Кадило и паникадило в чем разница

Кадило, каждение

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фими­а­тос), θυμιατήριον (фими­а­ти­рион), λιβανωτός (лива­но­тос)) – метал­ли­че­ский сосуд, исполь­зу­е­мый в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной и Като­ли­че­ской Церк­вей для совер­ше­ния каж­де­ния (куре­ния ладана — важ­ней­шего сим­во­ли­че­ского дей­ствия, совер­ша­е­мого во время бого­слу­же­ния).

С апо­столь­ских времен совер­ша­ется каж­де­ние во время молитвы. В метал­ли­че­скую кадиль­ницу на рас­ка­лен­ные угли пола­га­ется души­стая смола восточ­ных дере­вьев – ладан (фимиам). При сго­ра­нии он обра­зует бла­го­вон­ный (аро­мат­ный) дым.

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Сожже­ние жертв пред Богом появи­лось на Земле в древ­ней­шие вре­мена. Доста­точно вспом­нить жертву пра­вед­ного Авеля.

Сам Гос­подь в Ветхом Завете пове­лел Моисею сде­лать в скинии особый жерт­вен­ник для свя­щен­ного куре­ния аро­ма­ти­че­ских веществ ( Исх.30:1-9 ).

Волхвы, при­шед­шие покло­ниться Христу, среди прочих даров пре­под­несли Богом­ла­денцу ладан.

Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов видел в Откро­ве­нии в Небес­ном храме Ангела, при­ем­лю­щего золо­тую кадиль­ницу ( Откр.8:3-5 ).

Хри­сти­ане стали исполь­зо­вать кадила за бого­слу­же­нием начи­ная с VI века. По форме они напо­ми­нали совре­мен­ные: это была неболь­шая чаша или сфера на трех цепоч­ках, кото­рые соеди­ня­лись вместе. Изна­чально крышки не было — все эле­менты несли прак­ти­че­ское зна­че­ние.

На Русь кадиль­ницы с цепоч­ками попали из Визан­тии в XI веке. В XV веке они при­об­рели форму храма: к чаше для угля доба­вили крышку в виде цер­ков­ного купола с отвер­сти­ями для воз­духа и бла­го­во­ний, кото­рая закан­чи­ва­лась кре­стом.

По тол­ко­ва­нию Святых Отцов, огонь как веще­ство сожи­га­ю­щее и согре­ва­ю­щее изоб­ра­жает собою Боже­ство. Поэтому огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует Боже­ствен­ную при­роду Христа, само веще­ство угля – Его чело­ве­че­скую при­роду, а ладан – молитвы людей, при­но­си­мые Богу.

Кадиль­ница есть образ Бого­ма­тери, вме­стив­шей Невме­сти­мого Христа. Во многих молит­вах Пре­чи­стая назы­ва­ется Кади­лом бла­го­вон­ным.

Когда свя­щен­ник кадит пре­стол, иконы или другие свя­щен­ные пред­меты, он воз­даёт честь и хвалу Богу. Каж­де­ние людей сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние и схож­де­ние Свя­того Духа.

Молитва перед нача­лом каж­де­ния

Перед нача­лом каж­де­ния свя­щен­ник про­из­но­сит молитву: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню (запах) бла­го­уха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный мыс­лен­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­свя­таго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что види­мый дым кадила озна­чает неви­ди­мое при­сут­ствие бла­го­дати Гос­под­ней, духовно укреп­ля­ю­щей веру­ю­щих.

Виды каж­де­ния: полное и малое

Бого­слу­жеб­ное каж­де­ние бывает полным, когда охва­ты­вает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих людей с амвона. Когда каж­де­ние совер­ша­ется свя­щен­ным пред­ме­там – иконам, храму, оно отно­сится к Богу, воз­да­вая Ему подо­ба­ю­щую честь и хвалу. Когда же кадило обра­ща­ется к людям, этим сви­де­тель­ству­ется, что Дух Святой нис­хо­дит на всех верных, как нося­щих в себе образ Божий. По тра­ди­ции в ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться.

Каж­де­ние, как слу­же­ние дья­кона

Когда свя­щен­ник служит вместе с дья­ко­ном, послед­ний совер­шает прак­ти­че­ски все каж­де­ния. Это одна из глав­ных его обя­зан­но­стей наряду с воз­гла­ше­нием молит­вен­ных про­ше­ний — екте­ний. Именно поэтому в пра­во­слав­ной тра­ди­ции дья­кона хоро­нят с кади­лом в руках.

Дей­ствия при­хо­жан во время каж­де­ния

В ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться. Во время каж­де­ния всего храма доста­точно лишь слегка раз­вер­нуться в сто­рону свя­щен­ника с кади­лом и покло­ниться, нет необ­хо­ди­мо­сти кру­титься вокруг своей оси.

Могут ли миряне само­сто­я­тельно совер­шать каж­де­ние дома?

Не суще­ствует чина освя­ще­ния кадила, но суще­ствует тра­ди­ция, согласно кото­рой свя­щен­но­слу­жи­тели кадят в храме кади­лом с цепоч­ками, а миряне в своих жили­щах исполь­зуют кацею.

В каче­стве топ­лива для каж­де­ния при­ме­няют уголь, он про­да­ется в виде таб­ле­ток, кото­рые легко раз­жи­га­ются при помощи спичек (быст­ро­раз­жи­га­ю­щи­еся таб­летки) или на плите (обыч­ные таб­летки). Ладан исполь­зуйте только хоро­шего каче­ства, чтобы полу­чить дей­стви­тельно бла­го­вон­ный фимиам.

Обходя ком­наты в доме и совер­шая кади­лом крест­ное зна­ме­ние, можно про­из­но­сить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Чест­ному Кресту.

Кадило и пани­ка­дило – это разные пред­меты!

Ручное кадило в форме ковша име­ну­ется кацией.

Теперь вы не пере­пу­та­ете кадило с пани­ка­ди­лом, как это сделал рус­ский клас­сик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раз­ду­вая ладан в старом медном пани­ка­диле (И.С. Тур­ге­нев).

Изоб­ра­же­ние кадила на иконах

С кади­лом в руках изоб­ра­жают пер­во­свя­щен­ника Аарона и святых архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия (их иконы можно встре­тить на диа­кон­ских вратах ико­но­стаса — они нахо­дятся по обе сто­роны от цен­траль­ных цар­ских врат).

«Каж­де­ние при­го­тов­ляет нас к службе «вонею бла­го­уха­ния». Духов­ному, «умному» бого­слу­же­нию пред­ше­ствует это телес­ное, внеш­нее. Фимиам воз­но­сит ум к пре­столу Божию, куда он направ­ля­ется с нашими молит­вами. Во все века и у всех наро­дов сожже­ние бла­го­во­ний счи­та­лось лучшей, чистей­шей веще­ствен­ной жерт­вой Богу, и из всех видов веще­ствен­ной жертвы, при­ня­тых в есте­ствен­ных рели­гиях, хри­сти­ан­ская Цер­ковь удер­жала только эту и еще немно­гие (елей, вино, хлеб). И внеш­ним видом ничто так не напо­ми­нает бла­го­дат­ного дыха­ния Духа Свя­того, как дым фимиама. Испол­нен­ное такого высо­кого сим­во­лизма, каж­де­ние много спо­соб­ствует молит­вен­ному настро­е­нию веру­ю­щих и своим чисто телес­ным воз­дей­ствием на чело­века. Бла­го­во­ния дей­ствуют повы­ша­юще, воз­бу­ди­тельно на наше настро­е­ние. С этой целью устав, напри­мер, пред пас­халь­ным бде­нием пред­пи­сы­вает уже не просто каж­де­ние, а чрез­вы­чай­ное напол­не­ние храма запа­хом из постав­лен­ных сосу­дов с куре­ни­ями».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон.

Источник

Кадило. Суть вещей

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:19).

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.

Источник

Что такое лампада, кандило и паникадило

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане.

В широком смысле лампада («лампадка») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия.

В узком смысле лампада — это большой переносной подсвечник (кандило — не путать с кадилом), выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляется именно в этом смысле.

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разницаКанди́ло (от греч. κανδήλα — лампада) — большой подсвечник, стоящий перед иконой в православном храме (этим словом также обозначают любой источник света в церкви — свечу, подсвечник, лампадку). Если на подсвечнике находится от семи до двенадцати свечей, он называется поликандилом, если их более — паникадилом; паникадила обычно подвешены в центре храма под куполом. Часто находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху её, внутри, помещается металлическая или стеклянная лампадка с горящим в ней оливковым маслом. Это масло в некоторые дни на всенощных употребляется в монастырях для елеопомазания.

Паникади́ло (также всесве́щник , многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Паникадила бывают как одноярусные, так и многоярусные. Наиболее древние — это одноярусные хоросы, в виде обода колеса.

По церковному Уставу, при воскресных и праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, создавая образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие, собрание людей, освящённых благодатью Святого Духа, горящих огнём любви к Богу.

Источник

Что такое церковное паникадило и какое смысловое значение оно имеет в церкви

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разницаРусский классик Тургенев в своей повести: «Степной король Лир» перепутал обыкновенное кадило с паникадилом: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».

Эта ошибка писателя вызвала много юмористических заметок со стороны его коллег. И действительно, написанное им выглядело очень смешным. Было забавно представить себе еле живого дьячка, который держит в своей руке огромное церковное паникадило.

Церковное паникадило может быть одноярусным и многоярусным. Есть очень сложные и красивые изделия, которые выполнены в виде многоярусной люстры с хоросом. Слово «хорос» также пришло к нам из греческого языка: χορός означает «хоровод». Хорос похож на обод колеса, именно эта форма многосвечника является древнейшей.

Кроме практического использования, свет в церкви всегда имел особое значение в богословском осмыслении. «Бог есть свет» (1Иоан.1:5) говорит Писание, об Иисусе Христе сказано: «Который обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16).

Церковное паникадило полно светильников, которые включаются в особые торжественные моменты. Они знаменуют собой небесный, Божий мир, Церковь небесную торжествующую, многочисленное количество праведников, которые пребывают в Божьем свете. Это то торжество, к которому призваны верующие в земной Церкви Иисуса Христа, они призваны в Его славу, которая должна открыться в последние времена. Этот свет церковного паникадила напоминает о радостной надежде воссоединения живущих на земле со святыми.

Церковные светильники, в том числе и настенные бра, всегда символизировали собой свет невещественный, Христов. В храмах всегда допускалось ограниченное количество света и окна в архитектуре церкви не были источником света, а скорее созданием особой обстановки, которая могла отобразить жизнь человечества.

Функция света от бра не несет главной задачи осветить помещение, он должен создать обстановку, чтобы человек задумался о проникновении света Божьего во мрак и суету человеческой жизни. Он как бы особо подает надежду на то, что есть нечто лучшее, неземное, давая молящемуся надежду и возможность самому возжелать присоединиться к нетварному Божьему свету.

Источник

Кандило

Канди́ло (от греч. κανδήλα, лат. candela — лам­пада, свеча) — 1) под­вес­ной на цепях све­тиль­ник в виде чаши; 2) боль­шой под­свеч­ник, сто­я­щий перед иконой в храме; 3) источ­ник света в храме, такой как свеча, под­свеч­ник, лам­пада.

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Что сим­во­ли­зи­рует кан­дило?

Кан­дило явля­ется сим­во­лом «света духов­ного», про­све­ща­ю­щего мир. За бого­слу­же­нием кан­дила горят всегда, даже при сол­неч­ном свете, при этом коли­че­ство воз­жи­га­е­мых кандил зави­сит от тор­же­ствен­но­сти совер­ша­е­мого бого­слу­же­ния. Кан­дило «зна­ме­нует цер­ковь и милость, и про­све­ще­ние, еже дается во все чело­ве­че­ство, ибо лепо есть при­но­сити свет чести ради ко истин­ному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло мило­сти его», — гово­рится в «Скри­жали».

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Что такое поли­кан­дило и чем оно отли­ча­ется от пани­ка­дила?

Поли­кан­дило (πολύς – многий и κανδήλα – свеча) – это боль­шое кан­дило, мно­го­свещ­ник, то есть све­тиль­ник, име­ю­щий мно­же­ство (тра­ди­ци­онно 7 или 12) ветвей с местами для уста­новки свечей / мест для вли­ва­ния и воз­жи­га­ния елея. «Пани­кан­дило» (πάς – весь и κανδήλα – свеча) – все­свещ­ник, све­тель­ник, име­ю­щий более 12 гнезд для уста­новки свечей. При этом пани­ка­дила обычно под­ве­ши­ва­ются в центре храма под купо­лом.

Как раньше воз­жи­га­лись высоко под­ве­шен­ные кан­дила?

Для воз­жи­га­ния высоко под­ве­шен­ных кандил и других све­тиль­ни­ков исполь­зо­ва­лись спе­ци­аль­ные шесты с фити­лем, про­пи­тан­ным воском. Для гаше­ния кандил при­ме­ня­лись «гасила», сде­лан­ные в виде неболь­шого полого мед­ного или желез­ного конуса на длин­ной руко­яти или желез­ные щипцы. К нижней части кан­дила могли при­креп­ляться раз­но­об­раз­ные под­вески: вор­варка с кистью из шел­ко­вых и золот­ных нитей, стек­лян­ный шар, дере­вян­ное или метал­ли­че­ское яблоко, кото­рое в XVII в. транс­фор­ми­ро­ва­лось в пере­вер­ну­тую луко­вич­ную главку. К кан­дилу нередко под­ве­ши­ва­лись стра­у­со­вые яйца как символ Вос­кре­се­ния Хри­стова. Их при­но­сили в храм вместе с пас­халь­ными дарами и при­ве­ши­вали в нижней части кандил, а в гре­че­ских храмах поме­щали над све­тиль­ни­ками.

Из чего дела­ются свечи, пред­на­зна­чен­ные для кан­дила?

Для наполь­ного поли­кан­дила исполь­зу­ются обыч­ные свечи, кото­рые про­да­ются в цер­ков­ной лавке. Нередко нахо­дя­ща­яся в центре поли­кан­дила боль­шая свеча дела­ется не из воска, а из фар­фора или металла (внутри пустая), и лишь сверху ее, внутри, поме­ща­ется метал­ли­че­ская или стек­лян­ная лам­падка с горя­щим в ней маслом. Это масло в неко­то­рые дни на все­нощ­ных может упо­треб­ляться для елео­по­ма­за­ния.

Когда впер­вые появи­лись кан­дила и как они тогда выгля­дели?

Кан­дила были широко рас­про­стра­нены в древ­нем мире. Тер­ра­ко­то­вые и медные кан­дила раз­лич­ных форм в боль­шом коли­че­стве были най­дены в хри­сти­ан­ских ката­ком­бах. Впо­след­ствии они стали неотъ­ем­ле­мым атри­бу­том хри­сти­ан­ского храма. Визан­тий­ские брон­зо­вые и сереб­ря­ные кан­дила V–VII вв., под­ве­шен­ные на трех цепях, дела­лись в виде сосу­дов полу­сфе­ри­че­ской, цилин­дри­че­ской или фигур­ной формы, ваз с под­до­ном или с неболь­шими нож­ками. Поддон и ножки, кре­пя­щи­еся в нижней части под­вес­ных кандил, были необ­хо­димы для уста­новки све­тиль­ни­ков на плос­кость при запол­не­нии их маслом и смене фитиля. Подоб­ная кон­струк­ция под­вес­ных на цепях брон­зо­вых литых све­тиль­ни­ков была известна еще в искус­стве Др. Рима I в. Цепи визан­тий­ских брон­зо­вых кандил VI–XI вв. сво­ди­лись к цепе­дер­жа­телю, кольцу или крюку. В начале XII в. рус­ский игумен Даниил писал, что во время палом­ни­че­ства в Иеру­са­лим видел кан­дила, в кото­рые вли­вают масло и ставят фитили в оло­вян­ных дер­жа­те­лях. Он же поста­вил на гробе Гос­под­нем «свое» кан­дило «от всей Рус­ской земли» (см.: Житие и хож­де­ние Дани­ила, игу­мена Рус­ской земли).

Когда в России появи­лись наполь­ные кан­дила и как они выгля­дели?

Когда именно на Руси появи­лось первое постав­ное кан­дило, ска­зать трудно. Между тем известно, что, по край­ней мере, в XVI–XVII вв. наполь­ные све­тиль­ники исполь­зо­ва­лись в нов­го­род­ских храмах. Постав­ные кан­дила изго­тав­ли­ва­лись в виде полу­сфе­ри­че­ских сереб­ря­ных или медных чаш, кото­рые часто кре­пи­лись на высо­ких медных или оло­вян­ных сто­я­нах в виде баля­син.

Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть фото Кадило и паникадило в чем разница. Смотреть картинку Кадило и паникадило в чем разница. Картинка про Кадило и паникадило в чем разница. Фото Кадило и паникадило в чем разница

Когда в России появи­лись под­вес­ные кан­дила и как они выгля­дели?

Кан­дила были заим­ство­ваны из Визан­тии и появи­лись на Руси вместе с ико­нами и пред­ме­тами бого­слу­жеб­ной утвари. Мед­но­ли­тые кан­дила XI–XIII вв. изго­тав­ли­ва­лись в виде неболь­ших глад­ких полу­сфе­ри­че­ских чаше­чек на невы­со­ком под­доне с тремя ажур­ными цепями (иногда с кре­сти­ками), кото­рые кре­пи­лись вверху к кольцу. Кан­дила на Руси также отли­ва­лись из бронзы, олова, выко­вы­ва­лись из меди, медных спла­вов, серебра и золота. Цепи кан­дила в верх­ней части кре­пи­лись к чашечке, сде­лан­ной в форме полу­сферы или коло­коль­чика с коль­цом для под­ве­ши­ва­ния. Кан­дила под­ве­ши­вали на цепях к желез­ному кова­ному крон­штейну, укреп­лен­ному на стене, или к верх­ней части киота. В XVII–XVIII вв. крон­штейны часто изго­тав­ли­ва­лись фигур­ной формы, в виде ветвей с цве­тами, отрост­ками, кре­стами, коро­нами, с изоб­ра­же­ни­ями Анге­лов, птиц, дра­ко­нов. У ико­но­стаса над цар­скими две­рями кан­дила обычно под­ве­ши­ва­лось на шнуре, что поз­во­ляло при необ­хо­ди­мо­сти его опус­кать и под­ни­мать.

В кан­ди­лах в виде полу­сфе­ри­че­ских чаш воз­жи­гали масло или воск. Чашу кан­дила напол­няли олив­ко­вым («дре­вян­ным») маслом, и зажи­гали фитиль. Из такого кан­дила, постав­лен­ного на блюдо с зер­нами пше­ницы, брали елей при совер­ше­нии таин­ства Еле­освя­ще­ния. В чашу кан­дила нередко насы­пали речной песок, в кото­рый ста­ви­лись и воз­жи­га­лись свечи. В чашах кан­дила с воском одно­вре­менно могло гореть несколько фити­лей.

Сереб­ря­ные кан­дила XVII–XVIII вв. дости­гали более полу­метра в диа­метре. Они под­ве­ши­ва­лись перед боль­шими хра­мо­выми ико­нами, и за каждым из них закреп­ля­лось соот­вет­ству­ю­щее назва­ние: «кадило Спа­сово», «кадило Бого­ма­тери» и др.

Позд­нее кан­дила делали из дра­го­цен­ных и цвет­ных метал­лов, укра­шали эмалью, дра­го­цен­ными кам­нями, золо­че­нием. В метал­ли­че­скую чашу кан­дила часто поме­щали стакан цвет­ного стекла, такие кан­дила нередко можно встре­тить и сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *