Как доказать что растения живые
Доказать что растение живой организм – Докажите, что растение – живой организм.
Свойства живого. Растение — живой организм. Роль обмена веществ
Интернет-урок по окружающему миру «Растение-живой организм»
Сегодня на Интернет-уроке мы докажем, что растение — это живой организм. Итак, …
Перед вам объекты… Скажите, что объединяет их? ….
… Верно, это тела природы. Чем отличаются? … Верно. Это живая и неживая природа. А семя фасоли живое? …
Попробуем доказать, что растение (и даже семя растения) живой организм. Какие признаки живого организма вы знаете? … растёт, дышит, питается, размножается, развивается.
Итак, докажем, что растение растёт и развивается
— Перед нами семена бобов. Что же вырастит из этих семян?…..
Семя – это зародыш растения. В нём есть все органы растения… корешок, стебелёк, листочек, будущий цветочек…
Давайте вспомним органы цветковых растений и их работу. Для этого разделимся на группы. У вас есть жетоны. Посмотрите внимательно и скажите по какому признаку можно разделиться на три группы…. Верно, это жизненные формы растений: деревья, кустарники и травянистые растения.
Это место и конверт с заданием для группы с жетонами «Деревья», это для группы с жетонами «Кустарники» и «Травянистые растения» Через 2 минуты команда ответит на поставленные вопросы.
1 задание. Какие органы есть у цветковых растений? Составьте модель растения.
2 задание. Какую роль в жизни растений играют органы?
Посмотрите на фото… побег дерева
Растение начинает активно расти и развиваться, когда по – весеннему пригреет солнышко. Набухнут почки – нальются питательными веществами. Когда лопнут почки начнёт расти…..
Оказывается, в почке находится годовой побег растения. Это стебель, листья, и даже будущая почка. По веточке можно определить сколько ей лет.
Итак, мы с вами доказали, что растение растёт и развивается.
Растение – питается. Докажем.
Мы едим растения и продукты, сделанные из растений. А чем же питаются сами растения? ….
Оказывается, растения готовят пищу сами себе. Докажем это. Мы отправляемся с вами в виртуальную лабораторию.
Перед вами фрагменты опыта без звука. Вы должны внимательно просмотреть опыт и попробовать его прокомментировать, то есть озвучить.
Итак, мы доказали, что растение питается. Существует почвенное питание и воздушное питание.
Проведите такой опыт. Возьмите два сосуда с крышками. Один оставьте пустым, в другой положите семена фасоли(гороха или др) и налейте слегка воды им. Закройте плотно крышкой. Положите сосуды в темное место на 3 дня.
Через 3 дня зажгите лучину/спичку (только с помощью взрослых!). Отпустите лучину в первый сосуд. Горит?….. Да, горит. Значит, сосуд не совсем пустой. Там есть…. Верно, воздух, а именно кислород.
Горение происходит только при наличии кислорода.
Теперь поднесем лучину во второй сосуд. Горит?….. Нет! Почему?….. Нет кислорода? А где же он?….. Семена дышат кислородом. как и все живые существа! И кислорода в сосуде не осталось!
Итак, мы доказали, что растения дышат!
(слайд) Еще одно доказательство, что растение — живой организм
-Мы доказали с вами, что растение – это живой организм. Задумайтесь, если растение живой организм, какие следует соблюдать правила охраны растений? … Безусловно, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но мы должны заботиться о них..
(слайд) — Когда мои ученики узнали, что я еду к вам на урок по окружающему миру, задали мне тысячи вопросов «Почему». Попробуем ответить хотя бы на несколько вопросов…
(слайд) 1 видеовопрос
(слайд) 2 видеовопрос
Игра “Живой цветок. Одуванчик». Распределить роли: 3 корешка, 2 стебля (стоят спиной друг к другу), 2 листочка, цветок ( внутри стебля), пчелка и бабочка, ветер, солнышко, остальные семена.
Семя – зародыш цветка. Сели все на корточки. Начинает расти корешки. Корешки сидят вокруг с вытянутыми ногами. Выпрямляется стебелёк. Появляются листочки. Корешки всасывают воду, стебель проводит как по лифту вверх и вниз питательны вещества. Появляется бутон. В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок. Прилетает пчёлка. Порхает вокруг бабочка. Садятся на цветок – пьют нектар. Цветок опылён. Он закрывается на время, чтобы вновь открыться уже с семенами-парашютиками. Дует ветер и семена разлетаются в разные стороны.
А вы знаете, что семян на одном цветке одуванчика до 200 штук.
3 видеовопрос «Почему чем больше листьев на яблоне, тем больше будет плод?» (ученые утверждают, что для созревания 1 яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев)
-У меня еще остались «почемучки»: «Почему зелёный мир зелёный?», «Почему все плоды фруктовых деревьев сладкие?», «Почему некоторые растения называют культурными?»
Я оставляю вам их в конверте. Пусть это будет ваше задание. Или на следующих уроках окружающего мира вы сможете найти ответы на вопросы, или дома, коллективно или индивидуально.
Занимательные опыты с растениями. Жми здесь.
Растение — живой организм | Биология
Растение — живая система
Все произрастающие на Земле растения — живые организмы. Как организмы они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, размножаться, расти, развиваться, взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на изменения среды.
Эти процессы в организме осуществляются благодаря функционированию (от лат. функция — «работа») соответствующих органов. Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы — биосистемы (от греч. биос — «жизнь»).
Нарушение работы одного из органов организма может привести к нарушению деятельности остальных его органов. Если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворенными в ней минеральными веществами, то все растение завянет. Если зеленые листья побега не смогут образовывать достаточного количества питательных веществ, то растение не зацветет, не образует плодов и семян. У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно связаны между собой.
Процессы жизнедеятельности растения
Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью. Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.
В процессе питания организм поглощает из внешней среды необходимые ему вещества, усваивает их, благодаря чему живет и увеличивается в размерах. Растения в процессе питания поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха — углекислый газ, из которых с помощью энергии света образуют органические вещества и используют их для построения своего тела, роста и развития.
В процессе дыхания растительный организм осуществляет газообмен: потребляет кислород. При этом выделяется углекислый газ и пары воды.
Каждому организму свойствен обмен веществ. При этом превращения веществ (поступивших в процессе питания и дыхания), протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т. е. выделяются.
Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т. е. увеличивать количество особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.
Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т. е. растет, и приобретает новые свойства — развивается.
У разных растений развитие протекает с разной скоростью. У однолетников оно совершается достаточно быстро. Например, посеянные в апреле астры зацветают в августе, через 90 дней после посева. Тюльпаны, нарциссы, крокусы, дикорастущие луки, лилии при выращивании из семян разовьют цветоносные побеги не менее чем через 5-6 лет. Еще более длительный срок (10-30 лет) для этого требуется древесным и кустарниковым растениям.
Цветущие растения: 1 — нарциссы; 2 — кандык сибирский; 3 — пролески; 4 — тюльпаны
Рост и развитие растений, так же как и питание, дыхание, обмен веществ, размножение, зависят от условий окружающей среды. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных развивается и растет быстро. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменения условий окружающей среды и его жизнедеятельность, зависит от них.
Организм — живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие.
Растительный организм как единое целое
Урок 34. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Растительный организм как единое целое»
Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии, что обуславливает их дальнейший рост и развитие.
Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.
Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.
Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.
Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других.
Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.
Растение не только растёт, увеличивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и плоды, и в конечном итоге отмирает.
Выделяют четыре периода развития покрытосеменных растений.
· Зародышевый — от образования зародыша до его прорастания.
· Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.
· Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.
· Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.
Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.
У большинства растений обычно выделяют следующие фазы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.
Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.
Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.
Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.
Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).
Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.
Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).
Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).
Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис).
Урок познания мира «Растения- живой организм» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок познание мира
Задачи: знать виды растений, почему растения относятся к живым организмам;
уметь логически мыслить, анализировать, доказывать;
проявлять бережное отношение к природе.
Ι. Организационный момент.
Прекрасно всё на небе, прекрасно на земле, Прекрасно всё вокруг нас, прекрасно и во мне.
Ι Ι. Работа по теме.
Чтобы определить о чём мы с вами будем говорить на уроке, мы разгадаем кроссворд.
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.)
Читают в кроссворде слово РАСТЕНИЯ
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Тема: : «Растение- живой организм»
По таинственным законам
Мир растений весь живёт.
В этом мире безусловно,
Много нас открытий ждёт.
.Как растения живут?
Какую пользу нам несут?
Какое корня назначение,
Для жизни каждого растения?
Всё это мы спешим узнать.
В стране Познания очутиться.
Урок ответ нам отыскать
Поможет, так скорей учиться!
Ребёнок берёт интервью.
-Что такое растение?
-Как вы думаете, человек может жить без растения?
Составление синквейна со словом «растение» (ответы детей)
На земле насчитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках.
1группа –строение растения (корень, стебель, листья, цветы, семена)
2 группа- признаки растений (растёт, размножается, дышит, умирает)
3 группа- что нужно растению для жизни. (вода, воздух, почва тепло)
Какие мы знаем группы растений? (травы, кустарники, деревья)
В группе обсудить, чем отличаются и привести примеры: 1 группа-травы
2 группа- кустарники
На столе у вас картинки. Распределите картинки на группы.
На слайде составление схемы
Растения называются Хвойные потому, что большинство хвойных имеют«хвою» – игловидные листья (например, сосна пихта, ель).
— Что значит «растение- живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
Так что же необходимо растению для жизни?
— Одинаковые ли условия нужны для разных растений? (вопрос высокого морядка)
( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – влаголюбивые
Работа с гербарием.
Классифицировать гербарии по группам.
-Какие растения избавляют нас от болезней?
Чтение стихотворения с демонстрацией лекарственных растений
Рассмотри и запомни эти цветы,
В них столько тепла и земной красоты!
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет.
Листок подорожника ты не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство,
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
Н.Д.Коваленко.
Узнал, открыл для себя…
Могу похвалить себя и своих одноклассников за…
На цветочках написать своё имя и приклеить на какой части горы себя видите.
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Как живут растения стр. 70 – 71
Из этой темы учебника «Окружающий мир» первоклассник узнает о том, как живут растения, чем они питаются и дышат.
1) Вспомните, из каких частей состоит растение. Расскажите (по своим наблюдениям), как они появляются на свет, как они растут и развиваются.
Они состоят из корня, стебля или ствола, листьев, цветов, плодов с семенами.
Оно появляется из семени.
Семя должно попасть в землю и прорасти.
На поверхности земли появляется маленький росток. Он постепенно растёт, и на нём появляются листья.
Потом на подросшем ростке появляются цветы. А когда они отцветут, на их месте появляются плоды.
Когда плод созреет, из него появляются семена. Из семян может вырасти новое дерево или кустарник.
2) Проследите по рисунку жизнь растения. Расскажите о ней.
Рассказ о жизни растения для 1 класса
Однажды осенью на землю упал жёлудь. Его засыпало травой и листвой, и он так пережил зиму.
Весной из жёлудя появился корешок, который стал быстро углубляться в землю. Этот корешок ветвился и развивался, а на поверхность земли вылез маленький, робкий росток с двумя листиками.
Но шло время, росток рос, его согревало солнце и поливали дожди. У него появлялись новые листья и веточки. Он дожил до осени, его листья пожелтели и опали. Но росток не погиб. Он перезимовал под снегом, а весной снова выпустил молодую зелёную листву.
Так длилось много лет, и однажды, на месте слабого ростка выросло огромное и могучее дерево — лесной великан дуб. На нём появились жёлуди, которые осенью осыпались и попали в землю.
Скоро из них появятся новые ростки, и вырастут могучие дубы.
3) Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.
Им для жизни нужна почва, солнечный свет и полив.
4) Зачем поливают растения?
Любому цветку для жизни и роста нужна вода. Если его не поливать, оно засохнет и погибнет.
5) Почему растения в комнате ставят близко к окну?
Им также нужен и свет солнца. Если ему станет не хватать солнечного освещения, то оно будет расти слабым и чахлым.
6) Что делает девочка и для чего?
Девочка протирает листья тряпкой от пыли. Листьями цветы дышат. Если они покроются пылью, ему будет трудно дышать, оно заболеет и окажется слабым.
7) Что произошло с этим растением? Почему?
Оно замёрзло и погибло. Люди забыли закрыть окно, и мороз проник в комнату. Цветок не может жить на морозе, поэтому его листья повяли.
8) Практическая работа. Освойте приёмы ухода за комнатными растениями (полив, протирание листьев, рыхление почвы)
Каждый комнатный цветок нуждается в регулярном поливе. Обычно их поливают раз в день вечером. При этом нужно следить, чтобы земля не была слишком сухой, или чересчур влажной.
Полив мы осуществляли с помощью лейки.
Каждый цветок нуждается в протирании листьев от пыли. Протирать их нужно осторожно, чтобы не повредить листья, влажной тряпкой.
Рыхление почвы также необходимо, чтобы в землю поступало достаточно кислорода и корни могли дышать. Рыхление мы осуществляли с помощью специальной лопаточки. Рыхлить землю нужно осторожно, чтобы не повредить стебель и корни.
Домашнее задание
1) Докажите, что растение — живое.
Оно рождается из семени, растёт, развивается, питается и пьёт, дышит воздухом. Оно приносит плоды и таким образом размножается. Со временем оно умирает. Всё это признаки живого.
Делаем вывод о том, что растение тоже живое.
2) Что необходимо растениям для жизни?
Для жизни и роста им необходимы земля, вода, воздух, солнечный свет и тепло.
3) Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Их нужно регулярно поливать, протирать им листья тряпочкой, рыхлить землю, ставить на солнечный свет, следить за температурным режимом.