Как можно определить что такое просвещение кратко
Значение слова «просвещение»
1. Действие по знач. глаг. просветить 2 —просвещать; распространение знаний, образования. [Рудин] скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, Рудин. Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, Далекие годы. || Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. Министр просвещения.
2. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В императорской России существовало Министерство народного просвещения; в советское время его преемником стал Народный комиссариат просвещения, позднее — республиканские наркоматы и министерства просвещения в республиках СССР.
— Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)
Различают следующие направления просвещения как вида работы специалиста по распространению специальных знаний:
Половое просвещение, ограниченное воздержанием
Наряду с термином «просвещение» употребляется термин «просветительство» как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие просветительство, другие — просвещение. Встречается в литературе и понимание просветительства как «сниженного», неполного варианта просвещения, а также как идейного течения «вторичного» порядка (то есть возникшего в некоторых странах под влиянием идей западноевропейского Просвещения.
Также под просвещением понимается идейное течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (где достигло высшего расцвета) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
просвеще́ние
1. действие по значению гл. просветить [I] — просвещать; распространение знаний, образования ◆ [Рудин] скоро перешёл к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, «Рудин», 1855 г. ◆ Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, «Далёкие годы», 1946 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС))
2. система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений ◆ Министр просвещения.
3. истор. течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс в эпоху перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения [1] народа
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова проторить (глагол), проторили:
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 32
Вопросы в конце параграфа
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.
Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).
Стр. 32. Подумайте
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
Страна | Особенности Просвещения |
---|---|
Англия | В Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей |
Франция | Франция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции |
США | Идеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей |
Священная Римская империя | Императоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы |
Пруссия | Пример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма |
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.
Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).
В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.
Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.
На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.
Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.
В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.
Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).
В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).
Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».
Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.
Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.
Стр. 32. Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 2
Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.
Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 г.
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Для просветителей оказался столь важным разум,потому что разум это основа деятельности(помогает установить связь между событиями и фактами и т.п)
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
Философов больше всего волновали следующие проблемы: защита прав человека, критика суеверий.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
С точки зрения просветителей общество возникло при необходимости людей делать что-либо вместе, сообща, а государство-аппарат управления богатых людей созданный чтобы руководить менее богатыми.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
В век Просвещения в науке появляеются: описание многих биологических понятий(что означает сама биология);происходит очень много экспедиций в которых открывают что-то новое, до этого неизвестное(Географические открытия);в области математики Г. В. Лейбниц открывает дифференциальное и интегральное исчисления; в области химии А. Л. Лавуазье (основатель современной химии) составил первый перечень химических элементов; также в области биологии К. Линей в своей работе «Виды растений» описал тысячи видов флоры и фауны и дал каждому из них латинское наименование.
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе просветителей.
В 18 в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632 — 1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому — то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от народа.
Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство перед законом, который принимают по согласию большинства.
Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Согласно идеям Руссо, люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.
Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Кант утверждает, что просвещение заключается в «развитии своего разума» через мышление вне простых и удобных рамок догмы и общепринятых формул. Единственным способом сбросить эти цепи является разум: в обществе всегда будут существовать люди, думающие самостоятельно (просвещенные), которые помогли бы другим добиться такой же автономии разума.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Из книги Ш. — л. де Монтескьё «Персидские письма» (1721)
1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?
2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?
Просвещение
Просвещение это интеллектуально-философское и культурное движение в странах Европы (в т.ч. и в России) и Северной Америки, распространившееся с конца 17 века (конец 1680-х – 90-е) и завершившееся в конце 18 — начале 19 столетия, в период Великой французской революции и в первые послереволюционные годы. Термин «Просвещение» восходит к корневому слову «свет». Это понятие встречается еще в религиозных текстах, в Библии оно связано с отделением Творцом света от тьмы и самим Богом как Светом нового творения. «Свет» издавна был связан и с человеческим разумом, рассматривался как отблеск Божественного духа и означал «знание, ясность ума». В 18 веке в него стали вкладывать специфическое содержание: это наиболее совершенные качества разума, его пытливость, проницательность, живая динамичность, устремленность к познанию. «Просвещение» и предполагает прежде всего жажду свободного, самостоятельного и активного размышления над проблемами мира, общественного и природного бытия. Слово довольно часто употребляется уже мыслителями начала и середины 18 столетия, однако вполне отчетливое определение оно получает в 1784, когда И.Кант публикует статью «Что такое Просвещение?», провозглашая важнейшим принципом просвещения «умение пользоваться собственным умом», позволяющее человечеству «выйти из состояния несовершеннолетия», в котором оно до сих пор находилось по «собственной вине». Кант особенно подчеркивает, что он и его современники живут не в уже просвещенном веке, а в эпоху, когда лишь начался процесс просвещения. Постулированная европейскими просветителями необходимость внести свет разума в человеческую жизнь, опираться не на веру, авторитет, обычай, а на разумное и самостоятельное суждение, формировала особое отношение деятелей просвещения к интеллектуальной, духовной традиции, стимулировала борьбу с предрассудками, повышала интерес к проблемам воспитания и образования людей. Поначалу воспитание предполагает развитие в личности и ума, и сердца, отношения которых представляются вполне гармоничными: чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце — чувствительнее, — полагали французские энциклопедисты — авторы многотомного труда, вобравшего в себя новые, просветительские знания и представления о важнейших понятиях человеческой жизни. На более позднем этапе просвещения с 1760-х и далее отношения между рациональным и чувственно-эмоциональным предстают уже не столь гармоничными.
Просвещение — это идейное, интеллектуальное, культурное движение, имеющее общие исходные принципы. Однако просветители вовсе не были согласны друг с другом во всем и всегда: ученик Дж.Локка А.Э.К.Шефтсбери вел полемику со своим учителем, поклонник энциклопедистов Ж.Ж.Руссо пришел в конце концов к резкому расхождению с ними, Ш.Монтескьё был сторонником монархии, тот же Руссо — республиканцем. Существовали также определенные различия в воззрениях просветителей разных стран, разных этапов. Английское просвещение было, очевидно, наиболее ранним и наиболее компромиссным, французское — наиболее ярким, авторитетным и разнообразным, немецкое — наиболее поздним и носящим прежде всего философско-эстетический характер. В движении просвещения участвовали буржуа и дворяне, светские люди и священнослужители, их просветительские воззрения порой причудливо сочетались в Англии — с пуританизмом (у Д.Дефо, С.Ричардсона), в Германии — с пиетизмом (у Х.Томазия), во Франции — со спиритуализмом (у Э.Б.Д.Кондильяка). Объединяла этих разных людей прежде всего высочайшая оценка свободного размышления.
Просвещение не является определенным художественным, литературным направлением, однако многие — и лучшие — писатели 18 века были просветителями: А.Поуп, Дефо, Дж.Свифт, Ричардсон в Англии, Монтескье, Вольтер, Д.Дидро, Руссо во Франции, Г.Э.Лессинг. К.М.Виланд, Ф.Шиллер, И.В.Гёте в Германии. Просветительская литература формирует своеобразные идейно-художественные принципы (это прежде всего морализация и дидактизм, построение сюжета как доказательства или опровержения определенного философского тезиса, введение в систему персонажей героев — носителей авторских идей), но в целом она вбирает в себя опыт разных литературных направлений 18 столетия — классицизма (см. трагедию Вольтера «Эдип», 1718; поэму-трактат Поупа «Опыт о человеке», 1732-34; оду «К Радости», 1786, Шиллера, трагедию «Ифигения в Тавриде», 1787, Гёте), рококо (философские повести Свифта, Монтескье, Вольтера, Дидро, Виланда), сентиментализма, («мещанские драмы» Лессинга и Дидро, романы Ричардсона, Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гёте), вливается в их эволюцию. Просветители отдают дань разным литературным жанрам эпохи: поэтическим (оды, эпиграммы, элегии, описательные и ироикомические поэмы), драматическим (трагедия, комедия, мещанская драма), прозаическим (философский роман, философская повесть) Им важно пропагандировать свои воззрения, но это не значит, что они лишь иллюстрируют готовые мысли литературным материалом: художественное творчество является для них формой выработки этих мыслей, способом размышления над актуальными проблемами. Обращение к художественной литературе отражает общий интерес просветителей не к абстрактным метафизическим категориям, а к конкретным животрепещущим проблемам человека и общественным конфликтам.
Новаторство просветителей проявляется не только в области идей, но и художественных форм. Писатели просвещения открыли современность как эстетически равноправную с мифологией и историей область изображения, не связанную непременно с комедией или сатирой, и это выдвинуло в число ведущих жанров 18 столетия социально-психологический роман о современности. Они стремились доставить читателям «радости тончайшей мысли» (П.Валери) и вовлечь их в процесс этой мысли: большинство произведений снабжалось программными предисловиями, сами тексты часто содержали прямые обращения к читателям, сюжеты сочетали дидактизм развязки с открытостью поставленной проблемы. Сторонники просвещения размышляли над категорией «просвещенного вкуса» и применяли этот критерий в собственном литературном творчестве. Просветительские сочинения отличает разнообразие и богатство художественной интонации, они сочетают ясность и патетичность, интеллектуальность и проникновенность, изящество и искренность выражения. Многие произведения просветителей стали мировой художественной классикой». «Робинзон Крузо» (1719) Дефо и «Приключения Гулливера» (1726) Свифта, «Кандид» (1759) Вольтера и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Руссо, «Дон Карлос» (178387) Шиллера и «Фауст» (1808-31) Гёте.
Образ просвещения, а значит, и уточнение и эволюция самого термина, начали складываться уже в период Великой французской революции, когда французские революционеры стали рассматривать себя как верных учеников Монтескье, Вольтера и прежде всего Руссо, придавая, однако, автору «Общественного договора» не свойственный ему на самом деле последовательный политический радикализм и отталкивая от себя вчерашних «вольтерьянцев» (Ф.Р.де Шатобриана) и «руссоистов». Разочарование в ходе и итогах революции заставляло многих современников винить в неудаче просветителей. Романтизм, рождавшийся в значительной мере в полемике с предшествующим этапом культуры, внес, таким образом, существенные коррективы в понимание феномена просвещения и литературы 18 века. Этот период стал рассматривался как время безверия и рассудочного, поверхностного отношения к миру и человеку, как эпоха, провозгласившая «культ Разума» и забывшая про чувства. Фактически в эпоху романтизма просвещение стало связываться с движением «идеологов» (А.Л.К.Дестют де Траси, К.Ф.Вольней и др.), готовивших Французскую революцию, и постепенно рассматриваться как непосредственная идеологическая подготовка этого события. Своеобразным эталоном просвещения начали считаться воззрения французских философов-материалистов и утопистов второй половины 18 века, труды которых собственно в просвещении занимали на самом деле периферийное место. В полемике с этими представлениями в истории философии и литературоведении 20 века постепенно развиваются более диалектические и исторически корректные трактовки просвещения, в основу которых положены идеи немецкого ученого Э.Кассирера. Он, в частности, подчеркивал, что просветительская мысль богата и разнообразна, что она проявляется «не в отдельных теориях или совокупности аксиом, а там, где происходит ее становление, где она сомневается и ищет, разрушает и строит» (Cassirer Е. Die Philosophic der Aufklarung. Tubingen). Осознавая сложность и пестроту идеологических истоков Французской революции, а с другой стороны — несводимость воззрений просветителей к революционной идеологии, современные зарубежные ученые трактуют просвещение как широкое и внутренне не замкнутое интеллектуально-культурное движение, в основе которого лежит прежде всего выработка новых принципов мышления, защита свободной мысли. Просвещение не истолковывается более и как буржуазная идеология. Просветители отстаивали многие идеи, которые являются общечеловеческими ценностями и сохраняют свое значение и сегодня, независимо от политической или идеологической конъюнктуры.
В основу отечественной концепции просвещения были положены суждения К.Маркса и Ф.Энгельса, рассматривавших его как идейное движение буржуазного класса. По мнению Энгельса, чаемое просветителями «царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание Том 20). В 1930-е, когда закладывались основы вульгарно-социологической концепции просветительского движения, в отечественном литературоведении закрепилось окончательное отождествление просвещения с революционной идеологией буржуазии. Это привело некоторых ученых к убеждению, что в странах, где буржуазная революция уже свершилась (в Англии), просвещение отсутствовало. Однако в последнее десятилетие трактовка просвещения как широкого культурного движения, основные идеи которого носят общечеловеческий характер, находит все больше сторонников и в нашей науке.
Просвещение в России
Просветительские идеи находят выражение прежде всего в сатирических комедиях («Недоросль», 1782, Д.И.Фонвизина; пьесы Екатерины II) и в сатирической журналистике (журналы Н.И.Новикова «Трутень» и «Живописец», 1769-72). Главные темы русской просветительской литературы — воспитание молодого дворянина и отношение дворян к своим государственным обязанностям (государственная служба как служение Отечеству) и к крепостным крестьянам; неизменный предмет осмеяния — «щегольство» дворянства, бездумное подражание французским модам. События французской революции, наполеоновские войны, распространение романтических веяний привели в Европе к осознанию наивности и утопичности просветительских идей. В России они сохраняют значение на протяжении 1800-20-х: установка на пропаганду истинных идей, на воспитание гражданина-патриота присуща декабристской литературе и «Горю от ума» (1822-24) А.С.Грибоедова. Внимание к литературе просвещения было характерно и для русских литераторов позднейшего времени—для писателей радикально-демократического круга, Л.Н.Толстого, воспринявшего идеи Руссо.
Слово просвещение произошло от немецкого Aufklarung; английского Enlightenment; французского Les Lumieres, итальянского Illuminismo; испанского Illustracion.