Как доказать что звук гласный а не согласный
Чем и по каким признакам отличаются гласные буквы и звуки от согласных
Все буквы делятся на 2 важные категории – гласные и согласные. В русском языке насчитывается 10 гласных и 21 согласная буква. Твердый и мягкий знаки звуков не имеют, а потому их причисляют к отдельной группе букв. Далеко не всем известно, чем конкретно отличаются гласные от согласных. Тем не менее, разница есть, и она является достаточно существенной. Отличия затрагивают особенности произношения, долготу звучания и выполняемые функции.
Что такое гласные?
Под этим термином понимают категорию речи, которая формируется путем прохождения воздушного потока через голосовые связки. Они создаются исключительно голосом. При этом сторонних шумов не наблюдается. К тому же артикуляционный аппарат не участвует в процессе.
В русском так же, как и во множестве других славянских языков, существует 6 гласных звуков. К ним относят [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. При этом количество гласных букв – 10. Такая разница связана с тем, что в формировании букв «я», «ё», «ю», «е» участвует 2 звука.
Гласные очень важны для образования слов. Прежде всего, из них формируются слоги. К тому же они придают слогам свои оттенки, которые в результате они становятся ударными или безударными. Ударный слог произносится намного дольше и выразительнее по сравнению с остальными.
Понятие согласных
Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.
Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:
В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:
Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:
По месту образования бывают такие виды:
По способ образования существуют следующие виды:
В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:
Звонкие, глухие и шипящие
К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».
Помимо указанных звонких и глухих видов, есть также и шипящие.
К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.
Твердые и мягкие
Согласные также делят на мягкие и твердые. Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу.
На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.
Чем отличаются гласные от согласных?
Чтобы отличить гласные звуки от согласных, прежде всего, стоит обратить внимание на их звучание. Так, гласные звуки формируются в гортани, а согласные – проходят через губы, небо, зубы или язык.
Чтобы овладеть согласными, важно, чтобы у человека не было недостатков речевого аппарата. Чтобы выговаривать гласные, особые умения не нужны. Их характерным признаком считается, что формирование звуков происходит как бы само собой. Они под силу даже младенцам.
Количество гласных звуков в слове совпадает с числом слогов. Это важно знать для правильного проведения фонетического разбора. При этом для согласных такие свойства не характерны.
Использование гласных звуков придает словам определенное выражение и интонацию. Ударение ставится исключительно на них, что делает ударный слог особенным.
Еще одним отличием считается длительность звучания. Гласные звучат дольше. К тому же они являются более громкими. Согласные считаются короткими, шумными и при этом более тихими. К тому же гласные можно петь. Потому их часто используют вокалисты для выполнения различных упражнений.
Особенные буквы русского языка
В русском языке присутствуют и особые символы. Они не имеют никаких слышимых обозначений. Это мягкий и твердый знаки. Они требуются для выполнения следующих функций:
Вывод
К основным отличиям между гласными и согласными стоит отнести следующее:
Согласные звуки могут формировать пары и в комбинации с гласными продлевать звучание. В любом случае, оба вида представляют собой важный элемент речи. Лишь их сочетание позволяет создавать слова и предложения, из которых состоит связанная человеческая речь.
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Как отличить согласный звук от гласного звука.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка в 1 классе УМК ШКОЛА РОССИИ «Как отличить согласный звук от гласного звука»
Как отличить гласный звук от согласного звука? При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Гласный звук состоит только из голоса.
утка петух собака корова коза
Как отличить согласный звук от гласного звука? При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1310649
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита
В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.
Знакомство с терминами
Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.
Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».
Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.
Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.
Буквы и звуки
Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.
Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.
Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:
Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.
Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.
Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.
Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
Арсентьева Татьяна Алексеевна
Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
Тема урока: «Как определить гласные звуки?»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка (повторение предыдущей темы)
— Запишите вместо пропуска имена детей, друзей, одноклассников.
Вяжет. слоненку носочки,
. ему вышивает платочки,
. плетет для слоненка корзинку,
. рисует слоненку картинку.
— Ребята, как вы записали имена? (С большой буквы.)
— Давайте теперь найдем и подчеркнем основу в каждом предложении. Скажите, имена каким членом предложения являются? (Подлежащим.)
— Назовите слова, написание которых вы запомнили? (Платочки, корзинку, картинку.)
— А теперь назовите слова, которые мы можем проверить безударными гласными? (Дети называют слова.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
— Скажите, о чем эти строки? (О гласных звуках)
— Повторите признаки гласных звуков, которые назвал автор? (Гласные могут тянуться, кричать, петь.)
— Какой признак гласных звуков вы можете добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
IV. Работа по теме урока
— Открываем наш учебник на с. 89. Давайте прочтем тему сегодняшнего урока «Как определить гласные звуки?».
— Самостоятельно прочтите правило. Добавьте, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит из голоса и образует слог.)
— Кто может назвать все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
— Давайте проверим любой из этих звуков: точно ли он имеет перечисленные признаки? (Дети называют звук, доказывая, что он гласный.)
— Скажите, сколько гласных звуков в русском языке вы знаете? (6)
— Давайте запишем в рабочей тетради эти гласные звуки.
— А теперь ответьте, сколько в русском языке гласных букв? (10)
— Запишем и их тоже в тетрадь. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
— Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
— А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
Дети встали, закрыли глаза.
К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Стал сильнее дуть на нас!
(Медленный слабый выдох, затем с силой)
Игра “Гласные звуки”
Дети повторяют движения и текст вслед за учителем.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть,прочесть:
А – на астре расцветает,
И – на иволге летает,
О – на ослике сидит,
У – на улицу глядит,
Э – на эхо отозвался,
Ы – во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавки попросил!
VI. Закрепление изученного материала
— В нашем упражнении есть рисунок,давайте рассмотрим его и скажем: о каких буквах мы будем говорить? (Е, Ю, Ё, Я.)
— Ребята, назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
— А теперь запишем эти слова.
— Кто мне ответит, что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.)
— Значит, гласные буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
— Давайте прочитаем пословицы.
— Объясните, когда так говорят? (Дети отвечают.)
— Что обозначают выделенные буквы в словах? (Теплое – мягкость согласного звука и звук О; ехал – слог ЙЭ; прямо – мягкость согласного звука и звук А; яму – слог ЙА; люди – мягкость согласного звука и звук У; пахать – звук А; он – звук О, руками – звук А; махать – звук А.)
— Выберете любую пословицы и спишите ее, поставьте ударение.
— А теперь мы самостоятельно прочтем информацию на «Страничке для любознательных».
— Скажите, что нового и интересного мы узнали о букве Э? (Дети отвечают.)
(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом)
— Ребята, перед вами текст, спишите его, подчеркните гласные буквы.
В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите признаки гласных звуков, которые мы вспоминали сегодня?
— Так сколько в русском языке гласных звуков?
— А гласных букв сколько в русском языке?
— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание: Выполнить упр. 139 (с. 91)
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.