Как доказать что базаров одинок кратко
Сочинение: В чём причина трагического одиночества Базарова? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
(498 слов) Евгений Базаров — главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Он сын лекаря, окончил университет, всерьёз увлечён науками. Базаров — независимая личность, лидер, способный вести за собой людей, противник дворянства и рабства. Он считает себя нигилистом. Нигилизм Базарова заключается в отрицании всех устоявшихся традиций, норм и принципов: нравственности, семьи, любви, религии, искусства. Он воспринимает природу, как предмет для научных опытов, но не как главную форму существования всего живого. Его идеалами являются рациональность и логический подход к жизни, материализм и точные науки. Он сильный, целеустремлённый и волевой, уверенный в себе, умный и верный своим идеям. Но почему же такой одаренный и особенный герой трагически одинок?
Нельзя сказать, что Евгений был одинок всегда. У Базарова были не друзья, но поклонники. Например, Аркадий, Ситников и Кукшина. Евгений и Аркадий со временем отдалились друг от друга: Аркадий, поначалу питавший симпатию к Евгению и разделявший его идеалы, не чувствовал в нём поддержку, а лишь холодность и неприступность. Остальные последователи Базарова были просто его подражателями, но он порицал это в людях. На самом деле Базаров находился в поиске действительно родственной души — такого человека, который бы разделял его точку зрения и верил в его идеи. Но подобных людей в его окружении не находилось. Кроме того в Базарове есть такие черты, как неудержимость, эгоизм и самолюбие, резкость и грубость в суждениях. Его не трогают чужие чувства, он не жалостлив. А потому людям не очень-то приятно общаться с ним.
Судьба заставляет Базарова пройти через испытания, чтобы он проверил истинность своих идей. Он не справляется со сложностями, и его идеалы терпят крах. Когда в нём проснулись чувства к Анне Одинцовой, Базаров стал ощущать в себе двойственность: в его душе стал назревать конфликт. Теперь он чувствовал, будто бы что-то «вселилось» в него — то, что он всегда высмеивал. Одна его часть продолжала отрицать всё духовное и высокое в любви, а другая — тянулась к таинственности и одухотворённости прекрасного чувства. В этой противоречивости выражается дисгармония личности Евгения.
Трагедия Евгения заложена глубоко в его душе: он хотел и искал любви, но, к сожалению, он не был способен на искренние, серьёзные и высокие чувства. Базаров был обречён на одиночество, потому что остался непонятым окружающими людьми. Он был «новым человеком» для общества, которое нуждалось в свежих идеях и мыслях. Но взгляды Евгения оказались неверными, общество их не приняло. Молодой человек разочаровался в своих идеалах и был обречён на гибель, которая не была случайной: главный герой не мог дальше жить с ложными убеждениями.
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Как доказать что базаров одинок кратко
Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – это человек, который опережает время. Времена, описанные в произведении, относятся к переломным моментам, в которых на стыке находится новое и старое. Базаров вносит в мир идеи, к которым общество, живущее по традициям и собственным убеждениям, еще не готово.
Евгения можно отнести к новому поколению. Но его не принимают люди, не понимает общество, что обрекает героя на одиночество, даже презрение. Новые идеи нужны обществу, нужны и такие, как Базаров, люди. Наверное, Евгений выбрал слишком радикальные принципы, которые не дают поблажек. Поэтому его теория потерпела крах. Изменения должны быть плавные, равномерные, Базаров же хотел резко изменить все традиции и устои, которые были признаны до него.
Герой сильнее всех остальных персонажей, он подавляет и затмевает их, что говорит о его характере, воле, целеустремленности. Но герой независим, он не нуждается в помощи, Евгений по натуре одинок, поэтому последователи не становятся ему сообщниками, а, как Аркадий, лишь восхищаются им. Автор специально помещает нигилиста в общество аристократов, где и появляется конфликт героя со старыми принципами, его попытка доказать свою правоту.
Все поклонники Базарова могут лишь пародировать ему, подражать, слепо следовать за ним. Он одинок и в своей идеологии, нет никого, кто верит в нигилизм и понимает его так, как это делает Евгений. Создается лишь ощущение, что герой не один, Аркадий выглядит, как друг, но это не так. Даже семья не понимает Евгения. Таким образом, он совершенно один, окруженный людьми, которые даже не способны его понять. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Самый сильный конфликт находится в самом Базарове, ведь его идеи постоянно ставятся под сомнение, ему сложно во всем следовать нигилизму. Например, не проявлять любовь к родителям и Анне Одинцовой. Герой не принимает собственных чувств, он не хочет изменять принципы, корректировать их. Поэтому его душевное состояние превращается в спор с самим собой. Борьба разума и чувств мучает Евгения, мешает ему достичь гармонии и понимания. Базаров сталкивается с вопросами, на которые не знает ответов, в которых не помогает логика и расчёт, что делает его уязвимым, а попросить совета не у кого.
Когда герой умирает, он наконец-то осознает все свои заблуждения и ошибки. Но тут уже мир не принимает его, больного, обреченного погибнуть так рано. Даже на смертном одре он одинок.
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Почему одинок Базаров? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Несмотря на желание во-зиться с людьми, тургеневский Базаров бесконечно одинок. Нас не так мало, как вы полагаете,- говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. В этом, быть может, сказалась недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения.
В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто сподвижники Базарова? Он говорит нередко мы, но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.
Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего мякенький либеральный барич Аркадий, который легко расстается с лагерем детей и переходит в лагерь отцов. Увлечение Аркадия Базаровым не более, чем дань молодости.
Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому?
В романе Аркадий — лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошля- i ют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой моде.
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сцльная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат подчинения слабой натуры более сильной.
По-другому любит Базаров. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но грубость, вызванную более всего отвращением к красивым словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью (такую ошибку нередко допускают при неглубоком чтении романа). Циничным было отношение к Одинцовой губернского света, который оскорблял ее грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: На остальных баб не похожа. Развязность и ломание Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова все поняла, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова.
Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.
Опровергая взгляды Базарова на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам же Базаров отвергал: В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.
Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась раздражительной, это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.
В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность, отсутствие рисовки. Откровенно, без обиняков называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.
Не это ли отпугнуло ее?
Некоторые критики утверждали, что Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким мы
знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Все валится у него рук, и само заражение его кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.
Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в люб- ви выше уездных аристократов, в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Любовь База- рова поднимает его и над людьми рудинского склада, которые не выдерживали испытания любовью, терялись перед первым же пре- пятствием. В отличие от лишних людей нигилист Базаров спо- собен любить глубоко и сильно.
ОТЦЫ И ДЕТИ. ИДЕЙНЫЕ СПОРЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. → |
Еще по данной теме::
ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ… Он быстро угадывал новые потребности, новые ид…
ТУРГЕНЕВ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ. Эпоха 70-х годов-эпоха революционного народнич…
РУДИН. ЖАНР РОМАНА. В 50-е годы Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в даль…
РАЗРЫВ С СОВРЕМЕННИКОМ. ОТЦЫ И ДЕТИ (1862). Статья Добролюбова Когда же придет настоящий де…
«Трагическое одиночество Базарова»
В романе Отцы и дети образ нового ҹеловека Евгения Васильевиҹа Базарова полуҹился сложным, противореҹивым, и, безусловно, оҹень интересным. Он не может оставить равнодушным ҹитателя как прошлого века, так и нашего современника. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожестоҹенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, ҹувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократиҹеском лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ соҹли карикатурой на молодое поколение. Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ ҹертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, ҹитатель ҹувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), ҹто Базаров ҹужд автору, непонятен Тургенев искренне хоҹет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно. Именно это и наталкивает на мысль о ҹудовищном одиноҹестве Базарова. Он титаниҹен, недюжинно силен, но в то же время бесконеҹно несҹастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося ҹеловека. Да и сам Базаров не стремится к тому, ҹтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замеҹанию, настоящий ҹеловек тот, о котором думать неҹего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной лиҹностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет ҹеловека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петровиҹ Кирсанов, но вовсе не потому, ҹто он такой же титан, а потому, ҹто его принципы, в отлиҹие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исклюҹительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, историҹеские корни, уклад Павел Петровиҹ воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могуҹую лиҹность. Но несмотря на оҹевидность того, ҹто Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение. Автор как бы все время напоминает ҹитателю, ҹто Базаров не ҹудовище, не злой гений, а прежде всего несҹастный ҹеловек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми ҹеловеҹескими ҹувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому ҹто он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых ҹувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, ҹто непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и муҹается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отҹета), так как, будуҹи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать. И тут полуҹается какой-то замкнутый круг. Базаров меҹется в этом круге одинокий, отҹаявшийся. Он противореҹив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополуҹия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно ҹувствовать себя в таком замкнутом круге противореҹий, и это тяжело даже такой сильной и независимой лиҹности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ниҹего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достатоҹно умен, ҹтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, знаҹит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистиҹески (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и ҹеловек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песҹинкой. В этом и есть его трагиҹеское одиноҹество, он не ощущает себя ҹастью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.
Сочинение Трагедия Базарова
Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является человек нигилистичного типа личности, придерживающийся консервативного стиля жизни.
На момент повествования он учится в университете на факультете естественных наук, считая их единственно верными науками, а остальные, например литературу и философию, уделом ленивых аристократов не способных ни на что более. С такими убеждениями он узнает о нигилизме – движении которое яростно развивается в России на тот момент, и становиться нигилистом.
Нигилизм – движение, которое отрицает устоявшиеся ценности и убеждения.
Он убеждён, что человек существует только для того, чтобы принести пользу человечеству, а человек не приносящий пользу, как он считает, не достоин существовать.
Нигилизм же, он считал главной вещью в своей жизни, за которой он должен идти и преследовать её священную цель. По его убеждениям священная жизнь нигилизма, это помочь миру, насильственно или мирно, отказаться от всего старого и заезженного и идти навстречу новому, новым открытиям, новому будущему.
Почти всю свою жизнь он посвятил данной цели, и собственному просвещению, но к её концу он посчитал нужным отказаться от данных убеждений по нескольким причинам.
В ходе повествования сюжета его убежденность пошатнула внезапная влюбленность в даму, по фамилии Одинцова. Притом любовь эта возникла нежданно и без его участия, чему он был очень не рад, ведь он не смог ничего с собой поделать. Любовь заставила его понять, что те, казалось бы, фундаментальные вещи на которых он основывался, были ошибочными.
Он приходит к выводу, что он был не нужен России, из-за того что почти никакой пользы он не приносил, считая что гораздо полезнее России были люди рабочих профессий, ведь только на них строится мир. После чего он умирает, в осознании того, что он прожил жизнь зря.
В этом вся жизнь Базарова, и её трагичность.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети». На протяжении всего произведения персонаж одинок. Окружающие не разделяют его взглядов, истинных учеников у Базарова не было.
В начале романа может показаться, что Аркадий – единомышленник Базарова. Но главный герой понимает, что его друг – не последователь нигилистических идей, а всего лишь подражатель. Стремление идти «в ногу со временем» заставляет Аркадия поддерживать совершенно чуждые ему взгляды Базарова. Именно поэтому в конце концов молодой Кирсанов отдаляется от своего друга, оказывается в лагере «отцов». Сам Базаров считает, что Аркадий «мягонький, либеральный барич», который не готов к кардинальному переустройству общества.
Ещё одним из героев, который называет себя учеником Евгения Базарова, является Виктор Ситников, он говорит, что обязан Базарову «перерождением». Хотя по сути никакого перерождения мнимого нигилиста не было. Ситников «подобострастно» разговаривает с Базаровым, пытается ему угодить. Всё, что нравилось подражателю главного героя – это возможность «презирать и выражать своё презрение». У него нет ничего общего со взглядами Базарова и самим героем. Ситников «стыдился своего происхождения», вёл праздную жизнь, носил модную, щегольскую одежду, в отличие от главного персонажа. Он мечтает осчастливить
Вариант 3
Главный герой романа Тургенева – молодой человек, тридцати лет от роду, Базаров Евгений Васильевич
Базаров получил хорошее воспитание в дворянском поместье своих консервативных родителей. Во время учебы в университете на врача, он сходится с кружком нигилистов, заражается их идеями отрицания и материализма. Базаров отрицает всякую красоту – природы, отношений, искусства. Все старое для него — пошлость, и давно изжившие себя «заблуждения предков», которые необходимо «расчинить». Друг Базарова – Аркадий Кирсанов далек от нигилизма, но очень увлечен Евгением, его умом, напором, харизмой.
В своих убеждениях Евгений Базаров бескомпромиссен. Он никогда ни перед кем не робеет, дерзок в своих суждениях и в манере общения. Говорит отрывисто, немногословно. Очень самоуверен, порой до развязности.
Аркадий Кирсанов приглашает Евгения в гости в свое родовое имение, где знакомит его со своим отцом и дядей – Павлом Петровичем. Павел Кирсанов – мягкий, романтичный человек, переживший в молодости любовную трагедию, поначалу с интересом относится к идеям Базарова. Они разговаривают на разные темы – культура, наука, любовь, природа, политика – но ни в чем не находят точек соприкосновения, выражая противоположные взгляды на суть этих вещей. Все заканчивается конфликтом и неудачной дуэлью с Павлом Петровичем.
После неудобной ситуации, Базаров с Кирсановым едут в гости к родителям Евгения, и заезжают в гости к Анне Сергеевне Одинцовой. И тут с Евгением происходит перемена. Он впервые влюбляется. Если до этого он считал любовь «билибердой», то теперь он любит «глупо, безумно». Он тяготится поначалу своим чувством, презирает себя за слабость, но ничего не может поделать – он «уверовал в любовь». Его чувства – безответны: Анна предпочитает безмятежность чувств.
Именно с этого момента Базаров разубеждается в своих теориях. Любовь существует, любить – прекрасно. И родители, к которым они приехали с Кирсановым, не так его уже раздражают, а наоборот, он понимает их чувства, понимает, что прежние ценности очень важны в жизни человека.
Как натура деятельная, Евгений принимается врачевать всех, кто в этом нуждается, и нечаянно заносит инфекцию себе. Он умирает.
Но перед смертью автор показывает в Базарове благородство его натуры, его душевную эволюцию: герой понимает, какие приоритеты важны в жизни, а все остальное – лишь самолюбование и гордыня.