Как началась европейская интеграция чем была вызвана ее необходимость
Европейская интеграция: так ли хорош панъевропеизм?
Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.
Особенности и состав участниц
Для европейской интеграции характерны следующие черты:
Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:
Причины и история объединения
При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).
Консолидация началась с понятия «метод интеграции», которое шло от французской стороны, предлагающей создать независимое сообщество с собственными органами и полномочиями. Изначально общей целью стран было создание единого рынка и пространства для свободного перемещения не только товаров и услуг, но и людей.
Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.
Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.
Одновременно с ЕЭС был подписан договор о создании Евратома — Европейского сообщества по атомной энергии. Здесь снова имела место французская инициатива, которой были выгодны финансовые льготы для обеспечения собственной атомной программы и регулирование развития атомной энергетики в Германии. В историографию договоры о создании ЕЭС и Евратоме вошли под названием «Римских договоров».
С 1 июля 1968 года стал полноценно работать Таможенный союз. Первоначально он распространялся только на сельскохозяйственный сектор, затем перейдя на прочие товары и услуги. Для этого был составлен Единый европейский акт. В нем термин «общий рынок» заменялся на «внутренний рынок», а также прописывались новые обязательства стран-участниц.
В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:
Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.
Среди главных достижений европейской интеграции называют:
Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.
Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться
18 апреля 1951 года подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали
Договор 1951 года об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) снял внутри стран все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Случившиеся после множественные преобразования форматов сотрудничества европейских государств дали толчок к созданию в 1992 году Евросоюза.
Отношения между Россией и ЕС с тех пор пережили немало взлетов и падений, перейдя в текущую фазу, которую эксперты называют «полным развалом отношений». Тем не менее российские политики и законодатели подчеркивают, что наша страна готова к диалогу с ЕС и выступает за конструктивное сотрудничество, подразумевающее уважительное отношение к национальным интересам стран-соседей.
С чего начинался ЕС
После создания «союза угля и стали» события по историческим меркам развивались стремительно. Уже 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. Спустя 10 лет, в 1967 году, эти три интеграционные организации объединились в Европейское сообщество.
Следующим этапным событием в жизни европейцев стало подписанное 14 июня 1985 года Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило действие 1 мая 1999 года, будучи замещенным Шенгенским законодательством Евросоюза.
7 февраля 1992 года в голландском Маастрихте подписан договор о создании Европейского союза, который начал действовать 1 ноября 1993 года. Высшей формой экономической интеграции между государствами ЕС стал евро — единая денежная единица, которая была введена в безналичном виде на территории государств — членов ЕС с 1 января 1999 года, а наличные банкноты появились с 1 января 2002 года.
В состав ЕС входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года — Болгария и Румыния, с 1 июля 2013-го — Хорватия.
Союз хоронить пока рано
Европейский союз стал уникальнейшим межгосударственным образованием в человеческой истории. Он воплотил давнюю мечту многих политиков и мыслителей о «Соединенных Штатах Европы» не только на бумаге, но и на практике, доказав ее практическую реализуемость и прямую пользу для граждан каждой из стран-участниц.
Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил «Парламентской газете», что нужно повременить с пессимистическими прогнозами в отношении судеб Евросоюза, «который сегодня подвергается серьезнейшим испытаниям в своей недолгой истории».
С ЕС лучше, чем без него, — пока именно так думает большинство, хотя и предъявляет совершенно обоснованные претензии к европейским политикам, отметил парламентарий.
«Самый мощный фактор влияния ЕС — это сам факт его существования, — считает Косачев. — Причем сила этого притяжения настолько велика, что, по сути, оказалась опаснейшим (если не роковым) испытанием «на разрыв», например, для таких стран, как Украина или Молдавия». Сенатор напомнил, что вместо налаживания внутреннего диалога и сбалансированной на Запад и Восток внешней и экономической политики к власти в этих странах постоянно рвутся силы, «которые, попросту говоря, используют «мягкую силу» ЕС в своих личных интересах: «Хотите жить в Европе и как в Европе? Голосуйте за нас!». Итогом неизбежно становятся нереализованные завышенные ожидания и опасные внутренние конфликты.
Однако то, как ЕС справляется с самыми серьезными вызовами, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Если угрозы от миграционных волн в какой-то мере удалось минимизировать — не без издержек, в частности в виде роста внутреннего сепаратизма и популярности антимигрантских и националистических партий, — то в случае с пандемией нового коронавируса все пока актуально и серьезно.
«Недавно первый заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс выразил мнение, что стратегия Европейского союза по вакцинации содержала ошибки в части заказа препаратов и соглашения по закупкам, что было скорее в интересах богатых стран, таких как Германия, — отметил сенатор. — Пять стран ЕС — Австрия, Чехия, Словения, Болгария и Латвия призвали Брюссель провести саммит лидеров ЕС, чтобы обсудить неравномерное распределение вакцин от коронавируса между государствами сообщества. А канцлер Австрии обвинил страны ЕС в тайном сговоре с фармацевтическими компаниями по поставкам вакцин. Он выразил мнение, что неравномерное распределение вакцин против коронавирусной инфекции может грозить расколом Европы, возникают «страны — члены ЕС «второго сорта».
Между тем Организация экономического сотрудничества и развития уже ухудшила прогнозы роста для основных экономик еврозоны. И чем больше новых ограничений будет вводиться (а это предсказуемо на фоне третьей волны пандемии, уже официально объявленной Брюсселем), тем больше будет усугубляться ситуация, подчеркнул Константин Косачев.
Главный провал
На фоне происходящего Евросоюз ждет непростая весна, «которая может оказаться весьма важной для европейского проекта в целом», уверен вице-спикер Совета Федерации. С учетом существующих разногласий с США, в частности по проекту «Северный поток — 2», нарастающих проблем с Китаем, которые уже привели к введению антикитайских санкций, а также фактического развала отношений с Россией внутренние вызовы явно вступают в резонанс с внешними.
«При этом ключевая страна ЕС — Германия — может оказаться «слабым звеном» всей конструкции, поскольку партия Ангелы Меркель, ХДС, переживает свой собственный политический кризис, который сказывается на ситуации не только в стране, но и в Евросоюзе в целом, — отметил Константин Косачев. — Не стал бы пророчествовать Евросоюзу скорый развал или новые «-экзиты», хотя в евро-СМИ уже стали появляться рассуждения на тему, например, возможного «фрекзита» — выхода Франции из состава ЕС. Но пока такие сценарии скорее из разряда утопических».
Впрочем, сенатор считает, что потенциальная победа Марин Ле Пен на президентских выборах, которую уже не считают совсем уж невероятной, «может сделать даже такие варианты реалистичными».
Вместе с тем Константин Косачев убежден, что самым главным провалом Евросоюза за последние 10 или даже 20 лет стало обрушение отношений со своим крупнейшим соседом на Востоке: с Россией. Политик напомнил крайне жесткую оценку ситуации министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя».
Константин Косачев напомнил, что в 2014 году Брюссель в одностороннем порядке заморозил официальные механизмы политического и экономического взаимодействия с Россией, включая саммиты на высшем уровне, а также различные отраслевые диалоги и межправительственные консультации. Были введены жесткие секторальные санкции против субъектов российской экономики.
«Это, разумеется, не означает полного прекращения связей с отдельными странами Евросоюза, прежде всего с ключевыми партнерами — Германией, Нидерландами, Италией и Францией: на эти страны приходится более половины нашей внешней торговли», — обратил внимание парламентарий. Несмотря на то что объем товарооборота упал с 262 миллиардов долларов в 2019 году до 192 миллиардов долларов в 2020 году, ЕС все еще опережает Китай по этому показателю, оставаясь нашим ведущим партнером.
На 27 стран ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России (42,5% в 2019 году, более 50% в 2013 году), на Китай — 20% (18% в 2019 году, около 11% в 2013 году)
Ошибочная позиция
В Брюсселе, как и в отдельных европейских столицах, уверены, что фактор времени на их стороне: Россия отступит под натиском европейского санкционного единства либо будет вынуждена идти на попятную в крымском или украинском вопросах под напором внутренних проблем. «Однако этого не произошло до сих пор, и все меньше вероятность, что произойдет потом», — уточнил вице-спикер.
По словам Константина Косачева, сегодня ЕС оказался заложником собственных решений прошлых лет, когда принимались многочисленные декларации и решения с упоминанием «аннексии Крыма», «российской агрессии», «кибератак», «вмешательств России в европейские выборы», «отравлений химическим оружием» и иных якобы противоправных действий России, так и не доказанных, но уже заложенных в фундамент отношений Брюсселя с Москвой.
«В итоге Евросоюз уже не может признаться в том, что все эти обвинения были, мягко говоря, преувеличением, — ведь это означало бы не просто просчеты европейских политиков, но ущерб экономикам стран ЕС на многие миллиарды евро. Как и личная ответственность за возрастание угроз, в том числе прямых военных — для всех жителей континента, — сказал сенатор. — Эта патовая ситуация может продолжаться бесконечно долго, но уже понятно, что от этого ничуть не выигрывает ни одна из сторон».
Как бы то ни было, Россия абсолютно открыта к диалогу и никогда не закрывает двери для него, не выступив инициатором ни одного из обрывов переговорных и диалоговых треков, напомнил замглавы Совета Федерации. «Сегодня все абсолютно в руках европейских партнеров: мы продвинемся по любому направлению ровно настолько, насколько к этому готов Евросоюз. Не дальше, но и не ближе», — подчеркнул Косачев.
Противоречия усиливаются
Между тем противоречия внутри самого Евросоюза усугубляются, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Основная причина, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельной политики, — считает депутат. — Брюссель до сих пор послушно идет в фарватере Вашингтона и продолжает выполнять директивы из США. Постковидная реальность это наглядно демонстрирует».
Яркой иллюстрацией, по его мнению, стал последний саммит ЕС, где французский президент Эммануэль Макрон предрек «мировую войну нового типа» якобы из-за действий России и Китая по противодействию коронавирусу. По его словам, Евросоюзу нужно приобрести суверенитет в производстве антиковидных препаратов, чтобы, дескать, противостоять «России и Китаю, пытающимся через поставки вакцин получить влияние».
«Тот же Макрон 3 февраля: «Несколько недель назад я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти консультации были положительными. Сегодня мы увидели публикации, которые демонстрируют высокую эффективность вакцины «Спутник V». Это не политический вопрос, это научный вопрос», — напомнил Леонид Слуцкий.
Симптоматично, что президент Франции высказал новую позицию по «Спутнику V» после того, как в саммите ЕС поучаствовал президент США Джозеф Байден, обсуждавший с европейскими союзниками, как эффективнее совместно противостоять России и «отстаивать демократию». «То есть вместо того, чтобы действительно озаботиться жизнью и здоровьем людей, европейские лидеры по-прежнему предпочитают поддерживать линию на сдерживание России «любой ценой», даже ценой человеческих жертв», — констатировал депутат.
Отношения Брюсселя и Москвы, по словам Слуцкого, сейчас если не в тупике, то явно переживают момент истины. Все «окна возможностей» для диалога последовательно закрываются одно за другим, считает политик.
«Но Евросоюз — это еще не вся Европа. В европейских странах достаточное количество здравомыслящих политиков, которые выступают за конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в вопросах вакцинации. Мы готовы взаимодействовать, но только на равноправной и взаимоуважительной основе. Россия не будет терпеть в свой адрес хамства и провокаций. Это основной постулат», — подчеркнул глава думского комитета.
20 Европейская интеграция
Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе.
Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.
Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.
Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в 1923 году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций 8 сентября 1929 года, и кто в 1930 году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.
В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз (1948), НАТО(1949) и Совет Европы(1949).
9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
25 марта 1957 года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу 1 января 1958 года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.
8 апреля 1965 года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу 1 июля 1967 года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в 1968 году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в 1950—1960-х годах европейская интеграция набирала силу.
В 1973 году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на 30%. А во второй половине 1970-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в 1981 году, а Испания и Португалия присоединились в 1986 году.
В феврале 1986 года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к 1992 году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали 7 февраля 1993 года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.
В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.
Участие стран в европейских договорах и организациях.
Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с подписанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.
В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит государственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство государств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев конвергенции с огромным трудом.
Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.
С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Великобританией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фактически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которого капиталы из одной страны могли перетекать в другую.
В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет консультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Франция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.
Второй этап реализации валютно-экономического союза начался в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютного института, в задачу которого входила координация валютной политики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.
В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап интеграции.
Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролировать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и налагать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограничения, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём девальвации валюты или эмиссии.
Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внешней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступностью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое европейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный институт позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику.
Вторая мировая В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
1947 г. «плана Маршалла программа помощи странам Западной Европы, позволившая стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии
1947 ГАТТ В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
1948 ОЕЭС В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе Соединенными Штатами по «плану Маршалла» для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией.
В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония.
1949 НАТО Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран зафиксирована в 1949 довором о создании НАТО
1950 Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран-участниц интеграции, обратив ее на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объемы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счет общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.
1961 Атлантическое сообщество 1961 Дж. Кеннеди предложил Великий проект создания Атлантического сообщества для укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы.
1948 (окончательно оформился в 1955) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — военно-политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Союз был создан в мае 1955 года путем преобразования и расширения Западного Союза, образованного по Брюссельскому договору в 1948 году в соответствии с Парижскими соглашениями 1954 года. Существуют тесные связи между Западноевропейским союзом и Североатлантическим союзом. Договор о Западноевропейском союзе предусматривает оказание помощи, в том числе военной, если одна из стран-участниц подвергнется «нападению» в Европе. Предусматриваются также консультации по политическим, экономическим и другим вопросам. Руководящими органами Западноевропейского союза являются Совет в составе министров иностранных дел стран-участниц и Ассамблея, состоящая из парламентариев стран-участниц, которые являются одновременно участниками Консультативной ассамблеи Европейского совета. Решения Совета и Ассамблеи имеют рекомендательный характер для правительств стран-участниц. В рамках Западноевропейского союза создано также Агентство по контролю над вооружением. В 60-начале — 70-х годов деятельность Западноевропейского союза ослабла в связи с обострением противоречий между его участниками и образованием и выдвижением на первый план других политических организаций, в частности Европейского экономического сообщества.
1949 НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization; Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями 12 государств (США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии). В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ, в 1982 — Испания. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 году из военных структур НАТО вышла Франция (вернулась в 2009), в 1974 — Греция (вернулась в 1980); в военные структуры не входит Испания. В 1999 году в состав организации были приняты Польша, Чехия и Венгрия; в 2004 году — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония; в 2009 году — Хорватия и Албания. Вснго в состав НАТО входят 28 государств. Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе.
1949 СОВЕТ ЕВРОПЫ (СЕ), консультативная политическая организация, создана в 1949 для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Способствует унификации законодательства различных стран в этой области. СЕ проводит экспертизу уровня защиты прав личности в конкретной стране, в ее законодательстве и на практике. Органы СЕ находятся в Страсбуре (Франция).
9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
1952 Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). 27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
В 1950-х политическая и оборонная интеграция не удалась, в отличии от экономической
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
1957 Европейского экономического сообщества (ЕЭС) Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) 25 марта 1957 года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу 1 января 1958 года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.
Расширение ЕЭС 1970-е В 1973 году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на 30%. А во второй половине 1970-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в 1981 году, а Испания и Португалия присоединились в 1986 году.