Как научиться понимать музыку с чего начать
Как и на чём слушать классику: много букв о тренировке восприятия и жанровости аппаратуры
Зная о моих пристрастиях, знакомые нередко задают мне вопросы, о том, как и на чем правильно слушать классическую музыку (камерную, симфоническую, оперную и др.), акцентируя внимание на аппаратуре. Во многом этот пост станет ответом на них и, полагаю, будет полезен тем, кто только начинает интересоваться академической классикой.
При этом, вопреки устоявшейся практике, я начну не с аппаратуры, а с особенностей восприятия. Известно, что в отличие от прочих, понимание и “погружение” в академические жанры требует от слушателей освоения методов — особых навыков по восприятию музыкального произведения. Рассматривая проблему с этих позиций, вопрос аппаратуры становится вторичным, но его я также затрону под катом.
Те, кто сразу захочет перейти к технической части и оставить в стороне вопросы восприятия музыки, может просто пропустить три раздела.
Попытка классификации академических жанров по сложности восприятия
Для подавляющего большинства людей, с которыми я общался, существовало несколько градаций сложности в академических жанрах, легче всего воспринимались камерные произведения (короткие композиции для камерных составов — квинтетов, квартетов и т.п., произведения для сольного и парного исполнения). Это неудивительно в силу небольшого количества инструментов, и, нередко, сравнительно незамысловатой структуры.
Из этого правила бывают исключения, такие как произведения Рахманинова и сложные полифонические композиции Моцарта для двух роялей. В этих случаях, как ряде некоторых других, ограниченность камерных возможностей не делает произведение проще.
Более сложными для восприятия считаются оперные произведения. В силу того, что опера — это комбинированная форма музыкального и театрального искусства, где актеры “играют” роли преимущественно голосом, для понимания тонкостей произведения и оценки качества исполнения требуется большой опыт.
Ещё более тяжёлой для понимания не слишком опытными слушателями называют органную музыку. Оценка качества произведений, да и само пристрастие к фугам, токатам, пассакалиям и органным прелюдиям редко появляется в начале увлечения классикой. Живой интерес к органу скорее можно назвать признаком формирующегося вкуса. Неофиты в классике — большая редкость на органных концертах, там чаще опытные слушатели, что отчасти подтверждает сложность таких произведений для подавляющего большинства.
Наиболее тяжелыми произведениями принято считать симфоническую классику и многоголосные хоровые композиции. В отношении последних можно спорить, но если принять аксиому о том, что человеческий голос самый сложный из музыкальных инструментов, то логика такого подхода становится понятной.
Подобная классификация по сложности несовершенна и не учитывает ряд существенных исключений, но, по моему мнению, в общем и целом отражает действительность.Так камерное произведение по сложности сравнимо с какой-нибудь рок-балладой с той лишь разницей, что первое, как правило, несколько больше последней.
Для начала
Понимая, что проще для восприятия, а что сложнее, можно выбрать с чего именно начинать слушать классику. Кроме того, полезными правилами в начале приобщения к академической музыкальной традиции — являются принципы “слушать всё, что нравится”, “обязательно слушать хиты” и “слушать произведение полностью”. И если с первым (всё, что нравится) всё понятно, то со следующими двумя принципами, полагаю, нужны некоторые пояснения.
Относительно хитов важно понять, что, несмотря на их заезженность, якобы попсовость и повсеместную распространённость (реклама, заставки в СМИ, использование блогерами Youtube и кинематографистами), именно их проще всего понять неподготовленному слушателю. Гениальная простота сделала популярными Сонату №14, 5-ю и 9-ю симфонии Бетховена, 24-й каприс Паганини, токкату и фугу ре-минор Баха, “Полёт валькирий” Вагнера и “Времена года” Вивальди.
Не изучив эти, якобы набившие оскомину, произведения, не выслушав их до дыр, не сравнив пару десятков интерпретаций (от Фуртвенглера до Караяна), вряд ли имеет смысл двигаться дальше.
В качестве примера привожу две очень самобытных интерпретации пятой симфонии Бетховена, разница трактовок Караяна и Дядюры заметна сразу:
Безусловно, бывают личные музыкальные открытия среди неизвестных композиций, покрытых пылью музыкальной истории, которые трогают за душу неопытного слушателя, но это скорее исключение, чем правило.
Для меня внезапным открытием стал никому не известный финский постмодернист от академической классики Эркки Саламенхаара (много позже я узнал, что он был одним из научных руководителей и преподавателей культового футуриста и гика 60-х Эркки Курениеми):
По поводу “до конца” тоже, полагаю, стоит пояснить. Дело в том, что внушительное количество современной музыки построено на одной основной, доминирующей теме, которая, простите за штамп, “красной нитью” проходит через всю композицию, лишь незначительными изменениями и короткими перерывами на столь однообразную припевно-рефренную часть. В академических произведениях всё не так, основная мелодическая тема меняется несколько раз и в каждом таком отрезке можно найти множество интересных нюансов, поэтому оценить замысел автора можно только прослушав трек до конца.
Итак, если подвести итог, то идеальное произведение для старта в осмысленном прослушивании классики выглядит приблизительно следующим образом: камерный концерт для какого-нибудь струнно-духового квартета, известный и желательно не очень длинный, чтобы можно было легко дослушать и быстро понять авторский замысел.
В дальнейшем, наслушавшись камерных шедевров, можно переходить к более тяжеловесным жанрам. При этом знатоки классики нередко рекомендуют также начинать с максимально простых хитов. Для детей идеальным произведением для приобщения к академической музыкальной традиции общепризнанно считается симфоническая сказка “Петя и Волк” Сергея Прокофьева, где каждый инструмент соответствует определённому персонажу, а созданная композитором музыкальное полотно позволяет без труда прочитать сюжет.
Также многие советуют начинающим слушателям классики “молодёжные концерты” Леонарда Бернштайна, которые транслировались по CBS и сегодня доступны на YouTube.
Тренировки для восприятия
Помимо выбора произведений, которые подойдут для начинающих, бывает полезно объяснить, как именно их слушать. Так для большинства людей характерно т.н. “фокусное” восприятие музыки, когда слушатель концентрируется на партии одного инструмента или группы инструментов, синхронно играющих тему, остальные же партии остаются совсем на периферии и служат своеобразным фоном, который не воспринимается должным образом.
Известно, что сознание неподготовленного слушателя обычно может длительно удерживать в относительном фокусе три, максимум 4 инструмента, остальные остаются на периферии восприятия. Если слушать какой-нибудь melodic death или построк, то таких способностей вполне достаточно, но их становится мало уже для порядочного академического струнного квинтета, не говоря уже о полноценном симфоническом оркестре.
У людей с развитым восприятием, чаще у опытных меломанов и музыкантов, получается концентрироваться в группах из восьми-десяти инструментов, одновременно звучащих в разных частотных диапазонах, при этом остальной монолит симфонического произведения не выходит из фокуса восприятия. Благодаря такой способности можно услышать симфонию как единое целое.
Симфонические композиторы и гениальные дирижеры обладают ещё более интересной особенностью, они способны концентрировать внимание на всём произведении сразу и в любой момент исполнения слышат каждый нюанс и каждую особенность каждого из звучащих в оркестре инструментов. Такая способность музыкального восприятия является либо следствием редкой врождённой одарённости, либо плодом усиленных многолетних тренировок.
Такие тренировки могут помочь и слушателям, для которых важно услышать произведение так, как его слышал композитор. Я развивал способность цельного восприятия музыкального произведения при помощи следующего упражнения:
Я концентрировался на одном инструменте, а затем поочередно добавлял к нему ещё несколько, стараясь удерживать их в фокусе восприятия максимально долгое время.
Уже через месяц ежедневных двухчасовых занятий я мог удерживать в фокусе солирующую скрипку, валторну, бассетгорн и пару виолончелей. Через год я слышал внушительную часть инструментов симфонического оркестра и порой мог даже заметить косяк какого-нибудь музыканта с неаккуратно взятой диссонансной нотой.
Есть также тренировка восприятия построенная по прямо противоположному принципу. Для неё необходимо разложить существующий музыкальный массив на инструментальные составляющие в процессе прослушивания и концентрироваться на партиях отдельных инструментов. При этом важно сосредоточить внимание на этом инструменте от начала до конца произведения.
Из личного опыта могу порекомендовать не перегружаться классикой и в промежутках между “интеграционными” упражнениями слушать другие жанры, мне сильно помогали нарочито брутальные и примитивистские электронные мотивы слайд-проекта участников 25/17, коллектива ЛЁД-9. В этом смысле они оказались хороши ещё и благодаря переходу от восприятия классических абстракций к жесткой социальной текстовой конкретике.
Мне также доводилось читать о развивающих упражнениях для музыкантов и дирижеров (т.е для тех, кто “читает с листа”). В таких упражнениях на развитие музыкальной памяти и целостного восприятия рекомендовали изучать партитуру параллельно с прослушиванием записи, после чего, не включая музыку и просто глядя на лист, воссоздавать в сознании партии отдельных инструментов, представляя каждую ноту, а затем воспроизводить в сознании партии 2-х, 3-х, 4-х и т.д. инструментов.
Аппаратура
Сразу скажу, что я не являюсь горячим ревнителем концепции жанровой аппаратуры. По моим представлениям, верность воспроизведения является понятием универсальным и о жанровости можно говорить только в тех случаях, когда речь идёт о достаточно тонких нюансах.
С технической точки зрения любая звуковоспроизводящая система (не берем в расчет “лютый” технократичный High End) — это своего рода компромисс, который позволяет добиться одних преимуществ, пожертвовав другими. И пресловутую “жанровость”, по моему мнению, можно рассматривать исключительно как компромиссную проработку технических особенностей, связанных с воспроизведением определенных жанров, но не как техническую концепцию полностью “заточенную” под, например, хоровые произведения.
Общие принципы
От некоторых аудиофилов нередко приходится слышать рассказы о том, что вот лампа, она мол для джаза и классики, хотя уровень гармоник и интермодуляционных искажений даже в современной ламповой технике выше и, соответственно, “замыленность” звучания гарантирована. Несколько более аргументированные суждения бывают о жанровости акустических систем, когда говорят о том, что для симфонической классики лучше подойдут редкие широкополосные АС в закрытом ящике. Таким образом стараются избавиться от фильтров, которые крутят фазу, а также носят дополнительные искажения, связанные с фазоинвертором.
Идеальными для классической музыки станут наиболее “честные” в отношении воспроизведения компоненты. Для крайне опытных и тренированных ушей может быть важен даже источник (который в остальных случаях практически не влияет на слышимые параметры), т.е. хоровая и симфоническая классика — это тот случай, где “hi-res таки имеет значение”. Про провода я тактично промолчу, любители шнурковщины могут изложить свое мнение о том, какие и как прогретые “вешалки” лучше справляются с классикой в комментах.
Усиление
Усиление не будет иметь определяющего значения для качества результата, но факт в том, что усилитель должен быть хорошим. Подавляющее большинство знатоков УМЗЧ рекомендуют системы, работающие в классах A, AB и B. Я лично воздержусь от рекомендации конкретного класса ввиду дискуссионности вопроса. Скажу лишь, что главное — это искажения (чем ниже гармоники и IMD, тем лучше), имеет значение также скорость отклика операционного усилителя. Из бескомпромиссных решений часто рекомендуют изолированное усиление стереоканалов, т.н. dual mono. Совершенно естественно, что минусом подобных решений является стоимость.
АС
Самое сложное — выбор АС. Тут можно выложить много денег и не получить желаемого результата. Если в наше время вам удастся найти что-то в закрытом ящике по карману и без фазоинвертора, а также с приемлемыми АЧХ, ФЧХ и искажениями, то с высокой вероятностью эта система даст вам необходимый уровень верности воспроизведения. Намеренно искать аудиофильские широкополосные варианты занятие сложное, неблагодарное и вряд ли приведет к желаемому результату — ибо при отсутствии проблем с фильтрами они возникнут с частотными искажениями и гармониками.
Безупречным вариантом для классики, полагаю, будут электростатические АС. Если у вас есть возможность приобрести их и вы планируете всерьез слушать классику — не стоит сильно тянуть. Но, как правило, возникает проблема стоимости. К слову, электростаты, чаще выпускают в комбинированной форме, что позволяет усилить низкие при помощи динамической фазоинверторной секции. Более дешевой альтернативой электрстатам являются изодинамические варианты (т.н. планары, от planar magnetic), но для подавляющего большинства они также дороги.
Для тех, кто не готов отдавать миллионы за бескомпромиссные решения, но хочет “честного” звука, имеет смысл обратить внимание на мониторную акустику. Среди моих личных фаворитов JBL LSR308, Dynaudio LYD-5, Focal Shape 40 и активный Adam Audio T7V. Хочу отметить, что эти устройства создавались для профессионального использования, т.е не дадут никаких плюшек в виде мультирум интеграции, особенного удобства управления и коммутации, но при этом обладают универсальными параметрами и вполне подойдут для вдумчивого прослушивания симфонического оркестра или большого смешанного хора.
Важным аспектом является создание реалистичной стереопанорамы, т.е. расположение кажущихся источников звука (КИЗ), что у аудиофилов именуется термином “сцена”. Будучи завсегдатаем живых концертов вы без труда сможете определить, где должен находиться тот или иной инструмент в “сцене”. Если вы не так часто посещаете ближайшую филармонию, то вам поможет приведенная ниже схема.
Диаграмма направленности, панорамные особенности (ширина, глубина, четкость и точность локализации КИЗ), а также интермодуляционные искажения — это те параметры, которые сложно выявить аппаратными методами и придется оценивать субъективно. Для интермодуляционных искажений хорошо подходит женский или детский дискант хор — замыленность слышна “невооруженным” ухом. Прочие субъективные особенности стоит проверять в качественно сделанном шоуруме, где акустика помещения снижает влияние первых отражений и паразитных комнатных резонансов.
Пользоваться или не пользоваться рекомендациями по тренировке восприятия и выбору аппаратуры — личное дело каждого. Важно другое, что классику следует слушать, так как анализ и изучение академической музыки дает базис для понимания всей остальной, а в случае с музыкантами и композиторами — толчок к созданию чего-то нового.
Джинса
В нашем каталоге представлено множество акустических систем, усилителей и другой аудиоаппаратуры высокой верности воспроизведения.
Традиционно предлагаю поучаствовать в опросе, приведенном ниже.
Теория музыки: курс музыкальной грамотности
Дорогие друзья! Перед вами краткий курс по основам теории музыки и музыкальной грамотности. Сам факт того, что вы заглянули на эту страничку, говорит о том, что вы уже задумывались о необходимости получить какие-то базовые знания по теоретическим основам музыки.
Возможно, ваше музыкальное или вокальное мастерство вышло на тот уровень, когда одной интуиции и движения на ощупь уже недостаточно. Возможно, вы хотели заняться теорией музыки раньше, но не нашли курс, где бы компактно было изложено самое необходимое. А может, вы уже пытались вникнуть в хитросплетения теории музыки, однако посчитали, что это слишком сложно для вас.
Наш курс решает все эти задачи. Вы получите только то, что реально можно применить на практике, хотите ли вы научиться самостоятельно разбирать по нотам пьесы для фортепиано или подбирать мелодии на гитаре, намерены петь в хоре или даже написать песню.
Перед вами курс музыкальной грамотности, позволяющий освоить базовые понятия. Так сказать, элементарная теория музыки «без воды». Вообще, теории музыки не стоит бояться, потому что она написана музыкантами для музыкантов. Это язык, на котором музыканты говорят друг с другом. Знание основ теории музыки открывает широчайшее поле для музыкальных экспериментов и позволяет воплотить творческие идеи и эскизы в настоящую мелодию, которая будет радовать слушателей. Поэтому стоит открыть для себя эти возможности!
Содержание:
Теория музыки и элементарная музыкальная грамотность помогут конвертировать эмоции в музыку и поделиться своим богатым внутренним миром с окружающими. И, как знать, быть может, именно вы и именно сегодня делаете свой первый шаг на пути к большой популярности. А через каких-нибудь 10 лет уже другие начинающие музыканты будут стремиться заполучить ноты вашей песни или аккорды вашей гитарной композиции, чтобы воссоздать и повторить созданное вами музыкальное произведение.
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.
Зачем нужен наш курс:
Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста.
Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!
Что такое теория музыки?
Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.
Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.
Кому нужна теория музыки?
Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.
Кому нужна теория музыки:
1 | Профессиональные певцы и музыканты. |
2 | Музыканты-любители. |
3 | Кавер-исполнители. |
4 | Участники музыкальных групп. |
5 | Любители петь. |
6 | Участники музыкальных и вокальных конкурсов. |
7 | Композиторы и сочинители музыки. |
8 | Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры. |
9 | Звукорежиссеры. |
10 | Все, кто желает гармонично развиваться. |
Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.
Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.
Как освоить теорию музыки?
В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.
Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.
Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.
Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.
Урок 1. Свойства звука
Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.
Урок 2. Нотная грамота
Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Урок 3. Гармония в музыке
Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.
Урок 6. Музыкальные инструменты
Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.
Как проходить курс?
Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.
Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.
Дополнительные материалы
Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:
Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:
И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.
Цитаты известных людей о музыке
И в заключение вводного урока мы хотим подарить вам немного вдохновения. Для этого мы подобрали цитаты великих людей о музыке. Надеемся, они вас вдохновят на то, чтобы ближе познакомиться с этим волшебным миром музыки!
Музыка воодушевляет весь мир и снабжает душу крыльями. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить.
Иоганн Гете
Иоганн Себастьян Бах
Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная.
Фредерик Шопен
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Любой, кто хочет быть настоящим музыкантом, должен иметь возможность настроить музыкальное меню.
Рихард Штраус
Любите и изучайте великое искусство музыки. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
В музыке, как в шахматах, ферзь (мелодия) обладает наибольшей силой, но решающее значение имеет король (гармония).
Роберт Шуман
Музыка – это стенография чувств.
Лев Толстой
Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.
Александр Пушкин
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Эренбург
Музыка – самое безмолвное искусство.
Пьер Реверди
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка.
Петр Чайковский
Мы желаем успеха всем, кто приступает к работе над этим курсом. И точно знаем, что для всех, кто пройдет его до конца, откроются новые возможности и новые грани собственного таланта!