Как объяснить ребенку что опаздывать плохо
5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает
Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.
Почему ребенок привык опаздывать
У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого конфликта с педагогом и нежелания ходить на занятия.
Как ему помочь
Начните с себя
Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует начать с себя и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек?». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.
Живите по плану
Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.
Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.
Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.
Ищите причину опоздания вместе с ребенком
Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.
Развивайте чувство времени
Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».
Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.
Используйте визуализацию
Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.
Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.
Пунктуальность: Рекомендации по тому, как научить ребенка не опаздывать
Мы расскажем о том, как научить ребенка пунктуальности. А также поведаем о ряде рекомендаций, которые помогут вам добиться этого.
Рекомендации по тому, как научить ребенка пунктуальности
Научите ребенка пользоваться часами
На следующем этапе обучения пунктуальности вам предстоит научить ребенка пользоваться часами. Они могут быть любыми. Как с электронным циферблатом, так и классическим.
Когда ребенок начнет разбираться в том, где часы и минуты, переходите к следующему этапу обучения. Планированию времени. Объясните ребенку, что значит «через час». А что значит «через пять минут».
После того, как ребенок освоит и это, проведите небольшую тренировку. Скажите, что через пятнадцать минут будете ждать ребенка на кухне. Чтобы поужинать. Попросите ребенка следить за часами. И засеките время. Если ребенок придет на кухню ровно через пятнадцать минут, то он успешно научился ориентироваться во времени. Если же он опоздал или совсем не пришел, то в теме он не разобрался. Вам нужно провести повторную лекцию. И рассказать о том, что значит «через пятнадцать минут» более подробно.
Научите ребенка ориентироваться в днях, месяцах и датах
Купите ребенку календарь. После того, как он освоит время, начните учить его ориентированию по датам. Расскажите, что у каждого дня в месяце есть определенный порядковый номер. Дата.
Когда ребенок начнет разбираться в датах, вам нужно проделать практически аналогичное задание, что и с часами. Предположим, сегодня у вас 15-ое число. Скажите ребенку, что 16-го (то есть, завтра) пойдете с ним, к примеру, в зоопарк. Попросите напомнить вам об этом событии день-в-день. Скажите, что если ребенок не сделает этого, то вы забудете о своих планах. И не сводите его в зоопарк.
Когда наступит 16-ое число, выжидайте. Скорее всего, ребенок подойдет к вам с утра и скажет: «Мам, ты обещала сводить меня в зоопарк». Если же этого не произойдет, то вам нужно еще раз рассказать ребенку о том, как ориентироваться в месяцах, датах. И повторить задание.
Что делать, если ребенок не просыпается вовремя?
Если ребенок игнорирует будильник во время утреннего подъема, то действовать нужно следующим образом. Установите его немного по другой системе. Так, чтобы его звонок не кончался до тех пор, пока ребенок не встанет.
Если ребенок будет продолжать спать после первого звонка, то остальные будильники гарантированно его разбудят. И не дадут уснуть.
Приучите ребенка к утреннему ритуалу
Чтобы ребенку было проще и быстрее собираться по утрам, вам нужно создать для него некий утренний ритуал. Последовательность действий, которая выполняется в одно и то же время. Каждый день.
Ритуал у ребенка может быть следующим:
За счет того, что действия будут механизированными, ребенку будет очень просто их выполнять. Он будет делать это буквально автоматически. Каждый день. И больше не будет опаздывать.
Аналогичные ритуалы можно вводить и по отношению к другим делам. Например, при выполнении домашнего задания. Или при сборах в кинотеатр/кафе/парк развлечений. А также на день рождения.
Научите ребенка системе «Обратный отсчет»
Чтобы ребенку было проще научиться пунктуальности, попробуйте ввести систему под названием обратный отсчет. Ее суть заключается в следующем:
Эту систему ребенок будет применять и при планировании времени в дальнейшем. Она, конечно, будет немного видоизмененной. Но ее суть все равно будет оставаться аналогичной.
Например, у ребенка в школе будут уроки до 15:00. В 18:00 ему нужно попасть на тренировку в спортивную секцию. Чтобы все успеть, ребенок начнет планировать свой день. Если он хочет попасть на тренировку, то ему предстоит сесть за учебу не позже 15:30. Он начнет выполнять домашнее задание вовремя. И справится с ним за несколько десятков минут до тренировки.
Распишите задачи ребенка на день
Распланируйте ребенку день с помощью специальной доски. Установите ее в комнате. И пишите на ней различные заметки для ребенка.
Выглядеть содержимое доски должно следующим образом:
И так далее. Ребенок будет легче запоминать, что ему нужно сделать, если план дня всегда будет находиться перед его глазами. А еще, указанное время выполнения задания будет стимулировать его все делать в срок.
Доски могут быть представлены в абсолютно любом виде. Как те, на которых можно рисовать маркером. Так и те, на которых размещены бумажки. И которые предназначены для рисования.
Пусть ребенок делает заметки в телефоне
Аналогичные приложения можно установить и на смартфоны Android. В них тоже можно вносить различные заметки. Которые будут напоминать вашему ребенку о том, что нужно делать, и когда.
Предложите ребенку вести ежедневник
В ежедневниках обычно расписывают то, как будет проходить тот или иной день. С подробным расписанием. И названием дел. Например, ребенок может записать следующий план действий:
И так далее. Ежедневник поможет ребенку запрограммировать свое подсознание на своевременное выполнение тех или иных дел. Он четко будет помнить, что должен сделать. И когда.
Заключение
Если в раннем возрасте ваш ребенок не пунктуальный, то беспокоиться об этом не стоит. Эта проблема может проявляться из-за того, что он маленький. И еще не ориентируется во времени. Вполне возможно, что в будущем ребенок научится пунктуальности. Это произойдет тогда, когда он научится ориентироваться в датах и времени.
Главное, чтобы на протяжении всего взросления ребенка вы учили его приходить вовремя. И не опаздывать. Личный пример очень важен при воспитании.
5 простых способов научить детей не опаздывать на уроки
Что нужно делать, чтобы ученики приходили на ваши уроки вовремя? 5 работающих советов.
Вы тоже воюете с учениками, которые постоянно опаздывают? И как, успешно?
Битва с опоздавшими всегда проигрышная для педагога, прежде всего потому, что она мешает учебному процессу. Мало того, что опоздавший ученик прерывает ход мыслей учителя, так ещё и нарушает дисциплину своим внезапным появлением.
Если оставить такие выходки без внимания, опоздания могут стать хроническими и быстро превратятся в «болезнь» всего класса. С другой стороны, разбор полётов и выяснение причин опоздания занимают слишком много времени, которого учителю и так вечно не хватает.
Так что же делать в подобных ситуациях? Возможно ли выиграть войну с непунктуальными учениками и навсегда избавиться от этой проблемы?
Ответ — «Да», и вот 5 идей как это сделать:
1. Установите четкие правила
Несколько правил не решат проблему с опозданиями, однако помогут установить железную дисциплину в классе. Дайте ученикам понять, что вы не станете закрывать глаза на опоздания и ни в коем случае не делайте исключений, особенно в пользу примерных учеников.
Опоздал — значит нарушил правила, соответственно, будь добр понести наказание. Последствия для учеников могут быть абсолютно разными: дополнительные задания, звонок родителям, или даже более юмористические меры — например, приседания перед всем классом.
2. Поощряйте пунктуальных учеников
Вознаграждайте тех, кто пришёл вовремя и заранее подготовился к уроку. Как? Дайте ученикам нестандартное задание, которое нужно выполнить до урока: посмотреть видео по телефону, почитать статью в блоге или найти какую-то информацию в интернете.
Задание может быть абсолютно не связано с темой урока, а вот его выполнение точно станет хорошим бонусом для учеников. Кто не захочет получить несколько дополнительных баллов к тесту, или иметь освобождение от домашнего задания?
3. Станьте примером
Почему ученики должны приходить на урок вовремя, если учитель сам этого не делает?
Постоянно опаздывая, вы не только подаете дурной пример учащимся, но и теряете драгоценное время, которого и так мало. Так что не стоит удивляться, что ученики не особо спешат на ваши уроки, ведь дурной пример — заразителен.
Возьмите в привычку приходить в класс за несколько минут до звонка. Так у вас будет время на подготовку к уроку и общение с учениками, а также на ваше бонусное задание для пунктуальных ребят.
4. Устройте соревнование
Все дети любят соревнования — так почему бы не устроить турнир по пунктуальности? Создайте турнирную таблицу и отмечайте в ней успехи учеников. Награждайте их за своевременное прибытие на урок и вычитайте баллы за опоздания. А победителю вручите кубок или диплом!
Поощрение учеников, которые всё делают правильно — это мощная тактика. Награда за пунктуальность станет отличной мотивацией даже для тех, кто привык опаздывать на уроки.
5. Мотивируйте
Почему ученик не должен опаздывать? Потому что его может ждать интересный сюрприз!
Пунктуальность можно поощрять разными способами. Например, каждый день выбирать случайного ученика и прятать под его партой наклейку или записку. Ученик, который приходит вовремя и находит «сообщение», получает какой-нибудь бонус или приз. Если ученик отсутствует или опаздывает, то приз аннулируется.
Используйте свою фантазию, чтобы заинтересовать ребят и научить их пунктуальности. Покажите им, что приходить вовремя — это не только полезно, но и весело.
Вам слово: Дорогие учителя, а как вы воспитываете в учениках пунктуальность? Делитесь методиками!
Как объяснить ребенку что опаздывать плохо
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21615
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Как ребенок сам объясняет свою тревогу?
Что ребенок отвечает на вопрос: что самого страшного произойдет, если опоздать в школу? Рассказывает ли ребенок об опаздывающих одноклассниках? Что именно о них говорит, как оценивает их действия?
Есть ли в семье еще люди, имеющие сходные отношения с темой опозданий?
Детский сад
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21615
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Цитата: |
И еще у меня ребенок медлительный,и я его всегда поторапливаю. |
Расскажите об этом более подробно. Как Вы это делаете? Какие слова говорите при поторапливании?
Цитата: |
Есть в классе мальчик,все время опаздывают |
Расспросите сына, что учитель говорит обычно тому мальчику?
Детский сад
На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21615
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
В своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» известный детский психотерапевт А.И. Захаров пишет:
«В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?».
Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.
Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.
8 советов, как научить ребенка не опаздывать
«Время не любит, когда его убивают», — строго говорит один из героев «Алисы в стране чудес». И мы с ним совершенно согласны. Со временем надо дружить. Как помочь ребенку подружиться с часами, а заодно стать пунктуальным, планировать развлечения и уроки — разбиралась мама троих детей Ксения Букша.
1. Освоиться во времени
Есть дети, которые легко понимают «по часам», а есть — которым это трудно, которые долго не ориентируются во времени. Как только ребенок начинает проявлять мало-мальский интерес к часам, суткам, календарям и тому подобным штукам, пора заводить с ним беседы о времени. Что такое «через час»? Пять минут — это долго или не очень? А пять секунд? Время дошкольника конкретно: час — это сколько мы едем на дачу, а пятнадцать минут — это когда вон та стрелочка будет торчать вверх. Сделайте модель часов, на которой можно крутить стрелки, и научите дошкольника это делать. Конечно, есть и электронные часы, но обычные круглые тоже нужны. Круглые нагляднее, а значит, позволяют лучше понять цикличность времени. Нужен и календарь, на котором видно недели и месяц, и разговоры о том, что такое вечер и ночь, месяц и год. Молодой и старый месяц на небе, костяшки пальцев, слово «високосный», наблюдение заката и рассвета, подсчет дней до дня рождения или Нового года — все это помогает освоиться во времени, начать ориентироваться в нем.
2. Знать свои особенности
Кто вообще никогда не опаздывает?
Не опаздывают люди слегка тревожные. Такие, которые не выглядят и не чувствуют себя тревожными, они просто любят, когда у них все под контролем. Но в основе этого лежит слегка повышенный уровень тревожности. Именно они прибегают за 10-15 минут и ждут вас на углу. Бывают такими и дети. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс».
А вот опаздывают самые разные люди — и очень тревожные (потому что мечутся), и совсем беспечные (потому что им все равно). Но научиться не опаздывать может любой. Поэтому важно понимать, какая именно проблема с опозданием есть у вас или у вашего ребенка.
Как я опаздываю и почему? Обманываю себя, что «полежу еще пять минут» и снова засыпаю — так может, я просто не высыпаюсь? Не могу вовремя собраться с утра — может, стоит собираться с вечера? Не замечаю, как трачу время на сидение в соцсетях?
Все это надо осознать. Самостоятельно. Капать ребенку на мозги — не поможет. Для осознания у него должны развиться причинно-следственные связи.
3. Готовность к планированию
Когда заканчивать планировать время ребенка и передавать ему эту функцию? Как определить, что он готов?
Во-первых, когда часть его жизни проходит отдельно от нас. Бессмысленно просить ребенка планировать утро самостоятельно, если вы живете в таунхаусе и утром едете в город все вместе на одной машине. И если ребенок еще не делает уроки сам, не гуляет сам — его время ему пока не принадлежит.
Во-вторых, когда ребенок уже способен самостоятельно осознать причинно-следственную связь между событиями. Пока ребенок живет моментом, пока не понимает, что это от него зависит, успеет ли он поиграть вечером и будут ли его ругать в школе, — наше жужжание «быстрее, скорее» — для него белый шум.
В-третьих, это должна быть действительно его жизнь. Учить ребенка не опаздывать в школу, где его травят одноклассники и гнобят учителя — просто несправедливо. Планировать стоит то, что хотя бы не противно!
В-четвертых, действовать надо постепенно. Сначала мы планируем за ребенка, потом вместе с ним, а потом он делает это сам.
4. Следить за звонком
Вдумчивым копушам помогает не выключать повтор будильника. Можно обратить внимание ребенка на то, что «от подъема до выхода из дома будильник должен прозвонить пять раз». Первый звонок — встаем. Второй звонок — выходим из ванной. Третий — мы завтракаем. Четвертый — завтрак закончили и приступили к одеванию. Пятый — на выход. Иными словами, в нужный момент мы привносим немного бдительности. Это гораздо лучше, чем понукать и поторапливать. Ребенок постарше может сам устроить себе «бодряк» — включить музыку, чтоб быстрее двигаться или поставить смешные напоминалки.
Наоборот, торопыжки готовы проснуться в 7-55 и выскочить из дома за пять минут. И выскакивают. Без рюкзака. С ними можно поговорить о том, что полезно все-таки дать себе немного лишнего времени с утра, чтобы не надеть трусы вместо шапки.
Многим ответственным детям нравится игра в пунктуальность. Один мой знакомый второклассник знал до минуты, во сколько он чистит зубы, во сколько — надевает шапку, а во сколько к остановке подходит автобус (он ездил в школу самостоятельно). Обычно у детей подобный азарт включается позже, и для двенадцатилетних это — хорошая мотивация. «Я умею, я знаю, я сам контролирую время» — это очень приятно.
5. Обратный отсчет
Научим ребенка рассчитывать время, начиная с конца.
Опять сначала вместе. «Папа приходит в девять. К этому времени ты хочешь быть свободен, чтобы с ним поиграть. Сейчас половина шестого. Обычно на уроки у тебя уходит два часа. Значит, за уроки надо сесть ровно в семь, а прийти c прогулки без пятнадцати. Получается, что ты можешь погулять час пятнадцать минут. Запиши».
Спустя месяцы или годы рассуждаем таким же образом уже вместе с ребенком. Ясно, что наши представления могут отличаться, и будут вопли «да я сделаю за двадцать минут». Иногда мы настоим на своем видении, но в какой-то момент полезно дать ребенку ошибиться. Сделаешь за двадцать минут? Спорим, что нет? И вот папа пришел, а уроков еще полным-полно — ошибочка вышла. Пяток таких ошибок, и расчет станет более точным.
Таким же способом можно рассчитать и время до выхода из дома, и — более точно — время на уроки, на дорогу — на все что угодно.
6. Доска
Другая важная задача — умение планировать количество дел на день. И, по моему опыту, лучшим планировщиком для детей и младших подростков остается доска.
Это может быть просто листок бумаги, приколотый к стене, холодильник, доска с маркером или грифельная доска и мел — что угодно. Важно, чтобы список дел на ней был хорошо виден, и чтобы ребенок мог сам проставлять плюсы и минусы или переписывать дела из графы «надо» в графу «сделано». Полезность этого инструмента трудно переоценить. Даже самые бесшабашные «гиперы» становятся куда более ответственными и пунктуальными, когда у них появляется такая доска. Можно отмечать и время, когда надо начать выполнять задание.
Сначала на доске пишут родители, а потом ребенок делает это самостоятельно. Многие на первых порах слишком увлекаются и пишут список из ста пунктов. Практика, как всегда, все расставляет по местам.
7. Телефон
Это другой незаменимый инструмент. Я не имею в виду какие-либо программы и гаджеты. Идеально для ребенка (подростка) ставить на телефоне простые памятки. Они помогают даже в процессе выполнения уроков. Научим ребенка делить уроки на части по 20-30 минут и ставить себе памятки на десятиминутный перерыв — так, кусками, домашнее задание выполняется легче и бодрее. А уж такие памятки, как: «начать собираться в музыкалку», «пора домой», «позвонить маме, что доехал», — сэкономят нервы всем членам семьи.
8. Бумажный ежедневник
Если уж мы решили отдать контроль ребенку, очень важно дать ему время привыкнуть к новому положению вещей и сделать свои ошибки, выработать свое отношение ко времени. В конце концов, когда научились не опаздывать мы сами? Скорее всего, не в детстве. А может быть, даже и не в юности. Дайте время научиться и нашим детям. Постепенно суетливый и тревожный начнет получать удовольствие от собственной пунктуальности, а рассеянный и расхлябанный научится собираться хотя бы в самые важные моменты.
- Мошка в квартире что делать
- Как и чем лечить язву желудка какими лекарствами