Как и с чем действительно можно сравнить
У нас остается Россия (36 стр.)
Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.
Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал. «
Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.
Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр, и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые не пройти, не проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ним великолепные громады голубых торосов.
Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок, то широкой полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди. Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.
И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно. И когда он, товарищ мой, говорит, что мог за одну ту прогулку дать ему Байкал, я его понимаю.
Как написать сочинение в задании С1? Часть 2
Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.
Способы выявления проблемы
Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя. Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
1. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.
Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.
2. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.
Выявите основную мысль текста:
— запишите её в виде законченного предложения;
— определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
— запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Выбор одной проблемы из нескольких
Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.
Как сформулировать проблему
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Проблема (какая?)
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?)
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Автор размышляет над проблемой.
Автор текста затрагивает проблему.
В центре внимания автора проблема.
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой.
Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
— Проблема (чего?) смысла жизни.
— Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:
«Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью».
Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».
В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.
Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.
1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например:
писатель — журналист — публицист — фамилия автора.
ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус.Прочитайте текст и выполните задания. 1.(1)Как и с чем можно сравнить его
ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Как и с чем можно сравнить его красоту? (2)Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона…
(3)И всё-таки у Природы, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.(4)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.(5)Ведь это озеро не зря называют жемчужиной Сибири.
(6)Безусловно, Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.(7)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засорённым, а жизнь в нём и вокруг.
(8)Это прежде всего необходимо нам. ( По В.Г.Распутину )
1.В каком предложении заключена основная мысль текста?
2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Байкал как «хрустальная печень страны» необходим нам.
2) Нельзя загрязнять Байкал, он создан Природой не для производственных потребностей человека.
3) Байкал – одно из настоящих чудес Природы, не зря его «называют жемчужиной Сибири».
4) Прекраснее Байкала нет ничего на свете!
3.Определите тип речи текста?
2) описание с элементами повествования;
4.Определите стиль текста?
4) официально – деловой
5. В каком значении употребляется слово ДЕРЖАВНЫЙ в 6 предложении?
1) державный – порфироносный;
2) державный – августейший;
3) державный – величественный;
4) державный – грандиозный.
6. Какое из предложений 2-3 абзацев связано с предыдущим с помощью частицы и описательного оборота?
7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания, через запятую.
1) оценочная лексика
2) лексический повтор
3) синтаксический параллелизм
7) риторический вопрос
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Август – самый тихий, самый спокойный, уравновешенный месяц. (3)Ведь лето уже сделало своё дело. (4 )Всё, что родилось, выросло, созрело, всё сияет цветами румяной, солнечной спелости. (5) У августа – улыбка тихого увядания.
(11) Куда ни глянешь – горят костры рябины. (12) Разве можно оторвать взгляд от красного бисера, от щедрой вышивки по зелёному?! (13) Узор этот будет держаться долго. (14) Уронит лес листья, продуто всё будет осенним ветром, всё в лесу полиняет, поблекнет, а эта алая дробь будет висеть. (15) И будут слетаться к деревцам – кормильцам дрозды, пока не останется ни одной красной ягодки – бусинки. (По В.Пескову)
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Август хорош тем, что всё уже созрело и сияет цветами румяной, солнечной спелости.
2) Август запоминается улыбкой тихого увядания.
3) Много запахов в предосеннем лесу, но главный запах – грибной.
4) Август хорош, но весенние месяцы более по душе.
2. Определите тип речи текста?
2) повествование с элементами описания и рассуждения
3) рассуждение с элементами повествования
4) описание с элементами рассуждения
3. Определите стиль текста?
4) официально – деловой
4. С помощью какого языкового средства связаны 12 и 13 предложения?
1) контекстуальный синоним
2) лексический повтор
3) лексический синоним
4) контекстуальный антоним
5. В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?
6. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первом абзаце текста?
7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания.
1) оценочная лексика
3) контекстуальные синонимы
4) синтаксический параллелизм
6) языковые антонимы
7) риторический вопрос
Прочитайте текст и выполните задания
(9) Время идёт, одно поколение приходит на смену другому, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее
и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.
(11) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас полке, постепенно и незаметно теряет своё обаяние. (12) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.
(13) Решает судьбу книги живой человек, читатель. (С.Я.Маршак.)
1. Какова основная тема текста?
1) Книга в нашей жизни.
2) Судьба лучших произведений мировой литературы.
3) Роль талантливого читателя в оценке литературных произведений.
4) Значение литературы в жизни человека.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; рассуждение
2) научно – популярный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; повествование
4) публицистический стиль; рассуждение
3. Какое значение имеет слово СУДИТЬ в предложении 5?
1) осуждать, укорять, обвинять в чём – нибудь
2) рассматривать чьё – либо дело в судебном порядке
3) составлять, высказывать какое – нибудь мнение, суждение
4. В каком предложении использована метафора?
5. Какие из предложений 1 – 7 связаны с предыдущим с помощью личного местоимения?
6. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?
3) ряды однородных членов
4) синтаксический параллелизм
Прочитайте текст и выполните задания.
.(4) Опыт душевной жизни других людей мы постигаем через символы- знаки, которые становятся основой языка культуры. (5) Сначала люди использовали в качестве « букв» языка культуры статичные знаки-мазки кистью, алфавит.(6) Затем динамичные символы вошли в нашу жизнь вместе с театром, кинематографом. (7) Компьютерный язык вобрал в себя все прежние символы: он может стать и страницей книги, и экраном кинотеатра, и картиной.(8) Но, главное, новый язык культуры может использовать не только подвижные или неподвижные символы, но и интерактивные. (9) Интерактивность- взаимодействие- является отличительной чертой этого языка.
(10) Известный философ Михаил Бахтин говорил, что наше сознание- это диалог и произведение искусства тоже диалог. (11) Компьютерная игра вовлекает человека в такой диалог, заставляя постоянно высказываться. (12) Таким образом, игра- интенсивный темпераментный разговор на новом языке культуры.
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) компьютерный язык сочетает в себе подвижные, неподвижные и интерактивные символы
2) язык компьютерных игр – новый язык культуры
3) интерактивность – основная черта языка компьютерных игр
4) новый язык опасен для подрастающего поколения
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный стиль; описание
2) публицистический стиль; рассуждение – размышление
3) художественный стиль; рассуждение и повествование
4) научный стиль; рассуждение с элементами описания
3. Какое значение имеет слово ЯЗЫК в предложении 1.
1) подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий в образовании звуков речи
2) речь, способность говорить
3) система звуковых, словесных и грамматических форм, объективирующая работу мышления
4) система знаков, передающая информацию
4. В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы?
5. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер.
6. Какие из перечисленных ниже языковых средств используются в тексте?
1) языковые антонимы
2) оценочная лексика
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
(2)Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, о том, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга, и с этими мыслями исследовать капли в их слиянии…
(7)И если посвятить себя этому изучению, откроется, как в зеркале, жизнь человека и то, что природа есть зеркальный свидетель жизни целиком человека – царя.
(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес.(9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.
(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
(11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.
(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что ещё в этом зеркале он увидит. (М.Пришвин)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) В самых простых вещах, если к ним присмотреться внимательнее, пристальнее, обнаруживается сложное и удивительное.
2) История культуры отражает взаимосвязь человека и природы.
3) Зеркальным отражением внутренней жизни человека является природа: пристально вглядываясь в неё, человек познаёт самого себя.
4) Действия человека по отношению к природе не всегда разумны.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научно – популярный стиль; описание
2) художественный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; рассуждение
4) публицистический стиль; повествование и описание
3. Какое значение имеет слово ХОЗЯЙСТВО в предложении 2?
1) производство, экономика
2) оборудование какого-нибудь производства
3) совокупность предметов, необходимых в быту
4) всё, чем живёт человек
4. В каком предложении автор использует пословицу в качестве выразительного средства?
5. Среди предложений 7-12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов и лексического повтора.
6. Какие четыре из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте? (Цифры пишите в порядке возрастания.)
1) развёрнутая метафора
2) лексический повтор
3) синтаксический параллелизм
5) лексический параллелизм (сопоставление)
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
(2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.
(4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криков, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.(5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми.(6)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.(7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
(8)Какие же это слова?(9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.(10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
(11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни(проливни).
(12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.(13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнуть, наполняются выразительной силой.(14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
(15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.(16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. ( К.Паустовский).
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Умение живописать словами зависит от способности писателя видеть жизнь словно в первый раз.
2) Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой.
3) Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну.
4) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читателю предоставляется возможность пофантазировать и самому дорисовать картину в воображении.
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение
2) публицистический стиль; описание
3) художественный стиль; рассуждение, повествование
4) разговорный стиль; повествование, рассуждение
3. Какое значение имеет слово СЛЕПЫЕ в предложении 11.
1) лишенный зрения, способности видеть
2) неотчётливый. Плохо различимый
3) безрассудно действующий или совершающийся без разумного основания
4) совершаемый без видимых ориентиров, без участия зрения.
4. В каком из перечисленных предложений все слова перечислены в прямом значении?
5. Какое из предложений 7 – 10 связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?
ряды однородных членов
3) развёрнутое сравнение
Прочитайте текст и выполните задания.
(6)Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для неё как бы внутренней движущей силой.
(7)Достоевский видел счастье в очищении души (8)Толстой – в полноте и естественности чувства.(9)Короленко – в благородстве натуры.(10)Пушкин – как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови.(11)У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убеждён, что оно должно быть.
(14)Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?(15)Но может быть и по другому.
(16)Век 19, самоуверенный, ощущающий приход науки как приход нового Христа-Спасителя, всё-таки сомневался в себе и своём будущем такими умами, как Гоголь: спаситель мог оказаться наделённым апокалипсическими чертами.(17)А это – тот рубеж, достигнув которого гений уже как бы лишается понятия счастья.(18)В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал.
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) в произведениях Н.В.Гоголя мы не встретим определения «счастье»
2) у каждого русского писателя-классика всегда было своё представление о счастье
3) для русской литературы понятие счастья было как бы внутренней жизненной силой
4) Гоголь был слишком несчастен, чтобы писать о счастье
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; рассуждение
2) публицистический стиль; рассуждение
3) научно-популярный стиль-рассуждение
4) публицистический стиль; повествование
3. Какое значение имеет слово КЛАССИЧЕСКИЙ в предложении 6?
1) типичный, характерный
2) следующий методам классицизма
4) выдающийся, образцовый, общепризнанный
4. В каком предложении автор использует метафору?
1) 4 2) 11 3) 14 4) 12
5. Какое из предложений первого и второго абзацев связано с предыдущим с помощью описательного оборота (указательное местоимение + контекстуальный синоним)? Напишите его номер.
6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?