Как объяснить начальнику что вы перегружены работой
Как объяснить начальнику, что вы перегружены работой?
Складывается впечатление, что большинство людей слишком много на себя берут и перегружены работой. Но никто не хочет прослыть лентяем, бездельником или белой вороной в команде. Как сохранить за собой репутацию трудолюбивого сотрудника и при этом сберечь силы?
Что говорят эксперты
Как бы вы ни были загружены, поговорить с начальством об этом бывает сложно. Джули Моргенштерн, эксперт в области продуктивности и автор книги Never Check E-Mail in the Morning, считает, что причин тому две: вы, возможно, боитесь из-за подобного разговора лишиться должности, а кроме того, привыкли рассуждать так: «Я работаю недостаточно упорно и продуктивно. Мне нужно исправиться». Таким образом, вы продолжаете заниматься самобичеванием, которое негативно отражается на вашей карьере, считает Лиана Дейви, соучредитель компании 3COze Inc. и автор книги You First: Inspire Your Team to Grow Up, Get Along, and Get Stuff Done. «Взвалив на себя слишком много обязанностей в угоду амбициям или желанию впечатлить начальство, вы не можете с ними справиться. Работу приходится выполнять второпях или некачественно, в результате может сложиться впечатление, что вы ненадежный человек», – говорит Дейви. Если, по вашему мнению, вас накрыла лавина заданий, обязательно сообщите об этом руководителю. Вот несколько советов, которые помогут благополучно провести разговор.
Чуть помедленнее
Если у вас постоянный аврал, это не означает, что вы никудышный работник. «Не судите о себе столь категорично, – говорит Моргенштерн. – Большинство компаний пытаются сделать больше за меньший срок, поэтому времени на выполнение работы постоянно не хватает». Если вы показываете хорошие результаты, но периодически просите об отсрочке или отказываете в просьбе, вас не упрекнешь в лени. Такое поведение не вредит вашей репутации. На самом деле, иногда говоря «нет», вы повышаете доверие к себе со стороны окружающих. Даже если вам неприятно признавать, что вы не справляетесь со всеми поставленными задачами, считает Дейви, вы «обязаны сделать это» ради компании: «Если вам не удается выполнить свои обязательства, вы попросту подставляете свою команду».
Обращайтесь за советом и помощью
Моргенштерн считает, что, если вы увязли в делах, вам будет полезно услышать независимое мнение о вашей загруженности: «Справиться с проблемой вам может помочь сторонний человек». Расскажите кратко о своих проектах близкому другу или коллеге. Попросите оценить масштаб выполняемой вами работы и честно ответить вам, может ли с ней справиться человек в одиночку. Обратитесь за советом к начальнику или проконсультируйтесь, как бороться с авралами, говорит Дейви. Просьбы о помощи позволяют вам обоим выяснить ожидания и повысить эффективность работы. Допустим, вы говорите: «На подготовку отчета для финансового отдела у меня ежемесячно уходит пять часов. Подскажите, как можно оптимизировать процесс?» В конце концов начальник когда-то сам проходил такой путь.
Предлагайте решения
Как четыре американских ритейлера попали в список лучших работодателей
По мнению Моргенштерн, для того чтобы поговорить с руководителем начистоту, вам необходим правильный настрой: «Вы партнер начальника, который помогает ему достичь целей компании». Она предлагает сначала «обозначить общие задачи компании», чтобы убедиться, что вы оба придерживаетесь единого мнения. Затем расскажите о том, что мешает вам их осуществлять. Будьте предельно конкретны. Например, скажите: «Это задание требует сбора множества данных, на это уходит уйма времени» или «Сейчас я руковожу командой и уделяю больше внимания вопросам планирования, а не ежедневной рутине».
Вторая часть разговора имеет особое значение: предложите три идеи того, как можно урегулировать обсуждаемый вопрос. «Никогда не ходите к начальнику с проблемой, если вы не знаете, как ее решить», – говорит Моргенштерн. Предложите, например, выполнять определенные задания ежеквартально, а не ежемесячно, назначать вам в помощь коллег на конкретный проект или попросить компанию нанять временного сотрудника, чтобы снизить нагрузку. Ваша цель – находить «проекты, которые можно перенести, делегировать, отменить или сократить в объеме».
Расставляйте приоритеты
Крайне неприятно получать от начальника очередное задание, когда вы и так на пределе. «Руководитель часто поручает работу, не имея представления о том, сколько времени требуется на выполнение каждой задачи», – говорит Дейви. Вам нужно рассказать, чем вы сейчас занимаетесь, и спросить, как расставить приоритеты. Моргенштерн рекомендует спросить у босса, сколько усилий, по его мнению, необходимо приложить для выполнения заданий и что он понимает под максимальными, минимальными и достаточными усилиями. Моргенштерн считает: никогда не надо сразу брать на себя новые обязательства, если вы не уверены, что вам удастся с ними справиться. Спросите лучше: «В чем заключается предстоящая работа? Позвольте мне оценить мои возможности с учетом тех проектов, которыми я уже занимаюсь. Могу ли ответить вам завтра?» Постарайтесь таким образом выиграть время.
Предлагайте помощь
Даже если вы завалены работой, старайтесь по возможности помогать коллегам – с вашей стороны это был бы тактичный и продуманный с профессиональной точки зрения шаг. По мнению Дейви, вам следует сказать начальству примерно следующее: «Не думаю, что у меня получится заниматься этим проектом без ущерба другой работе, которую я обязан выполнить, но мне удастся выкроить время на то, чтобы ввести в курс дела человека, который будет над ним трудиться». Вы можете изъявить желание участвовать в мозговых штурмах, знакомиться с первоначальными вариантами проекта или выступать в роли внимательного слушателя. «Будьте готовы прийти коллегам на помощь», – продолжает Дейви. Моргенштерн убеждена, что предложенная вами небольшая помощь укрепляет вашу репутацию надежного работника, сосредоточенного на успехе компании.
Принципы, о которых нужно помнить
Следует:
консультироваться с руководителем или коллегой насчет того, как можно сократить время выполнения некоторых заданий;
прямо спрашивать о том, можно ли расставить приоритеты иначе или прийти к компромиссному решению;
быть готовым прийти коллегам на выручку и помочь им.
Не следует:
перегружать себя. Если вы отклоняете чью-то просьбу или просите об отсрочке, это не значит, что вас можно упрекать в лени;
сразу же брать на себя дополнительные обязательства. Постарайтесь выиграть время, сказав начальству, что вы оцените свою текущую рабочую нагрузку и дадите ему ответ позднее;
держать коллег в неведении, если начальство не идет вам навстречу. Расскажите им о том, что вы тонете в работе, чтобы не подорвать их доверие.
Говорите все как есть
В жизни каждого из нас иногда возникают тяжелые обстоятельства, которые берут верх над всем остальным. В случае если вы в настоящий момент переживаете один из таких периодов – у вашей матери диагностировали серьезное заболевание или у вашего сына случились неприятности в школе, – по мнению Моргенштерн, лучше всего сразу сообщить об этом начальнику. Она предлагает сказать следующее: «Если я не решу эту проблему, моя семья будет испытывать сильнейший стресс, что непременно скажется на моей работоспособности». Говорите прямо и ведите себя «как можно более уверенно и спокойно». Дейви также считает, что вам необходимо указать на случайный характер таких обстоятельств и назвать сроки их преодоления, например: «Такие неприятности случаются редко, однако предстоящие две недели будут для меня очень трудными, поэтому мне нужна помощь». Доброжелательный и рассудительный начальник поймет и оценит вашу честность. А вот пытаться геройствовать до тех пор, пока вы не выгорите, далеко не лучшее решение.
Полагайтесь на коллег
Разговор с начальником о вашей чрезмерной загруженности не всегда дает желаемый результат. Если он не хочет идти вам навстречу, Дейви рекомендует намекнуть об этом своим коллегам. Даже если им нечем вам помочь, они, по крайней мере, будут знать о том, что вы работаете на пределе и не можете тянуть все на себе, – их доверие к вам сохранится. Если начальство всегда безучастно к вашей загруженности, говорит Моргенштерн, вам пора задуматься о поиске новой работы. Она считает, что постоянно трудиться в авральном режиме не имеет смысла.
Кейс № 1: предлагайте решения и не стесняйтесь спрашивать совета
Лиза Стерлинг, проработав год вице-президентом по стратегии развития продуктов компании Ceridian – поставщика программного обеспечения для управления кадровыми ресурсами, получила предложение занять в ней кресло директора по персоналу. Лиза планировала совмещать обе должности, но уже через несколько месяцев работа на два фронта стала для нее непосильной ношей. Она понимала, что нужно поговорить об этом с начальником Дэвидом Осипом, генеральным директором Ceridian, однако изрядно нервничала. «Мне никогда не приходилось обращаться к руководителю за помощью, – объясняет она. – Я опасалась, что он пересмотрит свое решение повысить меня и подумает, что эта работа мне не по плечу».
Лиза начала разговор с того, что она знает приоритеты компании. Разговор был нужен, чтобы убедиться, правильно ли она понимает, чего от нее хочет Дэвид. Кроме того, она представила ему исчерпывающий перечень проектов, которыми она в настоящий момент занималась как в области развития продуктов, так и по линии управления персоналом. «Затем я сообщила Дэвиду, какие направления мне удается успешно развивать, а с какими проектами у меня, наоборот, возникли сложности», – добавляет Стерлинг.
Наконец, Лиза поделилась с ним возможными решениями. Она предложила отодвинуть на второй план некоторые организационные инициативы, а также отложить выпуск ряда продуктов. Другая идея заключалась в том, чтобы нанять директора по стратегии развития продуктов, который бы взял на себя ее обязанности. Начальнику понравились оба предложения Лизы. Кроме того, он дал ей ряд ценных советов о совершенствовании лидерских навыков. «Дэвид сказал, что по мере восхождения по карьерной лестнице мне необходимо постепенно переходить от оперативного управления к развитию своей команды, – говорит Стерлинг. – Я поняла, что круг моих обязанностей был слишком широк. Мне необходимо было делегировать полномочия своим подчиненным».
Лиза рада, что ей удалось высказаться. «Я словно прозрела, – говорит она. – Если бы я не обратилась за помощью к боссу, то никогда бы не получила его наставлений».
Кейс № 2: говорите прямо и откровенно и будьте готовы двигаться дальше, если начальник ведет себя безрассудно
Несколько лет назад Жанин Труит работала младшим специалистом по персоналу в крупной сети больниц. Организация, расположенная на Лонг-Айленде в Нью-Йорке, так быстро расширяла штат сотрудников каждый год, что отдел кадров едва справлялся со своими обязанностями.
«Я занималась подбором персонала на разные должности – от начальных до руководящих – в 10 учреждениях, – вспоминает Жанин. – Начальница также поручала мне вести ряд других проектов и заниматься планированием численности персонала, когда требовалось увеличить количество коек в больнице».
После 10 лет такой напряженной работы в сфере здравоохранения Жанин оказалась на грани срыва. Она поговорила с коллегами, а потом попросила директора о встрече и прямо сказала: «Моя текущая нагрузка необоснованно велика. Я никогда не боялась открыто высказывать свое мнение, но в то же время мне не хотелось подводить своих коллег, а уж тем более пациентов».
Что сильные руководители делают каждый день
Жанин предложила поручить наем персонала на начальные позиции младшему сотруднику, чтобы самой сосредоточиться на стратегически важных должностях. Кроме того, она попросила как можно раньше сообщать ей о предстоящем увеличении числа коек в больнице. К сожалению, ни одна из ее идей не пришлась по душе начальнице, и расстроенной Жанин вновь пришлось положиться на коллег: «Мы условились помогать друг другу в тех случаях, когда в одном учреждении необходимо было заполнять похожие вакансии, это позволило несколько снизить нагрузку». Однако Жанин и дальше пришлось работать на пределе, и в итоге она уволилась.
Теперь Жанин директор по инновациям в фирме Talent Think Innovations, которая занимается консалтингом в области бизнес-стратегий и управления. Из своей предыдущей работы она извлекла ценный урок. «Планирование численности персонала – один из самых важных факторов, определяющих эффективность вашего бизнеса, – говорит она. – Если вы хотите, чтобы клиенты и сотрудники от вас не уходили, а текучесть кадров была минимальной, следите за тем, чтобы нагрузка на персонал всегда находилась в пределах разумного».
Об авторе: Ребекка Найт – журналист из Бостона, пишет статьи для The New York Times, USA Today, Financial Times и The Economist
Как сказать начальнику, что вы перегружены
Логика уставшего сотрудника простая: если у меня не получается — я слишком плох, я не успеваю, есть кто-то более подходящий для этой работы. Сказать об этом напрямую — значит, публично признаться в своей лени и несостоятельности.
Однако это единственный выход для тех, кто хочет выбраться из угнетенного состояния. Если сегодня на вас взвалили непосильный объем работы и вы с ним справились, значит, завтра у вас появится еще больше задач.
На самом деле такое признание само по себе не может стать поводом для увольнения. А вот загубленный проект — может. Поэтому откиньте эмоции и попробуйте объективно оценить, в чем проблема:
Итак, причина определена. Время назначить встречу с руководителем — лучше всего через один-два дня, чтобы вы успокоились и не говорили на эмоциях.
На встрече важно помнить три правила.
1. Не сравнивайте и не жалуйтесь
В ваших интересах сделать этот разговор максимально деловым, то есть создать ситуацию, в которой вы и ваш руководитель — профессионалы, решающие рабочую задачу. На такой встрече нет места жалобам, но приветствуются факты.
Сравнения с коллегами неуместны: во-первых, вы не знаете всех деталей, во-вторых, это обязательно превратится в жалобу или в ябедничанье. В-третьих, сравнивать себя с другими — в принципе вредно для психического здоровья. А вы как раз его и пытаетесь на этой встрече сохранить!
2. Расставьте приоритеты
Одна из главных ваших задач на встрече — предложить варианты решения проблемы.
Хорошо помогает расстановка приоритетов. Задачи могут быть важными и второстепенными. Если вы не справляетесь со всеми, предложите руководителю сосредоточиться на самом главном, а оставшиеся задачи отложить или распределить между коллегами или подрядчиками. Вы все еще на своем месте, а значит, справляетесь со своими обязанностями: в интересах работодателя оставить вам ту работу, которая получается у вас лучше всего.
3. Говорите о будущем
Чтобы руководитель понял вас правильно, расскажите, как эта проблема может повлиять на компанию — то есть на его работу. Если вы не справляетесь, значит, через месяц-другой отставание может стать критическим: последствия будут заметны не только вам, но и коллегам. Особенно если ваша часть работы тесно с ними связана.
Дайте возможность руководителю самому принять решение, помочь вам или предложить варианты, о которых вы даже не думали раньше. Будьте честны и открыты к неожиданным решениям: это как раз тот момент в карьере, который может многому научить и заложить основы для идеального баланса между работой и личной жизнью.
Как правильно сказать «нет» начальнику без риска для карьеры
Неумение отказываться от дополнительной работы приводит к переутомлению и обидам, которые постоянно накапливаются. Когда же недовольство зашкаливает — начинается конфликт
Трудиться приходится вечерами и в выходные? Научитесь тактично говорить «нет» и уклоняйтесь от дополнительной нагрузки, сохранив статус-кво. А именно: комфортные служебные отношения с руководителем и карьерные притязания.
Согласно исследованиям, при работе более 40 часов в неделю накапливаются усталость и стрессы, которые приводят к профессиональному выгоранию, проблемам со здоровьем и в личной жизни. Учитывая неприятные последствия, психологи рекомендуют говорить «нет» шефу и подтверждают свой тезис статистикой: отказываются от сверхнормативных переработок в США до 40 %, а в Европе — до 60 % сотрудников.
Вспомните шутку: «Лучше всех в колхозе трудилась лошадь, но председателем она не стала». Безотказные специалисты редко получают прибавку к зарплате и повышение в должности. Причина: таких людей считают неуверенными в себе и используют ничего не предлагая взамен. Пройдите тест «Умеете ли вы говорить «нет».
Скажите «нет» в 3 случаях
1. Босс не мотивирует усердие благодарностью, гибким графиком, финансовыми поощрениями и продвижением по службе.
2. Выполнять сверхурочные поручения приходится в личное время, плюс качество и результативность страдают из-за спешки.
3. Передается заваленный коллегой проект или требуется «разгрести» проблемы, образовавшиеся из-за несвоевременных и ошибочных указаний.
Тут надо обязательно отметить: в постсоветских странах людям, использующим рекомендации представителей западной школы менеджмента, зачастую приходится увольняться. Причина: отказ трактуется как неумение взаимодействовать в команде, превалирование собственных интересов и эгоизм. Подобные аргументы позволяют руководителям расчетливо игнорировать нужды персонала. Соответственно, народ учится хитрить и изворачиваться, причем тактика дает результаты. Хотя сказать «нет» можно без ущерба для чувства собственного достоинства и продвижения по службе.
Говорите «нет» распоряжениям относительно дополнительной нагрузки, а не руководителю. Сказать начальнику, что вы перегружены работой помогут правила дипломатии. Попробуйте вместо отрицательных частицы «не» и союза «но» апеллировать объективными фактами и цифрами: объемом текущих заданий и необходимым временем для их выполнения.
Обязательно начните разговор с тезиса о готовности выкладываться при форс-мажорных обстоятельствах. Затем добавьте: в штатном режиме без отдыха обойтись трудно, ведь ухудшается качество, и падает результативность. Отказываясь от дополнительной нагрузки, избегайте слова «извините» — предпочтительнее использовать обороты речи: «мне жаль», «к сожалению», «сейчас не получится».
Рекомендация зарубежных психологов отказываться от работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на нормативные документы, — может дать противоположный от запланированного результат.
За пять лет службы в компании к обязательному и творческому веб-дизайнеру Игорю претензий шеф не имел. Специалиста эксплуатировали на износ — в режиме постоянного аврала, плюс вечерами и в выходные. Молодой мужчина иногда тихо жаловался: «Заставляют работать за двоих», — вторая штатная единица оставалась вакантной годами (экономились деньги). Когда переутомление сотрудника зашкалило, то он, сославшись на должностные инструкции, корректно задал вопрос о дополнительном материальном вознаграждении или отгулах.
Проблема решился в стиле фирмы — босс позвонил кадровикам и приказал: «Через час веб-дизайнер с трудовой книжкой и расчетом должен находиться за дверями проходной». Выяснилось: Игорь рискнул тактично обратиться к первому лицу структурного подразделения в присутствии коллег, которые в будущем могли взять пример со строптивого специалиста».
Елену всегда сильно нагружают на работе. Так, получив очередные три ценных указания (каждое следующее с интервалом в сутки) женщина не сомневалась: если после первой задачи, на выполнение которой требуется три-четыре дня, следует вторая, то она более срочная. Поэтому сразу откладывает систематизацию баз данных и берется за подготовку внепланового отчета. Затем поступает третья вводная — алгоритм рассуждения аналогичный, то есть принимается за подготовку презентации. В результате за неделю не было выполнено ничего. Опытная сотрудница, гордившаяся навыкам самоорганизации и исключительной пунктуальностью, услышала: «Не умеешь планировать». В следующий раз Елена уточнила у шефа, с чего начинать. Ответ ее поразил: «Все и сразу». Пришлось действовать на свое усмотрение и трудностей больше не возникало.
Фразы для разговора с начальником, позволяющие ранжировать важность ценных указаний:
Если в ответ прозвучало «все и сразу», констатируйте: «Всегда стараюсь выкладываться по полной, но перегрузка способствует снижению эффективности — не хочу вас подводить».
Совет. Обязательно обсудите возможность взять отгулы, причем используйте их сразу.
Если безотказный годами сотрудник решается сказать «нет» боссу, то на голову «наглеца» часто обрушивается недовольство или гнев, а за ними могут последовать административные взыскания вплоть до увольнения.
С первых дней трудоустройства заведующий валил кулем работу на Алексея. И что еще хуже — новые задачи нарезались в пятницу после 15 часов, а в понедельник с утра требовались готовые отчеты. По выходным специалист трудился постоянно, а отказавшись услышал емкое «увольняйтесь».
Фразы для разговора с начальником в самых запущенных случаях. Сдаваться без аргументов и попытки отстоять свою позицию не следует. Используйте «переадресацию» и «самоотвод»:
Подсказка: отказаться от задания — весьма спорная. Хотя вежливое отклонение распоряжений заведующего позволит избежать ярлыка безотказного человека, которого можно заваливать поручениями, но существует опасности: испортить служебные отношения; затормозить карьерный рост; для новичка не пройти двухмесячный испытательный срок.
Наталию на новом месте службы загоняли по командировкам, следовавших с интервалом в несколько дней. Причем каждая вторая поездка предполагала переезды в три-пять городов, а по возвращению документы приходилось обрабатывать ночами и в выходные. Осложняли ситуацию действия руководителя. В день отъезда он назначал разговор за час до начала трудового дня, а сам являлся позже. Затем отправлял сотрудницу в офисы, расположенные в других районах столицы, после чего требовалось вернуться, оформить документы, сбегать за билетами, приехать домой за вещами и к вечеру успеть на поезд. Женщина с трудом выдерживала напряженный темп, но говорила себе: «Другие могут, значит и у меня все получится». Сейчас Наталия констатирует: «На меня свалили всю работу по командировкам. И лишь через полгода выяснилось: коллеги выезжают редко и в пределах области — в регионах есть филиалы».
Совет новичку присмотреться в каком режиме трудятся сотрудники дельный, но сложно-выполнимый. Тому есть причины: нужно время, чтобы разобраться в ситуации; обращаться с подобным вопросом к сослуживцам опасно; при отказе могут не зачислить в штат.
Фразы для разговора с начальником, которые помогут отказаться от задания на работе:
«С меня хватит!»: 5 способов объяснить начальнику, что вы перегружены
Настоящий бич современных карьеристов – переоценка собственных возможностей. Работники, желающие «выслужиться» перед начальством, слишком много на себя берут, после чего не могут справиться с возложенными самостоятельно обязанностями. Обсудить этот вопрос с начальством бывает зачастую крайне сложно – никто не хочет прослыть бездельником или некомпетентным сотрудником. Мол, незаменимых людей не бывает, поэтому если не справляется один, это отнюдь не значит, что не справится кто-то другой. Многие при этом успевают заняться еще и самобичеванием, виня в неспособности справиться с рабочими трудностями и повышенной загруженностью исключительно себя.
Подобное развитие событий чревато негативными последствиями для работника: взваливая на себя непомерное количество задач, с которыми он физически не в состоянии справиться, работник или не выполняет их в полной мере, или в результате страдает качество. По итогу над таким работником может возникнуть «ореол ненадежности». Поэтому пока слухи о вашей некомпетентности не дошли до начальства, а «лавина» рабочих задач не накрыла с головой, пора донести объективную картину до непосредственного руководителя. Как это сделать деликатно, сохраняя репутацию компетентного и трудолюбивого работника и верного подчиненного?
1. Не подставляйте команду
Если на работе у вас никогда и ни на что не хватает времени, не стоит сразу винить себя – это еще не говорит о том, что вы плохой работник. Как утверждает писательница, бизнес-тренер и основатель компании Task Masters – Julie Morgenstern, не стоит быть к себе настолько требовательным. Наиболее продуктивное использование рабочего времени, а следовательно, и повышение количества выполненных задач за единицу времени – стратегическая цель любой коммерческой организации, поэтому времени не будет хватать никогда. А если вы постоянно проявляете себя, лишь иногда отказывая кому-то из коллег в помощи или же изредка прося у начальства отсрочки, едва ли из-за этого вы сможете прослыть лентяем и ненадежным сотрудником. В некоторых ситуациях отказ от выполнения отдельных задач, наоборот, даже добавляет авторитета.
Можно посмотреть на ситуацию и со стороны руководства. Начальники любят быть в курсе всех проблем, имеющихся в трудовом коллективе – всего того, что препятствует выполнению поставленных руководством задач. Поэтому даже если ваше самолюбие и против того, чтоб признать собственное поражение или неспособность вложиться в дедлайн, вы обязаны сообщить о сложившейся ситуации своему руководителю – это требуют интересы организации. По словам психолога и эксперта Harvard Business Review – Liane Davey, в ситуации, когда над работником нависла лавина задач и он в результате не в состоянии решить часть из них, скрывая это от руководства он подставляет всю команду. Поэтому те, кто молчат о своей перегруженности, способны создать куда больше проблем, чем те, кто признают свои просчеты.
2. Обратитесь за помощью
В ситуации, когда над решением поставленной начальником задачи нависла угроза, лучший советчик – это сам начальник. Работнику не стоит сразу совершать «явку с повинной» – достаточно посетить руководство с целью получения консультации. Попросите босса помочь в решении конкретной задачи, объясняя суть сложившейся проблемы – у руководства всегда на порядок больше инструментов для оперативного разрешения казусов, независимо от их характера. Возможно, руководитель подскажет, как справиться с авралами, при этом обратив внимание не только трудолюбие подчиненного, но и на его озабоченность судьбой компании, ответственность и надежность в качестве командного игрока.
Кроме прочего, это помогает повысить эффективность вашего сотрудничества – разговор «на чистоту» с признанием наличия проблем позволяет актуализировать ожидания каждой из сторон. Это, в свою очередь, дает понимание объективной ситуации с выполнением рабочих задач – теперь за итоговый результат ответственен и руководитель тоже. Он будет в курсе ситуации, например, с подготовкой финансового отчета, поэтому обязан будет предпринять меры и так или иначе помочь, если «сроки горят», а сама задача имеет большое значение. Начальник не робот – начальник наверняка сам не раз бывал в подобных ситуациях, поэтому помочь сейчас – его «святая обязанность».
3. Предлагайте решения
Но не стоит идти к начальнику в полной уверенности, что всю ответственность удастся переложить на него. К тому же далеко не все руководители смотрят на подчиненных как на насекомых – многие воспринимают нижестоящих коллег не иначе как партнеров. А партнеры, как известно, должны способствовать достижению единой цели путем выполнения разносторонних задач. Только такой подход позволит говорить с руководителем о собственной нагрузке «на чистоту». Обсуждая проблемы, которые препятствуют выполнению поставленных задач, будьте предельно конкретны: «косяк» коллег, собственная некомпетентность, занятость другими, более важными вопросами и т.д.
При этом не стоит надеяться на предустановленную лояльность руководителя – она будет отсутствовать, если работник не проявляется собственной инициативы. Как утверждает Julie Morgenstern, не стоит ходить к начальнику с вопросами, которые вы не знаете как разрешить. В идеале работник должен идти к начальнику и предлагать как минимум три решения возникшей проблемы, лишь согласовывая наиболее оптимальный вариант. Это может быть расширение проектного штата, делегирование части полномочий на аутсорсинг, назначение дополнительных помощников из числа коллег, перенос дедлайнов и все другое, что может стать решением возникшей проблемы.
4. Говорите все как есть
Нередко возникают ситуации, когда новыми заданиями нагружают сотрудника, у которого и так дел невпроворот. Начальство действительно редко когда отдает себе отчет в том, сколько времени необходимо потратить на выполнение той или иной задачи. Поэтому если у вас «завал», а вам при этом пытаются нагрузить дополнительными задачами – не стоит молчать – акцентируйте внимание начальника на этом вопросе. Поинтересуйтесь, какие в такой ситуации задачи имеют основной приоритет – возможно, выполнение кое-каких заданий действительно удастся отложить? Julie Morgenstern советует ни в коем случае не «подписываться» на новые задачи, если работник сомневается, что успеет их выполнить.
Аналогичным образом стоит поступать, если чрезмерная нагрузка усугубляется проблемами личного характера. Будьте честны с начальником – если у вас заболел ребенок или супруг попал в ДТП, сообщите об этом руководителю – почти всегда начальство идет навстречу. Все прекрасно понимают, что семейные стрессы еще никому не стали катализатором трудоспособности. А вот профессиональное выгорание еще никто не отменял.
5. Помогайте коллегам
Даже если вы твердо решили отказаться от лишнего проекта по причине чрезмерной загруженности, старайтесь помогать в них своим коллегам – это будет весьма правильно с точки зрения профессиональной тактики. Поэтому заверьте начальника, что несмотря на колоссальную загруженность вы найдете время, чтоб ввести ответственных за проект коллег в курс дела, всячески помогать им и нести ответственность вместе с ними. Предложенная коллегам помощь еще никогда не становилась лишней. Вы можете быть их вдохновителем, консультантом или рутинным помощником – главное, что это укрепит репутацию сотрудника как в глазах начальства, так и в рабочем коллективе, и при этом не потребует максимального акцентирования внимания на проекте. Даже если роль «Чип и Дейла» вас не прельщает, будьте готовы прийти на помощь коллегам…
… и тогда коллеги придут на помощь вам
Действительно, далеко не всегда удается найти реально пронзительные аргументы для начальника. Поэтому, если руководитель, несмотря на вашу колоссальную нагрузку, остался непреклонен – пожалуйтесь на него коллегам. «Поставить его на место» коллеги, конечно, не смогут, а вот войти в ваше положение – весьма вероятно. Попросите у авторитетных коллег помощи, пообещайте, что отплатите «той же монетой», как только удастся справиться с загруженностью. Если вы работаете в команде не первый год, неравнодушные к вашей судьбе обязательно найдутся. Если же такие ситуации имеют место постоянно, возможно, пора подумать о смене работы – какой смысл «ишачить» на пределе постоянно?
Из всего этого мы можем выделить несколько центральных мыслей, которых необходимо придерживаться любому сотруднику. Так, вам обязательно следует: