Как можно определить что звук гласный 1 класс школа россии
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2класс
Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Определение гласного звука;
2) Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Воздух без преград идёт.
Цветом выделяют красным,
Значит, звук зовётся гласным.
2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.
3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.
4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:
буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;
буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;
буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;
буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.
1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.
2. Обозначают два звука, если стоят:
– после гласной буквы;
5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.
6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».
7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.
Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».
Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Группы букв.
Разделите буквы гласных звуков на две группы
Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.
Задание. Гласные в слове.
Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие:
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Конспект урока » гласные звуки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского языка во 1 классе УМК «Школа России»
Учебник « Русский язык» 1 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.,рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Тема урока: Гласные звуки
Тип урока: закрепление изученного материала
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению с гласными звуками и буквами, осознанию и осмыслению знаний о гласных звуках и буквах, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий : умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; различать гласные звуки и буквы.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,
учебник «Русский язык» 2 класс, часть I, В. П. Канакина.
Словарное слово на плакате;
Индивидуальные карточки для проверки словаря.
Презентация по русскому языку на тему » Как отличить гласный звук от согласного звука_.» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Как отличить гласный звук от согласного звука?
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
Гласный звук образует слог.
Гласный звук состоит только из голоса.
Описание слайда:
Описание слайда:
Как отличить согласный звук от гласного звука?
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
Гласный звук образует слог.
Гласный звук состоит только из голоса.
Описание слайда:
Описание слайда:
Как отличить согласный звук от гласного звука?
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
Гласный звук образует слог.
Гласный звук состоит только из голоса.
Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса.
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду.
Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Как отличить гласный звук от согласного звука_•Гласный звук состоит только из голоса.•При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.•Гласный звук образует слог.
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по русскому языку- 5 кл
Рабочая программа по русскому языку
Технологическая карта урока «Неопределенно- личные предложения»
Презентация по русскому языку на тему » Проверяемая безударная гласная в корне» (2 класс)
Конспект урока по русскому языку «Знакомство с буквой З,з «1 класс
Тест по русскому языку на тему» Речь.Диалог.Текст»2 класс
Презентация по обучению грамоте и чтению на теме » Сравни Слова с буквами и и й» (1 класс)
Конспект по русскому языку на тему « виды предложений по интонации» 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5392633 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема урока: Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника: Осмоловская Алёна Александровна
Тема урока: Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Цель фрагмента урока: Формировать умения определять гласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
• Деятельностная: освоение новых способов действия, их применение не практике.
• Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения новых элементов, усвоение новых терминов, новых правил.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: Формировать представление детей о гласных звуках, умение находить их в словах и правильно произносить, умение различать гласные звуки и буквы от других.
Предметные: Уточнить представления детей о гласных звуках;
Формировать умения находить в слове и правильно произносить гласные звуки,
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Познавательные : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому языку, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность, воспитывать культуру общения.
Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА:
Этап фрагмента урока
Образовательная задача этапа урока
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Замотивировать детей на дальнейшую деятельность.
Слово учителя, наглядный метод, эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
Здравствуйте дорогие ребята, я рада видеть вас на нашем уроке русского языка! Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (до 45 секунд) (Слайд 1)
— Какое настроение возникло у вас после прослушанного?
2. Откройте тетради, отступите 2 линеечки вниз на 3-й линейке посередине запишу число, сегодня (число месяц), на следующей линейке под числом посередине пишем с большой буквы Классная работа.
Слушают песню, в этой песни говорится о друзьях.
Улыбаются друг другу.
Открывают тетрадь, записывают число классная работа.
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
Уважительное отношение друг к другу.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Актуализировать знания по данной теме
Слово учителя, прием «Вопрос- ответ», практическое задание
На слайде вы видите буквы и звуки:
у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, и,ь. (слайд2)
— Найдите лишние буквы и звуки, обоснуйте.
— Что можно сказать об остальных буквах?
— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
Ь – не обозначает звука; М – обозначает согласный звук.
Это буквы, обозначающие гласные звуки.
О гласных звуках и буквах.
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
К: Учитывать мнения и стремиться
различных позиций в
Уважительное отношение друг к другу.
3. Выявление места и причины затруднений
Ребята, при распределении звуков и букв возникли трудности?
Как думаете по какой причине?
-Дети называют причины.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Сформулировать темы и цель данного урока.
Художественное слово, прием «Вопрос- ответ», слово учителя.
Читаю четверостишие из
Гласные тянутся в песенке
Могут в кроватке баюкать
Но не желают свистеть и
гласных звуков называет
— Какой признак гласных
звуков могли бы вы
Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? А какие задачи мы перед собой должны поставить? (слайд4)
— Хоть эта тема для нас не в новинку, но мы еще не в совершенстве ею владеем!! Поэтому я предлагаю вам, представить себя учеными (Кто такие ученые? В чем особенность их профессии?) в лаборатории русского языка и провести пару «опытов».
— Составим план нашего исследования:
Первый опыт- учиться отличать гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.
Второй опыт- вспомнить, какими буквами обозначаются гласные звуки на письме.
-Они тянутся, их можно закричать, заплакать.
-Гласные звуки можно пропеть.
-Тема нашего урока: Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? Задачи научиться определять гласные звуки и обозначать их на письме.
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
Р: Определяют задачу, планируют
деятельность на урок
5. Реализация построенного проекта
прочитать тему нашего урока ещё раз. Правильно ли мы определили тему?
правило и сказать, что
можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (слайд6)
Организует работу с
Сколько в русском языке
Запишите гласные звуки.
букв в русском языке?
изображено в первом
Ребята, вы устали давайте проведем физ.минутку.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
Превратилась в букву Ш.
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Открывают учебник, да мы правильно определили тему нашего урока.
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
учебные действия в
Уважительное отношение друг к другу, здорово сберегающие отношение.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проверить усвоение материала.
— Теперь можно смело переходить ко второму опыту.
— Найдите упр.136 на странице 90.
— Что изображено в первом круге?
— Что изображено во втором круге?
-Теперь каждый попробует самостоятельно сделать научное открытие. Каждый из вас выберет себе одно из предложенных слов, составит его звуко-буквенную модель. А затем мы прослушаем ваши достижения.
— Обобщим наши открытия. Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме?
— Молодцы! Вы успешно провели второй опыт.
— Последний – третий опыт. Упражнение 138 стр.91.
— Что обозначают в словах выделенные буквы?
— Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.
(Проверка по эталону. )
— Молодцы. Справились с последним опытом.
-Звуки в квадратных скобках- транскрипция
-Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я
-маяк, сорока, клён, лес, мяч, листы.
— Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает
— Теплое — мягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А
-По вариантам- по партам
Учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить упражнение 137 на странице 90.
Теперь предлагаю выполнить вам самопроверку.
Учебник, тетрадь, ручка.
8. Включение в систему знаний повторение
Ребята, сейчас предлагаю вам выполнить задание на интерактивной доске, вам необходимо распределить гласные и согласные звуки по корзинкам, в парах. (слайд7)
Выполняют задание на интерактивной доске
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
Уважительное отношение друг к другу.
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание
Формулировка домашнего задания
Ребята, давайте запишем домашнее задание, Упр. 139. Правило с.91(Слайд 8)
Записывают домашнее задание
9. Рефлексия УД на уроке
Проведение самооценки и самоанализа своей деятельности на уроке.
Я узнал….. Мне понравилось…… Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился…. (Слайд 9)
— Оцените свою работу на уроке. (слайд10)
Компьютер, презентация, проектор, колонки, интерактивная доска.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока «Состав слова. Значимые части слова»
Классный час Год науки и технологий (2 класс)
Статья «Содержание учебников УМК «Школа России» по курсу окружающий мир на тему: Растения и Животные»
Конспект урока чтения И.А.Крылов «Мышь и крыса»
Конструкт по окружающему миру в 3 классе «Что такое экология?»
Презентация урока окружающего мира по теме: «Что такое Родина? 1 класс
Урок игра по математике «Крестики-нолики»
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Что такое Родина? 1 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5392633 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.