Как объяснить ребенку что такое честь и достоинство
Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?
Содержание статьи:
В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.
Подготовительная беседа
Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.
Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»
Объяснение понятия «честь»
После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.
После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.
В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.
Объяснение понятия «достоинство»
Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Разговор с подростком
Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.
Достойные люди в литературе
Примеров честных и достойных поступков в литературе много.
Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.
Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.
Притча о Чести
Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:
Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда друзья спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно ответила:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.
Честь и достоинство: примеры из истории
Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.
Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.
Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?
В сегодняшнее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное понятие о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка представляют постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и совершенства.
Подготовительная беседа
Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в подневольности от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать неплохие поступки – значит, делать добро.
Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения фантастических событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему проблема: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, свершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»
Объяснение понятия «честь»
После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчишки подрались.
После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчишку, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное касательство со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.
В войне со злом человек сохраняет свою честь.
Объяснение понятия «достоинство»
Понятия совершенства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может находить себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать беспорочно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое происходит непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Разговор с подростком
Совершенство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.
Достойные люд в литературе
Примеров честных и достойных поступков в литературе много.
Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчишка не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет почтение к себе со стороны своего друга и самоуважение.
Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, поддержка слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.
Притча о Чести
Вихрь, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видали вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они произнесли, где их можно найти:
Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся наверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда товарищи спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно отозвалась:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником раз, не встретится со мной уже никогда.
Честь и достоинство: примеры из истории
Ранее честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люд порой прибегали к методам, опасным для их жизни.
Период Великой Отечественной войны узко связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Отечеству, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если соединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.
Поделитесь с друзьями:
Этическая беседа на тему: «ЧЕСТЬ»
Цель: Помочь детям осмыслить истинное значение понятия «честь».
В народе говорят: Живи по чести – будут и почести.,Всякому своя честь дорога.,Жизнь – Родине, честь – никому.
Как бы вы объяснили своему младшему брату, что такое честь, из чего она складывается?
Б Мандевиль сказал: «Честь есть нечто иное, как хорошее мнение о нас других людей.
Какое место в иерархии ценностей, по вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Что значит человек без чести? Какое моральное качество у него отсутствует?
Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек.?
Можно ли заслужить честь? Потерять ее? От чего это зависит?
Честь дороже жизни – говорил Шиллер.
Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.
Человек, обладающий честью. Бережет ее, дрожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но. Прежде всего он уважает себя.
Честь – главное качество человеческой души, тот кто утратил ее, кто не хочет воспитывать ее в себе, превращается в жестокого человека.,не имеющего не чувств, не мыслей.
Послушайте отрывок из воспоминаний:
Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на хлеб.
поднял карточку и став в очередь получил по ней хлеб. Он окрыленный шел домой. С радостью рассказал об этом маме. С нетерпением ждал похвалы.
Но услышал от мамы: «Лучше бы ты умер.»
Не жестоко ли обошлась с мальчиком мама?
Мама просто сгорала от стыда за своего сына, за его не достойное поведение.
Русская пословица гласит: « В ком стыд, в том и совесть»
Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе.
Вместе с детьми составляем Кодекс чести. Зачитываем.
Внеклассное занятие по теме «Честь и достоинство»
Тема. Честь и достоинство.
Цели: дать представление о чести и достоинстве человека; учить давать объективную оценку различным поступкам; учить держаться достойно в различных ситуациях; воспитывать человечность, развивать умение своевременно приходить на помощь.
Учить самостоятельно проектировать учебный материал, развивать у учащихся потребность в познавательной деятельности.
Оборудование: запись песни «По синему морю», 2 листа ватмана, маркер, таблички со словами «честь», «достоинство», зашифрованные слова, напечатанные на листочках, высказывания для обсуждения, лодочки для энергизатора «Аллигатор», молоточек для аукциона, запись на доске высказывания Д.С.Лихачёва, мягкая игрушка цыпленок.
I. Организационный момент.
Дети встают в круг. Учитель предлагает передать по кругу игрушку «Солнечного цыпленка» и что-то сказать друг другу.
— Почему вы сказали друг другу только приятные вещи, почему никто не сделал замечание, разве вы никогда не ссоритесь? (Дети отвечают, что не хотели обидеть друг друга)
Правильно, вы сейчас поступили как воспитанные, взрослые люди.
Какими же качествами должен обладать воспитанный человек? Объединитесь в пары и обсудите эти качества.
Оформим ваши ответы в виде ёлочки, поскольку скоро Новый год.
(спрашиваю по очереди по одному качеству, не повторяемся).
Посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас получилась!
На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о том, каким должен быть культурный, воспитанный человек. Узнаем, что означают понятия честь и достоинство. (Вывешиваю на доску таблички со словами).
1.Рассказ учителем притчи «Честь».
Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилке, где им нужно было разойтись.
Огонь сказал: «Если потеряете меня и захотите найти, идите в ту сторону, где почувствуете тепло».
«А когда потеряете мой след,— промолвила Вода,— то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду».
Честь стояла молча и слушала своих друзей.
«А тебя как найти, когда потеряем?» — спросили Огонь и Вода.
«Тот, кто потерял меня,— тихо ответила Честь,— найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет».
2.Беседа с элементами рассказа
-Как вы понимаете эту притчу?
-Что значит слово честь?
Физкультминутка-энергизатор «Аллигаторы» (звучит музыка «Песенка мамонтёнка», дети свободно двигаются, музыка замолкает, звучит сигнал «Аллигаторы!», дети должны занять места в лодках, проследив за тем, что бы никто не оказался за бортом).
-Как вы понимаете эти высказывания? (детям раздаю листочки с высказываниями).
а) Недостойно строить своё благополучие за счёт притеснения, огорчения, беспокойства других людей.
б) Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя.
в) Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину.
г)Недостойно проявлять трусость.
д) Недостойно бросаться обидными словами, давать обещания, которые не можешь выполнить.
1. Аукцион интересных решений.
Детям предлагается обыграть ситуацию и найти интересное решение. Продается самое интересное, нестандартное решение.
1пара. Ты стал свидетелем того, что один твой одноклассник обидел другого.
2 пара. Ты случайно причинил зло другому человеку.
2. Игра «Расшифруй слово»
Расшифруйте слова, присущие воспитанному человеку.
3. Работа в группах. Составление Кодекса чести порядочного человека. Обсуждение.
-Очень хочется, чтобы вы в своей жизни следовали тем принципам, которые сами выработали как итог нашего занятия.
Хотелось бы закончить урок словами выдающегося учёного Д.С.Лихачёва: «Честь, порядочность, совесть-это качества, которые ценить нужно так, как мы ценим здоровье, потому что без этих качеств и человек не человек».
VII . Домашнее задание: Подобрать пословицы о чести и достоинстве.
Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.
— Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;
— Воспитание достоинства и самодостаточности;
Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.
Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.
Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь.
1.Вступительное слово учителя.
В нашей жизни есть тонкие и нежные, сильные и мужественные. Несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
— Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, и из чего она складывается?
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
-Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Шекспир писал: Моя честь-это моя жизнь: обе растут из одного корня.
-А как вы можете охарактеризовать понятие «достоинство»?
Достоинство-совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.
Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своим именем.
3. Объясните значение выражений
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).
7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.
8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.
9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.
10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.
11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.
12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.
13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.
Беречь свою девичью честь.
14. Честью называют почёт, уважение.
Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!
15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.
16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.
17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.
18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.
19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.
20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.
21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.
22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.
Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.
Так что же такое честь для каждого из нас?
Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.
Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что
Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство
5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)
Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.
1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
2. Честь – это ответственность за свое поведение.
3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.
8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
-Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.
Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?
Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Три глагола, раскрывающих действие понятия.
Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.