Как научиться фристайлить рэп с чего начать
Рифмуй, не бойся, не проси. Как стать настоящим фристайлером
После нашумевшего боя Окси против Гнойного все как с ума посходили. За четыре месяца –
28 млн просмотров на YouTube. На баттл друг друга стали вызывать чиновники, телеведущие, учителя. В декабре в столичном вузе прошел баттл двух роботов.
Корреспондент портала Москва 24 Иван Носатов проверил, каково это быть рэп-фристайлером. Чего больше всего боятся новички, чем фристайл отличается от рэпа и какой длины дреды у Децла, читайте в материале.
Алексей Кингсайз Храпов читает рэп-фристайл на питерском баттле V1 Battle. Фото: Дмитрий Тибекин
Жена, указка, самовар и осень
– В девятом классе, я представлял ее своей женОй/
Это былА учительница моЯ английского языкА/
Она учила меня алфавиту/
a-b-c-d-e-f-G/
h-i-j-k-l-m-n-o-P/
Но мыслям моим дерзким развиться она не далА/
Указкой своей мечты мои прервалА/
Слышу одобрительные хлопки. Редкие, но от этого не менее приятные. Я – человек абсолютно не склонный к экспромту. Десять раз продумывающий слова, прежде чем высказаться – импровизацией вызвал у незнакомых людей положительную эмоцию. Два главных ощущения. Гордость за то, что переборол себя и посмел открыть рот. И облегчение, слово переходит к следующему, а значит девять пар глаз теперь будут устремлены на него.
Мы на занятии первой в России фристайл-мастерской под руководством одного из ветеранов фристайл-движения Льва RePac Киселева.
Видео предоставлено Youtube-каналом SplavSlovTV
Любители фристайла собрались в будний вечер в подвальчике в центре Москвы. В белой комнатушке размером 3×4 очень душно. Покрывала на стенах, словно в карцере из «Зеленой мили», поглощают звук из колонок.
– Фристайл – это импровизированный рэп под музыку, объясняет новичкам Лев. – Чтобы читать фристайл, нужно выполнять три правила. Первое – читать в рифму. Второе – читать быстро. И последнее – читать осмысленный текст.
Заиграли биты, так называют ритмичную музыку. Мы сидим кругом, как аватары возле дерева. Парень справа вошел в транс и покачивается под звуки хип-хопа.
Микрофон переходит к следующему участнику. Самое страшное – это начать.
– Можно я пропущу, попривыкну? – просит один из новеньких.
– Конечно, можно. Только тогда ты ничему не научишься. Так что давай, попробуй, – говорит Лев.
– Подняться по карьерной лЕстнице? Не знаю, что рифмовать, но это вЕсело.
Получилось складно, и парень доволен.
Очередное задание учит читать фристайл и рифмованно, и быстро, и осмысленно. Лев ставит бит и называет участнику два слова. Из них нужно составить полноценную историю в восьми строчках. Ограничение введено для рэперов, у которых проблема с самодисциплиной. Их мысли часто разгоняются и не могут вовремя остановиться.
После более-менее удачного рассказа из слов «жена» и «указка» мне достаются «самовар» и «осень».
Ощущение гордости тает. Повторить дважды связную и смешную импровизацию новичку тяжело. Совершенно без рифмы несу что-то про самовар, в котором варят самогон, который пьют, потому что кончилось лето, наступила осень, и стало грустно.
– Ну как ощущения? – спрашивает в конце Лев.
– Вообще потрясывает всего, – признаюсь я. Немудрено после такого стресса. Но это приятный стресс.
Яся. «Мне так страшно, наверное, никогда в жизни не было»
«Я вышла, мне так страшно, наверное, никогда в жизни не было, – участница фристайл-мастерской Яся вспоминает, как полгода назад впервые зачитала фристайл на открытом уроке. – Все проходило в книжном магазине «Республика». Нас поставили в центр, а вокруг ходит куча людей. Включили биты, мне дали в руки микрофон, строчку и сказали: «рифмуй». В это время тебя на камеру снимает Москва 24. Я пыталась прикрыть ладонью рот, не могла попасть в ритм. Невыносимо было, очень страшно».
Организатор первой в России фристайл-мастерской Лев RePac Киселев провел мастер-класс по фристайлу в книжном магазине «Республика»
Мы созвонились с Ясей после ее очередной тренировки. Девушка отучилась на психолога, сейчас заканчивает магистратуру во ВГИКе на сценариста. Плюс работа и свободного времени мало. Заинтересовалась она фристайлом в преддверии поездки в Летнюю школу (образовательный проект), где обещали поставить хип-хоп пьесу с элементами фристайла.
– Что было страшнее всего во фристайле, когда ты только начала заниматься?
– В принципе мой самый главный-главный страх в жизни – это показаться дурой. А тут ты приходишь в такое место, где ты априори сразу дура. У тебя нет другого выхода, ты будешь лажать. Настолько плох ты еще ни в чем и никогда не был, как будешь сейчас, – это самое страшное.
Но при этом через месяца полтора я прихожу и думаю, все – я больше не чувствую себя дурой. Уже хорошо. Цель достигнута. Возможно, это насмешка над собственными страхами. Потому что выйти на сцену и облажаться – то, что людям обычно в кошмарах снится, а ты себя все время в такую атмосферу помещаешь.
– Чем же фристайл привлекает?
– Мне во фристайле интересно, потому что я сразу могу понять, какой человек: мой или не мой, – продолжает Яся телефонный разговор по дороге к метро. – Если человек говно, то говно льется сразу. И с тобой то же самое происходит. Если ты дурак, то будешь дураком и во фристайле. Если в тебе что-то есть, то ты это выливаешь из себя. Фристайлить начинаешь с того, о чем сам никогда не думал. И все мысли твои как на ладони.
– А на открытом уроке-то ты справилась? Смогла зарифмовать строчку?
– Да, я все помню, что там сказала. Мне нужно было раскрыть тему «Кувшин». Я зачитала что-то вроде: «Я не знаю, что ты ищешь. Попробуй меня, испить меня».
И в этот момент я понимаю, что это пошло. Все начинают смеяться, мне самой смешно, потому что я понимаю, что это очень пошло. Но мне кажется тогда я нащупала свою линию фристайла, пошло шутить. Потому что я и в обычной жизни это люблю, а во фристайле от девочки это всегда срабатывает.
Сила слова
Недалеко от Театра на Таганке в клубе, где неделю назад журналист Илья Азар рассказывал, как пишет тексты, и вспоминал, как ездил на войну, в этот день проходили совсем другие бои. Четвертый фристайл-баттл из серии «Сила слова». Одним из судей оказался знаменитый рэпер Децл c дредами до пяток и кольцом с черепом на пальце. За диджейским пультом в красной шапке стоял сын музыканта Андрея Макаревича – Иван James Oclahoma.
Сын музыканта Андрея Макаревича – Иван James Oclahoma. Фото: maxim.kazanskiy
– На этом баттле настолько высоки ставки/
Смотрю в твои глаза, чувствую себя как «Сталкер»/
Смотрю в тебя и вижу отражение в «Зеркале»/
Тарковский наше все – и в каждой молекуле/
Все что он создАл — или сОздал/
Это неважно — ему принадлежит отцовство/
Это интеллектуальное кино, но при этом для многих/
Оно будет понятно, а не убого/
Очевидно, он творил для себя, и это подлинное искусство/
Но при этом он не дал кино сбиться с курса/
И потом ему подражали многие режиссеры/
Это классно – это реально новая школа!/
Речетатив на тему «Тарковский — наше все» зачитал фристайлер Алексей «Кингсайз» Храпов, на ходу подбирая каждую новую строчку. Спонтанно, со смыслом и ни одного оскорбления. По словам Кингсайза, фристайл бывает жестким, но при этом проходит по доброму. «Есть разница между жесткой агрессией и подколками. Если во фристайле мы обменялись подколами – это не значит, что мы агрессивны друг к другу», – делится наблюдениями Кингсайз. У него комплекция Василия Уткина, что противники пытаются обыгрывать в своих выступлениях.
Алексей «Кингсайз» Храпов. Фото: Дмитрий Тибекин
Я напоминаю у нас тема про спорт и про фитнес/
Ты попал в Книгу рекордов Гиннесса/
После того, как пришел пожрать блины в фитнес-зал/
Там ты набрал свои первые сто килограмм/
Теперь идет речь о втором/
Докторов ты всех шокировал, проходя на рентгене/
Я позвоню Чебурашке и крокодиле Гене/
Чтобы они забрали этого толстого пацана из мультфильма/
Я тебе включу диафильмы/
И вот первый из них – ты как cитх/
Получаешь ногой под дых/
Однако самоироничный никнейм Кингсайза обезоруживает.
«Конечно, могли бы и помоями друг друга облить, – размышляет Алексей Храпов. – Но это просто фристайл, и настоящей агрессии, скорее всего, никто ни к кому не испытывает. Наоборот, в тех редких случаях, когда люди ее испытывают – это мешает им фристайлить. Даже сильные соперники, когда начинают брызгать слюнями и обзывать друг друга козлами, смотрятся ужасно».
«Как бы странно это ни звучало, самые дружелюбные люди, которых я когда-либо видела, находятся на фристайле. Во-первых, нигде в принципе столько не обнимаются как здесь. Тут абсолютно здоровая атмосфера, за счет того, что люди говорят тебе гадости в лицо, а за спиной только хорошее. Этим фристайл крут и отличается от повседневной жизни», – говорит участница фристайл-мастерской Яся.
«Я выходила на площадку не один раз и пробовала себя в искусстве лажать. Каждый раз я слышала только слова поддержки. Никто ни улюлюкал, ни кричал: «Что ты тут делаешь, уходи!». Наоборот – хлопают или кричат: «Давай, давай!» – рассказывает Яся.
На баттле из 30 участников было всего четыре девушки. «Девушек, читающих фристайл, в принципе, очень мало. Сейчас их становится больше, но все равно пока меньше, чем парней. В чате нашей мастерской 7 девчонок и 23 парня», – рассказывает руководитель Фристайл-мастерской в Москве Лев RePac Киселев. Чтобы привлекать девушек на занятия, Льву приходится брать с них меньше денег, чем с ребят, – 500 рублей против тысячи за занятие. «Даже когда есть пара девчонок, у ребят появляется перед кем показывать свое мастерство. Это их стимулирует».
В перерывах выбывших участников можно было встретить у барной стойки, с досадой разбирающих ошибки. «Блин, надо было по другому зарифмовать». «Я не проснулась, зачем так рано проводить баттлы?» – сетовала Ксюха #Наполусогнутых в спортивном балахоне, который был ей велик. Баттл стартовал в 16:30. «Многие мои знакомые ведут ночной образ жизни», – объяснил мне позже ведущий баттла Лев Киселев.
Чтобы раскачать собравшихся в перерывах он и сам читал фристайл.
– Мы ждем судей, они уже должны сюда вернуться/
Потому что будет баттл в рифмоискусстве/
Эй, народ, поддержите, покричите для них/
Меня зовут Лев, я – рифмующий псих/
Это для вас. И Децл уже находится тут/
И Юра Муравицкий тоже здесь – он чертовски крут/
Мы ждем Грубого из Ниоткуда, наконец-то/
Где Kotzi Brown, нам тоже интересно/
Режиссер Юрий Муравицкий. Фото: maxim.kazanskiy
Фристайл – это словесные шахматы. В баттлах, как и в любом виде спорта, есть своя тактика. Более сильного противника иногда имеет смысл не «задавить», а похвалить его мастерство.
– Я хочу чтобы ты прошел, ведь ты молодой и круто стелешь/
Ребята, неважно, кому вы отдадите голоса на самом деле/
Может быть, мне старику, а может быть, молодежи/
Но я знаю одно – он может рифмовать очень круто тоже/
Так, ветеран Lokо́s пытался задобрить судей в баттле против подростка с хохолком Артемия. Юный фристайлер взаимностью не ответил и затоптал «старика».
«Попробуй проехаться по мне», «Новая школа уберет тебя», «Я сияю как звезда», «Артемий здесь стелет до конца жизни». Напор Артемия победил тактичность Lokо́s’а, и он прошел дальше.
В финале сошлись Nongratta, похожий на Карлсона, с головой в цветах ЦСКА, и Макс (Роа) в кепке и рубашке, как у футбольных фанатов. Оба известные в среде фристайлеры. Видео баттла Nongratta с рэпером Гнойным на проекте SLOVO за три года набрало 681 тысячу просмотров на YouTube.
– Народ, я хочу, чтобы каждый в этом зале поднял руку над головой и не опускал ее до конца баттла. Кто из них будет лучшим? Чье слово сильнее? Дайте шууумааа! – кричал RePac.
Это была битва протагониста и антагониста. Цензуру в СМИ их 10-минутный баттл точно бы не прошел, однако вот основные выдержки из него.
Решением судей победил Макс. «Рэп – такая история, где нет разделений на добро и зло. В рэпе зло – это нормально, особенно на баттле. Поэтому никогда не буду исходить в судействе из категорий добра и зла. И ты сегодня круто замутил, и ты. Но выиграл Роа», – подвел итог судья баттла рэп-исполнитель Грубый Ниоткуда.
Победитель с радостью получил призовые 10 тысяч рублей. Хотя деньги, по его словам, не главное.
Фристайл-рэп: 10 советов новичкам
«Я постоянно путаюсь в словах»
«Боюсь, что стану посмешищем»
«Такое чувство, будто я недостаточно крут для баттлов»
«Мне кажется, я никогда не научусь фристайлить»
Тебе кажется. Вопросы в духе «достаточно-ли-я-хорош-для-этого» разрушительно действуют даже на профессиональных MC. Поэтому не смей даже думать о том, что никогда не дотянешь до уровня звёзд Ютуба. Лучше настройся на долгую работу и выучи 10 правил начинающего фристайл-рэпера как «Lose Yourself».
Значит, как всякий другой навык, он может быть прокачан. Тренируйся и помни, что однажды ты дорастёшь до того уровня, когда совсем не будешь беспокоиться по поводу того, как бы не выглядеть во время фристайла полным идиотом.
2. Перестань сравнивать себя с богами
Единственный твой конкурент – ты сам. Записывай свои фристайлы на диктофон и сравнивай каждый новый с предыдущим. Только так ты сможешь отследить свой прогресс. Вот увидишь, со временем слабых мест в тексте станет меньше.
3. Очисти разум
Перед самым началом своего фристайла сконцентрируйся на теме и выброси из головы все остальные мысли. Сразу почувствуешь себя свободным.
4. Тренируйся регулярно
Типичная ошибка новичка, которому домашние тренировки, необходимые для совершенствования навыка, очень скоро покажутся рутиной. Если с тобой случилось то же самое, вспомни, зачем ты вообще занялся фристайл-рэпом. И поначалу практикуйся не более 20 минут в день (пара выпусков #фм_онлайн – идеальный вариант). Как войдёшь во вкус, постарайся отводить тренировкам не меньше часа. Ежедневно.
5. Убей в себе перфекциониста
Перфекционизм – не худшее качество для рэпера. Поймёшь это, когда начнёшь выступать перед аудиторией и захочешь выжать из себя всё, чтобы она устроила тебе по-настоящему королевский приём. Но пока что ты должен разрешить себе фристайлить неидеально. Потому, что к начинающим фристайлером перфекционизм приходит не один, а вместе с прокрастинацией, ощущением недостаточного прогресса и негативным настроем.
6. Выбирай простые темы
Алкоголь, наркотики, крутые тачки, деньги, девочки – учиться фристайлить проще на примитивных сюжетах. Если вдруг покажется, что сказать нечего, возьми какой-нибудь банальный по содержанию трек и представь себя в роли главного героя. Скупи все сумки «Gucci» из ЦУМа!
7. Откажись от диссов
Фристайл-баттлы – такое же побоище, как баттлы с заранее написанными текстами. Там царит атмосфера соревнования, абсолютно неприемлемая для новичка, которому лучше на первых порах фристайлить только с позитивным настроем и под вдохновляющие биты.
8. Работай над флоу
Когда ты почувствуешь силу своего флоу, рифмы сами начнут приходить на ум. Попробуй зачитать уже готовый текст под бит, который тебя качает, а потом переходи к импровизации: выброси из него каждую вторую строчку, заменив её на свою собственную. Другой вариант – оставить всего один начальный куплет и продолжить оформленную в нём мысль по-другому.
9. Больше практикуйся
Концентрироваться только на том, насколько круто звучит твой голос во время фристайла – плохая идея. Хочешь прокачать фристайл – занимайся в первую очередь фристайлом, а не поиском вокальных «фишек». Перегрузив мозг сторонними задачами, ты рискуешь не справиться с основной. Так что сконцентрируйся на том, чтобы внятно рассказать свою историю. Остальное придёт с опытом.
10. Не останавливайся
Если во время какого-нибудь упражнения из головы вдруг исчезнут все рифмы – читай без них. Через несколько строчек они вернутся, вот увидишь.
Учимся читать реп с нуля
Рэп – речитативное исполнение стихов под ритмичную музыку. Начинающему исполнителю придется обучиться многим техникам, чтобы чётко читать рэп. Если у вас есть желание научиться читать рэп, то нужно будет усердно работать над своим вокалом и четкостью дикции, чтобы стать хорошим исполнителем. Индивидуальном обучение вокалу с педагогом даст наиболее быстрый и качественный результат.
Особенности этого вокального направления
В рэпе, в отличие от других жанров современной музыки, важно чётко и громко проговаривать слова. Чаще всего рэпер поет про какие-либо проблемы людей, да и самого общества в целом.
Заметка: в рэпе необходимо не только попадать в ноты, но и чувствовать ритм, бас, паузы, биты. Если не соблюдать данные правила, то получится сухой текст.
История возникновения, где применяется
Первые рэперские композиции появились в Соединённых Штатах Америки в Южном Бронксе, где проживали выходцы из Африки и Латинской Америки.
Известно, что такая роскошь, как «дискотеки», была доступна финансово обеспеченным жителям США. В те далекие годы была расовая дискриминация, поэтому чернокожие люди не могли посещать такие развлекательные заведения. Чуть позже афроамериканцы стали устраивать собственные дискотеки, которые приобрели неведомую популярность.
Первым диджеем был Кул Герк. Важное значение на развлекательных мероприятиях имел ведущий, который разогревал толпу и объявлял начало композиции. Именно на дискотеках в Южном Бронксе впервые читали «рэп».
Кул Герк
При смешении жанров «поп» и «рэп» появилось новое музыкальное направление – хип-хоп. После появления речитативного исполнения песен, люди начали создавать ещё более интересные жанры музыки. В хип-хопе быстро зачитывается часть текста, после чего появляются небольшие паузы, называемые «брейками», на которых рэперы показывают свои танцевальные навыки.
Ещё было придумано направление рэп-рок, в котором люди зачитывают текст песни под формы альтернативной музыки.
Интересный факт: у жанра «рэп-рок» существует три поджанра – фанк-метал, рэпкор и рэп-метал.
Интересный факт: раньше девушки не исполняли рэп, так как общество думало, что их голоса не подходят для исполнения четких и резких композиций.
Как научится читать рэп самостоятельно
Научиться с нуля быстро читать рэп может любой человек, который будет упорно работать над своими вокальными данными и чувством ритма. Как и в любом другом вокальном направление начать стоит с постановки голоса и дыхания. Важно научиться управлять потоком воздуха, контролировать его, чтобы без запинок пропевать вокальный рисунок, не сбиваясь и не срываясь от нехватки воздуха. Также важно научиться чувствовать свои голосовые связки и уметь управлять голосовым аппаратом. Чтобы научиться петь рэп профессионально, придется также развить чувство ритма, дикцию и артикуляцию. Так как для исполнения композиции необходимо громко и четко проговаривать текст и поддерживать длительное дыхание.
Скорость обучения быстрому чтиву зависит от самого человека. При ежедневных и плодотворных занятиях с педагогом по пению начинающий исполнитель может освоить чтение рэпа за 2-4 месяца. Начинающий артист может и за короткий промежуток времени стать неплохим рэпером, но тут всё будет зависеть от индивидуальных способностей исполнителя.
Упражнения
Чтобы научиться читать рэп, необходимо правильно и быстро читать текст. Чтобы приобрести этот навык, достаточно постоянно читать скороговорки с разной скоростью: от самого простого до максимально быстрого темпа. Таким способом человек улучшит скорость своей речи.
После освоение навыка, нужно применить его на практике. Для начала необходимо под плюсовку рэперской песни произносить текст синхронно с исполнителем. Перед выполнением упражнения, человек должен выучить слова композиции.
Когда начинающий артист сможет спокойно под плюсовку быстро читать текст, он может приступить к минусовке. Под мелодию без текста необходимо самостоятельно исполнять трек. Лучшего всего записывать на диктофон своё исполнение, чтобы находить недочеты, над которыми нужно поработать.
Освоив и это упражнение, нужно начать читать рэп под а капелла, то есть говорить слова текста без музыкального сопровождения. Данный навык помогает слышать звучание песни без музыки, которая часто скрывает дефекты и недочеты исполнения рэпера.
Советы
Чтобы правильно читать рэп, нужно изучить основы составляющие жанра: чувство ритма, чёткость дикции и громкость звучания. Развить данные навыки можно при помощи специальных тренировок.
Чувство ритма. Чтобы начать слышать ритм,достаточно часто слушать рэперские композиции. После 1-2 неделей тренировок начинающий исполнитель начинает слышать ритм. Нужно прослушивать песни, стуча по столу в такт. От восприятия ритма зависит музыкальное ощущение композиции. Без данного навыка «рэп» будет восприниматься, как простой набор слов.
Четкость дикции. В жанре «рэп» текст песни читается под бит и быструю музыку, поэтому слова должны звучать максимально громко и чётко. Чем лучше исполнитель «прочитает» текст песни, тем круче звучит композиция. Для развития данного навыка нужно ежедневно или 5 раз в неделю по 20-30 минут в день стремиться читать текст песни с максимальной скоростью читки, при этом у человека должна быть четкая и членораздельная речь.
Громкость звучания. Фанатам нравится, когда музыка их «оглушает». К тому же, если исполнитель будет тихо читать рэп, то его голос никто не услышит. По этой причине необходимо громко выговаривать слова песни.
Распевки
Больше распевок и упражнений можно освоить на уроках в студии вокала. Занятия в специализированном центре позволят быстро, эффективно и легко научиться петь рэп взрослым исполнителям, подросткам и детям.