Как объяснить ребенку что нельзя обижать животных
Ему не больно?
Мама спрашивает совета, как ей правильно себя вести? Ребенок же абсолютно домашний, даже в сад еще не ходит. Любит мультфильмы, иногда воюет палкой с травой и сражается с деревьями. И тут такое. Но это история со счастливым концом. Ворону нашли на следующий день в той же песочнице. Она была жива и почти невредима. Мама с сыном накормили ее хлебом, и мальчик «три раза попросил у нее прощения за то, что ее обидел».
Мой пятилетний Ваня тоже иногда гоняется с палкой за птицами. До сих пор они успешно разлетались в разные стороны. А вдруг однажды попадет. И, если честно, я не знаю, что он будет делать дальше.
Я ругаю своих сыновей за то, что они давят муравьев и пауков. Рассказываю им истории о том, что букашки тоже живые, что им больно и где-то их ждут маленькие детишки. Младший Кирилл в свои 2,5 года пока верит мне на слово и проявляет чудеса милосердия. А вот старший Ваня настроен более агрессивно. В последнее время его так и тянет кого-нибудь ударить или раздавить. И вроде понимает, что это нехорошо, просит прощения и в сто первый раз обещает этого не делать. Но то ли детское любопытство, то ли инстинкт смелого и сильного охотника берут верх, и маме в сто первый раз приходится объяснять: «Ваня, нельзя обижать маленьких».
Тот пост про ворону и пятилетнего мальчика собрал несколько сотен комментариев. Родители сочувствовали маме и советовали не паниковать раньше времени, вспоминая свое бурное детство.
Да и кто в своем детстве не ловил бабочек и не проверял на прочность их крылья, а уж как доставалось кошкам: чего только не привязывали к их хвостам и куда только их не засовывали. Каждый второй вспоминает истории о том, как он отправил в плаванье цыпленка или морскую свинку, понятно, что для последних этот опыт закончился печально. Причем осознание того, что произошло, у большинства приходит уже позже, становится стыдно, грустно и даже страшно. Не самые приятные чувства, но может, нужно через это пройти, чтобы вырасти настоящим человеком.
Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить»:
Другое дело, когда агрессия направлена на птиц, собак, кошек. Такие действия надо пресекать немедленно. Здесь срабатывает право родительского запрета без объяснений. Так же, как нельзя засовывать пальцы в розетку. Не надо уповать на долгие объяснения, у ребенка нет особой рациональности. Он с большим трудом устанавливает причинно-следственные связи. Поэтому лучше с самого начала прививать правильные формы поведения. И наказание за то, что ребенок «сломал» жука, должно быть адекватным. Но лучше сразу отвести руку ребенка, объяснить, что живому существу больно, и добавить, что нельзя обижать тех, кто меньше и слабее тебя.
Почему ребенок обижает животных?
Если ребенок обижает животных, он нуждается в:
Ребёнок жестоко обращается с домашними животными. Что делать?
Между понятиями «детство» и «доброта» мы ставим знак равенства. Но нередко дети не различают добра и зла: проявляют жестокость, издеваются над домашними животными. Что делать, если вы заметили это у ребёнка? Советует психолог Юрий Пожидаев.
Беседа состоялась в прямом эфире передачи «Формула семьи» на радио «Теос». С Юрием Пожидаевым беседует ведущая передачи Эльвира Чипенко. Юрий озвучил причины, почему такое может происходить с ребёнком, когда действительно пора обращаться к психологу за консультацией, а когда просто можно поговорить и скорректировать это поведение воспитательным процессом.
– Всем привет, друзья, у нас жесткая тема эфира: ребёнок жестоко обращается с домашними животными, что делать? Мы все наслышаны про истории, когда дети, подростки во дворах издеваются над бездомными или домашними животными.
Дома таких жестокостей, я предполагаю, не происходит, но, тем не менее, мы можем заметить, что у ребёнка есть склонность или желание помучить животное, как-нибудь поэкспериментировать над ним.
Родители в шоке – честно говоря, я их понимаю. Я бы тоже была в шоке, когда пятилетняя лапочка-булочка, девочка, берёт и растягивает кота. Что делать в таких ситуациях, когда нужно идти к психологу или даже психиатру, не дай-то Бог?
– Да, дорогие слушатели – может быть, в вашей семье была такая сложность, нечто подобное, о чём сегодня мы заявили, и вы напишете, как это происходило, как вы вышли из этой ситуации, а может быть, вы оставили всё как есть. Может, ваш ребёнок, как говаривала моя мама, «изросся», и надобность решения проблемы сама отпала.
Ну, конечно, всё это вызывает тревогу, и Эльвира почему-то родителей представила в этой ситуации бедными-несчастными. Хочу сказать, что некоторые родители вообще на это не обращают внимания, и они, наоборот, подзадоривают детей и говорят: «Ну, давай-давай, помучай ещё, помучай собаку, вырви ей зуб!» Разные родители, к сожалению, бывают…
Бывают и такие родители, которые детей провоцируют на то, чтобы они экспериментировали в этой жизни. Ловят майского жука и начинают ему отрывать сначала крылья, потом лапки, чтобы ребёнок видел, что жизнь конечна. Может, даже философский смысл в это вкладывают, потому что есть и такие семьи. Для меня даже не вопрос: нормальны такие семьи или нет.
– Зачем, Юрий? Что – есть нужда кому-то причинить боль?
– До эфира консультировал одну женщину, мы говорили про домашнее насилие. Её родственник проявляет домашнее насилие, физическое насилие над детьми. У него есть старший сын, которому 20 лет, и он его до сих пор лупит ремнём – про эмоциональное насилие я не говорю. И всё многочисленное семейство – пятеро детей и жена – постоянно находятся в этом положении.
Естественно, когда человек проявляет насилие по отношению к своим близким, то животные – братья наши меньшие, в расчёт не берутся, То есть это само собой разумеется – к собаке проявить не сострадание, а наоборот, жестокость.
– Мы уже говорили про такие случаи в семье. Но когда речь касается домашних животных – это не может не возмущать, ведь они беззащитней, чем дети…
– Я нашёл статистику: 30% детей, которые являются свидетелями домашнего насилия, таким же образом поступают с животными.
Если ребёнок наблюдает в семье домашнее насилие, если, например, папа поколачивает маму, если старшие дети бьют младших детей, что остаётся делать ребёнку – он будет проявлять насилие к животным.
Это 30%, и поэтому в некоторых западных странах существует такая практика: если они фиксируют, что ребёнок проявляет насилие по отношению к животным, то, вероятнее всего, есть насилие и в семье, поэтому нужно работать со всей этой семьёй.
Редко бывает, что ребёнок делает это вдруг, ни с того ни с сего – если ребёнку не один, не два, не три года, потому что дети, которые ещё маленькие, не могут понять, что нельзя кошку дёргать за хвост.
Мы видим, как малыши, которым 1-2 года, и они научились ходить, бегают за кошкой, своими маленькими ручонками неумелыми пытаются кошку приструнить или как-то с ней поиграть.
Кошки обычно боятся маленьких детей, они куда-то ретируются, прячутся. Хотя и некоторые кошки отдаются, может быть, из-за большой любви, в лапы маленьких детей.
И второй момент, почему дети могут проявлять насилие: потому что у них есть любопытство, то есть «а что там внутри», как устроен котёнок внутри. Может быть, у ребенка есть в генеалогическом древе какие-то анатомические корни, и ему интересно, что там внутри, и некоторые дети хотят посмотреть. Это любопытство.
Но обычно такой практикой занимаются дети, у которых есть психическая задержка развития.
Дорогие родители, возьмите себе на заметку, что одна из причин жестокости – это задержка психического развития. Вы должны это понимать.
Если ребёнок без этого не обходится, и у него какая-то маниакальная страсть к этому, пора спешить к психиатру. Но начать надо с психолога.
Думаю, что вменяемый психолог, встречаясь с крайними случаями детской жестокости, сразу отправит к психиатру, потому что здесь всё достаточно сложно. Во-вторых, это может быть жестокость сверстников, и для того, чтобы быть принятым в группу, ребёнку дают определённое задание: пойди, сделай то-то и то-то, и тогда ты будешь нашим другом, тогда мы возьмём себя в нашу компанию.
Иногда ребёнок может сделать такую страшную вещь, потому что хочет дружить со знаковыми личностями в классе, или во дворе с детьми – это наиболее значимо для него. Ну, например, голубя подбить, или что-то с ним сделать… Голубей у нас много, и все по-разному к ним относятся. К кошкам и собакам – они домашние, они чаще встречаются в квартирах – к ним больше любви.
– А кто ответственен за то, чтобы прививать ребёнку любовь к братьям меньшим?
– Это хороший ответ, он мне нравится. А можно ли это вменить в обязанность, в то, без чего человеку жить нельзя?
– Я думаю, что ко всему, что окружает ребёнка, нужно воспитывать правильное отношение. Во-первых, к животному миру, который окружает нас, к растительному миру. Даже к подъезду, в котором ты живёшь. У нас сделали ремонт, всё покрасили, всё поменяли – день лифт продержался, и я вижу, что детской рукой уже написаны слова – по уровню расположения надписи примерно понимаешь, сколько лет ребёнку. Поэтому важно воспитать отношение к тому, что вне дома.
Интересную вещь часто замечаю в поведении детей: если это животное не моё, то тогда к этому животному моё отношение будет совершенно другое и может быть агрессивным.
Поэтому здесь кодекс воспитания у всех семей разный. Но я думаю, родители мои дорогие, что, если ребёнок сегодня может плохо относиться к голубям на площади, то завтра, когда он повзрослеет, и вы будете немощными, он будет плохо относиться к вам.
То есть перенос работает, он никуда не девается, и никуда не исчезает эта внутренняя агрессия, которая формируется у ребёнка. Если она не проработана, вы потом пожнёте то, что посеяли.
– Если говорить про сельскую жизнь, то там к домашним животным относятся попроще, потому что их содержат для разведения.
То есть потом это животное забивается для питания, и как-то с этим проще, потому что видят, как режут свинью, как закалывают телёнка, корову и прочее.
Как будто и новорожденных котят утопить в ведре – это тоже нормально. А в городах мы не так часто встречаемся со смертью животных, поэтому для нас это кажется вызывающим, не так ли?
– Моя бабушка, кстати, топила котят. У нас было две кошки, их рождаемость не регулировалась, но ведь сейчас, чтобы не прибегать к крайним мерам, можно в ветеринарной клинике кошку стерилизовать, чтобы потом котят не убивать.
Конечно, эта процедура достаточно болезненная – утопление животных… Другое дело – ты прекрасно понимаешь, что скот идёт в пищу и забивается на мясокомбинате, но отношение к нему может быть добрым. Моя бабушка очень любила своих питомцев.
Ну, конечно, кур по имени не называла, только петуха, а вот многие гуси у неё были по имени. Когда животным даёшь имя, то это уже проявление отношения – это я сейчас про сельскую местность говорю.
Но я возвращаюсь к причинам, почему дети проявляют агрессию и насилие по отношению к животным.
Например, ребёнок может бояться животных. Он боится, и поэтому может проявить агрессию, чтобы нейтрализовать какого-то своего обидчика – думая, почему бы и нет.
Естественно, что если в доме не было собаки, и если на тебя идёт мастиф или бультерьер – вообще у бультерьера особая морда такая, крысообразная, хотя некоторые любят своих питомцев и для них краше никого нет, но угрожающая такая мордаша, – и даже взрослые побаиваются.
Детей нужно приучать к тому, чтобы они адекватно реагировали, не боялись. Хотя и собаки, животные могут быть разные – есть агрессивные, есть невоспитанные.
И если собакой не заниматься, если она, например, бойцовая, и её не воспитывать, то мы можем столкнуться с трагическим случаем.
Надо воспитывать ребёнка, надо приучать его к тому, чтобы он не боялся. Чтобы не боялся темноты и не боялся воды, не боялся ездить в лифте, не боялся собак, не боялся жуков, комаров и всего остального.
Нужно помочь ребёнку, который родился в нашей семье, наладить взаимоотношения с миром, в котором он живёт. Мир достаточно разнообразный, и животные – это тоже представители этого мира, с которыми мы сталкиваемся.
– Ну вот, мы вернулись к сказанному ранее: налаживание контакта с миром будет происходить исходя из тех установок, которые есть у родителей. И что для родителей является нормой, скорее всего, будет нормой и для ребёнка. Хотя бы какое-то время, пока он будет формировать своё собственное мнение.
–Да, и очень трудно, если взрослый достаточно агрессивно относится к собакам. Я, например, вижу людей, которые просто ненавидят собачников, и они готовы их извести. Есть люди, которые разбрасывают какую-то отраву с иголками, с крысиным мором, где гуляют собачники. Потому что у нас ещё нет культуры выгула собак.
Понятно, что собаки гадят, где хотят, и опять это промашки воспитания. То есть человек должен быть взрослым, понимать, что если у него собака сделала свои дела, то надо убрать.
Наше российское общество постепенно развивается в этом вопросе, но у нас что-то появляется не так быстро, как бы хотелось.
У меня был шок, когда я был в Штатах. В парке я подошёл к фонтанчику для воды попить, и мой взор упал на то, что там есть фонтанчик для собаки. Здесь позаботились о том, чтобы собака пила, потому что собаки низкорослые, нужен собственный фонтанчик для воды. Я уже не говорю про мусорный пакет.
Поэтому сейчас, когда мы говорим, что у нас достаточно агрессивное общество, догхантеры и всё остальное присутствует, надо понимать, что люди агрессивны по отношению к животным.
Кстати, ещё одна причина, почему ребёнок проявляет насилие по отношению к животному – потому что он ассоциирует животное со взрослым, который его обижает.
То есть когда ребёнок мучает животное, он испытывает чувство возмездия за свои обиды, которые случились у него в жизни.
– Это очень сложная связь. Я понимаю, если, например, это животное старшего брата, который постоянно лупит, и ты хочешь отомстить, чтобы вот именно это любимое животное забрать…
– Если, например, это твой кот, а твой кот испортил когда-то мои любимые ботинки – это одна история. А вторая история – мы с тобой что-то не поделили, у нас коммунальная квартира, и, если что, сразу ты в суд идёшь, в полицию вызываешь, то естественно, что я буду пинать твоего кота и причинять ему страдание, тем самым как-то облегчая своё существование.
– Татьяна пишет: «О каком возрасте ребёнка идёт речь? Моему полтора года, и он пинает кота, собаку может пнуть и майского жука раздавил в руке». Вопрос: в этом возрасте ребёнок понимает, что он делает?
– В этом возрасте ребёнок пока не понимает, что он делает, и поэтому вы ручку ему разгибаете, и, называя по имени ребенка – не надо сразу кошмарить его, ругать и всё остальное. Он пока не понимает. Нужно останавливать ребёнка, нужно брать его ручку в свою – это очень важный процесс…
Хочу заметить одну важную вещь: многие дети играют в компьютерные игрушки, всевозможные бродилки, стрелялки и всё остальное, где есть насилие. И иногда виртуальный мир, который полон насилием, также может отражаться на отношении к животным. Кстати говоря, это одна из причин жестокости.
Иногда родители думают: вроде мы хорошие, мы добрые, мы хорошо относимся к собакам, мы любим своего ребёнка, вроде бы нет видимых причин. Но есть невидимая причина, и она где-то рядом. Это может быть виртуальный мир, сообщества, в которые входит ваш ребёнок.
Поэтому ищите здесь. Иногда бывают, правда, очень положительные семьи, всё хорошо, всё нормально, но вдруг ребёнок начал проявлять незатейливый интерес к жестокости и начал дубасить свою собаку…
– Все любят обвинять видеоигры, но так ли они плохи? Есть и другие исследования, которые говорят, что люди, которые проводят много времени, играя в виртуальные игры, не способны причинить насилие в реальности.
То есть должны быть какие-то причины. И одна из причин может быть виртуальная. Да, это не самая главная причина, но она имеет место быть.
– Ирина пишет: «Мой знакомый – милый парень, иногда может расчленить муху, а иногда может предложить: давай бомжа убьём! Меня это порой напрягает, никогда на это не подпишусь, и хочу знать, с кем я дружу».
– Дело в том, что муха и бомж – всё-таки разные существа. Я не испытываю особой любви к мухам, и думаю, что практически (может быть, среди нас есть буддисты), но практически все слушатели, как мне кажется, если муха залетела в дом, конечно, не рады. Если нет возможности её поймать и выпустить, то, наверное, мы возьмём мухобойку и её прихлопнем.
Но если человек, ваш друг испытывает особое наслаждение, то есть он берёт муху, он ей отрывает одно крыло, потом отрывает ей лапку, потом её потрошит, потом он берёт увеличительное стекло, – то вы понимаете: что-то с мальчиком не так. Если растягивает эту процедуру – смакует, растягивает удовольствие, возникает вопрос: зачем он это делает, что он удовлетворяет?
Здесь такой тревожный звоночек должен быть, потому что – я не знаю, это шутка или не шутка, я не знаю вообще, что в голове вашего молодого человека, но я могу сказать следующее. Например, если вы очень начинаете нервничать по этому поводу, то, может быть, ему доставляет удовольствие вас вводить в такое состояние.
Я сейчас указываю на возможную причину, но в принципе это вас правильно напрягает. Поэтому, чтобы потом это не переросло во что-то большее, старайтесь нивелировать, то есть сократить времяпрепровождение один на один, если это есть. А лучше всего– выберите себе другого друга, если это возможно.
– А есть ли возможность помочь – я даже не знаю, какое слово употребить, потому что зачем помогать, человек не чувствует, что ему нужна помощь.
А что делать? Может, если я сейчас чего-то не сделаю в такой ситуации – кто знает, может это следующий Битцевский маньяк? А я тут на заре, так скажем, его карьеры, извините, ничего не смогла делать и не отправила его психушку?
– По нашему законодательству в психушку просто так не отправишь, нужно судебное постановление. Сначала нужно понять на своём доморощенном уровне: человек вменяем или невменяем. То есть мы задаём ему вопрос: зачем ты это делаешь? Второй вопрос: а что тебе это даёт, ты что – испытываешь какое-то наслаждение, а давно ли ты это делаешь?
Человек, скорее всего, скажет, что с детства. А с чем это было связано, почему ты это продолжаешь? Вот когда вы начнёте задавать вопросы и получать ответы, и если эти ответы вас напрягают, то нужно продумывать свою обратную связь, очень корректно с такими людьми разговаривать.
Не хотелось бы, чтобы вы вывели их из состояния равновесия. И потом нужно сказать: я хочу помочь тебе, потому что не очень здорово, что ты делаешь. Опять – как человек отреагирует. Если отреагирует агрессивно, то вы ни чем не поможете.
Вы знаете примерно, как наши службы могут отреагировать на это. Поэтому лучше уйти куда-то далеко. Друзья мои, мы можем помочь только тому, кто хочет, чтобы ему помогли, и вы должны это понимать.
– Есть история от Елены: «У нас приёмная дочь, и когда она была в четвёртом классе, она поймала утку и живую поджарила её на костре. Когда мы разбирались, почему она так сделала, она сказала, что утка не хотела сходить на яйца. Конечно, мы обратились к психологу».
Чем история закончилась, я не знаю, но если обратились к психологу, и если человек сейчас это рассказывает, вероятно, что все хорошо закончилось.
– Четвёртый класс – это достаточно большой ребёнок. То есть это уже практически начало подросткового периода. И эта агрессия – очень сильная агрессия. Потому что, я так понимаю, она эту бедную утку живьём сожгла – это конечно очень большой звонок, и поэтому здесь нужно обращаться к специалистам.
– Давайте теперь поговорим про возраст.
– Как правило, дошкольники ещё не понимают боль животного. Я думаю, что понятие боли другого существа приходит постепенно – то есть когда мы говорим про боль, ребенок сначала понимает только свою собственную боль.
И опять всё зависит от ребёнка, от его развития, от его мозговой деятельности. То есть он свою боль может понимать где-то в 3 года, с этого момента он начинает её осознавать как собственную. Не всегда ему понятно, что животное страдает, животное испытывает болевые ощущения. Но где-то к 5–6 годам ребёнок начинает понимать – да, уточке больно.
– Комментарий от Татьяны: «У меня коты с 4 лет, но первая кошка была очень злой, поэтому я лишний раз к ней не лезла».
У меня тоже была кошка в раннем возрасте, но она как раз была злая по отношению ко всем, и если мама меня начинала ругать, она начинала меня защищать, кидаться на родителей, кусать и царапать ноги, лишь бы на меня никто лишний раз не повышал голос.
Мне кажется, что если ребёнок с детства – с самого детства взаимодействует с домашним животным, то у него не возникает потом агрессивного отношения к нему.
– Мы говорили о том, что детишки не сразу понимают, что такое боль вне их самих. Свою собственную боль со временем они понимают. Но чувствовать боль и осознавать – это совершенно разные вещи.
Ребёнок чувствует боль, когда ему год и когда полгода, он чувствует болевой порог и начинает плакать, он начинает реагировать.
Потом начинает осознавать, что эта боль произошла, потому что я ударился, потому что я бежал, понимать эту причинно-следственную связь. Потом идёт дальше, то есть начинает осознавать боль в процессе воспитания.
Сегодня был комментарий: ребёнку два года, и он кошку таскает. Вообще-то кошкам больше всего достается – потому что кошки живут дома и по характеру более мягкие, они хорошо реагируют на игру.
Котята напоминают детям естественные игрушки, и, раз это живая игрушка, она сопротивляется, то она вызывает неподдельный интерес. Игрушка же статичная, она же не двигается, а эта двигается, моргает, и понятно, что ребёнка это привлекает.
– То есть где—то с возраста 5–6 лет ребёнок осознает: если пнуть кошку, кошке будет больно, и если ребёнок продолжает пинать, то это делается сознательно?
– Если ребёнок продолжает пинать, здесь нужно объяснить, что же такое боль. Мы берём руку ребёнка, мы можем её сжать: «Тебе больно, ты чувствуешь, что я сжимаю тебе ручку?» – «Чувствую» – «А ты понимаешь, что я могу больше делать?»
Сделайте чуть-чуть больнее, до начала болевого ощущения. «Тебе больно сейчас?» – «Больно» – «Тебе приятно» – «Нет» – «Вот когда ты делаешь так, как ты сейчас сделал по отношению к собаке или к кошке, и сделал это сильнее, она чувствует, что ей больно, и ей неприятно».
Дошкольнику такие моменты объясняют, потому что ему тяжело это понимать. Потому что он играл в игрушки, которые кидал, что-то там с ними делал, отрывал колёса. Но это другая игрушка, она живая. И отношение к живой игрушке нужно воспитать правильно.
– Подтвердите или опровергните мои мысли, что если у ребёнка есть домашнее животное прямо с рождения, или с самого-самого маленького возраста, то у него не формируется агрессии к домашних животным.
Я имею в виду, что никаких особо жестоких моментов не будет, если животное есть с детства, или это не так?
– Да, при условии, что, если есть животное с детства, ребёнок это понимает, что это его животное и родители смотрят, как он его воспитывает. С любым животным нужно заниматься. Ребёнку подарили животное, он с ним побуцкался месяц, может быть, меньше, а потом животное перешло во владение мамы. И теперь и как бы оно есть, и как бы его нет.
Когда мы говорим, что есть животное, это значит, оно есть в жизни, этот ребёнок кормит его, он отвечает за его уход, он его выгуливает, он замечает, когда животное болеет – тогда оно есть.
А если животное просто присутствует в квартире – ну, как бы не моё, тогда ребёнок может его пинать.
А если, например, мама чем-то обидела, то это мамина собака и маминой собаке достанется.
– Всё через воспитание?
– Конечно. Потому что, если мы говорим, что ребёнок у нас просит кошку или просит собаку, то вы должны приложить все усилия, чтобы эта собака не перешла, как выигрыш лотерейного билета, к вам. Мне кажется, достаточно большой процент животных, которых заводят родители для ребёнка, переходит к родителям. Так нельзя.
– «Ребёнку 3 года, весьма спокоен, но недавно появилась агрессия, направленная на членов семьи. В семье не практикуем насилие, но вопрос, как быть и какие способы наказания имеются».
– Ну, смотрите: а почему агрессия возникла, она же ниоткуда не может возникнуть. То есть ребёночку 3 года, и что случилось? Ну, например, это может быть что–то физическое, например, у ребёнка возникает аллергия, он стрессует по этому поводу. То есть должна быть причина, почему ребёнок проявляет агрессию.
– Но 3 года – это же кризис?
– В 3 года начинается кризис. Он очень известный, заезженный, уже всеми освещённый: «Я сам!» Ребёнок проявляет инициативу, и если вы загораживаете эту инициативу, не даёте ребенку проявиться, он может тоже проявлять агрессию. То есть нужно понять причину, почему.
Во-первых, причины могут быть физические, то есть что-то не так с его организмом, например, он начал плохо спать. Вторая причина: может быть, он остаётся с няней или остаётся с бабушкой, или ещё с кем-то, то есть что-то там может происходит. Третью причину я вам назвал, сказав по поводу кризиса 3 лет.
То есть нужно понять, что с вашим ребёнком происходит, вы должны объяснить эту агрессию. После того, как вы найдёте причину, можно говорить о профилактике и по поводу вывода его из этой агрессии.
То есть по поводу наказания – я надеюсь, вы не говорите сейчас о физическом наказании, то есть вы не говорите о том, что его надо напороть, и всё остальное. Наказаний бывает очень много, то есть когда вы его лишаете прогулки, вы его лишаете чего-то, что он любит – мороженого, например.
Сразу хочу сказать: пожалуйста, не наказывайте ребёнка одиночеством. Вы, например, говорите: «Так, ты наказан, поэтому ты один сидишь в комнате!» Старайтесь избегать таких наказаний, потому что такие наказания оказывают очень негативное воздействие на психику ребёнка.
Он начинает чувствовать, что он вам не нужен, он начинает чувствовать и понимать, что вы не любите его, и вы поэтому бросаете его, отгораживаете в отдельную комнату. Наказан – хорошо, сиди со мной, я буду сейчас читать книжку, а ты со мной рядом, на тебе раскраску, сидишь со мной и раскрашиваешь вот эту раскраску, тебе нужно два рисунка сделать, давай.
– Почему это является наказанием, то есть со стороны родителей наказать ребёнка – это сделать так, чтобы ребёнку было плохо?
– Не надо делать ему плохо, нужно ограничивать его выбор, нужно ограничивать степень его свободы.
Цель воспитания ребёнка – привести его к определённому результату с наименьшими потерями, чтобы он это понял.
Я думаю, что если вы ему делаете плохо, если вы бьёте, он понимает это на уровне физики, он боится, он больше не будет этого делать – вселяется страх, он боится, но он не понял, почему нет. Тем более в три года.
Вообще, в три года понять какие–то вещи очень тяжело. А когда вы его ограничиваете и говорите: «Так, смотри, Максим: ты сейчас стукнул свою сестру игрушкой, Посмотри: у неё текла кровь, мы прилепили пластырь, ей очень больно, Максим.
Поэтому сегодня мы не идём в кино, мы не смотрим мультфильм, который мы запланировали, мы остаёмся дома». Говорите спокойным тоном и оставляете его около себя.
У нас наказание почему-то связано с какими-то одиночными камерами, мы почему-то хотим нанести боль, причинить страдание ребёнку. Зачем? Понимаете, наказания должны нести воспитательный характер, они должны приводить к чему-то.
И вот, когда вы хотите наказать ребёнка, поразмышляйте: ребёнок не любит читать – но ведь ребёнок может уставать от чтения, ребёнок может не запоминать, и это вопрос развития структур его мозга. Это ему пока неинтересно, в конце концов.
Может быть, у вас не очень верно подобранная литература. А мы его глушим и говорим: «давай, давай, давай!», мы подавляем в нем вообще всё живое, он делает вид, что читает, он как бы читает, мы можем, конечно, сделать проверку, но он ничего не получает от этого. И мы убиваем желание к учебе, и каких мы результатов добьёмся? Вообще никаких.
Вот я об этом, потому что, когда ребёнок не выполняет тех или иных требований, которые мы хотим, правил, которые мы устанавливаем – мы должны разобраться в причинах. И если это ребёнок ещё не взрослый, который ещё не так лукавит, как взрослые, не обманывает, то разобраться в причинах мы можем.
Мы можем понять собственного ребёнка. Я за такой подход. Потому что надломить, поломать, разрушить, растоптать – это родители делают очень легко и быстро, но вот потом востановить что-либо хорошее бывает очень сложно.
– У нас был комментарий, что уже взрослые дети издеваются над животными в деревнях, – они что, не понимают, что это боль? Они понимают. Почему они это делают, зачем?
– Я думаю, если подростки это делают, значит, подросток состоит в какой-то группе. Потому что, если это делает подросток, если он делает это намеренно, то, по всей видимости, что-то там нечисто.
То есть, возможно это криминальная группировка, возможно, что это могут быть наркотики, принадлежность к какой-то девиантной группе сверстников, той, где практикуется жестокость. Я думаю, что здесь нужно сразу обращаться к профессионалам.
Если это происходит в подростковом возрасте, медлить нельзя. И это может быть ещё также какое-то расстройство, мозговое расстройство.
– То есть Вы хотите сказать, что сейчас все подростки в российских сёлах, которые издеваются над кошками, бросают их куда-то, привязывают консервные банки к хвостам – это люди, у которых что—то не в порядке, и им пора к психиатру?
– Я выражаю своё мнение, но понимаю, что оно – не исключительно верное.
Повторюсь, причины могут быть разные. Например, подростки обычно сбиваются в группки, дружат какими-то определёнными компаниями. В этой компании обычно есть лидер.
Если этот лидер догхантер, то для них просто забава привязывать кошкам консервные банки, гонять собак, убивать животных и всё остальное. Это может быть одна из причин.
Но если ребёнок ни с того ни с сего вдруг стал препарировать кошек – нормальный ребёнок, хорошо учился, и вдруг несколько штук поймал, разрезал и кишки развесил в подъезде – наверное, тут уже всем понятно, что это клиника и нужна помощь специалиста.