Кадило и паникадило в чем разница
Кадило, каждение
Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металлический сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ ( Исх.30:1-9 ).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу ( Откр.8:3-5 ).
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Молитва перед началом каждения
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Виды каждения: полное и малое
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Каждение, как служение дьякона
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Действия прихожан во время каждения
В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кадило и паникадило – это разные предметы!
Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
Кадило. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
Каждение
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновения
Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный вид
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
Кация
Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
Ладанница
В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:
самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.
Что такое лампада, кандило и паникадило
Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.
Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.
В широком смысле лампада («лампадка») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.
В узком смысле лампада — это большой переносной подсвечник (кандило — не путать с кадилом), выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляется именно в этом смысле.
Канди́ло (от греч. κανδήλα — лампада) — большой подсвечник, стоящий перед иконой в православном храме (этим словом также обозначают любой источник света в церкви — свечу, подсвечник, лампадку). Если на подсвечнике находится от семи до двенадцати свечей, он называется поликандилом, если их более — паникадилом; паникадила обычно подвешены в центре храма под куполом. Часто находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху её, внутри, помещается металлическая или стеклянная лампадка с горящим в ней оливковым маслом. Это масло в некоторые дни на всенощных употребляется в монастырях для елеопомазания.
Паникади́ло (также всесве́щник , многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Паникадила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние — это одноярусные хоросы, в виде обода колеса.
По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.
Что такое церковное паникадило и какое смысловое значение оно имеет в церкви
Русский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».
Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.
Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.
Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).
Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.
Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.
Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.
Кандило
Канди́ло (от греч. κανδήλα, лат. candela — лампада, свеча) — 1) подвесной на цепях светильник в виде чаши; 2) большой подсвечник, стоящий перед иконой в храме; 3) источник света в храме, такой как свеча, подсвечник, лампада.
Что символизирует кандило?
Кандило является символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением кандила горят всегда, даже при солнечном свете, при этом количество возжигаемых кандил зависит от торжественности совершаемого богослужения. Кандило «знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его», — говорится в «Скрижали».
Что такое поликандило и чем оно отличается от паникадила?
Поликандило (πολύς – многий и κανδήλα – свеча) – это большое кандило, многосвещник, то есть светильник, имеющий множество (традиционно 7 или 12) ветвей с местами для установки свечей / мест для вливания и возжигания елея. «Паникандило» (πάς – весь и κανδήλα – свеча) – всесвещник, светельник, имеющий более 12 гнезд для установки свечей. При этом паникадила обычно подвешиваются в центре храма под куполом.
Как раньше возжигались высоко подвешенные кандила?
Для возжигания высоко подвешенных кандил и других светильников использовались специальные шесты с фитилем, пропитанным воском. Для гашения кандил применялись «гасила», сделанные в виде небольшого полого медного или железного конуса на длинной рукояти или железные щипцы. К нижней части кандила могли прикрепляться разнообразные подвески: ворварка с кистью из шелковых и золотных нитей, стеклянный шар, деревянное или металлическое яблоко, которое в XVII в. трансформировалось в перевернутую луковичную главку. К кандилу нередко подвешивались страусовые яйца как символ Воскресения Христова. Их приносили в храм вместе с пасхальными дарами и привешивали в нижней части кандил, а в греческих храмах помещали над светильниками.
Из чего делаются свечи, предназначенные для кандила?
Для напольного поликандила используются обычные свечи, которые продаются в церковной лавке. Нередко находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху ее, внутри, помещается металлическая или стеклянная лампадка с горящим в ней маслом. Это масло в некоторые дни на всенощных может употребляться для елеопомазания.
Когда впервые появились кандила и как они тогда выглядели?
Кандила были широко распространены в древнем мире. Терракотовые и медные кандила различных форм в большом количестве были найдены в христианских катакомбах. Впоследствии они стали неотъемлемым атрибутом христианского храма. Византийские бронзовые и серебряные кандила V–VII вв., подвешенные на трех цепях, делались в виде сосудов полусферической, цилиндрической или фигурной формы, ваз с поддоном или с небольшими ножками. Поддон и ножки, крепящиеся в нижней части подвесных кандил, были необходимы для установки светильников на плоскость при заполнении их маслом и смене фитиля. Подобная конструкция подвесных на цепях бронзовых литых светильников была известна еще в искусстве Др. Рима I в. Цепи византийских бронзовых кандил VI–XI вв. сводились к цепедержателю, кольцу или крюку. В начале XII в. русский игумен Даниил писал, что во время паломничества в Иерусалим видел кандила, в которые вливают масло и ставят фитили в оловянных держателях. Он же поставил на гробе Господнем «свое» кандило «от всей Русской земли» (см.: Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли).
Когда в России появились напольные кандила и как они выглядели?
Когда именно на Руси появилось первое поставное кандило, сказать трудно. Между тем известно, что, по крайней мере, в XVI–XVII вв. напольные светильники использовались в новгородских храмах. Поставные кандила изготавливались в виде полусферических серебряных или медных чаш, которые часто крепились на высоких медных или оловянных стоянах в виде балясин.
Когда в России появились подвесные кандила и как они выглядели?
Кандила были заимствованы из Византии и появились на Руси вместе с иконами и предметами богослужебной утвари. Меднолитые кандила XI–XIII вв. изготавливались в виде небольших гладких полусферических чашечек на невысоком поддоне с тремя ажурными цепями (иногда с крестиками), которые крепились вверху к кольцу. Кандила на Руси также отливались из бронзы, олова, выковывались из меди, медных сплавов, серебра и золота. Цепи кандила в верхней части крепились к чашечке, сделанной в форме полусферы или колокольчика с кольцом для подвешивания. Кандила подвешивали на цепях к железному кованому кронштейну, укрепленному на стене, или к верхней части киота. В XVII–XVIII вв. кронштейны часто изготавливались фигурной формы, в виде ветвей с цветами, отростками, крестами, коронами, с изображениями Ангелов, птиц, драконов. У иконостаса над царскими дверями кандила обычно подвешивалось на шнуре, что позволяло при необходимости его опускать и поднимать.
В кандилах в виде полусферических чаш возжигали масло или воск. Чашу кандила наполняли оливковым («древянным») маслом, и зажигали фитиль. Из такого кандила, поставленного на блюдо с зернами пшеницы, брали елей при совершении таинства Елеосвящения. В чашу кандила нередко насыпали речной песок, в который ставились и возжигались свечи. В чашах кандила с воском одновременно могло гореть несколько фитилей.
Серебряные кандила XVII–XVIII вв. достигали более полуметра в диаметре. Они подвешивались перед большими храмовыми иконами, и за каждым из них закреплялось соответствующее название: «кадило Спасово», «кадило Богоматери» и др.
Позднее кандила делали из драгоценных и цветных металлов, украшали эмалью, драгоценными камнями, золочением. В металлическую чашу кандила часто помещали стакан цветного стекла, такие кандила нередко можно встретить и сейчас.