Как можно понять что такое просвещение история
Просвещение (распространение знаний)
Просвещение (распространение знаний)
Содержание
Определение
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», — пишет Кант. [4]
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина мы можем найти несколько толкований этого понятия и, как следствие, разное отношение к нему. С одной стороны он использовал это слово в смысле, сходном с понятием культуры и образованности:
…И в просвещении стать с веком наравне(Чаадаеву, 1821)
Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья («Второе послание к цензору», 1824)
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель… (1829)
С другой стороны, он использовал его как синоним слова цивилизация (слово культура иногда также отождествляется с цивилизацией), отмечая в том числе и негативные её проявления:
Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведет кочующие дни (Цыгане. 1824)
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран. (К морю. 1824)
Своё осмысление давал слову «просвещение» Н. В. Гоголь. В 1846 году в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» он писал:
Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. [7] [8]
Гоголевское размышление о просвещении открывает разные ипостаси процесса просвещения, существовавшие и сосуществовавшие в отечественной истории, и расширяет идею европейского просветительства, характеризовавшего просвещение как совершенствование ума.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 32
Вопросы в конце параграфа
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.
Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).
Стр. 32. Подумайте
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
Страна | Особенности Просвещения |
---|---|
Англия | В Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей |
Франция | Франция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции |
США | Идеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей |
Священная Римская империя | Императоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы |
Пруссия | Пример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма |
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.
Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).
В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.
Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.
На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.
Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.
В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.
Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).
В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).
Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».
Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.
Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.
Стр. 32. Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Смотреть что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ в других словарях:
ПРОСВЕЩЕНИЕ
(Aufklärung) — культурно-исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. (siècle des lumières. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
просвещение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: просветить (2*), просвещать. 2) То же, что: просветительство (1*).
ПРОСВЕЩЕНИЕ
просвещение с.enlightenment народное просвещение — public education ♢ эпоха Просвещения — the Age of the Enlightenment
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализм. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», крупнейшее сов. учебно-педагогич. издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торг. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», большевистский легальный ежемесячный обществ.-политич. и литературный журнал; издавался в Петербурге с дек. 1911 по июнь 1914. Вышло 2. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ, распространение знаний, образования; система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в к.-л. roc-ве. См. ст. Народное обр. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвещение (Aufklä rung) — культурно-исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. (si ècle des lumiè res). В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещенный (или просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение «философия XVIII века». В истории нового времени П. принадлежит очень важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков (IX, 879 и след.) как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П. наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. писателей (см. Энциклопедисты). Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwor tung der Frage: was ist Aufklä rung?», 1784). П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср. Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»; Laurent, «La philosophie du XVIII si ècle et le christianisme»; Lanfrey, «L‘église et la philosophie du XVIII siècle»; Stephen, «History of english thought in the XVIII century»; Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustä nde» и др. См. еще Рационализм и Философия XVIII в. Н. К.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражда. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой буржуазии против феодализма.У. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ (философия) — широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 — 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научно. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, просветительство, идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVIIXVIII вв., проникнутое духом борьбы против всех порождений феодализма в социально-политических установлениях абсолютистской монархии, церкви, схоластической псевдонауке, а также в литературе и искусстве. Термин встречается у Вольтера, И. Г. Гердера и др., но утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784).
Идеология П. в процессе развития буржуазных отношений и антифеодальной борьбы появилась первоначально в Англии в XVII в., где буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах; она была мировоззренческой основой Войны за независимость в Северной Америке 1775 1783 (Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон). Особенно высокого уровня П. достигло во Франции накануне Великой французской революции, охватив своим влиянием широкие круги общества, и прежде всего угнетаемые классы. Важным событием того времени было издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 1780), в котором принимали участие Д. Дидро (организатор), Ж. Л. Д’Аламбер, Вольтер, Ш. Л. Монтескье и др. Антифеодальные и антикрепостнические настроения питали П. в Германии, Испании, Италии, в России и других славянских странах, на Востоке, в странах Северной и Южной Америки.
П. выдвигало идеи буржуазной демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности. Борьба просветителей против церкви сопровождалась развитием деизма, атеизма, расцветом механистического материализма. Выдвигая на первый план непосредственное изучение природы, развитие техники, просветители в вопросах социальных оставались идеалистами, полагая, что общественные преобразования могут быть достигнуты посредством убеждения и пропаганды. Многие из них возлагали надежды на просвещенную монархию, и только Ж. Ж. Руссо во 2‑й половине XVIII в. начал развивать республиканские идеи.
Основной целью П. было преодоление с помощью разума тьмы невежества. Идеи П. нашли яркое выражение в философии и художественной литературе, которую просветители считали главным средством воздействия на умы в целях утверждения идей разума и справедливости. Сложившиеся формы жизни рассматривались как результат заблуждений народов или как следствие обмана их властелинами и священнослужителями. Просветители исходили из того, что в гражданском обществе, если оно разумно устроено, «естественный» человек становится «цивилизованным». Материальную основу подъема культуры и нравственности; превращающейся из инстинктивной в сознательную, составляют рост торговли и промышленности, образование национальных государств, расширение власти человека над стихийными силами природы и собственными страстями. Историческое будущее представлялось просветителям «царством разума». Просветители рассматривали человека как абстрактное родовое существо; отсюда характерная для П. тема «робинзонады», возникшая благодаря роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719), где деятельность одинокого индивида развертывается на необитаемом острове. Эти тенденции сказались на всей художественной литературе П.
Эволюция идейного содержания и художественных форм литературы XVIII в. отмечена такими течениями, как просветительский классицизм (А. Поп, Вольтер), просветительский реализм (Дефо, Г. Филдинг, Дидро, Г. Э. Лессинг), сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Руссо).
Просветительский реализм XVIII в. отразил подъем буржуазии, ее борьбу против дворянства, что выразилось в выдвижении на первый план героев из демократической среды. Изображение их судеб вытесняет из романа и драмы царственных и высокопоставленных героев. Взамен духовных конфликтов литературы XVII в. (борьба долга и чувства, страсти и разума) в романе утверждается изображение активной жизни героев, их борьба за существование, за признанное положение в обществе, за материальное благополучие, за утверждение личного достоинства человека из демократических слоев.
Интерес английских просветителей к повседневному быту заурядных людей оказал влияние на все европейское П. Так, мещанская драма во Франции (Дидро, М. Ж. Седен) и Германии (Лессинг) повторяла английские формы этого жанра (Дж. Лилло, Э. Мур). Если утверждение положительных идеалов в буржуазной драме получилось мало убедительным, то сатирическая комедия (Р. Б. Шеридан в Англии, П. Бомарше во Франции, Л. Хольберг в Дании) достигла больших успехов. Просветители внесли в трагедию тираноборческие мотивы («Брут», 1731, Вольтера, и др.). В конце XVIII в. в Германии получает большое развитие жанр трагедии («Эмилия Галотти», 1772, Лессинга, «Гец фон Берлихинген», 1773, Гёте, «Разбойники», 1781, и другие трагедии Ф. Шиллера). Сатира («Путешествия Гулливера», 1726, Дж. Свифта, «Кандид, или Оптимизм», 1759, Вольтера) беспощадно критиковала пороки не только феодального, но и укреплявшегося буржуазного строя. Филдинг и Т. Смоллетт создали глубоко жизненные образы. Путем мудрого воспитания просветители надеялись сформировать образцового человека с психологией честного добропорядочного буржуа. Между тем наиболее живыми и яркими образами литературы П. оказались типы, в моральном отношении далеко не безукоризненные: герой плутовского романа А. Р. Лесажа «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1715 1735), Ловлас в романе Ричардсона «Кларисса Гарло, или История молодой леди» (т. 17, 1747 1748). Гармония частной и гражданской активности литературе П. не удавалась. Добродетельная развязка в плутовских авантюрах лишена художественной убедительности. С приближением французской революции усиливаются попытки преодолеть абстрактные нормы моралистики. Так, Дидро показал сочетание в одном и том же персонаже цинизма и острого критицизма (племянник Рамо в одноименном произведении, 17621779, изд. 1823), Бомарше плутовства и сметливости (Фигаро в «Севильском цирюльнике», постановка 1775, и «Женитьбе Фигаро», постановка 1784). Многие художественные открытия немецкой литературы подняли П. на новую ступень: трагедия Шиллера «Валленштейн» (ч. 13, 1800), философская драма Гёте «Фауст» (1808 1832). Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1795) и Гёте в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795 1796) стремились доказать, что с помощью искусства можно перевоспитать людей, живущих в царстве «нужды и рассудка», для будущего гармонического общества.
Если раннее и зрелое П. видело главную творческую и социально-преобразующую силу в Разуме, то литература П. последних десятилетий отмечена выдвижением на первый план в природе человека его эмоциональной стихии чувства, что получило выражение в литературе сентиментализма и «Бури и натиска». С другой стороны, повышенная эмоциональность казалась многим просветителям противоречащей типу нормального среднего человека, а у личности выдающейся ослабляющей ее гражданское, общественное сознание. Отсюда преобладание в литературе П. прозаических жанров над поэтическими и интереса просветителей к бытовому роману.
Нравоописание в литературе XVIII в. сочетается с нравоучительностью. Авторы представили живые и конкретные картины современного быта и нравов, яркие социальные типы того времени: нравоописательные очерки Р. Стила и Дж. Аддисона, породившие подражания в литературах всех стран. Очерки проложили путь реалистическому роману главное достижению просветительской литературы, получившему блестящее развитие первоначально в Англии, а затем в других странах.
Поэзия начала XVIII в. была рассудочной (Поп, Вольтер). Духом вольнодумства проникнута поэзия рококо во Франции (Ж. Б. Грессе, Э. Парни). Но уже в 1‑й трети XVIII в. в Англии возникла поэзия подлинной природы (Дж. Томсон, «Времена года») и чувства (Э. Юнг), во 2‑й половине века возродился интерес к средневековой поэзии (Т. Чаттертон, Дж. Макферсон) и появилась новая лирика, коренящаяся в традициях народной поэзии (Р. Берне в Шотландии, Гёте в Германии).
Литература П. сделала шаг вперед и в теоретической эстетике, и в художественной практике, создав т. н. роман воспитания, философскую повесть и сказку, семейную и философскую драму, углубив методы психологического анализа, подняв по сравнению с классицизмом XVII в. этические ценности в самосознании человеческой личности, приблизив искусство слова к широким демократическим слоям общества.
Русское П. возникло во 2‑й половине XVIII в. Наличие родственных черт между западноевропейским и российским антифеодальным освободительным движением обусловило совпадение основных идей П. в России и Западной Европе и сходство воздействия его идей на литературу. Вместе с тем своеобразие отечественного исторического процесса определило особенности П. в России: остроту постановки крестьянского вопроса, большее участие в П. выходцев из дворянства, воздействие на русское П. противоречий послереволюционного буржуазного развития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма с другой. Некоторые идеи П. были уже у Феофана Прокоповича, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина; более законченное воплощение они нашли у Д. И. Фонвизина (комедия «Недоросль» и другие его произведения), Я. П. Козельского (философские трактаты) и др. Идеал русского просветителя XVIII в. гуманный, образованный дворянин. Наиболее характерные представители П. этого времени Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Писатели-просветители подвергли критике нормативную поэтику классицизма, сатирически рисовали патриархально-феодальный быт (пьесы и басни И. А. Крылова), углубляли психологическое начало в литературе, внедряли элементы автобиографизма (Г. Р. Державин), размышляли о природе человека (трактат Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», 1792). Вершина русского П. этого времени радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Взятая в целом, эволюция взглядов Радищева отличается решительным освобождением от иллюзий «просвещенного абсолютизма», стремительным взлетом политического радикализма в 80‑х гг. и спадом его в конце 90‑х гг. в связи с углублением классовых противоречий в ходе Великой французской революции.
Первая попытка претворения в жизнь идеалов П. движение декабристов (ст. Декабристская литература). Развитие П. в последекабристский период было в значительной мере обязано художественной литературе и особенно А. С. Пушкину с его верностью традициям русского и западноевропейского П. Свой вклад в сокровищницу П. внесли Н. В. Станкевич, Н. А. Полевой, Н. И. Надеждин, Т. Н. Грановский. «Знакомя общество с самим собою, писал В. Г. Белинский о русской литературе, т. е. развивая в нем самосознание, она (литература. Ред.) удовлетворяет его главнейшей в настоящую минуту потребности» (Полн. собр. соч., т. 10, 1959, с. 96). В 40‑х гг. XIX в. А. И. Герцен, Белинский, Н. П. Огарёв, М. В. Петрашевский и др., осмысляя опыт дворянской революции, опыт декабристов, остро ставили проблему преодоления пропасти между народом и передовой интеллигенцией. Воздействие идей П. испытали писатели натуральной школы, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Реакция, усматривая в «разрушительных понятиях» важнейшую причину революционных волнений, создала жандармско-шпионское Третье отделение царской канцелярии, усилила цензуру. Ее активно поддерживали идеологи «официальной народности», проповедовавшие служение литературы самодержавному государству. Идеи П., однако, из кружков и салонов выходили на печатные страницы журналов «Отечественные записки», «Современник». Обличая ретроградство существующего режима, утверждая неизбежность социальных преобразований, защищая концепцию общественного «действования» в пользу народа, русские просветители 40‑х гг. обращались к действительности и науке Западной Европы. В творчестве наиболее радикальных сторонников западничества идеи П. сомкнулись с идеями утопического социализма.
Различия внутри русского П., наметившиеся еще при Радищеве, к середине XIX в. стали более резкими: сформировалось два направления русского П. либерально-реформаторское и революционно-демократическое. Представители первого выступали против привлечения народных масс к общественно-политическим преобразованиям. Революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Герцен, Огарёв и др., напротив, видели основную задачу в пробуждении революционной инициативы народа. Однако общность антифеодальных целей позволяла им до начала 1860‑х гг. выступать совместно по многим вопросам. Революционная ситуация 1859 1861 и крестьянская реформа 1861 привели к окончательному размежеванию: радикальное крыло просветителей, открыто провозгласив революционно-демократическую и социалистическую программу, решительно встало на сторону ограбленного крестьянства; либеральное течение, напуганное крестьянским движением, отчасти удовлетворилось царской реформой. В 1860‑х гг. все более расходившиеся течения русского П. еще выступали вместе против пережитков крепостничества: Салтыков-Щедрин и Д. И. Писарев, с одной стороны, И. С. Тургенев и Ф. П. Еленев (Скалдин) с другой. В. И. Ленин отмечал следующие черты, роднящие просветителей на протяжении всей истории этого движения в России:
1) вражда « к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»;
2) « защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»;
История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946;
Неустроев В. П., Нем. литература эпохи Просвещения, М., 1958;
Тройская М. Л., Нем. сатира эпохи Просвещения, Л., 1962;
ее же, Нем. сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965;
Елистратова А. А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966;
Слав. возрождение. Сб. ст. и материалов, М., 1966;
Амер. просветители, [пер. с англ.], т. 12, М., 1968 1969;
Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970;
Просветительство в литературах Востока, М., 1973;
Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX нач. XX в.), М., 1973;
Соколянский М. Г., Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии, К. О., 1983;
Макогоненко Г. П., Николай Новиков и русское просвещение XVIII в., М.-Л., 1952;
его же, Карамзин и Просвещение, в кн.; Славянские литературы. VII Международный съезд славистов, М., 1973;
Орлов В., Рус. просветители 17901800‑х гг., 2 изд., М., 1953;
Проблемы рус. Просвещения в литературе XVIII в., М.-Л., 1961;
Рус. просветители (от Радищева до декабристов), т. 12, М., 1966;
Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской литературы, Л., 1967;
Дмитриев А. С., Романтизм и Просвещение борьба или взаимодействие?, «ВЛ», 1972, № 10;
Вопросы методологии историко-литературных исследований, Л., 1981;
Фридлендер Г. М., История и историзм в век Просвещения, в кн.: XVIII век, сб. 13, Л., 1981;
Кочеткова Н. Д., Сентиментализм и Просвещение (о преемственности идей в русской литературе кон. XVIII нач. XIX в.), «Рус. литература», 1983, № 4.
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
политич. идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистич. общества. Термин «П.» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в 1784 в ст. «Ответ на вопрос, что такое П.?» Кант предлагал рассматривать П. как необходимую историч. эпоху развития человечества, сущность к-рой состоит в широком использовании человеч. разума для реализации социального прогресса. Считая П. выражением родовой сущности человечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путём длит. морального совершенствования человеч. рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры, Кант, однако, отрицал необходимость революц. уничтожения социальных учреждений, препятствующих развитию П. Гегель характеризовал П. как рационалистич. движение 18 в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, гос. устройства, политич. идеологии, права и судопроизводства, религии, иск-ва, морали. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а деятелей П. как мыслителей, осуществлявших идеологич. подготовку бурж. революции. Маркс и Энгельс показали, что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистич. производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин видел классовую сущность идеологии П. в отрицании феод. эксплуатации, политич. деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов народных масс» (см. ПСС, т. 2, с. 519). Критикуя феодализм, идеологи революц. буржуазии 17-18 вв. создали идиллич. картину будущего обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем теперь писал Энгельс что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была. буржуазная собственность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 190). Возникнув в 17 в. в Англии (Локк), просветит. идеология получает широкое распространение во Франции 18 в. (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «. просвещали головы для приближавшейся революции. » (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й пол. 18 и первых десятилетиях 19 вв. антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке (Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Вост. и Юго-Вост. Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит. идеологии стран Востока в 19нач. 20 вв., несмотря на нац. своеобразие, свидетельствует о теоретич. единстве осн. идей П. Составной частью П. была передовая бурж. философия 18 нач. 19 вв., теоретически обосновывавшая необходимость бурж.-демократич. социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 311), представители к-рой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков) исходили из метафизич. онтологии конечного мира, абс. дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистич. теорию врождённых идей, рационалистич. концепцию совпадения логич. и реального следования, идею субстанциональности души и нек-рые положения агностицизма. Отвергая ср.-век. схоластику, разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви, христ. нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора историч. процесса (М. Тиндаль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела деистов эпохи П. к отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич. теории обществ. договора, методология к-рой строилась на антиисторич. представлении о неизменной сущности абстрактного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев). Рассматривая человеч. историю как последоват. движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития, оценивало современность по идеалам зарождающегося бурж. обществ. устройства. Другая историч. форма философии П.материализм 18 в.формировалась путём филос. критики теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении осн. вопроса философии материалисты эпохи П. (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами к-рой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естеств. причинно-следств. связи и законы к-рой являются выражением онтологич. целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определ. организации материи, сформировавшейся в результате длит. историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении фундаментальных филос. проблем материалисты 18 нач. 19 вв. приближались к диалектич. пониманию природы. В теории познания материалистыпросветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врождённых идей (включая идею бога) и последовательно развивали осн. положения материалистич. сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению обществ. жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело нек-рых просветителей к признанию закономерного характера историч. процесса, историч. эволюции, историч. прогресса и пониманию внутр. связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории, осознанию единства природы и общества, роли экономич. деятельности людей и народа как субъекта историч. движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегося бурж. общества в обществ.-политич. мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и программа утопич. коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «. того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая необходимость установления обществ. собственности путём нар. революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, нек-рые представители утопич. коммунизма эпохи П. отвергали концепцию просвещённого абсолютизма и защищали принципы нар. суверенитета и демократич. республики. В узком смысле под П. понимают бурж. идеологию, отрицающую необходимость применения революц. методов для преобразования отшивших социальных порядков. смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
философская, социальная и этическая концепция, нашедшая свое выражение в европейском искусстве, и литературе в частности. Хронологическими рамками Просвещения принято считать 1688–1789 гг. (окончание английской буржуазной революции – начало Великой французской революции). Центральным понятием в построениях просветителей был Разум, представлявшийся единственным действенным инструментом познания мира и человека. При этом речь шла об «общем», присущем всем людям разуме: «В системе этики и деистических катехизисах 18 в. все положения выводились объективно, теоретически, из предполагаемых общечеловеческих свойств общего разума. Как скоро казалось, что найдены нравственные или религиозные идеи, будто общепонятные для каждого человека, они считались и общеосуществимыми, и, следовательно, общеобязательными» (В. А. Кожевников). Конечной целью своей деятельности просветители считали создание «царства Разума», единого человеческого общежития, идеального сообщества счастливых и добродетельных граждан. Просветители верили в возможность скорого наступления «Золотого века» (образ Аркадии появляется в литературных произведениях эпохи очень часто). Просветители считали, что исправлению сограждан могут служить образование и воспитание, исправление должно происходить в результате прямого общения с аудиторией. Порочные люди, познакомившись с содержанием просветительских сочинений, должны принять изложенные там аргументы и отторгнуть порок. Требуется лишь, чтобы нравственные постулаты были изложены ясно и доступно. В основу просветительской доктрины была положена философская концепция английского философа Дж. Локка, в главном сочинении которого («Опыт о человеческом разумении») представлена теория опытного познания, т. н. сенсуализм. Эта концепция отрицала теорию «врожденных идей» и признавала единственным способом познания чувственный опыт. Согласно Локку, по своей натуре человек не злой и не добрый, он лишь способный, и необходимо развить его склонность к добру. Просвещение – не литературное, но интеллектуальное явление, однако господствовавшие в обществе идеи не могли не найти своего отражения в литературе. В английской литературе просветительскими идеями проникнут «Опыт о человеке» А. Поупа (во многом Поуп опирается на философскую концепцию Лейбница, в соответствии с которой в мире прекрасно все. Поуп стремится обосновать целесообразность мироустройства: «И благо все что есть, худого – ничего»). В знаменитых романах воспитания «Путешествии Гулливера» Дж. Свифта и «Робинзоне Крузо» Д. Дефо герой постепенно становится нравственной и разумной личностью. Для просветителей история одного человека равнозначна истории целого человечества, и, значит, этапы жизни Робинзона на острове соответствуют этапам истории человечества. Несомненно, «просветительское» объяснение получают некоторые события «Робинзона Крузо»: само пребывание Робинзона на необитаемом острове является наказанием за его попытку заняться работорговлей. Просветительские идеи нашли выражение в некоторых литературных жанрах: культ дружбы – в стихотворных посланиях, культ Природы – в пасторалях, рассуждения общего характера – в эссе. Однако центральным жанром литературы Просвещения стал роман. Характерной чертой литературы Просвещения является популяризаторство, автор обращается к широким читательским кругам, отсюда – большие тиражи издаваемой печатной продукции и рост количества журналов (например, английские «Болтун», «Зритель», «Опекун» Стила и Адиссона, где можно было писать о чем угодно, кроме политики, поскольку подобные статьи сеют в обществе рознь). Родиной Просвещения была Англия, французское Просвещение базировалось на идеях английских философов (трактат Монтескье «О духе законов» был создан под влиянием Локка). Вместе с тем французские философы были значительно радикальнее Локка. Ко второй половине столетия появляются труды Гельвеция, Кандильяка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Мабли, создается кружок барона Гольбаха. У французских философов не было единомыслия, в частности, концепции Вольтера и Руссо отличаются друг от друга принципиально: Вольтер выдвигает антитезу «бессмысленность мирового порядка-осмысленность человеческого разума», Руссо – «разумность Божественного порядка – безумие человеческих установлений» (Ю. М. Лотман). В повести «Кандид» Вольтер опровергает и высмеивает тезис Лейбница «Все к лучшему в этом лучшем из миров», свой трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах». Землетрясение в Лиссабоне 1755 г. стало новым аргументом в этом споре: для Вольтера подтверждением несправедливости миропорядка, для Руссо – безумия людей, неестественным образом собравшихся на небольшом клочке земли. Лиссабонское землетрясение стало решающей вехой в истории Просвещения: с этого момента оно прекращает быть философией оптимизма. В России Просвещение хронологически совпало с формированием классицизма. В своем творчестве А. П. Сумароков декларировал классицистические правила, формулировал требования, предъявляемые к жанрам литературы классицизма, и рассуждал о добродетели, пороке, человеке. В творчестве поэтов-херасковцев (Нарышкины, Ржевский, Богданович) преобладают призывы к соотечественникам отринуть порок и стать добродетельными. Одной из центральных тем русской поэзии стала наука и образование (оды М. В. Ломоносова, «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества» переводчика «Опыта о человеке» Поупа Н. Поповского, «Плоды наук» Хераскова). Огромную роль в распространении просветительской идеологии сыграли русские журналы А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, Н. И. Новикова. В России Просвещение было возведено в ранг государственной политики: при составлении Уложения Екатерина II ориентировалась на трактат Монтескье «О духе законов», просвещенная монархиня переписывалась с Вольтером, участвовала в переводе запрещенного во Франции романа Мармонтеля «Велизарий»; в панегириках Екатерина II называлась Минервой, богиней мудрости, рожденной из головы Зевса. Ситуация изменилась после начала Великой французской революции, воспринимавшейся как результат деятельности французских философов (не случайно, один из первых актов революционного правительства во Франции – о перенесении в Пантеон праха Вольтера и Руссо). смотреть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвеще́ниенаправление общественной мысли 18 в., нашедшее отражение во всех сферах европейской культуры. Формирование просветительских идей происходил. смотреть