Как объяснить ребенку что такое алфавит
Как выучить алфавит с ребенком
Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы». Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать. Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.
Когда начинать учить алфавит
Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?
Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.
Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.
К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.
В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.
Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.
Как выучить буквы: с чего начать
Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.
Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?
Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.
Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.
Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.
Как выучить алфавит
Алфавит с ребенком учат по одной букве
Как выбрать букварь
Есть такая проблема – страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).
Урок по русскому языку на тему «Алфавит и его значение» (1 класс)
Тема урока: Алфавит и его значение.
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие:
1) систематизировать знания учащихся об алфавите;
2) повторить написание ранее изученных букв;
3) продолжить формирование понятия «звук-буква».
Развивающие:
1) развивать фонематический слух;
2) развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
УУД:
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
— Встали все у парт красиво, чтобы я всех вас увидела. А сейчас тихо сядут девочки, а мальчики послушают – все ли тихо сели. А теперь тихо сядут мальчики, а девочки послушают.
У всех спинки прямые.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Актуализация опорных знаний.
На каждой страничке,
— Чем буква отличается от звука? (Звук слышим, произносим, буквы пишем и видим)
— Как отличить гласный звук от согласного?
1. Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем
2. Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
3. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и свистеть,
Но не хочется им петь.
А теперь поиграем в игру «Найди лишнюю букву»
Какие еще буквы могут обозначать два звука? Когда они обозначают два звука?
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.
Посмотрите на доску, мы видим рисунки с различными предметами и животными. Запишите первую букву предметов, изображенных на картинке.
Буквы пишем заглавные.
Самооценка. Оцените свою работу.
Какое слово получилось? Поставьте ударение, разделите слово на слоги, составьте схему слова.
— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно, об алфавите.
— Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?
Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?
Итак, мы должны узнать, что такое алфавит, для чего он нужен и запомнить порядок букв и их названия.
Для достижения поставленных целей нам нужно:
Быть внимательными
Быть усидчивыми
Быть любознательными
Быть сосредоточенными
Помогать друг другу
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
— Давайте назовем буквы из которых состоит слово АЛФАВИТ. Названия букв алфавита надо знать.
— А что такое алфавит? (Буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке называются алфавит, или азбука)
— Давайте назовем буквы алфавита по порядку.
Сколько букв в алфавите?
— Попробуйте объяснить, почему назвали «алфавит», или «азбука»
Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит»
— Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать? (Азбука)
— А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку.
— Прочитайте, как называлась первая буква, вторая? (Аз, буки)
— Что получается при сложении этих двух слов? (Азбука)
— А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад, именно её мы с вами изучаем.
— Рассмотрите репродукцию с иконы «Кирилл и Мефодий». На ней вы видите Кирилла и Мефодия. Они почитаются как святые, потому что благодаря им славяне (наши предки) получили возможность читать и писать на своём языке. Кирилл и Мефодий составили первые словари.
— Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Найдите буквы похожие на буквы из современного алфавита.
(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)
Ребята, зачем нам нужно изучать и знать алфавит? Где может пригодится знание алфавита?
При помощи алфавита можно поставить слова в определенном порядке т.е. по алфавиту.
Поставьте слова в алфавитном порядке: ШКОЛА, КЛАСС, ЗВОНОК, УРОК, БУКВАРЬ.
— Подчеркните орфограммы, т.е. буквы в словах, где мы можем ошибиться «опасные места». Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Какое слово лишнее, почему?
Физминутка. Изобразите руками букву Ф –наклоны в право, влево; О, Р – прыжки на двух ногах; Т – повороты вправо, влево; Г, К
Если мы не знаем как правильно написать слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словари)
Попробуйте быстро найти в словаре слово КАРТОФЕЛЬ. (Трудно выполнить задание)
Для того, чтобы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.
В библиотеке библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.
Фамилии и имена в классном журнале, в телефонной книжке тоже расположены в алфавитном порядке.
Групповая работа. Сейчас разделимся на 3 группы. Каждая группа поставьте свои имена в алфавитном порядке. и запишите. Как напишите имена? (С заглавной буквы)
— Что вызвало затруднение? (Имена двух учеников начинаются на одну и ту же букву»
— Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? (Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквы)
— Как нам поступить? (Смотрим на вторую букву и т.д.)
Запишите имена. Как напишите имена? (С заглавной буквы)
— Открыли ли вы для себя что-то новое на уроке?
— Какое задание больше всего понравилось?
— Какое задание было самым трудным?
Итак, мы открыли еще одну тайну нашего языка, какую? (Располагать слова в алфавитном порядке)
VII Проектная работа.
Перед вами лежат листочки с первой буквой вашего имени. Вам нужно раскрасить эту букву, написать на этом листе свое имя и выяснить значение своего имени. Запишите все, что вы узнали о своем имени и тогда из этих листов мы сделаем книгу имен нашего класса.
Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет
Изучение алфавита — важный этап в жизни ребенка. С его помощью он начнет составлять слова, научится писать и читать, что позволит активно изучать окружающий мир. Процесс обучения необходимо организовать максимально увлекательно и доходчиво, что позволит ребенку быстро научиться писать и читать.
Советы экспертов: как учить алфавиту
Родители постоянно ищут новые быстродействующие способы выучить алфавит с ребенком, но быстро не значит качественно.
Дополнительная информация! Для комфортного изучения, следует не забывать про особенности физиологии и психологии детей (возраст и особенности его мышления).
Зачем учить ребенка алфавиту?
Алфавит — основа всех языков. Это строгое последовательное построение букв, которое является ключом ко всем документам и книгам.
Знание алфавита ничего не даст маленькому ребенку. Он может легко заучить его, но читать при этом не научится. Лучше оставить алфавит для начальной школы, где он нужен, а с малышом заучить буквы без строгой последовательности.
В каком возрасте дети должны уже знать все буквы?
Необходимый уровень развития мозга для чтения обычно сформировывается к 5 годам, реже к 4-5. Поэтому нет смысла пытаться заставить ребенка читать в более раннем возрасте. Лучше расширить кругозор, развить речь и произношение, научить правильно ставить вопросы и приучить давать ответы.
Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами
У маленьких детей доминирует наглядно-действенный тип мышления, а по достижению пяти лет, мозг начнет активно воспринимать знаковые изображения и абстрактную подачу информации.
Обратите внимание! До 4 лет малыш должен выучить базовые знания для комфортной дальнейшей жизни. Он акцентирует свое внимание социальной связи с миром, поэтому не рекомендуется нагружать его излишней и сложной информацией, доводя до слез.
Любые занятия с малышом, это увлекательная игра
Малыши не могут концентрироваться на одном занятии больше 10-15 минут, поэтому длительность стоит ограничивать, иначе внимание рассеивается, и ребенок перестает усваивать новую информацию.
Стандартный академический урок не подходит малышам, поэтому стоит стараться преподносить любое обучение, как ненавязчивую игру, которая будет ему интересна. Лучше использовать разнообразные задания:
Обратите внимание! Это обеспечит ребенку погружение в процесс и облегчит восприятие новых знаний.
Как ребенка научить запоминать буквы: методики
В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.
Классические методики
Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.
Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже.
Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.
Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.
Авторские методики
Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.
Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу.
Учим буквы: игровая методика Полякова
Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).
Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.
В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.
Кубики Зайцева
Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.
Принципы методики Зайцева:
Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.
Карточки Домана
С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.
Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев.
Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.
Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.
Методика Ольги Соболевой
Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:
Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.
Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.
Как научить ребенка алфавиту в 4 годика дома?
Многие родители задаются вопросом, как выучить алфавит. Существует множество способов, но самым действенным является обучение с помощью интересных игр, к которым захочется возвращаться.
Игры на изучение алфавита и цифр
Существует множество игр, помогающих изучить буквы и слоги.
Обратите внимание! Не стоит зацикливаться на одном способе, лучшим вариантом будет комбинирование нескольких видов игр, чтобы процесс обучения оставался увлекательным даже спустя несколько недель занятий.
Учимся играя
Игровая форма подачи материала способствует легкому его усвоению. Дети обожают играть, поэтому если подать обучающий материал с помощью игры, ребенок будет учиться с удовольствием.
В качестве игры можно предложить малышу:
Лепим буквы
Лепка — очень полезный вариант обучения. Она задействует сразу несколько органов восприятия и помогает в развитии моторики рук.
Буквы можно собирать из разных кусочков, заготовленных заранее, или складывать их из длинных «червяков» путем сборки и скручивания в буквы.
Раскрашиваем буквы
Раскраска может стать отличным обучающим материалом. Алфавит может быть представлен в виде картинок или чистым изображением букв.
Обратите внимание! Если ребенок только начал изучать буквы, ему больше подойдут изображения с буквами и картинками, а размещенные изображения помогут запомнить буквы через ассоциации.
Вырезаем буквы из бумаги
Этот способ внесет разнообразие, и поможет развитию мелкой моторики. Полезно вырезать бумажные заготовки (прямоугольники, квадраты и круги) и складывать вместе с ребенком буквы из деталей.
Съедобные буквы
Ребенок с большим интересом отнесется к процессу, если обучение будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Сделать буквы съедобными — отличный способ разнообразить процесс.
Можно вместе испечь печенье в виде алфавита, сложить буквы и слоги из нарезанных овощей, а также нарисовать буквы вареньем на поверхности блинов, каши.
Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.
Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков
Эту методику предложил Глен Доман.
Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам.
Процесс разбит на 5 уроков:
Игровая методика обучению согласным
Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:
Ставим буквы по порядку
Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.
Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка.
Электронный плакат «Говорящая азбука»
Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.
Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.
Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.
Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.
Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
Изучение алфавита и букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка и его родителей. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Поэтому очень важно знать, как выучить алфавит с ребёнком. Здесь необходим организованный подход, а занятия должны проходить в увлекательной и понятной форме.
Содержание:
Учим буквы: с чего начинать?
Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.
Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.
Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.
Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.
Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:
Развитие познания
Базовые знания
Развитие речи
Развитие эмоциональной сферы
Уровень общения
Уровень физического развития
Развитие зрительных способностей
Развитие слуха
Интерес к чтению
Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.
Советы психологов
Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:
Методика изучения гласных/согласных
Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.
Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.
Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите звук Д, а не букву ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.
Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка
3-4 года
Чтобы быстро обучить ребёнка 3-4 лет, нужно начинать с простых букв (тех, что чаще всего употребляются в речи). После этого постепенно переходить к сложным и более редким. Так он лучше и быстрее запомнит слова.
За одно занятие нужно учить только одну букву. Не стоит проводить « уроки » ежедневно – лучше делать это с интервалом в два-три дня.
Результат закрепляйте с помощью карточек, вырезайте буквы из бумаги или ткани, лепите из пластилина или теста. Каждый раз перед новым звуком повторять пройденный материал. В 3 года ребёнку будет интересно послушать и выучить весёлую песенку или стишок с алфавитом.
В этом возрасте не нужно заставлять и торопить ребёнка. Школа ещё не скоро, быстрая подготовка к ней не требуется. Занятия проводите только по желанию крохи.
Важно учесть следующие моменты во время обучения трёхлеток:
С четырёхлеткой проводить занятия проще. В этом возрасте у детей более развиты процессы восприятия и анализа абстрактной информации. К картинкам можно добавить пазлы, магнитные буквы, кубики, привлечь сказки, стишки, наклейки, плакаты. Для лучшего запоминания называйте буквы и пишите их сразу же, побуждайте ребёнка изображать их ручкой, карандашом, мелом.
Попробуйте интересную и довольно эффективную методику: складывать буквы из простых подручных средств – пуговиц, палочек, песка.
С четырёхлетним ребёнком учить алфавит можно через следующие игры:
5-6 лет
5-6 лет – это самый оптимальный возраст для обучения ребёнка алфавиту, и как следствие – чтению. Он должен правильно говорить и произносить звуки. Если с этим есть трудности, стоит посетить логопеда. В этом возрасте занятия перестают носить чисто игровой характер. Ребёнку нужно рассказать, зачем ему нужно знать азбуку. Например, сказать, что теперь он сможет самостоятельно читать книжки.
Родители дошкольников могут приобрести прописи, в которых ребята будут выполнять различные обучающие задания. Неплохой вариант – « Первые слова. Прописи для дошкольников. С заданиями. 5-6 лет » – издание под авторством Петренко С.В. Это пособие не перегружено упражнениями, слова даны в увеличенном виде. Плюс ко всему, по выполнении задания ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу (обвести солнышко с соответствующей оценкой) – это позволит малышу почувствовать, каково быть школьником.
Для обучения можно использовать методики 4-леток (раздел выше). Но увеличить время изучения (сделать процесс более длительным), заниматься через день и быть более настойчивыми. Также можно использовать обучающие карточки, картинки. Собирать буквы из пазлов и вырезанных деталей, лепить и рисовать. В таком возрасте ребёнку будет интересна игра с мячиком – бросайте ему мяч и называйте любое слово, а он пусть бросает мяч в ответ и называет первую букву этого слова.
Пример игры, способствующей обучению ребёнка слогам
Для игры понадобятся ножницы, бумага и карандаши.
Суть: ребёнку предлагается нарисовать машинку или домик, в котором будет окно. По боковым краям окошка сделать надрезы. Подготовить бумажную ленту, разместить на ней гласные буквы: А, О, Е, Ы, У, И, Э, Я (учитывайте, что ширина ленты должна поместиться в надрезы на окне). Затем приклеить прозрачный кармашек – он будет располагаться непосредственно перед окошком (для этой цели подойдёт кусочек полиэтилена). В этот кармашек по очереди вкладывать согласную букву Л, Н, М (выбирайте самые простые буквы), после чего вставить в окошко ленту с движущимися гласными, протягивать её, показывая ребёнку, как получить слоги.
7 лет
Дошкольников обучают буквам с помощью элементов классических занятий – книг, букварей, азбуки, прописей. Ребёнка нужно научить не только произносить звуки, но и изображать буквы на письме. Целью уроков является не только азбука, но и обучение организации собственного времени. Ребёнок учится делать уроки по расписанию, в одно и то же время, уделяя выполнению работы как минимум полчаса.
После того, как ребёнок выучил согласные буквы, можно пробовать составлять слоги. С этой целью можно использовать кубики, пазлы, рисовать слоги на доске.
Полезным приобретением станет электронный букварь. С его помощью занятие превращается в увлекательную игру. В выборе букваря обращайте внимание, чтобы робот произносил звуки, а не буквы. Кроме этого, используйте специальные рабочие тетради, а также просите ребёнка, чтобы он как можно больше разговаривал – рассказывал о прошедшем дне, пересказывал сказки.
Будущему школьнику будут интересны теоретические занятия в виде обучающих мультфильмов. Можно вырезать буквы и клеить их в виде аппликаций.
Отправляя ребёнка в первый класс, родитель переживает не только за уровень подготовки своего ребёнка, но и за здоровье, безопасность, адаптацию юного школьника в новых условиях. Чтобы меньше волноваться за ребёнка и вовремя реагировать на все проблемы, купите ученику детские смарт-часы или установите приложение « Где мои дети » из AppStore и GooglePlay. Так вы сможете всегда знать, где ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него!
Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.
Игровые методики
Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:
Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.
Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.
Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.
Классическое обучение
Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.
Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:
Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.
Авторские методики
Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.
Методика Полякова
Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:
Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.
В этой технике используют карточки с буквами.
Кубики Зайцева
С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.
Главные принципы занятий:
Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.
Применение карточек Домана
Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.
Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.
Выбираем букварь
Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать. Для этого важно правильно выбрать букварь:
Краткий обзор современных букварей
Секреты и советы для родителей
Для успешного процесса обучения рекомендуется следовать простым советам педагогов:
Зная, как выучить с малышом алфавит, можно правильно подготовить его к школе. Не нужно требовать от детей больше, чем они могут запомнить. Не нужно ругать, если что-то не получается. Соблюдая несложные советы педагогов, психологов и логопедов, можно быстро и легко выучить алфавит!