саня Григорьев в поисках правды?»
Вопросы для диспута:
Трудное детство героев, причины этого.
Жизнь в детском доме. Встреча с Катей.
История капитана Татарникова.
Клятва друзей, верность ей.
Почему произведение названо «Два капитана»?
Легко ли искать правду?
Наше учебное заведение, где учащиеся именуются кадетами, невольно возвращает нас в историю, когда в России существовали кадетские корпуса, ковавшие военные кадры для государства. А.И. Куприн в 1900 году пишет повесть «Кадеты», в которой показывает жизнь воспитанников тех лет, когда он учился сам. Повесть во многом автобиографична. Познакомившись с жизнью младших кадетов, в перспективе можно познакомиться со второй частью дилогии – «Юнкера». В 11 классах можно более легко понять повесть «Поединок», довольно сложную для понимания современными учащимися.
Б. Васильев. Романы «А зори здесь тихие…» (1970), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984).
Б. Васильев – участник Великой Отечественной войны, поэтому рассказывает о ней очень правдиво, горько переживая те события еще и еще раз. Он заставляет нас поверить в ту непоколебимую любовь к своей Родине и своему народу, которые проявляют герои его произведений.
Рассказывая о войне, как о жесточайшем испытании, он представляет читателям пятерых девчонок, оказавшихся на фронте и не могущих противостоять мощи германской военной машины.
Ребята осознают, что на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что автор так решил их судьбу, а просто: война – не женское дело. Не нашедшие в жизни своих суженных, несостоявшиеся матери, не вернувшиеся с войны дочери становятся примером служения Родине, родному народу.
Второе произведение заслуживает должное внимание ребят. Начало: «За всю жизнь Коле Плужникову не встречалось столько приятных неожиданностей, сколько выпало в последние три недели». И последняя фраза: «… Упал свободным и после жизни». Все, что между этими строками – жизнь большого человека, обыкновенного лейтенанта, удостоенного уважения даже врагов своих за мужество и уверенность в победе.
Сопровождается обсуждение отрывка показом иллюстраций и фотографий о Брестской крепости. Используется книга «Овеянная славой» (О Брестской крепости).
Третий роман – «Завтра была война» (1984). Это ответ писателя на вопрос: а кто они были – те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе.
Порядочность, надежность, умение оставаться достойным человеком «при любых, самых серьезных испытаниях».
Автор утверждает, что идеальный герой – человек, который сам знает, что ему нужно делать. И юные читатели это прекрасно понимают.
Все три романа – это романы воспитания. Воспитания войною, и потому предельно ускоренно, когда жизненные университеты, на которые уходят годы, постигаются за дни и часы.
В.П. Астафьев. «Последний поклон».
Восьмиклассники уже хорошо знакомы с именем писателя. В младших классах читали «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». Свой «Последний поклон» автор писал 20 лет, поэтому обобщить все нужно, так сам автор говорил, что это его «Самая большая и неизбывная любовь». Она на протяжении многих лет является стимулом благородных действий, воспитывает выносливость и благодарную память о победивших в войне, учит преодолевать любую беду при необходимости – самого себя.
В. Астафьев поведал читателю о трудном военном времени, когда рано взрослели дети, когда людей отличала вера в нашу победу и огонь любви к человеку, попавшему в беду.
Главный вопрос в книге – благодарное слово бабушке, которая дождалась внука с войны и могла теперь спокойно умереть. Но не ведала старая праведница, что на похороны ее не отпустят внука. Бессердечный начальник цеха запретил уезжать на похороны бабки: не родители ведь умерли!
Читаем фрагменты из «Где-то гремит война», и ребята понимают главного героя – рассказчика, сокрушающегося по поводу смерти любимой бабушки, что живет в сердце его и родная «деревушка в мире, и мир в деревушке». Это ли не возможность воспитать патриота?
В описании избы конюшихи Дарьи Михайловны есть такая деталь: керосиновая лампа, всю ночь горевшая на подоконнике.
Раскройте символический смысл этой художественной детали в повести.
Герой – рассказчик в повести произносит такие слова: «Этой ночью я стал взрослый».
Как автор повести объясняет в ней, что значит стать взрослым, с чего начинается взросление человека?
Одна из повестей заканчивается фразой: «Если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям».
Как эта мысль писателя воплотилась и в повести «Где-то гремит война»?
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.