Как объяснить что такое восприятие ребенку

Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку Светлана Брекотнина
Консультация для родителей и воспитателей «Развиваем восприятие у детей дошкольного возраста»

Восприятие – это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. Значение этого процесса трудно переоценить. С восприятия начинается познание мира,предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольногопериода под влиянием разнообразной деятельности: лепки, рисования, конструирования, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том,что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, их особенностей и назначения.

Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Виды восприятия. Выделяют зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Но почему одни дети схватывают эту информацию на лету, а другие не могут усвоить даже после многократных повторений.

Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия.

АУДИАЛ – такой ребенок лучше воспринимает информацию на слух, ему важно, как говорят, а не что. Любят слушать, когда им читают, знают много стихов, любят сочинять разные истории, охотно слушают аудиозаписи.

ВИЗУАЛ – зрительное восприятие. Дети ориентируются на картинки, образы. Они, скорее будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать чтение взрослых. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать, лепить.

Около 85% информации человек получает с помощью зрения, поэтому тип визуал самый распространенный.

КИНЕСТЕТИКИ – все воспринимают через ощущения, чувства и движения, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры с бегом, прыжками. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.

У большинства людей встречается смешанный тип восприятия, но доминирующий остается на всю жизнь, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

На что же надо обратить внимание педагогу (взрослому, чтобы понять ведущий тип восприятия у ребенка? В этом поможет нам таблица.

АУДИАЛ ВИЗУАЛ КИНЕСТЕТИК

Речь Преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом Используют в повседневной речи слова, связанные со зрением (смотреть, видеть и т. п.) Чаще описывают свои чувства или движения.

Внимание Чаще отвлекается на различные звуки Трудно отвлечь от его занятия Отвлекает любая мелочь. Считаются большими непоседами и отвлекающимися от занятий.

Направление взгляда Взгляд направлен по средней линии Часто смотрит вверх Преимущественно смотрит вниз, под ноги.

Рекомендации Нельзя делать замечания, когда он повторяет за взрослым. Ребенку так легче усвоить материал.

Взрослому менять вариации голоса – интонацию, тембр. Излагать информацию ребенку следует постепенно, полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки, мнемотаблицы).

Взрослому использовать описательные слова, характеризующие форму, цвет, размеры предмета. Не следует заставлять долго сидеть неподвижно, т. к. внимание ребенка рассеивается. Необходимо чередовать умственные и физические нагрузки.

Взрослому использовать язык жестов и прикосновений.

Педагог, следуя рекомендациям данной таблицы, сможет сделать образовательный процесс более эффективным и интересным для ребенка, а это значит, повысить качество образования в ДОУ.

Взаимодействие с детьми на занятии начинается с организационного момента. Организационный момент – это установление контакта педагога с ребенком. Качественное прохождение этого этапа помогает лучше воспринимать ребенку материал.

Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания, с интересом выполняют задания.

Дети с задержкой психического развития не все задания выполняют с удовольствием. В процессе работы некоторым детям требуется организующая помощь (повторение задания, оказание помощи в виде наводящих вопросов или показа способа выполнения).

Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в выполнении заданий, организующую помощь не принимают.

При работе с такими детьми оптимален ситуативно-ориентированный стиль работы.Педагог каждый раз наблюдает за ребенком и выбирает способ контактирования: подбадривающий, успокаивающий, доверительный или какой-либо другой.

У ребенка с нарушениями речи есть слабые и сильные стороны. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи присутствуют определенные трудности в развитии познавательной сферы. Но при систематической и целенаправленной работе можно преодолеть эти трудности.

Далее приводятся игры для развития восприятия у дошкольников. В них можно играть по дороге в детски сад, по дороге куда угодно.

Восприятие цвета

1. «Назови, что ты видишь синего (красного, зеленого, черного и т. д.) цвета»

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира.

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Н-р, взрослый говорит «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т. д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали.

Содержание: Вы называете ребенку разные объекты окружающего мира и просите назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета, а медведь, а ромашка? и т. д. Обратите внимание, что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы, то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов.

«Собери букет из листьев»

Оборудование: осенние листья

Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев.Правило игры: все листья должны быть только одного цвета.

1. «Разноцветные картинки»

Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши

Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета.

Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т. д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги.

Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных.

Восприятие формы и размера

1. «Назови, что ты видишь большое /маленькое (круглое, квадратное)»

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка.

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите ребенку определить правильно они сказали, или – нет.

• Слон маленький, а черепаха большая

• Кошка больше мышки

• Мышка больше собаки

• Яблоко меньше клубники

• Яблоко меньше арбуза

• «Как ты думаешь, что больше (меньше)

Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т. д.)

Игры с природным материалом

1. «Сравнение объектов окружающего мира»

Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот.

«Нахождение формы в объектах окружающего мира»

Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь.

Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире.

1. «Назови, что у нас дома квадратное (круглое, овальное, треугольное)

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире.

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т. д.

«Большой и маленький»

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней).

• Рисование геометрических фигур

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: предложите ребенку нарисовать по инструкции.

• Большой квадрат и маленький квадрат

• Красный круг и синий круг

• Большой зеленый треугольник и маленький зеленый треугольник

• Маленький желтый квадрат и большой зеленый круг.

«Животные из геометрических фигур»

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных.

Восприятие пространства

Содержание: предложите ребенку по инструкции показать различные правые и левые части тела.Например: «Покажи правую щеку. Покажи левое колено и т. д.». Поскольку основным ориентиром для выделения сторонности является ведущая рука, целесообразно начинать игру с инструкций, включающих показ правой и левой руки.

Содержание: взрослый предлагает ребенку назвать ту часть тела, к которой он прикоснулся. Например, взрослый прикасается к левому уху ребенка,ребенок говорит: «это мое левое ухо» (усложнение: прикасаться перышком, завязать ребенку глаза).

Содержание: взрослый описывает позу или действие, которые необходимо выполнить ребенку. В инструкции обязательно должны содержаться указания на правые и левые части тела.Например: «Подними правую руку вверх, а левую ногу поставь на пятку» или «Сними тапок с правой ноги и возьми его в левую руку».

Восприятие времени

1. «Когда это бывает?»

«Вчера, сегодня, завтра»

Содержание: объясните ребенку значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.

Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

Содержание:предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение:

Ночью девочка идет в детский сад.

Утром девочка обедала.

Днем на уроке девочка получила хорошую отметку.

На уроке девочка проснулась, потянулась и снова улеглась в постель.

Ночью девочка выполняла домашнее задание.

Содержание:предложите ребенку закончить предложения:

• Сегодня четверг, значит, завтра будет…

• Завтра будет суббота, значит, сегодня…

• Сегодня понедельник, значит, вчера было…

• Сегодня 31 декабря, значит, завтра будет. и т. д.

Оборудование: карандаши, бумага.

Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

Оборудование: цветной картон, цветная бумага

Содержание: изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка –день: на ярко синем фоне в верхней части листа – ярко желтое солнце. На третьей карточке –вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке –ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

Описывая типичные ситуации,задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

«Цепочка, или Что за чем следует»

Оборудование:двусторонние цветные полоски с запечатанными на обратной стороне словами: голубая — утро, желтая — день, фиолетовая — вечер, синяя — ночь

Содержание: предложите ребенку выложить полоски в правильной по-следовательности, вспоминая порядок смены частей суток. Затем с помощью получившейся цепочки из полосок — частей суток — отрабатывается понимание, что за чем следует в сутках. Ребенок при этом одновременно усваивает понимание слов после, за, перед.

Образец: После утра наступает день. За днем следует вечер. После вечера наступает ночь. Перед утром бывает ночь.

Ход игры. Взрослый называет часть суток, например вечер, дети должны поднять синюю полоску, при слове утро — желтую и т. д.,и задает на каждое названное слово вопросы:

• Что делают люди (звери, птицы) в это время суток?

• Какое время суток наступает после ночи? Значит, за ночью следует.

• Какое время суток следует за днем? Значит, после дня следует.

• Какое время суток наступает перед днем, но после ночи?

• Какое время суток бывает раньше, перед ночью?

• Назови время суток, которое наступает после вечера, но перед утром.

• Какое время суток наступает раньше, какое — позже?Сравни: вечер и ночь, утро и день, ночь и утро, день и вечер, вечер и день, ночь и вечер, день и утро и т. п.

Дидактические игры для развития зрительного восприятия

1. Что забыл нарисовать художник?

2. Что неправильно нарисовал художник?

3. На какую геометрическую фигуру похожи предметы?

4. Дорисуй картинку.

5. Назови предметы в спрятанных рисунках.

6. Силуэты. Найди пару.

8. Найди такой же предмет.

7. Зашумленные картинки (наложенные).

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребенка. Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем быстрее и лучше он овладеет письмом и чтением.

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:

— обводка, штриховка, раскрашивание красками, карандашами, мелками;

— с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);

— вырезать силуэт с помощью ножниц.

Виды игр для развития слухового восприятия:

• прокричать ритм, — прошептать ритм, — прохлопать громко, — прохлопать тихо, — прохлопать быстро, — прохлопать медленно;

• Угадай звук предмета (комкаем бумаги, вырезаем ножницами, переливаем воду)

• Внимательные руки (поднимаем правую руку, если в слове есть звук С, поднимаешь левую руку, если в слове есть звук З);

• Какое слово лишнее?

Виды игр для развития тактильного восприятия:

• Ласковая спинка и др.

Развитие представляет собой комплексный процесс – одновременно происходит взаимосвязанное развитие и восприятия, и внимания, и памяти, и мышления, и воображения, и речи.

Применяя в работе игры на развитие восприятия также совершенствуется активная и пассивная речь детей:

• расширяется словарный запас;

• формируются навыки словообразования и словоизменения;

• согласование существительных с прилагательными, числительными;

развивается связная речь.

В своей работе я использую IQ карточки 4+, 5+ с веселыми заданиями для развития различных видов восприятия. Это восприятие цвета, формы, величины, направления и положения. Знакомясь со свойствами предметов, ребенок накапливает представления об окружающем мире, что очень важно для общего интеллектуального развития и дальнейшего обучения в школе.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.

Источник

Как объяснить что такое восприятие ребенку

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации.

Нужны занятия с логопедом?

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть фото Как объяснить что такое восприятие ребенку. Смотреть картинку Как объяснить что такое восприятие ребенку. Картинка про Как объяснить что такое восприятие ребенку. Фото Как объяснить что такое восприятие ребенку

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *