Как люди узнают что пришел антихрист

Предвестники прихода Антихриста: как они описываются в Библии и появятся в действительности

Будет ли конец света и второе пришествие Христа

Люди по-разному воспримут пришествие Иисуса Христа: кто-то с радостью и воодушевлением, а кто-то с боязнью и страхом. Это зависит от того, что находится в душе человека, и как он прожил свою жизнь. Если старался вытеснить Бога из своей жизни и стал пленником греха, то встреча будет мучительной. Если жизненный путь выстраивался на основе заповедей Божьих и принципах чистой совести, то встреча будет радостной и долгожданной.

В книгах Ветхого Завета нет точного указания, когда произойдет это событие, но есть признаки его появления, которые начинают происходить.

Предвестники прихода Иисуса Христа

Изменения, происходящие в мире с людьми, в манере контактировать и ощущать события ведут к ситуациям, которые описаны в Ветхом Завете. Они могут указывать на приближение второго пришествия Иисуса Христа.

Признаки:

Для верующего человека ни одно из событий не является устрашающим, потому что они их проживут спокойно.

Предвестники прихода Антихриста

Последним пунктом в череде всех признаков появления Христа во второй раз стоит приход Антихриста. Предвестники могут проявляться в таких масштабных событиях, как:

Среди видимых есть и другие соблазны, на которые человек не обратит внимание. Это подкуп достатком, когда теряется грань, сколько человеку нужно для жизни, тщеславие и гордыня возьмут верх над разумом. Но самым главным признаком станет то, что люди просто перестанут ждать второго пришествия Иисуса Христа.

День расплаты в строках Евангелии от Луки:

«Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы,

и кто в городе, выходи из него,

и кто в окрестностях, не входи в него,

потому что это дни отмщения,

да исполнится все написанное».

Люди, которые верят в конец света и суд Божий, готовят себя к этому событию. Но отвечать придется всем, причем спрятаться за спинами других не получится. Это будет расплата, и ответ придется держать как на суде за свои деяния. Пришествие может вызывать страх из-за того, что человек боится открыть свое сердце. Но все станет явным – кто шел к Богу, а кто повернулся к нему спиной. За это и придется отвечать.

Пришествие Антихриста

Согласно Библии и Ветхому Завету, второму пришествию Иисуса Христа будут сопутствовать непростые времена. Большая часть человечества потеряет нравственность, забудет о Боге, а если и будет помнить, то сознательно его начнет отрицать и противиться его воле.

Апогеем всех событий станет приход Антихриста, который представляет полную противоположность Спасителя и предельное воплощение зла. Приставка «анти» к слову «Христа» имеет в греческом словаре двойное значение – против и вместо. Это означает, что Антихрист будет противником Спасителя и одновременно попытается его заменить.

Иоанн Богослов писал, что характерной чертой Антихриста будет богохульство. Он совместит в себе божественные достоинства и потребует религиозного поклонения. Для этого Антихрист построит храм в свою честь и воссядет на троне как ложное божество силы дьявола. Он будет совершать чудеса и получит от злых сил великую власть. Царствование лжехриста будет всемирным, но недолгим. Оно продлится примерно 3 года, и в это время будет осуществляться сильное гонение на христиан. Победит же Антихриста сам Господь Иисус Христос.

Антихрист может прийти, и ему поверят, когда люди будут находиться в трудном положении – войны, катаклизмы, разруха, голод и другие неприятности их просто истощат. На этом фоне он появится как избавитель от бедствий, но принесет ложное и временное ощущение.

Источник

«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)

О признаках наступления конца света

Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.

Как люди узнают что пришел антихрист. Смотреть фото Как люди узнают что пришел антихрист. Смотреть картинку Как люди узнают что пришел антихрист. Картинка про Как люди узнают что пришел антихрист. Фото Как люди узнают что пришел антихрист

Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,

Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.

Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась

Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.

С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:

1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,

Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что

В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»

XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.

В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.

Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:

Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?

Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.

Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.

Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом

Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.

Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.

Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).

Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).

Об этом предупреждал и Сам Господь:

«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).

Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.

Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:

«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).

Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.

Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).

Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:

«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).

Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).

Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:

«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.

Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным

Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.

Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).

Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.

«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Источник

Антихрист и время его пришествия — иерей Олег Давыденков

Сама при­ставка “anti” в гре­че­ском языке может иметь два зна­че­ния: “про­тив” и “вме­сто”. По отно­ше­нию к анти­хри­сту оба эти зна­че­ния пра­во­мочны, потому что анти­христ, согласно цер­ков­ному уче­нию, есть про­тив­ник Хри­ста, а с дру­гой сто­роны — тот, кто пыта­ется поста­вить себя на место Хри­ста. В Свщ. Писа­нии само это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется дво­я­ким образом…

Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Антихрист и время его пришествия

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

В широ­ком смысле слово “анти­христ” — это вся­кий, “отвер­га­ю­щий Отца и Сына” ( 1Ин.2:22 ), “а вся­кий дух, кото­рый не испо­ве­дует Иисуса Хри­ста, при­шед­шего во плоти, не есть от Бога, но это дух анти­хри­ста…” ( 1Ин.4:3 ), т. е. вся­кий, кто отри­цает Бого­че­ло­ве­че­ство и Бого­сы­нов­ство Иисуса Хри­ста, может быть назван анти­хри­стом. В этом смысле “…появи­лось много анти­хри­стов…” ( 1Ин.2:18 ). Но в стро­гом смысле это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется в отно­ше­нии к опре­де­лен­ному лицу, о кото­ром также гово­рит ап. Иоанн Бого­слов: “…вы слы­шали, что при­дет анти­христ…” ( 1Ин.2:18 ).

В исто­рии имели место мне­ния, что анти­христ не есть лич­ность, а про­сто некая бого­враж­деб­ная сила. Такое мне­ние выска­зы­вал, напри­мер, Мар­тин Лютер; на рус­ской почве его вос­про­из­во­дили рас­коль­ники бес­по­повцы. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26) пишет: “Надобно знать, что должно придти анти­хри­сту, хотя анти­христ есть и вся­кий, не испо­ве­да­ю­щий, что Сын Божий при­шел во плоти, но в соб­ствен­ном смысле и пре­иму­ще­ственно, анти­хри­стом назы­ва­ется тот, кото­рый при­дет к кон­чине мира”. Свщ. Писа­ние учит об анти­хри­сте, как о кон­крет­ной лич­но­сти. Гос­подь гово­рит иудеям:

“…иной при­дет во имя свое, его при­мете” ( Ин.5:43 ). Апо­стол Павел назы­вает анти­хри­ста: “чело­ве­ком греха, сыном поги­бели” ( 2Фес.2:3 ).

По пре­да­нию, анти­христ про­изой­дет из народа иудей­ского и будет являться потом­ком Дана, одного из 12 сыно­вей Иакова. Про­ро­че­ство пат­ри­арха Иакова о Дане и его потом­ках зву­чит сле­ду­ю­щим обра­зом: “Дан будет змеем на дороге, аспи­дом на пути, уязв­ля­ю­щим ногу коня, так что всад­ник его упа­дет назад. На помощь Твою наде­юсь Гос­поди!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страш­ные слова о Дане содер­жатся у про­рока Иере­мии: “От Дана слы­шен храп коней его, от гром­кого ржа­нья жереб­цов его дро­жит вся земля; и при­дут и истре­бят землю и все, что на ней, город и живу­щих в нем” ( Иер.8:16–17 ).

В Откр. (гл. 7) пере­чис­ля­ются запе­чет­лен­ные от всех колен Изра­и­ле­вых, и среди пере­чис­ля­е­мых колен не упо­мя­нуто колено Даново, что тоже рас­смат­ри­ва­ется как при­кро­вен­ное ука­за­ние на то, что из колена Данова будет антихрист.

Суще­ствует лож­ное мне­ние, что анти­христ будет вопло­ще­нием сатаны: подобно тому как Гос­подь вопло­тился от Девы, и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­веке. Это мне­ние Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диа­вол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и при­мет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем”. Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свщ. Писа­ния об анти­хри­сте: “кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Имя анти­хри­ста неиз­вестно, известно только его число — “666”. По объ­яс­не­нию свщмч. Ири­нея Лион­ского, “имя его неиз­вестно потому, что оно недо­стойно быть воз­ве­щен­ным от Духа Свя­того” (Про­тив ере­сей, кн. 5, гл. 30).

Собы­тием, непо­сред­ственно пред­ва­ря­ю­щим при­ше­ствие анти­хри­ста, будет взя­тие “от среды удер­жи­ва­ю­щего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова тре­буют обра­ще­ния к гре­че­скому тек­сту. В ст. 6 гово­рится: “ныне вы зна­ете, что не допус­кает открыться ему в свое время”. Слову “что” в сино­даль­ном пере­воде соот­вет­ствует гре­че­ское “to katechon”, что бук­вально зна­чит “дер­жа­щее или удер­жи­ва­ю­щее”, в сред­нем роде. Оче­видно, здесь име­ется в виду не чело­ве­че­ское лицо, а некая сила. В ст. 7 гово­рится: “не совер­шится до тех пор, пока не будет взят от среды удер­жи­ва­ю­щий (o ketechon)”. Здесь упо­треб­лен муж­ской род, что ско­рее всего ука­зы­вает на лицо муж­ского рода. Одно­знач­ного тол­ко­ва­ния на эти слова Апо­стола нет, поэтому под “удер­жи­ва­ю­щим” и “дер­жа­щим” можно пони­мать и неко­то­рую силу, поли­ти­че­скую или рели­ги­озно-поли­ти­че­скую, и неко­его пред­ста­ви­теля этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По сло­вам св. Иоанна Дамас­кина (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26), “анти­христ будет вос­пи­тан тайно, потом вне­запно вос­ста­нет, воз­му­тится и воца­рится”. Он будет бороться про­тив всех рели­гий и “при­дет во имя свое” ( Ин.5:43 ). An. Павел гово­рит, что анти­христ есть “…пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею…” ( 2Фес.2:4 ), т. е. Бога и в хри­сти­ан­ском, и в язы­че­ском пони­ма­нии, и всех пред­ме­тов рели­ги­оз­ного чествования.

Согласно Апо­ка­лип­сису, харак­тер­ной чер­той анти­хри­ста будет бого­хуль­ство: “И даны были ему уста, гово­ря­щие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живу­щих на небе” ( Откр.13:5–6 ). Анти­христ усвоит себе Боже­ствен­ное досто­ин­ство и потре­бует Боже­ского покло­не­ния и слу­же­ния: “…в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога” ( 2Фес.2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно ска­зать невоз­можно — будет ли это вос­ста­нов­лен­ный к тому вре­мени Иеру­са­лим­ский храм или некий дру­гой, кото­рый будет наи­бо­лее почи­таем и изве­стен в то время.

В своей борьбе про­тив хри­сти­ан­ства и всех своих про­тив­ни­ков анти­христ будет поль­зо­ваться сле­ду­ю­щими сред­ствами: ему будут помо­гать лже­про­роки, кото­рые “…дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса…” ( Мф.24:24 ); явле­ние анти­хри­ста “…по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Анти­христ будет обла­дать огром­ной силой. Сатана даст ему “…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть” ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей вла­сти: “…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее” ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь име­ется в виду рели­ги­оз­ная сила в соче­та­нии с поли­ти­че­ской вла­стью, при­чем ско­рее всего власть будет еди­но­лич­ная, воз­можно цар­ская, потому что сама власть сатаны по сво­ему суще­ству есть власть монархическая.

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста будет все­мир­ным: “…и дана была ему власть над вся­ким коле­ном и наро­дом, и язы­ком и пле­ме­нем” ( Откр.13:7 ). В Вет­хом Завете про­об­ра­зом анти­хри­ста явля­ется могу­ще­ствен­ный все­и­с­треб­ля­ю­щий заво­е­ва­тель ( Дан.7–8, 11 ). Ско­рее всего таким про­об­ра­зом в созна­нии иудеев был Антиох Епи­фан. Осо­бенно жесто­ким будет гоне­ние на хри­стиан. Анти­христ издаст декрет, “…чтобы уби­ваем был вся­кий, кто не будет покло­няться образу зверя” ( Откр.13:15 ). В Апок. (гл. 11) рас­ска­зы­ва­ется об убий­стве двух сви­де­те­лей, кото­рые будут обли­чать цар­ство анти­хри­ста. Для хри­стиан тогда невоз­можно будет поль­зо­ваться граж­дан­скими пра­вами: “И он сде­лал то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его” ( Откр.13:16—17 ).

Цер­ковь в эти вре­мена вынуж­дена будет скры­ваться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако “…врата ада не одо­леют ее” ( Мф.16:18 ), и при­не­се­ние Евха­ри­сти­че­ской жертвы не пре­кра­тится до Вто­рого при­ше­ствия Хри­стова ( 1Кор.11:26 ). По сло­вам ап. Павла, осо­бенно силь­ным дей­ствие анти­хри­ста будет на поги­ба­ю­щих, тех, кто “…не при­няли любви истины для сво­его спа­се­ния” ( 2Фес.2:10 ).

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста вызо­вет про­тив себя откры­тое сопро­тив­ле­ние. В Апо­ка­лип­сисе гово­рится о двух сви­де­те­лях, кото­рые будут про­ро­че­ство­вать 1260 дней. По Пре­да­нию, один из этих про­ро­ков — Илия. О вто­ром в Писа­нии ничего не ска­зано, но, по Пре­да­нию, это будет либо Енох (наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное мне­ние), либо Моисей.

В борьбе про­тив анти­хри­ста людям будет дана Боже­ствен­ная помощь (напри­мер, повест­во­ва­ние Апо­ка­лип­сиса о семи Анге­лах, име­ю­щих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Про­мыслу Божию ради избран­ных (тех, кто сохра­нил веру) сокра­тятся те дни ( Мф.24:22 ). Но побе­дить сата­нин­скую силу чисто чело­ве­че­скими сред­ствами невоз­можно: “И дано ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их…” ( Откр.13:7 ).

Согласно про­ро­че­ствам Дани­ила, про­дол­жи­тель­ность цар­ство­ва­ния анти­хри­ста ( Дан.7:25 ) — три с поло­ви­ной года. Апок. назы­вает 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что состав­ляет те же три с поло­ви­ной про­ро­че­ских года. Вет­хо­за­вет­ные про­роки исполь­зо­вали в своих про­ро­че­ствах осо­бую меру вре­мени, так назы­ва­е­мый про­ро­че­ский год, кото­рый состав­ляет ровно 360 дней. Таким обра­зом, про­дол­жи­тель­норть цар­ство­ва­ния анти­хри­ста соста­вит три с поло­ви­ной года — ровно столько, сколько про­дол­жа­лось время зем­ного слу­же­ния Гос­пода Иисуса Христа.

Побе­дит анти­хри­ста непо­сред­ственно Сам Гос­подь Иисус Хри­стос Своим Вто­рым при­ше­ствием: “…Гос­подь Иисус убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. ска­зано: “И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса перед ним,… оба живые бро­шены в озеро огнен­ное, горя­щее серою” ( Откр.19:20–21 ).

Второе пришествие Христово

Гре­че­ское назва­ние Вто­рого при­ше­ствия — “parousia”; соот­вет­ству­ю­щее латин­ское назва­ние “adventus”. Вто­рое при­ше­ствие Спа­си­теля, в отли­чие от Его Пер­вого при­ше­ствия на Землю, будет со сла­вою и вели­чием — “…при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Отца Сво­его…” ( Мф.16:27 ). Выра­же­ние “во славе” в дан­ном слу­чае нужно пони­мать как “окру­жен­ный осо­бым сия­нием”. И “… сядет не пре­столе славы Своей” ( Мф 25 31).

В тот день, т. е. в день Вто­рого при­ше­ствия, явится зна­ме­ние сына Чело­ве­че­ского на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писа­ние не уточ­няет, что это за зна­ме­ние, но, по Пре­да­нию, этим зна­ме­нием будет крест. Явле­ние Спа­си­теля будет чув­ствен­ным, в чело­ве­че­ской плоти. Ангелы гово­рят апо­сто­лам после Воз­не­се­ния Хри­стова: “…Сей Иисус, воз­нес­шийся от вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы видели Его вос­хо­дя­щим на небо” ( Деян.1:11 ). Гос­подь при­дет окру­жен­ный Анге­лами ( Мф.16:27 ; Иуд. 14 ).

An. Павел срав­ни­вает при­ше­ствие Хри­стово с труб­ным созы­ва­нием вой­ска или воз­ве­ще­нием юби­лей­ного года: “…Сам Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе Архан­гела и трубе Божией, сой­дет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явле­ние Спа­си­теля будет все­об­щим и для всех явным — “…как мол­ния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского” ( Мф.24:27 ).

Отно­ше­ние людей ко Вто­рому при­ше­ствию будет различно.

“Когда же нач­нет это сбы­ваться, тогда вос­кло­ни­тесь и под­ни­мите головы ваши, потому что при­бли­жа­ется избав­ле­ние ваше” ( Лк.21:28 ). Вер­ными это при­ше­ствие будет вос­при­нято как избав­ле­ние, однако для внеш­них, для тех, кто не суть Хри­стовы, при­ше­ствие Его ничего хоро­шего пред­ве­щать не будет, и поэтому “…вос­пла­чутся все пле­мена зем­ные…” ( Мф.24:30 ).

Воскресение мертвых, его действительность

Про­стран­ный Кати­хи­зис (чл. 11) таким обра­зом опре­де­ляет, что есть вос­кре­се­ние: “… дей­ствие могу­ще­ства Божия, по кото­рому все тела умер­ших чело­ве­ков, соеди­ня­ясь опять с их душами, ожи­вут и будут духовны и бес­смертны”. Таким обра­зом, вос­кре­се­ние — это не созда­ние новых тел и не духов­ное вос­кре­се­ние, а вос­со­еди­не­ние души со своим телом. Уче­ние о вос­кре­се­нии при­сут­ствует уже в Вет­хом Завете. Мно­го­стра­даль­ный Иов вос­кли­цает: “А я знаю, Иску­пи­тель мой жив, и Он в послед­ний день вос­ста­вит из праха рас­па­да­ю­щу­юся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза дру­гого, уви­дят Его…” ( Иов.19:25—27 ). Здесь уже при­сут­ствует идея само­тож­де­ствен­но­сти лич­но­сти до и после вос­кре­се­ния: то же самое лицо, кото­рое неко­гда жило на земле, — оно же в своем теле будет участ­ни­ком собы­тия вос­кре­се­ния. Про­об­ра­зом буду­щего вос­кре­се­ния были вос­кре­ше­ния умер­ших в Вет­хом Завете. Напри­мер, вос­кре­ше­ние, совер­шен­ное про­ро­ком Илией в Сарепте Сидон­ской ( 3Цар.17:19 ), вос­кре­ше­ние про­ро­ком Ели­сеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), вос­кре­ше­ние покой­ника от костей про­рока Ели­сея ( 4Цар.13:21 ).

Со всей ясно­стью о вос­кре­се­нии гово­рится в про­ро­че­ских кни­гах. Про­рок Исаия вос­кли­цает: “Ожи­вут мерт­вецы Твои, вос­ста­нут мерт­вые тела. ” ( Ис.26:19 ); “И мно­гие из спя­щих в прахе земли про­бу­дятся, одни для жизни веч­ной, дру­гие на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние” ( Дан.12:2 ); в Иез.37:1–10 дается образ­ное изоб­ра­же­ние вос­кре­се­ния; в 2Мак.7:9 ска­зано: “…Царь мира вос­кре­сит нас, умер­ших за Его законы для жизни вечной”.

Все­общ­ность этой веры в дни зем­ной жизни Гос­пода под­твер­жда­ется сло­вами Марфы, сестры Лазаря: “…знаю, что вос­крес­нет в вос­кре­се­ние, в послед­ний день” ( Ин.11:24 ).

В Новом Завете вера в вос­кре­се­ние выра­жена совер­шенно явно: “…насту­пает время, и настало уже, когда мерт­вые услы­шат глас Сына Божия и, услы­шав, ожи­вут” ( Ин.5:25 ); “… Я вос­крешу его в послед­ний день” ( Ин.6:40 ). Это гово­рится о веру­ю­щих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6:54 отно­сятся к тем, кто будет при­ча­щаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла гово­рится: “ибо, если мерт­вые не вос­кре­сают, то и Хри­стос не вос­крес. А если Хри­стос не вос­крес, то вера ваша тщетна…” ( 1Кор.15:16—17 ), т. е. для ап. Павла Вос­кре­се­ние Хри­стово — это сре­до­то­чие хри­сти­ан­ской веры, глав­ный пред­мет рели­ги­оз­ного пере­жи­ва­ния и созерцания.

Вопросы для само­сто­я­тель­ного изучения

1) Все­общ­ность вос­кре­се­ния умерших.

2) Одно­вре­мен­ность вос­кре­се­ния умер­ших. Хили­азм (уче­ние о 1000-лет­нем Цар­стве Хри­сто­вом на земле), его лож­ность. Бла­го­дат­ное цар­ство Хри­стово. Цар­ство славы.

3) Изме­не­ние живых при вос­кре­се­нии умерших.

4) Тело вос­кре­се­ния и его свой­ство. Отли­чи­тель­ные свой­ства тела вос­кре­се­ния — нетлен­ность, силь­ность, духов­ность, славность.

6) Все­об­щий суд. Его дей­стви­тель­ность и образ совер­ше­ния все­об­щего суда.

7) Бла­жен­ное состо­я­ние пра­вед­ни­ков после послед­него суда.

8) Сте­пени бла­жен­ства; веч­ность блаженства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *