Как объяснить что такое притча ребенку
Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы
по притче «Цветок»
Подготовила и провела:
воспитатель подготовительной группы Романцова С. В.
— Продолжать формировать знания детей о том, что всё живое на Земле – творение Божье;
— формировать доказательную речь о таких понятиях, как доброта, милосердие, всепрощение, забота о ближнем;
— продолжать учить работать в парах, обсуждая предложенную тему и делегировать одного из пары для ответа на вопрос по теме.
Ход занятия:
— Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте улыбнемся и поздороваемся с ними.
Ребята, а давайте посмотрим на схему игры «Природный и рукотворный мир». Как вы думаете, кто создал рукотворный мир? Правильно, человек. А как вы думаете, кто является творцом природного мира? Правильно, Бог. Все,что мы с вами видим: небо, солнце, луна, земля, трава, деревья, животные, птицы, да и мы с вами – все это создал Бог. Мир – это творение Божие. Мы все знаем, что идет великий пост. В это время люди дают оценку своим поступкам, мыслям, делам. А одной из христианских добродетелей является доброта. И вот о доброте пойдет у нас сегодня с вами речь.
— А что такое доброта и добрые поступки? Давайте ответим на эти вопросы через игру «Оцени поступок» (игра с обручами)/
А ещё наши ребята приготовили стихотворение Елены Влади «Раскрой ладонь»
Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!
Бог посылает дождь и на плохих и добрых…
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
Дети садятся на стульчики.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком жанре художественного произведения, как притча. Что такое притча? (поучительный рассказ). Притчи создавались для того, чтобы донести правду до народа. Притчами говорили восточные мудрецы, ученые. Говорилось в притче, в иносказательной форме, не называя прямо, о таких понятиях, как жадность, добро и зло. Ведь не каждому приятно услышать о себе, что он жаден, глуп, жесток.
Мы знакомы с вами уже с некоторыми притчами: «О гвоздях», «Старик и яблоня», «Светлячок», «Песок и камень», «Настоящие друзья». Каждая притча чему – то нас учила. Я предлагаю вам картинки с рисунками к притчам и перечнем нравственных качеств, которые в них упомянуты. Вам в паре надо обсудить, какое качество соответствует какой притче и соедеинить картинку и слово. Затем, кто – то один из пары отвечает, чему научила притча. Кто будет отвечать, решаете вместе (дети работают в парах).
А сегодня мы с вами послушаем притчу монаха Варнавы о цветке «Незабудка».
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…
А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже, зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Беседа по прочитанному.
— Ребята, а чему радовался цветок в притче? (Бог создал его на радость людям)
— Ребята, а зачем мальчику цветок?
— О чем пожалел цветок вначале? (лишили солнца, воды)
— А о чем подумал цветок, прежде чем он погиб? (о мальчике, который обжег бы руку, если бы Бог создал цветок чертополохом)
— Ребята, как вы думаете, какие духовные качества мы можем увидеть у цветка? (доброту, прощение и заботу даже о погубившем его человеке).
— Ребята, а когда можно прочувствовать боль и обиду другого человека (когда на себе испытаешь подобное).
«Мы о Дружбе говорим,
Друг на друга поглядим.
Дружно за руки возьмемся
И по кругу мы пройдемся.
Наклонимся тоже дружно,
Ведь здоровье всем нам нужно.
Через трудности шагнем,
Дружно к знаниям придем».
Маленькие детки рождаются, словно пустой сосуд (показывает пустую вазу). И задача родителей и воспитателей наполнить этот сосуд не только знаниями, но и добротой и хорошими поступками. Ребята, наполним нашу вазу семенами добра. Опуская по одному стеклянному шарику, называйте доброе слово или поступок. Посмотрите, какая стала наша ваза. Она была пустая, а теперь разноцветная и красивая. Как наша ваза наполнилась семенами добра, так и наша Земля наполняется от ваших добрых слов и поступков любовью, добротой и милосердием. Ребята, к нашему большому сожалению, цветочку из притчи мы не можем помочь, но сможем помочь мальчику. Как? Да, мы можем посадить семена добра, из которых вырастут наши добрые поступки. Наши поступки будут нести добро, любовь и милосердие к близким и окружающим нас людям. И мы можем поделиться семенами добра с тем мальчиком, чтобы он стал добрее, милосерднее.
Я приготовила землю. И предлагаю вам подойти к столу и каждому посеять свою частичку доброты, свой цветок. Семена дадут всходы, мы высадим их на клумбу участка, они будут радовать нас своими цветами (дети сажают семена бархатцев в заранее подготовленную землю)
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.
Инновационный подход к формированию нравственных качеств у детей посредством разных видов детской деятельности 2. слайд. Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне «Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая.
Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.
Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.
Проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника СЛАЙД №1 Воспитание духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения,.
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.
«Мы умеем дружить». Занятие по формированию нравственных и поведенческих качеств у детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия «Мы умеем дружить» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, чтение, коммуникация. Цель: Формирование у воспитанников.
Конспект внеурочного занятия «Мудрость в притчах»
Разработка внеклассного мероприятия
по духовно – нравственному воспитанию
Мудрость в притчах
Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса
Мудрость в притчах
Цель занятия. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через жанр притчи
Задачи: Формировать и расширять представления учащихся о литературных жанрах. Формировать вдумчивого читателя. Учить обосновывать собственную точку зрения на поставленную проблему. Через осмысление текстов учится выделять нравственную проблему и давать оценку собственным поступкам.
Формируемые в рамках мероприятия УУД:
Личностные: знать моральные нормы; уметь соотносить поступки и события; уметь выделять нравственный аспект поведения; формировать Я – концепцию, развивать этические чувства.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска (применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей, применение моделей.)
Регулятивные: формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.
Организационный этап
Основной этап
Постановка проблемы. «Мозговой штурм»
-Любите ли вы загадки?
— Отгадайте загадку «Как открыть сундук»
Однажды мудрец принес сундук и сказал своим ученикам:
— Вы должны открыть этот сундук.
Ученики столпились вокруг сундука. Один — попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой — принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий — попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнем учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав.
— Человеку нужны знания. Как вы думаете для чего? ( А ещё есть знания, которые помогают нам в жизненных ситуациях)
— Где мы можем взять такие знания? ( устное народное творчество)
Актуализация опорных знаний.
-Притчи – это источник мудрости. В притчах заложена вековая мудрость.
Тема занятия «Мудрость в притчах»
-Сегодня мы будем разгадывать загадки в притчах и учиться мудрость.
Самоопределение к деятельности.
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Знаешь, я чувствую, будто два волка борются у меня в сердце. Один из них злой, яростный и мстительный. А другой – полный любви и сочувствия.
— Дедушка, скажи мне, кто из них выиграет битву в твоём сердце?
— Ребята, что символизируют волки и предположите ответ старого индейца.
— Добро и зло. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену.
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
— Объясните выражение «которого ты кормишь».
Основная мысль притчи. Дополни пропуски.
Всё зависит от __________________.
Каким ______________ стать, таким и станешь.
Будешь делать зло – станет _________.
Самоанализ своих поступков
Приём «Посмотрите на себя со стороны»(индивидуальная работа)
Ребята каждый из вас получил листок с изображением двух волков, черного и белого. Подумайте, какие поступки вы совершили? Хорошие или плохие, помогли ли кому или наоборот обидели? Какого волка вы накормили? Поставьте мысленно или карандашом плюсики за хороший или плохой поступок. За хорошие поступки под белым волком, за плохие под черным.
-Какой же волк побеждает? Сделайте выводы.
Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Читатель примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.
Приём «Словарь настроений»
Определи чувства, которые испытывают герои в притче (парная работа), используя словарик настроений
Притча «Пощёчина другу»
Изнеможённые, в унынье,
Брели два друга по пустыне, (усталость)
В мечтаньях о морской заре,
Дабы забыть о зной-жаре.
Поспорили о чём-то вдруг…
Пощёчину, один из двух,
Себе позволил другу дать… ( Гнев)
Вмиг стало мрачным всё вокруг…
И на песке, враз написал
Пощёчину сегодня дал!» (Обида)
Им вечер подарил прохладу.
Всю ночь в молчанье провели. (Обида, гордость)
К утру душа нежданно рада!
О, нет! Был вовсе не мираж!
Перед глазами сине море.
Сравнили путники тот час! (радость)
Двоих друзей обняли волны.
Надежда в них не умерла.
Своей судьбой они довольны.
Фортуна их не обошла.
Но жизнь сюрпризами полна.
Кто был обижен, захлебнулся
Никак не мог на брег вернуться. ( Страх)
Но друг, что рядом был, помог
И вытащил его на берег. (ответственность, беспокойство )
Спасённый про себя изрёк –
«В Большую Дружбу нужно верить!»
«Мой друг меня от смерти спас!» (гордость)
В затылок слышит – «Странно мне;
Почто не на песке. сейчас?» (удивление)
«Коль друг обидит, мы должны
Писать об этом на песке,
Чтоб ветер, дыханием своим,
Делиться не давал ни с кем! (прощение)
На камне высекать не грех
Слова деяний, добрых тех…
Чтоб ветер сдунуть их не смог!» (благодарность)
-Определите основную мысль. (не помнить обиды, а помнить благодарность.)
Не исчезла притча и в литературе Нового времени.
Песня-притча Светланы Копыловой « Притча про кота». Прослушайте притчу и определите основную мысль.
В одном дворе уже который год жил одноглазый и безухий кот
К тому же у него был сломан хвост и лапа от бедра наперекос
Ходил как бы подпрыгивая, кот и кличка у него была «Урод»
Всем детям, что играли во дворе кота касаться строгий был запрет.
Со всех сторон тот кот гонимый был, но он казалось всех и вся любил
И кто его камнями отгонял, об ноги тех он терся и урчал.
А дворничиха, хоть была в летах, порой лила из шланга на кота,
И тот смиренно под струею мок, удрать, как будь-то было невдомек.
Особенно тот кот детей любил, стремглав бежал к ним, радостно вопил.
И на руки его кто, если брал, он блузку или пуговку сосал.
Однажды кот нарвался на собак. Увидела одна девчушка, как
Два страшных пса его терзали в раз под режущую слух команду «фас».
И страшно подбежав, девчушка та схватила полумертвого кота,
Он задыхался, он едва дышал, и морду след слезы пересекал.
Она бегом несла его домой, ведь он еще почти, что был живой,
А кот пытался в этот миг мурчать, и даже ее пуговку сосать.
Он умер у девчушки на руках, глаз золотой смотрел на облака,
И долго у подъезда своего она сидела, глядя на него.
И сострадание вмиг открыло ей, и сделало девчушку ту добрей,
Что за уродством даже у котов бывает беспредельная любовь.
Основная мысль: Отдавать любовь ближнему своему, быть милосердными.
Составление синквейна к слову милосердие
Милосердие.
Нежное, глубокое.
Подталкивает, учит, поддерживает.
Двигает людьми и заставляет помогать.
Сострадание.
Творческая работа. Синтез
Из опорных слов и заголовка составить притчу. ( в группах)
Притчи помогают понять, кто мы такие, зачем пришли, и что ждёт нас впереди.
Притча Осколки доброты
Приём «Дерево предсказания » (в группах)
Притча «Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.
-Мнение о старушке у вас менялось? Почему?
-Как выдумаете какое название у этой притчи
-Сколько таких людей как старушка, о которой я рассказал, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.
-А вы отвечаете тем же?
— Что это у тебя в руке?
— А почему оно такое маленькое?
— Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое.
-Дай ладошку. Я поделюсь.
— Ой, оно такое тёплое…
— Очень… Спасибо! А если я с кем-то поделюсь?
— У тебя добавится твоего.
— Сама не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
— Я знаю с кем поделиться этим чудом.
— Делись им. Ведь многим его не хватает.
Итог. Что же такое притча? (доска с опорными словами)
РОЛЬ ПРИТЧ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Восточная притча гласит:
Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей – учителя своим ученикам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»
Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.
С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.
Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.
Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Она близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.
Притчи обладают определёнными свойствами. Это:
2) они не требует доказательств,
3) подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации,
4) дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. В них осуждается не человек, а порок,
5) строятся притчи на сравнении,
6) предполагают мыслительную деятельность.
Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.
С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».
Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
В модулях ОРКСЭ причта играет особую роль. На самом деле, как показывает опыт преподавания ОРКСЭ, дать глубокие знания детям не всегда получается. Объем информации – огромный, а дети в своей массе – неподготовленные. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала».
Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Какие функции несёт притча?
Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. То же самое мы наблюдаем при изучении басен, когда говорим о свойствах ребенка, не давая ему самому ценностной оценки. В притчах говорится о ком-то постороннем, но учитель может задать детям вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не надо поднимать руку, а просто попробовать честно ответить самому себе на этот вопрос.
Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение.
Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОРКСЭ мы говорим о том, для чего же нужно делать добро, я начинаю с притчи о счастье.
Тут я делаю паузу и предлагаю детям продолжить историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей.
Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…
Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку…
В учебнике Е.И.Николаевой «Я в мире людей», про которому работает наша школа в каждую тему включены притчи разных религий. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, или в качестве документа для анализа, или для рефлексии в конце урока.
Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.
Методисты предлагают несколько вариантов работы с притчей.
Способы использования притч в учебном процессе:
Обсуждение основной идеи и смысла истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Иллюстрация рассказа (рисунки, картинки, фотографии, изображения);
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Выделить ключевые понятия;
Инсценировка по рассказу (истории) ;
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
Связь содержания притч с современной жизнью;
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
Подбор пословиц, поговорок.
Сравнение нескольких притч ( притчи разных культур) с одинаковыми ценностями
Определение ценностей, которые отражает притча.
Так как гуманизм и толерантность являются ключевыми принципами и фундаментальными ценностями, на которых базируется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики», притчи могут быть использованы для того, чтобы показать недопустимость насмешек над другими людьми, уважение их взглядов и традиций.
Например можно использовать следующую притчу:
Одно селение находилось в глубоком горном ущелье, далеко от дорог, городов и селений. Жители долгие годы не общались ни с кем посторонним. От предков-пастухов они получили традицию всегда ходить с посохом и веревкой, шить свою одежду из шкур овец. Они не представляли, что у кого-то их не может с собой быть
Однажды в селение случайно забрел путешественник, который прибыл из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись, потому что ни посоха, ни веревки у него с собой не было, да и одет он был непонятно во что. На него показывали руками и хватались за голову.
Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной! Лучше на себя посмотрите! От мала до велика все ходят с посохами, как древние старики, а одеты, как будто только что вышли из пещер». Удивились местные жители и сказали: «Мы всегда так жили и похожи друг на друга как две капли воды. Испокон веков это повелось и не тебе указывать, что нам иметь с собой. Если ты ненормальный, то не следует обвинять в этом других!
Вопросы для обсуждения:
-Как можно озаглавить эту историю?
-Кто прав, а кто виноват в этом споре?
-Почему между местными жителями и путником не было
-Как вы могли бы рассудить спорящих?
-Какова главная мысль этой истории?
-Есть ли в нашей современной жизни примеры, которые похожи на
ситуацию из этой притчи?
-Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?
-Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?
Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.
В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.
Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.
Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»
В этой притче просматриваются все её функции: ребенок читая её примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями, позволяет посмотреть на взаимоотношения отца и сына, видит способ разрешения конфликтных ситуаций.
1. Как ты понимаешь слова «душевная рана»?
2. Можно ли залечить душевную рану? Как?
3. Чему учит эта притча?
Найти ключевые понятия : терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д
Применяю также на уроках групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.
Например, рассказываю притчу:
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
Бог ответил: — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.
Дети работают в группах и отвечают на вопрос:
-Почему неважно, как зовут ангела?
-Что для вас является важным в отношениях с мамой?
Напишите 5 предложений о маме…
Таким образом, кратко резюмируя, следует сказать, что притчи в курсе ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов, а способствовать обсуждению, внимательности при чтении, пониманию символики и т.п.
Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.
Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:
1. Привлекают и удерживают внимание.
2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.
3. Сводят к минимуму непонимание.
4. Усиливают запоминание.
5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.
Закончу своё выступление я притчей, которая приведена в учебнике
«Я в мире людей» при знакомстве с религией Иудаизм.
Притча о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:
«Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал:
– Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.
Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование».
Эти слова называют «золотым правилом нравственности», которое содержится во всех религиозных культурах и светской этике.
Список литературы и источников:
Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ.//www.orkce.org
Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл.//pritcha-elisova.ucoz.ru
Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.