Как был объединен китай в чем состояли
Объединение Китая. Империи Цинь и Хань
Чтобы защитить страну от опустошительных набегов кочевников, император начал строительство Великой Китайской стены. Китайский народ сложил мрачные легенды об этом. Строительство велось силами трехсот тысячной армии. На помощь было брошено большое количество осужденных преступников, государственных рабов и свободных общинников, которые отбывали трудовую повинность. Много людей погибло от истощения и непосильного труда. Их зарывали тут же, у стены. Невиданная в истории мирового строительства сооружение было завершено.
Династия Хань пришла к власти в результате народных восстаний. Одним из вождей был сельский староста Лю Ван. В 207 г. до н.э. он сверг последнего представителя династии Цинь и основал новую династію Хань, правившей Китаем.Среди помощников Лю Бана было много ученых. По их совету, китайський правитель пошел на некоторые уступки народу. Сначала он отменил кровавые циньские законы, прекратил великие стройки. Были уволены множество людей, которых превратили в рабов за долги и преступления. Для крестьян Лю Бан уменьшил в 20 раз размер земельного налога. Народу было роздано заповедные леса, парки и водоемы циньского правителя.
Благодаря этому пути в Китай были завезены люцерна, фасоль, гранат, виноград, орех, шафран.
Однако проведение широких завоевательных походов требовало больших средств. Налоги и повинности достигли огромных размеров. Подушный налог взимался даже из детей и стариков. Это вызвало массовые случаи в бедняцких семьях убийства младенцев, больных и стариков. От непосильних налогов многие крестьяне бежали в леса и горы и занимались разбоем. В стране часто вспыхивали стихийные народные бунты.
В 8 г. н.э. власть в Китае силой захватил Ван Ман. Он пообещал народу возвращение к давно минувших времен «Золотого возраста «, когда не было ни богатых, ни бедных. Однако реформы Ван Мана потерпели неудачу. «Все получилось наоборот, чем думал китайский правитель. Продукты и товары исчезли с базаров. Резко выросли цены (рис подорожал в 50 раз). Выросли спекуляция и чеканка фальшивых монет. Были увеличены налоги.
В 184 г. н.э. в Китае вспыхнуло крупное крестьянское восстание. Во его главе стояли три брата монахи Чжан. Они призвали свергнуть царство гнета и построить «Желтое царство справедливости «. Братья Чжан были популярны в народе, и их очень уважали. Они были объявлены народными героями. Повстанцы связывали свои головы желтыми повязками в знак борьбы за установление «Желтого царства справедливости «, поэтому это восстание вошло в историю под названим восстание «Желтых повязок». Оно охватило почти всю восточную часть Китая. Войска повстанцев брали штурмом города, опустошали склады и частные владения, отпускали на свободу заключенных и рабов.
Царь бросил против повстанцев отборное войско, которое было навербованно преимущественно из кочевников. Это войско не знало, что такое милосердие. Царские воины в крови потопили восстание. В знак победы у главных ворот столицы была составлена огромная гора из сотни тисяч отрубленных голов повстанцев.
Между победителями начался разделение властей. Их междоусобицы завершились гибелью (крахом) Ханьской империи. В220 г. н.э. она распалась на три царства.
Объединение Китая царством Цинь
Объединение Китая царством Цинь | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китай в 260 году до н.э. | |||||||||
| |||||||||
Противники | |||||||||
Цинь | Хань Чжао Янь Вэй Чу Ци |
Объединение Китая царством Цинь в III веке до нашей эры произошло в результате серии завоевательных войн, в ходе которых царство Цинь завоевало остальные царства Китая периода Сражающихся царств, и создало первую в истории Китая централизованную империю.
Содержание
Предыстория
В IV веке до н. э. циньский правитель Сяо-гун объявил, что если найдётся тот, кто сможет предложить план усиления Цинь, то он получит высокую должность и землю. Такой план предложил Гунсунь Ян, пожалованный за это владением в области Шан. Реформы быстро дали заметный эффект, и престиж Цинь сильно вырос. Циньские армии одерживали одну победу за другой, расширяя территорию царства за счёт завоеваний. В 324 году до н. э. сын Сяо-гуна объявил себя «ваном», и тем самым сравнялся в титуле с формальным Сыном Неба (главой Чжоуского дома).
Во второй половине IV века до н. э. большую роль в усилении Цинь сыграл первый министр Чжан И. В начале III века до н. э. во главе циньских войск встал полководец Бай Ци, который одним из главных методов сделал уничтожение живой силы противника; согласно подсчётам Лян Юйшэна, на его долю приходится более половины вражеских воинов, уничтоженных за последнее столетие периода Сражающихся царств. В середине III века до н. э. по приказу Чжаосян-вана был уничтожен домен Сына Неба, а девять священных треножников перевезены в столицу Цинь.
Ход событий
В 246 году до н. э. на трон царства Цинь взошёл Ин Чжэн, который вначале опирался на помощь первого министра Люй Бувэя, а затем — на сменившего его Ли Сы.
Завоевание Хань
Завоевание Чжао
В конце периода Сражающихся царств Чжао было одним из немногих царств, способных на равных противостоять Цинь, однако в 260 году до н. э. потерпело страшное поражение в битве при Чанпине, в результате которого потеряло всю свою армию. После этого Чжао приходилось отбиваться от соседей, стремящихся урвать кусок прежде, чем в Чжао вырастут новые воины. Несмотря на то, что Чжао удавалось отбиваться от Янь, на войнах против Цинь эти успехи никае не сказались, и в последующие двадцать лет чжаосцы уступили циньцам почти сорок городов.
Во время атаки на Хань в 234 году до н. э. опасаясь, что Чжао придёт Хань на помощь, Цинь отправило против Чжао армию под руководством Хуань И. В битве при Пинъяне чжаоская армия была разбита, потеряв 100 тысяч человек (циньцы, как обычно, вырезали всех попавших в плен). Армия Хуань И продолжала наносить удары по Чжао, но в 232 году до н. э. потерпела поражение при Фаньу, и Хуань И бежал в царство Янь, опасаясь наказания за поражение. Тем не менее чжаоские армии тоже понесли существенные потери, и отступили, чтобы прикрыть столицу царства город Ханьдань.
Природные неурядицы последующих лет подорвали обороноспособность Чжао, и Цинь, используя это обстоятельство, в 229 году до н. э. отправило против Чжао три армии, которыми руководили Ван Цзянь, Цзян Лэй и Ян Дуаньхэ. Чжаоский генерал Ли Му укрыл войска за мощными укреплениями, и ситуация стала патовой. Тогда циньцы сделали ставку на интриги, и в результате подкупа сумели очернить Ли Му, который был снят с должности и казнён. После этого циньские войска в 228 году до н. э. захватили Чжао, взяв его правителя Даосян-вана в плен.
Бежавшие на север, в Дай, чжаосцы провозгласили своим правителем Цзя — старшего сына Даосян-вана. Он продержался в Дай ещё шесть лет, пока Цинь, завоевав Янь, не уничтожило и это владение.
Завоевание Янь
Завоевание Вэй
Царство Вэй не раз воевало с Цинь, терпело поражения, и в IV веке даже было вынуждено перенести столицу в Далян, подальше от циньской границы. Затем Вэй было вынуждено отдать Цинь земли к западу от Хуанхэ.
Завоевание Чу
Когда-то Чу было крупнейшим и сильнейшим царством Китая, но постоянные войны подорвали его силы. В 224 году до н. э. циньские войска под руководством Ли Синя вторглись в Чу, но потерпели неудачу. Тогда циньский правитель попросил Ван Цзяня, ушедшего в отставку после покорения Янь, вернуться на службу и возглавить завоевание Чу. В битве у Цинань чуская армия была разбита. В 223 году до н. э. циньские войска захватили столицу Чу и пленили чуского вана.
В следующем году Ван Цзянь усмирил чуские земли к югу от Янцзы, и принудил к сдаче правителя княжества Юэ.
Завоевание Ци
Царство Ци надеялось на дружественные отношения с Цинь. Оно не пришло на помощь царству Чжао, а в 237 году до н. э. циский Цзянь-ван отправился с визитом в Цинь, где ему была устроена торжественная встреча. Однако в 221 году до н. э. циньская армия напала на Ци. Циский Цзянь-ван, по совету подкупленного циньцами первого министра Хоу Шэна, сдался без боя. Царство Ци было ликвидировано, а его территория присоединена к Цинь.
Итоги и последствия
После того, как царство Цинь завоевало все остальные земли, его правитель отдал приказ первым советникам и цензорам:
Я со своими слабыми силами смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных, только опираясь на помощь духов своих предков, так правители шести княжеств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворённой. Ныне, если не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам. Обсудите, каким быть титулу императора!
После дискуссии с министрами циньский правитель принял титул «император» (хуанди). Так появилась первая централизованная империя на территории Китая.
Объединение Китая. Империя Цинь
Объединение Китая. Империя Цинь
В IV в. до н. э. в нескольких крупных княжествах были проведены реформы легистского образца, окончательно уничтожившие обломки старого социального порядка, увеличившие социальную мобильность и поощрявшие частную инициативу, собственность и торговлю. В то же время был расширен административный аппарат и усилилась государственная эксплуатация общинников.
Лао-цзы. Раннесредневековая скульптура
Подробные сведения сохранились о реформах, предпринятых сановником-легистом Шан Яном в горном княжестве Цинь на западе Китая. Была введена широчайшая круговая порука (семьи объединялись в «пятки?» и «десятки», подвергавшиеся коллективному наказанию за провинность любого своего члена), разрешена свободная купля-продажа земли, принудительное дробление земельного надела неразделенной семьи на индивидуальные; ликвидированы привилегии лиц знатного происхождения, не имевших индивидуальных заслуг перед правителем; проведена унификация мер и весов; введено единообразное административное деление, а также новая система рангов, присваивавшихся за военные заслуги или за денежный взнос в казну.
Реформы Шан Яна вызвали стремительный рост циньской экономики, доходов и централизации власти правителя, что вскоре сделало Цинь сильнейшим из китайских владений. Характерно, что два наиболее могущественных циньских сановника-легиста (сам Шан Ян и более поздний Ли Сы) сами пали жертвой того режима, который создавали. По бездоказательным обвинениям их подвергли жестокой казни, но это не уменьшило рвения их последователей.
Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед правителем способствовало притоку в войска смелых и амбициозных людей. Все это делало войны между княжествами, которых к началу III в. до н. э. осталось всего семь, более масштабными, динамичными и кровопролитными, что, в свою очередь, увеличивало возможности одного владения добиться полной победы над другим. Перевес в этих войнах получили княжества Чу и Цинь; последнее в 256 г. до н. э. уничтожило саму династию Чжоу, что свидетельствовало о кардинальных изменениях в идеологии. При ване Ин Чжэне (246–210 гг. до н. э.) Цинь менее чем за десять лет аннексировало все остальные китайские царства. В 221 г. до н. э. Китай впервые за несколько сот лет был объединен под одной властью.
После этой невиданной победы Ин Чжэн принял новый титул «Цинь Шихуанди» («Первый властитель-император династии Цинь») и провел широкие преобразования в стране, превратив ее в бюрократическую централизованную империю. Она была поделена на 36 административных округов, причем особое внимание уделялось тому, чтобы границы между ними не совпадали со старыми границами между царствами или естественными этнографическими и географическими рубежами – так император пытался преодолеть традиции локального сепаратизма. Был сформирован разветвленный государственный аппарат, причем в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого, и оба подчинялись непосредственно императору.
По всей стране была унифицирована письменность, денежное обращение (в частности, из него были изъяты все нециньские монеты), единицы меры и веса, введено единое законодательство, выдержанное в обычном легистском циньском духе и отличавшееся непомерной жестокостью наказаний. За любое преступление наказывали всю семью преступника, обычно обращением в государственных рабов. Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие административные упущения. В массовом порядке людей ссылали на каторжные работы. Если имелись основания считать, что виновник серьезного политического преступления проживает в определенной деревне, но точно опознать его было невозможно, могли истребить всех жителей этой и близлежащих деревень, чтобы только не упустить преступника.
Уничтожались и преследовались все культы, которые могли быть связаны или были связаны с местным сепаратизмом. Приказано было уничтожить все произведения доциньской письменной традиции Китая, чтобы людям неоткуда было узнать об иных временах и порядках (однако многие китайцы, рискуя жизнью, укрыли и сохранили для будущих поколений запретные сочинения). За приверженность древности были казнены сотни ученых-конфуцианцев. Сам Цинь Шихуанди считал свои реформы эсхатологическим спасением Китая. Он заявлял в своих надписях:
«Все совершается как надо, и ничего не происходит иначе, как по намеченному плану. Прозорливость императора достигает всех четырех сторон света, проникает повсюду. Теперь ни высший, ни низший, ни знатный, ни простой человек – никто не нарушает порядка. В больших и малых делах люди напрягают силы, никто не смеет лениться и быть нерадивым. Далеко ли, близко ли, даже в глухих и уединенных местах все усердно трудятся, со строгостью и требовательностью друг к другу. Смиренно и радостно люди принимают наставления, полностью понимают законы и правила. Улучшения распространятся, и им не будет конца!»
В соответствии с принципами легистов создание империи Цинь Шихуанди считал лишь началом новых грандиозных деяний, призванных еще больше усилить власть правителя и занять тяжкими трудами народ. В 215–214 гг. до н. э. огромные армии были посланы на северных кочевников-хунну и страны вьетов – Аулак и Намвьет между бассейном Янцзы и Южно-Китайским морем, в которые еще никогда не проникали китайские войска. Ценой неисчислимых жертв были произведены обширные завоевания.
Император развернул невиданное строительство: была возведена Великая Китайская стена продолжительностью около 4 тыс. км и гигантская подземная императорская усыпальница. Гробница представляла собой целый мир с реками из ртути и звездами из драгоценных камней. В ней разместили 6 тыс. терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину, чтобы они охраняли загробный покой правителя. Мастера, строившие гробницу, были захоронены в ней заживо, чтобы никто не мог разгласить тайны погребения императора.
Глиняная армия Цинь Шихуанди
Для сооружения Великой стены в северные районы переселяли людей и направляли каторжников. Ее строительство осталось в памяти народа страшным бедствием, возникло множество легенд, согласно которым при постройке в стену замуровывали живых людей. В военном отношении стена оказалась почти бесполезной: впоследствии кочевники без особого труда преодолевали ее. Масштабные свершения империи осуществлялись за счет жесточайшей эксплуатации крестьян, налоги на которых при Цинь Шихуанди резко возросли и достигли 2/3 урожая.
Династия Цинь вызывала всеобщую народную ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших, во главе которых стояли и крестьянские вожаки, и представители старых аристократических родов, взяли циньскую столицу, свергли сына Цинь Шихуанди и положили конец правлению династии. Возвращаться к былой раздробленности, однако, никто не хотел.
В 202 г. до н. э. в развернувшейся между повстанческими руководителями борьбе за контроль над всей страной победил бывший мелкий чиновник, выходец из крестьян Лю Бан, покровительствовавший общинам и пресекавший попытки своих войск грабить подчинившееся ему население; он провозгласил себя императором (тронное имя Гао-цзу, 202–195 гг. до н. э.) и дал основанной им династии название Хань. Период правления прямой линии его потомков именуется эпохой Старшей Хань (202 г. до н. э. – 9 г. до н. э.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6. 3. Золотая империя (Цинь) Манжуров и Золотая орда
6. 3. Золотая империя (Цинь) Манжуров и Золотая орда Подчеркнем, что манжуры назвали созданную ими в Китае империю – Золотой (по-китайски Цинь). Причем, назвали так ее в память о своем прежнем государстве [58], том 4, с.633.Так откуда же пришла эта загадочная манжурская,
ИМПЕРИЯ ЦИНЬ (221–207 гг. до н. э.)
ИМПЕРИЯ ЦИНЬ (221–207 гг. до н. э.) Завоевав к 221 г. до н. э. все государства в бассейнах Хуанхэ и Янцзы, правивший с 246 г. до н. э. правитель Ин Чжэн принял новый титул — хуанди (букв, «высочайший царь», уел. «император»). В течение последующих 11 лет (221–210 гг. до н. э.) он правил
Империя Цинь (221–207 гг. до н.э.)
Империя Цинь (221–207 гг. до н.э.) Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс во многом был стимулирован активной деятельностью
Цинь Шихуанди: первый император Китая
Цинь Шихуанди: первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до нашей эры, когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, — это и время Пунических
Цинь Шихуанди, первый император Китая
Цинь Шихуанди, первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, — это и время Пунических войн
Цинь Шихуанди. Первый император Китая
Цинь Шихуанди. Первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн
Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая
Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая Так же как и в других древнейших цивилизациях, в Древнем Китае верили в жизнь после смерти, или, как мы привыкли говорить, в загробную жизнь. Китайцы верили, что в потустороннем мире они будут жить так же, как и на земле.
6.3. Золотая империя (Цинь) манжуров и Золотая Орда
6.3. Золотая империя (Цинь) манжуров и Золотая Орда Подчеркнем, что манжуры назвали созданную ими в Китае империю — ЗОЛОТОЙ (по-китайски Цинь). Причем назвали так ее в память о своем ПРЕЖНЕМ ГОСУДАРСТВЕ [151], т. 4, с. 633.Так откуда же пришла загадочная манжурская, МАНГУЛСКАЯ, то
Первая китайская империя (Цинь)
Первая китайская империя (Цинь) К 221 г. до н. э. правитель княжества Цинь объединил под своей властью Китай. После этого он принял новый титул, объявив себя Цинь Шихуанди, что значит «первый император из династии Цинь». Была создана первая китайская империя, ставшая
Империя Цинь
Империя Цинь Династия Цинь (221–207 гг. до н. э.) как таковая была основана Цинь Шихуаном (247–210 гг. до н. э.) после завоевания государств, существовавших в период Чжаньго. В 221 г. до н. э. циньский Чжэн-ван провозгласил себя императором и вошел в историю как Цинь Шихуан. Он ввел
5.4. ИМПЕРИЯ ЦИНЬ В КИТАЕ
5.4. ИМПЕРИЯ ЦИНЬ В КИТАЕ Посмотрим теперь, каковы были последствия появления кавалерии на Дальнем Востоке. Как отмечалось выше, после отражения первой атаки на китайские княжества всадники из племен ди обосновались в степях Ордоса, в излучине Хуанхэ. По соседству с ними
Империя Цинь
Империя Цинь Сначала император совершил ряд символических ритуальных актов. Произвел объезд всей страны, установил на ее границах памятные стелы, взошел на священную гору Тайшань и на ее вершине принес жертвы Небу. Священная гора ТайшаньТеперь всей Поднебесной
Объединение Китая. Империя Цинь
Объединение Китая. Империя Цинь Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед
1. ИМПЕРИЯ МОНГОЛОВ И «ОБЪЕДИНЕНИЕ МИРА МИКРОБАМИ»
1. ИМПЕРИЯ МОНГОЛОВ И «ОБЪЕДИНЕНИЕ МИРА МИКРОБАМИ» Империализм отчетливо кризисного характера входит в историю окружающей среды с Империей монголов Высокого Средневековья. Это были конные кочевники, сопровождаемые стадами овец и коз, из-за чего угроза перевыпаса была у
КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ
КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ Первая китайская империя — Цинь — оставила превосходные памятники древней архитектуры — дворец Анфан и «восьмое чудо света» — Великую Китайскую стену. Стена, строительство которой было особенно значительным при Цинь Шихуанди,
Китайское государство создавалось вопреки всем принципам истории и жизни
Объединение Китая произошло в 221 году до н.э. под властью императора династии Цинь Ин Чжэна, вошедшего в историю под именем Цинь Шихуана. Он стал правителем своего царства в 246 году до н.э. и в течение следующей четверти века провел серию успешных войн, объединивших разрозненные государственные образования и положивших конец эпохе Сражающихся царств. За 11 лет правления объединенной страной Цинь Шихуан провел серию реформ, касающихся как управления страной, так и повседневной жизни людей, а также воплотил в жизнь ряд масштабных проектов, таких как строительство Великой Китайской стены, канала Линцюй и создание Терракотовой армии.
Спустя всего несколько лет после смерти императора его династия пала, однако Китай больше ни разу не распадался на такое количество соперничающих друг с другом царств, как раньше, а все последующие династии унаследовали централизованный бюрократический аппарат управления страной, созданный Цинь Шихуаном.
Ученые по-разному объясняют успех Цинь Шихуана в объединении Китая. Многие исследователи полагают, что важную роль в этом процессе сыграла необходимость защищать рубежи страны от внешних врагов — кочующих племен, а некоторые придерживаются мнения, что основным фактором объединения стали биогеографические условия и их влияние на экономическую деятельность людей.
Тем не менее эти теории не объясняют, почему те же самые факторы не оказали аналогичного действия на формирование государств древней Европы, а также по какой причине объединялись даже те китайские царства, которые не испытывали сильной угрозы со стороны кочевников. Более того, изначально культуры народов, из которых позднее сформировалась этническая группа хань, значительно отличались друг от друга, и этот факт не мог способствовать объединению людей.
Эпоха неолита в Китае (8000–1900 годы до н.э.) характеризуется многочисленными поселениями древних людей, каждое из которых имело свою культуру изготовления керамических изделий и прочих предметов повседневной жизни. Наиболее известными считаются Яншаосская культура оранжево-красной расписной керамики, существовавшая в 5000–3000 годах до н.э. на территории современных провинций Хэнань, Шаньси и Шэньси, а также возникшая на ее базе Луншаньская культура черной керамики (3000–2000 годы до н.э.).
Первым государственным образованием на территории Китая, существование которого подтверждается историческими источниками, является государство Шан-Инь (XVII—XI века до н.э.). Описание правившей там династии Шан содержится в знаменитом труде «Исторические записки» авторства Сыма Цяня, который оставил сведения не только об административном устройстве страны, но и о завоевательных войнах шанских правителей, о ремеслах и сельскохозяйственной деятельности населения, а также о культуре и верованиях. Согласно Сыма Цяню, основные военные конфликты государства были связаны с нападениями кочевников.
Последний император династии по имени Чжоу Синь, согласно источникам, был развратным и жестоким правителем, вследствие чего его род утратил небесный мандат на управление государством и страну захватил император Ван-вэнь, представитель династии Чжоу.
Небесный мандат — это одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры. Мандат является гарантией легитимности правящей династии, а его источником является Небо. Согласно конфуцианской философии, правители Китая — это «сыновья Неба», и до тех пор, пока они обладают необходимой для управления страной добродетелью, Небо благоволит их династиям. Если император теряет связь с Небом, то страну ждут природные катаклизмы и войны, в результате которых правящий дом сменяется.
Период правления династии Чжоу (XI—III века до н.э.) делится на периоды Западного Чжоу, когда властители крепко держали в руках бразды правления страной; Восточного Чжоу, когда другие мелкие царства, число которых в отдельные периоды доходило до 150, начинают активно вмешиваться в дела государства; и период Сражающихся царств, или Чжаньго, длившийся вплоть до объединения Китая под властью Цинь Шихуана.
В период Чжаньго крупные царства захватывали мелкие, их общее число сократилось примерно в десять раз. В это время выделяются семь царств-гегемонов, правители которых присвоили себе титул вана — звание, которое до этого носил только чжоуский правитель и которое впоследствии будет соответствовать титулу князя, принца или просто высокопоставленного сановника.
В 246 году до н.э. Ин Чжэн становится правителем одного из семи гегемонов — царства Цинь. В предыдущие столетия Цинь уступало своим соперникам как в политическом, так и военном плане. Реформы выдающегося китайского мыслителя Шан Яна превратили государственное образование в мощную страну, которая оказалась способной стать реальной угрозой для своих соседей-гегемонов.
К 221 году до н.э. Ин Чжэн, принявший имя Цинь Шихуана, что переводится как Первый правитель династии Цинь, сумел завоевать их и создать страну, которая впоследствии переживет смену многих правящих домов, но никогда больше не впадет в состояние смуты, царившей в период Чжаньго.
Историки Хуэй Фан (Шаньдунский университет), Гэри Фэйнман и Линда Николас (Филдовский музей естественной истории, Чикаго, штат Иллинойс, США) проанализировали процессы, происходившие в Китае, на территории современной провинции Шаньдун, с древности до 221 года до н.э., и выяснили, что объединение страны стало возможным благодаря комплексной политике китайских правителей, как предшественников, так и преемников Цинь Шихуана. Историки уверены, что изначально в Китае не было никаких особых факторов, которые сделали возможным создание великой империи. Подробнее с результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале PNAS.
Исследователи на протяжении двух десятилетий вели работу в расположенной вдоль побережья Желтого моря провинции Шаньдун, проведя раскопки на территории 2,288 кв. км. Ученым удалось обнаружить и проанализировать артефакты начиная с третьего тысячелетия до нашей эры и, кроме того, изучить данные летописей и других документов.
Историки выяснили, что в 2600 году до н.э. на исследованной прибрежной территории располагалось три поселения — Яованчэн, Лянчэнчжэнь и Хэтоу. Несмотря на то что культуры этих поселений были схожи, разные географические условия вызвали различия в способе ведения хозяйства и выращиваемых сельскохозяйственных культурах.
Эти три поселения развивались очень неравномерно на протяжении всего исследуемого периода. Были времена, когда одно из образований увеличивалось в размерах, в то время как два других, наоборот, сокращались. Занимаемая поселениями площадь и численность их жителей не всегда находились в прямой зависимости друг от друга: были ситуации, когда плотность населения росла, но размер городов при этом уменьшался. В период Чжаньго поселения могли входить в состав разных воюющих царств, кроме того,
на протяжении длительного времени они были отделены от северо-восточной части страны, лежавшей за построенной правителями царства Ци стеной, длина которой достигала 600 км.
Когда Цинь Шихуан установил свою власть над всей территорией страны, он провел ряд мероприятий, которые заставили не связанные между собой города объединиться. Прежде всего он разрушил стену, после чего превратил побережье Желтого моря в единый регион. Более 30 тыс. семей были переселены на пустовавшие территории, а экономика начала развиваться за счет добычи соли и морского промысла. Цинь Шихуан хотел, чтобы этот приморский район стал одним из экономических центров восточного региона страны, и ему удалось это сделать.
Ученые уверяют, что рассмотренный ими пример объединения трех поселений в единое целое является уменьшенной моделью объединения всей страны. Несмотря на то что династия Цинь после смерти Цинь Шихуана в 210 году до н.э. просуществовала всего четыре года, ее преемники — правители рода Хань — продолжили проведение аналогичных мероприятий, которые заставляли разные части страны становиться единым целым.
Может показаться невероятным, но философские принципы, на которых была основана внутренняя политика Цинь Шихуана, являются актуальными для Китая и сейчас, спустя более 2 тыс. лет.
Этой философией является легизм, известный также под названием «школа законников». Сторонники идеологии полагали, что управление страной должно строиться исключительно на законодательстве, наказания даже за самые незначительные преступления должны быть чрезвычайно строгими, а чины и награды следует даровать людям исходя из их реальных заслуг, а не происхождения и богатства.
Китайские мыслители обращались к легизму вплоть до конца ХХ века. К легизму апеллировал Чан Кайши, доказывавший, что легистская доктрина вмешательства государства в экономическую жизнь положила начало экономическому планированию и политике «народного благоденствия». В 1970-х годах Коммунистическая партия Китая в ходе идеологической кампании критики Конфуция оперировала легистскими идеями, доказывая, что легисты являются сторонниками прогресса и реформ, в то время как поборники традиционной конфуцианской философии — приверженцами древности, которой больше нет места в современном Китае.