Как и чему учили царских детей

Как и чему учили царских детей

Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей также начиналось в более раннем возрасте.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Царевичи и царевны с первых лет были окружены всевозможной заботой и роскошью. У них были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные звери и птицы. В число забав царских детей с ранних лет входили детские книжки. При царском дворе была широко распространена традиция создания «потешных книг», т.е. рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в одном-единственном экземпляре.

Так, царевичу Петру Алексеевичу сделали первую потешную книгу, когда ему был всего один год. В 1674 г. для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 г., была написана книга «Начаток о сотворении света». Кроме того, с ранних лет царские дети должны были изучать родословную своей династии. Для них была заказана «Книга Степенная благоверного и благочестивого рода Романовых».

Обучение же чтению царских детей начиналось в возрасте около 5 лет. Так, пятилетнему царевичу Петру по решению старшего брата — царя Федора Алексеевича — выбирают учителя, которым стал подьячий Никита Зотов.

Первым средством обучения чтению являлась азбука. Патриарх Филарет Никитич в 1633 г. благословил своего четырехлетнего внука, царевича Алексея Михайловича «азбукою, большая печать». Кроме печатных букварей в придворном быту существовали еще и рукописные. Один из таких букварей в настоящее время находится в собрании Музеев Московского Кремля. Рукописный букварь состоит из 26 листов и начинается с обращения к царевичу Алексею Петровичу. Далее на каждом листе содержатся буквы алфавита того времени, сопровождающиеся рисунками и стихотворным текстом.

Так, например, буква П проиллюстрирована бытовыми предметами, знакомыми каждому человеку того времени: палата, перстень, пищаль, парус, пояс, перо, праща, пуговица:

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

страница буквы п в букваре

Наличие в рисунках на букву Р розги говорит о том, что этот предмет был известен в царском дворце. Кроме букварей, в исторических источниках упоминается еще и азбука в столбцах — пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. Надо сказать, что в те времена научиться свободно читать было гораздо сложнее, чем теперь — ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные документы, выполненные разными почерками.

Обучение обычно происходило в палатах царских детей. Во второй половине XVII века упоминается «учительный налой» — вероятно, подобие парты. Документы, рассказывающие об учении царевича Федора Алексеевича, говорят также, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром. Говорится и про особую «учительную палату» царевича, т.е. помещение, специально предназначенное для занятий. Начинали же учиться довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас — если в современной школе уроки начинаются в 8.00 или в 8.30, то в XVII веке занятия почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в 6 утра. Однако процесс обучения шел не очень быстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей важную роль.

После азбуки для обучения чтению использовали церковные книги — Часовник, Псалтирь и Деяния апостолов. Цель обучения чтению в те времена как раз и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Украшенные красочными изображениями Псалтири XVII века как нельзя лучше подходят для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

страница из рукописной Псалтири

Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века это было не так. Только после обучения чтению наступала очередь письма. Часто встречаются упоминания о людях, которые читать умели, но писать не могли. Красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа.

В обязательную программу образования того времени также входило церковное пение, которому могли учиться как со слуха, так и с помощью «крюков» — прообразов нот. Церковное пение очень любил царь Иван Грозный, а особенно преуспела в нем дочь царя Бориса Годунова, царевна Ксения, о музыкальных талантах которой упоминают современники. Многие русские государи сами писали тексты или музыку к церковным песнопениям. Историкам музыки известны сочинения царей Ивана Грозного и старшего брата Петра, царя Федора Алексеевича. В букваре царевича Алексея Петровича есть композиция под названием «Музыка — пение сладкое», где изображены молодые люди, играющие на разных музыкальных инструментах. Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на обучении чтению, письму и церковному пению.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

книга с крюковыми нотами

Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»?

Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые Хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен.

Отечественная история изучалась по огромной иллюстрированной летописи, созданной по заказу Ивана Грозного — Лицевому Летописному своду. Что касается географии, то впервые сведения о том, что царские дети изучали эту науку, появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын царевич Федор Борисович не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы.

Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха, но специального обучения иностранным языкам не было.

Но главным занятием государя считалось военное дело — ведь царь должен был возглавлять армию как главнокомандующий. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. В возрасте 6-7 лет царские оружейники выполняли для царевичей доспехи и шлемы, полностью копирующие настоящие. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного. Царских детей также учили стрельбе из лука и из ружей, верховой езде и другим воинским умениям.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

шлем царевича Ивана

К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свое благочестие в церкви во время праздничных служб и шествий, принять решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, достойно принять иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных. Для всех остальных дел существовали государственные служащие — бояре и приказные дьяки.

Автор: Марина Ракитина

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

The Jizn

Чему и как учили царских детей

Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события, например, совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак — совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Как учили царских детей? Обучение детей начиналось […]

Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события, например, совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак — совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Как учили царских детей? Обучение детей начиналось в раннем возрасте.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Царевичи и царевны с первых лет были окружены всевозможной заботой и роскошью. У них были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные звери и птицы. В число забав царских детей с ранних лет входили детские книжки.

При царском дворе была широко распространена традиция создания «потешных книг», т.е. рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в одном-единственном экземпляре. Так, царевичу Петру Алексеевичу сделали первую потешную книгу, когда ему был всего один год. В 1674 г. для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 г., была написана книга «Начаток о сотворении света».

Кроме того, с ранних лет царские дети должны были изучать родословную своей династии. Для них была заказана «Книга Степенная благоверного и благочестивого рода Романовых».

B XVIII веке на Руси были очень любимы переводные рыцарские романы. «Повесть о Бове Королевиче «в лицах», т. е. с иллюстрациями, числилась среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича. Со всеми этими книгами дети знакомились, когда сами еще не умели читать — их читал вслух кто-то из приближенных. Обучение же чтению царских детей начиналось в возрасте около 5 лет. Так, пятилетнему царевичу Петру по решению старшего брата — царя Федора Алексеевича — выбирают учителя, которым стал подьячий Никита Зотов.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

К. Лебедев. Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича.

Первым средством обучения чтению являлась азбука. Патриарх Филарет Никитич в 1633 г. благословил своего четырехлетнего внука, царевича Алексея Михайловича «азбукою, большая печать». Кроме печатных букварей в придворном быту существовали еще и рукописные. Один из таких букварей в настоящее время находится в собрании Музеев Московского Кремля. Рукописный букварь состоит из 26 листов и начинается с обращения к царевичу Алексею Петровичу. Далее на каждом листе содержатся буквы алфавита того времени, сопровождающиеся рисунками и стихотворным текстом. Так, буква П проиллюстрирована бытовыми предметами, знакомыми каждому человеку того времени: палата, перстень, пищаль, парус, пояс, перо, праща, пуговица.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Буква П из Букваря

Наличие в рисунках на букву Р розги говорит о том, что этот предмет был известен в царском дворце. Кроме букварей, в исторических источниках упоминается еще и азбука в столбцах — пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. Надо сказать, что в те времена научиться свободно читать было гораздо сложнее, чем теперь — ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные документы, выполненные разными почерками.

Обучение обычно происходило в палатах царских детей. Во второй половине XVII века упоминается «учительный налой» — вероятно, подобие парты. Документы, рассказывающие об учении царевича Федора Алексеевича, говорят также, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром. Говорится и про особую «учительную палату» царевича, т.е. помещение, специально предназначенное для занятий.

Начинали же учиться довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас — если в современной школе уроки начинаются в 8.00 или в 8.30, то в XVII веке занятия почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в 6 утра. Однако процесс обучения шел не очень быстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей важную роль. После азбуки для обучения чтению использовали церковные книги — Часовник, Псалтирь и Деяния апостолов.

Цель обучения чтению в те времена как раз и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Украшенные красочными изображениями Псалтири XVII века как нельзя лучше подходят для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Страница из рукописной Псалтири

Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века это было не так. Только после обучения чтению наступала очередь письма. Часто встречаются упоминания о людях, которые читать умели, но писать не могли. Красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

В обязательную программу образования того времени также входило церковное пение, которому могли учиться как со слуха, так и с помощью «крюков» — прообразов нот. Церковное пение очень любил царь Иван Грозный, а особенно преуспела в нем дочь царя Бориса Годунова, царевна Ксения, о музыкальных талантах которой упоминают современники.

Многие русские государи сами писали тексты или музыку к церковным песнопениям. Историкам музыки известны сочинения царей Ивана Грозного и старшего брата Петра, царя Федора Алексеевича. В букваре царевича Алексея Петровича есть композиция под названием «Музыка — пение сладкое», где изображены молодые люди, играющие на разных музыкальных инструментах. Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на обучении чтению, письму и церковному пению.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Книга с крюковыми нотами

Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»? Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые Хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен. Отечественная история изучалась по огромной иллюстрированной летописи, созданной по заказу Ивана Грозного — Лицевому Летописному своду. Что касается географии, то впервые сведения о том, что царские дети изучали эту науку, появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын царевич Федор Борисович не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Карта мира Абрахама Ортелия. 1582 г.

Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха, но специального обучения иностранным языкам не было.

Но главным занятием государя считалось военное дело — ведь царь должен был возглавлять армию как главнокомандующий. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. В возрасте 6-7 лет царские оружейники выполняли для царевичей доспехи и шлемы, полностью копирующие настоящие. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного. Царских детей также учили стрельбе из лука и из ружей, верховой езде и другим воинским умениям.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свое благочестие в церкви во время праздничных служб и шествий, принять решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, достойно принять иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных. Для всех остальных дел существовали государственные служащие — бояре и приказные дьяки.

Источник

Школьные годы царей Романовых: учиться, учиться и еще раз учиться

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости

Все родители хотят дать свои детям хорошее образование. Императоры Романовы не были исключением. Только отдать своих чад в самую лучшую школу, а потом в самый престижный университет (тем более, заграничные) они не могли — российским самодержцам полагалось учить своих наследников дома.
Но домашнее образование цесаревичей отличалось от обычного домашнего образования, которое, кстати, в те времена не было редкостью.

Наследники параллельно получали сразу два полноценных и не пересекающихся между собой высших образования — военное и гражданское. Времени учеба у них занимала гораздо больше, чем у других детей их возраста. При этом пошалить с одноклассниками на уроке или побеситься с ними на переменке было нельзя, потому что одноклассников у них не было. На протяжении всего детства и юности была только учеба у требовательных педагогов с утра до вечера, даже долгих летних каникул они были лишены.
Как результат наследники престола в России становились одними из самых образованных людей своего времени. Но никто из них не понял бы слов известной советской песни: «Школьные годы чудесные…»

Ученики и тяготы учебы

Наследниками в династии Романовых всегда были мальчики. Императрицы на российском престоле — и Екатерина I, и Анна Иоанновна, и Елизавета Петровна, и Екатерина II — это результат непредвиденных обстоятельств, никто их целенаправленно к высшей власти не готовил. В лучшем случае они получали домашнее образование для девочек из высшего сословия: азбука, арифметика, иностранные языки, танцы, рукоделие.

Плановые, если так можно выразиться, наследники — старшие сыновья царствующих особ, и «резервные» — их младшие братья, получали совсем другое образование, их с детства готовили к управлению империей.
Даже если в семье были мальчики-погодки, каждый занимался по индивидуальной программе. Даже подобия класса из двух-трех разновозрастных учеников при изучении базовых учебных дисциплин не допускалось. Вместе дети Романовых занимались только на уроках верховой езды, фехтования, танцев, гимнастики, а также на «факультативных», как сказали бы сейчас, уроках — например, ведения личных финансов.

В конце 1850-х, в разгар либеральных реформ Александра II последний отдал своих сыновей в кадетский корпус, а его старший сын Николай (рано умерший) был зачислен в Пажеский корпус, где сидел на одной скамье с другими студентами. Но после летней практики в кадетских лагерях и нескольких лекций в Пажеском корпусе императорская семья от такой «демократии» отказалась и вернула детей к домашнему образованию.

Только в начале XX века великие князья стали поступать в обычные университеты. Планировали ли последние Романовы отдать цесаревича Алексея в университет — остается гадать. Вряд ли. Он был неизлечимо болен гемофилией, и обычная студенческая жизнь едва ли ему подходила.

Учителя и их бонусы

Для своих чад Романовы, естественно, могли, нанять самых именитых педагогов и самых авторитетных специалистов современности в той или иной области знаний и искусств. Что касается педагогов-предметников, то этой возможностью императоры пользовались. Среди учителей наследников встречаются имена, оставившие след в российской и мировой истории.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

В разное время своим наукам и искусствам юных Романовых обучали физик Ленц,натуралист Паллас, поэт Жуковский, писатель Гончаров, художник Брюллов, историки Погодин и Соловьев, дипломат Горчаков, географ Литке, финансист Витте, а также другие сейчас подзабытые «властители дум» своего времени.

Но среди наставников юных Романовых доля звездных педагогов всегда была незначительна. В XVII веке их вообще не приглашали, тогда наследников учили ближние бояре, особо доверенные дьяки и священники. В XVIII и XIX веках костяк педагогического корпуса составляли выбранные самими императорами в учителя своим сыновьям офицеры, придворные и рекомендованные Романовым со стороны иностранцы, обычно преподаватели иностранных языков.
Выдающимися педагогическими или научными дарованиями никто из них не обладал. Многие вообще впервые в жизни становились учителями. Но к своим новым обязанностям они относились добросовестно и оказывались очень неплохими педагогами, хотя преподавать им было намного труднее, чем в обычной гимназии.
У них не было такого мощного педагогического рычага, как отчисление неуспевающих или плохо себя ведущих учеников, даже пожаловаться лишний раз родителям было проблематично. Невольно приходилось зарабатывать непререкаемый авторитет в глазах своих непростых учеников.

Оплата их педагогического труда была высокой, но не чрезмерной, в среднем равнялась жалованию армейского генерала и после увольнения сохранялась в виде пожизненной пенсии. Но главное преимущество заключалось в близости императорской семье, что автоматически конвертировалось в более солидные дивиденды.

Образовательные стандарты: без круглых отличников

До начала XVIII века, до внука Петра I, сына его казненного сына Алексея, включительно, писать и читать царевичи начинали рано, с 5-6 лет, но к систематическим занятиям приступали с 10-11-летнего возраста и учились, как правило, до 15-16 лет.

Начиная с сына Екатерины II Павла, то есть со второй половины XVIII века, обучение наследников начиналось с 6-7 лет.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Учебный план со временем варьировался, но в целом на протяжении всего XIX и начала XX века он состоял из трех ступеней: приготовительный курс (начальная школа), подробное обучение (средняя школа) и учение применительное (высшее образование).
В классы на занятия маленькие великие князья приходили в своей военной форме, если они уже были зачислены шефами в какой-нибудь полк, а до этого — в мундирах, стилизованных под военные.
Фактически Романовы параллельно получали сразу два высших образования: гражданское, которое по современным меркам лучше всего подходит под определение юридического, и военное. Они изучали военную историю, тактику, фортификацию, инженерное дело, саперное, артиллерийское, занимались строевыми занятиями, выездкой, учебной стрельбой и т.п. Все, как в гимназиях и университетах; все, как в кадетских корпусах и юнкерских училищах. Только не по отдельности, а вместе и одновременно.

Учебная нагрузка составляла, в зависимости от возраста, от 30 до 40 часов в неделю, не считая времени на выполнение домашних заданий. На самом деле больше, потому что пойти погулять во двор с друзьями юные Романовы не могли, и прогулки на свежем воздухе у них, как правило, совмещались с уроками верховой езды, гимнастики, военной подготовки.

Учились царские дети в среднем гораздо больше, чем их сверстники. Все их детство и вся юность были одной непрерывной чередой уроков.

Продолжительных летних каникул, как у гимназистов и студентов, у юных великих князей не было, только Николай I позволял своим наследникам отдыхать летом полтора месяца. После него дети Романовых учились круглый год, а короткие каникулярные перерывы в учебе были связаны только с праздниками.

Николай I ввел для своих детей полугодовые (летом) и годовые экзамены (в январе). Впоследствии остались только годовые зимние экзамены. Оценки ставились по пятибалльной шкале. Сведений о двоечниках и второгодниках среди наследников история не сохранила. Круглых отличников тоже не было.

Как и чему учили царских детей. Смотреть фото Как и чему учили царских детей. Смотреть картинку Как и чему учили царских детей. Картинка про Как и чему учили царских детей. Фото Как и чему учили царских детей

Великие князья были либо «хорошистами» (реже), либо твердыми троечниками (чаще). Но честные три балла, поставленные по физике соавтором закона Джоуля — Ленца, по литературе — Гончаровым, по истории — Соловьевым, по географии — адмиралом Литке, по экономике — премьером Витте, порой стоили пятерки, поставленной в городской гимназии каким-нибудь «человеком в футляре». А в том, что «трояк» наследнику был честным, сомневаться трудно, такие учителя-предметники были людьми самодостаточными, чтобы не держаться за место дворцового учителя, а для их учеников оценка была всего лишь оценкой их знаний, на дальнейшую их учебу она никак не влияла.

Ученики Романовы были обычными школьниками, только учившимися в необычной школе. Проводили они в ней от 12 до 14 лет. По традиции, образование наследника должно было завершать заграничное путешествие.

Неизвестная сторона Романовых

Благодаря классической русской литературе XIX и XX веков и учебникам истории, по которым все мы учились, советские школьники росли с вполне определенными представлениями о том, кем были русские самодержцы из династии Романовых.
Получалось, что они были либо придурковатыми, как Павел, либо патологическими садистами, как Николай I Палкин, либо тихими алкоголиками, как Александр III, либо безвольными жениными подкаблучниками, как Николай II Кровавый. В общем, крайне неприятными типами. За исключением, пожалуй, «прогрессивных» Петра Великого и Александра II Освободителя,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *