Как красиво отказать человеку в чем либо
Как вежливо и просто отказать человеку в любой просьбе
На свете есть немало людей, которых называют безотказными. К ним можно обратиться в любое время суток за помощью, и они никогда не откажут. Такое свойство их характера многие относят к достоинствам человека, ведь это выгодно – всегда «иметь под рукой» такого «безотказника», чтобы перекинуть на него часть своих проблем.
Однако редко кто дает себе труд задуматься: а может, человек просто не может отказать?
У людей, которые не могут сказать «нет», нередко не хватает времени на собственные дела и личную жизнь, хотя в качестве благодарности за свою безотказность они могут в лучшем случае рассчитывать на сомнительный комплимент.
Ярким примером безотказного человека и того, к чему приводит неумение отказывать, служит старый фильм «Осенний марафон» с Олегом Басилашвили в главной роли. Герой фильма немолод, однако он так и не научился отказывать и жить так, как хочет он сам. Его жизнь почти прошла, но он так и не состоялся как личность, потому что всегда жил так, как хотели другие.
Безотказные люди всегда, как магнитом, притягивают к себе людей, которые активно пользуются их неумением отказывать. Можно сказать, что палач ищет жертву, а жертва палача. И даже если «безотказник» вдруг взбунтуется и откажется от роли палочки-выручалочки, его тут же обвинят в махровом эгоизме и бессердечии.
Есть золотые слова, которые стоит помнить каждому: «Жить так, как хотите вы сами, это не эгоизм. Эгоизм – это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите».
Почему люди боятся сказать «нет»?
Люди, которые выполняют чужие просьбы вопреки своему желанию, чаще всего имеют мягкий и нерешительный характер. В душе они очень хотят произнести «нет», но настолько боятся поставить в неловкое положение или обидеть отказом другого человека, что через силу вынуждают себя делать то, что им совсем не по нраву.
Очень многие люди в дальнейшем сожалеют о том, что когда-то хотели, но не смогли сказать «нет».
Нередко люди, отказывая, произносят слово «нет» так, будто чувствуют себя виноватыми в чем-то, – им кажется, что за этим последует какая-то неприятная реакция. И действительно, многие не привыкли, что им отказывают, и «нет» вызывает у них негативную реакцию – они грубят, разрывают отношения и пр.
Некоторые люди не говорят «нет» из-за боязни стать никому не нужными и остаться в одиночестве.
Как отказать вежливо?
Говоря «нет», мы нередко наживаем себе врагов. Однако стоит помнить о том, что для нас важнее, – обидеть кого-то отказом или взять на себя исполнение тяготящих нас обязательств. Тем более, что совсем не обязательно отказывать в грубой форме. Например, те же дипломаты стараются не произносить «да» или «нет», заменяя их словами «Давайте это обсудим».
Говоря «нет», стоит помнить, что:
Существует несколько простых способов вежливого отказа, которые показывают, что эта задача под силу каждому.
1. Откровенный отказ
Некоторые люди считают, что, отказывая в чем-то, нужно обязательно назвать причину отказа. Это ошибочное мнение. Во-первых, объяснения будут выглядеть как оправдания, а оправдания дадут просящему надежду, что вы можете изменить свое мнение. Во-вторых, не всегда можно назвать настоящую причину отказа. Если же ее выдумать, в дальнейшем ложь может быть разоблачена и поставит обоих в неловкое положение. К тому же человек, который говорит неискренне, нередко выдает себя сам мимикой и голосом.
Поэтому лучше не фантазировать, а просто сказать «нет», не добавляя больше ничего. Можно смягчить отказ, сказав: «Нет, я не могу это сделать», «Я не хочу этим заниматься», «У меня нет времени на это».
Если человек пропускает эти слова мимо ушей и продолжает настаивать, можно воспользоваться методом «испорченной пластинки», повторяя одни и те же слова отказа после каждой его тирады. Не нужно перебивать говорящего возражениями и задавать вопросы – просто говорить «нет».
Этот способ подходит для отказа людям агрессивным и излишне настойчивым.
2. Сочувствующий отказ
Такая техника подходит при отказе людям, которые склонны добиваться своими просьбами своего, вызывая жалость и сочувствие. В этом случае стоит показать им, что вы сопереживаете, но ничем помочь не можете.
Например, «Мне вас очень жаль, но я помочь ничем не могу». Или «Я вижу, что вам нелегко, но решить вашу проблему я не в силах».
3. Обоснованный отказ
Это довольно вежливый отказ и его можно использовать в любой обстановке – формальной и неформальной. Он подойдет и при отказе людям старшего возраста, и при отказе людям, занимающим более высокое положение на служебной лестнице.
Этот отказ предполагает, что вы называете действительную причину, по которой не можете выполнить просьбу: «Я не могу это сделать, так как завтра иду с ребенком в театр» и т. п.
Будет еще убедительнее, если назвать не одну причину, а три. Такая техника так и называется – отказ по трем причинам. Главное при ее применении – краткость формулировок, чтобы просящий быстро уловил суть.
4. Отсроченный отказ
Воспользоваться таким методом могут люди, для которых отказать кому-то в просьбе – психологическая драма, и они чуть ли не автоматически отвечают согласием на любую просьбу. Люди такого склада часто сомневаются в своей правоте и склонны бесконечно анализировать свои поступки.
Отсроченный отказ позволяет обдумать ситуацию, а в случае необходимости обратиться за советом к друзьям. Его суть состоит в том, чтобы не говорить «нет» сразу, а попросить время для принятия решения. Таким образом можно застраховать себя от необдуманных шагов.
Обоснованный отказ может выглядеть так: «Я не могу ответить сейчас, поскольку не помню свои планы на выходные. Возможно, я договорился с кем-то встретиться. Мне необходимо посмотреть свой еженедельник, чтобы уточнить». Или «Мне необходимо посоветоваться дома», «Мне нужно подумать. Я скажу позже» и пр.
Отказывать таким образом можно людям, которые напористы и не терпят возражений.
5. Компромиссный отказ
Такой отказ можно назвать отказом наполовину, ведь мы хотим помочь человеку, но не полностью, а частично, и не на его условиях, которые нам кажутся нереальными, а на своих. В этом случае необходимо четко определить условия помощи – что и когда мы можем, а что нет.
Например, «Я могу отвезти твоего ребенка в школу вместе со своим, но только пусть он к восьми часам будет собран». Или «Я могу помогать тебе делать ремонт, но только по субботам».
Если же подобные условия просящего не устроят, то мы вправе со спокойной душой отказать.
6. Дипломатичный отказ
Он предполагает обоюдный поиск приемлемого решения. Мы отказываемся делать то, что не хотим или не можем, но вместе с просящим ищем вариант решения проблемы.
Например, «Я не могу тебе помочь, но у меня есть знакомый, который занимается этими вопросами». Или «Возможно, я могу тебе помочь иным образом?».
В ответ на примеры разных техник отказа можно возразить, что помогать людям необходимо и что, отказывая другим, мы сами рискуем оказаться в сложной ситуации, когда нам нечего будет рассчитывать на чью-то помощь. Заметим, что речь идет лишь о просьбах людей, которые привыкли «играть в одни ворота», считают, что все им обязаны и злоупотребляют безотказностью других людей.
Как сказать »нет»: 9 способов твердого, но вежливого отказа
Привычка говорить «да»: почему плохо быть безотказным на работе
Элис Мьюир психолог, сертифицированный Британским психологическим обществом, преподаватель, тренер, автор и коуч по персональному росту
Одна из самых распространенных трудностей — необходимость отказывать людям. И хотя на работе часто возникают ситуации, в которых в силу своих профессиональных обязанностей вы просто не сможете сказать «нет», изо дня в день будут складываться и другие обстоятельства, предоставляющие вам определенную свободу выбора. Как воспользоваться своим правом сказать «нет» и правильно сформулировать отказ?
Почему важно уметь отказывать
Рассуждайте следующим образом: не сказав «нет» в нужный момент, вы поставите потребности другого человека выше своих собственных. Вы действительно этого хотите? На работе бывает очень много ситуаций, когда ваши потребности не менее важны, а в некоторых обстоятельствах даже важнее потребностей коллег. Вспомните, как часто коллеги отказывали вам. И вы спокойно и без раздражения принимали этот ответ. Так зачем же переживать из-за того, что кто-то расстроится, если вы поведете себя аналогичным образом?
Настоящая проблема заключается в том, что постоянное «да» легко входит в привычку, а изменить закрепившуюся модель поведения действительно сложно. Вспомните своих коллег. Вы можете предположить, чего ожидать от каждого из них? Вероятно, да. Аналогично ваши коллеги, привыкнув к вашей безотказности, скорее всего, станут обращаться к вам с таким количеством просьб, что вы просто не сможете их выполнить. Таким образом, привычка постоянно соглашаться на просьбы по работе приведет вас к перегруженности, ведь вы взваливаете на себя больше, чем можете сделать или чем действительно должны делать. Это ведет к стрессу, расстройству, неприязни, конфликтам и ошибкам, и со временем ситуация лишь усугубляется.
Итак, умение отказывать, когда вы считаете нужным, — важный навык, которым необходимо овладеть. У вас наверняка будут ситуации, когда вы захотите помочь кому-нибудь, даже если это вам неудобно. Помните: ассертивность означает уважение к вашим потребностям и правам в той же мере, как к правам других, а также согласие, когда нужно, пойти на компромисс.
Многие не любят говорить «нет», считая, что существует единственный способ это сделать — прямой отказ. Такое «нет» может показаться грубым и агрессивным. А это обычно не то впечатление, которое хочется произвести на работе. Вы стремитесь установить хорошие отношения с коллегами, но вам неизбежно придется отказывать кому-то ради самого себя — своего здоровья и благополучия. Значит, вы должны уметь сказать «нет», но так, чтобы продемонстрировать уважение к потребностям другого человека. Есть разные способы отказывать, которые зависят от ситуации. Вот три основных варианта.
Прямой отказ — самый бескомпромиссный способ, и он редко подходит для использования на работе. К нему чаще всего прибегают, когда нарушаются чьи-то права. В таких случаях вы можете громко и твердо добавить: «Вы что, не слышите, я сказал нет».
Просьба предоставить дополнительную информацию или обещание «как-нибудь в другой раз» — возможность для обсуждения, при том, что отказ остается в числе возможных вариантов.
Вдумчивое «нет» — самый деликатный способ, поскольку вы показываете, что выслушали собеседника.
Далее я подробно объясню, что представляет собой каждый из этих вариантов, однако выбор будет зависеть от ситуации, вашего отношения к ней и того, кто обращается с просьбой, ведь это может быть ваш наставник, непосредственный руководитель, коллега или член команды, которому вы действительно хотите помочь.
Не старайтесь радикально и одномоментно менять свою манеру поведения. Это особенно касается отказов, поскольку вы можете шокировать коллег, не ожидающих, что леопард вдруг изменит свою окраску. Гораздо лучше начать с малого, упорно тренироваться и меняться постепенно.
Как сказать «Нет» и не обидеть человека
Сказать человеку «нет» — очень непростая задача. Все мы хотим казаться хорошими друзьями и коллегами. Отказ в помощи может обидеть, показать вас с плохой стороны. И иногда действительно лучше сделать усилие и помочь. Но бывает, что речь идет о наглости. Вежливо отказать человеку — настоящая наука. Вы можете научиться делать это мастерски, без ущерба для репутации. Разберёмся в тонкостях.
Как научиться отказывать людям
Люди, которые не умеют сказать «нет», слишком зависимы от чужого мнения. Умелые манипуляторы подсознательно чувствуют это и могут нагло и бессовестно эксплуатировать ваш труд. Прежде чем узнать «как», поймите «для чего».
Почему человек должен уметь вежливо отказывать
Такое умение, как вежливо отказывать, — необходимость. Но как сказать «нет» без чувства вины?
Психологи предлагают несколько хитроумных приёмов, которые помогут научиться давать отрицательный ответ на просьбы.
Используйте слово «Нет»
Всё гениальное — просто. Вы не должны испытывать неловкость. Если вам предлагают что-либо, можете с улыбкой уверенно сказать: «Нет, спасибо». Если это просьба, и вам неловко, скрывать чувства не стоит. Скажите эту же фразу уверенно, но поясните, что вам жаль, озвучьте причины.
Если вы боитесь обидеть, покажите это. Человек должен знать, что вы дорожите им. Поинтересуйтесь, можете ли вы сделать что-то другое.
Используйте решительные, но вежливые варианты
Схема, как вежливо отказать человеку, выглядит так:
Не хитрите
Будьте честны. Лучше горькая правда, за неё вас больше будут ценить. Когда человек ёрзает, юлит, на ходу выдумывая нелепые отмазки, это выглядит очень фальшиво. Отношение к такому человеку будет негативным. Всегда выбирайте честный ответ. Вы не обязаны объяснять детали: если просьба не жизненно важная, а вы чувствуете себя вымотанным, то не грех отказать и просто для того, чтобы отдохнуть.
Разумеется, не стоит отвечать: «Прости, дружище, я сегодня лучше полежу в тёплой ванной». Скажите, что не можете, что у вас на вечер кое-что запланировано. Этой информации будет достаточно. И уж тем более не стоит придумывать истории о том, что ваша бабушка заболела, и кошку надо вести к ветеринару, и так хочется спать, что нечего выпить. Ложь — плохой вариант. Далеко не все умеют врать, а собеседник может почувствовать ложь интуитивно.
Не продолжайте объяснять
Слишком долгие объяснения выглядят как оправдания. Люди оправдываются лишь тогда, когда виноваты. Разве вы виновны в чём-то? Никогда не оправдывайтесь. Достаточно один раз объяснить. Приведите 1-2 аргумента. Долгие разъяснения вызовут неловкость у вашего собеседника.
Варианты, как отказать, не оправдываясь:
Этой информации будет достаточно. Разумеется, есть исключения. Когда вас просят о чём-то близкие люди. Но и здесь оправдывать не стоит. Можно лишь добавить, что вам очень жаль, и попытаться вместе найти другой выход из этой ситуации.
Не бойтесь сказать это дважды
Когда кто-то настойчиво переваливает на вас свою работу, не имея на это действительно веской причины, — это уже наглость. К сожалению, она часто побеждает. Если человек просто устраивает свою личную жизнь, заставляя вас изменить планы, и так происходит постоянно, можно отказать дважды.
Второй раз скажите: «Прости, я правда не могу». Объясняться не нужно. Достаточно уверенного тона, сочувственного взгляда.
Если нужно, скажите «потому что»
Чтобы убедить человека в чём-то, психологи рекомендуют употреблять «потому что». И не так важно, что последует за этой фразой, она сама по себе вызывает у собеседника чувство, что ему дали полный исчерпывающий ответ. Это приём, использующийся в НЛП (нейролингвистическом программировании). Он помогает добиваться целей крупным бизнесменам, так заключаются важные сделки.
Улыбнитесь и покачайте головой
Уместно отказать невербальным знаком, если речь о предложении посетить вечеринку или взять на себя какие-то незначительные обязательства. И вовсе неуместно, если подчинённый пытается отпроситься у вас на поминки. Так отказывают хорошо знакомым людям. Если слова не используются, жесты должны быть однозначными, уверенными.
Будьте непреклонны
Когда наглость собеседника не знает границ, будьте серьёзны, непреклонны. Если после очередного вашего отказа собеседник не унимается, не продолжайте слушать. Скажите: «Я уже озвучил ответ. Прости, я не смогу». После этого начните заниматься другими делами, демонстрируя, что вопрос закрыт.
Не берите бесплатные образцы
В рамках освоения искусства отказа, тренируйтесь на тех, кто обладает максимальной наглостью. Когда вам приносят бесплатные образцы косметики, каталоги или суют в руки брошюры на улице, проходите мимо. Отрицательно покачайте головой. Хороший результат даёт жест рукой. Покажите ладонь, покачайте головой и продолжайте свои дела. Вы не обязаны помогать людям, которые сознательно выбрали себе такую профессию. Если вам не нужны брошюры, не берите их. Это тот случай, когда ваш отказ осмыслен и оправдан. И достаточно простого вашего: «Я не хочу».
Как правильно отказать человеку
Помочь или нет — вот в чём вопрос. С одной стороны, просьба может являться очередным актом неуважения и лени со стороны коллеги. С другой — у человека ведь действительно важные дела. Любую ситуацию можно рассматривать двояко.
С одной стороны, коллега просит выполнить за неё её работу, а сама пойдёт по личным делам. Не наглость ли? Или она думает, что её дела важнее ваших? Вы тоже заняты — записались на маникюр.
Но есть и другая сторона. Коллега одна воспитывает сына. И в этот день у него в школе важное родительское собрание. Может, стоит согласиться и помочь? Тем более, что уйдет она всего на пару часов.
Первое, что нужно сделать: решить, действительно ли вы не можете помочь? Добрые поступки возвращаются. А ещё — это приятно. Но если ситуация иная и отказать необходимо, чтобы снять со своей шеи нерадивую коллегу, старайтесь не задеть чувств.
Как вежливо отказать человеку в просьбе, чтобы не обидеть:
Эти правила помогут вам перестать делать проблему из отказа. Есть и другие способы.
Напоминайте себе, чего вам это будет стоить
Каждый отказ должен быть оправдан. Если вы — человек совестливый и отказываете «умирающему в стакане воды», вас будет это мучить. Не исключено, что скоро ситуация перевернётся, и вы окажетесь на месте того, кому отказали.
Другая сторона — вы можете потерять доверие человека. Если это ваш друг и ему действительно важно то, о чем он просит, аргумент должен быть железобетонным.
Придумывать такие аргументы сложно. Психологи утверждают, что только люди с психическими особенностями умеют отлично лгать. Не стоит браться, если не уверены. И не стоит отказывать в мелочах, если рискуете потерять нечто большее.
Доверяйте своей интуиции
Люди не всегда озвучивают истинные причины, обращаясь с просьбами. Внимательно посмотрите на человека. Часто ли он обращается к вам? Просил ли раньше о таких услугах? На что ему нужны 500 рублей? А что, если на лекарства? Или на продукты? Или на билет к родным?
Подсознательно вы почувствуете, важная ли у человека ситуация. Но в любом случае, спросите, в чём заключается проблема. Это уважение, интерес к человеку. В мире так мало людей, которые интересуются другими. Даже если вы не сможете помочь, вы выслушаете, дадите совет. А это немало.
Предложите альтернативу
Как красиво отказать: варианты альтернативной помощи
Покажите, что вы готовы решить вопрос. Но немного по-другому.
Перепоручите кому-то
Чем искать варианты, как вежливо отказаться, поищите лучше способы помочь человеку. Если что-то и спасёт мир, то не красота, а, скорее, доброта. Красивые люди повсюду. А вот добрых днём с огнём не найти. Будьте добрее. Варианты всегда есть. Подумайте, как решить проблему, с которой к вам обратились. И сделайте всё возможное со своей стороны. Подумайте, кто может помочь человеку вместо вас. Попросите сами, чтобы поучаствовать в судьбе того, кто доверился вам.
Договаривайтесь
Если у вас есть другая возможность, используйте её. Если знакомая попросила помочь с переездом очень внезапно, попробуйте договориться с другом, чтобы он помог ей вместо вас. Если с просьбой обратились к вам, сделайте всё, что в ваших силах. Не просто скажите: «Попроси Васю», а попросите его сами. Предварительно поинтересуйтесь, устроит ли человека такой вариант. «Я не смогу сегодня, но мой хороший друг, вроде бы, свободен. Давай попробуем обратиться к нему».
Как отказать в просьбе
Есть несколько простых правил, которые помогут вам справиться с ситуацией, принять правильное решение и верно донести его. Они научат вас, как вежливо отказать человеку в просьбе и не прослыть злыднем.
Не откладывайте
Если не уверены, лучше скажите: «Нет». Не обнадёживайте человека напрасно, иначе рискуете заслужить репутацию ненадёжного и безответственного человека.
Вы можете поменять свой ответ
Если у вас освободится время, просто оповестите человека, что готовы оказать помощь, если просьба ещё актуальна. Лучше так, чем пообещать и не выполнить.
Чаще повторяйте это
В рамках тренировки по отказам поучитесь этому перед зеркалом. Представьте ситуацию и порепетируйте разные фразы. Внимательно наблюдайте за выражением лица, жестами. Даже если чувствуете себя неловко, нельзя закрываться, складывая руки на груди. Это отталкивает людей. Разверните корпус целиком, держите ладони открытыми, не напрягайтесь. Дело-то житейское.
«Как жаль»!
Подумайте, как корректно отказать в просьбе? Лучше всего показать, что вам действительно жаль. Не нужно строить из себя робота. Вы — человек, и чувствуете себя соответственно ситуации: неловко. Покажите, что раздосадованы тем, что не можете помочь. Добавляйте фразы, демонстрирующие чувства.
Это поможет не потерять расположение человека.
Желание угождать
Нужно понимать, что нравиться всем нельзя. Даже помогая другим, вы не сможете добиться такого эффекта. Желание для всех быть хорошим естественно. Но соотносите свои ожидания с реальностью. По сути, вообще не важно, что говорят у вас за спиной. У каждого свои проблемы, и вы занимаете в их жизни настолько мало места, что не стоит и стараться. Поэтому не рассчитывайте, что вас полюбят за безотказность.
Помогайте по мере возможности. Если люди увидят, что вы умеете достойно отказывать, они подсознательно почувствуют в вас силу. Это вызовет уважение. Желание угождать — неверное понимание процессов человеческого восприятия. Часто люди не ценят добро, а лишь пользуются им. Поэтому руководствуйтесь лишь сухими фактами, а не своим желанием быть для человека хорошим.
Опередите просьбу
О том, как тактично отказать, часто спрашивают психологов. Они советуют 4 простых действия.
Избегайте тех, кто постоянно что-то просит
Безобидная ложь
Когда на вас настойчиво пытаются «кататься», не грех солгать. Скажите, что заняты. Для убедительности назовите причину, которая не может быть проверена человеком. Что-то, что вас прикроет. Это будет ложь во спасение. Во спасение вас от наглой эксплуатации. И это лучше, чем в лицо сказать человеку, что он наглеет на глазах.
«Не сейчас»
Пример, как мягко отказать человеку, не затронув его чувств. Объясните, что не можете согласиться в данный момент. Поясните, когда освободитесь. Скажите, что с удовольствием поможете в другой раз.
Как красиво и грамотно отказать
Есть несколько аспектов, которые помогут сориентироваться. Отказ прозвучит мягко и поможет избежать неловкости с обеих сторон. Ведь не только вам неловко отказывать. Представьте, как неловко тому, кто получил отказ.
«Дело не в тебе, а во мне»
Покажите человеку, что он значим и важен для вас, что хотели бы согласиться. Прости, я бы хотел помочь и я рад, что ты обратился ко мне. Но сегодня никак не смогу».
«Дело не во мне, а в тебе»
Если сама просьба обратившегося некорректна или претит вашим убеждениям, скажите об этом. «Ты же знаешь, я всегда к твоим услугам. Но то, о чём ты просишь, меня крайне смущает».
Проявите сочувствие
Покажите, что вам небезразличны проблемы обратившегося. Для этого подойдёт фраза: «Я тебя понимаю», «Я в твоей ситуации чувствовал бы себя также».
Изложите свое неудобство
Если не можете помочь, сообразите, как грамотно отказать человеку, не обидев. Покажите, что вам неудобно. «Я знаю, как это важно для тебя, и мне стыдно, что не смогу помочь. Прости, родная».
Пусть лучше получится слащаво, но искренне, чем сухо. Важно не озвучить ответ и продемонстрировать свою независимость. Важно дать понять, что вы сочувствуете, сожалеете. Покажите, что обратившийся к вам не должен чувствовать себя неловко. Пусть он будет уверен, что поступил правильно. Возьмите неловкость на себя. Тогда вы не только сохраните отношения, но и станете чуть ближе с человеком.
Как отказать в работе
Коллеги по работе — особая категория. Здесь правит фраза: «Худой мир лучше доброй ссоры». Чтобы сохранить всем нервы, совершенно разные люди должны работать слаженно и поддерживать друг друга. Но и здесь важно провести границу. Наглая эксплуатация труда — прямое нарушение прав и злоупотребление вашей добротой. Научитесь отличать невинную просьбу от наглости со стороны начальства и коллег.
«Я хотел бы помочь тебе»
Отказывая коллеге, обязательно скажите, что хотели бы помочь. Вам не раз ещё предстоит контактировать. Любой коллектив — это связанные друг с другом люди. Возможно, завтра вам придётся прикрыть этого человека. Или ему — вас. Нельзя портить отношения неосторожным словом.
Если хотите, чтобы работа была вам в радость, не превращайте её в поле боя. Пусть вокруг будут не враги, а друзья. Будьте отзывчивы, старайтесь на всё говорить: «Да». Если сомневаетесь в пользе этого способа — пересмотрите фильм «Всегда говори: «Да». Не упускайте возможность сделать доброе дело, пойти в незнакомое место. Чем чаще вы выходите из зоны комфорта, тем легче вам будет жить.
Используйте мимику и жесты
Искренность творит чудеса. Не стесняйтесь в жестах. Помогут показать ваше расположение лёгкие прикосновения, сочувственное выражение лица. Если человек вам близок, обнимите его, расспросите подробнее. Если нет, достаточно будет коснуться руки, смахнуть пылинку с плеча. Это тоже приёмы из НЛП. Их применяют для того, чтобы создать подсознательную близость с человеком. Они есть и в руководстве по психологии романтической любви «Как влюбить в себя любого» Лейл Лаундес. Используя этот приём, вы можете отказать так, что человек ещё и проникнется к вам уважением.
«Я польщен, но нет, спасибо»
Показывая собеседнику, что вам приятна его просьба или предложение, вы избавите его от чувства вины из-за напрасного обращения. Пусть он не получил желаемого, но получил одобрение. Подсознательно человек будет понимать, что доставил вам радость своими словами. Не бойтесь показать, что вам приятны чьи-то слова.
«Это не самый лучший вариант»
А это вариант, как деликатно отказать человеку, который пытается «изобрести велосипед» или действует неверно. Если вы поняли, что просьба, мягко говоря, странная, скажите: «Это не лучший вариант». И предложите иное решение проблемы. Выслушайте аргументы, возможно, вы не располагаете полной информацией. Вместе поищите решение.
«Я знаю, что вы надеялись не на этот ответ»
Проявите понимание, покажите, что не хотели огорчить своим отказом. Следите за эмоциями. Даже если просьба сначала показалась вам дерзкой, не спешите обидеть человека в ответ. Люди не всегда понимают истинные мотивы и чувства собеседника.
Как тактично отказать
Общество сегодня стало озлобленным, люди редко беспокоятся о чувствах других. И если вы хотите снискать к себе уважение и доброту, начните с себя. Будьте добры, даже когда вас пытаются эксплуатировать или обидеть. У каждого свои мотивы и каждый переживает свои беды. Будьте деликатны и тактичны.
«В прошлый раз было прекрасно»
Попробуйте завязать разговор. Чтобы ваш отказ не прозвучал обидно, поговорите с собеседником. Вспомните что-то из общего прошлого. Знать, как корректно отказать человеку — полезная наука. Ею должен в полной мере обладать каждый начальник и каждый родитель.
Расставьте приоритеты
Когда вы понимаете, что просьба собеседника ставит на кон ваши отношения, нужно решить, что важнее. Дружба — бесценный дар. Люди, которые сумели стать состоятельными, знают, насколько важно быть деликатным с окружающими. Всё в нашем мире строится на взаимоотношениях. «Один в поле не воин». За исключением особых случаев, выбирайте человека.
«Это невозможно»
Когда вы уже применили все аргументы, а собеседник не унимается, тактично поясните причину отказа. Используйте фразу: «Это невозможно». Просите войти в ваше положение. Будьте непреклонны, не позволяйте думать, что вы сомневаетесь. Не на все просьбы можно дать положительный ответ. Не забывайте о волшебном «потому что».
«Какая честь для меня»
Не бойтесь показаться чересчур эмоциональным. Лучше переборщить, чем недобрать с участием. Если осуществить просьбу совершенно невозможно, скажите, насколько вам важно было услышать её.
Станьте менее доступны
Помните старую добрую фразу: «Кто везёт — на том и едут». Если хотите, чтобы на вас перестали «ездить», решительно снимите поводья и отойдите от телеги. Иногда это необходимо. Нерешительность и страх попасть в немилость часто толкают людей соглашаться на просьбу себе в ущерб. Этого допускать нельзя.
Умение отказать другому означает не чёрствость, а здоровое самоуважение, если вас пытаются эксплуатировать. Не позволяйте так поступать ни себе, ни другим.
Заключение
Как тактично отказать человеку, чтобы не обидеть и не дать в обиду себя? Здесь нужно немного разбираться в психологии, понимать, какие слова могут задеть за живое. Если вас о чем-то просят, лучше проявить максимум участия, расспросить и по возможности помочь.
Есть люди, которые коллекционируют спичечные коробки. Кто-то увлеченно ведет список своих врагов, начиная с детского сада. А мудрые и целеустремлённые люди ведут списки друзей, собирают свою коллекцию. Воспринимайте каждую просьбу как возможность помочь человеку и заполучить его расположение. И даже отказывая, старайтесь сохранить расположение и дружбу. «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».