Как объяснить ребенку что нельзя брать чужое
Если ребёнок берёт чужое?
Людмила Стахова
Если ребёнок берёт чужое?
МДОУ ЦРР д/с «Классика»
Разработала: педагог – психолог Людмила Евгеньевна Стахова
Если ребёнок берёт чужое? Маленькие подсказки
Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого, рода сложностях в поведении благополучных детей.
Психологи отмечают, что через мелкое воровство проходят почти все дети. И рано или поздно родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Обычно это вызывает бурю негативных эмоций, обвинений в адрес ребенка. Но не будем торопиться с выводами, выясним причины и решим, чего делать нельзя.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:
• устраивать истерик и скандалов, считать, что с малышом произошло непоправимое;
• одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;
• обвинять ребенка, если вина его не доказана;
• называть ребенка вором и подобными эпитетами, т. е. вешать «ярлыки»;
•сравнивать с другими детьми или с собой: «Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?»;
• допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях;
• обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
Каковы же причины детского воровства?
2. Ребенку может настолько нравиться какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее. Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются.
3. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то дома обсуждает других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывая свою зависть, или говорит, что с таких людей нужно брать пример.
4. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали (чтобы отомстить обидчику). Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи.
5. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье.
6. Попытка завоевать авторитет среди друзей. Этот пункт является прямым последствием предыдущего пункта. Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, он может пытаться искать это в группах сверстников. Поэтому искать глобально решение проблемы следует отношениях с ребенком. Нужно объяснить, что завоевать авторитет можно другими, более достойными способами.
В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердиться в группе.
Прежде всего давайте разберемся, почему наши дети совершают «кражи».
Условно можно выделить три причины детского воровства:
Недостаток развития воли и нравственных представлений.
Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести.
Несколько слов о профилактике
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует ребенка. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих.Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Полное взаимное доверие является лучшей профилактикой детского воровства.
Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать.
Если вместо поддержки и помощи проявлять агрессию и непонимание, это негативно сказывается на дальнейшем развитии личности ребенка.
И воспитатели, и учителя, и родители должны быть очень осторожны, столкнувшись с детским воровством. Сделав этот проступок достоянием общественности, они закрепят за ребенком репутацию вора. Это, естественно, скажется не только на его самооценке, но и на его взаимоотношениях с окружающими.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ребёнок. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если, кроме него, больше некому. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности. Исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения. Дайте ему понять, как вас огорчает то, что произошло, но не навешивайте на него ярлыков. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше выяснения отношений, «называния вещей своими именами».
Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно подложить на место.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Не забывайте об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы.
Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду «Ягодка» г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему «Интеграция образовательных областей в работе специалистов.
Советы родителям «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» (Советы родителям) В первую очередь, необходимо вести.
Как отучить ребенка брать чужое: 13 советов психолога
Почти в каждой семье наступает день, когда малыш гордо демонстрирует неизвестно откуда принесенную игрушку или школьник прячет что-то и убеждает, мол, нашел или выменял. Исчезают из дома деньги, мамина косметика, папины сигареты, конфеты… И взрослые в шоке: ребенок же знает, что чужое брать нельзя, как еще его остановить? Советует детский психолог Елена Шамрай.
Почему ребенок, который все может попросить у родителей и у которого вовсе не «тяжелое детство, игрушки, прибитые к полу», все же берет чужое?
Типичная проблема: неумение уважать свою и чужую собственность, личные границы. И разговоры здесь ни к чему. Лучшая профилактика: личный пример и помощь на каждом шагу разграничения «свое-чужое».
1. Не берите сами чужого
Вы не вор, поэтому даете хороший пример? Если бы все было так просто… Если найдете потерянный кем-то смартфон или кошелек — будете искать хозяина или порадуетесь удаче и будете хвалиться родным находкой? Знаю девочку, бабушка которой рассказывала при ней, что найденное в троллейбусе золотое кольцо — это подарок судьбы за ее порядочность и молитвы. Девочка стала забирать в раздевалке интересные игрушки и телефоны с уверенностью, что это посылает ей фея за ее старательность.
2. Не обращайте внимания на стоимость
Предположим, чужую ценную вещь вы никогда не возьмете. Но если в песочнице валяются чужие лопатки, ведерка, грабельки, все это позволите забрать малышу. Мол, они же копейки стоят. Вероятно, их выбросили, а если нет — никто не пожалеет. Но ребенок не понимает стоимости. Для него это настоящее сокровище. И приятные воспоминания будут связаны не с магазином, а с улицей, с чужим имуществом, которое «само идет в руки». В школе желания сына или дочери будут уже не копеечные, а все правильные слова заслонит опыт.
3. Уважайте собственность ребенка
Дети учатся, глядя на взрослых, на их отношение к себе. Да-да, выбросить рисунок, поломать без разрешения домик из LEGO или кубиков, потому что время собирать игрушки, заставить надеть ненавистное платье или съесть суп — все это о неуважении. Одно дело — наказать запретом смотреть мультики, другое — отобрать игрушку, «арестовать» гаджет. Воздержитесь от соблазна посмотреть, что за секретики в коробке ребенка.
Дайте ребенку свободу говорить «нет», если он не хочет, чтобы прикасались к его телу, вещам, заходили в комнату. Можно поощрять на детской площадке играть вместе, потому что так веселее, но никакого принуждения: «Быстро дай поиграть своей куклой другому ребенку, не будь жадиной!» Если другому можно брать мое, когда я не хочу, то почему мне нельзя?
4. Потренируйте уважать отказы
Расскажите ребенку уже в 4-6 лет, что является, а что не является воровством. Какие бывают последствия: потеря друзей, доверия, репутации (это понятие тоже стоит вводить еще в дошкольном возрасте), для взрослых — тюрьма. Как можно пользоваться чужими вещами: спросить разрешения и поблагодарить, обменяться. Учите просить, а не требовать, то есть спокойно воспринимать отказ, а не ожидать, что вежливая просьба гарантирует желаемое. Это сложно, поэтому тренируйте ребенка. К примеру, возьмите много коробок и в две-три положите конфету. А теперь вместе обращайтесь: «Коробка, можно взять конфету?» Открываем — пусто, значит коробка «отказала». Есть сладости — «согласилась». Теперь так же поиграем с мягкими игрушками. Пусть большинство отказывает голосом мамы, а за одной-двумя будет прятаться маленький сюрприз. Все это приучит воспринимать отказ не как оскорбление, а как норму, а разрешение — как сюрприз, исключение.
5. Определитесь, где чьи вещи
Если малыш научится уважать чужие личные границы, проблем с воровством не будет. Но обычно в семьях с этим путаница. Если ребенок съел все конфеты — пусть наслаждается. Если играл с родительскими вещами — пусть, он же дома. А вот в первом классе у учительницы забрал часы со стола — это уже катастрофа, растет вор. Где же свое и чужое? У каждого ребенка должны быть личные полочки в шкафу, игрушки, книги и альбомы. Если берете одинаковое, важно подписывать. Даже пищу стоит порционировать: например, каши можно брать, когда и сколько угодно, если проголодался, а вот конфеты — только из своего пакетика. Мама и папа тоже должны получить долю сладостей, а не отказывать себе совершенно во всем. Так и личные вещи есть у родителей. И брать чужое без разрешения нельзя.
Но есть и общие: мебель, например, настольные игры. Или игрушки в детском саду. Ими можно пользоваться, но не распоряжаться.
6. Консультируйте в случае конфликта
«Я первый взял! Но это же мое!» — если дети спорят, не пропускайте мимо ушей. Это не мелочи, а противоречие двух правил: «кто первый, тот и играет» и «я решаю судьбу своей вещи». Решить это просто: принцип «кто первый» действует только когда речь идет об общих вещах. Но помогите детям, будьте с ними, подскажите, а не давайте готовый ответ.
Пойман, но не вор
Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.
Почему нельзя?
Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.
Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.
Внимание любой ценой
Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.
Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.
Вы вместе!
Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.
Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.
Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.
Любовь против воровства
Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.
Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.
Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.
Э.Фромм, «Азбука для родителей»
Игра по правилам и без: как научить ребёнка не брать чужие вещи?
Яна Агарунова, психолог, писатель, руководитель тренингового центра «Земля, Ветер, Огонь».
Почему нельзя?
Каким было ваше сегодняшнее утро? Мое утро раньше начиналось с. хаоса. Впрочем, заканчивала день я тоже во взмыленном состоянии, вместе с няней собирая лего, помидоры, детские трусы и обрывки бумаги по всей квартире — готовилась к приходу мужа домой. Действовать надо было быстро, чтобы еще успеть в душ и отмыть с себя фломастеры и кашу, которую выплюнула на меня младшая дочь. Когда дети засорили унитаз, забив его туалетной бумагой вперемешку с пластилином и листами моей рукописи (я тогда готовила книгу к изданию), я поняла, что надо что-то менять. Ведь, кроме того, что дома часто было шумно и не убрано, мои младшие дочери постоянно брали вещи старших, приводя их тем самым в негодование. В общем, был составлен план «военных действий».
Сначала я решила научить детей определять их личное место, игрушки и вещи. Выделила каждой из пяти дочерей личные полки в шкафу, книжные полки, купила замки на ящики письменного стола. Чтобы ребенок не путался, можно использовать визуальные подсказки — например, пометить его ящики цветными стикерами.
Изучая тему личного пространства, я узнала кое-что важное: мозг ребенка, особенно дошкольника, просто еще не развит настолько, чтобы контролировать сиюминутные острые желания обладать игрушкой или привлекательной вещью. Если ребенок берет чужие вещи — это не значит, что с ним что-то не так, или что у него, скажем, разовьется склонность к воровству. Это лишь значит, что он еще не научился уважать собственность других, не осознал саму идею личных вещей или пространства, и что его нужно этому научить.
Самым эффективным способом объяснить малышам, почему нельзя брать чужое, оказалось приводить в пример их самих. Я говорю Фане: «Смотри, ты взяла зайца Ханы в садик, она расстроилась. А представляешь, если бы Шани взяла твоего любимого медведя и унесла в садик, или порвала его?» Тут Фани начинает отчаянно мотать головой и зажмуриваться, представляя себе страшную картину. И тут стоит сказать: «А как бы ты хотела, чтобы Шани обращалась с твоим мишкой?» Скорее всего, в ответ вы услышите что-то вроде «Мишка мой, брать его нельзя!». Вот теперь можно апеллировать к поступку Фани и объяснять ей, почему не стоило носить зайца сестры в школу.
Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».
Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.
Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Феномен детского воровства
Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?
Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.
Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
2. Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
3. Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
4. Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.
5. По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.
Кражи детей разного возраста
Дошкольный возраст
Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».
Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.
Школьный возраст
В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.
⠀
Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.
Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.
Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.
Подростковый возраст
В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.
Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».
Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.
Ошибки родителей
Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:
Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
Если ребёнок украл деньги
Как отучить ребёнка красть: советы психолога
В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.
Профилактика детского воровства
Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.