Как на письме обозначается все что связано с богом
Пишем церковные слова правильно
Не секрет, что многие дети и подростки сегодня не очень-то дружат с грамотностью – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть записи в соцсетях. Как обстоит дело с написанием церковных слов, наглядно показывают тетрадки с конспектами по «Основам православной культуры». Но признаемся – и взрослые, даже учителя, не всегда компетентны в этом вопросе. Предлагаем краткий урок церковной грамотности для всех.
Пригодятся ли эти знания?
Очевидно, да, ведь мы употребляем церковные слова в повседневности. Как и библейские устойчивые выражения – о чем порой и не подозреваем. Вот несколько примеров на слуху, значение которых мы понимаем безусловно, но даже не соотносим с книгами Ветхого Завета:
Зачастую мы верим интуиции (вроде бы так пишется), или аналогии (когда нам кажется, что слово или выражение на что-то похоже и надо действовать по образцу).
В общем, как говорит известный филолог и писатель, специалист по древнерусской литературе Пушкинского дома Евгений Водолазкин, действуем «…по закону аналогии, который в развитии языка нередко побеждает логику. А заодно и образование».
Интуитивность в языке, конечно, важна. Но существуют и нормы. Довольно сложные и противоречивые на первый взгляд. Давайте обратимся к ним и для начала попробуем разобраться хотя бы в нескольких вопросах.
С большой или с маленькой?
Больше всего затруднений возникает при употреблении строчных и прописных букв (маленьких и больших). И, поскольку в церковных словах с особой очевидностью проступает сакральная сторона языка, очень многое здесь определяет глубинный смысл слова и его контекст.
Как избежать путаницы? Видимо, подключая логику и рассуждение.
Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы.
Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод). Или когда библейское название используется как метафора (содом и гоморра, голгофа). И, конечно, во фразеологизмах (иудин поцелуй).
Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название».
Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ).
Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли. Кстати, и слово «Небо» в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы.
Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство.
Больше всего путаницы бывает со словом «божественный», и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении «относящийся к Богу» пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: «божественный апостол»).
А вот прилагательное «Божий» всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий.
С почтением к святым отцам
Но и здесь существует оговорка, обусловленная традицией Церкви. Согласно ей в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с большой буквы (Ваше Святейшество (обращение к патриарху), Ваше Преосвященство (обращение к архиерею), Ваше Преподобие, и так далее).
Причем названия духовных санов даже в официальной переписке пишут с маленькой (дорогой владыка ректор, митрополит Московский, председатель Синодального издательского отдела).
Исключение – официальное обращение к патриарху: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси». Правило сложилось еще до революции, но отчасти отвечает и современной языковой норме.
Также со строчной (маленькой) буквы пишут наименования во множественном числе: преподобные старцы оптинские, новомученики и исповедники Российские.
Большая буква употребляется в прозвищах-прозваниях, которые входят в имя и становятся его органичной частью: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
…И ангел золотой
Духовный мир – явление, невидимое глазу и сложное для понимания. В том числе и с точки зрения языка, где вопросы написания слова также отталкиваются от семантики – смыслового значения. А глубинные смыслы слов, определяющих духовные понятия, проясняются при изучении Священного Писания.
У детей и взрослых вызывают затруднения на письме слова, которые обозначают духовные сущности (родовые названия и индивидуальные имена). В богословии все эти сущности называются ангелами и имеют иерархию, которая определяется их близостью к Богу. Названия ангельских чинов пишутся с маленькой: престолы, херувимы, серафимы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.
Совокупность ангелов тоже обозначается строчной буквой: небесное воинство, силы небесные (так значится в русском синодальном переводе Священного Писания).
И снова – одно «но», продиктованное традицией: в названиях церковных праздников и богослужебных текстах обобщенные названия ангельского мира пишут с большой буквы: Силы Небесные, Небесные Силы бесплотные, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного духа – бес-искуситель). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий.
Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол. В отношении них иногда употребляется греческое слово «аггел» в значении «падший ангел», но в русском синодальном переводе присутствует и просто «ангел»: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ).
У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д. По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил.
Логос и хаос
Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы (сатана, денница, князь мира сего).
Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9,6 ).
Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать.
В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: «Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено». И дополним его же словами: «Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей».
На этот раз мы рассмотрели всего несколько важных моментов церковного правописания и обещаем на этом не останавливаться. Вместе с нами изучайте церковную лексику и орфографию в следующих статьях по теме.
Валентина Киденко
По материалам книги «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий». Издательство Московской Патриархии РПЦ, М., 2015
ТЕСТ №3 по ОПК Тема: Человек и Бог в православии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕСТ №3 по ОПК Тема: Человек и Бог в православии.
Вопрос №1 Кто в православии понимается под словом Бог?
С. Творец всего живого.
Вопрос №2. Какой хороший поступок можно считать добром?
Вопрос №3. Что на древнем языке означало слово Бог?
А. Тот, кто распределяет деньги.
В. Тот, кто распределяет славу
С. Тот, кто распределяет дары
Д. Тот, кто распределяет наказание
Вопрос №4. Какие главные богатства дал человеку Бог?
В. Сострадание и ответственность
Вопрос №5. Кто для человека Бог?
А.Защитник и освободитель
В. Надежда на лучшее.
А. Пишется с красной строки.
В. Пишется с большой буквы.
С. Обычное написание.
Ответы: 1-с, 2-д, 3-с, 4-с, 5-с, 6-в
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1011287
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольный тест по курсу ОРКСЭ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по курсу « Основы православной культуры.»
1. Укажите официальное название нашего государства.
а) Россия б) Русь в) Российская Федерация
2. Какой хороший поступок можно считать добрым?
3. Как на письме обозначается все, что связано с богом?
а) Подчеркивание б) Пишется с большой буквы в) Пишется с красной строки
4. Какая молитва считается самой известной?
а) «Живые в помощи» б) «Богородица, Дева радуйся» в) «Отче наш»
5. Сколько поперечных перекладин на поперечном кресте?
6. На какое время года всегда приходится праздник Пасхи?
а) Весна б) Лето в) Осень
7. Что значит «болит душа»?
а) Когда человек стал жадным б) Когда человеку никого не жаль
в) Когда человеку небезразлична чужая боль
8. Сколько заповедей дал Бог людям?
9. Как называется круг вокруг головы святого на иконе?
а) Свет б) Нимб в) Солнце
10. Как называется лицо человека на иконе?
а) Лик б) Чело в) Око
11. В каком году Русь приняла христианство?
а) 2000 г. б) 988 г. в) 1945 г.
а) Причастие б) Крещение в) Венчание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-507898
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тесты по основам православной культуры по темам 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопрос №1Укажите официальное название нашего государства.
С. Российская Федерация.
Вопрос №2 Что входит в понятие «духовный мир»?
А. Предметы, среди которых живёт человек.
С. Знания, которые накоплены человечеством.
Д. Архитектурные шедевры.
Вопрос №3 Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
Вопрос №4 Что можно считать «дорогами» духовного мира?
Вопрос №5 С какой целью мы будем изучать предмет «Основы духовно-нравственой культуры народов России»?
А. Чтобы больше узнать о других народах.
В. Чтобы больше узнать о других странах.
С. Чтобы уметь делать выбор между добром и злом.
Д. Чтобы уметь делать выбор между другом и врагом.
Вопрос №6 Сколько народов проживает на территории России?
Урок №2. Тема: Культура и религия.
А. Всё, что вырастил человек.
В. Всё, что создал человек.
С. Всё, что приносит человеку пользу.
Д. То, что не создано руками человека.
Вопрос №2 Что накапливает культура?
С. Опыт жизни предшествующих поколений.
Д. Религиозные верования
Вопрос №3. Что является самым важным в культуре?
А. Ситуация поведения
В. Причины выбора поведения
С. Поведение человека
Вопрос №4. Как передаются культурные ценности?
В. Через копирование чужого поведения.
С. Через письменные источники.
Д. Через обучение и воспитание.
Вопрос №5. Что такое религия?
А. Поведение человека, связанное с поисками высшего разума.
В.. Поведение человека, связанное с поисками равновесия во вселенной.
С. Мысли и поступки людей, убеждённых в том, что существует высший разум, т.е. Бог.
Д. Поведение человека, связанное с поисками равновесия между добром и злом.
Вопрос №6. В чём кроятся истоки русской культуры?
А.В многообразии религий.
Урок №3. Тема: Человек и Бог в православии.
Вопрос №1Кто в православии понимается под словом Бог?
С. Творец всего живого.
Вопрос №2. Какой хороший поступок можно считать добром?
Вопрос №3. Что на древнем языке означало слово Бог?
А. Тот, кто распределяет деньги.
В. Тот, кто распределяет славу
С. Тот, кто распределяет дары
Д. Тот, кто распределяет наказание
Вопрос №4. Какие главные богатства дал человеку Бог?
В. Сострадание и ответственность
Вопрос №5. Кто для человека Бог?
А.Защитник и освободитель
В. Надежда на лучшее.
Вопрос №6. Как на письме обозначается всё, что связано с Богом.
А. Пишется с красной строки.
В. Пишется с большой буквы.
С. Обычное написание.
Урок №4. Тема: Православная молитва.
Вопрос №1. Что такое молитва?
А. То, что говорил Бог людям.
В. Обращение к Богу.
С. Специальные слова-заклинания.
Д. Слова, которые произносит священник во время церковной службы.
Вопрос №2. Чем характеризуется молитва-просьба?
А. Человек просит у Бога помощи в разных делах
В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.
С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.
Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе
Вопрос №3 Чем характеризуется молитва-благодарение?
А. Человек просит у Бога помощи в разных делах
В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.
С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.
Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе
Вопрос №4 Чем характеризуется молитва-славословие?
А. Человек просит у Бога помощи в разных делах
В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.
С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.
Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе
Вопрос №5 Чем характеризуется молитва-покаяние?
А. Человек просит у Бога помощи в разных делах
В. Человек благодарит бога за помощь в чём-либо.
С. Человек просит у Бога прощения за какой-либо поступок или грех.
Д. Человек радуется тому, что Бог присутствует в его душе
Вопрос №6 Какая молитва считается самой известной?
В. «Царю Небесный, Утешителю»
С. «Богородице, Дева радуйся»
Урок №5. Тема: Библия и Евангелие.
Вопрос №1. Что в древности означало слово «Библия»?
А. Книга, рассказывающая о том, как люди жили до появления Бога.
В. Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, его жизни и учении.
Д. Книга, рассказывающая о том как появилась, религия.
Вопрос №2. Из скольких частей состоит Библия?
Вопрос №3. Как называются части Библии?
А. Священное писание.
В. Ветхий и Новый заветы
Вопрос №4. На каком языке написаны книги Ветхого завета?
А. На древнегреческом
В. На древнеславянском
С. На древнееврейском
Вопрос №5. Кто написал книги Нового завета
Вопрос №6. Откуда получена молитва Отче наш?
А. От Иисуса Христа
В. От апостола Петра.
Урок №6. Тема: Проповедь Христа.
Вопрос №1. Кого прославляли люди до христианского учения.
А. Императоров и великих воинов.
С. Победителей в сражениях
Вопрос №2. Какое главное богатство научил ценить Бог?
А. Силу и выносливость
В. Богатство и славу.
С. Доброту и смирение.
Д. Злопамятность и злобу.
Вопрос №3. Перед кем была произнесена Нагорная проповедь?
В. Перед апостолами.
С. Перед простыми людьми.
Д. Перед священниками.
Вопрос №4.Что такое проповедь?
А. Специальная молитва.
В. Религиозное наставление с призывом к изменению в поведении.
С. Слова, сказанные слушателям с призывом к началу сражения
Д. Беседа с человеком об изменении поведения.
Вопрос №5 Какое поведение человека, не приветствовалось по отношению к древним богам?
А. Покорность воле богов.
В. Безразличие к воле богов.
С. Победы в честь богов
Д. Принесение жертв и даров.
Вопрос №6.Что, по христианскому учению, есть добро?
А. То, что накопил человек за годы своей жизни.
В. Поступки человека, о которых помнят другие люди.
С. Добрые поступки человека, которые принесли ему славу и богатство.
Д. Добрые поступки человека, о которых помнят другие люди.
Урок №7. Тема: Христос и Его крест.
Вопрос №1.От какого события началось новое летоисчисление?
А. От прихода к власти нового императора
В. От прихода к власти нового фараона
С. От прихода к власти нового царя
Д. От рождества Христова
Вопрос №2. Каково было имя судьи, который допрашивал Иисуса Христа
Вопрос №3. Почему христиане носят нательный крест?
А. В память о распятии Христа на кресте
В. В память о страданиях Христа перед смертью
С. Память о крестовых походах
Д. Как защиту от злых сил.
Вопрос №4.Как называлась гора, на которой находилось место казни Христа?
Вопрос №5.С какой стороны от Христа находился преступник, который перед смертью покаялся и принял Бога?
А. Спереди от Иисуса
В. Позади от Иисуса
Д. Справа от Иисуса
Вопрос №6.Сколько поперечных перекладин на православном кресте?
Вопрос №1. Чьим царём был объявлен Иисус Христос?
Вопрос №2.Как называется праздник воскресения Христа?
Вопрос №3.Что такое благовест?
А. Название пасхальной молитвы
В. Название пасхального гимна
С. Название церковного колокола
Д. Название церковной утвари
Вопрос №4.Главный подарок праздника Пасхи.
А. Пасхальный кулич
Вопрос №5.Что предшествует празднику Пасхи?
С. Рождественский пост
Вопрос №6.На какое время года всегда приходится праздник Пасхи?
Урок №9. Тема: Православное учение о человеке
Вопрос №1.Что в православном учение имеет высшую ценность?
Вопрос №2.Что такое внутренний мир человека?
А. Мысли, желания, мечты, знания.
В. Разум, свобода, любовь, творчество.
С. Поступки и поведение.
Д. Воспитание и образование человека
Вопрос №3. Что лечит душу человека?
В. Добрые бескорыстные дела.
С. Добрые мысли и бескорыстные дела.
Д. Поступки, которые совершает человек для других.
Вопрос №4.Когда человеку стыдно за свой поступок, он краснеет. Обычно в таких случаях говорят:
С. «Душу не обманешь»
Д. «Совесть не обманешь»
Вопрос №5.Что значит «болит душа»?
А. Когда человек стал злым и бессердечным.
В. Когда человеку никого не жаль.
С. Когда человеку небезразлична чужая боль.
Д. Когда человек стал жадным.
С. От скотов и гадов.
Д. От космических сил.
Урок №10. Тема: Совесть и раскаяние.
Вопрос №1. Что, по канонам православной веры считается грехом?
А. Недобрый поступок, за который человека могут лишить свободы.
В. Недобрый поступок, за который человеку бывает стыдно.
С. Недобрый поступок, за который человека осуждают другие люди
Д. Недобрый поступок, который отдаляет человека от добра.
Вопрос №2. Как звали одного из апостолов, который отрёкся от Иисуса Христа?
Вопрос №3.Какая роль определена для совести?
А. Уберегать от общения с плохими людьми.
В. Учить, как избежать наказания.
С. Подсказывать человеку правильное поведение.
Д. Учить молчать и ничем ни с кем не делиться.
Вопрос №4.Что, по канонам православной религии называется раскаянием?
А. Признание своих плохих поступков
В. Желание исправить поступок.
С. Выталкивание состояния греха из своей памяти.
Д. Выталкивание состояния греха из своего сердца
Вопрос №5.Какую молитву приносят верующие Богу в раскаянии?
Вопрос №6 Что значит, по канонам православной религии искупить грех?
А. Покаяться и забыть о нём.
В. Покаяться и сделать что-то хорошее.
С. Покаяться и больше ничего подобного не делать
Д. Забыть о грехе и ничего подобного не делать
Урок №11. Тема : Заповеди.
Вопрос №1 Кому из пророков Бог дал заповеди?
Вопрос №2. Как называлась гора, на которой были даны заповеди?
Вопрос №3.В какой стране находится гора, где Бог дал людям заповеди?
Вопрос №4 Сколько заповедей дал Бог людям?
Вопрос №5.О чём говорят первые четыре заповеди?
А. Об отношении человека к другим людям
В. Об отношении человека к религии
С. Об отношении человека к Богу
Д. Об отношении человека к ценностям
Вопрос №6 На чём записаны заповеди, данные людям Богом
С. На дощечках из глины
Урок №12. Тема Милосердие и сострадание.
Вопрос №1Что значит милосердие?
А. Неравнодушие к чужой беде.
В. Сострадание к своим близким
С. Неравнодушие к беде своей семьи.
Д. Переживание за всех людей на земле
Вопрос №2 К чему призывал Бог людей? (Вспомни дословно)
А. Помогать ближнему в беде.
В. Люби ближнего своего, как самого себя.
С. Не обижай ближнего.
Д. Отдай ближнему последнюю рубашку.
Вопрос №3 Кого из людей по учению Бога можно считать ближним?
А. Любого человека, у которого появились проблемы.
В. Близких людей и родственников.
Д. Любого человека, у которого случилась беда.
Вопрос №4Что такое милостыня?
А. Деньги, которые подают бедным людям
В. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу родителей
С. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу начальника
Д. Любое милосердное дело, которое сделано бескорыстно
Вопрос №5 Что значит помогать бескорыстно?
А. Не сообщая никому
В. Не требуя благодарности взамен
С. За небольшую плату
Д. Бесплатно, но взамен получать дружбу.
Вопрос №6. Кто такие сёстры милосердия?
А. Женщины, которые трудятся бесплатно.
В. Монахини, которые ухаживают за больными
С. Женщины, которые помогают больным деньгами
Д. Монахини, которые трудятся в больницах, домах престарелых, сиротских приютах
Урок №13. Тема. Золотое правило этики.
Вопрос №1. Как звучит золоток правило этики
А. «Люби грешника и ненавидь грех»
Д. «Не судите, да не судимы будете»
Вопрос №2. Что означает «неосуждение»?
А. Умение прощать себе свои грехи
В. Умение прощать людям их грехи
С. Проявление милосердия к человеку
Д. Умение не замечать грехов
Вопрос №3 Что видит человек в грехах другого человека?
В. Проявление слабостей.
С. Свои собственные недостатки
Вопрос №4.Стоит ли человеку напоминать о его плохих поступках?
Д. Стоит и как можно чаще.
А. Грешного человека
Вопрос №6. может ли исправиться ребёнок, который совершил много плохих поступков.
С. Может, но только когда станет взрослым
Д. Может, если рядом с ним будут хорошие люди
Вопрос №1.С 15 века храмы на Руси строились по двум архитектурным стилям
А. Греческий и итальянский
В. Московский и новгородский
С. Московский и греческий
Д. Греческий и киевский
Вопрос №2. Какую фигуру напоминало основание храма?
Вопрос №3. Как называется человек, который служит в храме?
Вопрос №4. Как называется передняя стена храма с иконами?
Вопрос №5 Куда нельзя заходить простым верующим в храме?
Вопрос №6Как называются ворота на передней стене храма?
Урок №15. Тема. Икона
Вопрос №1 Что такое икона?
А. Фотография святого.
В. Изображение лица Бога, святого или сюжета из Библии.
С. Картина, на которой изображено лицо Бога.
Д. Картина, на которой изображено событие религиозного значения
Вопрос №2.Как называется круг вокруг головы святого на иконе?
Вопрос №3.Как называется человек, который пишет иконы?
Вопрос №4 Как называется лицо человека на иконе?
Вопрос №5 Кому и как молятся христиане?
А. Христиане молятся иконам
В. Христиане молятся Богу перед иконами
С. Христиане молятся с иконами
Д. Христиане молятся Богу и святым перед иконами.
Вопрос №6. Без чего нельзя начать писать икону?
А. Без специальных красок
В. Без специального оборудования
С. Без специального помещения.
Д. Без благословения настоятеля.
Урок №18. Тема. Как христианство пришло на Русь.
Вопрос №1Назовите имя князя, при котором Русь приняла Христианство?
Вопрос №2 В какой город отправил киевский князь своих послов, что бы выбрать веру для Руси?
Вопрос №3. В каком году Русь приняла Христианство?
Вопрос №4 В какой христианский храм послы попали на службу?
Вопрос №5 В какой реке крестили жителей Киева?
Вопрос №6.Назовите имена священников, которые принесли на Русь азбуку и священные книги?
В. Кирилл и Мефодий
Д. Сергий Радонежский
Вопрос №1 Что такое подвиг в сознании православного христианина?
А. Это движение вперёд к своей цели.
В. Это движение от своей цели.
С. Это движение от своей жадности.
Д. Это умение отказать себе в какой-то вещи.
Вопрос №2.Ради чего может приносить жертву православный христианин?
В. Ради других людей.
Д. Ради Бога, себя, других людей.
Вопрос №3 Что такое жертва ради себя?
С. Укрепление силы воли.
Д. Укрепление характера.
Вопрос №4 Что такое жертва ради другого человека?
А. Усмирение своего эгоизма.
В. Усмирение своего характера.
С. Умение извиниться.
Д. Умение прощать чужие обиды.
Вопрос №5 Что такое жертва Богу?
С. Следование Божьим заповедям.
Д. Память о Боге и о Его заповедях.
Вопрос №6 Епископом какого государства был Акакий?
Урок №20. Тема. Заповеди блаженства.
Вопрос №1 Как со старославянского языка переводится слово «блаженный»?
Вопрос №2 Где находится «Царство Божие»?
А. Где-то в далёкой волшебной стране.
Вопрос №3 Что необходимо человеку, чтобы попасть в «Царство Божие»?
А. Человеку нужны деньги.
В. Человеку нужна вера.
С. Человеку нужна радость.
Д. Человеку нужны друзья.
Вопрос №4 Что может причинять нечестная победа?
Вопрос №5 Кого Иисус называет «сынами Бога»
В. «Алчущих и жаждущих правды».
Вопрос №6 Какого монаха жители Рима забросали камнями на арене Колизея?
Урок №21. Тема. Зачем творить добро?
Вопрос №1 Как звучит золотое правило этики?
А. «Как с вами поступают, так и вы поступайте»
В. « Плати той же монетой, что и тебе заплатили»
С. «Как хотите, чтобы с вами поступали с люди, так поступайте и вы с ними»
Д. «Если хотите, чтобы с вами поступали хорошо, так поступайте хорошо и вы с ними»
Вопрос №2 Кого император Нерон обвинил в поджоге города?
В. Армию противника.
Д. Верующих христиан.
Вопрос №3 Кого встретил апостол Пётр, когда уходил из Рима?
А. Императора Нерона.
Д. Персидского царя.
Вопрос №4 Кого называют «святым»?
А. Верующий, в душе которого появилась надежда.
В. Верующий, в душе которого появился духовный опыт.
С. Верующий, в душе которого появилась вера в Бога.
Вопрос №5 Зачем человеку творить добро?
А. Добро совершённое для кого-то приносит душе пользу.
В. Добро совершённое для кого-то приносит душе плату.
С. Добро совершённое для кого-то приносит душе радость.
Д. Добро совершённое для кого-то приносит душе удовольствие.
Вопрос №6 Как дикарь воспринял благодарность царя за спасение?
А. Как бесполезный дар.
С. Как чудесный подарок.
Д. Как великую милость.
Урок №22. Тема. Чудо в жизни христианина.
Д. В Святую Троицу: Бога Отца, Сына и Святого духа.
Вопрос №2 Кто из русских иконописцев написал икону «Троица»?
Вопрос №3 Что верующие могут считать чудом?
А. Встречу со знаменитым человеком.
В. Встречу с богатым человеком.
Вопрос №4 Что считается главными христианскими добродетелями?
А. Выдержка, спокойствие и кротость.
В. Богатство и слава.
Д. Вера, надежда, любовь.
Вопрос №5 Что формирует характер человека?
А. Она поддерживает человека, когда ему грустно.
В. Она напоминает о светлых минутах.
С. Она поддерживает человека и посылает ему хороших людей.
Д. Она учит, как правильно поступать.
Урок №23. Тема. Православие о Божием суде.
Вопрос №1 Где окажутся верующие после всеобщего воскресения?
С. По правую руку от Христа.
Д. По левую руку от Христа.
Вопрос №4 Что означает фраза «Сделать Бога своим должником»?
В. Относить деньги в церковь.
Вопрос №5.Что важно сделать человеку, что бы обрести вечную радость?
А. Собрать все долги.
В. Раздать все долги.
С. Примириться со всеми, кого обидел.
Д. Простить всех, кто обидел его.
А. Конец всех радостей.
В. Последний переход и выход души из тела.
С. Вечные блуждания и скитания.
Д. Начало бессмертия.
Урок №24. Тема. Таинство Причастия.
Вопрос №1. Что означает «Тайная вечеря»?
А. Последний ужин Бога и его апостолов.
В. Последняя молитва Бога и его апостолов.
С. Заговор апостолов против римского прокуратора.
Д. Прощальная трапеза Бога и его апостолов.
Вопрос №2.Что такое причастие?
А. Одно из церковных таинств.
В. Церковный праздник.
С. Церковная церемония.
Д. Специальная молитва.
Вопрос №3. Кто первым принял причастие?
В. Римский прокуратор
С. Жители Иерусалима.
А. Где Тело Христа, там и Дух Его.
В. Где Тело Христа, там и любовь Его.
С. Где Тело Христа, там и Дух Его и Его любовь.
Д. Где Тело Христа, там и радость Его.
Вопрос №5. Для чего Бог создал церковь?
А. Для того, чтобы верующие собирались вместе.
В. Для того, чтобы совершались таинства.
С. Для того чтобы Бог видел, кто в Него верит.
Д. Для того, чтобы священникам было, где произносить проповеди.
Вопрос №6. Что такое церковь?
А. Собрание верующих.
В. Присутствие Христа в мире.
С. Место нахождения христианских святынь.
Д. Место торжественных проповедей и богослужений.
Урок №25. Тема. Монастырь.
Вопрос №1 В чём призвание монаха?
А. Работать на благо церкви.
В. Отказаться от жизни в обществе.
С. Быть только с Богом.
Д. Отказаться от семьи.
Вопрос №2. Главное правило монашеской жизни?
А. Работай для Бога.
С. Трудись и молись.
Д. Меньше говори, больше делай.
Вопрос №3 Что такое «послушание»?
А. Возможность понять серьёзность выбора монашеского пути.
В. Трудовая деятельность будущего монаха.
С. Время ожидания до начала монашеской жизни.
Д. Период временного пребывания в монастыре.
Вопрос №4. Что такое «монашеские обеты»?
С. Клятвы и обещания монаха.
Вопрос №5. Что решил сделать царевич Иоасаф?
А. Решил отпустить всех рабов на свободу.
В. Решил отказаться от титула
С. Решил уйти в монахи.
Д.Решил начать войну с соседним царством.
Вопрос №6 Какой деятельностью прославился Святой Лука?
А. Он был выдающимся агрономом.
В. Он был выдающимся учителем.
С. Он был выдающимся хирургом.
Д. Он был выдающимся строителем.
Урок №26. Тема. Отношение христианина к природе.
Вопрос №1Что, по мнению М.В. Ломоносова, Бог вложил в книгу природы?
А. Законы нравственности.
С. Законы философии.
Д. Законы справедливости.
Вопрос №2. Что считается добрым делом для христианина?
С. Развитие науки и познание мира.
Д. Изменение природы для блага человека.
Вопрос №3 В каком подчинении находятся все звенья бытия?
А. Сначала человек, над ним животные, и над всеми главный-Бог
В. Сначала животные, над ним человек, и над всеми главный-Бог
С. Сначала животные, над ним Бог, и над всеми главный-человек
Д. Сначала Бог, над ним животные, и над всеми главный-человек
Вопрос №4 Почему на человеке лежит ответственность за мир?
А. Он самый сильный.
В. Он умеет говорить.
С. В нём есть образ Божий
Д. Животные не ровня человеку.
Вопрос №5 Что такое природа для человека?
А. Полезные ископаемые.
В. Родной дом и Божий храм.
С. Бесплатные богатства.
Вопрос №6 На кого должно распространяться христианское милосердие?
А. На родственников и друзей.
С. На людей, которые исповедуют православие.
Д. На всех людей и животных.
Урок №27. Тема. Христианская семья.
Вопрос №1 Какое церковное таинство совершается над теми, кто вступает в брак?
А. Чтобы о нём заботились.
В. Чтобы самому о ком-то заботиться.
С. Чтобы получать радость от присутствия любимого человека.
Д. Чтобы получить подарки на свадебное торжество.
Вопрос №3 Что держат над головой молодожёнов во время церковной церемонии?
Вопрос №4 Какой наказ даёт семье Новый завет?
А. «Блажен иже и скоты милует»
В. «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет»
С. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
Д. «Где двое или трое собраны во имя Мое- там и Я есть»
Вопрос №5 Что сохраняет дружную семью?
А. Богатство и слава.
С. Семейные традиции, праздники, общие события.
Д. Любовь, верность, добро.
Вопрос №6 Без чего невозможно сохранение семьи?
А. Без праздников и подарков.
В. Без прощения и терпения.
С. Без помощи родителей.
Д. Без подчинения главе семьи.
Урок №28. Тема. Защита Отечества.
Вопрос №1.Какая война, с христианской точки зрения, может считаться справедливой?
А. Защитить свою Родину от врага.
В. Захватить чужие богатства.
С. Защитить свою семью, свою Родину от врага.
Д. Защитить свои богатства.
А. К Серафиму Саровскому.
В. К Сергию Радонежскому.
С. К Анатолию Оптинскому.
Д. К Иоанну Кронштадскому.
В. Воевать за пределами своей страны.
С. Добивать раненых, трогать безоружных, грабить местных жителей.
Вопрос №5 С какой целью князь Александр Невский последний раз отправился в Орду?
А. Поехал, чтобы спасти от гибели своего сына.
В. Поехал, чтобы преподнести хану подарок.
С. Поехал, чтобы отговорить хана призывать в своё войско русских воинов.
Д. Поехал, чтобы выкупить из плена русских князей.
Вопрос №6 Где поселился адмирал Фёдор Ушаков после выхода в отставку?
А. Рядом с царским дворцом.
В. На тихом острове в океане.
С. В небольшом городке.
Д. Рядом с Санаксарским монастырём.
Урок №29. Тема. Христианин в труде.
Вопрос №1 В какой из заповедей содержится заповедь труда?
А. «Плодитесь и размножайтесь»
В. «Возделывайте сад»
С. «Нареки имена животным»
Д. «Не вкушай плодов древа познания добра и зла»»
Вопрос №2. Без чего человек не может обрести мудрость?
С. Без труда и опыта.
Вопрос №3 Какие грехи в истории человечества считаются самыми первыми?
А. Зависть и жадность.
В. Трусость и обжорство.
С. Злость и ненависть.
Вопрос №4 Какой труд радует Бога.
А. Когда человек трудиться для себя.
В. Когда человек трудиться для общего блага.
С. Когда человек трудиться для себя упорно и настойчиво.
Вопрос №5 Православный человек уверен в том, что его труд виден:
Вопрос №6 Что такое труд для православного христианина?
А. Наказание Божье за грехи.
В. Лекарство Божье, чтобы избавиться от греха.
С. Подарок Божий за хорошие поведение.
Д. Плата Богу за то, что он даёт жизнь.
Урок №30. Тема. Любовь и уважение к Отечеству.
Вопрос №1 В какой временной последовательности появлялись на Руси религии.
А. Ислам, православие, буддизм, светская этика, иудаизм.
В. Православие, иудаизм, светская этика, ислам, буддизм.
С. Светская этика, буддизм, православие, ислам, иудаизм.
Д. Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика.
А. Концерты и праздники.
В. Духовные традиции.
С. Талантливые люди.
Д. Устное народное творчество.
Вопрос №3 Какое чувство является для верующего человека главным.
Вопрос №4 В чём проявляется главная сила любви?
А. Моя малая Родина.
С. Моя родная страна.
Вопрос №6 Что значит патриотизм?
А. Любить, ценить и защищать свою семью.
В. Любить, ценить и защищать своих друзей.
С. Любить, ценить и защищать свой дом.
Д. Любить, ценить и защищать свою Родину
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-718151
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.