Как написать эссе что такое эссе
Что такое эссе и как его написать — правила и образец
Вы узнаете, что такое эссе и каковы его особенности. Расскажу, как пишется материал в таком жанре и каких форматов бывает.
Также не обойдемся и без примеров. Разберем как хорошие, так и плохие образцы.
Что такое эссе
Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме.
Основоположником данного жанра считается Мишель Монтень. Его книга «Опыты» как раз состоит из эссе на самые разные темы. Например, о чести, совести, деньгах, морали и так далее.
Мишель Монтень
Продолжателями традиции были Дени Дидро, Вольтер и Андре Моруа. Но это классики.
Есть и наши авторы. Это Константин Паустовский, Юрий Олеша, Дмитрий Быков, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин.
Константин Паустовский
Эссе — это также художественно-публицистический жанр, который находит широкое применение в современном мире, печати и литературе.
Вместо фактов на передний план выходит оригинальность мышления автора. Вам теперь не нужно бегать по интернету в поисках темы и информационного повода. Здесь повод тоже присутствует. Но это скорее просто мысль, какая-то тема, за которую вы ухватились и решили порассуждать.
Тут вы показываете свой интеллект и эмоции. Это вариант показать свой слог, потому как вы не ограничены конкретным стилем. Можно использовать любые выражения и все краски языка.
Тут нет никаких рамок!
Это прекрасная форма чтобы показать свой интеллект и начитанность. Это один из идеальных форматов для блога. Если посмотреть на блоги и сайты, то чаще всего они состоят из статей и эссе.
Форма и виды эссе
Существуют определенные виды эссе и ее формы. Вот небольшая классификация данного жанра.
По литературной форме:
Как писать эссе
Теперь поговорим о том, как писать эссе правильно и интересно.
Для начала, давайте рассмотрим критерии данного жанра:
Объем эссе и тематика
Объем эссе для научных материалов составляет в пределах 2 — 3 тысячи знаков. Как правило, это для студентов и специалистов. Больше встречается редко. В жанре журналистики может быть только еще меньше.
Исключение составляет лишь литературный жанр. В нем размер эссе может быть любой потому как, это свободный жанр. Оно может состоять как из одной фразы, так и целой книги.
Следующий признак, это конкретная тема.
Мы не пишем эссе на тему «мир во всем мире». Не нужно чтобы получались дневники деревенского философа после бутылки самогона. Нужно ограничить себя какой-то конкретной темой и проблемой.
Подход и композиция
Это еще и личностный подход к раскрытию темы. То, что вы лично думаете по этому поводу. Какие ваши эмоции и ощущения. Субъективность — это признак эссе.
Следующее, это свободная композиция.
Тут нет правил с чего начать и чем закончить. Вы не только описываете свои впечатления. Но также можете описать воспоминания и ассоциации.
Например, вы пишите о том, как пошли в московскую булочную. На улице увидели, как молодой человек решил помочь пожилому мужчине перейти дорогу.
Это натолкнуло вас на размышление о морали современной молодежи. На ваши воспоминания о Москве не сегодняшнего дня, а 1943 года. Тогда вы были ребенком и тоже наблюдали похожую ситуацию.
То есть в жанре эссе можно уйти во время и пространство. Что-то вспомнить и рассказать о каких-то ассоциациях. Это будет свободная композиция.
Фразы для эссе
Еще признак, это свободное использование лексического состава языка. Это все те фразы для эссе, которые программа Word нам подчеркивает.
При написании эссе, это вас не должно волновать! Ведь в таком жанре можно использовать все богатство лексического языка.
Атмосфера и правила написания эссе
Еще здесь сохраняется атмосфера доверия. Это такая задушевная беседа с читателем за чашкой чая на кухне.
В эссе мы стараемся показать себя в мире и мир в нас. Это две грани жанра. То, что вы видите и как ощущаете. А также, какое место занимаете по отношению к этому событию.
Правила написания эссе:
Чтобы написанное было интересно другим людям, нужно все оживлять своим интересом. Учиться писать вкусно и увлекательно. Обучаться свободному полету.
Эссе на тему
Многие сталкиваются с такой проблемой, как написать эссе на тему, которая подходит именно для меня. Как правило, не было бы темы, было лишь желание.
Скажу, что для каждого из нас припасено бесконечное количество тем. Все они запрятаны в нашем собственном невнимании.
Поэтому в первую очередь нужно научиться замечать удивительное в неприметном — такое, о чем захочется написать.
В общем, тут очень легко подобрать тему.
Можно написать о том, что сейчас пришло в голову. Или о том, что вам наиболее интересно в жизни. Можно даже написать о своем страхе или мечте.
События
Темой могут послужить события. Это то, что происходят вокруг нас. Крупные, мелкие и даже еле заметные. В каждом из них скрыта своя тема. А если сам участвуешь в этом событии, то можно разглядеть его изнутри.
Очень полезно написать о событии по горячим следам.
Если что-то произошло недавно, то можно вспомнить подробности, которые потом начинают забываться. А если к событию, добавить фантазию, то оно может стать прекрасной темой для сказки.
Ситуации
Тема кроется и в ситуации. Всякое привычное положение дел постепенно перестаешь замечать. Но в любую ситуацию можно всмотреться заново если найти новую точку зрения.
В литературе такой прием называется «остранение» от слова «странный».
Взгляни на привычное глазами марсианина, который в первый раз прилетел на Землю. Еще можно посмотреть на ситуацию глазами ребенка и даже кота.
Впечатления
Из новых впечатлений тему добыть вроде бы легче. Но и в старых можно обнаружить что-то важное, чему раньше не придавали значения.
Если что-то вбилось в память, значит было из-за чего. Поэтому лишний раз проработайте все свои впечатления. Уверен, найдете что-то интересное для себя.
Переживания
Это еще более плодоносный слой, чтобы написать эссе на нужную тему. Каждое переживание погружает тебя в некоторую тему.
Переживания — это внутренние события. Они еще глубже внешних и любых других впечатлений. Нужно только подумать — какой жанр лучше подходит чтобы написать о том или ином переживании.
Каждый из тех людей, кто рядом с нами, это тоже сокровищница тем. У другого человека свои события, впечатления и переживания. Поэтому нужно пообщаться с такими людьми. Расспросить их или выслушать.
Попробуйте вглядеться в незнакомого человека, который находится недалеко от вас. Представьте, кем он работает и какой у него характер. Что необычного случалось в его жизни.
Предметы
Еще для тем служат предметы. Можно написать сочинение эссе на тему от случайно доставшегося вам предмета. Кажется, что любая вещь хочет, чтобы ее разгадали.
К примеру, с виду обычный камень.
Но если прикоснуться к нему своим воображением, то он может стать метеоритом. Еще может быть волшебным камнем алхимика или сувениром из далеких земель.
Структура и план эссе
Теперь давайте разберем, каким должен быть план эссе и что сюда писать. Вот структура написания материала:
Возможно, некоторые из вас не знают, как начать эссе. Но не переживайте! Тут ничего сложного нет. В первой части (введении) достаточно обозначить то, как собираетесь решать проблему.
Особо тут не расписывайте!
Размер вступления должен быть небольшим. Просто опишите в общих чертах решение проблемы. Или же можно сразу задать вопрос читателю, а уже в других частях его раскрывать.
В частях 2 и 3 вы должны продемонстрировать читателю, что разбираетесь в теме. Тут нужно показать, что все сбалансировано.
К примеру, во второй части будут причины, поддерживающие то, что в четвертой части. Это будет «За». А в третьей части будут причины против того, что в четвертой части.
Но это лишь условное деление.
Во второй части у вас могут быть самые сильные причины «за» и «против». А в третьей части какие-то дополнительные причины.
Главный способ написать хороший материал — это писать по плану. Но он не должен быть слишком подробным. Были схемы, где прописывали от и до. Но сочинения в таких случаях получались не самыми хорошими.
Развязка — это то, что вы утверждаете и очень четко заявляете. Это должно быть что-то из второй или третьей части. Добавляете какую-то информацию от себя лично. Она важна именно для вашего эссе и утверждения. Поэтому четвертый пункт — это развязка.
Как правило, это будет самая объемная часть всего материала. В ней вы снова перечисляете факты, поддерживаемые цитатами. Понятно, логично и по порядку только то, что имеет отношение к вопросу.
Параграф 5, как и 1 должен быть небольшими. Он логически выводится из четвертого пункта. Это вывод из всего сказанного ранее.
Примеры эссе
Давайте посмотрим на некоторые примеры эссе. Заодно разберем ошибки, которые допускают многие авторы. Чтобы лучше закрепить тему, вам будут предоставлены как хорошие варианты, так и плохие.
Плохие варианты
Начнем с плохих материалов. Вот лишь небольшая часть материала.
Это была попытка эссе на тему концерта.
Сам мир не показан. Идут только эмоции, которые захлестывают автора. Но мы их не разделяем потому что сами не поняли, что это было за событие. Мы ничего не увидели. Поэтому нам это не интересно.
Вот второй пример по тому же информационному поводу.
Тут только событие. Это может быть уместно в репортаже, как начало. Еще такой пример может подойти для рассказа или статьи.
Но это вовсе не эссе!
Почему? Потому что тут вообще, нет эмоций. Здесь только показан мир. А наша задача, это сохранить баланс.
Хороший образец эссе
Давайте рассмотрим хорошие примеры. Первый образец эссе, это материал Авдотьи Смирновой «Прощание Славянки». Он посвящен теме духовности.
Во-первых, здесь ехидный и доверительный тон. Использованы фразы и образы, которые были бы явно неуместны в статье.
Давайте посмотрим только на завершение материала. То есть, как автор обращается к менеджерам, бухгалтерам, депутатам и так далее.
Видно, что это достаточно, вольный стиль и ассоциации.
Это размышления автора на тему духовности. На тему того, что принесли в наш мир 90-е. Что мы потеряли и приобрели.
Тут есть отражение нашей действительности 90-х и эмоции автора по данной теме. Согласитесь, читать такой материал было интересно.
Еще один хороший пример эссе.
Автор Лев Рубинштейн. Это не полный материал. Тема — современное искусство и люди, которые им управляют.
Здесь уже не так едко и образно, как в предыдущем образце.
Видно, что где-то это похоже на комментарий. Но все же, тут больше художественных средств. Больше возможностей для автора.
И тут шире темы, которые берем.
Если там брали конкретное событие и давали по нему комментарий, то здесь говорим о более широких и вечных темах.
Оформление эссе
Для студентов и некоторых специалистов важно еще и оформление эссе. Поэтому давайте рассмотрим следующие правила.
Шрифт используют Times New Roman, 14 размер, межстрочный интервал 1,5. Отступ для первой строки абзаца — 10 мм; левое поле — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм.
Титульный лист оформляем по приложению А.
Титульный лист при оформлении эссе
Обратите внимание, что слово «ЭССЕ» располагаем по середине и пишем большими буквами.
После титульного листа идет оглавление. Оформляется по приложению Б.
Заголовки идут прописными буквами в середине строк. Шрифт полужирный и немного больше по размеру, чем основной текст материала. В конце заголовка точку не ставят.
Нумерация идет арабскими цифрами. Первой является титульный лист. Однако сама эта страница должна идти без номера. А так номера проставляют в нижнем колонтитуле.
Список использованных источников оформляется на отдельном листе по приложению В.
Теперь вы знаете, что такое эссе и как правильно его писать. Для этого мы рассмотрели основные правила и критерии по данному жанру.
Также для примера разобрали некоторые шаблоны и алгоритм написания. Еще посмотрели на то, как оформить образец своего материала.
Увлекаюсь созданием и продвижением сайтов в интернете. Интересует SEO оптимизация и контент-маркетинг. Немного занимаюсь SMM и Email рассылкой. Также люблю читать интересные материалы по веб-аналитике и заработку в интернете.
Что такое статья и как ее писать: структура, план и виды
Что такое корреспонденция в журналистике: примеры из газет
B2B и B2C — что это такое в продажах и чем отличается
Чтобы кто-то дал нам ту должность, на которую претендуем, признал нас гуру и стал платить за наши профессиональные услуги, нужно чтобы окружающие были высокого мнения о вас. Они должны знать, что вы эксперт.
А как они узнают?
Самое простое, это рассказать им о себе. Да, это хорошо. Но так каждый о себе говорит. Все себя хвалят.)) Поэтому ваши слова сразу так не воспримут. Нужно чтобы люди получили какое-то подтверждение.
А отличным подтверждением будут те материалы, которые вы создаете. Например, переписка с партнерами, подчиненными и клиентами. Это также PR-тексты.
Если думаете о карьере эксперта, то это будут статьи, различные публикации и другие профессиональные материалы.
К примеру, вашему клиенту или работодателю нужно решить определенную проблему. Человек пойдет искать информацию и тут он как-раз найдет то, что вы написали. Если из вашего материала он получит нужный ему ответ, то вы в его глазах станете экспертом. Следовательно, он с большой вероятностью возьмет вас к себе на работу или станет вашим постоянным клиентом.
Это все называется контент-маркетингом.
Эссе как жанр состоит из этих же те статей и публикаций, которые показывают вашу экспертность по определенным вопросам.
Поэтому используйте данный жанр для своего продвижения. Это хорошая демонстрация ваших навыков. Отсюда вытекают дополнительные заказы, клиенты и прочие возможности.
Это точно! Без этого никуда. У меня даже знакомая говорила, что при устройстве на работу в серьезную компанию ей пришлось писать мотивационное эссе.
Там указывала почему именно она будет лучшей кандидатурой. Также в материале она отражала свое стремление и мотивы. Все это должно выделить кандидата из общей массы.
Далее при собеседовании вся написанная информация перепроверялась. Проверяли навыки и данные, которые были указаны.
Уважаемый Читатель, не суди меня слишком строго, это моя первая самостоятельная попытка написать эссе, надеюсь я смогу дописать… Основная причина написания данного эссе, это проверить себя прежде всего на то, способен ли я создать хоть немного осмысленный текст.
Когда я пишу эти строки у меня внутри странное чувство, не хочется это делать, хочется отвлечься, заняться чем-нибудь другим, хотя вроде пишу от силы пару минут. Вот так, трудно начинать хоть что-то делать в этом направление.
Вот коллега собирается, который сидит рядом с мной, надо с ним попрощаться, чтобы еще он не увидел мою писанину… Ха-ха дурдом.
Знаете, я прочитал как писать эссе на сайте alzari.ru. Главное, что я там узнал – это структура построения эссе. Но не факт, что она правильная, я же другие источники не смотрел. Так что вот.
Ладно перехожу к следующему пункту – дополнительные причины. Имеется ввиду эссе.
Ха, да может сейчас во мне откроется писательский талант. И все, и я начал строчить как из пулемета произведения в которых есть толк и есть глубокие мысли.
Да уж размечтался. А мы тем временем переходим к главному пункту – развязка. По моей информации развязка должна быть моим утверждением и четким заявлением. Ну что же, я заявляю, первое, я что-то написал, набор слов и фраз есть и это, наверное, хорошо, второе, даже такой текстик написать достаточно лениво, поэтому не факт что продолжу этим заниматься.
Третье, писанина доставляет определенные приятные эмоции и ты в это погружаешься и отвлекаешься от ненужных мыслей.
Так что вывод такой: писать можно, это лениво, но приятно. Ну и в заключение, попробую написать как-нибудь длинное эссе, на интересную мне тему, посмотрим что получится. Кто это дочитал до конца, спасибо за внимание. Блин чувствую, что после такого труда, надо отдохнуть и сыграть в APEX.
Спасибо за советы, но… Пример хорошего эссе заставил меня посмеяться, не лучше ли показать другой? Я понимаю, этот жанр для выражения внутреннего мира, но такой мир лучше держать при себе, хотя его даже иметь современному человеку должно быть стыдно. Он пропитан лицемерием и отсутствием здравого смысла.
Научно-
образовательный
портал IQ
Как делается академическое эссе
«Адаптация», 2002 год
Довольно часто студенты, не справившись с эссе, начинают думать, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр с определёнными правилами, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на пять абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. IQ публикует подробное руководство по написанию академических эссе от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, в котором они объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма. Впервые этот материал увидел свет на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.
1. Что такое академическое эссе
1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк
Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке оно обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.
1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика
Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к его освоению, когда преподаватель ждёт от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаёте в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает проявлять вашу индивидуальность через чёткую артикуляцию собственного мнения).
1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание
Академическое эссе — это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.
Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чём-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).
Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.
Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»
Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объёмом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.
2. Структура эссе
2.1. Базовая структура
Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.
2.2. Введение
2.2.1. Объём введения
В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.
2.2.2. Организация введения
Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете её важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: всё должно быть в меру и оправдано.
Пример введения по «принципу воронки»
Начиная с ранних греческих мыслителей – Анаксимандра, Парменида, Эмпедокла, – время так или иначе оказывается в центре внимания крупнейших европейских философов. Однако, несмотря на внушительную историческую глубину обсуждения, можно довольно точно определить время и место рождения современной философии времени. В 1908 году в журнале «Mind» вышла статья преподавателя Кембриджского университета Джона Эллиса МакТаггарта «Нереальность времени». Это исследование положило начало почти столетнему спору между А- и B-теориями времени. Хотя B-теория сегодня видится наиболее обоснованной с точки зрения естественных наук, именно А-теория обладает значительными преимуществами для философского осмысления природы времени.
Пример «крючков»
«Время» — третье наиболее часто употребляемое существительное в русском языке, в первой десятке вместе с ним — «год» (1-е место) и «день» (6-е). Согласно Оксфордскому словарю английского языка, «time» — самое распространенное существительное в современном lingua franca, и в первой десятке вновь — и «день» (5-е), и «год» (3-е). Сходное положение, по всей видимости, обнаружится во многих современных языках.
NB! Здесь необходимо не забыть подтвердить высказывание ссылками.
2.2.3. Формулировка тезиса
Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.
Тезис не обязательно анонсировать («моё эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали — читателю и так будет понятно, что это — тезис.
Не надо подменять тезис фактом. Факт — это то, что есть. Тезис — это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.
Не надо апеллировать к популярному или общему мнению. Это просто неинтересно.
Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная — логической уловкой (подмена тезиса).
2.2.4. Что ещё написать во введении
Если объём предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:
(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;
(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);
(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;
(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишите большую работу — можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.
N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.
2.3. Основная часть
2.3.1. Сильные абзацы
Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.
Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.
(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.
(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца. В нём обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.
(c) Обоснование — это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.
(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию.
(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).
N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, то есть подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.
2.3.2. Связность текста
(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста. Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.
(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).
(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.
2.3.3. Тема и рема
Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/аргументации сама становится темой. Это задаёт определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, и опять новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте «Русская корпусная грамматика».
Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».
Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.
Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).
Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.
2.4. Заключение
(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!
(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.
(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.
(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.
(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.
3. Оформление эссе
Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.
3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)
(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объём чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьёзная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.
(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.
(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.
(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео.
3.2. Корректная грамматика и пунктуация
Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте gramota.ru. Опасайтесь паронимов!
3.3. Форматирование текста
Об основных ошибках форматирования можно подробно прочитать вот в этом материале на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.
IQ