Как научиться понимать что читаешь
Как научиться лучше усваивать прочитанное
У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.
Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры — все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой.
Понимание прочитанного (Reading comprehension) — это термин из педагогики, означающий способность читать текст, обрабатывать и понимать его содержание. Способность человека понимать текст зависит в основном от черт его характера и навыков, одним из которых является умение делать выводы. Если распознавание текста затруднено, читающий книги человек использует слишком много своих ментальных сил для обработки отдельных слов, что мешает осознавать смысл.
Исследование Мадхумати Пасупати и Ариджит Гоша показало, что люди, которые добиваются больших академических успехов и лучше усваивают информацию, применяют специальные стратегии для чтения.
Стратегии для чтения
Общие стратегии для понимания текста
Их может использовать каждый человек, который хочет подтянуть этот навык:
Чтобы еще сильнее углубиться в навык усваивания прочитанного, давайте рассмотрим некоторые стратегии более детально.
Остановитесь и перефокусируйтесь
Остановитесь во время чтения и проанализируйте, как вы получаете и осмысливаете информацию. Вот три способа понять, действительно ли то, как вы читаете, помогает воспринимать текст критически:
Речь идет о том, чтобы стать избирательным в том, что читаете, а также разбавлять этот процесс, к примеру, МООК-курсами.
Читайте осознанно и выделяйте время на впитывание информации
Как только вы уменьшили количество информации, которую поглощаете, и начали задумываться о том, что действительно важно, пришло время выяснить, что будет наиболее полезным.
Нужно превратить чтение в активный процесс, которым вы занимаетесь, избавившись от пассивного потребления. Создайте список тем, что интересуют больше всего. Этот совет может показаться странным, но именно при его помощи можно вывести себя из режима автопилота.
После этого определите оптимальную форму чтения: блоги, сайты, книги или журналы. Если решите уделять внимание электронным средствам, воспользуйтесь программами вроде Pocket, чтобы хранить нужную информацию под рукой и не нагромождать браузер лишними вкладками.
Главный вывод: если будете читать осознанно, вы начнете ценить ту информацию, которую потребляете.
Создайте поток для вдумчивого чтения
Изменить свое отношение к тексту очень непросто и это требует большой практики. Вам не понадобится делать что-то невозможное, нужны лишь обычное терпение и бдительность. В конце концов, многие из нас читают с детства и приобрели вместе с этим некоторые негативные привычки, которые влияют на усвоение информации. А к ним вернуться очень легко.
Прежде чем добавлять новый сайт в свой список, убедитесь, что делаете это, чтобы действительно его читать. Если же возникает небольшое сомнение, лучше не делать этого, потому что в итоге вы будете перегружены информацией и станет только хуже.
Чтобы создать поток для вдумчивого чтения, для начала определите, каким количеством времени располагаете. Затем выберите несколько статей на те темы, которые вас интересуют. Расположите их в правильном порядке: вероятно какие-то из них должны быть прочитаны позже или раньше.
Не упускайте из виду свою цель: держать мысли свежими, оставаться восприимчивым, чтобы постигать и анализировать текст. Помните, что чтение должно обогащать жизнь, а не быть в тягость. Если скучно, нужно либо сменить свое отношение и восприятие, либо поменять тему или статью (книгу).
Пополняйте словарный запас
Чтобы научиться лучше усваивать информацию, нужно формировать свой словарный запас. Ведь если половина слов непонятна, тогда никакого смысла в ваших умственных трудах не будет.
Чем больше слов вы знаете, тем лучше понимаете текст, а также контекст, который в них заложен.
Кстати, о контексте. Изучая новые слова, старайтесь не механически их зубрить, а понимать, зачем они используются в тексте. Найдите несколько предложений с ними и перепишите в блокнот вместе с новым словом.
Чтобы улучшить словарный запас, требуется время — от этого никуда не деться. При чтении делайте заметки на полях для тех слов, которые появляются чаще всего. Изучайте контекст. Что они значат? Где и когда вы сможете использовать их?
Вот несколько простых стратегий для пополнения своего словарного запаса:
Относитесь к тексту критически
Ирвин и Андерсон в книге Critical Literacy: Politics, Praxis, and the Postmodern ввели термин «критическая грамотность» (Critical Literacy). Это умение читать и писать посредством осознания своего, а также общественного опыта.
То, что мы говорим или делаем, отличает нас от остальных людей и определяет личность. Способность читать, анализировать и критиковать — это интеллектуальная деятельность, которую нужно освоить каждому.
Все мы в той или иной степени восхищаемся писателями, философами и бизнесменами, которые впечатляют своими мыслями. Они стали теми, кем являются, благодаря тому, что создали базу знаний, из которой затем выстроили свое уникальное мнение.
Люди пристрастны, когда пишут текст, поэтому не все написанное будет полезным именно для вас. Анализировать информацию нужно, чтобы научиться разделять манипуляции и личное мнение автора. Всегда есть несколько способов читать один и тот же текст.
Понимание текста увеличивается за счет улучшения вашего внимания и большей сосредоточенности на чтении:
Позвольте информации направлять вас
Если вы читаете учебник или книгу, используйте несколько стратегий, чтобы информация направляла вас:
Часто бывает, что мы читаем книгу на конкретную тему, после чего прекращаем ей интересоваться, хотя она и была полезной. Ройте дальше, углубитесь в предмет, не отпускайте его до самого конца.
Читайте, получая удовольствие
Совет может показаться слишком очевидным, но все ли ему следуют? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?
Многие люди обязаны читать по работе. Это приводит к тому, что они попросту не хотят брать хорошую книгу в руки в свободное время.
Начните читать книги, которые немного ниже вашего уровня интеллекта. Это не пораженческое настроение, а грамотная стратегия. Вам будет полезно усваивать легкий и понятный текст, особенно если тема сложная или не совсем приятная. Вы отвлечетесь от давления, расслабитесь и начнете наслаждаться полезной информацией.
Например, если хотите углубиться в науку, то начинайте с легких работ, которых сейчас очень много. Можно смотреть видеоролики, где все подробно объясняется. Нет смысла сразу брать академические труды — начните с чего-то попроще.
Развивайте беглость чтения
Вы замечали, что останавливаетесь всякий раз, когда видите запятую? А теперь представьте себе, что будете читать эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет сложно понять содержимое текста, не правда ли?
Трудно понимать текст, если вы читаете по словам, а не целыми предложениями. Вот для чего нужно развивать беглость чтения.
Беглость чтения — это то, насколько оно идет гладко. Слова должны течь естественным образом, как, например, во время разговора.
Как развить беглость? Многие слова в тексте являются на самом деле просто «зрелищными». Вы должны их прочесть, оценив контекст, но не нужно читать каждую букву. Не останавливайтесь, даже если смысл ясен не до конца. С практикой вы научитесь воспринимать целые предложения, не зацикливаясь на отдельных словах.
Один из лучших способов развить беглость чтения — приобрести навык скорочтения.
Как научиться понимать что читаешь
Продолжаем говорить про культуру чтения. В прошлый раз мы разбирали, как читать нон-фикшн. В этой статье расскажем про художественную литературу: как правильно читать, на что обращать внимание и как критиковать.
Художка — это настроение
Источник
Главное различие между нон-фикшн литературой и художественной — в том, что первая обучает и сообщает, а вторая создает настроение. Из-за этих различий авторы по-разному используют литературный язык.
Ученый же ценит в словах точность значений. Логика научного текста стремится к идеалу ясности и однозначности. Художественный текст основан скорее на подразумеваемом, чем на сказанном. Вот почему для качественного чтения художественной литературы абсолютно другие правила.
Правила чтения художественной литературы
Сформулировать правила для художественных книг попробовал американский философ и преподаватель Мортимер Адлер, автор книги «Как читать книги». Вот они.
1. Не пытайтесь найти «основную мысль»
Школьная привычка, от которой невероятно сложно избавиться, — везде искать «основную мысль». На самом деле, если вы прочитали хотя бы с десяток художественных текстов, то можете заметить: они не являются в первую очередь дидактическими. Ни одно великое произведение нельзя свести к подслащенной морали, как пытаются нас убедить. И если «Гроздья гнева» — это хорошая литература, она останется таковой, несмотря на отношение общества к тем идеям, которые она проповедует.
2. Не ищите термины, утверждения и аргументы
Все эти средства относятся к логике, а не к поэзии. Они свойственны научным текстам, но абсолютно чужеродны в том случае, если язык является средством выражения чего-то непередаваемого — то есть когда он используется творчески. Как говорит Марк Ван Дорен, «высказывание в поэзии и драме — одно из самых непостижимых средств».
3. Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости
Ещё много веков назад Аристотель заметил, что «стандарт правильности не одинаков в поэзии и в политике», или, если на то пошло, — в физике и психологии. Искажение фактов и неточности недопустимы в нон-фикшне, а вот в художественной литературе вполне возможны, если рассказчику удастся сделать это правдоподобно.
Как анализировать художественные книги
Итак, вы открыли художественную книгу. Возможно, вы только начинаете её читать или уже закончили. Попробуйте разобрать текст следующим способом.
1. Определите жанр
Что перед вами: детектив, фэнтези, семейная сага? У каждого жанра есть свои законы, поэтому хорошо бы узнать, как автор с ними обращается: например, классический ли у него детектив, в стиле Агаты Кристи, или он напрочь нарушает все правила? Сейчас многие жанры мутируют, из-за чего появляются новые интересные гибриды. Так, например, возник автофикшн — в этом жанре написана «Сага об угре» Патрика Свенссона и «Прощание» Карла Уве Кнаусгора. Так что жанр — то, о чем важно помнить.
Сага об угре
2. Перескажите сюжет и суть
Источник
Важно сделать это с помощью одного-двух предложений. Иногда книга настолько запутанная и непоследовательная, что вы не можете понять её сюжет и разобраться со смыслом. А иногда вы — бац! — упустили что-то важное. Постарайтесь сформулировать содержание как можно яснее. Кстати, вот вам интересный пример: переводчик Анастасия Завозова каждый год составляет списки прочитанных ею книг и пишет краткую аннотацию к каждой (вот список за 2019 год). Получается очень метко и подробно.
3. Посмотрите на героев
Обратите внимание на то, как изображены герои: реалистично или же, наоборот, очень схематично, карикатурно или вопиюще неправдоподобно. Герои могут быть срисованы с реальных людей: это тоже дает пищу для размышлений. Например, автор книги «Запахи чужих домов» Бонни-Сью Хичкок родилась и выросла на Аляске, а затем перенесла персонажей в эту суровую местность.
После неё единственным выжившим оказался девятилетний мальчик из Нидерландов: подобную историю Наполитано и рассказывает в своей книге. Разузнав реальную биографию персонажей, можно понять, как автор работает с материалом.
4. Рассмотрите художественный мир
Источник
Как мы уже говорили, главное в художественной книге — не факты, а настроение. Мир, который создает автор, должен быть максимально правдоподобный, даже если речь идет о магах, феях или инопланетянах. Не зря же эпопея о Гарри Поттере собрала столько фанатов: каждая деталь в ней выглядит логично. Попробуйте оценить, насколько вы прониклись Вселенной, созданной писателем.
5. Познакомьтесь с автором
Тут вроде бы все понятно: автор — личность ключевая для понимания книги. Это может быть дебютант или, наоборот, мастер, который уже не первый год в деле. Обратите внимание на биографию автора: возможно, она связана с темой книги. Например, книга «Замок из стекла» Джаннет Уоллс основана на реальных событиях, которые происходили в жизни автора. Это тоже влияет на восприятие текста.
6. Узнайте про перевод
Источник
Почему важно смотреть, кто переводил книгу? Потому что перед вами может быть отличный роман, который приятно читать, но который при этом ничуть не похож на оригинал. Так было, например, с романом Донны Тартт «Маленький друг», который в 90-е годы выглядел совершенно иначе, чем сейчас. Это был очень гладкий, приятный текст, который сыскал своих фанатов. Но когда его начали сопоставлять с оригиналом, оказалось, что Тартт создала совершенно другую книгу — неуютную, тяжелую — что видимо, сподвигло переводчика подредактрировать стиль.
А переводом книги «Пираты Ледового моря» занималась Ольга Мяэотс — литературный критик, переводчик с английского, шведского, немецкого и норвежского языков, заведующая отделом детской книги Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Ольга сохранила скандинавский колорит, сделав его понятным и близким русским читателям. Так что гуглите имя человека, который переводил текст, и смотрите, с какими произведениями он работал.
7. Изучите стиль и ритм
Мы любим художку за язык, стиль, ритм — всё это помогает нам прочувствовать текст наиболее полно. Важно понимать, что язык — это инструмент, который автор использует целенаправленно. Например, нашумевший роман Салли Руни «Нормальные люди» написан максимально просто — языком онлайн-переписок, которые сегодня составляют большую часть нашей жизни. А вот роман «Воздух, которым ты дышишь» Франсиш ди Понтиш Пиблз о музыке и жаркой Бразилии звучит цветисто, напевно, будто мелодия — всё это работает для создания особой атмосферы.
8. Посмотрите на верстку, обложку и иллюстрации
Источник
Важные детали, которые часто упускает читатель. Обложка и иллюстрации — это не просто декоративные части, а важные смысловые штуки. Например, обложка нашего романа «Беспокойные» Лизы Ко очень понравилась самой писательнице, которая увидела в ней отражение того, что она хотела сказать в романе.
9. Определите структуру
Структура романа может быть разной: она может быть последовательной и рассказывать историю хронологически правильно. Иногда мы можем узнавать развязку в самом начале, а затем нам описывают предысторию. Бывает, что главы скачут хаотично: из прошлого — в будущее, а по дороге заворачивают ещё куда-то. Например, в романе «История пчел» Майи Лунде каждая глава переносит нас в определенную историческую эпоху, показывая тем самым, как события из прошлого влияют на наше будущее. А в книге «Милый Эдвард» повествование происходит в двух временах: до авиакатастрофы и после неё. И это тоже прием.
10. Изучите контекст
Романы выходят не просто так: иногда на это влияют исторические события, иногда — социальная повестка, порой — перемены в культурном мировоззрении. Поэтому выход каждой книги важно рассматривать в контексте: так становится понятнее, почему, к примеру, стало больше книг, написанных женщинами или популярность романов для подростков.
Как правильно критиковать: 5 важных вопросов
Вы прочитали книгу, проанализировали и поняли: нет, что-то не то. Как быть? Попробуйте вообразить себя критиком. К сожалению — или к счастью, — в мире не существует четко установленных и согласованных правил литературной критики. Есть лишь примерные схемы, которые можно легко видоизменять. Поэтому, чтобы составить критическое мнение о художественной литературе, лучше задайте себе несколько вопросов.
Чем лучше вы сможете осознать причины собственного удовольствия или неудовольствия от чтения литературы, тем ближе подойдете к пониманию художественной ценности литературного произведения. Постепенно вы научитесь критиковать любой текст на высоком уровне.
Кстати, если вы хотите не просто читать, но и круто рассказывать о прочитанном, приходите в нашу Школу книжного блогера. Она бесплатная. Научим рассказывать о книгах, делать атмосферные фото и продвигать свой книжный блог в Инстаграме. Поделимся тем, как сами в МИФе пишем о книгах, отдадим самое ценное: свой опыт и лайфхаки.
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Есть понятие «смотреть», и есть понятие «видеть». Есть понятие «читать», и есть — «считывать», то есть понимать то, что ты читаешь. Малыш научился складывать: «Ма-ма мы-ла ра-му. У Шу-ры ша-ры. » Мы радостно, хвастаемся знакомым: наш-то, смотрите, уже читает! Но это лишь первая ступенька. А понимает ли ребенок, что такое рама, кто такая Шура? Представляет ли себе то, о чем только что прочитал? Без этого навык чтения бесполезен. Как научить ребенка понимать прочитанный текст? Об этом — наш материал.
Кусочек опыта
Давайте сразу к практике, а анализировать проблему и делать выводы будем потом.
Игра 1. «Комикс». К сказке или рассказу, который собираемся прочитать ребенку, с ребенком или дать ребенку на самостоятельное чтение, заранее рисуем несколько картинок (можно подобрать картинки в интернете и распечатать). Дальше — три варианта:
Игра 2. «Хвост». Читаем историю, и. останавливаемся на самом интересном месте. А теперь придумываем, чем она могла бы закончиться. Потом сравниваем свой вариант с оригиналом. Можно чуть иначе: к уже прочитанной сказке придумываем продолжение — новый «хвостик». Что могло бы случиться с героями дальше? Какие новые герои могут появиться в этой истории?
Игра 3. «Театр у микрофона». Ребенок читает вслух — можно по очереди с родителем — и все это записывается на диктофон. Особенно хорошо, если в тексте будут диалоги — можно будет почитать по ролям. Потом устраиваются прослушивания. Можно устроить домашний театр и разыгрывать целые сценки из книг в костюмах.
Игра 4. «Невидимка». Читаем вслух, пропуская ключевые слова. Ребенок пытается понять, какое слово пропущено, додумывает его сам, исходя из контекста.
В сети есть целые наборы упражнений для развития сознательного (осознанного) чтения, не связанные с конкретным текстом, а составленные из специальных наборов слов. Дети учатся находить общее и различия в словах, называют группы слов одним словом, ищут, какое слово лишнее в линейке предложенных, чем похожи слова, составляют новые слова сами из слогов имеющихся и так далее. Найдите эти упражнения, они очень полезны.
А теперь — поговорим.
«Что тут непонятного!»
Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз. Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение. Второе. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало. И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «. я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»
В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география. Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.
Кто виноват?
Что является причиной неумения понимать прочитанное? Почему наш сын, наша дочка читают — и не улавливают смысл?
Первая возможная причина — здоровье. Учитываем состояние ребенка. Все ли у него в порядке с речевым аппаратом, со зрением, с концентрацией внимания? Нет ли нарушений мозговой деятельности, которые влияют на память, внимание, поведение, восприятие? Не страдает ли он хроническими заболеваниями — проблемами с дыханием, пищеварением, кислородным обменом? Может быть, именно сейчас ребенок переживает гормональный всплеск и ему совсем не до чтения? А возможно, сам процесс чтения по состоянию здоровья пока дается ему с трудом, и, чтобы дотянуться до следующей ступеньки, требуется прежде решить какие-то физиологические проблемы.
Вторая причина — время. Дети созревают по-разному. Кто-то в четыре года уже всего «Робинзона Крузо» прочитал и с упоением играет в необитаемый остров, а кто-то в восемь еще букварь осваивает. У кого-то кругозор, фантазия и словарный запас таковы, что он уже в детском саду сам сказки сочиняет, конструируя сложные фразы с пространными описаниями, а кто-то и во втором классе на просьбу рассказать о картине ограничивается одним: «Красиво!» Это не хорошо, не плохо, это индивидуально. Некоторым детям просто нужно чуть больше времени.
Третья причина — привычка. Здесь уже и наша, родительская ответственность. Мы слишком увлеклись «оболочкой». Мы разучивали с ребенком буквы, прививали навык чтения по слогам, потом учили читать бегло, обращали внимание на арткуляцию, интонацию и совсем упустили из вида саму суть: всякое слово, всякий текст несут в себе смысл! Информацию! И ее нужно уметь понимать и усваивать.
Четвертая причина — усталость. Какая у ребенка загрузка? «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали. »? Мы хотим сделать из нашего чада Леонардо да Винчи и развиваем его всеми возможными и невозможными способами? Или наоборот, делаем упор на что-то одно — вот на чтение, допустим, но упор такой мощный, что «Будешь, балбес, сидеть над книжкой хоть до ночи, пока не получится!» Наши нереализованные амбиции мы перекладываем на ребенка, заставляя его учиться изо всех сил, формируем у него «синдром отличника»: «я должен во всем соответствовать ожиданиям взрослых». Только вот результат нередко обратный: стресс, усталость, низкая успеваемость, вплоть до неврозов.
Что делать?
Можем мы чем-нибудь помочь ребенку? Можем.
Во-первых, не бежим впереди паровоза. Если нашему ребенку меньше пяти лет, не торопимся учить его читать! Сначала малыша нужно просто «разговорить»: развить навык его речи, поработать с дефектами речи и свести их к минимуму. И только после этого можно начинать. Не раньше!
Во-вторых, мы сами — родители, дедушки, бабушки — тоже должны читать. Для себя, но в его присутствии. И вслух, и про себя. В сознании ребенка должно отпечататься: читающий человек — это нормально. Читать — это как есть, пить, дышать. Так делают все, это обычное занятие любого взрослого, а значит, и ребенка.
В-третьих, мы читаем самому малышу. Берем красивые интересные детские книжки с картинками, напечатанные крупным шрифтом, чтобы ребенок сидел рядом и тоже видел страницу. Всячески поощряем вопросы нашего маленького слушателя, которые он наверняка будет задавать после прочтения книги. И подробно, понятно на них отвечаем.
Это все до пяти лет.
Но вот у нас дошколенок, первоклассник или даже уже второклассник, и теперь мы вполне «законно» озаботились осознанным чтением. Что делаем?
Откладываем все карточки с картинками, все кубики с буквами, все настенные и настольные плакаты, где рядом с буквой нарисован предмет: «м — мяч», «б — бабочка», «о — очки». Нам важно убедиться, что наш чтец все буквы помнит независимо от подсказок. Дадим ему небольшой текст на листе и поиграем: пусть найдет и вычеркнет карандашом, например, все буквы «п». Или все буквы «а». Или все знакомые буквы вычеркнет, а все незнакомые обведет кружком. Потом эти незнакомые буквы повторим, закрепим и убедимся твердо, что алфавит ребенок знает.
Что даем читать? Во-первых, что-то интересное по содержанию и при этом не содержащее сложных по смыслу слов — устаревших, слишком «взрослых», слишком длинных, абстрактных. Во-вторых, что-то, состоящее из коротких (не более пяти слов) фраз. В-третьих, текст, напечатанный крупным шрифтом.
Где найти такие тексты? Набираем в поисковике «тексты для усвоения прочитанного дошкольниками». Среди ссылок будут и картинки, и карточки, и тексты с рисунками — это, кстати, тоже хорошее подспорье для осмысленного чтения, когда среди слов вставлены маленькие картинки-«иконки», и ребенок уже не читает буквы, составляющие слово, а называет объект, осознавая заодно смысл всей фразы.
Вот несколько ссылок. На этих ресурсах представлены тексты для разных возрастов:
Правда, распечатать предложенные тексты нам придется самим, выбирая крупный шрифт.
«Почему так медленно?»
Младшеклассники несколько раз сдают тесты на скорочтение: в минуту нужно прочитать не менее определенного количества слов, и тогда ты уложишься в возрастной норматив. У нас такой задачи не стоит. Нам важно не сколько прочитал, а сколько понял. Поэтому как бы мучительно медленно для нашего уха ребенок ни читал, мы его не подгоняем. Наоборот: можем остановить, чтобы зафиксировать «промежуточный результат» — переспросить, уточнить сюжет, попросить напомнить, о чем шла речь в прочитанной строке. Запоминать «кусочками» ребенку легче, чем все сразу. И привыкать читать осознанно так, небольшими фрагментами, — тоже легче. А нам, соответственно, удобнее контролировать усвоение текста.
Вот это вот все: «Сядь прямо! Прекрати ерзать на стуле! Убери локти со стола. » — сейчас не нужно. Не дергаем ребенка после каждого слова по не относящимся к чтению поводам. Пусть ему будет удобно читать. Если ему хочется водить по листу пальцем — пусть водит. Хочется подкладывать линейку под каждую строчку — пусть подкладывает. Удобнее читать не за столом, а в кресле или сидя по-турецки на диване — пусть читает там, где удобнее.
Какие есть лайфхаки?
Лайфхак № 1
Что интереснее — зубрить или играть? Конечно, играть! Так давайте поиграем в смысловое чтение! Записки и секретики — наше всё. Большими разборчивыми буквами пишем: «Загляни во второй ящик стола! Там тебя ждет сокровище!» — и оставляем на столе на кухне. В ящике стола может лежать хоть яблоко, хоть ластик, завернутый в фольгу, — не важно что. Важна интрига, секрет и заслуженная награда: «Я прочитал, я понял, я сделал то, что было написано, я заслужил “сокровище”!» Можно устроить целый квест по поиску «сокровища». Например, спрятать в квартире три записки. Первая — рядом с кроватью. Проснулся — прочитал: «ПАКЕТ РЯДОМ С ПОЛОТЕНЦЕМ». Нашел пакет — в нем вторая записка: «ПРАВЫЙ КАРМАН СИНЕЙ КУРТКИ». В кармане — третья: «ПОД СТОЛОМ НА КУХНЕ». И уже там — какая-нибудь, обязательно завернутая в упаковку вкусняшка или игрушка. Вот это осознанное чтение «на результат» ребенка точно не оставит равнодушным.
Лайфхак № 2
Иногда детей по ведущему каналу восприятия делят на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Это не совсем научное разделение. Психологи предлагают другую классификацию по интеллекту: вербальный, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, пространственный, межличностный. Сложновато. Но нам важно понять, что какие-то дети информацию воспринимают лучше глазами, другие — ушами, третьи — прикосновениями. Например, аудиалы легко выучивают стихи и песенки, которые слышат от взрослых или по радио. Но нередко повторяют эти стихи и песни лишь как сочетание звуков, практически не понимая смысла. Отсюда — многочисленные «недослышки», додумывание собственного текста или декламация «с выражением», когда это «выражение» совершенно не соответствует содержанию стихотворения. Между тем даже известная всем детям песенка «В лесу родилась елочка» по смыслу — очень сложная. Попробуем написать ребенку хотя бы один куплет этой песни, прочитать его, подчеркнуть непонятные слова и вместе разобрать, о чем поется. «Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит; / Лошадка мохноногая / торопится, бежит». Здесь можно составить вместе целый рассказ. Почему «чу!»? Почему лес «частый»? Что такое «полоз» и почему снег под ним «скрипит»? Почему лошадка «мохноногая». В одном куплете, который много раз пропевался, оказывается, столько секретов!
Итак, к аудиалам — свой подход, связываем текст звучащий и текст напечатанный. К кинестетикам — свой. Можно, объясняя смысл прочитанного, связывать текст с тактильными ощущениями. Читаем о яблоке — берем в руки яблоко. Читаем: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» — берем мяч, вспоминаем, какая на ощупь мокрая и холодная вода в реке.
Лайфхак № 3
Читаем сказку — обсуждаем героев. Почему курочка побежала сначала к корове за маслом, а от нее — к косарям за сеном? Потому что косари дадут курочке сено, а корова потом это сено съест и даст курочке маслице, а маслице курочка петушку даст, тот зернышко проглотит и сможет дышать. Какая она — курочка? Заботливая, добрая, петушка жалеет, ради него хлопочет, хочет ему помочь. Какая Маша в сказке «Маша и Медведь»? Умная, смышленая — в короб залезла, а сверху пирожки поставила, чтобы Мишка ее домой отнес. Хитрая — присказку придумала: «Высоко сижу, далеко гляжу. » Сразу и мотивы поступков героев называем, и качества характера, и содержание сказки пересказываем, и в смыслы вникаем.
Лайфхак № 4
«Проветриваем мозги» и болтаем. Гулять вообще полезно, а для перезагрузки мозга и поддержания физического тонуса — особенно. Но — гуляем тоже «активно». Что видим, про то и поем. Точнее — говорим. Осмысливаем и озвучиваем то, что перед глазами: детская площадка, парк, двор, кто рядом, что делает, почему делает, как ведут себя хозяин и собака, какие магазины рядом, как выглядят деревья, качели, какая погода, почему люди одеты так, а не иначе. Пусть ребенок наблюдает, говорит — и речь его будет развиваться, и умение понимать, пересказывать появится. Все это для осмысленного чтения очень пригодится.
Если работать а — регулярно, б — комплексно, в — ответственно, г — системно и д — с любовью, то все получится! Вот в помощь родителям несколько книг по теме: