Как и за что хвалить ребенка

Как и за что нужно хвалить своего ребенка?

Вас часто в детстве взрослые хвалили? Меня – нет. Почему-то моя мама считала, что нужно, чтобы «люди похвалили». А, возможно, хвалила, как все русские, «когда дитя спит».

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

В результате самооценка у меня длительное время была очень заниженной. Я всего боялась. А вдруг я что-то сделаю не так? Что люди скажут?

Своих детей я стараюсь хвалить. Знаю, насколько это важно не только ребенку, но и взрослому человеку. Ведь не зря в народе говорят, что от похвалы и крылья вырастают.

Итак, женский сайт «Красивая и Успешная» подобрал самые лучшие советы о том, как правильно хвалить ребенка.

Как часто хвалить?

Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.

Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.

Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».

За что хвалить?

Хвалить ребенка нужно правильно: за его поступки и действия. Не говорите просто, что он молодец, а расскажите, что он сделал что-то намного лучше, чем делал до этого. И все это результат его работы над собой, его упорство и труд.

Предлагаем вам пример, как можно построить разговор в определенной ситуации.

— Я даже подумать не могла, что ты смогла убрать столько снега за один день!

— Я старалась и смогла.

— Во дворе было так много снега!

— Ты отлично потрудилась!

— Теперь на двор приятно посмотреть и папа сможет в гараж без проблем проехать.

— Да, стало так красиво!

— Спасибо тебе, мое солнышко!

— За что спасибо? Мне так нравится вам помогать.

Мама похвалила работу дочери, а та почувствовала свою значимость.

Итак, первое правило – поощрять нужно поступки сына или дочери. Нужно разговор строить так, чтобы малыш сам сделал вывод о своих поступках.

Когда хвалить и за что?

Если вы застали дитя за работой и увидели, что он делает что-то очень хорошо, поощряйте его прямо сейчас. Эффект похвалы только усилится.

Все мы понимаем, что похвала зависит от возраста малыша. Дошкольнику важна всякая похвала, которая будет вдохновлять его к дальнейшим действиям. А вот с детьми постарше нужно учитывать некоторые тонкости.

Как чаще всего взрослые хвалят детей? Какие фразы мы чаще всего слышим на площадке или в саду (школе)?

Казалось бы, что плохого в такой похвале? Но опасность такой формулировки заключается в следующем:

— У меня никогда ничего не получается!

— Неправда, у тебя все получилось!

— Нет, ты так говоришь, чтобы я не расстраивался.

Примерно такой разговор возникает со взрослыми, когда дети начинают замечать свои недостатки и понимать, что их поступки или действия всегда ранее одобряли, выполнил он все хорошо или плохо.

Похвалы должно быть в меру, при этом родители не должны ограничиваться стандартным «молодцом».

Как правильно хвалить?

Похвала состоит из двух частей – наши слова и выводы ребенка о себе.

Говорить общие фразы: «Молодец», «Прекрасно», «Чудесно» — легко, но неправильно. Фразы, которые мы должны использовать, чтобы одобрить действия детей, должны носить оценку самого поступка, а ребенок сам должен оценить себя.

Важно строить похвалу, придерживаясь принципа «от себя».

Не – ты молодец, а – мне нравится, как ты…

Вот примеры, как правильно строить предложения, чтобы похвалить ребенка:

НеправильноПравильноКак это слышит ребенок?
Ты молодец, что помыл посудуМне так нравится, как ты вымыл посуду. Она такая чистая.Я сделал все хорошо, и мою работу оценили
Ты неплохо написала сочинение для своего возрастаТвое сочинение меня растрогало и впечатлилоЯ справилась с такой сложной задачей
Ты хорошо работаешь с деревомКормушка, которую ты сам сделал, очень мне понравиласьЯ умею что-то делать своими руками
Ты убрала лучше в кухне, чем это делаю яОгромное спасибо, ты так хорошо убрала сегодня в кухне, теперь у меня свободный вечерЯ помогла маме

Внутренняя положительная оценка своих поступков и действий в будущем определит, будет ли самооценка адекватной у ваших детей, когда они подрастут.

Несколько важных правил

Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.

Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить. Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.

Похвалу можно сравнить с топливом, которое нужно правильно заливать.

Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности. При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу.

Источник

Почему важно хвалить детей

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это формирует повышение самооценки и достижения успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они словно подсаживаются на хорошие слова и перестают быть активными, ждут похвалы даже за простое усилие. Однако абсолютное большинство осознает, что любой человек нуждается в одобрении, но делать это нужно верно.

Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.

Основные секреты похвалы

Все без исключения люди нуждаются в хороших словах, похвале, поощрении за свои поступки. Труды школьников и студентов можно оценить по баллам или положительным оценкам. А как хвалить за старание малышей? Психологи утверждают, что все без исключения ребятишки желают услышать словесное одобрение от воспитателя, друга или близкого человека. Это хорошо, так как похвала стимулирует людей на новые свершения, к успешной жизни.

Как правильно хвалить детей

Хвалить ребенка нужно. Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности. Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила и способы похвалы.

Важно! Некоторые мамы и папы бросаются в крайности, когда бывают очень сдержанны в проявлении одобрения или, наоборот, склонны захваливать свое дитя. И то, и другое вредно для воспитания, так как есть опасение, что чадо может перестать стремиться к развитию своих талантов, постоянно будет нуждаться в одобрении и бояться сделать нечто самостоятельно.

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

По мнению психологов, детей следует хвалить таким образом, чтобы они умели оценивать собственные поступки.

Например, если малыш разбрасывает игрушки, то требуется объяснить, как поступать правильно, для этого и существуют поощрения и порицания. А когда он начал самостоятельно собирать игрушки, нужно обязательно сказать ему, какой он молодец, тем самым побудить на дальнейшие положительные действия.

Важно! Следует корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.

Как часто нужно хвалить детей?

Как правильно хвалить ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Это касается не только способов и слов поощрения, но и чувства меры. Похвале необходима мера и нет необходимости постоянно говорить слова поощрения малышу. Многие мамы и папы уверены, что постоянное выражение одобрения стимулирует чадо стараться еще больше, но обычно получается обратная реакция ребенка на похвалу. Малыши начинают испытывать потребность в одобрении, не могут без него обходиться в принципе. Даже могут ждать поощрения, бездействовать, постоянно дергать родителей и обижаться, если вовремя не слышат поощрительных слов. Часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки. Кроме того, одобрение должно быть уместным.

Психологи считают, что захваленные с детства личности будут всегда томиться в ожидании хороших слов от окружающих и положительной оценке действий. Они не смогут правильно реагировать на критику, ведь будут уверены, что их должны всегда гладить по голове.

Несколько важных правил правильной похвалы

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

Способы похвалы

Важно! Взрослые, старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Для маленьких детишек большое значение имеет интонация, объятия, эмоции.

Наверняка многие родители слышали, что люди овладевают определенной информацией по-разному. Для некоторых важно визуальное восприятие, для других большую значимость имеет звуковое звучание, третьим нужно чувствовать объятия. Именно поэтому при произнесении хороших слов нужно делать правильную интонацию, улыбаться и обнимать чадо. Ведь только так малыш правильно оценит ситуацию и почувствует одобрение близких.

Важно! Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: «ты большой молодец», «как же я тебя люблю, ты мой помощник», «ты замечательный сын», «ты самая внимательная девочка на свете».

Близкие должны понимать, что требуется не только сообщать ребенку, какой он молодец, а развернуто отвечать и оценивать действия. Например, обратить внимание на красивый рисунок или чисто вымытую посуду. Малышу важно понимать, за что он получает одобрение, только тогда сможет оценить его в полной мере. Однако не стоит за все поступки хвалить именно таким образом. Главное, посмотреть на значимость поступка, а повседневные действия обходить стороной. Иначе на постоянную похвалу малыш скоро не будет реагировать.

Важно! Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.

Требуется ли выражать одобрение домашней работе? Не секрет, часто домашняя обязанность выполняется чадом довольно неохотно. Взрослым приходится прикладывать массу усилий, чтобы добиться от дошкольника самостоятельной уборки своих вещей, игрушек. При этом замечено, что «взрослые» домашние дела выполняются им более охотно: например, вместе с мамой готовить ужин, гладить белье, ухаживать за комнатными растениями, мыть полы. Но ведь такая работа не может стать повседневной обязанностью дошкольника, так как слишком сложна для него. Что делать? Мама может включать элементы ухода за игрушками, детскими вещами в домашнюю работу, вовлекая дошколенка в этот процесс. Когда малыш, выполнив мамино поручение, спешит поделиться своей радостью, то да, одобрение уместно. Но повседневная уборка своих вещей, игрушек, книжек уже не должна зависеть от похвалы.

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

Такая же ситуация уместна и с младшим школьником. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат. Естественно, если чадо мечтательно смотрит в окно и делает вид, что учится, не нужно говорить хорошие слова и давать его действиям положительную окраску.

А какими словами хвалить ребенка, можно взять на вооружение из советов психологов:

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности. Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям.

Рекомендации родителям

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

Источник

Психолог Полина Сметанина: как правильно похвалить ребёнка?

Похвала для ребёнка – луч­шее поощ­ре­ние. Какая похвала пой­дёт ему на пользу? Можно ли пере­хва­лить, или сколько ни хвали – мало? Какие слова одоб­ре­ния необ­хо­димы подростку?Что такое пра­виль­ная, кон­струк­тив­ная похвала? Отве­чает специалист-психолог.

В пере­даче для роди­те­лей «Учимся рас­тить любо­вью» пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз» Марина Лан­ская бесе­дует с пси­хо­ло­гом Поли­ной Сме­та­ни­ной, веду­щей «Школы для роди­те­лей и воспитателей».

– Полина, может ли в прин­ципе быть вред­ной похвала?

– Похвала может быть вред­ной, и есть виды похвалы, кото­рые могут попасть мимо цели. Это так назы­ва­е­мая похвала с «но» – когда, напри­мер, мы гово­рим: «Да, ты моло­дец, ты полу­чил пятерку, но вот вчера была двойка».

То есть вот это «но», вот эта фраза после «но» – она обес­це­ни­вает похвалу. Это не столько вредно, сколько бес­по­лезно. Может быть похвала оце­ноч­ная, когда мы гово­рим: «Ты моло­дец, здо­рово, ты моя помощ­ница» и так далее. И здесь я не могу ска­зать, что это вред­ная похвала. Ско­рее, этой похвалы недо­ста­точно для ребёнка.

– Об оце­ноч­ной похвале хоте­лось бы пого­во­рить подроб­нее. Мно­гие пси­хо­логи обра­щают вни­ма­ние роди­те­лей, что ребёнка не надо хва­лить оце­ночно, не надо гово­рить: «ты моло­дец», а надо его хва­лить за опре­де­лён­ное действие.

Напри­мер: «здо­рово у тебя полу­чи­лось, как хорошо ты спра­вился!» Но тогда полу­ча­ется, что ребё­нок видит свои плюсы только в том, как он себя про­яв­ляет. То есть я сде­лал хорошо – зна­чит, меня похвалили.

Но ведь те же самые пси­хо­логи утвер­ждают, что каж­дый чело­век дол­жен осо­зна­вать свою цен­ность неза­ви­симо от того, как он посту­пает, что он делает.

Мы все, по сути, хоро­шие, и мы можем посту­пать плохо. Полу­ча­ется дис­со­нанс. Почему нельзя про­сто гово­рить сво­ему ребёнку: «Ты у меня такой хороший»?

– Мне кажется, это и нужно, и важно – гово­рить, что ребё­нок хоро­ший. Но задача наша в том, чтобы у него было вот это внут­рен­нее зна­ние – я хоро­ший, и чтобы он ощу­щал себя хоро­шим неза­ви­симо от того, ска­зали мы ему об этом или нет.

И здесь оце­ноч­ная похвала может при­не­сти вред – в том плане, что ребё­нок будет посто­янно ожи­дать оценки, чтобы дру­гие оце­нили его действие.

Наша задача – в том, чтобы у ребёнка внутри сфор­ми­ро­вался адек­ват­ный образ самого себя. Мне кажется, это пода­рок для роди­те­лей, если ребё­нок вырас­тет и будет знать о себе, что он хороший.

И тут в помощь нам опи­са­тель­ная похвала. Пред­ставьте: при­хо­дит ребё­нок, при­но­сит рису­нок, мы его видим и гово­рим: «Да, хорошо, здо­рово, заме­ча­тельно, ты моло­дец!». И что он здесь выне­сет о себе? В прин­ципе инфор­ма­ции немного, на самом деле её как будто недостаточно.

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

А теперь пред­ставьте, что он при­хо­дит с рисун­ком, там у него, допу­стим, пету­шок нари­со­ван, и мы гово­рим: «О, слу­шай, здо­рово, такого петуха нари­со­вал! И хвост такой крас­ный, и яркие такие краски подо­брал, инте­ресно, прямо как насто­я­щий! И вообще петух выгля­дит очень гордо, сразу видно, что он хозяин пти­чьего двора!»

И здесь ребё­нок уйдет от нас с неким новым зна­нием о себе: что он умеет, напри­мер, под­би­рать цвета, хорошо пере­да­вать харак­тер и так далее.

Понятно, что внутри него это не будет сфор­му­ли­ро­вано в виде этих слов. Но это внут­рен­нее зна­ние: я могу это сде­лать – оно будет в нём осе­дать. А это внут­рен­нее зна­ние гораздо важ­нее, цен­нее и про­дол­жи­тель­нее, чем то зна­ние, кото­рое даём ему мы в виде оценки.

То есть полу­ча­ется, что похвала не должна быть дежур­ной. Мы должны, по край­ней мере, понять, за что мы хва­лим. Вгля­деться, всмот­реться, вду­маться, и только после этого про­из­но­сить слова. То есть, ска­жем, надо раз­гля­деть хвост, раз­гля­деть гор­дый вид петуха, чтобы похва­лить ребёнка.

А вот нужно ли хва­лить аван­сом? Есть пра­вило у неко­то­рых роди­те­лей, что мы похва­лим, напри­мер, так: «Ну, в этот раз ты напи­сала намного лучше, чем в про­шлый!» И это может быть не совсем правда.

Но так мы как бы настра­и­ваем ребёнка на то, что он будет ста­раться. Моти­ви­рует ли похвала, кото­рая не до конца искренняя?

– Я за чест­ность в отно­ше­ниях с ребён­ком, дети очень хорошо всё чув­ствуют. Поэтому если наша задача не обма­нуть ребёнка, а дей­стви­тельно найти что-то, за что он мог бы заце­питься и к чему тянуться. И это что-то должно быть дей­стви­тельно адекватным.

В слу­чае если мы ука­зы­ваем только на недо­статки, это демо­ти­ви­рует ребёнка, лишает его сил дви­гаться дальше. Если мы гово­рим: «Смотри, пету­шок тебе самому нра­вится?» – «Ну, как-то не очень. Навер­ное, хвост сто­ило бы сде­лать дру­гим». Таким обра­зом можно идти, и это будет честно, если мы дей­стви­тельно видим, что рису­нок плохой.

Мы можем заме­тить какую-то поло­жи­тель­ную деталь: «Смотри, вот у тебя хвост очень хорошо полу­чился». Или: «Посмотри, ты хорошо напи­сал вот эту букву, здо­рово, если они все такие будут, ты можешь!» Это дает внут­рен­нее зна­ние ребёнка: я могу, если я сде­лал это один раз, зна­чит, могу это повто­рить, это уже во мне есть.

– Есть мне­ние, что не нужно хва­лить ребёнка за то, что ему дано от при­роды. Напри­мер, если он быст­рее всех бегает, пре­красно учится, потому что ему легко даётся, или у него очень хоро­шая память, то ему не стоит об этом говорить.

Но почему? Мне кажется, здо­рово, чтобы чело­век знал свои силь­ные сто­роны. Уве­рен­ность в своих силь­ных сто­ро­нах нужна, если мы верим в себя, мы можем свои таланты, зало­жен­ные Богом, исполь­зо­вать с пользой.…

И дру­гой вопрос: как сде­лать, чтобы ребё­нок не гор­дился нездо­рово, и его уве­рен­ность не пере­росла в самоуверенность?

– Спа­сибо за вопросы, дей­стви­тельно, это очень важно. Но всё же будем гово­рить о том, что наша задача – вырас­тить ребёнка так, чтобы его само­оценка была адекватной.

Что такое адек­ват­ная само­оценка? Это когда я знаю о себе, пони­маю свои силь­ные и сла­бые сто­роны, и могу на это нор­мально реа­ги­ро­вать. То есть я не впа­даю в отча­я­ние, если вдруг сде­лал что-то не так, если я ошибся. И не пре­воз­но­шусь, пони­мая, что посту­пил хорошо.

На самом деле в каж­дом из нас есть мак­си­маль­ное про­яв­ле­ние каких-то качеств, напри­мер, акку­рат­но­сти или чест­но­сти. И мы бываем неряш­ливы, но мак­си­мально неряш­ливы – редко, в основ­ном мы где-то между.

Адек­ват­ное зна­ние и пони­ма­ние себя, что я бываю и таким, и таким, и таким, и воз­мож­ность себя при­ни­мать раз­ным, любым в раз­ные пери­оды жизни, и под­дер­жи­вать – это и есть хоро­шая само­оценка – нор­маль­ная, адек­ват­ная самооценка.

И это не зна­чит, что мне всё в себе нра­вится, какие-то каче­ства мне могут в себе не нра­виться, какие-то могут быть неудобны. Но, только видя и при­зна­вая, что это у меня есть, я могу с этим что-то делать, не пыта­ясь как-то себя скру­тить в узел.

По поводу того, чтобы не хва­лить за то, что у ребёнка есть от при­роды. На мой взгляд, это очень важно – гово­рить ребёнку о том, что у него есть хорошего.

Под­со­зна­тельно мы стре­мимся вырас­тить иде­аль­ного ребёнка, и бывает, что мы кон­цен­три­ру­емся на том, чего не достаёт ребёнку, то есть на его недо­стат­ках: «Да, у меня ребё­нок хоро­ший, но вот только учится он не очень». И всё время встав­ляем вот это «но», обес­це­ни­вая то, что есть.

На самом деле то, что у него есть сей­час, здесь, те его силь­ные каче­ства – это та плат­форма, на кото­рой он далее может выстра­и­вать себя как лич­ность. То, с чего может начи­нать и чув­ство­вать себя устойчиво.

Может быть, есть ещё какие-то советы отно­си­тельно похвалы, о кото­рых мы, роди­тели, не знаем?

– Да, есть важ­ный момент, вред­ный. Может быть, это оце­ноч­ная похвала, когда мы пре­уве­ли­чи­ваем какие-то каче­ства ребёнка. Ну, напри­мер, если ребё­нок ска­зал правду, и роди­тель гово­рит: «Какой ты у меня чест­ный, прямо самый чест­ный на свете!»

И здесь что про­ис­хо­дит: да, ребё­нок ска­зал правду, это факт. Но в этот момент перед ним могут воз­ник­нуть те собы­тия и те ситу­а­ции жизни, когда он посту­пил нечестно. Когда он что-то скрыл от роди­те­лей, утаил, не ска­зал правду, и здесь воз­ни­кает напряжение.

Напря­же­ние и тре­вога: а что, если они узнают, какой я на самом деле? И тут может быть два пути: либо я буду ста­раться и стре­миться изо всех сил достиг­нуть этой неве­ро­ятно высо­кой планки, кото­рой нере­ально достиг­нуть обыч­ному чело­веку – потому что нере­ально быть все­гда исклю­чи­тельно честным.

Либо вто­рой вари­ант: я буду делать (опять-таки это неосо­знан­ный выбор) так, чтобы папа или мама поняли, какой я, что я на самом деле обыч­ный, что я могу и плохо посту­пать, – и не отвергли меня таким.

И тогда мы встре­чаем ситу­а­ции, когда хоро­шие девочки или хоро­шие маль­чики совер­шают какие-то неве­ро­ят­ные, не свой­ствен­ные им поступки, кото­рые удив­ляют: и как он вообще мог это сде­лать? Либо когда ребё­нок – вроде мы все время его хва­лим, – начи­нает вести себя плохо, каприз­ни­чать, и как будто нам дока­зы­вает: я такой на самом деле, полюби меня таким, прими меня таким.

И как же тогда похва­лить в такой ситу­а­ции пра­вильно, чтобы не полу­чи­лось то, о чём вы только что рассказали?

– На наших кур­сах «Диа­лог с ребён­ком» мы гово­рим роди­те­лям: похвалу можно выстро­ить по фор­муле «факт + эмо­ция». «Ты посту­пил честно – мне так при­ятно, что ты ска­зал правду!» И ребё­нок стал­ки­ва­ется несколько с дру­гим отношением.

«Я очень рада, такой поря­док, такая чистота, так при­ятно в такую ком­нату зайти». Опять-таки, налицо факт: в ком­нате чистота; эмо­ция: мне при­ятно туда зайти. Вот по такой фор­муле можно ориентироваться.

– То есть свои эмо­ции тоже важно вкла­ды­вать в похвалу? «Факт + эмо­ция» – очень хоро­шая схема, и, навер­ное, может помочь роди­те­лям сориентироваться.

Но мне бы хоте­лось понять: как из деток вырас­тают люди излишне само­уве­рен­ные, кото­рые, напри­мер, не обла­дая какими-то каче­ствами – ска­жем, про­фес­си­о­наль­ными, уве­рены, что у них всё полу­ча­ется хорошо?

С одной сто­роны, навер­ное, им проще живётся. А с дру­гой сто­роны, все-таки видно, что им не хва­тает адек­ват­ной оценки себя. Это пере­хва­лен­ные или недо­хва­лен­ные люди, или это вообще не свя­зано с похва­лой в детстве?

– Это как раз свя­зано с похва­лой. На самом деле то, что эти люди обла­дают какой-то неве­ро­ятно боль­шой само­оцен­кой – это иллю­зия. У таких людей само­оценка невы­со­кая. Дело в том, что они выби­рают дру­гой путь под­твер­жде­ния и под­дер­жа­ния этой само­оценки. Это путь через отра­же­ние: мне все­гда нужен дру­гой чело­век – либо лучше, чтобы это было несколько людей, кото­рые бы отра­жали, что я хоро­ший, я заме­ча­тель­ный, я сде­лаю правильно.

Само­влюб­лён­ные люди демон­стри­руют кажу­щу­юся само­до­ста­точ­ность. Это идёт из дет­ства, когда слиш­ком часто зву­чит гло­баль­ная похвала, гипер-похвала.

Плохо, когда роди­тель повто­ряет: «Ты у меня самый луч­ший, ты у меня самый пре­крас­ный, они вообще не достойны тебя, не надо с ними связываться!»

Либо так про­ис­хо­дит, когда роди­тели очень мно­гое ожи­дали от ребёнка и всё время ему гово­рили, ста­вили вот эту неве­ро­ятно высо­кую планку: ты достоин боль­шего, ты можешь больше! И это – тот путь, когда я пыта­юсь достичь, и мне все­гда нужен кто-то, кто будет гово­рить, что я моло­дец, иначе мне ста­но­вится очень плохо.

Дети очень чутко реа­ги­руют на неспра­вед­ли­вость: я внутри себя знаю, какой я на самом деле. Я знаю, что я недо­ста­точно чест­ный, я знаю, что я не изу­ми­тель­ный, я знаю, что я не самый луч­ший – я разный.

А невоз­мож­ность при­нять себя раз­ного – а вдруг роди­тели узнают и меня отверг­нут? – потом пере­но­сится на взрос­лую жизнь.

– Полина, а нужно ли ком­пен­си­ро­вать ребёнку недо­ста­ток похвалы?

Ну, напри­мер, ребё­нок зани­ма­ется в худо­же­ствен­ной школе, он нари­со­вал пре­крас­ный натюр­морт, но учи­тель его не похва­лил, или ска­зал: «нор­мально» – такая у него манера, или он счи­тает, что кри­ти­кой лучше замо­ти­ви­рует своих учеников.

Что тут лучше делать роди­те­лям: пого­во­рить с учи­те­лем или же пого­во­рить со своим ребён­ком, или же про­сто дома это как-то компенсировать?

– Мне кажется, здесь я бы с учи­те­лем бы не стала гово­рить, если нет явных оскорб­ле­ний в адрес ребёнка. Дома – да, и ком­пен­си­ро­вать можно: нам нужно делать всё, чтобы у ребёнка было вот это внут­рен­нее зна­ние – какой я. Вне зави­си­мо­сти от того, что ска­жут окру­жа­ю­щие, и в этом наша основ­ная задача.

Поэтому мы под­го­тав­ли­ваем его, когда хва­лим опи­са­тельно, к этим момен­там, и мы можем у него спро­сить: «Скажи, а сам ты как оце­ни­ва­ешь свои резуль­таты, ты сам дово­лен?» И если ответ будет «да», тогда мы можем помочь.

Как и за что хвалить ребенка. Смотреть фото Как и за что хвалить ребенка. Смотреть картинку Как и за что хвалить ребенка. Картинка про Как и за что хвалить ребенка. Фото Как и за что хвалить ребенка

И могут быть какие-то фразы помощ­ники: что-то вроде «глав­ное, что мне это нра­вится», или «важно то, что я о себе знаю» – какие-то фразы, кото­рые помо­гают ему выхо­дить из этой кри­тики самостоятельно.

Если он недо­во­лен, то можно попро­бо­вать узнать, насколько адек­ватно он оце­ни­вает свои воз­мож­но­сти. Напри­мер, если он зани­ма­ется каж­дый день до семи часов вечера, то понятно, что с учё­бой будут какие-то проблемы.

И чтобы он не счи­тал: я такой пло­хой, ничего не успе­ваю – надо помочь ему понять, что реально сложно, может быть, даже невоз­можно учёбу соче­тать с очень объ­ём­ными допол­ни­тель­ными заня­ти­ями, круж­ками, секциями.

И здесь важно, чтобы ребё­нок научился оце­ни­вать свои силы. Так мы пере­во­дим его от зави­са­ния «что-то со мной не так» к дей­ствию, к пони­ма­нию, «что я могу сделать».

Есть ли такое поня­тие как захва­ли­ва­ние, и есть ли дети или, может быть, взрос­лые, глядя на кото­рых вы как пси­хо­лог видите захва­лен­ного ребёнка?

– Да, мне кажется, это как раз то, о чём мы гово­рили: когда чело­век с очень завы­шен­ной само­оцен­кой не при­зна­ется себе, что с ним что-то не так. Но поиск посто­ян­ного под­твер­жде­ния, что я «самый-самый» – это очень энергозатратно.

И такое может слу­читься, когда мы даём пре­уве­ли­чен­ную похвалу и неадек­ватно оце­ни­ваем то, что ребё­нок делает. Или когда мы делаем всё ради ребёнка, то есть такой стиль вос­пи­та­ния: «ладно, что я – вот лишь бы он; у меня дет­ства не было, пусть у него будет всё!»

– В общем, можно про­сле­дить какую-то тен­ден­цию роди­теля, захва­ли­ва­ю­щего сво­его ребёнка. А может, он сам недо­по­лу­чил в дет­стве этой похвалы? Как осо­знать роди­телю про­блему, как ему понять, что он что-то делает не так и начать кор­рек­ти­ро­вать своё поведение?

– На мой взгляд, роди­телю очень важно начи­нать с себя, и начи­нать не с того, что я что-то делаю не так, а с той реаль­но­сти, в кото­рой я нахо­жусь как родитель.

Если я как роди­тель счи­таю себя ничтож­ным, то какого ребёнка я могу вос­пи­тать, какого резуль­тата хочу достиг­нуть? И, навер­ное, здесь хорошо учиться хва­лить себя и под­дер­жи­вать себя как родителя.

И тогда, когда не будет этих зали­па­ний и зави­са­ний, когда у нас не будет очень боль­ших тре­бо­ва­ний от себя как от роди­теля, то тре­бо­ва­ния от ребёнка тоже будут более зем­ными, более реаль­ными, кото­рых можно будет достичь.

– Мно­гие роди­тели пони­мают, что срав­ни­вать детей нельзя, что срав­не­ние – это не самая здо­ро­вая форма вос­пи­та­ния, когда мы посто­янно срав­ни­ваем бра­тьев, сестер, или, напри­мер, ребенка с его одноклассниками.

Но боль­шин­ству роди­те­лей этого не избе­жать, напри­мер, если мы спра­ши­ваем ребёнка: «Ну, как ты напи­сал кон­троль­ную работу?» Он гово­рит: «На четыре». И мы тот­час спра­ши­ваем: «А дру­гие?» И если мы слы­шим, что у всех пятёрки, а у него одного чет­вёрка, то вроде и не хочется хва­лить. А когда он гово­рит так: «Почти у всего класса тройки, всего две чет­вёрки» – «Моло­дец!»

Невольно полу­ча­ется, что мы его хва­лим, срав­ни­вая, и ребё­нок это, есте­ственно, счи­ты­вает. Или такое: «Моло­дец, что ты учишься лучше, чем твои одноклассники!»

Своей пре­уве­ли­чен­ной похва­лой его оценке мы его как будто бы срав­ни­ваем с осталь­ными. Это ошибка?

– Срав­не­ние – вообще очень болез­нен­ная вещь, кото­рая ведёт к очень мно­гим послед­ствиям. Мы чув­ствуем себя ком­форт­нее, когда наш ребё­нок луч­ший, наш ребё­нок выде­лился. Это, конечно же, опять-таки вопросы к себе.

На мой взгляд, тре­ни­ро­вать воз­дер­жа­ние от срав­не­ний – это очень важно, очень ценно. И если ребё­нок при­хо­дит и гово­рит, что у меня чет­вёрка – отве­чаем: «Здо­рово!», ста­ра­ясь не пере­но­сить на других.

И если он сам пере­но­сит, гово­рить: «Ты зна­ешь, я рад, что у тебя такая оценка, я не хочу слу­шать, как напи­сал весь класс, я очень рад за тебя».

–Хоте­лось бы под­ве­сти какой-то итог: за что мы хва­лим, когда, как часто, и может быть, каких оши­бок можно избегать?

– Хва­лить можно так часто, как только есть воз­мож­ность; хва­лить можно по-раз­ному; бла­го­дар­ность – это тоже сво­его рода похвала, это очень при­ятно, когда мы про­сто гово­рим «спа­сибо». Назы­вать ребёнка раз­ными мяг­кими сло­вами: «ты мой котё­но­чек», или «ты мой зай­чик» или «ты такой хоро­ший» – это тоже сво­его рода похвала.

Хва­лить, как мы уже ска­зали, будем, опи­сы­вая то, что он сде­лал по фор­муле «факт + эмо­ция» – гово­рить то, как мы к этому отно­симся, что мы видим.

Есть такое мне­ние, что за одно кри­ти­че­ское заме­ча­ние нужно делать три заме­ча­ния под­дер­жи­ва­ю­щих, об этом тоже важно пом­нить. И вообще, очень хоро­шая прак­тика: пере­ори­ен­ти­ро­вать с того, чего не сде­лал ребё­нок, на то, что он сде­лал; на то, что у него полу­ча­ется, и себя, в том числе, переориентировать.

– И послед­нее, о чём хоте­лось пого­во­рить, это похвала под­ростка. Мы все время гово­рим о похвале ребёнка, как будто бы у под­ростка совсем дру­гие ожи­да­ния от родителей.

Мно­гие под­ростки как будто пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к похвале роди­те­лей, потому что им нужно при­зна­ние где-то вне семьи. Но ведь это не озна­чает, что роди­тели должны пере­стать его хвалить?

– Нам кажется, что под­ростку нужно при­зна­ние вне семьи. Но это не зна­чит, что ему не нужно при­зна­ние в семье. Всё равно у под­ростка есть тоска по при­зна­нию в семье. И есть такая вер­сия, что под­ростки во много раз меньше слы­шат похвалы, вообще что-то доб­рое от родителя.

Похва­лить их бывает очень трудно, они очень ерши­стые, и на каж­дое слово от них можно услы­шать: «Отойди от меня, что ты меня тро­га­ешь!» В любом слу­чае роди­телю важно найти воз­мож­ность сооб­щить ему о своей любви.

Пусть это не будет пря­мая похвала в лоб. Но каким-то обра­зом, может быть, какими-то там сюр­при­зами, пода­роч­ком, может, ино­гда при­об­нять – нужно выра­жать своё отно­ше­ние, и ни в коем слу­чае – при дру­гих детях! Ска­зать – я тебя люблю.

Обра­тить вни­ма­ние не на то, какой у него бар­дак в ком­нате, а то, что душно: вот, я взял, фор­точку открыл про­вет­рить. То есть искать какие-то такие вещи, за что можно похва­лить, что можно ска­зать хоро­шего – под­ростку это очень важно.

И потом, даже если под­ро­сток отбры­ки­ва­ется, гово­рит: «Не надо мне вообще от тебя ничего слы­шать!» – то это не зна­чит, что ему это непри­ятно. При­ятно и нужно.

– А роди­те­лям, супру­гам тоже необ­хо­димо хва­лить друг друга?

– Без­условно. Опять та же исто­рия, когда мы при­вы­каем обра­щать вни­ма­ние на то, что не сде­лал, на то, чего не хва­тает, не вынес ведро, полы не вымыты, зар­плата малень­кая и т.д. А надо бы: «Как хорошо, что ты при­шёл, как я рада тебя видеть!» Или: «Как здо­рово, какой вкус­ный ужин у нас был!» Эле­мен­тар­ные фразы.

Я вижу, что ты дела­ешь – для меня это важно, для меня это ценно. И здесь клю­че­вое, о чём бы я хотела ска­зать – то, что заме­тили Вы, Марина, – что в похвале очень важна сосре­до­то­чен­ность и вни­ма­ние, чтобы это было не мимоходом.

Потому что даже иде­ально выстро­ен­ная, пра­виль­ная опи­са­тель­ная похвала не попа­дёт в цель, если она про­из­не­сена небрежно, мимоходом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *