Как научиться говорить что думаешь
Как научиться думать, прежде чем говорить
Соавтор(ы): Lynn Kirkham. Линн Киркхэм — профессиональный оратор и основательница Yes You Can Speak, образовательной компании в области залива Сан-Франциско, обучающей говорить на публике. Благодаря ей тысячи профессионалов научились выступать на самых разных «сценах» — от собеседования или совещания до TEDx и крупных онлайн-конференций. В течение последних четырех лет Линн была официальным тренером спикеров Беркли на TEDx и работала с руководством Google, Facebook, Intuit, Genentech, Intel, VMware и других компаний.
Количество просмотров этой статьи: 49 135.
Умение думать, прежде чем что-либо сказать, играет большую роль в любой ситуации. Это не только позволит вам улучшить взаимоотношения с людьми, но и поможет научиться понятнее и эффективнее выражать свои мысли. Используйте простой акроним (ПППВД), чтобы решить, является ли ваша мысль Правдивой, Полезной, Приободряющей, Важной или Доброй. Далее, определите для себя наиболее удобный способ как можно аккуратнее и тщательнее подбирать слова — время от времени можно брать паузу или просить собеседника разъяснить вам тот или иной момент. Помимо этого рекомендуем научиться обдумывать свои слова перед тем, как их сказать — для этого понадобится изучить базовые стратегии общения и язык тела, а также научиться концентрировать свое внимание лишь на какой-то одной мысли. Немного практики, и умение обдумывать слова перед тем, как что-либо сказать, станет вашей второй натурой.
Совет: в другой вариации акронима ПППВД третья буква «П» означает «противоправный». Если вы собираетесь сказать кому-то что-то негативное и запрещенное — то, что обычно не говорят вслух, лучше воздержаться от комментария. Например, к этой категории относятся оскорбления и дискриминация. [5] X Источник информации
Совет: если то, что вы собирались сказать, подходит критериям теста ПППВД, смело говорите! Но если ваша мысль не соответствует ни одному из пунктов этого акронима, лучше промолчать или сказать что-нибудь другое.
Говорить то, что думаешь: Как говорить прямо, когда это трудно
Журналистка Кристин Вонг всегда восхищалась чужой прямотой, но сама избегала говорить все как есть. Пока не решилась преодолеть свой страх и построить общение иначе.
Когда подруга спрашивает меня, что я думаю о ее творчестве, я не называю его сумбурным. Я говорю ей то, что она хочет услышать, — то есть, что все замечательно. Сходив на свидание с человеком, который все время перебивает, я не объясняю ему, что это раздражающая привычка, которая, вероятно, отталкивает от него людей. Я говорю старое доброе: «Я сейчас не готова к отношениям». Возможно, у вас та же проблема. Может быть, коллега присвоил себе результаты вашего труда, и вы промолчали. Или ваша подчиненная не смогла проявить инициативу, а вы — вместо того, чтобы объяснить ей, что надо делать — просто смирились и списали неудачу на ограниченность бюджета. Многим кажется, что хороший человек должен вести себя именно таким образом. Но так ли это?
В чем преимущества прямоты?
Вы вроде бы пытаетесь беречь чужие чувства, но в действительности вас волнует, что чувствуете вы сами. Никому не нравится попадать в неудобное положение или говорить неприятные вещи. Однако у прямоты есть несомненные преимущества. И дело не только в том, что облегчить душу бывает приятно. Высказываясь напрямую, мы помогаем исправиться людям, которые не замечают свои недостатки.
Как моя подруга поймет, что ей надо поработать над стилем, если никто ей об этом не скажет?
При правильном подходе уверенность в себе позволяет общаться, не нарушая чужие границы, но и не жертвуя собой. Об этом нужно помнить, если, например, вы говорите с сотрудниками о том, что они плохо работают. Говоря правду, вы не проявляете грубость — вы проявляете честность, причем в первую очередь для их же собственного блага. Они не смогут исправить свое поведение, если не увидят, что с ним возникают проблемы. При этом доброта и прямодушие вполне совместимы. Сейчас мы поговорим о том, как этого добиться — на разных уровнях сложности разговора.
Как говорить яснее
Поэтому, если вы хотите донести до собеседника свою точку зрения, полезно будет себя проверить. Спросите себя: не жертвую ли я ясностью ради вежливости? Это поможет вам избежать двойственных, нечетких высказываний.
Скажем, когда я однажды попыталась откровенно поговорить с подругой о ее писательских навыках, я сказала, что я, конечно, придираюсь, но, возможно, ей следовало бы лучше выстраивать свои идеи. В итоге она решила, что пишет почти идеально.
Специалист по семейной терапии Бина Берд рекомендует вспомнить классическое правило «я-высказывания» и использовать слово «я» вместо «ты». «Начинайте предложение с „я“ и концентрируйтесь на своих мыслях и чувствах, — советует она. — В этом случае вы не будете выглядеть агрессивно, а просто выскажете свою позицию».
Вместо: «Ты все время просишь меня помогать с твоими проектами, тебе пора найти другого помощника», — попробуйте сказать что-нибудь вроде: «Я не смогу помочь с презентацией на следующей неделе. У меня много дел и будет лучше, если я не стану браться за дополнительный проект». Это вежливый, но вполне ясный ответ. А все дело в простом «я».
Как говорить без обиняков
Высказываясь напрямую, вы тратите меньше слов и меньше времени. Старайтесь говорить коротко и приветливо. «Не нужно долго объяснять свой отказ и рассыпаться в извинениях, — считает Берд. — Простое: „Я не буду в этом участвовать, потому что в данный момент мне это не интересно“, — лучше, чем список из десяти причин, по которым вы не собираетесь в чем-то участвовать».
Уверенность можно выражать и с помощью невербальных сигналов. Поддерживайте зрительный контакт, говорите четко и громко.
Кроме этого, не забывайте слушать. Важно быть откровенным, но не навязывать свое мнение, дать собеседнику возможность ответить на вашу обратную связь. Слушание может помочь вам говорить начистоту— если вы знаете, что вы позволяете собеседнику высказаться, вы чувствуете меньше вины за прямоту и считаете себя менее агрессивным.
Как говорить прямо, когда это трудно
Разумеется, сохранять уверенность в некоторых разговорах бывает сложно. Одно дело — сказать подруге правду о ее новой стрижке, и совсем другое — откровенно поговорить с коллегой о том, что он присваивает себе ваши достижения. Для начала смиритесь с тем, что вам будет неловко.
«Трудные разговоры всегда бывают неприятными, тем более, если вы не привыкли держаться уверенно, — утверждает Берд. — Если вы будете ждать, пока окончательно не избавитесь от тревоги и дискомфорта, разговор может никогда не состояться».
Чем чаще вы будете говорить с людьми откровенно, тем вам будет проще. Начать лучше всего с мелочей. Потренируйтесь на вопросах, которые не имеют большого значения.
Людям, у которых нет проблем с уверенностью в себе, такие упражнения могут показаться немного странными. Однако если вы не привыкли говорить прямо, это — хорошая тренировка перед переходом на следующий уровень.
Начать с предупреждения
Когда вы подготовитесь к трудному разговору, его имеет смысл начать с предупреждения — особенно если ваш собеседник не привык к прямоте с вашей стороны.
Кстати, вот что должно вас немного успокоить: как полагают ученые, если вы думаете, что агрессивны, это вряд ли соответствует действительности. Согласно исследованию Колумбийского университета, люди часто переоценивают свою агрессивность и самоуверенность. «Многие из тех, кого окружающие воспринимают как в меру уверенных в себе, ошибочно думают, что их считают излишне самоуверенными, — пишут авторы статьи. — Более того, 57% из тех, кто, по мнению окружающих, недостаточно уверен в себе, полагают, что их считают уверенными или самоуверенными».
Другими словами, участники опроса искренне считали себя агрессивными, хотя другие люди были с этим не согласны (кстати, для действительно агрессивных людей верно противоположное — они недооценивают свою агрессивность). Короче говоря, если вы вежливы и предпочитаете изъясняться обиняками, агрессивность в вас, скорее всего, видит только один человек — вы сами.
Если вам неловко или страшно говорить прямо, помните: большинство людей предпочитают откровенность.
В конце концов, это слово часто используется как синоним честности. Говорить начистоту — это вежливое и уважительное поведение, мотивирующее собеседника вести себя с вами так же.
«Чем увереннее вы держите себя и общаетесь с людьми, тем больше окружающие вас уважают, даже если им не нравится то, что вы говорите, или они с этим не согласны», — полагает Берд.
Перевод: Евгений Губницкий
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Сначала вдохнуть, а потом говорить: 9 шагов, которые научат скрывать эмоции и не позволять другим читать ваши мысли
Некоторые считают, что не должны скрывать эмоции, тем не менее во многих жизненных ситуациях их демонстрация может быть неуместной. Более того, могут быть и те, кто захочет высмеять или использовать их в своих целях. Существует множество других причин, по которым вам необходимо скрывать эмоции, поэтому мы решили рассмотреть способы, помогающие сдерживать чувства и эмоции. Но разумеется, выбор, делать это или говорить все в лицо собеседнику, всегда остается за вами.
Обязательные шаги
Чтобы скрыть эмоции, необходимо придерживаться порядка действий:
Необязательно всегда скрывать свои чувства, в некоторых случаях, наоборот, вам необходимо их выражать. Рассмотрим каждый способ по отдельности.
Глубокий вдох
Сделав глубокий вдох, вы усиливаете кислородное снабжение организма, берете себя в руки и действуете разумно. Глубокое дыхание стимулирует парасимпатическую нервную систему, тем самым расслабляя нас. В результате человек лучше контролирует свое тело, реакцию и спокойнее реагирует на внешние раздражители.
Не двигайте бровями
Не выдавайте фальшивой улыбки
Улыбка имеет огромное значение, но и она не всегда полезна. Счастливое, игривое выражение лица может завоевать сердца и заслужить привязанность, однако на серьезных деловых встречах оно может быть крайне неуместно. Что касается фальшивой улыбки, глупо думать, что она может замаскировать такие чувства, как гнев и печаль. Кроме того, ее легко обнаружить и неправильно истолковать.
Расслабьте мышцы лица
Не поддерживайте голову
Опущенная голова, опирающаяся на одну руку, угрюмое лицо, обхваченное ладонями, говорят о плохом настроении и грусти. Фраза «держите голову высоко» особенно полезна в ситуациях, когда вы хотите скрыть свои чувства. Возьмите за правило держать руки подальше от головы и лица.
Прекратите нервничать
Явными признаками нервозности и беспокойства являются внезапные телодвижения и физический дискомфорт. Когда вы расслаблены и поддерживаете расслабленный язык тела, ваши чувства и эмоции трудно разгадать.
Признаки физического дискомфорта:
Избегание подобных проявлений дискомфорта приведет к спокойному поведению, которое будет демонстрировать расслабленность, вам будет легче сосредоточиться на своих делах.
Абстрагируйтесь от ситуации
Мысленно поговорите с собой и успокойтесь
Тон голоса выдает чувства говорящего. Изменения в тоне, быстрая речь, заикание указывают на состояние человека. Не выдавайте своих эмоций, говорите медленно и правильно, так мозг получает несколько секунд, чтобы обдумать происходящее и взять себя в руки. В дополнение ко всему постарайтесь мыслить логически и выражаться последовательно. Сосредоточившись на логике, вы подавляете эмоции в любой ситуации. Просто излагайте факты.
Не позволяйте эмоциям одолеть себя, мысленно поговорите с собой, скажите себе: «Успокойся, только ты управляешь своими эмоциями». Задайте себе простые вопросы:
Рассматривая происходящее спокойно, вы снимаете стресс, разряжаете обстановку и переоцениваете свои чувства.
Почему вам нужно скрывать свои чувства?
Есть определенные ситуации, в которых сокрытие чувств идет только на пользу. Возможно, у вас был плохой день, вы опоздали на собеседование, но при всем при этом вам нужно проявить себя как дружелюбного человека. Причины могут быть разными, обычно это:
Когда нужно скрыть эмоции?
Ситуации, в которых вам может понадобиться скрыть эмоции:
Во многих ситуациях подавление эмоций может не лучшим образом отразиться на состоянии здоровья. А иногда выражение чувств, даже при условии того, что вы предполагаете, как на них отреагируют окружающие, может быть не самым лучшим решением.
Когда вы по праву можете демонстрировать расстройство?
Нередко близкие нам люди делают вещи, которые нас расстраивают. Выражение этих эмоций одинаково полезно, как для нас самих, так и для нашего окружения.
В каких ситуациях не стоит прятать свои чувства:
Не стоит думать, что эмоции – это зло, которое нужно все время прятать внутри себя. В современном обществе ценится эмпатия и способность делиться своими переживаниями с другими людьми. Так мы поддерживаем свое психоэмоциональное состояние в равновесии.
6 причин, почему тебе следует подумать, прежде чем говорить
Мы все это делали — говорили то, о чём жалели, как только наши мысли были озвучены. Просто потому, что в уме фраза была не столь обидной, или потому, что в этот конкретный миг мы всей душой желали отомстить человеку, задев его за живое. Если очень захотеть, можно найти множество оправданий своей жесткости или глупости, но ни одно из них не сможет избавить тебя от чувства вины.
Чтобы предотвращать сожаления о сказанном и не позволять себе портить отношения с окружающими, возьми себе за правило думать, прежде чем говорить что-либо. Вот еще несколько весомых причин, почему тебе нужно включать голову и брать минуту на размышление, перед тем как озвучивать свои мысли.
1. Сказанное тобой может быть несущественным
Часто люди говорят, чтобы заполнить неловкое молчание или потому что считают, что сказать что-нибудь лучше, чем молчать. У некоторых это даже может быть причиной беспокойства.
Запомни один хороший совет: если тебе нечего сказать, то вообще ничего не говори. Это позволит исключить из диалога сплетни, догадки и прочий информационный мусор.
Когда говорит кто-то другой, слушай. Не жди момента, чтобы поговорить. Слушай, что говорит твой собеседник, думай об этом и только при необходимости отвечай.
2. Тебя могут понять неправильно
Во время разговора мы склонны окрашивать нашу речь словами и фразами, которые стали для нас личными, которые мы почерпнули от наших друзей или родственников, и даже мемами из интернета. Эти разговорные выражения становятся нормой для нас, и мы ожидаем, что наш собеседник поймет, что мы имеем в виду на самом деле.
Если ты действительно хочешь, чтобы человек правильно понял смысл сказанного тобой, попробуй избавиться от всех двусмысленных словосочетаний и локальных мемов. Простыми словами, говори на том языке, который понимает твой собеседник.
3. В твоем сообщении может не хватать конкретики, что приведет к недопониманию
Одна из наиболее распространенных форм недопонимания — это отсутствие конкретики. В качестве примера рассмотрим две простые фразы: «Ты можешь передать мне это?» и «Передай мне вот эту штуку!» — как часто ты говоришь именно так?
Как твой собеседник должен понять, что ты имеешь в виду? Человек, с которым ты разговариваешь, начнет заполнять пробелы в знании чем-то, что вполне может отличаться от того, что подразумеваешь ты. Ты думаешь: «Сейчас он передаст мне соль» — но тебе протягивают перец. Это пример простейшей ситуации, которая приводит к недопониманию. В некоторых ситуациях такая разница в понимании предмета разговора может привести к серьезному конфликту.
Прежде чем говорить, постарайся обозначить людей, места и предметы, так чтобы их было легко понять любому слушателю.
4. Ты можешь подобрать неподходящие слова
Хорошо известно, что использование существительных, местоимений и глаголов дает человеку представление о том, где мы выросли, о нашем образовании, мыслях и чувствах.
К примеру, если ты начинаешь предложение со слов «я думаю…», это демонстрирует твою сосредоточенность на себе, а не сочувствие говорящему, тогда как просьба уточнить или дать количественную оценку того, что он говорит, ясно показывает, что ты слушаешь и испытываешь уважение, даже если не согласен с его позицией.
5. Ты можешь задеть чувства другого человека
Когда ты какое-то время находишься в близких отношениях с кем-либо, происходит странная метаморфоза. Люди, как правило, становятся более ленивыми в общении друг с другом и меньше думают о чувствах своих друзей/родных/партнера. Мы просто достигаем зоны комфорта и убеждаем себя в том, что наши близкие люди знают, что мы имеем в виду.
Несмотря на то, что одну и ту же информацию можно подать совершенно по-разному, не затронув чувства человека, мы не хотим тратить свое время и силы на поиск идеального способа сообщить о чём-либо неприятном другому.
6. Ты можешь ошибочно обвинить собеседника в чём-либо, не рассмотрев ситуацию со всех сторон
Прежде чем говорить, мы иногда строим сценарий, который совсем необязательно отражает реальную ситуацию, но заставляет нас действовать определенным образом. К примеру, ты можешь договориться встретиться с кем-то на выходных, чтобы обсудить важные вопросы. Представим, что за день до запланированной встречи человек перестал отвечать на звонки и сообщения. Ты уже придумал несколько, как тебе кажется, наиболее вероятных сценариев развития событий: твоему знакомому не так интересен предмет вашего разговора, или же он попросту не горит желанием увидеться с тобой. Вряд ли ты задумаешься о том, что он мог попасть в больницу или узнать о смерти близкого человека.
Понятное дело, что ты, будучи расстроенным, можешь начать разговор с ним с обвинений и сильно пожалеть об этом уже спустя несколько минут.
10 принципов эффективной речи: как правильно донести свою мысль до собеседника
Таким преимуществом, как природное красноречие, мало кто может похвастаться. Но каждый человек хочет, чтобы его слушали, слышали, понимали и принимали во внимание его мысли. Грамотная коммуникация – дело непростое. Однако есть некоторые секреты, которые помогут научиться говорить красиво, ярко, завоевывать внимание собеседника и даже целой аудитории. Попробуем разобраться, как доносить свои мысли правильно.
Основа эффективного общения – понимание потребностей собеседника
Правильно говорить, так, чтобы слышали, важно не только для людей, задействованных в определенных сферах – в рекламном бизнесе, политике, журналистике. Это нужно и в повседневной жизни. Красноречие и убедительность в озвучке своих мыслей позволяют достигать целей, чувствовать себя уверенно и получать от общения желаемое.
Сейчас, когда у нас есть интернет и социальные сети, кажется, что обмениваться информацией и общаться стало гораздо легче и проще. Но это ошибочное мнение. От скорости, с которой слова доносятся до собеседника, не зависит качество понимания их смысла. Чем активнее проходит общение, тем меньше мы замечаем, что именно и как мы говорим. Взять, к примеру, электронную переписку: мы видим либо банальную вежливость, которая применяется для всех без разбора, либо напористость.
Чаще всего человек концентрируется на том, что хочет сказать. И это является ключевой ошибкой. Необходимо в первую очередь подумать о том, чтобы его услышали, а еще лучше – поставить себя на место собеседника и попытаться понять, в каком формате он лучше усвоит мысль. То есть, нужно понять потребности собеседника. Вот простой пример: сотрудник компании хочет получить повышение. При разговоре с руководителем, он, скорее всего, будет рассказывать о своем стаже работы в компании, опыте, образовании, успехах. Но руководитель, вероятно, больше хочет услышать о том, что может сделать этот сотрудник для компании, занимая новую должность. Если он этого не услышит, вряд ли у него будет мотивация для рассмотрения данного сотрудника в качестве кандидата на высокую должность.
Так как правильно донести свою мысль до человека? Нужно ли знать специальные слова, убедительные фразы? Специальных слов нет, важнее то, насколько правильно мы применяем слова и выражения, в каком контексте. В первую очередь следует изучить собеседника: определить его жизненные приоритеты, ценности, почувствовать его границы в общении.
Приемы, усиливающие речь
Обратите внимание на то, как говорите. Не используйте излишние сокращения, непонятные термины, сократите количество вводных конструкций. Бывает так, что одно броское слово может заменить несколько предложений. Не украшайте свою речь чересчур, так как это мешает уловить смысл.
При общении с аудиторией обилие общих фраз в речи приводит к тому, что люди теряют интерес к прослушиванию. Делайте как мастера коммуникации и известные ораторы: выстраивайте эмоциональный контакт с аудиторией и постарайтесь говорить так, чтобы каждый человек думал, что вы обращаетесь лично к нему. Произносите то, что создает определенный резонанс с эмоциональным опытом человека или группы людей.
В любом общении важна искренность, неравнодушие к чувствам и потребностям собеседника, открытость. Если говорить так, то шансы на то, что вас услышат, значительно увеличиваются.
10 принципов эффективной речи
Сегодня, учитывая опыт ораторов, завоевывающих внимание огромных аудиторий, известных мастеров коммуникаций, можно точно назвать 10 принципов, на которых строится эффективная речь:
Так, если вы будете строить свою речь с учетом указанных принципов, вы сможете точно и правильно доносить свои мысли до собеседника или аудитории. А курс «Эмоциональный интеллект», разработанный Викиум, позволит вам повысить эффективность общения как на работе, так и в личной жизни. Вы научитесь «считывать» собеседника, распознавать его эмоции и потребности. Вы научитесь видеть эмпатию и скрытые эмоции, определять ложь и попытки манипулировать вами. Благодаря таким навыкам в любой ситуации вы сможете корректно вести диалог, улучшить общение с коллегами и близким окружением, делать так, чтобы вас не только слышали, но и слушали.