Как научиться разбираться в искусстве и живописи с чего начать
Как научиться разбираться в искусстве и живописи с чего начать
Многие хотят научиться рисовать, но боятся начать. Как подступиться к краскам? Какую кисть и бумагу выбрать? С чего начинать? В руководстве «Живопись с нуля» есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.
Часть 1. Подготовительная
1. Найдите вдохновляющий объект для рисования
Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.
Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.
Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги
2. Познакомьтесь с кистями и красками
Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.
Иллюстрация из книги
Попробуйте наносить краску разными кистями — овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.
Иллюстрация из книги
3. Полезные приемы работы с палитрой
Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.
4. Научитесь получать нейтральные цвета
В любой картине присутствуют нейтральные цвета — «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.
Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.
Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов — желтого и фиолетового, красного и зеленого.
Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, — они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги
5. Основные, вторичные и третичные цвета
Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний — синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.
На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.
Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.
Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги
Часть 2. Рисовательная
6. Начните с абстракций
Абстракция — интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.
Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача — сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.
Иллюстрация из книги
7. Схема мазков
Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.
Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги
8. Как наносить тени
Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:
Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.
Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги
9. Как наносить блики
Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.
Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги
10. Пишите картины в воображении
Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.
Как начать разбираться в искусстве? 16 простых и понятных книг – советуют искусствоведы
Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» мы составляем «списки книг от профессионалов». Сегодня попросили известных минских искусствоведов поделиться книгами, которые научат понимать искусство. И современное тоже.
Олег Ойстрах
и Татьяна Ойстрах-Демидова
– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.
– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.
Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.
В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.
Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»
С книг Нины Дмитриевой стоит начать изучать искусство. Она рассказывает обо всех периодах и этапах его развития, проводит глубокий, но доступный для всех анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее, сопоставляет и сравнивает разные художественные направления.
Писать долго и много – просто, а рассказать суть эпохи в пяти фразах может не каждый. И Нина Дмитриева обладает этим редким, гениальным талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство, почему одни картины стали шедеврами, а другие оказались забыты.
Читайте книги Нины Дмитриевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Эрнст Гомбрих, «История искусства»
Эрнст Гомбрих рассказывает об искусстве сложнее, чем Дмитриева, потому что считает, что без терпения постичь его невозможно. Он концентрирует внимание на отдельных важных моментах творчества художника, детально разбирает особенности картин, эпохи и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он им стал. Читать эту книгу лучше тем, у кого уже есть базовые знания в области истории искусств.
Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»
Один из самых хитрых и коварных вопросов в искусстве – не «что?» или «как они делают?», а «почему?». Напоминает детский вопрос, не так ли? Но ведь именно детские вопросы самые сложные, потому что они требуют простых, но понятных и правильных ответов. И в этой книге они есть.
Несмотря на такую обложку и форму подачи информации, которая напоминает комиксы, эта книга предназначена не только для детей. Читать ее можно без наличия каких-либо знаний об искусстве. Но, поверьте, эта книга может заставить вас углубиться в предмет и получить ответы на многие вопросы.
Кстати, книги Сюзи Ходж можно почитать на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge. Стоимость – 25 копеек в день. Первые 3 дня – бесплатно.
Инна Соловьева, «С мамой о прекрасном», в двух томах
Уже исходя из названия книг становится понятным, что они предназначены для семейного домашнего чтения, когда взрослые и дети вместе могут погрузиться в мир искусства. Эти книги представляют собой небольшие литературные эссе о разных художниках. Да, написано довольно кратко, но в этом кроются важные детали жизни и творчества человека: как задумывалась композиция, как грунтовался холст, как приходил образ и чем, например, Тициан отличается от Боттичелли.
Плюс этих книг в том, что они удивительно интеллигентны, в них есть популярная и научная информация, где художественные образы понятны, доступны и очень интересны. А еще здесь хороший подбор иллюстраций.
Читайте книги Инны Соловьевой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии»
Александр Ли, «Безобразный Ренессанс»
В искусстве, как и в эстетике, есть две категории – возвышенное и земное. И то и другое нужно понимать. «Сокровища Италии» относятся к первой категории, дают возможность окунуться в пространство шедевра, понять, почему картина стала такой значимой, почему интерес к ней не угасает, что в ней спрятано.
«Безобразный Ренессанс» – это земное, обратная сторона высокого духовного мира, наполненная земными страстями: коварство, заговоры, интриги, убийства; и мир творцов и их меценатов предстает не столь благостным, а скорее жутким и трагическим. Книга расскажет, в каких условиях создавались шедевры этой великой эпохи, что за ними скрыто, как и вопреки чему творили гении. Эту сторону искусства тоже важно знать, ведь без нее не было бы тех художественных памятников, которыми мы сейчас восхищаемся.
Паола Волкова, «Мост через бездну»
Паола Волкова – популярный искусствовед и удивительная, талантливая женщина. Она написала десяток книг для этой серии, и все они – сборники ее же лекций, абсолютно доступных и понятных.
В своих книгах автор обращается к разным эпохам: от первобытного искусства до 20-го века. Но она не просто констатирует особенности каждой, а связывает их между собой, проводит параллели и объясняет, как связаны, например, наскальные рисунки пещеры Альтамира с авангардным искусством от Пабло Пикассо до поп-арта и почему так происходит.
Читайте книги Паолы Волковой в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Уилл Гомперц, «Непонятное искусство»
Возможно, вы удивитесь, увидев подпись «От Моне до Бэнкси», ведь первый сегодня считается классиком эпохи импрессионизма. Но импрессионизм – новое направление по сравнению с академическим искусством, протест против всего, что было «до», его не признавали на протяжении многих лет, и Моне был революционером, вождем этого направления.
Прочитав эту книгу, вы узнаете, что связывает Моне и Бэнкси, как проходили сложный путь становления разные художники, что они привносили своим творчеством в мировое искусство, почему отвергали классику и что все-таки брали из нее. Также вы сможете понять, почему это сложное искусство становится частью классики. Но, опять же, чтобы прийти к этой книге, нужно знать, что было до Моне.
Читайте «Непонятное искусство» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 2,5 рубля, если прочесть за 10 дней.
Герберт Рид, «Краткая ис тория современной живописи»
Легко изучить эпоху, в которой был всего один стиль искусства, имеющий свою схему и отличительные черты: то же барокко растянулось на полтора столетия. А в современном искусстве одной схемы нет, и мир сходит с ума от того, как всего много, а главное – малопонятно. Если посмотреть работы любого художника эпохи модернизма, можно увидеть многогранные поиски себя как мастера: у одного Пикассо было семь этапов развития творчества.
«Краткая история современной живописи» даст вам понимание внутренних эволюционных связей, протекающих в пространстве современного искусства, расскажет, чем отличается фовизм от кубизма, что соединяет кубизм с сюрреализмом и как со всем этим соприкасаются другие «измы».
Майкл Берд, «Звездная ночь Ван Гога»
Если у человека не будет духовной основы, не будет и личности, поэтому так важно с детства приобщаться к искусству. Майкл Берд написал отличную книгу для детей, рассказав о шедеврах поэтичным языком, создав сборник своеобразных художественных эссе. В ней важная информация подана интересно, красиво и доступно для понимания.
Сюзи Ходж, «Современное искусство в деталях»
«Искусство в деталях» – важная книга, потому что в шедеврах не бывает случайностей и мелочей. Прочитав ее, вы узнаете, что за внешним слоем есть более глубокий, начнете понимать суть деталей: что значит веер в руке, почему цветок на платье опущен бутоном вниз, что означает здание за портретируемой, почему на полотнах Ван Эйка сабо мужчины и женщины стоят рядом друг с другом, а у художника Яна Стена обувь часто разбросана по комнате.
Эту книгу нужно читать, когда уже есть базовое знание об искусстве и его направлениях: например, после прочтения Гомбриха и Дмитриевой.
Ну, вы помните: почитать Сюзи Ходж можно на английском в Мобильной библиотеке МТС. Вы легко найдете: Susie Hodge.
Мишель Пастуро, «Красный. История цвета»
Эта книга расскажет, что такое семантика цвета и света, как они соприкасаются, почему в религиозной одежде красный цвет означает одно, а в бытовых предметах – другое, чем отличается его звучание в работах Пабло Пикассо и, например, Андрея Рублева.
«Красный» – одна из книг целой серии замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, а алгебра искусства, и к ней нужно приходить подготовленным.
Читайте «Красный. История цвета» в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 1,5 рубля, если прочесть за 6 дней.
Жан-Поль Креспель, «Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху (1905–1930)»
Издательство «Молодая гвардия» уже много лет выпускает серию книг «Повседневная жизнь», благодаря которой можно попасть в самые разные эпохи и узнать много замечательного и полезного о жизни людей. Эта книга и подобные ей нужны тем, кому мало знать только биографию художников, кто хочет понять, как они жили, творили, любили, откуда вырастает творчество, как оно зарождается. Великая эпоха Монпарнаса – это 1903–1930 годы, когда в одном месте жили и создавали свои шедевры такие гении, как Модильяни, Гертруда Стайн, Пикассо, Шагал и другие.
Читайте Жана-Поля Креспеля в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»
Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.
Ксения Букша, «Малевич. Бог и другие фигуры»
Эта книга читается как роман, но при этом она наполнена искусствоведческими размышлениями о том, кто такой Малевич, как он работал, как и почему создавал свои картины. И, разумеется, она расскажет, почему «Черный квадрат» – это настоящее произведение искусства, а не «мазня», доступная каждому ребенку.
Читайте книги Ксении Букши в Мобильной библиотеке МТС. Стоимость – 25 копеек в день.
Йохан Идема, «Как ходить в музей»
Подробное и четкое руководство к действию, в котором до мелочей рассказывается, как получить максимум пользы и удовольствия от посещения музея. Вам точно нужно прочитать эту книгу, если вы, как и многие, в первую очередь всегда читаете табличку с названием картины и считаете, что музей можно хорошо осмотреть за один день. Поверьте, что этого мало для посещения любого художественного музея.
– Как правильно выбирать книги об искусстве?
– Выбор книги всегда зависит от потребностей и уровня знания человека. Перед покупкой задайте себе вопрос: «Что я хочу узнать?» – советует Олег Григорьевич.
– Если вы хотите начать разбираться в искусстве, начинайте с покорения его истории, а потом постепенно усложняйте книги и углубляйтесь в отдельные темы. Если вам хочется узнать о творчестве одного мастера, прочитайте его биографию, книгу о его творчестве, эпохе, в которую он жил. Если вы хотите узнать какие-то общие сведения о картинах, вам хватит и интернета, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Но всегда нужно помнить, что книги – это только база, и за ними всегда стоит посещение галерей и музеев. Общение с подлинным искусством в музеях и галереях «глаза в глаза» ничем заменить невозможно.
К пониманию искусства и отдельных его направлений можно прийти через просмотр картин, улавливание их сходств и отличий и, конечно, через наслаждение, которое вы получите от общения с ним. Не путайте информационное поле с глубоким пониманием мира искусства. Великие картины, между прочим, меняют жизнь!
«Инструкция по применению»: как разбираться в современных художниках и начать собирать коллекцию
Диляра Байчурина о том, как понять и принять то, что хотят сказать современные художники
Мы продолжаем публикации в рубрике «Инструкция по применению», в которой известные бизнесмены и общественные деятели делятся тем, как претворяют мечты в реальность. Соорганизатор творческого объединения «ОКНО» — Галереи современного искусства Казанской ратуши Диляра Байчурина не всегда мечтала быть «галеристом», но всегда испытывала потребность в эстетических эмоциях. Она считает, что каждому любопытствующему рано или поздно становится мало понятной академической школы и он начинает поиск «своего» художника среди «хаоса» и «пятен» современников. Как найти и собрать из этих картин целую коллекцию — в материале «Реального времени».
Предыстория
Моя «коллекция» начала формироваться лет 10 назад. В ней есть картины, которые подарили друзья и те, которые я покупаю сама. Делаю я это примерно каждые 2-3 месяца.
Идеи, как таковой, создать свою коллекцию не было никогда. Просто так случилось. Все мы выросли на работах классиков, нас учили любить своих художников — Серова, Васнецова, Айвазовского, Шишкина и других. У многих на стенах висели, бережно вырезанные из журналов репродукции великих русских художников (вспомните каждый свою «Незнакомку»), возможно переехавшие на дачи. Здорово, что это существовало, создавало общий фон для образованности в этой сфере. Понятно, что тогда очень мало было информации о том, что происходит в современном мире художников. Когда ты начинаешь идти дальше с желанием образовываться, обращаешься вглубь предмета.
Сначала ты смотришь на то, что тебе предлагают, потом начинаешь искать что-то интересное и новое. В альбомах, которые в больших количествах были в нашей семейной библиотеке, я рассматривала коллекции лучших музеев мира: «Прадо», «Уффици», «Лувра», «Орсе», «Дрезденской галереи», искала, в каком из них находится та или иная картина.
В результате я стала человеком, для которого посещение музея в любом городе мира – это обязательный пункт программы. Я могла по двое суток провести в «Уффици» или в амстердамском «Райх музее». Однажды перед «Рождением Венеры» Боттичелли я провела минут 40, не могла оторваться. Это было начало другого пути.
Ильгиз Гимранов «Человек на стуле»
Это нельзя включить в программу «10 шагов к улучшению себя», например. Это нормально сформированная потребность как желание гулять по лесу, чтобы восстановить силы. Или как желание съесть что-то новое, чтобы расширить гастрономические горизонты.
Мне говорят, что искусство осмыслило уже все сюжеты. И мне становится грустно, когда человек говорит, что уходит от художественной литературе к бизнес-книгам. Всегда есть язык, слова, новые краски. Ты можешь прочитать «Анну Каренину» в 16, потом в 28, потом в 40– это разные ощущения.
С чего начать
Когда ты достиг понимания классики, ты готов воспринимать современное искусство. Если вы ищите «подход» к нему, начните с импрессионистов. Всем нравится Дега, Моне, Ван Гог и т.д. Чтобы пойти дальше, смотрите Шагала, оцените ритмику цвета Кандинского, подумайте, какой период Пикассо вам больше нравится. Именно с импрессионистов берут начало различные стили и техники современного искусства. Они наделали много шума на парижских салонах рубежа 20 века, когда представляли почтенной публике свои первые работы. Они первыми ушли от классического изображения, в котором главное натуралистичность, реалистичность, свет. Они первыми стали писать о том впечатлении, которое получали «здесь и сейчас».
В дальнейшем развитие современного искусства в некоторых его направлениях – это вообще уход от композиции, потом от форм, а далее – к одному только цвету.
Современное искусство – это новая философия концептуализма и минимализма. Это не просто изображение – это смесь техник, материалов, где, может меньше предмета, но много художника.
Поэтому прежде чем формировать коллекцию, чтобы научиться принимать проявления разных художников, нужно научиться принимать разным себя.
Лариса Евграфова «Азия»
Чтобы понять, что происходит в российском современном искусстве сейчас, я бы посоветовала сходить в музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, где собран очень хороший срез современного искусства России, на который имеет смысл опереться коллекционеру. Коллекцию можно собирать из разных работ, созданных при помощи разных техник, направлений, можно намешать что угодно. Основная точка отсчета – собственное восприятие конкретной картины.
Недавно вышел очень хороший фильм «Манифесто» Джулиан Розефельдт, — некое путешествие по истории искусства XX века. В фильме встречаются Малевич и Джармуш, Кандинский и Годар, а их знаменитые манифесты произносят 13 героинь нашего времени в исполнении великой Кейт Бланшет. Фильм рассказывает о том, о чем говорит каждый вид искусства, какой смысл последователи вкладывают в него. Если это прочувствовать, потом не будешь говорить — «так может нарисовать мой ребенок, так я и сам могу».
Современное искусство – это не всегда «пятна» и «мазки». Среди картин современных художников могут быть вполне реалистичные городские пейзажи или портреты. Но их всегда отличает то, что в них есть контекст автора. Поэтому важно, когда художник не скрывает его. Конечно, если он называет картину «XX2» или «Картина 1», он интересничает. Но тогда ему будет сложно найти покупателя на свое полотно.
Для кого
Я знаю только нескольких людей, которые последовательно формируют коллекцию современного искусства. Есть любители, которые гоняются за тем или иным автором. Но, как правило, большинство совершают эмоционально спонтанные покупки. В случае с современным искусством это нормально. Ключевой критерий «качества» современного искусства один – «нравится-не нравится». Картина может отвечать искусствоведческим требованиям, но у «потребителя» искусства могут быть другие потребности.
Рамин Нафиков «Купальщица»
Есть три подхода к коллекционированию.
Третий мотив — покупать картины как предмет инвестиций. Тогда нужно обложиться массой литературы, рекомендациями искусствоведов, найти правильного человека, который эту коллекцию вам создаст. Без их помощи создать свою коллекцию современного искусства невозможно. Будут ошибки. Но таких специалистов могут позволить себе, конечно, немногие.
Но вкладываться в картины выгодно всегда! Да, вы всегда можете продать картину и на этом заработать, но для меня это странный подход. Это все-таки история не про вкладывание денег, а про вкладывание денег в себя. Выгода от роста внутреннего багажа. Если вы становитесь коллекционером, вы волей-не волей начинаете обращать внимание на все, что с этим связано: читать про искусство, встречаться с художниками, искусствоведами, выезжая за границу, посещать арт-ярмарки, биеннале и так далее. Вам это становится интересным и полезным. Это хорошая страсть и хорошее хобби.
Какие картины покупать. …
Можно рекомендовать купить картины художников, которых нет в живых и, значит, они больше ничего не напишут. Можно присматриваться к художникам, которые активно участвуют в выставках: это значит, что в их продвижение вложено много сил и картины будут расти в цене. Но на каждую такую «закономерность» есть и обратный пример. Я могу вспомнить имена художников, которые хорошо продавались раньше и на кого сейчас нет спроса совсем. Это, как правило, художники из числа «ангажированных», которые всегда приветствуют партию и правительство. Да, им было заказано много работ, но сейчас этих заказов нет. Сменились вкусы сильных мира сего, и они больше не готовы их финансировать.
Ирина Антонова «Сны разной ритмичности»
Правда, и среди ангажированных есть примеры интересных художников. Можно не любить Никаса Сафронова за то, что он делает, подчиняясь конъюнктуре. Но у него много работ, которые показывают его совсем другим художником. Рубенс, Веласкес или Леонардо да Винчи – они все были ангажированы, всем художникам был нужен тот, кто в него инвестирует. Не было бы Щукина, возможно не было бы Матисса. Если бы не было меценатства, не было бы прекрасных полотен.
… и сколько это стоит
Конечно, было бы здорово говорить, что в коллекции современного искусства нужно иметь и Ротко, и Поллока, и Баския, и Херста. Однако, это мягко скажем, недешевое удовольствие. Но, как раз, именно, с современным искусством можно напасть на хорошие полотна, которые могут стоить недорого. Если присмотреться к художникам, которые живут с тобой рядом. Например, Лариса Евграфова – недорогой художник, ее картину можно купить за 10-15 тысяч рублей, но по оценкам искусствоведов это один из самых перспективных художников, и в нее бы я советовала вкладываться. Ирина Антонова сильный художник, ее мистический реализм пока тоже можно купить недорого. Елена Ермолина — изысканная аристократия, Анна Федорова — романтическая ностальгия — интересные авторы, им есть что сказать, Виктор Тимофеев- наив и авангард, Ильгиз Гимранов — художник, работающий в разном творческом диапазоне, успешно реализующийся на международных аукционах, стоит обратить внимание именно на его концептуальное направление, его знаковый посыл.
Рамин Нафиков – мастер цвета, картины которого, в разных техниках, в том числе и коллажа, за последние 10 лет выросший в цене, причем в разы. Это отличный пример успешности художника, однако так бывает не всегда. Российские художники недооценены. Богатые люди любят купить картины иностранных художников за несколько десятков тысяч евро, но на мастеров-соотечественников у них может быть планка – не более 100 тысяч рублей. Хотя разница между первыми и вторыми может быть лишь в степени раскрученности.
Есть условно коммерческие художники. Мне не хочется называть ни их имена, ни их картины. Как правило то, что они делают – это подражание мастерам других времен. Да, они вырисовывают детали, делают это хорошо, но это вторичное произведение. Они ставят на картины ценник от 100 тысяч рублей, но расти в цене эти картины точно не будут. Это подражание, в нем нет ни новой техники, ни отражения художника.
Елена Ермолина «Гульназек, победитель Дивов»
Ценообразование может быть совершенно разным, и вы никогда не сможете понять, за какую цену была куплена та или иная картина, если только это не аукционная история.