Как называется человек который считает что ему все должны
Им все должны: почему знакомые от вас все время что-то требуют
Откуда у некоторых людей столько необоснованных претензий к окружающим, рассказывает наш постоянный эксперт, психолог и писатель Татьяна Сальвони.
Татьяна Огнева-Сальвони
Психология
Практикующий психолог, писатель, автор книги «Права и счастлива»
Таких людей знают все, потому что ими наша вселенная кишит. Они есть среди наших коллег, друзей, родных. Да что там, в некоторых из нас тайно тоже живет такой заносчивый сноб с претензиями. Но рассмотрим его поближе. Что это за фрукт?
Не успела ты с ним поздороваться, а уже задолжала. Не так посмотрела, не обратила на что-то внимание, не то сказала, не ту точку зрения имеешь, не дала это, не сделала то и вообще давно не звонила. Рядом с этим человеком клубится плотный эмоциональный шлейф — он полон обид, претензий, острот и возмущения, которыми не преминет поделиться — и лучше не спорить!
Он в курсе всех новостей, он знает все лучше всех, он априори прав, и у него, скорее всего, к тебе есть вопрос (дело, важное поручение). Они, конечно, разные, эти люди, и выраженность снобизма у них разная. Но узнать их можно по тому, что любое общение с ними имеет привкус чувства навязанной вины и долга.
— Нет, ну куда ты пропала! — говорит одна такая подружка другой, хотя сама тоже не звонила ни разу. Но почему-то подразумевается, что звонить должна была именно другая.
Даже общаясь в соцсетях с незнакомыми людьми, они умудряются навертеть туда смесь невыполненных ожиданий с попытками завиноватить случайного собеседника, чтобы в финале встать в позу оскорбленной в лучших чувствах и попранной добродетели.
Кто же этим людям задолжал на самом деле?
В психологии такое поведении называется нарциссическим. Чувство абсолютной правоты без способности видеть свои ошибки — это и есть главный симптом нарциссизма как клинического расстройства личности.
Происходит это в результате нарциссической травмы, нанесенной матерью (нет, мать тоже мало виновата, она сама травмированная). Будучи ребенком, человек видел, насколько маме самой чего-то не хватило в детстве. И он внутренне принимает решение «спасти» маму, дать ей все то, что она не получила. Это почва, на которой взращивается нарциссизм. Но дело в том, что сам, как ребенок, нарцисс ничего не получает, лишь отдает, а личный дефицит копится. То есть ощущение, что ему тоже должны были дать любви, значимости и внимания просто так, а не за выполнение функции «спасателя» — а это все должна была дать мама, — верное. Поэтому он чувствует себя «в своем праве».
Но требовать он начинает не с мамы, а в целом с общества. Потому что для маленького ребенка мать — весь мир. А для взрослого весь мир — это проекция мамы. Именно поэтому те взрослые, у кого выстроены здоровые отношения с мамой, имеют и вполне гармоничные, спокойные отношения с миром. Те же, кто маму все детство и всю юность «спасал» и продолжает «спасать», пытаются спасти и весь мир, и все время всем что-то доказать, ну а попутно стрясти с мира недополученные от мамы любовь, признание, значимость, чувство достоинства и так далее.
Что такое эгоцентризм: 7 признаков эгоцентричного человека
Термин «эгоцентризм» ввел швейцарский психолог Жан Пиаже. Слово можно перевести как «я» и «центр круга». Эгоцентрик ощущает себя центром мироздания и просто не способен осознать, что другие люди — тоже личности со своим сознанием, мыслями и желаниями.
Эгоцентризм — не то же самое, что здоровый эгоизм. Эгоист игнорирует чужое мнение, но понимает, что оно существует. Эгоцентрик же не способен оценивать ситуацию с позиции другого человека.
Многие ученые-психологи изучают это явление, причем сходятся в мысли, что есть ситуации, когда быть эгоцентриком нормально. Речь о детях. Каждый из нас рождается эгоцентриком. Дети в силу возраста и отсутствия опыта не понимают, что у каждого человека свой мир.
В центре мира ребенка — он сам, его желания и потребности. И только с годами, начиная общаться другими детьми и взрослыми, он начинает понимать, что тот мальчик на детской площадке тоже хочет поиграть с его машинкой, а папа не против угоститься одной конфетой из пачки, которую купила малышу мама. Детский эгоцентризм проходит, когда ребенок учится понимать чувства других людей. Но бывает, что идут годы, а человек этого так и не смог понять.
Признаки эгоцентрика
1. Не понимает чужих мотивов
Эгоцентрик способен анализировать и делать выводы из ситуации, но только в отношении самого себя. Мотивы других людей ему непонятны. Больше того, его раздражает, если друг или знакомый поступил в определенной ситуации не так, как он бы поступил на его месте.
Он не может связать события, понять логику других людей. Например, почему его знакомый вдруг перестал с ним общаться после того, как эгоцентрик разболтал секреты приятеля.
2. Ему сложно построить отношения
Главная проблема эгоцентрика в том, что он не воспринимает людей как равных. Больше всего достается от него партнеру или партнерше. Из-за того, что человек с этой психологической особенностью не осознает даже возможность того, что у его близкого человека возможны собственные желания, он пытается во всем его контролировать. Указывает, как жить, указывает, что делать. Жертвы эгоцентриков жалуются на то, что отношение партнера больше похожи не на отношения к равному человеку, а как к персональной вещи.
3. Недоволен собой и часто меняет мнение
Взгляды такого человека меняются быстро и кардинально. Вчера он убеждал жену, что нужно бросить работу, сегодня гневно объясняет ей, почему этого делать нельзя. Отсюда и недовольство собой, которое он может высказывать публично. При этом эгоцентрик не признает, что был не прав.
Все это следствие незавершенного процесса идентификации личности. Невозможно осознать и принять себя, когда ты один. Это возможно, только в сравнении с другими. Но для эгоцентрика других личностей нет, он не способен их увидеть.
Он— жертва обстоятельств, остальные сами во всем виноваты, фото: Khosrork / iStock / Getty Images Plus
4. Не имеет четких моральных ценностей
Эгоцентризм психологи называют нарушением идентификации личности. То есть человек не понимает, где заканчивается граница его желаний и начинается граница личности другого человека. А поскольку большинство моральных правил касается уважения и чувств других людей, то их принять эгоцентрик не может. Он, конечно, знает, что нужно старших уважать, малышей не обижать, но до конца не понимает, почему.
Важная черта эгоцентрика — отрицание значимости другого человека. Криминалисты утверждают, что среди преступников немало эгоцентриков.
5. Не признает свои ошибки
Каждый свой проступок он считает стечением обстоятельств. Эгоцентрик не понимает, что в чем-то был сам не прав, сделал неверный выбор. Но провалы других видит очень хорошо (не понимая мотивы человека). В итоге у эгоцентричного человека складывается ощущение, что он единственный, кто способен действовать рационально, просто ему не везет, остальные — неудачники по своей вине.
6. У него плохо с коммуникабельностью
В целом эгоцентрику тяжело продвигаться по карьерной лестнице. Тут две проблемы: он не очень нравится людям, в том числе клиентам, если речь о сфере продаж. Такой человек не утруждает себя разъяснениями, считая, что если информация, которую он излагает, ему самому понятна, то чего же непонятно другим. Поэтому эгоцентрик вряд ли добьется звания лучшего менеджера или учителя года.
7. Всегда скуп на похвалу
Эгоцентрик редко кого-то хвалит, даже собственного ребенка. Это не злость и не жестокость, такие люди просто недостаточно чуткие. Откуда же ему знать, что жена хотела бы услышать «спасибо, было вкусно» после ужина, а дочь мечтает хоть раз получить в ответ на пятерку в школе отцовское «молодец»? Эгоцентрик не осознает, что у людей вокруг тоже есть желания.
Психолог рассказал, почему многие россияне считают, что им все вокруг должны
Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова
По мнению эксперта, эта установка мешает саморазвитию
Наверно, у каждого из нас есть хотя бы один знакомый человек, убежденный в том, что ему должны буквально все вокруг. Государство, например, обязано решать его текущие проблемы; работодатель – платить достойную зарплату, при этом уровень квалификации и реальных трудозатрат может сильно отставать от запросов. Уже само наличие детей такие люди считают чуть ли не подвигом и ждут за это серьезных преференций – в Сети достаточно историй про так называемых «яжематерей». Подобные персонажи, как правило, обвиняют в своих неудачах кого угодно, но только не себя, и требуют, требуют, требуют…
Людей с похожим мировоззрением, что греха таить, немало. Почему оно формируется и чем может быть чревато? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, почему у части людей формируется картина мира, в которой окружающие им что-то должны, но при этом сами они не торопятся брать на себя какие-то серьезные обязательства?
— Чтобы ответить на вопрос, зайти придется издалека. Человек занимает в иерархии живых существ особую роль – это связано с тем, что благодаря особенностям своей эволюции он одновременно живет как бы в двух мирах. С одной стороны, это мир физический, в котором действуют законы природы, и бытие человека подчиняется древним инстинктам, направленным на удовлетворение его базовых биологических потребностей – в питании, безопасности, продолжении рода. С другой стороны, мы живем в «рукотворном» мире – то есть, в социуме, и здесь все подчинено законам социального бытия. Если законы биологические объективны и неотменимы, то законы социальные создаются самим человеком и могут изменяться по мере развития общества. Думаю, что именно в социально-исторических особенностях развития нашего социума, которые во многом задают шаблоны поведения людей, и стоит искать ответ на вопрос о формировании тех или иных поведенческих паттернов.
На протяжении веков Россия была государством с чрезвычайно выраженным патерналистским началом. То есть, всегда был некий верховный правитель, царь-батюшка, который считался отцом всех верноподданных. Затем в результате Октябрьской революции изменился общественный уклад – во главе государства оказался некий коллегиальный партийный орган, однако, по сути, это был все тот же коллективный «царь-батюшка». В начале 90-х годов прошлого века вновь произошла смена общественно-политической формации, однако стиль руководства страной, предполагаю, остался похожим.
— А какая связь между формой правления и социальным иждивенчеством?
— Форма правления с ярко выраженным патерналистским началом имеет одно простое следствие: любой правитель фактически заключает с обществом негласный договор – верноподданные не интересуются политикой, не настроены что-то менять в системе управления, а власть при этом гарантирует им некий набор благ, позволяющий вполне сносно существовать. Очень сильно это было выражено в Советском Союзе: существовало бесплатное здравоохранение, образование, каждый был обеспечен работой, гарантирующей хотя бы минимум благ, у каждого была крыша над головой. Однако от человека требовалось тотальное подчинение и абсолютная лояльность; да и жизнь его фактически имела значение лишь в качестве инструмента для выполнения неких грандиозных государственных замыслов.
Такое положение вещей сформировало определенный тип человека, имеющего установку на зависимость, на так называемый внешний локус контроля. То есть, все ценное в жизни человека приходит извне – в виде какой-то внешней довлеющей силы, которая дает все блага. Все время существования государства, особенно в советский период, люди впитывали декларации об отеческой заботе, в результате чего сформировался зависимый, иждивенческий тип человека, квинтэссенцией которого можно считать постулат «Мне должны!» Причем это иждивенчество распространяется не только на взаимоотношения человека с государством, но и на другие аспекты социальных отношений.
— То есть, получается, что ожидание неких неоправданных преференций от государства и требование уступить нижнюю полку в купе, хотя оплачена верхняя – явления одного порядка?
— Думаю, да. Также проявлением такого мировоззрения можно считать ситуацию, когда супруги в браке требуют какого-то исключительного внимания к своей персоне. В связи с особенностями распределения гендерных ролей в России это, например, может проявляться в таком феномене, когда женщины ищут себе в мужья обеспеченного надежного человека, который будет способен удовлетворить их запросы и решить все проблемы, в том числе и финансовые. Многие ищут работу с высокой зарплатой и солидным социальным пакетом, но при этом хотят трудиться как можно меньше. В дружбе люди, случается, ищут не единство взглядов и общность интересов, а некое покровительство для обустройства своей жизни. Это, надо отметить, очень сильно контрастирует с так называемой американской мечтой, согласно которой именно свой ум, свой труд должен привести человека к процветанию.
— Очень хорошо, что мы коснулись сферы трудовых отношений. Ситуацию вы описали верно: немало людей, которые уже при телефонном собеседовании, не узнав еще ничего о компании и о том, что им, собственно, придется делать, сразу же спрашивают, сколько будут платить. Однако здесь, мне кажется, мы наблюдаем некий парадокс. Частные компании, живущие по принципу «волка ноги кормят», должны, по логике, требовать от сотрудников инициативности, ответственности, желания расти и развиваться, в том числе и финансово, а не просто работать «от сих до сих». Казалось бы, этот рыночный запрос должен переломить ситуацию, мотивировать людей с установкой «мне должны все, а я никому» как-то изменить свое отношение к миру – но нет, их не становится меньше, и ситуация не меняется. Почему?
— В последнее время на российский бизнес пытаются натянуть очень много американских практик вроде тренингов по тимбилдингу, однако за редкими исключениями в итоге получается оглушительное ничто. И связано это, думаю, с отсутствием социального запроса, который, к сожалению, формирует не индивидуум, а те, кто находится на вершине, управляет социальными процессами. И все, что вы сказали относительно потребностей корпораций – это, к сожалению, пустые декларации, которые имеют очень мало отношения к реалиям российского бизнеса. Потому что самая серьезная его часть, где сосредоточено огромное количество производственных и финансовых ресурсов, либо принадлежит государству, либо так или иначе контролируется им. Соответственно, могу предположить, что прибыль здесь мало зависит от эффективности. Есть еще прослойка так называемых приближенных предпринимателей, осваивающих деньги по госконтрактам. Как они заключаются – все хорошо знают. Здесь, думаю, прибыть тоже зависит не от качества работы компании, а от совсем других качеств ее владельцев. Все остальное, что у нас есть – это, как мне представляется, зачатки экономической активности.
Государство в России, вероятно, не заинтересовано в бизнесе – свободном, независимом бизнесе, подлинной частной инициативе – поэтому его у нас исчезающе мало. Ну а раз так – то нет и культуры ведения бизнеса. С одной стороны, тот, кто решится его открыть, попадает в какое-то хаотичное нагромождение регламентирующих нормативно-правовых актов, которые до невозможности усложняют ведение дел. Эти люди напоминают каких-то искателей приключений, в хорошем смысле слова авантюристов, которые постоянно рискуют, пытаясь выжить в этой агрессивной среде.
С другой стороны, люди, которые намерены устроиться на работу, не верят бизнесу, потому что, повторюсь, у нас нет культуры его ведения. Отсутствуют, к примеру, какие-то семейные компании, которые развивают уже четыре-пять-шесть поколений. В России нет каких-то укорененных отечественных брендов, у нас многое, по сути, стремится к однодневному формату. Однако это происходит отнюдь не потому, что мы не умеем вести бизнес – думаю, это связано как раз с тем, что государство в бизнесе не особо заинтересовано.
— Но разве те многочисленные маленькие магазины и кафе, которые есть чуть ли не в каждом доме – это не бизнес?
— Обратите внимание, сколько их закрылось в период пандемии из-за введенных ограничений. Предполагаю, в том числе и потому, что декларируемая государственная поддержка в реальности сработала не очень хорошо. Иными словами, мне кажется, что этот пример лишь подтверждает тезис о том, что бизнес в России – вещь условная, эфемерная и опасная: сегодня ты вроде бы на коне, а завтра, после очередного рукотворного кризиса, не только без денег, но еще и в долгах. И хорошо, если на свободе.
До сих пор наше государство эксплуатирует недра; хотим мы того или нет, внушительная часть нашего бюджета формируется за счет продажи полезных ископаемых. Это позволяет государству функционировать, содержать армию, правоохранительный и карательный аппарат, выполнять свои социальные обязательства – хотя в последнее время, похоже, оно все чаще и чаще пытается их с себя сбросить. Предполагаю, власть заинтересована в сохранении такого положения вещей, потому что когда материальные блага распределяются преимущественно из единого центра – это мощный рычаг для того, чтобы держать зависимых людей в послушании.
А если появляется бизнес, свободный рынок, реальная экономика – то неизбежно набирают силу свободолюбивые люди, верящие только в свои силы и зависящие только от себя, а не от государства. Они, мне кажется, являются «взрывоопасным веществом, готовым в случае невысокой эффективности работы государства отстаивать свои права, выходить на митинги. Заинтересовано ли наше государство в появлении таких людей?
— То есть, поведение людей, устраивающихся на работу, обусловлено социальным шаблоном, помноженным на общее ощущение эфемерности своего положения?
— Думаю, чаще всего, когда человек приходит устраиваться на работу, он подсознательно чувствует, что все это временно, ненадежно, он воспринимает это как некую времянку. У нас крайне редки случаи, когда человек готов связать с какой-то компанией свою жизнь, рассматривает ее как свою семью, когда он готов расти и развиваться в рамках организации. По сути, он делает случайный выбор, отправляя резюме в 50-60 компаний. Благодаря каким-то случайным обстоятельствам, которые он даже не может до конца рационально просчитать, он оказывается в какой-то организации, работает там. Для него это лишь способ добыть необходимый минимум средств, чтобы сносно существовать. А если что-то не так – уходит, и все повторяется снова. То есть, люди кочуют по разным компаниям, словно вечные пилигримы.
С другой стороны, такое же отношение формируется и у работодателя: он, вооружившись тезисом об отсутствии незаменимых, пытается «отжать» этого временного человека до максимума, совершенно не заботясь о нем. В силу перечисленных выше причин ни один предприниматель не сможет с уверенностью сказать, что будет завтра с ним и с его бизнесом, поэтому он пытается взять все здесь и сейчас.
Получается своеобразная взаимная война; только виноваты в ней не работники и не работодатели – они в данном случае лишь статисты. Дело, мне кажется, в том, что в России делается все, чтобы бизнес не развивался – о причинах этого мы говорили выше. Именно поэтому у нас обречены все попытки внедрить зарубежные системы тимбилдинга: нет условий для формирования стабильной успешной команды.
— Может, просто адаптировать модель под русский менталитет – то есть, уйти от прыжков, хлопаний в ладоши и взмахов «целительными пиджаками»?
— Адаптировать можно, но в нынешних условиях это бесполезно. Нет фундамента, на основе которого можно развивать долгосрочные проекты.
— Как правило, о долге государства и общества говорят критики существующего положения вещей – то есть, по идее, активные и инициативные люди, которые должны надеяться только на себя. Нет ли здесь противоречия?
— Мы с вами говорили о том, что феномен социального иждивенчества обусловлен социально-историческими причинами. Конечно, инициативный и активный человек, который надеется только на себя и свои силы, как правило, гораздо лучше приспособлен к жизни, чем тот, который требует и ждет, что ему все дадут. Иными словами, иждивенческая модель социальной адаптации гораздо менее результативна, она формирует неуверенного в себе, невротизированного, зависимого и тревожного человека. Таким людям, как правило, по душе патерналистская форма управления – когда государство берет на себя функции отца, попечителя и распределителя благ. Им необходима «тихая гавань», чтобы кто-то решил за них вопросы их существования и освободил их от тревог.
— Не является ли нынешняя система государственной власти ответом на патерналистский запрос общества? И, может быть, для ее изменения нужно не устраивать митинги, а менять сознание людей? То есть, когда до каждого дойдет, что кузнец своего счастья – только он сам, система сама подстроится под граждан?
— Эти сдвиги обязательно произойдут: их диктует сама логика эволюции, которая двигается по пути усложнения и увеличения эффективности. А конкретные механизмы могут быть многообразны, и митинги – один из них. С усложнением системы повышается доступность и скорость распространения информации, которая очень часто становится мотиватором для тех или иных изменений. Также будет давить железная логика социального развития, и уже не внутригосударственная, а межгосударственная. Россия существует не в вакууме, и в международном сообществе наряду с кооперацией есть и конкуренция. И если мы не хотим отстать и пропасть – значит, нам придется становиться лучше, эффективнее. Все попытки остановить время обречены, и победитель в борьбе прошлого с будущим всегда очевиден.
— Как человеку прийти пониманию, что путь к успеху, процветанию и счастью – исключительно в его руках?
— Во-первых, нужно развивать в себе осознанность: когда человек фиксирует все, что происходит в его жизни и задумывается над этим. Когда он реагирует на внешние и внутренние обстоятельства не инстинктивно, автоматически, а подвергает все происходящее критическому анализу: почему я сегодня злюсь, почему чувствую себя несчастным, или, наоборот, почему мне хорошо. Наконец, как сделать, чтобы было лучше. Эта осознанность, собственно говоря, и является первым шагом к пониманию фундаментальных законов, которые правят нашей биологической и социальной жизнью.
Как только человек поймет, из чего состоит мир и к чему он движется, ему достаточно будет найти свое место и роль в этом большом и удивительном мире. То есть, ему необходимо обрести систему координат, которая правильно отображает окружающую его действительность. Ну а дальше нужно идти по пути саморазвития – учиться, проявлять любознательность, ставить цели и достигать их.
Мне все должны! или Я всем должна! Откуда возникают эти крайности и как их избежать
«Я всем должна» и «Мне все должны» – это две совершенно разные жизненные позиции. Объединяет их только одно – то, что закладываются они обычно в детском возрасте.
«Я всем должна»
В основе позиции «Я всем должна» лежит, как правило, чувство вины и вторичная выгода. Люди, живущие по этому принципу, всем помогают, всех спасают – настоящие «палочки-выручалочки» для родственников, друзей, коллег по работе. Иногда им не хочется ни спасать, ни помогать, но искаженное чувство долга и чувство вины заставляют их делать то, что им не хочется. При этом они практически всегда имеют во всех этих ситуациях, где им приходится действовать через силу и против своей воли, вторичную выгоды – им приятно, что они признанные «палочки-выручалочки», без них никто не может обойтись, только они могут помочь, спасти, что-то сделать. Потому что, если они не будут ничего делать, откажут кому-то, сославшись на свои дела, их тут же начнут одолевать мысли о том, что они плохие, отвратительные люди, которые только портят все, к чему прикасаются (вариантов, как себя задеть и унизить, у таких людей может быть огромное количество).
Понятно, что все это идет из детства, когда ребенок не соглашался что-то сделать, а родители, другие родственники, воспитатели, учителя, взывали к его чувству вины, стыдили его, говоря, что он плохой, потому что не хочет с кем-то делиться игрушками, целовать свою бабушку при встрече, здороваться с кем-то на улице. В этом чувстве вины человек застревает надолго и уже во взрослом возрасте своими поступками, которые часто идут вразрез со здравым смыслом и собственными желаниями, пытается всем вокруг доказать: «Нет, я хороший – я ведь еду на другой конец города в 5 утра встречать дальних родственников, которых в жизни никогда не видел, потому что меня попросила мама» или «я хорошая – я ведь пишу отчет, который должна была сделать моя коллега, но у нее не получается, поэтому я должна ей помочь, ну и пусть я потрачу все выходные на составление чужого отчета, зато сделаю то, о чем меня попросили».
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
Чувство вины, как и искаженное чувство долга – плохие советчики. Ведь в результате человеку, который всем должен, всегда садятся на шею и, мягко говоря, используют в собственных целях. Чтобы избавиться от этого ложного убеждения «я всем должна», можно пойти несколькими путями: записаться на прием к психологу и проработать свое чувство вины. Второй вариант – заполнить анкету радикального прощения, которую можно найти в интернете, и сделать попытку самостоятельно найти то ложное убеждение, которое лежит в основе конкретно вашего чувства вины. После того, как ложное убеждение будет опознано, постарайтесь понять и принять себя таким, какой вы есть – то есть, другими словами, полюбить себя со всеми своими недостатками и достоинствами. Понять, что вы не плохой человек, а совершенно нормальный. Метод радикального прощения учит договариваться со своим подсознанием и понимать, чего вы хотите на самом деле – помогать другим людям или нет.
И, конечно, для человека, который всем должен, очень важно учиться говорить простое лаконичное слово «нет», когда ему что-то не подходит, не нравится, когда он не хочет что-то делать за других или для других. Ведь свои интересы нужно ставить всегда выше интересов других людей. Это не эгоизм, это разумно.
«Мне все должны»
«Мне все должны» – позиция совершенно другая. Она свидетельствует о том, что человек уверен, что его все должны любить, принимать, помогать. Такая жизненная позиция свойственна людям, которые не принимают мир таким, какой он есть, у них всегда есть претензии к тому, как он устроен. По их мнению, окружающая действительность, в том числе и люди, должна быть честна и справедлива только по отношению к такому человеку. Потому что люди, уверенные в том, что им все должны, – исключительные и особенные. А раз дело обстоит так, значит, все должны помогать и решать их проблемы. Если не получается, чтобы люди выполняли все желания по первому намеку или требованию, такие люди умело прибегают к манипуляциям, шантажу – они почти профессионально умеют давить на жалость и взывать к чувству вины других людей.
По сравнению с первым вариантом «я всем должна», те, кому все должны, выглядит по жизни более успешными и довольными собой, но это только верхушка айсберга. Такие люди крайне обидчивы, когда им отказывают, когда близкие так и не научились читать их мысли, распознавать чувства. Их мучает чувство неудовлетворенности и, поскольку они уверены в том, что им все должны, они очень часто сами не знают, чего хотят. Потому что так же, как и в первом варианте, со своим подсознанием они договориться не умеют.
Еще одна характерная черта тех, кому все должны, это получение выгоды от всех и вся. Под этим желанием скрываются также желание чувствовать свою значимость – эти люди зависимы от чужого внимания и им постоянно нужно ощущать свою важность. Естественно, все эти попытки привлечь чужое внимание, почувствовать свою значимость ведут свое начало из детства, когда ребенку этого внимания уделялось слишком мало, например, родители были заняты своими делами, своей личной жизнью, много работали, подолгу отсутствовали. Чтобы получить причитающееся ребенку, конечно, нужно было потрудиться и привлечь к себе внимание; для этого использовались разные способы: шантаж, манипуляции, в том числе плохое поведение.
Во взрослой жизни люди, которым все должны, нередко сталкиваются с проблемами. И, в первую очередь, это разочарование: если тебе отказали, не поняли, что должны решать твои проблемы, не пошли навстречу твоим ожиданиям, тебя безусловно ждет разочарование, обиды, гнев, непонимание, как так вообще можно-то со мной поступать – таким прекрасным человеком. Следующий этап – обвинения тех, кто не помог.
К сожалению, такие люди не понимают, что мир устроен по-другому, и никто в нем никому и ничего не должен. Если бы они сами проявляли чуть больше понимания в сторону других людей, помогали им, проявляли сочувствие, а не только пытались получать выгоду, то разочарований было бы куда меньше.
Кстати, есть теория, что люди, которые считают, что им все должны, часто сами являются должниками, причем в прямом смысле слова – у них есть кредиты, они активно занимают деньги у других людей. И все это их сильно тяготит, но поскольку они во всем ищут выгоду и не готовы расставаться со своим, им сложно переломить ситуацию. В этом случае можно посоветовать только одно: действительно осознать, что никто никому ничего не должен, начать принудительно помогать другим людям и потихоньку отдавать свои долги. Но готовы ли к этому те, кому все должны?