Как доказать начальнику что тебя оговорили
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Оболган и отвержен, или Что делать, когда вас оклеветали перед начальником
У вас были нормальные, спокойные отношения с начальником. Вдруг все встало с ног на голову. Он смотрит на вас волком и, кажется, планирует уволить. Кто-то распустил слухи, что вы метите на его место и не считаете руководителя адекватным. Эксперты дают шесть советов, как вернуть расположение босса.
Каким бы замечательным ни был коллектив, рано или поздно возможны ситуации, когда кто-то начнет неадекватно оценивать ваши действия, ваши результаты, да и вас самого. Ладно бы просто оценивать, но своими несправедливыми, а часто и надуманными оценками ваши коллеги спешат поделиться с другими, и прежде всего с вашим руководителем. Как следствие, ваш образ искажается иногда до неузнаваемости. Кроме того, возможна ситуация, когда кто-то из ваших коллег-недоброжелателей намеренно решит оболгать и оклеветать вас.
1. Выясните, что именно про вас наговорили
Прежде чем идти и отстаивать правду, проясните ситуацию. Постарайтесь собрать максимальное количество информации о том, что о вас говорили. При этом, кто это говорил, будет уже не столь важно, так как ваша цель не наказать виновных, а прояснить ситуацию. Только имея на руках картину возможных претензий к вам, вы сможете сформировать контраргументы. Вбегать к начальнику со словами: «Шеф, не знаю, что вам там наговорили, но это не я!» смысла нет. Начальник не поймет такого хода, а вот сомнения в вашей адекватности у него точно зародятся.
2. Подготовьте аргументы
Понятно, что вы не в восторге от того, что вас оболгали, но не нужно давать волю эмоциям. Ваша аргументация должна быть четкой, немногословной и малоэмоциональной. Помните, что, демонстрируя раздражение, гнев, обиду, вы льете воду на мельницу своих недоброжелателей. Поэтому, подготовив аргументы, перед тем как общаться с руководством, войдите в состояние спокойной рассудительности. Кому-то для этого будет достаточно нескольких глубоких вдохов, кому-то — 10-минутной прогулки быстрым шагом или чашки чая.
Даже если начальник перейдет на крик и угрозы, не поддавайтесь. Ваша основная задача — аргументированно доказать, что вы ни при чем.
3. Поговорите с шефом начистоту
Игра с открытым забралом — лучший контраргумент интригам и домыслам. Не стоит рассчитывать на то, что удачно распространенные «правильные слухи» о вас смогут стереть весь негатив, прошедший по компании раньше. Открыто обсудите ставшую известной информацию в беседе с руководством. Самое сложное — это начать разговор, как вариант можно предложить подойти к руководителю, чтобы обсудить беспокоящую вас информацию. Например, вы услышали, что кто-то считает вас «нехорошим человеком», говорит, что вы ни в грош не ставите шефа, понятно, что это слухи и домыслы, но вы хотели бы обсудить это с руководителем, чтобы исключить любое недопонимание.
Предложите ему подробно проговорить ситуацию, так как вы тесно работаете вместе и любые недоговоренности могут сказаться на эффективности работы. Помните, что ваша цель — прежде всего именно возможность дальнейшего результативного сотрудничества, а не только спасение вашего положительного имиджа.
4. Обсудите реальные перспективы
Выложив свои аргументы, спросите у руководителя, есть ли у него какие-либо пожелания или критические замечания относительно вашей работы. Данное обсуждение — это не монолог в оправдание, а обсуждение сложных и важных рабочих моментов, в том числе ваших достоинств и недостатков. Да, это обсуждение не подпадает под сроки формальной аттестации и спровоцировано внешними обстоятельствами, но оно может и должно стать этапом на пути повышения результативности вас и вашей команды.
5. Не мстите
Завершив расстановку точек над i, не поддавайтесь соблазну отомстить. Да, ситуация продемонстрировала не лучшие качества ваших коллег, но у вас должны быть свои правила и принципы, не позволяющие опускаться до тех же методов. Не отвлекайтесь на раскручивание интриг. Будьте результативны — в глазах руководства это лучшая ваша защита от любых наветов и заговоров.
6. Сохраните отношения
После того как руководитель принял ваши доводы и стал вашим если не товарищем, то хорошим начальником, важно поддерживать эти отношения. Чтобы у недоброжелателей не было ни малейшего шанса вам навредить, вы должны продолжать быть с начальником на короткой ноге. Речь не идет о том, чтобы льстить боссу, но держать его в курсе дела не только по вашей работе, но и по настроениям всего отдела стоит. Просто иногда приходите к начальству и делитесь своими мыслями об улучшении процесса работы. Если вас посетила отличная мысль, сообщите ее начальнику. Пусть он даже представит ее «наверх» как свою. В любом случае он поймет, что вы не пытаетесь его подсидеть, а просто работаете и стремитесь к карьерным успехам, не нарушая при этом корпоративной этики и не пытаясь перепрыгнуть через его голову. Хотя, скорее всего, начальник сохранит ваше авторство, что даст вам преимущество, когда он пойдет на повышение.
Клевета на работе: как с ней бороться и что делать?
Длительное и добросовестное исполнение трудовых обязанностей, а также соблюдение норм морали и права формируют деловую репутацию человека, определяют его восприятие в глазах окружающих. Необдуманное или сознательное распространение порочащих сведений может мгновенно разрушить репутацию, заработанную за годы. Что делать и куда обратиться, если клевета на работе порочит честь и достоинство? Ответы на указанные вопросы рассмотрим в этой статье.
Что это такое
Нередко слова и фразы причиняют больше негативных последствий, чем физический вред. Ложные сведения, доведенные до коллег по компании и обставленные вымышленными подробностями, могут привести к утрате доверия со стороны руководства и других сотрудников, создать невыносимое психологическое давление. В такой ситуации есть возможность привлечь виновных лиц к ответственности по УК РФ.
Статья 128.1 УК РФ предусматривает санкции за клевету, и содержит основные признаки такого преступления:
Нужно учитывать, что рассматриваемое преступление носит оценочный характер. Поэтому характер борьбы с клеветой будет зависеть от того, как сам потерпевший воспринимает слова и фразы, а также реакцию на них со стороны коллег.
Ложность сведений заключается в отсутствии определенного события, факта или поступка, причем эти обстоятельства можно проверить.
В чем может выражаться клевета на работе
Ложные сведения могут выражаться при личном разговоре с потерпевшим, либо носить вопросительный характер. Такие случаи не относятся к клевете, так как сообщение информации самой жертве не относится к распространению. Все неблагоприятные последствия наступают, если коллеги предпринимают попытку довести порочащие сведения до других лиц – сотрудников, руководства, представителей компаний по бизнесу.
Клевета может выражаться в следующих формах:
Например, при публикации ложной заметки на интернет-странице, основания для санкций по УК РФ возникли, даже если никто из коллег не успел прочитать ее содержание.
Причины и мотивы преступника не будут иметь значения для наказания по УК РФ, так как важно установить умышленный характер действий. Тем не менее, выделим наиболее распространенные мотивы, которые может преследовать виновное лицо:
Например, ложные сведения о наличии у коллеги собаки опасной породы никак не порочит честь и достоинство, а также не подрывает репутационную оценку. Однако ложная информация, обвиняющая в совершении противозаконного поступка, очевидно, подпадает под понятие клеветы.
Как бороться с такими фактами, и можно ли подать в суд на нарушителя? Это зависит от обстановки в коллективе, адекватности руководства, а также характера распространенной информации. Если клевета носит разовый характер, а содержание сведений незначительно влияет на репутационную оценку сотрудника, оптимальным вариантом может оказаться бездействие. Однако в большинстве случаев, виновное лицо не останавливается и продолжает противоправные действия.
Для борьбы с такими фактами можно использовать следующие варианты:
Пострадавший может использовать сразу все варианты действий, особенно если от своевременной реакции зависит дальнейшая успешная карьера на предприятии.
При обращении к руководителю нужно указать конкретные факты клеветы, предположительного виновника, доказать ложный характер сведений. Начальник может принять любые меры реагирования, в том числе назначить служебную проверку, собрать комиссию по деловой этике и конфликту интересов. При доказанном факте клеветы могут применяться меры дисциплинарного воздействия, что не лишает потерпевшего права подать заявление в правоохранительные органы.
Как привлечь к ответственности
Чтобы обратиться в правоохранительные органы или в суд, нужно располагать доказательствами клеветнических действий. В состав таких доказательств могут входить:
Для рассмотрения дела в судебных инстанциях будет важно подтвердить характер последствий, которые наступили после клеветы. Например, если работнику было отказано в переводе на вышеоплачиваемую должность, размер компенсации за моральный вред будет существенно выше.
Как наказать виновника в уголовном порядке? Заявление нужно подать в правоохранительные органы, однако по фактам клеветы будет проведена только доследственная проверка.
По ст. 128.1 УК РФ виновнику грозит штраф или обязательные работы. Размер штрафа может составлять до 500 тыс. руб. – точную сумму определит суд, с учетом всех обстоятельств нарушения. Если ложные сведения были высказаны в публичной форме (в СМИ, на телевизионных программах), размер штрафа может достигать 1 млн. руб. Повлияет на размер штрафа и статус нарушителя. Если преступление совершило лицо, с использованием служебного положения, сумма штрафа составит до 2 млн. руб. Тюремное заключение за клевету не грозит, а обязательные работы могут назначаться только в качестве альтернативы штрафу.
Что можно взыскать в суде
За любое нарушение личных неимущественных прав закон позволяет взыскать компенсацию морального вреда. В отношении клеветника такой иск можно предъявить в рамках уголовного процесса, либо инициировать отдельное гражданское дело. В состав дополнительных доказательств могут входить материалы доследственной проверки, приговор суда.
Взыскание компенсации морального вреда проходит по следующим правилам:
Одновременно будет рассматриваться требование об опровержении ложных данных. Способ опровержения будет назначен судом, с учетом варианта распространения клеветы – если ложное сообщение было опубликовано в печатном издании, опровержение нужно подавать в это же СМИ.
Помимо морального вреда, в судебном порядке можно предъявить следующие требования:
Указанные требования предъявляются к работодателю, который издавал распорядительные акты на основании недостоверных и порочащих сведений.
До чего может довести клевета на работе
Нездоровая атмосфера в трудовом коллективе вредит рабочему процессу. Однако наиболее пагубное воздействие на результат труда оказывает клевета на работе, жертвой которой становится один из сотрудников.
Разберемся, насколько опасно подобное явление и как противостоять несправедливым нападкам коллег.
Определяемся с классификацией
Случаи, когда уместно говорить о клевете, характеризуются ложными слухами, которые оскорбляют честь и достоинство отдельных людей.
Подобные интриги приводят к потере репутации граждан, которые стали жертвой сплетен.
Кроме того, в результате подобных действий ухудшаются отношения всего коллектива, а производительность труда падает.
В таких случаях темой сплетен становятся различные вымышленные истории. Целью же клеветника считается дискредитация конкретного сотрудника.
Часто подобным нападкам подвергаются работники образовательной сферы. Однако нездоровая атмосфера возникает и в офисах, банках, торговых центрах.
Тут определяющим критерием становится желание нарушителя опорочить имидж жертвы.
Внимание! Типичным примером описываемого явления становятся обвинения детей в адрес учителя. Причем изобретательность учеников в подобных обстоятельствах приводит к негативным для обвиняемого сотрудника последствиям.
Главным правилом для противостояния несправедливым слухам считается огласка происходящих событий. Если жертва выявляет источник поступления неправдивой информации, доказательство собственной невиновности становится несложной задачей. Однако в этом случае уместно действовать с осторожностью, чтобы не создать повода для уже обоснованных обвинений.
Методика защиты
Разберемся подробнее с вопросом, как бороться с клеветой на работе. Психологи говорят, что здесь молчать неуместно. Зеркальный ответ, когда жертва слухов действует теми же методами, тоже не считается целесообразным способом. В таких обстоятельствах человеку, которого оклеветали, доступно два следующих пути решения проблемы:
Психологи рекомендуют начинать с первого способа. Открытое решение вероятного конфликта и вопрос: «Зачем клевещешь?» сглаживают недоразумения и помогают достичь консенсуса с оппонентом. Если же этот вариант не помогает, целесообразной мерой становится запуск официального хода дела.
Мирное решение проблемы
В таких случаях пострадавшему сотруднику следует известить начальника о происходящем. Уместной формой здесь читается докладная записка, где излагаются обстоятельства дела. Кроме того, в этом письме целесообразно попросить провести общее собрание, чтобы стороны получили шанс аргументировать собственную позицию.
Здесь жертве уместно выступить и опровергнуть обвинения. Причем приведение доказательств невиновности в таких случаях – необязательный шаг. Главное – донести до коллектива опасность возникшей ситуации. Если работодатель заинтересован в отлаженности рабочего процесса, описанного способа хватает для урегулирования конфликта.
Важно! Не стесняйтесь озвучить инициалы людей, которые распространяли ложную информацию.
Открытость в таких вопросах становится гарантией успешного завершения конфликта. Причем в случае с извещением руководства психологи рекомендуют обращаться к менеджеру по персоналу, непосредственному начальнику и директору предприятия. Административные работники знают, как уладить подобные неприятности на корню и восстановить нормальные отношения между коллегами.
Юридический способ
Если описанная выше методика не принесла ожидаемого результата, требуется правовое решение проблемы. В подобных случаях пострадавшему лицу уместно помнить, что за распространение оскорбительных сплетен законодательство предусматривает уголовное преследование.
Здесь работают ст. 128.1 УК России. Кроме того, гражданские права россиян защищены положениями Конституции, 152 статьей ГК и ст. 33 АПК.
Что касается механизма отстаивания правоты, тут требуется подача судебного иска о защите собственного достоинства. Среди требований истец вправе указать компенсацию морального вреда, нанесенного злонамеренными действиями нарушителей.
Юристы рекомендуют привлекать к таким делам практикующих адвокатов, которые грамотно составят заявление и сформулируют список требований.
Внимание! Судебные слушания нуждаются в подготовленной доказательной базе.
Соответственно, в подобных обстоятельствах пострадавшему работнику требуется поддержка свидетелей, которые способны опровергнуть ложные обвинения или собранная по делу документация. В иске указывается информация об истце и ответчике. Иными словами, тут сначала определяется источник сплетен, а затем предпринимаются конкретные шаги.
Доказательства невиновности
Теперь обсудим, какие доводы убедят суд в правоте истца.
Такие дела предполагают индивидуальное решение проблемы, которое определяется характером слухов.
Если сплетни направлены на дискредитацию здоровья потерпевшего сотрудника, тут уместным доказательством становится медицинское заключение об истинном положении вещей.
Когда речь идет о несоответствии человека занимаемой должности, в собственную пользу истец приводит внутренние бумаги компании, где указаны конкретные обязанности и документацию с показателями результатов работы.
Причем весомым доводом здесь считаются свидетельские показания коллег.
Однако в случаях, когда распространитель слухов не осознавал, что разносит ложные сведения, суд исключает уголовную ответственность такого лица. Что делать, если обвиняют в мошенничестве, читайте в этом материале.
Сплетни распространяет руководитель
Разберемся, что делать с клеветой на работе, если слухи идут от непосредственного руководителя. Подобные обстоятельства свидетельствуют о желании «избавиться» от неугодного работника. Конечной целью таких сплетен становится снижение премии, перевод на низкооплачиваемую должность или увольнение жертвы. Соответственно, здесь начальнику сложно доказать несознательное распространение неправдивой информации.
Когда результатами подобных слухов стали фактические убытки жертвы, юристы говорят о необходимости судебного разбирательства. В таких обстоятельствах привлечение юридического лица к ответу невозможно, однако у пострадавшего лица остается шанс восстановить утраченные позиции. При доказанности вины начальства судья выносит решение о компенсации материальных потерь сотрудника.
Важно! Во время процесса требуется представить суду свидетельства, что распространяемая руководителем информация – ложные обвинения.