Как голосовать что ставить в бюллетене
Бюллетень голосования
При проведении общего собрания собственников помещений в МКД в заочной и очно-заочной форме решения собственников оформляются только в письменном виде ( ч. 5 ст. 48 ЖК РФ ). Чтобы избежать спорных моментов, при проведении собрания в очной форме стоит придерживаться этого же правила.
Оформление бюллетеня голосования
Нарушения в оформлении бюллетеня голосования
В случае первого нарушения и последующего разбирательства в суде, вполне возможно предоставить необходимые документы и доказать, что собственник имел право голосовать.
Во втором случае, если отмечено больше одного пункта голосования или ничего не отмечено, решение по вопросу будет недействительным, но это не повлечёт за собой признания недействительным всего решения. По остальным вопросам, где решение принято чётко, голоса собственника будут засчитаны. Если же собственник во всех вопросах проголосовал неправильно, то его решения по вопросам не будут приняты, но сам он будет считаться принявшим участие в голосовании, его голоса войдут в кворум. В протоколе голоса такого собственника будут отражены в колонке «не принял решение» ( ч. 15 разд. VI Приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр и ч. 6 ст. 48 ЖК РФ ).
Рекомендации по оформлению бюллетеня голосования
Рекомендации по оформлению бюллетеня даны в Письме Минстроя РФ от 05.10.2017 № 35851-ЕС/04
Решение собственника должно быть оформлено так, чтобы можно было идентифицировать, кто голосовал и какое решение принял. Только в этом случае можно считать решение действительным.
Бывает, что неверно указан номер квартиры или площадь, или фамилия собственника написана с ошибкой. Если это просто описка или собственник неразборчиво пишет, но при этом понятно, кто конкретно и как проголосовал, такое решение признаётся действительным.
В решении даже могут быть исправления, но их правомерность должна быть подтверждены личной подписью собственника и надписью «исправленному верить».
Если есть сомнения, что именно этот собственник (или его представитель) заполнил решение, его всё-равно можно признать действительным и учесть при подсчёте голосов, если будут предоставлены документы, которые подтвердят личность голосующего.
Если из решения однозначно понятно, какое решение по вопросу принял собственник, оно должно быть принято к учёту именно в таком виде. Даже если собственник в дальнейшем будет высказывать иное мнение. И такое решение не будет ошибочным, за исключением того случая, если решение было явно сфальсифицировано.
Рекомендуется ставить в решениях подпись и число, потому что это единственное возможное подтверждение того, что человек на собрании проголосовал именно так.
Выборы 2021 года: как выглядит бюллетень, и как его правильно заполнять
17 сентября стартовали выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации VIII созыва. Парламентские выборы будут длиться три дня. Также будут избираться региональные и местные органы власти субъектов страны. Как выглядит бюллетень, и как правильно его заполнять, рассказали в Центральной избирательной комиссии.
Как выглядит бюллетень, образец
Избирательный бюллетень является официальным документом. В нем указываются фамилии кандидатов и наименование партий, которые принимают участие в выборах. Избиратели получают его в день голосования.
Избиратели получают два экземпляра. Один для голосования по единому федеральному округу, а второй — по одномандатному. Россияне, которые не имеют российской регистрации, имеют право получить только один бланк — по федеральному округу. Форма избирательного документа была определена и утверждена Центральной избирательной комиссией России 11 августа 2021 года.
Бюллетени для голосования по партийным списка белые с фоновой защитной сеткой светло-синего цвета, которая нанесена на лицевой стороне, а на документ для голосования по одномандатному округу — сетка зеленого цвета.
Ширина бюллетеня составляет 21 сантиметр. Специальная защитная голограмма находится в верхнем углу бланка. Также здесь находятся подписи двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, и печать. Бюллетени печатаются на русском, а также на языках народов, которые проживают на территории России.
В избирательном документе по федеральному округу напечатаны названия партий и их эмблемы. Их порядковый номер был определен жеребьевкой. А вот в документе по одномандатному округу имена кандидатов размещены в алфавитном порядке. Также здесь будет представлена краткая информация о каждом участнике. Графы “Против всех” на выборах депутатов в Государственную думу не будет.
Как правильно заполнять бюллетени
Голосование будет длиться с 17 по 19 сентября (включительно). Получив на руки избирательный документ, необходимо поставить любую отметку в квадратике напротив выбранного кандидата. Заполнение происходит в специальных кабинах, которые ограждены ширмой. После этого бюллетень помещают в прозрачный ящик. Представители Центральной избирательной комиссии рекомендуют складывать документ в два раза лицевой стороной внутрь
Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень (пожилые люди, со слабым зрением и др.), то помощь оказывает представитель комиссии. При этом сам факт должен быть зафиксирован. Также указывается имя того, кто помогал голосовать.
Как голосовать что ставить в бюллетене
Статья 63. Бюллетень
1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ)
3. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
(пп. «в» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «е» в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «ж» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 12.07.2006 N 107-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 63 (в ред. ФЗ от 05.04.2021 N 89-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов назначенных после 05.04.2021.
5.3. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами «г», «д» пункта 5, пунктом 5.1 настоящей статьи (все либо отдельные из этих сведений), в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что фамилии, имена, отчества кандидатов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
7. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 63 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
7.1. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае, если такой кандидат (такие кандидаты) включен (включены) в состав списка кандидатов и сведения о нем (о них) не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут (выдвинуты) такой кандидат (такие кандидаты).
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
8. Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6, пункта 7 статьи 64, пункта 15 статьи 65, подпункта «д» пункта 2 статьи 67, пунктов 12, 14, 17 и 18 статьи 68, подпункта «ж» пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 70, пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и учету таких голосов, не применяются.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 146-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 63 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
13. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, либо избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
(п. 14 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
(п. 15 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
17. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.1 настоящей статьи, соответствующие изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 63 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
20. В день голосования (последний день голосования на соответствующих выборах, референдуме) после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 21 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Как голосовать что ставить в бюллетене
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 15 января 2018 г. N 127/1063-7 «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 15 статьи 19 и статьей 67 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации (приложение N 1).
3. Утвердить форму электронного избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации с использованием комплекса для электронного голосования (приложение N 3).
4. Признать утратившими силу постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 года N 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации» и от 25 января 2012 года N 90/729-6 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 года N 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации».
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | М.В. Гришина |
Приложение N 1
(форма)
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 15 января 2018 г. N 127/1063-7
Фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате).
При включении в избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и (или) имевшейся судимости с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имеется судимость:». Если в избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имелась судимость:».
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка избирательные бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
Текст избирательного бюллетеня печатается в одну краску черного цвета. В случае изготовления избирательных бюллетеней на двух и более языках текст на русском языке печатается краской черного цвета, а текст на ином языке по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с ЦИК России, может быть напечатан краской другого цвета.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
В избирательном бюллетене части, отведенные каждому зарегистрированному кандидату, разделяются прямой линией черного цвета. Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади.
Фамилия, имя и отчество кандидата, сведения о кандидате и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждого зарегистрированного кандидата. Квадраты для проставления знаков волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом.
Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
Текст избирательного бюллетеня размещается только на одной стороне избирательного бюллетеня.
По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 5 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается место для размещения специального знака (марки), подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати этой комиссии.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня наносится фоновая защитная сетка краской зеленого цвета.
Приложение N 2
(форма)
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 15 января 2018 г. N 127/1063-7
Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате).
При включении в избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и (или) имевшейся судимости с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имеется судимость:». Если в избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имелась судимость:».
Поверхность бумаги должна быть сухой, не должна иметь вкраплений краски, специальных покрытий (клеящий слой, слой для самокопирования и т.п.) и оставлять загрязнений на контактном сенсоре сканирующего устройства КОИБ.
Избирательные бюллетени для голосования с использованием КОИБ должны быть прямоугольной формы и удовлетворять следующим требованиям:
углы должны быть равны ;
кривизна края обреза бюллетеня в точке максимального прогиба не должна превышать 1 мм;
разность диагоналей бюллетеня не должна превышать 2 мм;
Избирательные бюллетени изготавливаются типографским способом по электронному макету, подготовленному в ЦИК России с использованием ГАС «Выборы».
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка избирательные бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
Текст избирательного бюллетеня печатается в одну краску черного цвета. В случае изготовления избирательных бюллетеней на двух и более языках текст на русском языке печатается краской черного цвета, а текст на ином языке по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с ЦИК России, может быть напечатан краской другого цвета.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
В избирательном бюллетене части, отведенные каждому зарегистрированному кандидату, разделяются прямой линией черного цвета толщиной 0,2 мм. Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади.
Фамилия, имя и отчество кандидата, сведения о кандидате и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждого зарегистрированного кандидата. Квадраты для проставления знака волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом.
Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
Текст избирательного бюллетеня размещается только на одной стороне избирательного бюллетеня.
По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм. Весь текст избирательного бюллетеня должен быть расположен внутри этой прямоугольной рамки, снаружи ее не должно быть никаких знаков, символов и иных изображений.
В верхней части избирательного бюллетеня (над словами «Избирательный бюллетень») и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается прямоугольное место размером 50-80 мм х 40 мм для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На оборотной стороне избирательного бюллетеня строго в правом верхнем углу не ближе 30 мм от краев листа предусматривается место для наклеивания специального знака (марки).
На оборотной стороне избирательного бюллетеня наносится фоновая защитная сетка краской зеленого цвета.
Нанесение каких-либо иных изображений на оборотной стороне избирательного бюллетеня не допускается.
При изготовлении тиража избирательных бюллетеней недопустимы перекосы при их обрезке (изменение формы и установленных размеров), бледный оттиск маркеров и базовых линий или их части, разрывы и вкрапления в базовых линиях и маркерах, следы типографской краски или иные темные вкрапления внутри квадратов для отметок избирателей.
Приложение N 3
(форма)
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 15 января 2018 г. N 127/1063-7
Электронный избирательный бюллетень
для голосования на выборах Президента Российской Федерации
18 марта 2018 года
Экранная форма N 1
Выборы Президента Российской Федерации |
---|
Экранная форма N 2
N п/п | Фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата | Квадраты для осуществления волеизъявления избирателя | N п/п | Фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата | Квадраты для осуществления волеизъявления избирателя |
---|
Экранная форма N 3
Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате).
При включении в электронный избирательный бюллетень сведений о судимости зарегистрированного кандидата указываются сведения об имеющейся и (или) имевшейся судимости с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. Если в электронный избирательный бюллетень включаются сведения о неснятой и непогашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имеется судимость:». Если в электронный избирательный бюллетень включаются сведения о снятой или погашенной судимости, то перед сведениями о судимости указываются слова «имелась судимость:».
Электронный избирательный бюллетень для голосования с использованием комплекса для электронного голосования подготавливается в соответствии с Порядком электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 7 сентября 2011 года N 31/276-6 (в редакции постановлений ЦИК России от 27 августа 2014 года N 248/1529-6, от 12 августа 2015 года N 296/1706-6).
Обзор документа
Изменены требования к формированию бюллетеней.