Как объяснить что такое вычитаемое и уменьшаемое
Общее представление о вычитании натуральных чисел
В рамках это материала мы разберемся с таким действием, как вычитание. Для начала мы попробуем дать общее представление о нем, пояснить сам смысл процесса вычитания. Потом введем и поясним необходимые обозначения и определения. В финальной части мы укажем, в решении каких задач нам может потребоваться вычитание.
Общий смысл процесса вычитания
Само по себе вычитание связано с разъединением некого множества на отдельные части. В этом смысле оно обратно сложению, которое, напротив, объединяет их (см. материал о сложении натуральных чисел).
Что конкретно это означает на практике?
Допустим, у нас есть некоторое количество шаров в вазе. Заберем из всей кучи один-два и положим в другое место. Тем самым мы совершили процесс вычитания, т.е. отняли от множества несколько предметов. То есть суть процесса вычитания состоит именно в исключении, отделении одних предметов от других.
Вернемся к сложению. Мы складываем одни числа с другими для того, чтобы получить сведения об их общем, суммарном количестве. А для чего мы вычитаем? Есть два подхода к пониманию сути этого процесса. От того, какой мы используем, будет зависеть смысл, придаваемый вычитаемому числу.
Для натуральных чисел результат вычитания говорит нам:
1) о том, сколько предметов останется, если убрать из их множества некое определенное количество;
2) о том, сколько нужно убрать предметов из заданного множества, чтобы получить требуемое количество.
Разберем сначала первый случай.
А во втором случае мы узнаем:
Ответ: 4
В этом смысле процесс вычитания натуральных чисел имеет смысл только тогда, когда вычитаемое число меньше, чем уменьшаемое. В самом деле, как можно убрать больше, чем у нас уже есть? В дальнейшем мы останемся в рамках этого ограничения, пока говорим о действиях с натуральными числами.
В результате вычитания у нас, разумеется, может получиться не только другое натуральное число, но и нуль, который говорит о полном отсутствии предметов. Это происходит тогда, когда уменьшаемое и вычитаемое равны. Получается, если мы уберем все предметы, которые у нас есть, то на столе не останется ни одного.
Основные понятия, связанные с вычитанием
Здесь мы укажем общепринятые обозначения и поясним их.
Выше мы уже использовали термины «уменьшаемое» и «вычитаемое». Легко понять, что они означают:
Уменьшаемое – это то, из чего вычитают, вычитаемое – то, которое вычитают.
Когда требуется определить, что получится в результате вычитания одного числа из другого, используются выражения: «вычислить разность», «найти разность», «вычесть одно число из другого», «отнять от одного числа другое».
Таким образом, весь процесс вычитания мы можем представить так: уменьшаемое минус вычитаемое равно разность.
Для решения каких задач нужно знать вычитание
С помощью вычитания можно решить широкий спектр задач. Перечислим их:
1. Найти количество предметов, которое получится после разбиения всего их множества на два других. Примером такой задачи может стать задача с шарами на столе, которую мы приводили в пункте о смысле процесса вычитания. Задачи с нахождением числа предметов, которое надо убрать из имеющегося множества, так же относятся в этому виду.
2. Решить задачи, в которых изменяются значения длины, объема, массы, времени и других измерений.
3. Узнать разницу между количеством предметов, которые входят в два разных множества, или разницу между двумя любыми величинами (скоростями, массами и др.)
Ответ: 10.
Возьмем пример с более сложными числами:
Вычитание натуральных чисел
Пройти тест по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» можно по ссылке. Проверьте свои знания!
Мы можем не только собирать в группы различные предметы, то есть, складывать их, но и забирать из существующей группы определенное их количество.
Разность (или остаток) – это такое число, которое получится, если от одного числа отнять другое, то есть, от всех единиц одного числа отнять все единицы, которые содержатся в другом числе.
Уменьшаемое – это то число, от которого мы отнимаем единицы другого числа.
Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем из другого числа. То есть, то число, на количество единиц которого мы уменьшаем другое число.
Вычитание – это арифметическое действие, которое выполняется для получения разности двух или нескольких чисел.
то есть, совершить действие вычитания – это найти такое число, которое получится, если от данного числа отнять определенное количество единиц другого числа.
Совершая вычитание натуральных чисел, вы должны помнить, что из одного натурального числа можно вычесть только равное ему или меньшее натуральное число. Действительно, мы никак не можем отобрать единиц предметов больше, чем их есть в наличии.
Связь вычитания и сложения
Действительно, когда мы ищем сумму, мы складываем все единицы, из которых состоят числа, вместе. То есть, получаем число, которое складывается из разных чисел.
Поэтому, вычитание и сложение – это взаимно обратные действия. Если нам известна сумма двух слагаемых, мы можем превратить ее в разность двух чисел, и наоборот, разность можно перевести в сумму.
Свойства разности натуральных чисел
Свойства разности натуральных чисел состоят из:
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Правила вычитания суммы из числа и числа из суммы
Как вычесть сумму из числа
Чтобы найти разность числа и суммы чисел нужно из данного числа вычесть последовательно каждое слагаемое суммы.
То есть, сначала мы находим разность между данным числом и первым слагаемым, потом от этой полученной разности отнимаем второе слагаемое, третье, и так далее до последнего слагаемого суммы.
Рассмотрим это на примере из урока сложение чисел.
325 +( 12 + 64 + 5 ) = 325 +81 = 406
Я запишу это в виде разности:
и покажу, что результат будет равен первому слагаемому:
Как видите, все верно.
Как вычесть число из суммы
Чтобы найти разность суммы чисел и некоторого числа, нужно отнять это число от какого-нибудь подходящего слагаемого этой суммы.
То есть, мы сначала находим разность одного из слагаемых и данного числа, а потом складываем получившийся результат последовательно с остальными слагаемыми.
Действительно, вы знаете, что, если уменьшить одно из слагаемых на какое-то число, то и сумма уменьшится на это же самое число. Следовательно, если нам нужно сумму чисел уменьшить на какое-то число, то для этого достаточно уменьшить на это число одно из слагаемых суммы.
Для рассмотрения я возьму тот же пример, только сумму расчленю на слагаемые, а слагаемое в скобках заменю суммой:
325 +81 = ( 191 + 65 + 150 )
Превращаю выражение в разность:
( 191 + 65 + 150 )-81 = 325
и покажу, что результат также будет равен первому слагаемому:
Как меняется разность при изменении вычитаемого или уменьшаемого
Изменение разности при изменении вычитаемого и уменьшаемого является следствием описанных в уроке изменений суммы чисел с изменением ее слагаемых.
Если уменьшаемое увеличить на некоторое количество единиц, то и разность увеличится на такое же количество единиц.
Если уменьшаемое уменьшить на некоторое количество единиц, то и разность уменьшится на такое же количество единиц.
Если вычитаемое увеличить на некоторое количество единиц, то разность уменьшится на такое же количество единиц.
Если вычитаемое уменьшить на некоторое количество единиц, то разность увеличится на такое же количество единиц.
Если сразу оба числа, и уменьшаемое, и вычитаемое, увеличить или уменьшить на одно и то же количество единиц, то разность не изменится.
Правила вычитания разности
Если нужно вычесть из числа разность других чисел, можно воспользоваться одним из двух способов:
1. Прибавить к данному числу вычитаемое, и из получившейся суммы вычесть уменьшаемое;
2. Вычесть из данного числа уменьшаемое, а потом результат этого действия сложить с вычитаемым.
Это свойство выводится из предыдущих, рассмотренных нами.
22 — 17 = 5
5+ 3 = 8
22 +3-( 17 +3- 3 )
25- 17 +0 = 8
Как видите, оба способа показали верный результат.
Вычитание однозначного числа
Вычитание в столбик многозначных чисел
Вычитание в столбик – это способ нахождения разности чисел при помощи их записи друг под другом таким образом, чтобы соответствующие разряды разных чисел находились на одной вертикали (один под другим), и последующего вычисления.
После нахождения разности чисел способом вычитания в столбик записываем ответ в строчном примере:
50063-4825 = 45238.
Как проверить действия сложение и вычитание?
Проверить сложение можно двумя способами: обратным сложением и вычитанием.
Обратное сложение означает, что мы меняем слагаемые местами, и складываем их еще раз. Если результат будет такой же, как и после первого сложения, значит, вычисление было верным.
Проверка сложения вычитанием – это способ, при котором нужно из суммы, которую получили после выполнения действия сложение, отнять одно из слагаемых. Если результат этого вычитания будет равен второму слагаемому (или сумме остальных слагаемых, если их больше двух), значит сложение было выполнено верно.
И этот способ проверки показал правильность нашего решения.
Проверить вычитание также возможно и сложением, и другим вычитанием.
Проверка вычитания сложением основана на взаимосвязи вычитания и сложения. Зная, что уменьшаемое – это сумма, а остаток и вычитаемое – это слагаемые, мы можем сложить между собой вычитаемое и остаток, и, если получим в результате уменьшаемое, значит, мы правильно сделали действие.
Вот так выглядит проверка вычитания сложением на примере вычисленной на этом уроке разницы 50063-4825 = 45238 :
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок № 35. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Вычитание – действие обратное сложению.
Уменьшаемое – число, из которого вычитают.
Вычитаемое – число, которое вычитают.
Разность – результат вычитания.
Слагаемое – число, которое складывают.
Сумма – результат сложения.
Обязательная литература и дополнительная литература:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте решим задачу. В гараже стояли 5 машин. 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?
Для решения задачи выберем действие вычитание. Так как машины уехали, их стало меньше.
Ответ: 3 машины в гараже.
Как называются числа при вычитании?
Первое число 8 – число, из которого вычитают. Это уменьшаемое.
Второе число 5 – число, которое вычитают. Это вычитаемое.
Третье число 3 – результат вычитания. Это разность.
Выражение 8 – 5 тоже называется разность.
Равенство 8 – 5 = 3 можно прочитать так. Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 5. Разность – 3. Или, разность восьми и пяти равна трем.
Назовем числа при вычитании.
6 – уменьшаемое, 2 – вычитаемое, 4 – разность. Выражение 6 – 2 тоже разность.
Соединим предложение с математической записью.
Уменьшаемое – 9, вычитаемое – 6. 8 – 3
Вычитаемое – 3, уменьшаемое – 8. 7 – 2
Разность чисел 7 и 2. 9 – 6
В коробке было 10 карандашей. Взяли 4 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке.
Для решения задачи выберем действие вычитание. Запишем разность чисел.
Ответ: 6 карандашей.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Числа при вычитании называются уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Уменьшаемое – число, из которого вычитают. Вычитаемое – число, которое вычитают. Разность – результат вычитания.
Выражение на вычитание можно читать по-разному. Например, 8 – 1 = 7
Уменьшаемое – 8, вычитаемое – 1, разность – 7. Или, разность чисел 8 и 1 равна 7.
Выполним несколько тренировочных заданий.
а) Вычитаемое – 3. Уменьшаемое – 5.
б) Разность чисел 7 и 2.
в) Сумма чисел 5 и 4.
Вычитание натуральных чисел. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Вычитание. Что такое уменьшаемое, вычитаемое и разность?
Понятие вычитания лучше всего рассмотреть на примере. Вы решили попить чай с конфетами. В вазе лежало 10 конфет. Вы съели 3 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе? Если мы от 10 вычтем 3 то, в вазе останется 7 конфет. Запишем задачу математически:
Подробно разберем запись:
10 – это число от которого мы отнимаем или которое уменьшаем, поэтому его называют уменьшаемым.
3 – это число, которое мы вычитаем. Поэтому его называют вычитаемым.
7 – это число результат вычитания или еще его называют разностью. Разность показывает на сколько первое число (10) больше второго числа (3) или насколько второе число (3) меньше первого числа (10).
Если вы сомневаетесь правильно ли нашли разность, нужно сделать проверку. К разности прибавить второе число: 7+3=10
При вычитании натуральных чисел уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого.
Делаем вывод из сказанного. Вычитание – это действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находится второе слагаемое.
В буквенном виде это выражение будет выглядеть так:
a — b = c
a – уменьшаемое,
b – вычитаемое,
c – разность.
Свойства вычитания суммы из числа.
13 — (3 + 4)=13 — 7=6
13 — 3 — 4 = 10 — 4=6
Пример можно решить двумя способами. Первый способ, найти сумму чисел (3+4), а потом вычесть от общего числа (13). Второй способ, от общего числа (13) вычесть первое слагаемое(3), а потом из полученной разности отнять второе слагаемое(4).
В буквенном виде свойство вычитания суммы из числа будет выглядеть так:
a — (b + c) = a — b — c
Свойство вычитания числа из суммы.
(7 + 3) — 2 = 10 — 2 = 8
7 + (3 — 2) = 7 + 1 = 8
(7 — 2) + 3 = 5 + 3 = 8
Чтобы вычесть из суммы число, можно это число вычесть из одного слагаемого, а потом к полученному результату разности прибавить второе слагаемое. При условии слагаемое будет больше вычитаемого числа.
В буквенном виде свойство вычитания числа из суммы будет выглядеть так:
(7 + 3) — 2 = 7 + (3 — 2)
(a + b) — c=a + (b — с), при условии b > c
(7 + 3) — 2=(7 — 2) + 3
(a + b) — c=(a — c) + b, при условии a > c
Свойство вычитания с нулем.
10 — 0 = 10
a — 0 = a
Если из числа вычесть нуль то, будет тоже самое число.
10 — 10 = 0
a — a = 0
Если из числа вычесть тоже самое число то, будет нуль.
Вопросы по теме:
В примере 35 — 22 = 13 назовите уменьшаемое, вычитаемое и разность.
Ответ: 35 – уменьшаемое, 22 – вычитаемое, 13 – разность.
Если числа одинаковые, чему равна их разность?
Ответ: нуль.
Сделайте проверку вычитания 24 — 16 = 8?
Ответ: 16 + 8 = 24
Таблица вычитания натуральных чисел от 1 до 10.
Примеры на задачи по теме «Вычитание натуральных чисел».
Пример №1:
Вставьте пропущенное число: а)20 — … = 20 б) 14 — … + 5 = 14
Ответ: а) 0 б) 5
Пример №2:
Можно ли выполнить вычитание: а) 0 — 3 б) 56 — 12 в) 3 — 0 г) 576 — 576 д) 8732 — 8734
Ответ: а) нет б) 56 — 12 = 44 в) 3 — 0 = 3 г) 576 — 576 = 0 д) нет
Пример №3:
Прочитайте выражение: 20 — 8
Ответ: “От двадцати отнять восемь” или “из двадцати вычесть восемь”. Правильно произносить слова
Урок математики по теме: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей»
Ход урока
I. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок –
II. Организация познавательной деятельности учащихся.
— Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (учитель демонстрирует детям стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, марганцовку, листы бумаги). Сейчас мы проделаем с вами небольшие опыты.
Опыт 1:
— Опустим один шарик в стакан с водой. – Что произошло с шариком? (Он утонул).
Опыт 2:
— Опустим другой шарик в стакан в водой. Что произошло с ним? (Он плавает, не тонет).
— Почему же один шарик тонет, а другой нет?
— Как вы думаете, деревянное яйцо утонет? (Ответы детей). – Проверим (опускается деревянное яйцо в стакан с водой. Оно плавает).
— Объяснение этому явлению более двух тысяч лет назад дал древнегреческий учёный, математик и химик Архимед. Существует придание, что идея открытия этого закона посетила Архимеда тогда, когда он принимал ванну. С возгласом “ЭВРИКА!”, то есть “ОТКРЫЛ”, он выскочил из ванны и побежал записывать пришедшую к нему научную истину.
— Проделаем ещё один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает, а теперь этот лист сомнём и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги? (Быстрей).
— Почему так происходит?
— Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон более трёх столетий назад. Он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидят на первой парте, но и те, кто сидит сзади.
— Проделаем последний опыт: насыпаем в воду немного марганцовки. Что происходит с водой? (Она окрашивается).
— Научное объяснение такого рода явлениям дал первый русский учёный мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов в XIX веке. Он сделал много открытий в разных отраслях наук: отчего бывают грозы, северное сияние, как образовался каменный уголь, нефть, смола и др. Ломоносов основал первую в России химическую лабораторию, научился прогнозировать погоду.
Все свои открытия великие учёные смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие учёные тоже когда-то были детьми.
Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытие. Хотите?
— Представьте себе, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде, чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем, провести разминку.
III. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
а) Фронтальная работа.
б) Задачи в стихах.
Дети используют карточки с цифрами. Два ученика записывают ответы задач на доске.
В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (6)
Проверка работы учеников, работающих у доски.
— Сверьте свои записи с записями на доске (на доске образец чистописания – цифры 2, 4, 6 ).
— Что общего у всех чисел? (Они чётные).
— Чем они отличаются? (Обозначают разное количество, записываются разными цифрами).
— Можно ли продолжить этот числовой ряд влево? (Да)
— Какую цифру запишем перед 2? (Цифру 0. Учитель записывает на доске).
— Найдите лишнее число. Докажите свою правоту. (Дети аргументируют свои ответы).
2. Минутка чистописания.
— Откройте свои рабочие тетради. Запишите дату.
— Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. (Образец написания цифр – на доске).
3. Работа с математическим набором.
— Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, примеров).
— А зачем нам числа? (Чтобы считать).
— Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)
— Сколько синих кругов? (4)
— Сколько всего кругов? (6)
— Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)
— Почему записали пример на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).
— Прочитайте пример разными способами.
По ходу чтения примера 2+4=6 разными способами, рядом с примером появляются таблички:
1 “прибавить” 2“увеличить” 2+4=6 3 “плюс” 4“сумма”
— Молодцы, все четыре способа назвали. Пример вам за это благодарен и сам доволен, посмотрите, как он улыбается. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо).
— Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?
(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).
— Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).
— Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6-4=2 или 6-2=4).
— Каким правилом воспользовались при составлении примера на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое).
— Прочитайте пример разными способами.
По ходу чтения примера, рядом с ним появляются таблички:
1 “отнять” 6-4=2 2 “уменьшить” 3 “минус”
— Молодцы, все способы назвали.
IV. Постановка проблемы.
— Ребята, вы прочитали разными способами пример на вычитание, но он почему-то не доволен, обижен. (Справа от табличек – грустное лицо). Как вы думаете, в чём причина?
Учащиеся устанавливают, что пример на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ.
— Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?.
Возникшая проблемная ситуация мотивирует постановку ЦЕЛИ урока: установить название компонентов при вычитании.
— Для чего это нужно? (Дети высказывают свои предположения.) Учитель обобщает их ответы: для чтения записей. Поэтому тему урока можно сформулировать так: “Название компонентов действия вычитания и использование этих терминов для чтения записей”.
V. “Открытие” детьми нового знания.
— Мне кажется, что примеру повезло, ведь он попал в лабораторию к исследователям, кто как не мы ему сможем помочь в беде.
— Начнём своё исследование.
— Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)
— Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).
— Что показывает второе число? (Сколько взяли).
— А третье число? (Сколько осталось).
— Какое число из трёх самое большое? (Первое).
— Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).
— Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).
Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”.
— То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).
— Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).
— Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).
— А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.
— На сколько 6 больше 4? (На 2).
— Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.
— Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).
В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.
— Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).
Возле примера появляется табличка : 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое.
— Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, пример на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена.
— А какой ещё пример на вычитание можно составить с этими числами? (ниже записывается второй пример на вычитание).
В результате этой работы на доске образовалась запись:
— Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
VI. Физкультминутка.
Игра “Запрещённое движение”.
Учитель показывает детям разные движения со словами “так, так, так…” (дети повторяют). Но если учитель произносит слово “итак”, то это – запрещённое движение (дети его не должны повторять).
VII. Первичное закрепление.
1. Работа с учебником.
— Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.
— Сколько было снегирей? (5).
— Сколько осталось? (3).
— Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).
— Как называется число 5? (Уменьшаемое).
— Как называется число 2? (Вычитаемое).
— Как называется число 3? (Разность).
— Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна3).
2. № 1. Записать разность и вычислить её.
— Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.
— Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).
— Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).
Учитель просит прочитать запись, пользуясь новыми терминами:
— Прочитайте пример новым способом.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Игра в слова.
Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”.
— Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:
После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.
— У меня получились такие примеры, а у вас?
— Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.
VIII. Итог урока.
— Какое открытие мы сделали на уроке?
— Как называются числа при вычитании?
— Вам понравилось делать открытия?
— Кто доволен своей работой, поднимите руку.
— Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.