Как дать понять человеку что ты обижен
Как дать понять человеку что ты обижен
Ольга Юрковская специально для https://bewoman.club
Как сообщить о своей обиде так, чтобы вас услышали
«Ты серьезно обиделась?»
Даже если вы оскорблены в самых лучших чувствах, я настоятельно рекомендую не высказывать обидчику напрямую все, что вы о нем думаете, и, тем более, не устраивать мелкой мести.
Неважно, насколько униженной вы себя чувствуете, действовать, исходя из истерики, нельзя. Пока у вас есть эта яркая, пульсирующая эмоциональная реакция, ваши действия будут неточными и непродуманными. О таких случаях говорят «попал под горячую руку». Вы не сумеете дозировать силу воздействия и наделаете кучу ошибок, о которых потом сильно пожалеете.
Контроль эмоций и расчетливый ответ на обиду
Нельзя допустить, чтобы всплески сиюминутных настроений взяли над вами верх. Нужно остыть, осознать и принять ситуацию. Она уже случилась. Проанализируйте ее и потом уже воздействуйте на обидчика. В идеале вам должно быть безразлично. Хотя это кажется совершенно нелогичным. Ведь вам же сейчас плохо, больно, обидно. Бессознательно вы очень хотите, чтобы другой человек пережил такое же унижение и боль.
Механизм ответной агрессии уже давно изучен учеными. Приматы, которых били (в рамках научного эксперимента), сами начинали бить тех, кто оказался рядом. Так своя боль притуплялась, и животным становилось легче.
Как правило, большинство людей действуют похожим образом. Только вместо физической агрессии в ход идет психологическая. Угрозы, шантаж, требования.
Когда вы обижены, то ожидаете, что обидчик должен отреагировать на ваши попранные чувства определенным образом. Вы его обвиняете — значит, он должен продемонстрировать вину, раскаяться и загладить ее.
Как правило, вы ожидаете каких-то конкретных измеримых действий — извинений, изменения поведения. А если он не собирается ничего делать в ответ? Если для него происходящее совершенно нормально?
Тогда что, нужно обидеться еще сильнее?
К инфантильным людям всерьез не относятся
Много ли внимания уделяют взрослые детским истерикам? Ну подумаешь, поорет ребенок, побросается на пол в супермаркете. Обижаться всерьез — означает регрессировать в инфантильный возраст. Топать ножкой и пытаться по-детски манипулировать. Эта незрелая позиция редко когда позволяет выиграть локальный конфликт и уж точно не добавляет позитива отношениям с людьми.
Ваша боль не является индульгенцией для требований. «Плохо» не дает вам никаких прав в отношении других людей. Напрасно ожидать: «Я сейчас вывалю на тебя свои эмоции, а ты изменись и стань мне удобным». Может, человек и сделает что-то в ответ, но при этом разозлится и почувствует себя использованным. А может быть, просто удивится, почему вы беситесь. В его системе координат все нормально.
Поэтому запомните правило: эмоции предъявлять можно и нужно лишь тогда, когда они остыли. Недаром говорят, что месть — это блюдо, которое подают в охлажденном виде.
Как правильно разрешать конфликт
В спокойном состоянии вы осознанно предъявляете человеку претензию за свои попранные чувства и вызываете нужную вам реакцию — вину за причиненную вам боль. Затем договариваетесь о последствиях (например, что он что-то сделает, а также берет на себя обязательства больше чего-то не делать). Это пример взрослого, нормального взаимодействия.
«Плохо» — это не основание для требований и обвинений. Это основание либо для просьбы, либо для предложения.
Друзей, мужей, жен, детей, близких людей обязательно нужно информировать о ваших болезненных переживаниях. Но только не в формате нападения и крика. Вы же не хотите, чтобы они себя чувствовали обманутыми и использованными.
Хороший способ заявить об обиде
Представьте, что вы с другом в гостях. И за разговором друг начинает рассказывать про вас не то, что вам хочется слышать. Вы понимаете, что влияния на другого человека у вас нет. При этом вы имеете право защищаться любыми удобными способами.
Можете проинформировать друга о том, что вам не нравится этот разговор. Или его поведение. Предупреждаете, что в следующий раз, если это снова произойдет, вы уходите.
Условие должно быть достаточно важное, но желательно не болезненное для человека. Если он снова инициирует неприятный вам разговор — встаете и покидаете помещение.
В следующий раз друг будет себя держать за язык всеми руками и ногами. Просто чтобы не остаться в такой ситуации дураком.
Или, например, человек все время подводит вас, обещает сделать и не делает. Обвинять и требовать нельзя. Что же делать?
Сэндвич из полезной обиды
Есть рецепт, по которому из любой неприятной и обижающей вас ситуации можно выйти с пользой для себя. Неважно, кто перед вами — подчиненный, ребенок или мужчина. Представьте себе такой сэндвич: слой позитива, похвалы, несколько капель критики и большая надежда на то, что все будет хорошо.
1. Начните с позитива
Скажите человеку, как вы его цените и любите, как вам важны отношения с ним. Если это сотрудник, отметьте его хорошую работу. Если муж — его заботу о вас. Если жена — поблагодарите за вкусный ужин, приготовленный ею.
2. Опишите свое видение ситуации. Используйте «я-сообщения»
«Я расстроена, я переживаю, я тревожусь, я не знаю, что делать, не знаю теперь, можно ли на тебя рассчитывать в дальнейшем».
Еще раз напоминаю, что обвинения и «ты-сообщения», оскорбления и наезды — самая большая глупость, которую вы можете сделать.
3. Точно сформулируйте свои ожидания
Например: «Я хочу, чтобы ты приходил вовремя». Или: «Я хочу, чтобы ты звонил мне и предупреждал, когда опаздываешь».
Ваша задача — донести до человека мысль, что у вас есть какие-то «идеальные» ожидания насчет него, и вы предлагаете ему попытаться этим ожиданиям соответствовать.
4. Дайте четкие инструкции
Конкретно сформулируйте, какие изменения вам сейчас нужны, какие реальные действия вас устроят.
Женщины часто этот пункт пропускают. Они вываливают целую кучу эмоций, претензий, обвинений, а что с этим добром делать — партнер не знает. Если вы в состоянии внятно сформулировать инструкцию, скорее всего, вы сумеете договориться. Инструкция должна быть простой и короткой, на два-три пункта. И гарантирую, что 80% проблем в отношениях снимутся.
5. Опишите, что будет, если человек это сделает
Объясните, что вам нужно убедиться, что он к вам хорошо относится и уважает ваше время. Если он сделает то, что вы просите, вам станет хорошо, спокойно и вы снова сможете ему доверять. Опишите, какие бонусы принесет ситуация, если решить ее по приведенному вами сценарию.
6. Поведайте о печальных последствиях, которые наступят, если ситуация не изменится
Если речь идет о вашем подчиненном, то вы будете «вынуждены лишить премии или уволить». Если речь идет о муже, то «не смогу тебе доверять, и это повлияет на наш секс». Если речь идет о друзьях, то «я боюсь, что мы с тобой просто поругаемся». Если речь идет о коллегах, то «не сможем сотрудничать, и все закончится печально».
Не стесняйтесь озвучивать те реальные негативные последствия, которые действительно настанут, если все пойдет не туда.
7. Закончите на позитиве
Выразите надежду, что в следующий раз человек будет действовать в соответствии с вашей просьбой. Подчеркните, что это пойдет на пользу вашему долгосрочному сотрудничеству и улучшит ваши отношения. Или сделает вас обоих довольными и счастливыми.
Всегда заканчивайте на позитиве и с надеждой на счастливое будущее. Даже если вы мечтаете никогда больше не встретиться с этим персонажем. Земля круглая, мало ли кто и когда пригодится.
Если же закончить отношения на словах: «Ты козел и дурак», — когда-нибудь они прилетят бумерангом.
Чаще всего не стоит замалчивать свои обиды. Возможно, вы боитесь конфликтов, которые могут начаться, стоит вам заговорить о своих переживаниях и чувствах. Но конфликт никогда не является проблемой, если вы умеете через него проходить. Это способ стать сильнее в ваших отношениях.
Пустые, формальные отношения без конфликтов никогда не становятся глубокими, сильными, конструктивными и человечными. Две маски, которые ни разу не конфликтовали, так и останутся двумя масками. Помните фильм «Мистер и миссис Смит»? После конфликта их отношения стали такими, что к семейному психотерапевту они пришли похвастаться, а не пожаловаться друг на друга.
Как рассказать близкому человеку о ваших обидах
Общение с родными, друзьями или возлюбленными существенно отличается, скажем, от общения просто со знакомыми, соседями или коллегами. Именно по-настоящему близкие люди часто ранят нас больнее всего. И либо это выливается в скандалы, либо мы терпим такую ситуацию годами, хотя она причиняет нам серьезный дискомфорт, а порой становится и вовсе невыносимой. Есть ли какой-то третий путь?
Если мы сталкиваемся с человеком лишь в какой-то одной плоскости – к примеру, по работе или на основе общих интересов, то мы не ждем от него слишком многого. Сослуживицу, соседку или приятельницу по кружку кройки и шитья мало интересует, как мы выглядим, умеем ли мы готовить или как мы воспитываем своего ребенка. А вот близкая подруга уже может отпустить пару-тройку замечаний по поводу нашей внешности или образа жизни. Если же вы живете с родителями, с мужем, со свекровью, то каждый из них может высказать вам то, что думает по данному поводу.
«Что это ты сегодня так вырядилась? Да и на голове воронье гнездо, когда в парикмахерскую сходишь?» – интересуется подружка. А если видит, что вам это не понравилось, может добавить: «Ну я же добра тебе желаю, потому и делаю замечания! Ведь если не я, то кто же? Я тебе подруга, а значит, имею право тебя критиковать!»
«У всех дети как дети, одна ты неудачница! И деньги не умеешь зарабатывать, и муж у тебя никчемный!» – выговаривает мама, когда вы остаетесь с ней наедине.
Очень часто мы предпочитаем в ответ на такие реплики промолчать. «Чтобы не обострять отношения», как говорим мы сами себе. Потому что, какая ни есть, она подруга… И мама у нас одна… И свекровь все-таки мать мужа, и с ней лучше не ссориться… И на мужа лучше не огрызаться, а то еще бросит, а как же вы без кормильца и главы семьи?
Мы можем даже уговаривать себя в глубине души, что близкие правы, критикуя нас в обидной форме. Что они действительно хотят нам добра. И говорят такие обидные вещи именно потому, что они – близкие люди. А раз близкие, то, значит, имеют право нас обижать…
Между тем обиды копятся как снежный ком. И в один прекрасный день мы посылаем подругу, которая так о нас печется, к черту, хлопаем дверью в маминой квартире, обещая, что больше у нее не появимся, высказываем свекрови все, что о ней думаем, уходим от мужа, осознав, наконец, что он нас не любит… И остаемся одни до тех пор, пока не появляются другие люди из «ближнего круга», которые начинают точно так же нас обижать.
События могут развиваться и по иному варианту. На обидное замечание мы каждый раз отвечаем колкостью и претензиями в адрес собеседника в стиле «сам дурак», напоминая ему, что у него, в свою очередь, не так… Да, обе стороны выпускают пар, но при этом мотают себе нервы. И рано или поздно это заканчивается отчуждением или прекращением отношений.
Давайте сначала ответим на вопрос – зачем близкие люди нас обижают? Потому и обижают, что мы «свои». До чужих ведь нам, собственно, и дела нет… При этом они могут быть искренне убеждены в том, что, указывая нам на наши просчеты и недостатки, творят благо… Что же происходит на деле? А на деле они самоутверждаются за наш счет, испытывая удовлетворение от того, что мы оказались хуже их. Подруга – любительница покритиковать – сама может быть плохо одета, причесана и несчастлива в личной жизни. Мама ничего не добилась в жизни и теперь выживает на крохотную пенсию и то, что вы ей подкидываете. Свекровь сама лентяйка и неумеха, а муж приносит денег с гулькин нос, и его любимое занятие – поваляться на диване, напившись пива…
Что же делать? Научитесь не просто давать отпор, а говорить близким о ваших чувствах. Обычно в ответ на чей-то выпад мы молчим, начинаем оправдываться, или скандалим… А почему бы не сказать: «Почему ты говоришь мне такие вещи? Ведь я тебе ничего подобного не говорю! Неужели ты не понимаешь, что делаешь мне больно? Зачем ты несешь мне этот негатив?»
Апеллируйте к чувствам, а не к разуму. Не оскорбляйте, не обзывайте человека в ответ, объясните ему, что вам неприятно, раз он так к вам относится. Можно сказать: «Почему-то моих достоинств ты вовсе не замечаешь, зато обращаешь внимание на малейшие промахи». Не бойтесь спросить: «Раз я так плоха, может, нам перестать поддерживать отношения?» Вряд ли эти люди всерьез заинтересованы в том, чтобы с вами порвать. А если уж они «наезжают» на вас именно для того, чтобы свести отношения на нет, то зачем вам вообще нужно такое общение? Еще хороший вопрос: «Скажи, ты меня уважаешь?» Понятно, что вы не задаете его, так как боитесь получить ответ типа: «А за что тебя уважать?» Но тогда все сразу встанет на свои места, и вы поймете, что держаться за такие отношения не стоит. Другие варианты вопроса: «Ты меня не любишь?» или: «Я тебе не нужна?». Порой угроза разрыва заставляет человека пересмотреть свое поведение.
Можно в тактичной форме рассказать о ваших собственных претензиях в адрес человека, чтобы он понял: у вас их не меньше, чем у него, но вы до поры до времени держите их при себе. Это путь к тому, чтобы договориться. Может, обеим сторонам стоит пообещать поработать над своими недостатками. Но беседа обязательно должна быть двухсторонней!
Всегда помните: если человек дорожит вами, он не станет намеренно поступать так, чтобы вам с ним было плохо. Если же вы ему не дороги и он не собирается считаться с вашими чувствами, то смысла поддерживать отношения нет никакого. Постарайтесь дистанцироваться от такой личности.
Обиделся ли человек: как понять, причины и признаки
Некоторые психологи считают обиду своего рода агрессией, которая может проявиться и внутри индивидуума и, так сказать, снаружи. Но чаще всего звучит мнение о том, что, обижаясь на кого-то, человек обижает себя сам…
Какой бывает обида
Обидой можно назвать то состояние человека, которое вызывается реакцией на огорчение или оскорбление, чаще всего, на взгляд обиженного, нанесенное несправедливо. Поэтому эта эмоция «находится в связке» с понятием, которое называется справедливостью. Если кто-то не получил ожидаемого, но согласен с тем, что он этого по большому счету и не заслужил, то огорчиться человек может, но вряд ли его захлестнет обида.
Обида с точки зрения простого человека и психолога
К сожалению, не каждый простой человек всерьез считает, что обида – это чувство слабых. А ведь так оно и есть. В одном интервью журналист сравнил обиду с чувством голода, которое существует независимо от индивида. А вот гнев он отнес к булимии, которая уже является заболеванием. Образно говоря, обида, превратившаяся в гнев, – это перешедший в булимию голод.
А еще можно согласиться с таким определением: обида является признаком душевной незрелости. Кстати говоря, с последним согласны и психологи, которые чаще всего трактуют обиду как эмоцию неисполненных ожиданий – не признак ли это той самой незрелости?
Причины обиды
Обида чаще всего возникает из столкновения двух моделей – мнений двух разных человек, которые не совпадают друг с другом. Некая особа желает, чтобы поведение окружающих не отклонялось от ее ожиданий, считая, будто другой человек целенаправленно запрограммирован сугубо ими, и отрицая право этого другого человека на самостоятельные действия. А уж причин обидчивости можно определить несколько.
Инфантилизм
Это обида невротического характера, и зародилась она еще в детстве. Может так статься, что ребенок не чувствовал себя любимым, и это чувство недолюбленности перешло с ним во взрослую жизнь. И теперь взрослый человек весьма напоминает ребенка своим поведением, т.е. все так же обижается на всех, как в детстве обижался на родителей.
Это говорит о слабоволии. Ведь, обижаясь на кого-то, проще всего замаскировать свое неумение, неопытность или нежелание делать то, что необходимо. Такой инфантильный взрослый прикрывает свою слабость обидами: дескать, остается он всеми непонятым.
Сознательная обидчивость
Бывают личности, которые изображают себя намеренно обиженными. Со стороны это выглядит примерно так:
Интересно! Эта сознательная обидчивость фактически является детским приемом, чтобы добиться более благожелательного отношения к своей персоне.
Чаще всего она в ходу у прекрасного пола, некоторые представительницы которого надеются обиженно надутыми губками привлечь внимание нужного объекта.
Предательство близкого человека
В бытовой ситуации это может быть весьма банальным: один человек ждал, допустим, что друг-приятель-сосед поможет в тяжелой ситуации. К примеру, займет денег по первой просьбе, а он не сделал этого, хотя вполне мог бы.
Предательство может иметь и гораздо более глубокие и серьезные причины:
Внимание! Предательством такого плана является поступок мужчины, не желающего вступать в брак с женщиной, ожидающей от него ребенка.
Сюда же можно отнести и отказ от ухода за тяжелобольными или престарелыми родственниками, поскольку эти действия кардинально изменят жизнь.
Мнительность
Мнительным называют человека, который все принимает близко к сердцу, подвержен тревожности и обидам. Психологи считают, что виноваты в этом неуверенность такой личности в себе и гиперчувствительность к мнению окружения.
Важно! Говоря обычным языком, в этом случае гиперчувствительность свидетельствует о том, что для такого индивида чересчур важно мнение других людей о нем.
Человек чрезвычайно чувствителен ко всем проявлениям мнений – особенно критических – о себе.
Несбывшиеся надежды или завышенные ожидания
Обида здесь может носить сиюминутный характер, но бывает и довольно продолжительной. К примеру, школьник мог обидеться на отца за то, что тот обещал подарить смартфон, а купил обычный «кнопочник». Эта детская обида может и скоро пройти, а может и долго не забыться.
А вот ежели девушка шла замуж «по расчету», возлагая на своего избранника большие надежды, а тот оказался совсем не героем ее романа. Эта обида представляет собой большую травму, связанную и с завышенными ожиданиями, и с несбывшимися надеждами.
Стрессовая ситуация
Произошла крупная ссора с близким человеком. Состояние – на грани депрессии. И обида вкупе со злостью приводят к стрессу. Причиной обиды могут стать болезнь или серьезная физическая травма, и тогда людям кажется, что они обделены вниманием. Иногда обидой становится элементарная зависть к здоровым людям.
Интроверт
Погруженный в свой, не доступный другим внутренний мир, человек может носить свою обиду в себе годами, «развлекая» себя в мыслях тем, как со временем отомстит обидчику.
Гордыня
Эта черта характера является вечным спутником обид. Высокомерному человеку даже в голову не может прийти мысль, что о нем кто-то думает или говорит плохо. И если это все же происходит, будет смертельно обижен.
Человек обиделся. Как это понять
Произошел конфликт. Прозвучали брошенные в лицо резкие слова. Или последовала не ожидаемая реакция на поступок. Или… Впрочем, ситуаций может быть множество, и поводов для обид в жизни более чем достаточно.
О том, что человек обижен, можно судить уже по тому, как он себя ведет. К внешним признакам сильной обиды можно отнести:
Что делать, если кто-то на кого-то обиделся
Общаясь друг с другом, друзья и коллеги могут неудачно пошутить, сделать неуместное замечание, подколоть. А кто-то из компании обидится, перестанет разговаривать. Значит, задет он сильнее, чем предполагали другие. Распространены также обиды и семейного плана, и на профессиональной почве, когда начальник незаслуженно отчитает за недочеты, да еще при всех.
В любой ситуации в первую очередь рекомендуется проанализировать, есть ли чья-то вина в возникшей «обидной» ситуации, разобраться, что именно могло обидеть человека. Если вина предполагается, то самый лучший и безболезненный способ – просто подойти к «жертве» и извиниться.
Зачем просить прощения и прощать обиду
Человек вольно или же невольно обидел кого-то и сожалеет о содеянном, в нем в этом случае естественным образом возникает напряжение.
Главное теперь – это напряжение не «хранить» внутри и не оставлять его повисшим между собой и обиженным, а выпустить из себя. Это поможет возобновлению и укреплению контакта и освобождению от чувства вины.
Внимание! Если человек действительно ощущает вину, важно извиниться!
Как правильно извиниться и попросить прощения у обиженного человека
Какого-то шаблона, алгоритма в данном действии нет и быть не может. Главное в извинении – не многословие, не красота слов, а то, КАК они произнесены. Можно без особых комментариев сказать: «Прости меня, дружище», но сказать искренне, от всего сердца.
Один восточный мудрец говорил своим ученикам: люди могут оскорбить, назвав другого глупцом, рабом или бездарным. Но надо всегда помнить, глупцом назовет другого только глупец; раба в другом увидит только раб; бездарь увидит чужое безумие в том, чего не понимает сам. Поэтому не стоит ни на кого обижаться и никого оскорблять самим.
Советы, как выразить недовольство, гнев, злость, обиду, от психолога Вероники Крайновой.
Все психологи говорят о том, что нужно учиться выражать чувства. Когда чувство какое-то подавляется или игнорируется, появляется психосоматика – это когда не выраженные чувства проецируются на какой-либо участок тела и человек заболевает. Как же выразить недовольство, гнев, злость и обиду, чтобы не разрушать отношения с близкими людьми и при этом не болеть?
Как правильно выражать недовольство?
Не надо тратить слишком много времени и энергии на выражение своего недовольства. Концентрируйтесь на обсуждении предложенного решения.
Например, если в ресторане слишком долго не подают заказанное блюдо, не злитесь, а просто попросите компенсацию в виде бесплатного кофе. Если ваша фирма столкнулась с недопоставкой, обсудите с поставщиком скидку на следующую партию. А если вас затопили соседи сверху, не устраивайте скандал, а спокойно, выразите недовольство, предложите реалистичный выход из ситуации.
Слова, выражающие недовольство:
Таким образом, вы вежливо выразите свое недовольство и никого не обидите. Не отдавайте инициативу поиска решения другой стороне, предлагайте сами решение, которое устроит вас.
Как выразить злость и обиду?
Всегда людьми упускается такая вещь: когда у нас возникает какое-то чувство, это означает только одно – какая-то наша потребность не удовлетворена, ожидание не оправдано. Что делать в этом случае?
Когда вы поняли, что разозлились и что за этим стоит, какая-то не удовлетворенная потребность, идите к своему близкому человеку и скажите, что вам не нравится и от чего неприятно, попросите его больше так не делать, так правильно выражать злость и обиду. Минуя упреки, минуя «ты» сообщения, вы должны сказать, что обиделись. То есть, вы просите удовлетворить вашу потребность либо не делать так, от чего вам становится плохо.
Слово «ты» нельзя говорить, потому что когда его говорим, мы оцениваем человека, обвиняем и, естественно, получим защитную реакцию. Так разговора не получится, возможно, вы ситуацию еще больше ухудшите. Вы можете сказать собеседнику: «Я рассержена на тебя, потому что…», «Мне стало обидно, за сказанные в мою сторону слова…», «Не надо, пожалуйста, больше говорить о …, мне обидно такое слышать».
Слова, которые помогут вам выразить злость и обиду:
Как правильно выражать гнев?
Многие люди боятся чувства гнева, потому что он может быть разрушительный, на этом чувстве можно с кем-то поругаться, даже подраться. Это разрушает отношения, жизненное пространство.
Подавлять гнев и накапливать в себе, действительно, плохо. Альтернативой этому может быть:
Чувство гнева может стать силой для защиты своих границ, для продвижения к своим целям, для преодоления препятствий, то есть, если его освоить, он может быть очень полезным.
Здесь хорошо подходит «Я» сообщения. Слова, выражающие гнев:
Примерный порядок действия:
Способ, который поможет отпустить гнев, без выражения.
Техника из курса «Интегральная графика». Возьмите белый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Цвета карандашей выберете сами, как почувствуете. В большинстве случаев это темные цвета. Соединитесь с вашим чувством гнева и выразите ее на лист, рисуйте в хаотичном порядке, нажимая при этом на карандаш.
У вас получатся каракули. Не надо рисовать какие-либо формы, рисунки, а просто выражать на лист ваше чувство. Таким образом можно заполнить целый лист А4. На это уйдет 5-10 минут. Может быть такое, что во время рисования могут сломаться карандаши.
Когда вы почувствуете, что выразили то, что хотели, то возьмите этот лист и порвите на много кусков. После этого выкиньте все эти обрывки. Так произойдет ритуальное освобождение, отпускание этого чувства.
Заключение.
Объединим все сказанное в 5 основных выводов, которые приведут вас к безопасному выражению негативных эмоций:
Пользуясь этими советами, вы сможете тактично выражать свое мнение, а отношения не разрушатся и останутся комфортными. Чтобы научиться выражать свои мысли, прочитайте нашу статью: “Как научиться выражать свои мысли. Советы от психолога Татьяны Джуммы.”