Как объяснить что япония занимая в ведущей семерке
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВасилий Филюшин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Электроэнергетика мира. Задания: 1. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран втрое место по производству промышленной продукции, по.» — Транскрипт:
2 Задания: 1. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран втрое место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? 2. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов? 3. Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов?
3 Ответы: 1. Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его. 2. Эти страны с высокой численностью населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов. 3. Наиболее бедные страны.
4 Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? Доля, какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования?
5 США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.
6 Вспомните материал 9 класса. Какие виды электростанций вы знаете? В чем преимущества каждого вида электростанций? Каков энергетический баланс в России? Энергетический баланс в мире. Изобразите в виде круговой диаграммы. Доля электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС. Доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. Доля электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС. Доля электроэнергии, вырабатываемой на альтерна тивных электростанциях.
Как объяснить что япония занимая в ведущей семерке
Цели: сформировать представление об электроэнергетике мира: странах с высоким количеством электроэнергии на душу населения и низким, о странах с различной структурой энергетического баланса.
Оборудование: статистические материалы, карта «Топливно-энергетический комплекс мира», учебники, атласы.
Учитель может выборочно взять несколько контурных карт на проверку. Остальные учащиеся обмениваются картами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку.
Задания на понимание причинно-следственных связей:
1. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран втрое место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? ( Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.)
2. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов? ( Эти страны с высокой численностью
населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.)
3. Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? (Наиболее бедные страны).
Задания на знание фактического материала:
1. Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? ( США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.)
2. Доля, какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования?
Учитель проводит тестирование (см. приложение).
III. Изучение нового материала
Вспомните материал 9 класса. Какие виды электростанций вы знаете? В чем преимущества каждого вида электростанций? Каков энергетический баланс в России?
Энергетический баланс в мире
Задание: Проанализировать таблицу, выявить регионы с большой выработкой электроэнергии. (Можно построить столбчатую диаграмму на доске или в тетрадях.)
Структура выработки электроэнергии (%, 90 гг.)
Задание: Выделить регионы с преобладанием определенных видов электростанций. Результаты сравнения регионов вынести в таблицу. Объясните полученные результаты.
В мире в целом преобладают регионы с высокой долей ТЭС, особенно велика доля ТЭС в Зарубежной Европе. В Латинской Америке преобладают ГЭС, это связано с наличием здесь рек с высоким гидропотенциалом, а также нет необходимости строить ТЭС — на материке преобладают районы с жарким климатом. В Зарубежной Европе и Северной Америке в энергетическом балансе высокая доля АЭС. Это вызвано тем, что страны Европы не имеют рек с высоким гидропотенциалом, а топливо они вынуждены закупать.
Задание: Пользуясь данными таблицы «структура выработки электроэнергии», высчитайте долю стран «Севера» и «Юга» в производстве электроэнергии. Сделайте вывод. <Доля в производстве электроэнергии в странах «Севера» выше, чем в «Странах Юга».)
Структура выработки электроэнергии на разных электростанциях по странам мира.
Учащимся предлагается заслушать доклады об электростанциях мира и заполнить данную схему.
В некоторых странах большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС: в Швеции и Египте — 50-60%, в Швейцарии и Новой Зеландии — более 90%, в Норвегии — практически вся. Теоретически гидро потенциал планеты Земля оценивается в 33-49 трлн кВт.ч, а экономически возможен (при современном уровне техники) — в 15 трлн кВт.ч.
Задание: Выделить по карте атласа страны преобладанием ГЭС.
В мире по-прежнему преобладают ТЭС, работающие на минеральном сырье, главном образом, угле, нефти, газе. ТЭС, могут работать на угле (ЮАР, Китай, Индия, Польша, Австралия, ФРГ); на газу (Норвегия, Алжир, Россия); на мазуте (страны Северной Африки, Ближнего Востока). Но такие электростанции экологически опасны, поэтому доля электроэнергии выработанной на них постепенно уменьшается.
В последние 20 лет производство электроэнергии на АЭС выросло более, чем в 10 раз. До начала 90 гг. производство росло опережающими темпами по сравнению с другими типами электростанций. Особенно выделялись развитые страны. Это объяснялось более низкими потребностями АЭС в сырье, чем ТЭС. Однако темпы роста в конце 90 гг. резко замедлились, сказывалось падение цен на нефть и психологическое впечатление от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее, в 32 странах мира действуют АЭС. Больше всего доля АЭС в общем производстве электроэнергии во Франции, Японии, США, Германии, Великобритании, России. А по доле в выработке энергии на АЭС выделяются Литва, Бельгия, Франция. Крупнейший атомно-энергетический комплекс — «Фукусима» в Японии, насчитывает 10 энергоблоков. К числу главных производителей уранового концентрата относятся Канада, США, Австралия, Намибия, Россия.
Альтернативные источники энергии
Информацию об альтернативных электростанциях учитель предлагает учащимся взять из учебника или заслушать доклад одного из учащихся.
Геотермальные электростанции: страны центральной Америки, Филиппины, Исландия, Россия, Япония, США.
Приливные электростанции: Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия, Китай.
Солнечные электростанции есть в 30 странах мира.
Ветроэнергетические установки: Западная Европа (ФРГ, Дания, Великобритания, Нидерланды), США, Индия, Китай.
Во многих странах электростанции принадлежат государству (Франция, Италия), в некоторых странах — частному капиталу (США, Япония, Великобритания), существует так же ряд стран, в которыз электростанции находятся в смешанной собственности (Германия).
Электроэнергия передается по системе международных ЛЭП. В большинстве стран существуют единые энергосистемы, хотя в США, Канаде, Китае, Бразилии их нет.
Организации, связанные с электроэнергетикой
Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), создано в 1957 году для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет (2000 год) 130 государств. Местопребывание — Вена.
IV. Закрепление изученного материала
1. Определите лидера по выработке электроэнергии в Африке ( ЮАР.)
2. Выделите страну, лидирующую по выработке электроэнергии на душу населения: Мавритания, Ливия, Мали, Чад, Нигер.
3. Отметьте страну, структура электроэнергетики которой отличается от других стран. Южная Корея, Литва, Бельгия, Италия, Франция. ( Во всех странах, кроме Италии, большая часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.)
III. Домашнее задание
1. Читать текст учебника на с. 130-131.
2. Отметить в контурных картах страны с высокой и низкой долей вырабатываемой электроэнергии на душу населения.
Зачёт по географии на тему «Мировое хозяйство» (10 класс)
География 10 класс
Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.
Урок. Зачет по теме «Мировое хозяйство»
Цели: закрепить знания по теме «Мировое хозяйство»; проверить уровень знаний и умений по теме.
Оборудование: заранее готовится игровое поле (если оно не чертится на доске), денежные купюры.
Тип урока: урок-обобщение в форме игры «Интеллектуальное казино».
Правила игры. Класс делится на группы по 4-5 человек. Выбираются помощники крупье. Помощников должно быть столько, сколько команд. Изготавливаются денежные купюры. Можно на этапе подготовки провести конкурс на дизайн купюр.
Крупье (или учитель) объясняют правила игры.
Всего может быть несколько типов вопросов (записываются на доске): топливная промышленность, электроэнергетика, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и легкая промышленность, сельское хозяйство. Каждой команде выдается по 10 купюр. Команды в порядке очереди, начиная с первой, выбирают тип вопроса, капитаны делают ставки из тех денег, которые у них есть. На доске чертится табло.
Крупье записывает ставки в соответствующие клетки, собирает деньги. Вопросы зачитываются от простых к более сложным иначе игроки могут потерять деньги в начале игры и выйти из нее. Сложность вопроса может зависеть и от того, сколько купюр ставят участники.
Учитель читает вопросы, команды отвечают на них письменно. Затем ответ озвучивается, а помощники проверяют ответы. Если ответ верный, то команда возвращает вложенные деньги в двойном размере. Если ответ неверный, то команда теряет купюры, и из таблиц их очки стираются. Выигрывает та команда, которая наберет больше денег и у которой итоговый счет будет больше.
Работу можно построить по-другому: к игровому полю выходит представитель команды, он выбирает тему и делает ставку от команды. Если он отвечает на вопрос, то приносит команде сумму вдвое большую чем ставка, если проигрывает, то деньги забираются.
По итогам игры выигравшая команда получает оценку «отлично». Остальные команды оцениваются на усмотрение учителя. Можно выставлять и индивидуальные оценки, так как в процессе игры внутри команды можно выявить как лидеров, так и пассивных игроков.
1. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? (Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.)
2. Почему Индия и Китай, входящие в десятку крупнейших стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов? (Эти страны с высокой численностью населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.)
3. Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? (Наиболее бедные страны.)
4. Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? (США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.)
5. Доля какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования? (Нефть.)
6. Почему доля ГЭС в производстве электроэнергии наиболее высока в Норвегии, Заире, Бразилии, Швеции, Канаде, Новой Зеландии?
7. Какие изменения произошли в электроэнергетике мира в эпоху НТР?
8. Где на земном шаре наилучшие условия для развития альтернативной электроэнергетики?
1. Назовите организации связанные с электроэнергетикой.
2. В странах какого типа потребление и производство электроэнергии наибольшее? Почему?
3. В каких странах отсутствует единая энергосистема?
4. Проанализируйте энергетический баланс мира. Какие, по вашему мнению, изменения могут с ним произойти в 21 веке?
5. Установите соответствие: ГЭС, ТЭС, АЭС.
а) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал, Шри-Ланка;
б) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай;
в) Франция, Япония, Швеция, Бельгия, Южная Корея.
6. Узнайте название страны по описанию.
а) Страна занимает 10 место по производству электроэнергии, доля ГЭС — 93%. (Бразилия.)
б) Занимает 7 место по производству электроэнергии, доля АЭС — 77%. (Франция.)
в) Занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС — 72%. (Россия.)
1. Найдите закономерности в размещении стадий производства черных металлов.
2. Чем объяснить тот факт, что от создания крупных комбинатов полного цикла в настоящее время все больше переходят к созданию заводов малой мощности? (Они позволяют выпускать различные марки стали, легче приспосабливаться к потребностям производства.)
3. Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплавке черных металлов? (Они принимают «грязные» производства, вытесняемые из развитых стран с жестоким природоохранным законодательством.)
1. Какую закономерность можно заметить в размещении заводов по получению черновых металлов и рудно-обогатительных комбинатов? (Этапы добычи и обогащения руд больше представлены в развивающихся странах, это связано с тектоническими особенностями данных территорий, именно в развивающихся странах сосредоточены запасы руд цветных металлов. Например, доля алюминиевых руд, находящихся на территории развивающихся стран, составляет 1/2, а доля олова, а верхние этажи металлургического производства (получение чистого металла) находятся в развитых странах, так как это более экологически чистое производство, но и более энергоемкое.)
2. Какие из развивающихся стран имеют на своей территории верхние этажи производства цветной металлургии? (В последние десятилетия энергоемкие производства цветной металлургии могут позволить себе и не очень развитые страны, такие как Китай, Бразилия, Чили.)
3. В какой отрасли цветной металлургии изменение размещения предприятий не произошло? (В медной, в этой отрасли по-прежнему главным фактором является сырьевой.)
4. Почему Китай, Бразилия, Чили, Индия, Венесуэла размещают и развивают предприятия цветной металлургии на территории своих стран? (Это связано с несколькими причинами: во-первых, это наличие сырьевой базы в данных странах, во-вторых, наличие достаточно развитой энергетики, в-третьих, в эти страны выносятся грязные производства из развитых стран.)
5. Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв меду районами добычи и получения чистого металла? (Для алюминиевой.)
6. Почему доля развивающихся стран в получении цветных металлов растет усиленными темпами, по сравнению с развитыми странами? (Они принимают грязные производства из развитых стран.)
7. Какая страна является бесспорным лидером в цветной металлургии по всем показателям? (США.)
1. США уступили мировое первенство по производству стали, чугуна, металлорежущих станков, тракторов, автомобилей, многих видов бытовой электроники. Можно ли это считать признаком ослабления позиций США?
2. Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации? Что называется автомобильными войнами?
3. С чем, по-вашему, связаны резкие территориальные различия в уровне развития машиностроения?
4. В 70 гг. в Европе появилась тенденция размещать автомобильные заводы в центре страны. Чем вызвана такая тенденция?
6. За счет чего крупнейшие в мире автомобилестроители «детройтская тройка» — Дженерал Моторе, Форд, Крайслер, а так же японские, итальянские и германские автогиганты — обеспечивают международный рынок своей продукцией?
7. Нашествие концернов Страны Восходящего Солнца в Европу некоторые называют «колонизацией» и слышать ничего не желают о свободном доступе в страны Общего рынка товаров с клеймом «Сделано в Японии». Не преувеличены их опасения? По каким основным направлениям идет внедрение Японии на европейский рынок?
Химическая и легкая промышленности
1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?
2. В чем заключается влияние НТР на легкую промышленность?
3. В чем причина активного развития легкой промышленности в развивающихся странах?
4. Почему легкая промышленность развивающихся стран в большей степени представлена в странах Азии, а не Африки?
5. Какие факторы повлияли на развитие легкой промышленности в Индии, Турции, Парагвае?
6. Почему легкую промышленность называют традиционной отраслью?
7. Как вы думаете, почему применение химических веществ вызывает часто негативную реакцию общественности? Какие доводы можно привести для успокоения негативной реакции?
8. Какие изменения должны произойти, чтобы изменилась отраслевая структура легкой промышленности?
Сельское хозяйство мира
1. Определите основные направления «зеленой революции». (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)
2. Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций на землях иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т. д.)
3. В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции, так как начали использовать высокоурожайные сорта зерновых культур, а некоторые скороспелые сорта дают несколько урожаев в год.)
4. Почему именно на зерновых культурах применяются основные достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продовольственными культурами мира.)
5. В каких странах и регионах мира «зеленая революция» оказывает наиболее сильное влияние на сельское хозяйство? <В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.)
6. Почему в странах Западной Европы молочное животноводство играет большую роль, чем в США? Какова при этом роль природных предпосылок в специализации растениеводства?
7. Почему среди отраслей растениеводства в развитых странах низка доля технических культур?
8. Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии — овцеводство. Чем вы объясните этот факт?
9. Как изменится специализация сельского хозяйства острова Мадагаскар, если его переместить на 40° севернее и на 70° западнее?
10. Представьте, что вам поручили руководство созданием посреднической фирмы по закупке чая для России. Создайте проект требований к сотрудникам: знание языка, адаптированность к природным условиям страны и т. д.
11. Почему в перечне основных компонентов «зеленой революции» не значится механизация?
12. Испанцы завезли картофель в Европу из тропиков Южной Америки, но эта культура получила широкое распространение в умеренном поясе Евразии. Как вы объясните этот факт?
14. Странами — лидерами по выращиванию этой сельскохозяйственной культуры являются Китай, Индия, Бангладеш и Вьетнам. Определите, что это за культура. Какие природные и социальные особенности характерны для районов ее произрастания?
15. Что такое агробизнес? В каких странах он приобрел наибольший размах?
16. Приведите примеры стран Латинской Америки и Африки, специализирующихся на экспорте каких-либо одних культур?
1. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны? (Да. В развитых странах более густая транспортная сеть, более сложная структура транспорта, представленная всеми видами транспорта и т. д.)
2. Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки товаров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пути вы бы предложили и почему? (Морским путем вокруг Евразии, железнодорожным путем через Россию, авиационным, если характеристики товара позволяют это сделать, так как стоимость товара вырастет.)
4. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (Территория стран маленькая, расстояния на которые надо перевезти продукцию небольшие, в таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.)
5. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта — морскому? (Межконтинентальные связи можно поддерживать или воздушным, или морским видом транспорта, но авиационный транспорт дорогой, а морской — самый дешевый. Поэтому предпочтение в перевозке грузов отдается морскому виду транспорта. Кроме того, он самый грузоподъемный.)
6. Как можно объяснить, что 2/3 крупных портов находится на атлантическом побережье? (Здесь находятся самые развитые страны, они активно участвуют в международном разделении труда, здесь происходит обмен товарами услугами и т.д. между Европой, Северной Америкой, Африкой, Южной Америкой, частично Азией, через Средиземное море.)
7. К каким видам транспорта вы отнесете суда на воздушной подушке, на магнитной подвеске, суда на подводных крыльях, поезда на магнитной подвеске?
8. Чем можно объяснить, что Панама и Либерия имеют самые большие флоты мира и стоят впереди Японии, Греции, США, Норвегии по этому показателю? (Многие страны (в том числе Япония, США, ФРГ, Великобритания) переводят большую часть крупных судов под «удобные» флаги развивающихся стран. Таким образом они снижают издержки, используя дешевую рабочую силу и экономят на налогах.)
9. Реки оказывают большое влияние на расселение людей и размещение хозяйства. Как правило, наиболее высоким уровнем экономического развития отличаются районы, расположенные в низовьях крупных рек. А есть ли крупные реки, где наиболее развитые районы находятся в верхнем течении? Почему? Перечислите эти реки. (Миссисипи, Рейн, Дунай, По, Луара.)
10. Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта? (Удобным географическим положением, пересечением речных, железнодорожных, автомобильных морских путей. Кроме того, он находится в эстуарии Рейна — важной судоходной реки, соединяющей несколько стран.)
11. Как можно объяснить сокращение объемов грузов перевозимых железными дорогами?
12. Можно ли разделить специализированные и универсальные порты на порты развитых и развивающиеся стран? Почему?
13. Почему железнодорожный вид транспорта успешно конкурирует с авиацией в перевозке пассажиров?
14. Какие страны используют Дунайский водный путь?
15. Какие страны мира имеют самые длинные трубопроводы? Чем можно это объяснить?
16. Перечислите страны с большой протяженностью железных дорог. Чем можно объяснить большую протяженность железнодорожных путей в этих странах?
17. Приведите примеры стран с меридиональным, широтным, радиальным направлением железных дорог.
18. Назовите три страны по территории, которых проходят крупнейшие морские каналы.
19. Раскройте основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их?
20. Как влияет низкая транспортная обеспеченность на хозяйство стран, удаленных от моря и не имеющих судоходных рек? (Это затрудняет выход на мировой рынок и задерживает развитие товарных отраслей.)
22. Почему в Японии не получил развития трубопроводный вид транспорта? (Япония сейсмоопасная страна; повреждение трубопроводов во время землетрясений угрожает экологической катастрофой, также большая часть нефтеперабатывающих заводов в Японии размещается на побережье, они принимают нефть непосредственно с судов.)
Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда
1. Что такое мировое хозяйство?
2. Как называется район или город с выгодным географическим положением, для которого устанавливаются льготный налоговый и таможенный режим? (Свободная экономическая зона.)
3. Что такое внешнеторговый баланс? (Разница в стоимости экспорта и импорта.)
4. Какую опасность таит постоянное превышение стоимости импорта над стоимостью экспорта? (С каждым годом будет расти задолженность государства, будут увеличиваться суммы кредитов и т. д.)
5. Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней? (Торговля.)
6. Развивающиеся страны наращивают физический объем экспорта, но их торговый баланс в большинстве случаев остается отрицательным. Объясните причину такого явления.
7. Какие группы развивающихся стран ввозят сырье, а вывозят готовую продукцию? (Новые индустриальные.)
8. Благодаря какому виду международных связей в новых индустриальных странах была создана такая мощная промышленность? (Производственному сотрудничеству.)