Как объяснить детям что такое коррупция
Беседа с учащимися начальных классов «Что такое коррупция?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская основная школа»
с учащимися 1 и 2 классов
Подготовила: Демакова Елена Петровна
учитель начальных классов
создание условий для формирования у детей антикоррупционного
-дать понятие коррупции
-уточнить знания детей о честности, порядочности
— учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои
-воспитывать честность, правдивость
закон, законодательство, коррупция, взятка, мошенничество, наказание, противозаконно, взятка, законопослушный, здравствование (житье, жизнь)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ : познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая
ОБОРУДОВАНИЕ : карточки-цветочки красного и синего цвета, мяч, бумага, карандаши, воздушные шары
Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции.
— Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно…. (авторская сказка Карповой Т. И.)
Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у нее разрешения отдохнуть в теремке, набраться сил.
А мышка отвечает: «Заплати мне 100 рублей, тогда пущу! » А Коза говорит: «Мышка, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили в теремке бесплатно! »
Мышка отвечает: «Это раньше так было… а теперь я здесь начальник! Плати или уходи! » Заплакала Коза и пошла дальше….
Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет…
Козу вам жалко? (ответы детей)
Мышка пользуется тем, что первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащийморальным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция.
Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.
5. А теперь слушайте сказку дальше….
-Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила…. больно ножке. Вдруг видит – домик…. «Лесная больница» написано. А работала там Лисичка – медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы. А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу! »
Да. Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. Это противозаконно!
7. Что же случилось дальше в сказке….
— А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
9. Скоро и конец нашей сказочке…
А как бы вы поступали на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя и т. д..(Ответы детей.)
— Скажите. подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО» (физкультминутка)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением.
-соблюдать права и обязанности
-быть всегда честным
-совершать добрые поступки, дела
-требовать или вымогать деньги, игрушки
-добросовестно выполнять свою работу
-честно зарабатывать деньги и др.
11. С детства люди должны быть всегда справедливыми, честными. порядочными. законопослушными, милосердными. честно работать….
Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы). тех наказывают специальные органы.
Есть такая пословица «Честное здравствование – сердцу на радость»
Вы тоже делаете много добрых дел. растете честными, справедливыми…
АКЦИЯ «ЧИСТЫЕ ЛАДОШКИ»
Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки. Вырезают их. С помощью взрослого пишут, какие честные и добрые поступки они совершали.
Классный час на тему «Детям о коррупции».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ «СОШ г.Билибино ЧАО»
Классный час на тему
Автор: учитель начальных классов
Антонова Александра Александровна
создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения.
дать понятие коррупции
уточнить знания детей о честности и порядочности
учить правильно оценивать положительные и негативные поступки
воспитывать честность, правдивость
Оборудование: столы в виде квадрата на 4 команды, место для гостей, на каждого белые листы бумаги и ножницы, экран, проектор, Интернет, оформление доски детскими рисунками.
Предварительная подготовка: подготовительная работа по сценарию классного часа с приглашенной родительницей, разучивание сценки с представителями команды «Белые ладошки».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Ребята, сегодня на классном часе мы будем говорить о явлении, которому в сегодняшнем мире очень много уделяется внимания. А то, что борьба необходима – это очевидно. Поэтому и название нашего классного часа связано с этим явлением. Хотите узнать, о чем же сегодня мы будем говорить? Тогда разгадайте ребус.
КОР ЗИНА + РУП ОР + ЦИ РК + Я = КОРРУПЦИЯ
— Правильно, ребята, это слово коррупция. Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (ответы детей)
Ученик 3 – Мне кажется это что-то другое.
Ученик 1 – Ого, как заумно сказал.
Ученик 2 – С этим понятием надо разобраться
Ученик 3 – Почему карается законом?
Ученик 1 – Ну получается, что это преступление.
Ученик 4 – Вот именно преступление! В большинстве Европейских стран коррупция вообще относится к уголовным преступлениям! И я знаю, как это слово переводится. С латинского «растлевать, портить, разъедать ржавчиной».
Ученик 2 – Это значит, что коррупция портит, разъедает наше государство?!
Учитель : Давайте все вместе и разберемся, что это такое, постараемся определять коррупцию в разных жизненных ситуациях. Посмотрим мультфильм «Детям о коррупции».
Просмотр мультфильма в сети Интернет.
— Ребята, так что такое коррупция? (Ответы детей, выяснения первого впечатления учеников.)
Учитель : Рассмотрим, из чего состоит коррупция и когда она рождается. Составление кластера «Ассоциация».
Давайте подберём слова, которые ассоциируются со словом коррупция и составим кластер
Мы разделились на 4 команды. Каждая команда получает задание. В ходе обсуждения вы должны сделать соответствующий вывод, высказав одним словом, выбирать отвечающего.
Дается время на обсуждение, учитель оказывает индивидуальную помощь командам.
Тебе пришло сообщение. Пройди по ссылке, чтобы получить подарок, который ты выиграл. Твои действия. Это обман, смс отправлять не будем.
ОБМАН (слово появляется на слайде)
Тебе пришло сообщение. Я Серёжа, мне 9 лет, заработал уже 15 тысяч. Все проверено. Присоединяйся. Для этого тебе надо качать приложения из сайтов. За каждое скачивание ты будешь получать в электронный кошелек деньги. Твои действия.
(Проблема в том, что вывести деньги из электронного кошелька можно, допустим, от 200 рублей на счету. Дети какое-то время занимаются полезной для мошенников работой, а как только их заработок доходит до заветной суммы – аккаунт перестает работать. Получается бесплатная рабочая сила.)
Это мошенничество, не будем верить этим письмам.
МОШЕННИЧЕСТВО (слово появляется на слайде)
В агентстве по продаже авиабилетов оказалось нет свободных мест на нужный рейс. Иван Иванович выложил определенную сумму денег, сверх стоимости билета, и попросил посмотреть еще раз наличие мест. Через 15 минут счастливый Иван Иванович вышел из агентства с билетом в руках на нужный рейс. Иван Иванович подкупил работника агентства, противозаконно как скрывать от пассажиров наличие билетов, так и подкупать нужных людей.
ПОДКУП (слово появляется на слайде)
Сотрудник ГИБДД остановил водителя за нарушение правил. При выписывании штрафа водитель дает деньги сотруднику ГИБДД, воспользовавшись легким заработком инспектор взял деньги и отпустил водителя. И водитель и инспектор поступли противозаконно, сотрудник ГБДД получил взятку.
ВЗЯТКА (слово появляется на слайде)
Учитель: У нас поучился вот такой кластер. Как вы думаете, подкуп, обман, взятка, мошенничество – как можно назвать одним словом?
КОРРУПЦИЯ (слово появляется на слайде)
Так что же входит в понятие коррупция. (ответы детей)
Творческое задание группам.
Давайте поиграем в игру «Следственный эксперимент» и рассмотрим несколько ситуаций, а заодно и разберемся где коррупция, а где нет.
Разыгрывание импровизированных сценок по командам. Дети дают оценку поведения каждому герою.
3 ученика. Врач, мама, ребенок. Мама от всей души благодарит врача за спасение ее ребенка, и в знак благодарности дарит цветы и коробку конфет. Врач берет подарок. (разыгрывается сценка)
После высказывания детей, учитель подводит итог.
Учитель: Пациент выражает искреннюю благодарность врачу за внимание, и вовремя оказанную помощь, что привело к спасению ребенка. (разыгрывается сценка) Это действие не коррупционное.
5 учеников. Пациент дарит врачу сверток и просит принять его без очереди. Врач берет сверток и принимает больного. (разыгрывается сценка)
После высказывания детей, учитель подводит итог.
Учитель: Это действие коррупционное. Врач использовал свое служебное положение, минуя других больных принял вне очереди дающего взятку.
2 человека. Студент желает раньше уехать на каникулы, подготовиться к досрочной сдаче экзамена не успел. Просит преподавателя поставить оценку за экзамен «автоматом». При отказе пытается дать деньги. Преподаватель не берет взяток, отчитывает студента за аморальное поведение.
После высказывания детей, учитель подводит итог.
Учитель: Это действие не коррупционное.
2 ученика. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями. (разыгрывается сценка)
— А теперь скажите, пожалуйста, что вам в этой сценке не нравится?
— Списывать не хорошо.
-Надо всё делать самому.
— Если решил дать списать, то ничего за это брать не надо.
Учитель: Это действие не коррупционное. Брать деньги, вещи за какую-то услугу можно назвать взяткой, а это карается по закону.
Представьте себя на месте наших героев, что вы почувствуете, когда класс вам выскажет свое мнение о ваших неправильных поступках (стыд, неудобство, горечь)
Недаром говорят «Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд».
Взятка калечит душу человека, делает его зависимым, слабым, безответственным.
— Как вы думаете, почему люди берут взятки? (Из жадности).
— А теперь подумайте и назовите ситуации где вы столкнулись с коррупцией в школе.
Предполагаемые ответы детей (просил конфету за списывание домашней работы; старшеклассники вымогали деньги; предлагал играть игрушкой, при условии дружбы только с ним, за оказанную ей помощь мама обещает то-то дать и др.)
Молодцы, ребята. Я смотрю вы разобрались в понятии коррупция.
В начале урока мы услышали, что коррупция карается законом. И сегодня к нам в гости пришла мама вашего одноклассника, которая работает в правоохранительных органах. Она Нам и расскажет, о наказании за коррупцию.
Гостя рассказывает детям по заранее обговоренному плану, отвечая на вопросы учителя.
Как называется профессия.
Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии.
Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества.
Краткий рассказ о наказании за коррупцию ссылаясь на статьи уголовного кодекса РФ.
В заключении родительница проводит игру «Это я, это, это все мои друзья».
Кто законы соблюдает?
Кто всем правду излагает?
Кто народ честной обманет?
Кто добро творить не станет?
Кто коррупцию готов, запустить на свой порог?
Кто готов работать честно?
Кому брать взятки интересно?
Кто у всех ворует смело?
А кто творит благое дело?
Дети благодарят гостю открыткой, сделанную своими руками.
Учитель: Светлана Николаевна, большое спасибо за такой содержательный рассказ. Коррупция – это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
— Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
Выходит команда «Чистые ладошки».
— Да, это совсем не детские вопросы, но именно от нас зависит будущее нашей страны.
— Уважение и правда – вот наши идеалы!
— Нечестность и коррупция давно стали нормой!
— Так что пока не поздно, вступай в нашу команду!
Учитель: Ребята, кто готов бороться с коррупцией и вступить в команду «Чистые ладошки».
Обводим, вырезаем ладошки, пишем на них за что готовы бороться и оформляем плакат в виде белого облака.
Беседа «Детям о коррупции»
Лазарева Анна
Беседа «Детям о коррупции»
«ДЕТЯМ О КОРРУПЦИИ»
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у детей антикоррупционного
-дать понятие коррупции
-уточнить знания детей о честности, порядочности
— учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои
-воспитывать честность, правдивость
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закон, законодательство, коррупция, взятка, мошенничество, наказание, противозаконно, взятка, законопослушный, здравствование (житье, жизнь)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая
ОБОРУДОВАНИЕ: цветочки из бумаги синего, красного цвета, мяч, листы бумаги. Фломастеры, воздушный шар.
Ход БЕСЕДЫ
— Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно…. (авторская сказка Карповой Т. И.)
Выглянула мышка в окошко. Коза попросила у нее разрешения отдохнуть в теремке, набраться сил.А мышка отвечает: «Заплати мне 100 рублей, тогда пущу!»А Коза говорит: «Мышка, откуда у меня деньги, я заблудилась, устала, не могу найти дорогу домой…. Да и в сказке все звери жили в теремке бесплатно!»
Мышка отвечает: «Это раньше так было… а теперь я здесь начальник! Плати или уходи!» Заплакала Коза и пошла дальше….
Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет…
В- а Козу вам жалко? (ответы детей)
моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция.
В – Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.
В- а теперь слушайте сказку дальше….
-Идет Коза по лесу, плачет, тропинки не видит. И зацепилась за колючий куст, ножку поранила…. больно ножке. Вдруг видит – домик…. «Лесная больница» написано. А работала там Лисичка – медсестричка. Зашла Коза в больницу, попросила помощи у Лисы.А Лиса говорит: «Принеси мне двух курочек, да пожирней! Тогда помогу, вылечу!»
А Коза говорит: «Да где же я возьму тебе курочек, я дороги в деревню не знаю, ножка сильно боли, ходить не могу…». «Уходи тогда!»,-закричала Лиса и прогнала Козу. Опять заплакала Коза и пошла дальше….
В – ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши цветочки. Вам понравилось поведение Лисы? Объясните свой выбор цветка. (ответы детей).
В – что же случилось дальше в сказке….
В – ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. Дети объясняют свой выбор цвета и свое отношение к поведению медведя.
— А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)
Идет Коза дальше, а навстречу ей Заяц, узнал о беде Козы, нашел листик подорожника, приложил к ранке на ножке Козы, обвязал осиновой веточкой. Стало Козе получше. Пошли вместе. Навстречу Ежик. Узнал о беде Козы, угостил ее лесным яблочком. А тут Сорока пролетала мимо, рассказали друзья ей о Козе.А Сорока говорит: «Я в лесу все дороги знаю, идите за мной…» Сорока полетела, а друзья поспешили за ней…. Так она указала путь Козе в деревню к Деду и Бабе. Обрадовались они, увидев свою любимицу, а помощников – добрых лесных зверей отблагодарили подарками. Тут и сказочке конец….
В – ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки. Дети поднимают цветочки и объясняют свой выбор, высказывают свое мнение
— Скажите. подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)
ИГРА «ХОРОШО, ПЛОХО» (физминутка)
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с обьяснением.
-соблюдать права и обязанности
-быть всегда честным
-совершать добрые поступки, дела
-требовать или вымогать деньги. игрушки
-добросовестно выполнять свою работу
-честно зарабатывать деньги и др.
Вы тоже делаете много добрых дел. растете честными, справедливыми…
Давайте об этом расскажем всему свету…
АКЦИЯ «ЧИСТЫЕ ЛАДОШКИ»
Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки. Вырезают их. С помощью взрослого пишут, какие честные и добрые поступки они совершали. Подвязывают эти ладошки к воздушному шарику и на прогулке отпускают шарик в небо….
Мы против жестокости к детям В нашей приемной появились два ярких, веселых сердца! И появились они не просто так, а по причине не очень приятных расставаний детей с.
Беседа «Как и что рассказать детям о космосе» Как и что рассказать детям о космосе? Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей.
Беседа с детьми «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» «Расскажите детям о Великой Отечественной войне» Уважаемые родители! Расскажите детям о войне! Расскажите ребенку об истории возникновения.
Беседа во второй младшей группе «Спички детям не игрушки» Беседа во второй младшей группе на тему: «Спички детям не игрушки!Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию беседу с детьми второй младшей.
Детям о кошках Тем, кто с кошкой добр и мягок, Может кошка другом стать, Но обидчику, однако, Может кошка сдачи дать. У всех домашних кошек, таких разных.
Детям о народном празднике — дне Ивана Купала. Беседа. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё.
Детям о правах и не только В рамках «Недели юных спасателей» в гости к воспитанникам старшей и подготовительной к школе группы пришли инспектора ОПДН ОМВД России.
Композиторы детям Композиторы для детей. Детская музыка окружает юное поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте.
Презентация «Детям о войне» ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЕ Предлагаю вашему вниманию презентацию «Детям и войне» с кратким рассказом. 9 мая все жители нашей.
Сказка-беседа «Детям о Спиде» Автор-составитель педагог-организатор УДО Горловский ЦВР Леонова В. А. Сказка-беседа «Детям о СПИДе» Цель: Познакомить детей с понятиями.
Как говорить с детьми о коррупции
Уроки антикоррупции — новая для России инициатива, и ей уделяют внимание далеко не во всех школах. Кажется, что дети и так знают, что воровать плохо, а жизнь всё равно заставит брать или давать взятки — «по-другому никак». Но настраивать детей на такой пессимистичный сценарий — деструктивный подход. К тому же, как показывает практика, на уроках коррупции дети в первую очередь учатся мыслить рационально и осознают, что у них есть права. О том, как устроены эти занятия, рассказывает специалист по антикоррупционной политике Анна Баталина.
аналитик Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ
Я политолог по образованию, антикоррупцией начала заниматься на третьем курсе. Мне было интересно именно академическое направление, потому что работа в поле — не совсем моё.
Когда я училась уже в РГГУ, поняла, что не все преподаватели, даже доктора наук, особенно юристы, хорошо понимают, что такое коррупция
Лет пять назад на Всемирный день борьбы с коррупцией в Лаборатории антикоррупционной политики был волонтёрский проект. Мы пошли рассказывать в школы, что такое коррупция. С тех пор я каждый год этим занимаюсь.
В последнее время меня зовут проводить занятия чаще. Естественно, всё на безвозмездной основе. Я лучше потрачу пару часов своего времени, но расскажу, как правильно, чем учителя будут изобретать велосипед. Им самим надо рассказывать о коррупции. Сейчас я даже реже хожу к школьникам, чаще встречаюсь с учителями. Так эффективнее.
Уроки коррупции в школах
Мне понравился сам факт работы с детьми. К тому же на это есть реальный запрос, в том плане, что они ещё не столкнулись с коррупцией. Они о ней слышали, но непосредственно не участвовали. Выйдут во взрослую жизнь — тогда столкнутся.
Основная цель — чтобы они задумались. Чтобы, когда вырастут, не рассуждали так: «Да, я в этой ситуации обязательно дам взятку, ну а как иначе?».
А вот если они скажут: «Я дам взятку, потому что я не вижу другого выхода», — значит, они искали другие варианты. Уже будет маленький, но прогресс
Сейчас в школах происходит так. Спускают разнарядку: вы должны просветить школьников о коррупции. А как это сделать — представления ни у кого нет. Кто-то реально что-то делает, кто-то — на бумаге, потому что, с одной стороны, конечно, антикоррупция — это хорошо. А с другой стороны, у нас на химию часов не хватает, а тут ещё ваша коррупция. Какие-то школы выполняют разнарядку, приглашают к себе и радуются, что потом можно будет отчитаться.
В России нет методичек о том, как рассказывать о коррупции. А вот у прибалтов очень много русскоязычной литературы про то, как они говорят со школьниками. Как внедряют такие уроки в школьную программу по истории, литературе. При том, что они до девятого класса не говорят слово «коррупция».
Я, кстати, писала в отделение Transparency International в Перу. Когда они свергли президента и премьера, то начали принимать меры по противодействию коррупции. В том числе просветительские. В Перу теперь чуть ли не с детским садом проводят такие уроки.
С какого возраста рассказывать о коррупции детям
Есть таблица, в которой показано, в каком возрасте у человека то или иное чувство обострено больше. У маленьких детей, класса до пятого, акцент делается на «честно — нечестно». Например, в книге по истории Древнего мира — её все проходят — я нашла такую ситуацию. Есть хозяин, у него есть управляющий. Управляющий продавал быков на сторону, а хозяину говорил, что они погибали. Рассказываю и спрашиваю: он честно поступал? Нечестно, хозяин в убытке. Детям бесполезно говорить про распил.
У седьмого-девятого класса уже обострено «справедливо — несправедливо». Пример для них: императрица отдала землю фавориту, а крестьяне её выкупить не могут. Говорят: несправедливо, нет. Кумовство, несправедливо.
С десятыми-одиннадцатыми классами уже появляется слово «коррупция». Но слово «коррупция» они в новостях слышат, в газетах читают, я не люблю произносить его в самом начале. С ними я начинаю объяснять на трёх кругах: жадность, отсутствие контроля, ресурсы. Когда три фактора совпадают, то есть круги пересекаются, в центре возникает коррупция, но это уже минуте на десятой.
Главное — найти какой-то пример, который школьникам близок. Билеты в кино, например
У старосты есть десять билетов в кино. Как она должна ими распорядиться? Раздать своим друзьям или раздать отличникам, или устроить конкурс и вручить победителям? Что будет правильнее?
Или пример про троллейбус. Я захожу в троллейбус, и меня кондуктор пропускает за 20 рублей, но при этом билетик не даёт. И мы пытаемся выяснить, вот эти 20 рублей — это что? Если он не дал билетик, значит, нет отчёта, если нет отчёта, значит, эти 20 рублей не пошли на троллейбус, на автобусный парк, на обновление и всё остальное. После этого они сами начинают предлагать примеры из своей жизни. И ко мне после этого приходят преподаватели, говорят: «Знаете, а мы вот даже никогда не задумывались над этим». Преподаватели не задумывались!
Как родители должны рассказывать о коррупции
Есть очень большая опасность, когда начинают говорить о коррупции страшилками. То есть «кто-то кому-то дал взятку, и все умерли». Плюс не надо ограничиваться Уголовным кодексом, надо обсуждать шире. Это кажется, что проблема юридическая, а на самом деле она социальная. И важно объяснить само определение.
Ещё я бы посоветовала родителям при детях, особенно за столом, как это у нас часто бывает, не обсуждать, кто кому и что дал, взял, купил
Я ездила в один небольшой город урок проводить. В классе был один самый подкованный мальчик, на всё отвечал. Я говорю учительнице: «О, какой хороший мальчик, как хорошо работает!». Классная руководительница говорит: «Ну да, это сын прокурора местного. Он всё знает».
И когда дети с малых лет слышат от родителей конкретные истории про то, как всё продаётся и покупается, когда при них обсуждают вопросы, их не касающиеся, — у них уже очень большой уровень цинизма. С ними сложно говорить, объяснять им, что на самом деле так не должно быть. Я всем классным руководителям рекомендую сначала обсуждать тему на родительском собрании, а потом уже с детьми говорить.
Если родители дали взятку, и это всплыло при ребёнке, то надо акцентировать внимание на том, что вы действительно это сделали. Не нужно скрывать правду. Но нужно сказать, что были и другие варианты, можно было сделать вот так и вот так, но, к сожалению, не получилось.
Пусть родители выберут какой-то случай, когда они сталкиваются с коррупцией, и обсудят с ребёнком
Например, когда вы всей семьёй смотрите новости или кино. Ребёнку стоит сказать: «Вот смотри, герой фильма дал взятку, чтобы его не посадили, но при этом он не виноват. Его отпустили. Как ты думаешь, он правильно поступил?». И надо объяснить, что это не единственно правильный вариант, есть много случаев, когда побеждают честные граждане. А коррумпированных людей привлекают к ответственности.
Настольные игры
Существует игра наподобие всем известной «Мафии» — «Антикоррупционная мафия». Мы пользовались ей буквально пару раз, первый раз экспериментально со студентами, а потом я про неё стала рассказывать учителям. Дети играют, им нравится, в эту игру можно вовлечь весь класс.
Есть карточки: честный гражданин, коррупционер, прокурор, журналист. У коррупционеров написано в карточке, на каком кону каждый из них должен «украсть».
Ночью, когда в обычной «мафии» убивают, в «антикоррупционной мафии» коррупционеры грабят бюджет, который состоит из конфет
Конфеты, по моему опыту, должны быть большие, чтобы их всем хотелось, в этом секрет успеха. Смысл в том, чтобы «посадить» конкретно того игрока, который украл в этот раз. Потому что если он в предыдущий ход украл, значит, он идёт в тюрьму. Но при этом конфета в бюджет не возвращается, потому что он уже успел отмыть деньги. А если мы поймали того, кто ещё не украл, то он автоматически становится честным гражданином, то есть и в тюрьму не идёт, и хищение не совершается.
Игроки выбирают спикера парламента. И где-то туре на пятом всегда говорят: «А давайте мы проверим спикера, вдруг он больше всех ворует?».
Есть ещё прокурорская проверка и журналистское расследование. У нас идеальная ситуация: прокурор не ворует. Если прокурор показал на человека, и он должен был в этот раз украсть, значит, это прокурор предотвратил хищение, коррупционер не украл. Но прокурор не может говорить прямо: «Я его сейчас проверил, а после хищений не произошло, значит, он коррупционер». Если хищения не произошло, «посадить» нельзя. Ещё есть журналистское расследование. Журналист показывает на двоих, и ведущий ему говорит, совпадают у них статусы или нет. То есть они могут быть оба честными или оба коррупционерами. Надо думать.
И ещё мы разработали настольную игру для школьников, сейчас идёт процесс её аккредитования в качестве учебного пособия. В игре надо бросать кубики и ходить по полю. Есть два пути: короткий — коррупционный, и длинный — честный. Надо пройти несколько кругов на скорость. Почти каждый ход случается какое-то событие. Игроку, который выбрал честный путь, полагается больше бонусов. Например, он тянет карту честного чиновника, а там: «Вы молодец, провели в своём департаменте образовательное мероприятие и выставили витрину с подарками. Сделайте один шаг вперёд». И так далее.
Мы специально искали в мировой практике возможные варианты бонусов, которые может получить чиновник. И, соответственно, все возможные варианты проблем, с которыми он может столкнуться: нежданная проверка, вскрылась взятка, требуют выкуп и так далее.
Что дают антикоррупционные уроки
Очень приятно, когда школьники приходят и рассказывают истории, как они отстояли свои маленькие права. И когда они сталкиваются с проблемой, они не посыпают голову пеплом, а пытаются её решать.
Недавно девочка из школы, в которой я читала лекцию, рассказала такую историю. Она купила телефон, и он быстро сломался. Когда она пошла с ним в салон связи, ей сказали: «Вы его сами уронили, мы его принимать на ремонт и экспертизу не будем». Она написала жалобу, разослала куда положено. Сама узнала, куда надо посылать жалобу, сама её составила. И у неё приняли телефон на экспертизу. После экспертизы оказалось, что это был заводской брак, признали. Самое важное, что я доношу до школьников, — у них есть права.