Как объяснить ребенку что такое аниме
Ребенок и аниме
Многие верующие родители задаются вопросом: полезно ли детям смотреть популярные сегодня «японские мультики»? Общаться с другими поклонниками аниме в интернете? Вдруг через это увлечение дети убегут из мира повседневности в воображаемую реальность? О том, что за явление — аниме, рассуждает Валерия Ефанова, супруга священника и мать троих дочерей.
Присутствие японской культуры в нашей стране зиждется на трех китах: суши, Мураками, аниме. Конечно, почти все слышали про гейш, самураев и харакири, но эти явления остаются внутри японской истории и культуры, девушки в кимоно по Москве не разгуливают, а вывеску «суши-бар» можно увидеть в любой подворотне.
Как-то раз, вернувшись из музыкальной школы, дочь сообщила мне, что самыми страшными врагами ребенка являются Кока-Кола, еда из МакДональдса и японские мультики. Оказалось, что этой ценной информацией поделилась их учительница. Я мысленно поаплодировала девушке, самоотверженно бросающейся спасать подрастающее поколение от благ цивилизации, невзирая на возможное непонимание со стороны родителей (они-то приводят детей на хор, а не на лекции по ОБЖ). Однако, если я безоговорочно поддерживаю пикеты против красных баночек с железорастворителем и частично воюю с присутствием фастфуда в семье, с «японскими мультиками» ситуация выходила несколько иная…
Покемонысейлормунроботы — страшилка еще та. Насмотревшись японских мультфильмов, дети сходят с ума, выбрасываются из окон и превращаются в кровожадных зомби. Это доподлинно известно, поэтому проверять не будем, а попробуем подобраться к страшилищу с другого боку.
До того, как стать головной болью некоторых родителей, аниме в России долго представлялось явлением элитарным: его просто-напросто невозможно было достать. Хотя уже в середине 90-х появились первые коммерческие телеканалы, крутившие сериалы про девочек-волшебниц и космические оперы с бесконечным трансформированием военной техники в гигантских роботов, явлением поистине массовой культуры аниме в России так и не стало.
Достать аниме-сериалы за пределами Японии, на самом деле не так и сложно: они уже давно и успешно распространяются через файлообменные сети в среде интернет. Препятствиями для начинающего отаку (так именуют себя поклонники жанра аниме в Японии и за её пределами) обычно служат отсутствие высокоскоростного интернета и ограничения трафика, незнание английского и японского языков, неумение подобрать и настроить программы передачи данных (irc-chat, E-mule, Bittorrent и другие). Технические трудности отсеивают первую волну, давая возможность «знатокам» смотреть сверху вниз на тех, кто смотрит аниме с русскими субтитрами.
С субтитрами история особая. Поскольку аниме — явление визуальное, мультипликационное, особую роль в нем играют артисты озвучки — сэйю. «Игра голосом» — дело призвания. У сейю существуют свои поклонники, свои вершины мастерства. Производство аниме — высокоразвитая индустрия, и ниша сейю в нем занимает далеко не последнее место. Смотреть аниме в дублированном переводе равносильно прослушиванию одной голосовой дорожки на японском с закрытыми глазами.
Записанная телетрансляция (удачные аниме-сериалы идут в Японии целыми сезонами) или перекодированый в компьютерный видеоформат с лицензионного DVD мультфильм переводится фансабберами (группой энтузиастов, занимающихся любимым делом практически альтруистически) и далее с наложенными английскими (чаще всего) субтитрами бесплатно расходится через интернет. Любительские переводы на русский осуществляются чаще всего с английского подстрочника, так что курьезов бывает достаточно. Создать субтитры самому с помощью специальной программы не так уж и сложно, главное, чтобы не потерялся смысл и реплики персонажей не сбились в кучу из-за неправильного тайминга — в данном случае расстановки фраз по времени.
Первые отаку сплачивались в любительские клубы, чуть ли не главной задачей которых был обмен записями и бесплатное распространение аниме в России. Неофитское желание «заразить» этой «манией»все большее и большее количество людей, стало постепенно сходить на нет, когда обнаружилось, что аниме, бывшим для некоторых символом причастности к «тайному знанию», начинают увлекаться все подряд.
Аниме — явление культуры массовой, большинство сериалов создается конвейерным способом, полно штампов и изюминок как и любой идущий в отечественном телеэфире сериал. Оценивать его всё скопом и сразу — задача неблагодарная. Ведь здесь развиты все кинематографические жанры: детектив, мелодрама, космоопера, комедия…
Оценке можно подвергнуть разве что отношение ко всей аниме-культуре поведение конкретных людей, спасающихся в бесконечных придуманных историях от своей. Но точно так же можно сбегать от правды жизни и в Средиземье, и в коллекционирование марок…
Можно, правда, сделать еще одну попытку подвести японскую мультипликацию под общий знаменатель — эстетический. Кстати для многих неприемлемыми кажутся даже не сюжеты, а визуальная среда: прически, глаза… И хотя между творениями Хаяо Миядзаки (два его последних фильма «Унесенные призраками» и «Ходячий замок» шли в кинотеатрах) и каким-нибудь завалящим сериалом разница огромна, даже в последнем адепт жанра может найти что-то стоящее. И это что-то — атмосфера. Падающие листья, неспешная музыка, долгие прогулки… Постепенное взросление персонажей, решающая сцена. Чаще всего в японских мультипликационных сериалах очень много второстепенных персонажей. Они создают тот фон, ту самую атмосферу, в которой разворачивается действие.
Аниме по природе своей социально и в немалой мере несет педагогическую, социализирующую нагрузку, представляя модели поведения в тех или иных ситуациях. Это особенно заметно в «школьных» историях, где героям и героиням приходится знакомится, заводить друзей, признаваться в любви, страдать от предательства, переживать потери… Ритуал признания в любви, кстати, четко последователен: признание должно быть официальным, независимо от его исхода. Девушка (или юноша), ужасно переживая, подает предмету своего обожания письмо с признанием или произносит слова вслух, чаще всего в присутствии посторонних свидетелей. Если чувства взаимны, создается пара, известная всему школьному коллективу и признаваемая им.
Встреча с аниме для жителя России не является чем-то сверхъестественным. Характерные для этого стиля изображения прически и большие глаза встречаются даже в рекламе. Второй том «Ф.М.» — последнего на сегодняшний день романа модного писателя Бориса Акунина украшает Инуяша — герой одного из весьма продолжительных аниме-сериалов. Любовь к популярному японскому жанру питает и главный злодей вышеупомянутого романа.
С 2002 года в России стало возможным купить лицензионный DVD с аниме. В 2005 к компании MC Entertainment, бывшей до сих пор монополистом на этом рынке, присоединилсь еще два игрока: XL Media и Mega-Anime. В планах компании Mega-Anime, кстати, заявлен релиз 26-серийного истории «Maria-sama ga miteru» — «Дева Мария присматривает за вами». Это рассказ о девочках, учащихся в Японии в миссионерской католической школе. Особенно запоминается эпизод, в котором выясняется, что одна из лучших учениц происходит из семьи потомственных буддийских священников…
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Аниме склоняет к суициду? Эксперты рассказали, где искать проблему, если ребенок увлекся японской анимацией
Обсуждение в Сети вызвал материал РИА «Новости» под названием «Те же группы смерти. Детей подсаживают на аниме и склоняют к суициду». Автор материала использовал в качестве основы интервью сотрудников Центра защиты детей от интернет-угроз. В частности, просмотр сериалов японских мультипликаторов в тексте назван обработкой.
Две истории
Голографических аниме‐помощниц запустили в массовое производство в Японии
Первая история, опубликованная агентством, рассказывает о девочке, которая постоянно рисовала своих героев в суицидальных ситуациях. Выяснилось, что в одной из групп в социальной сети ее «влюбили» в героя одного из мультфильмов, которые рисовали прямо в группе. Создатели сообщества поставили ее перед выбором: делать, что они скажут, или герой умрет. Девочка согласилась и начала рисовать свои страшные рисунки.
Как рассказал генеральный директор Центра защиты детей от интернет-угроз Владимир Рогов, действие аниме сродни группам смерти, только завуалировано. Девочку отлучили от интернета и записали в спортивную секцию. В итоге бывшая фанатка сожгла свои рисунки.
От супергероев — к цензуре
Само по себе аниме является мультипликацией манги — японских комиксов, которые известны с XII века. Первый мультфильм в Японии появился еще в начале XX века, но эта идея не сразу обрела популярность. Только после Второй мировой войны анимация снова начала вступать в свои права, а к 60-м годам уже появилось то аниме, которое известно всем. Но рассчитано оно было только на детей. В большинстве своем это были сериалы на 20−30 серий.
Аниме бывает разным:
Тогда же сформировались каноны мультипликации для девочек — «махо-седзе», где героиня получала волшебные силы и начинала помогать людям, скрывая свои способности, и для мальчиков — «сенэн», герой с необычными способностями преодолевает испытания и взрослеет.
После технология развивалась и к 80-м годам, которые называли золотым веком аниме, выросшие на детских сериалах подростки потребовали более серьезных тем, но в том же формате. Тогда же началось восхождение гуру японской анимации Хаяо Миядзаки.
Появились фантастические аниме-сериалы, а также мультфильмы в стиле киберпанк о страшном будущем, где победили машины, а всем управляет искусственный разум.
Но в эти же годы увеличение количества возможностей для домашнего просмотра, в частности распространение видеомагнитофонов, появилось эротическое аниме.
Источник фото: voka.me
Комиксы — хентай — с таким содержанием распространялись в Японии и раньше и пользовались повышенным спросом. Однако получить доступ к откровенным материалам было возможно только лицам старше 18 лет. Редакторы позволяли публиковать художникам на страницах своих журналов различные истории весьма откровенного содержания, в том числе с участием девочек-подростков.
Источник фото: YouTube
В начале 90-х годов в Японии появилось движение «Защиты детей от комиксов», которому удалось добиться маркировки откровенных журналов возрастной категорией, а также к цензурированию подобных сцен в аниме.
Причина кроется в состоянии ребенка
«В категорию аниме входят очень разные произведения. Там более 70 поджанров», — объяснила дошкольный педагог-психолог Полина Малахова.
Она подчеркнула, что это как сравнивать литературу: некоторые книги предназначены для взрослых, некоторые — для детей и подростков. Причину такого поведения героев материала она предложила искать как раз не в их увлечениях, а в состоянии.
Косплей vs. расизм. Россиянку обвинили в травле чернокожей «коллеги» по субкультуре
Выбор музыки, литературы и любого вида искусства зависит от того, как себя чувствует подросток. Если в детском возрасте он идеализирует родителей, то после он ищет идеалы за пределами семьи. Это могут быть и старшие товарищи, и герои мультфильмов, и даже певцы различных групп.
Ее мнение частично разделила профессор кафедры культуры Японии МГУ, директор школы аниме и манги в Москве Лиана Арешидзе. Она отметила, что многие подростки, увлеченные анимацией, не получают родительского тепла и внимания, что компенсируется мультфильмами, где много доброго, хорошего и полезного. Впрочем, она не стала отрицать, что иногда в аниме появляются детали, которые действительно должны вызвать настороженность у взрослых.
«Там бывают и факторы, которые настораживают родителей. Но если они это понимают, то должны понимать и то, что если их ребенок из дома бежит во внешнюю среду, значит, в доме чего-то не хватает, того магнита, чтобы он мог быть удовлетворен внутренними отношениями», — пояснила она.
Специалист отметила, что аниме вызывает опасение у родителей, так как это может быть просто другая культура, а то, что подростки объединяются в группы по интересам, то это им свойственно, так как они всегда ищут свое сообщество.
Реакция Сети
Реакция пользователей социальных сетей не заставила себя ждать. В большинстве случаев с авторами РИА «Новости» не согласны. Некоторые пользователи задаются вопросом, чем те же комиксы Marvel отличаются от аниме.
В основном комментаторы сходятся во мнениях, что не стоит искать виноватых в исскусстве и культуре, так как большинство проблем идет из семьи.
Ести и те, кто соглашается с возможными «десятками жертв» по стране, но в рамках статистики это капля в море.
Нашлись и те комментаторы, которые высказались в поддержку автора РИА «Новости» и предложили вообще запретить весь развлекательный контент из США и Японии.
11 фактов про аниме, которые нужно знать родителям
Кто-то до сих пор продолжает думать, что аниме — это что-то не очень полезное детям, чуждое и лишенное нравственной ценности. Данная точка зрения возникает из-за недостатка информации, и редакция Тлум.Ру решила попытаться это исправить. Рассказываем в коротком и понятном родителям формате о том, что из себя представляет японская анимация, как появилась и развивалась, такая ли уж она чуждая и что стоит посмотреть перед тем, как делать любые утверждения на тему «аниме — это…».
Факт № 1: Не раньше, чем везде
Самый первый мультфильм в Японии датируется 1907-м годом. Короткая зарисовка про рисующего иероглифы мальчика вышла почти на десять лет позже американского кукольного мультика-первопроходца «Цирк лилипутов» (1898), и пусть в аниме вовсю используются древние народные мотивы, это жанр в целом развивался позже западной анимации.
Факт № 2: Не дальше, чем Disney
Напомним, что «Белоснежка и семь гномов» от Disney вышла в 1937-м и свершила настоящую революцию. Японские мультипликаторы тоже очень сильно впечатлились, так что в те годы и вплоть до середины века они тренировались делать что-то крайне похожее. Про говорящих животных и бравых людей, с песнями, плясками и на тему народных сказок, своих и не очень.
«Nansensu monogatari dai ippen: Sarugashima», 1931
Важно! Примерно сразу же со стартом развития аниме появилась такая важная и полезная вещь, как цензура. Японцы разделили свою анимацию на «для всех» и «15+», изначально дав верное направление для сепарации на детское и не очень. К сожалению, у нас до сих пор иногда скидывают все аниме в одну возрастную кучу.
Факт № 3: Государственное финансирование решает
Если вы вдруг думали, что японская анимация за один век стала такой разнообразной и мощной только на таланте, упорстве и энтузиазме японских мультипликаторов, то это не совсем так. С самого начала их очень активно поддерживало и спонсировало государство. Отсюда вытекает один минус и масса плюсов. Минус состоит в том, что некоторые мультики стали инструментом для массовой политической пропаганды, особенное в военное и послевоенное время. Просто посмотрите на злого Микки-Мауса, кидающего бомбы в невинных зверушек.
Плюсы — все остальное. Постоянное финансирование позволило индустрии анимации вырасти в самостоятельную, полноценную и крайне важную для государства отрасль. К сожалению, не все страны сочли этот пример удачного вложения действием, которое стоит повторить.
Факт № 4: В Японии есть свой «Союзмультфильм»
Конечно, нам есть чем гордиться — великолепным Союзмультфильмом, родившимся в 30-е годы и активно работающим сейчас. У японцев аналогичное место занимает студия «Toei Animation», основанная в 1956-м и по сей день поставляющая лучших представителей жанра. Именно они выпустили первый японский полнометражный мультфильм «Легенда о белой змее».
Здесь все еще чувствуется диснеевское влияние, но по минимуму. В 50-е годы пришел наказ «сверху» о том, что отныне японские мультики должны выглядеть не как американские, и свой оригинальный узнаваемый стиль был быстро найден.
Факт № 5: Осаму Тэдзука — «Бог Манги»
В первой же сцене мальчик погибает в автокатастрофе, потом его отец долго хохочет и создает робота по образу и подобию ребенка. Ныне «Астробой» — культ, Осаму Тэдзука — прародитель современного аниме, приложил руку более чем к 60 сериалам и мультфильмам, создал более 500 манг (комиксов, зародившихся примерно в то же время, что и аниме). Не зря «богом» прозвали.
Факт № 6: Аниме заимствовало у запада, запад заимствовал у аниме
Как мы уже писали, длительное время японская анимация развивалась под влиянием Disney. Но за 50−60 годы она окончательно отделилась, обрела свое лицо и стала предельно разносторонней. И стало происходить наоборот. В 1965-м году миру был явлен первый цветной японский «Белый лев Кимба», чьи светлые уши вовсю торчат из знаменитого «Короля Льва». Такой вот двусторонний обмен идеями, веяниями и жанрами.
Факт № 7: Миядзаки изначально такой крутой
И Исао Такахата — тоже. Великие мэтры создали «Принца Севера», очень экспериментальный мультфильм 1968-го года. С него и начались все великолепные полнометражные японские ленты, которые вы так любите. «Принц Севера» — это полное отчуждение от канонов Disney, чисто «анимешные» провокационные моменты и маленький скандинавский мальчик, победивший великого злого колдуна.
Факт № 8: «Золотой век аниме» давно закончился
Потому что пришелся на 80-е годы. Этому предшествовали активные 70-е с их зарождением таких ключевых жанров, как меха (про роботов), седзе (для девочек) и началом скромного проникновения на запад. До этого японская анимация вообще границы почти не пересекала, а даже если и да — в очень кастрированном варианте.
Это кадр из американской адаптации «Роботеха», которого собрали из трех абсолютно разных аниме и переработали все диалоги.
Ну, а «золотой век» — это по-настоящему революционная «Навсикая из долины ветров», с которой началась легендарная студия Ghibli, культовый «Акира» с крайне сложным сюжетом и 24-ю кадрами в секунду против обычных 8−12, прародитель жанра сенен «Жемчуг дракона».
Здесь же стоит упомянуть появление культуры отаку, которые в Японии обозначают фанатов чего угодно, а во всем остальном мире фанатов аниме, и зарождение формата OVA, то есть того, что выходило сразу на видео. В обход цензуры, напрямую к жаждущим разного контента зрителям.
Факт № 9: Покемоны и Сейлор Мун вовсе не такие мегахиты, как принято у нас считать
Особенно это касается Сейлор Мун. Нет, конечно, это признанный представитель популярного жанра махо-седзе, но для японцев — не сильно более того, а для наших соотечественников — великое авангардное откровение, с которого началось шествие аниме по России. И «Покемоны» туда же, конечно, хотя они-то уверенно захватили весь мир.
Факт № 10: В аниме представлены все существующие жанры
На сегодняшний день вы можете вспомнить любое культурное (и не очень) направление и найти по нему аниме. Много. Отсюда следует очень простой и важный вывод: японская анимация является многообразным культурным пластом, в котором есть и чисто детские произведения, и сугубо взрослые материалы, и эпично-героические сериалы с невероятными цепляющими сюжетами, и незамысловатая легкая школьная романтика на задней парте. На любой вкус.
Отдельно перечислим основные специфичные жанры для детей и подростков: Кодомо — аниме для зрителей до 12-ти лет обоих полов. Прекрасное, нежное и очень полезное. Сенен — произведения для мальчиков 12−16 лет, с неизменным главным героем, наделенным особыми способностями и великой целью. Сезде — чисто для девочек 12−16. В последнем выделяется уже упомянутое махо-седзе, где в центре внимания оказывается девочка-волшебница. Ух, какой типичный и важный поджанр.
Факт № 11: Аниме можно смотреть с 0+
Да, некоторые японские мультики можно смотреть с пеленок. Ниже мы составили список рекомендуемых к просмотру мультфильмов для разных возрастов. В том числе и для вас, дорогие родители.
Аниме для детей 0+
Конечно, в первую очередь это Миядзаки — «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо на утесе» и «Ведьмина служба доставки». О том, почему их нужно видеть всем, читайте в нашей статье «Хаяо Миядзаки для самых маленьких».
Также обратите внимание на следующие мультфильмы:
«Юнико» — запредельно добрая аниме-серия про волшебного единорога. Порция чистейшей невинности и невероятной доброты обеспечена.
«Ночная буря» — трогательная история дружбы козленка и волчонка с правильным концом. Воспитывает в зрителях ценности дружбы и верности с большой эффективностью.
«Кот в сапогах» — классическая сказка в воплощении классического, проверенного временем аниме. И продолжение.
«Рыбка Поньо на утесе»
Аниме для детей 6+
Конечно, Миядзаки на новом уровне сложности: «Ходячий замок», «Унесенные призраками», та самая «Навсикая из долины ветров». Возможно, для некоторых детей планку лучше чуть поднять, но уж в 10 лет «Унесенные призраками» точно будут правильно поняты.
Также обратите внимание на эти мультфильмы:
«Тайная жизнь пингвинов» — удивительная и яркая история загадочных птиц, загадочной девочки и любопытного мальчика.
«Мэри и ведьмин цветок» — продолжает дело студии Ghibli, и пусть сюжет несколько проще, чем у Миядзаки, эта лента все равно приятная и достойна просмотра.
«Девочка, покорившая время» — расскажет веселую историю героини, перемещающейся в прошлое по много раз на дню, просто потому что это удобно. Но бесконечна ли чудесная способность прыгать во времени? Какую непростую тайну скрывает один из ближайших друзей девочки? «Тайная жизнь пингвинов»
Аниме для детей 12+
Для этого знаменательного возраста адресованы вышеупомянутые сенен и седзе, так что да здравствуют лучшие представители этих жанров. Такие как: «Стальной алхимик», «Наруто», «Хвост феи», «Ванпанчмен» из первых. «Нана», «Президент — горничная», «Очень приятно, бог» из вторых.
Также обратите внимание на эти мультфильмы:
«Твое имя» — великолепнейшая история любви городского парня и девушки из сельской глубинки. Невероятная красота картинки и фирменно качественный сюжет Макото Синкая, пестрящий как щемяще-смешными, так и восторгающе-глубокими моментами.
«Могила светлячков»— самая грустная и впечатляющая лента о войне. Только зрителям с большим запасом платочков, но хотя бы раз в жизни посмотреть ее обязательно.
«Принцесса Мононоке» — куда же без Миядзаки для тех, кто постарше? Сюда же «Шепот сердца», «Со склонов Кокурико».
«Волчьи дети Аме и Юки» — ценнейший опыт для детей и родителей по качественной сепарации и принятию себя. К тому же, интересно и очень жизненно исполненный. «Твое имя»
Аниме для взрослых
Без детей да с огоньком, интереснейшими сюжетами и полным раздольем для фантазии искусных японских аниматоров. Лучшее: «Тетрадь смерти» с невероятно захватывающим противостоянием двух интеллектов. Эпичнейший «Гуррен Лагган». Смачно-кровавое «Вторжение титанов». Лихой «Ковбой Бибоп». Закрученный «Код Гиасс». Знаковый «Призрак в доспехах».
Опытные «анимешники» завершают этот список на свой вкус, но одно мы знаем точно: если вы втянетесь и отбросите предрассудки вроде «для детей» и «пустое», вы откроете для себя многосторонний и не перестающий поражать воображение мир.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самые интересные подборки мультфильмов на любой вкус.