Как написать педагогу что не будем ходить на кружок
Как написать руководителю что ты не будешь посещать кружок
Здравствуйте меня зовут Полина. Я ходила в кружок Юный аквариумист. И захотела его бросить, так как у меня нет интереса туда ходить. Помогите пожалуйста как написать моему руководителю Ирине Борисовне что я не буду больше посещать кружок.
Уважаемый Иван Иванович!
Довожу до вашего сведения. что с 39го ноября 2933 года, я, Забавкина Мария Батьковна, вынуждена прекратить посещение кружка «Молодые Дыроколы» в связи с семейными обстоятельствами.
Дата. Подпись.
Про беременность, Гепатит С, и переезд в Израиль можно не писать, не их собачье дело.
Шучу. ))))))))
Так и напишите: «Прошу исключить меня из Вашего кружка, т. к. мне не нравятся его члены. «
Генеральному директору
кружка «Юный аквариумист»
Ирине Борисовне
Заявление об уходе
Я, Полина, являюсь посетителем кружка «Юный аквариумист». Прошу вашего разрешения исключить меня из кружка по собственному желанию.
Полина
Дата
подпись
Можно предупредить на словах или позвонить, что не будешь больше посещать. Сказать, что это не моё,что мне это неинтересно. Если надо писать заявление, думаю вам подскажет руководитель, как надо писать.
Дорогая Ирина Борисовна.
Я Полина можно я больше не буду ходить на кружок Юный аквариумист по семейным причинам.
Как-то так.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Как отказаться от репетитора: полезные и вредные советы
Если вы приняли решение о прекращении сотрудничества, сложнее всего придумать, как отказаться от репетитора. Ведь мало просто сказать «нет». Мы имеем на это право, но культурно, исторически (и педагогически во многих семьях) знаем: это плохо, нельзя, стыдно, некрасиво.
Для начала успокойтесь, глубоко вздохните, поймите: никто не может вас заставить продолжать далее сотрудничество, если не устраивают деловые отношения. Оправдываться не нужно — это унижает обе стороны.
Наука отказывать репетиторам: она существует?
Вы будете удивлены, если введете в поисковую строку запрос: «Как отказать репетитору». Много людей ищут помощи на форумах, в социальных сетях. Это особенно актуально для рынка репетиторских услуг, где вместо товара клиент покупает знания.
Нормально, когда одному ребенку отдельно взятый учитель подходит на 100%, а другому категорически не подходит. Причин может быть масса:
Отказаться значит стать «злодеем», выйти из зоны комфорта, быть неудобным. Программа автоматически запускается в голове, когда нужно сказать: «Спасибо, мы больше не заинтересованы в ваших услугах».
Предлагаем выработать оптимальную линию поведения, чтобы ситуация была менее травматичной и драматичной для всех.
Горький привкус правды
Для начала признаемся, что в большинстве случаев мы не хотим терять лицо. То есть, истинная забота — не о другом, а о своих потребностях, психологическом состоянии. Вспомните пословицу: сладкая ложь не сравнится с горькой правдой. Это так.
На многочисленных форумах даны скрипты, как обмануть специалиста, чтобы остаться в «белом пальто».
У нас сайт для взаимодействия соискателей и работников, мы уважаем обе стороны. И против рекомендаций обмануть, «написать SMS, чтобы лично не контактировать», «просто не отвечать». Это некрасиво по отношению к человеку, с которым были договоренности.
Опыт показывает, что лучше сказать правду. Ситуацию нужно объяснять тактично и аргументированно. Например так.
Вы не видите прогресса после занятий. Вы понимаете, что, возможно, ребенку не подходит методика (формат) преподавания, поэтому благодарите за труд, хотите попробовать другие варианты.
Вы не можете больше оплачивать услуги специалиста, так как изменилось финансовое положение семьи.
Вы передумали заниматься, так как ребенок не хочет/предмет перестал быть важным.
Адекватный учитель не обидится, не станет спорить. Он получит опыт, будет благодарен за честность, так как это признак уважения.
Важно. Не тяните до последнего. Учитель должен выстраивать рабочий график. Чем раньше вы найдете способ, как отказаться от репетитора вежливо, тем быстрее он отыщет нового ученика.
«Обида залита в груди»
Если прямолинейность не ваш козырь, и вы не хотите никого обидеть… Всё равно придется это сделать. Чем быстрее, тем лучше. Главное, корректно выбранная формулировка (не отговорки, не обман).
Добавим еще несколько решений, которые вы можете адаптировать к своей ситуации.
На базе школы проводятся дополнительные занятия по интересующему предмету, что будет удобнее для ребенка и для вас по стоимости.
Чадо перегружено кружками, секциями, поэтому на дополнительные занятия просто не остается временных ресурсов.
Огромная благодарность преподавателю за то, что ребенок подтянулся в процессе работы. Дальше вы сможете справиться сами.
Список можно продолжать. Помните, что сотрудничество не равно клятве «жить долго и счастливо, а потом умереть в 1 день». Это рабочий нормальный процесс, который каждая из сторон может завершить по желанию.
Вредные советы
Все помнят книгу с вредными советами, и мы постараемся составить несколько рекомендаций-перевертышей, как отказаться от репетитора.
Помните, что приглашенный учитель зарабатывает деньги, в которых у него потребность. Не стоит переносить уроки, оттягивать искусственно разговор, скрываться от педагога. У таких специалистов опыт за плечами, они сразу видят обман. Им также не понравится, когда вы сконфуженно оправдываетесь, окрашиваясь во все цвета радуги.
Советы, как НЕ НАДО.
Ни в коем случае не говорите о прекращении работы лично. Отправьте SMS. При встрече с репетитором делайте вид, что вы никогда его не знали.
Будьте грубы — пусть наемный работник почувствует свое место, поняв, кто Босс.
Принижайте его заслуги, репутацию. Это помогает чувствовать себя не таким плохим человеком, говоря «нет».
Забудьте об аргументах. Просто не открывайте дверь, не берите трубку Может сам догадается.
Попросите знакомого сообщить учителю новость. Так намного спокойнее, вас не касается.
Затягивайте сроки, чтобы не осталось ни малейшего шанса, что на ваше место найдется другой ученик.
Откровенно врите, что вы уезжаете на ПМЖ на Мальдивские острова, только поэтому не можете дальше продолжать плодотворное взаимодействие. Если вы столкнетесь в местном супермаркете, скажите, что прилетели ненадолго по делам.
Скажите, что ваша свекровь с 4 классами образования смогла бы объяснить материал лучше.
Помощь психолога: почему нам так страшно?
Почему так страшно отказываться от чьих-то услуг? Зачем искать в интернете ответ на вопрос, как отказаться от репетитора вежливо? Можно ли придумать «красивую причину»? Да, можно, но не стоит, если вы заботитесь о своем психологическом спокойствии.
Как думаете, что случится, если вы откажете?
Перечень можно продолжать далее, но главное, что вы боитесь пережить эмоции: разочарование, обиду, страдание, боль, негодование.
В 90% корень проблемы кроется в детских переживаниях. Нередко взрослые манипулируют чувствами детей, ломая волю, не учитывая потребностей:
В итоге получаем почти голливудский сценарий развития личности, когда подсознательно ощущаете: отказывать плохо. Выстраивая отношения, в том числе профессиональные, мы также боимся последствий отказов, прикрываясь несуществующими причинами.
Вопрос, как отказать репетитору, второстепенный.
Следует учиться оставаться собой, слушать желания. Как только вы будете честны с собой, вы не будете бояться перестать быть «хорошим». Парадокс, что вы им не перестанете быть, в 99% ситуаций вас поймут правильно, оценив открытость, честность, уверенность. Если вы ощущаете дискомфорт, не можете провести беседу, значит, налицо проблема с невыстроенными личными границами.
Может быть негативной реакция в ответ? Да, может. Вы столкнетесь с последствиями, и в тот самый 1% будут входить обиды, слезы, попытки выяснять отношения, но в основе своей это принятие, уважение и спокойствие.
Плохо реагируют такие же люди, которые не умеют отказывать.
Что в остатке
Если вы уважаете личность, вы не будете тратить бесценные нервные клетки от предвкушения чего-то ужасного, что случится, если вы прямо объясните педагогу, что больше не можете продолжать сотрудничество. Вы с легкостью уберете из жизни то, что вам не нужно.
Делать это нужно, соблюдая правило трех «не»:
Главное не перестараться, сохранить уважение к другому человеку без ущерба для себя. Ключевой навык, который поможет чувствовать себя лучше, взаимодействуя с другими людьми, будь это репетитор, сиделка, няня, другие специалисты.
И если вам в какой-то момент жизни требуется персонал, на 7hands много возможностей построить комфортное сотрудничество.
Мы проверяем соискателей по всем параметрам:
Проведение собеседований по телефону делает 7hands клиентоориентированным сервисом, где в почете забота о результате.
Напишите пожалуйста грамотный текст заявления об отказе от в неурочной деятельности ученицы 6 кл.она посещает 2 кружка. Спасибо.
Напишите пожайлуста грамотный текст заявления об отказе от в неурочной деятельности ученицы 6 кл.она посещает 2 кружка. Спасибо.
Ответы на вопрос:
Также мой ребенок уже осуществил свой свободный выбор вида внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, и посещает. ( название кружков)
Я отказываюсь от проведения с моим ребенком иной внеурочной деятельности по следующим причинам:
В соответствии с п.16 ФГОС начальной школы (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 в ред. приказов от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357), основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Этим приказом установлено, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не входит в него. Таким образом, согласно «Закона об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12, статья 43, п. 1, посещение внеурочной деятельности не является обязательным.
В соответствии с п.19.10 ФГОС начальной школы (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 в ред. приказов от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357) план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и реализуется через различные формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Дополнительная работа для учителя: право или обязанность?
Заключение трудового договора
При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.
Понятие трудового договора определено Трудовым кодексом Российской Федерации: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» (ТК РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора). Статья 61 определяет дату вступления трудового договора в силу: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу».
При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.
Согласно Ст. 67 ТК РФ «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя».
Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа. Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена. В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими. В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!
Согласно Ст. 68 ТК РФ «прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения)».
Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.
Так, в письме Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) от 24.11.2008 № 6234-ТЗ указано, что «если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе „Должностные обязанности“ трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.».
Дополнительная работа
Итак, изучив, согласившись и подписав необходимые бумаги, работник осознает, что входит в круг его обязанностей. Согласно Ст. 60 ТК РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Важно понимать, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить Трудовому кодексу РФ. Как бы директор школы ни желал требовать дополнительной (а еще лучше неоплачиваемой) работы от своих преподавателей, никаких отдельных законов, действующих только на территории школы и идущих «вразрез» с Трудовым кодексом, издавать он не вправе.
Однако работодатель может предложить дополнительную работу, которая заинтересует работника. В таком случае, согласно Ст. 60.1, «работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство)». Таким образом, заключение трудового договора о совместительстве является правом работника, а не обязанностью.
В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня».
Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника. Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования. Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).
Документальный «бонус»
Также вы можете обратиться к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“». Данный документ поможет разобраться со всем, что нужно знать о квалификационных характеристиках. «В разделе „Должностные обязанности“ содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе „Требования к квалификации“ определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы».
Информация по профессии «Учитель» находится в разделе «III. Должности педагогических работников». Изучив документ, вы сможете четко понять, противоречат ли требования вашего работодателя Единому квалификационному справочнику, и, в положительном случае, смело ссылаться на документ.
Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.
По материалам сайта «Педсовет»