Как объяснить ребенку что такое эхо
Эхо — что это такое?
Явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости. Однако не всегда возникает вопрос о его физической природе.
Помочь разобраться в том, что такое эхо поможет детальное рассмотрение понятия звука.
Что такое звук?
Для передачи звуковых волн на некоторое расстояние необходимо наличие газообразной среды. Поэтому звук легко распространяется по воздушному пространству нашей планеты. В это же время под водой это затруднено, а в открытом космосе — невозможно. То есть звук — это распространение волн в газообразной среде (в воздухе).
Наглядное сравнение можно представить в виде броска камня на гладь воды. Без наличия водного пространства мы не увидим волны от удара. Так и без газообразной среды и невозможно образование звуковых волн.
Человеческое ухо и ухо животного способны воспринимать вибрации и колебания воздуха. После этого сигнал передается в мозг где и воспроизводятся. Таким образом распознаются отдельные слова, фразы, сигналы и звуки.
Как объяснить ребенку, что такое эхо
Ребенку проще понять, что такое эхо на том же примере с прудом и камнем. Есть определенный центр падения, от которого распространяются волны. Их сила и направление зависит от силы и угла падения камня. При столкновении с каким-либо препятствием волны меняют свое движение и возвращаются обратно с меньшей силой. Это является явление называется отражением.
В воздухе ситуация аналогична. После того, как звук отражается от какой-либо поверхности, не поглощающей его, волна возвращается назад к источнику. Поэтому человек слышит изданный ранее звук.
Возникновение и сила эхо зависит от:
В это же время, в комнатах, обставленных мебелью эхо не слышно или проявляется тихо, так как оно поглощается множеством поверхностей. Так, если бросить камень в неглубокую лужу с множеством выпирающих камней, то волны не распространятся далеко и быстро исчезнут.
Конспект занятия «Где живёт эхо?»
Елена Леонтьева
Конспект занятия «Где живёт эхо?»
Конспект занятия «Где живёт эхо?»
Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
— Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
— Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
— Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Используемый материал: Проекционный комплекс, пустые емкости, мяч, карточки с картинками, массажный коврик, спортивный инвентарь (обручи, веревка, подушечки «думки».
Использованная литература: О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Творческий центр, Москва, 2005
Ход деятельности:
Воспитатель:(переодевается с помощью детей в костюм старичка лесовичка)
Ребята, вы узнали меня?
Воспитатель: Да, я старичок лесовичок.
— Посмотрите, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Говорим мы каждый день.
Здороваемся с гостями.
Мы с вами, ребята, исполнили музыкальное приветствие приемом эхо.
— А что такое эхо? (Сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их.)
— Теперь посмотрите на меня, я вам улыбаюсь, вы тоже улыбнитесь мне, и гостям.
А сейчас скажите, какое время года к нам в гости пожаловало?
Воспитатель: А какая она, зима?
Ответы детей. Холодная, снежная.
Пластический этюд: Покажите, как холодно.
Воспитатель:Ой, я даже сразу после ваших слов, замерз, и вспомнил о лете (оно такое теплое, теплое).
Сегодня мы отправимся в необычное познавательное путешествие. Туда где живет эхо.
-Присаживайтесь на воздушные мягкие облака – подушечки и я расскажу вам историю
Которая приключилась со мной когда я был совсем маленьким, вот таким. (показ гнома)
Жил я на опушке леса и звали меня тогда гномом Грэхо. И у меня совсем не было друзей. Люди и звери, которых я встречал в лесу, не замечали меня в высокой траве. Ведь я был очень маленького роста. Птицы высоко летали над лесом и тоже не замечали меня. Так и жил я один без друзей.
Но однажды я сидел около ручейка на травинке и наблюдал, как по листочку земляники медленно текла капелька росы. Она была прозрачная и блестела на солнышке всеми цветами радуги. Она медленно добралась до края листочка, повисела на нём и упала вниз в ручеёк.
«Кап» сказала капля, упав в воду.
И я услышал из леса: «КАП –КАП, КАП-КАП, КАП-КАП».
И подумал, если кто- то услышал такую маленькую каплю, то значит, услышит и меня.
И тогда я закричал: «Ты кто?»
И услышал в ответ «КТО-КТО-КТО».
— Как тебя зовут? Меня зовут Грэхо.
И услышал в ответ «ЭХО-ЭХО-ЭХО».
— Эхо ты со мной дружить будешь, да?
И услышал в ответ «ДА-ДА-ДА».
С тех пор мы стали дружить, я маленький гном и лесное ЭХО.
Воспитатель: Мою историю слушали внимательно. Понравилась вам она? Что такое эхо?
(Явление, когда сказанное слово, песенка слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.)
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать, поиграем мы в игру. А игра у нас сейчас под названьем «ЭХО»:
-где вы будете «эхом»;
Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— С чем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»
— Выйди! Я хоть погляжу!
— И найду тебя в кустах!
— От меня не убежишь!
Как вы думаете, какое это стихотворение?
— это стихотворение грустное;
— это стихотворение весёлое;
— это стихотворение забавное, похожее на весёлую игру.
Что мы с вами и сделали, проиграли это стихотворение игрой в «Эхо».
(обратить внимание детей на то, что эхо повторяет только конец слова.)
Воспитатель: Ребята, поиграли, а теперь на тропинку мы встаем и к горе большой идем
на встречу с эхом. Но с начала мы оденемся теплее, ведь на улице зима, очень холодно, да-да. (имитация одевания носки, курточки, штанишки, шапочки)
-Кто-нибудь из вас был в горах?
(Ответы детей). Вспомнить «Белые горы» на нашей реке Каме.
По тропе мы долго шли, прежде чем подняться в гору, сил нам всем набраться в пору.
Встаньте на носок, на пятку.
Глубоко теперь вдохните,
На тропу скорей идите.
Воспитатель: По тропе мы все пойдем, к эхо в гости попадем. По тропе мы дружно шли и к горе большой пришли.
Ребята, давайте рассмотрим картинки, подумаем, где может жить эхо? Где мы можем его услышать?
(В лесу, в арке, пустой комнате, в горах и т. д.)
Загадки (на картинках):
Есть в лесу, ребята, чудо.
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной.
Невидимкою живёт
Это чудо круглый год.
Средь деревьев оно бродит
Рифмы нам в лесу находит
Всё повторит с большим успехом,
В горах больших дразнилка …. (Эхо)
у быстрой речушки спросил я со смехом.
— У ветра спроси. Он для ветра потеха!
Живёт без тела,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
Воспитатель: Прежде чем отправится дальше в путь, напомните мне, как эхо отвечает на вопросы?
Я вас спрошу: «Сколько времени сейчас?»
Воспитатель: Вот вы и стали эхом.
Беремся за руки, ведь нам нужно возвращаться в детский сад.
По тропинке мы идем,
Через мостик перейдем
(Построить через реку мостик «радугу»)
В детский сад скорей придем.
Вот мы и вернулись.
Проходим сейчас в нашу лабораторию, там проверим, где может, а где не может находиться эхо.
На столе стоят пустые вёдра (баки, трех литровые банки). Каждый ребёнок подходит к пустой емкости. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустую емкость.
Например: (Дружба-ба. Смех-мех. Коса-оса. Экран-кран. Олень-лень. Шутка-утка.)
Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить емкости мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в емкостях эхо.
Вывод: Эхо можно услышать в пустом пространстве.
Воспитатель: А как же образуется эхо?
Посмотрите, ребята, вот наш веселый, звонкий мяч, он готов пуститься в скачь (воспитатель ударяет мячом по крышке стола).
Воспитатель обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
— Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Картинка: посмотрите на рисунок и скажите, что на нем изображено?
(Человек, что-то крикнул. Звук невидимой волной, побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвращается обратно. Человек услышал эхо.
Воспитатель: Я приглашаю всех вас сесть на свои стульчики к столу.
Наши пальчики устали они эхо все искали.
Раз, два, три, четыре, пять
В горы мы идем гулять.
По извилистой тропинке
Мы шагаем дружно в ряд
И, конечно, встретить эхо
Каждый будет очень рад.
Работа с карточками.
— Перед вами лежат карточки с картинками. Нарисуйте кружочки напротив тех картинок, где мы можем услышать эхо.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше сказочно-познавательное путешествие закончилось. Все мы весело играли и немножечко устали.
— О чём мы с вами сегодня говорили?
-Где мы можем услышать эхо?
— Ребята, если вам понравилось сегодня, наша деятельность возьмите кружочки из картона оранжевого цвета и положите их на солнышко.
Если не понравилось, возьмите голубые кружки и положите на тучку.
Краткосрочный групповой исследовательский проект «Бумажная страна» Название проекта: «Бумажная страна». Программное содержание: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных знаний у детей,.
Что такое эхо
С таким физическим явлением, как эхо, наверняка знакомы все из вас. В природе эхо проявляется в самых разных местах — в горах, в лесу, в пустых помещениях (в квартире, концертном зале, храме, колодце) и так далее.
Проявляет себя эхо таким образом, что повторяет звуки, голоса, слова. В том месте, где существует эхо, любое произнесённое слово повторится с небольшой задержкой. В горах и лесу, звуки могут быть повторены не один, а множество раз.
В древности существование эхо объясняли наличием передразнивающих духов или магией, но с приходом науки физики, это явление было детально изучено, и даже больше — поставлено на службу человеку (эхолоты и другие устройства).
Для того, чтобы понять, что такое эхо, необходимо сначала разобраться в природе слова «звук».
Понятие звука
Звук — это распространение волн в газообразной среде (в данном случае), то есть в воздухе. Проще говоря, воздух является газообразной средой.
Издавая звук, мы тем самым производим в этой среде волны. Это похоже на волны, которые образуются при броске камня в тихую гладь пруда. Точно такие же волны, как и в случае с водой, возникают в воздухе. По этой же причине, звук не распространяется в космосе, так как там нет газообразной среды и образовать волны просто негде.
Ухо человека или животного настроено таким образом, чтобы улавливать колебания воздуха, то есть те самые волны. Определённая сила и последовательность вибрации воздуха улавливаются ухом, после чего попадают в мозг, где им придаётся понятное для восприятие значение — звуки, голоса, шум, отдельные слова и так далее.
Как объяснить ребёнку что такое эхо
Чтобы объяснить ребёнку, что такое эхо, можно привести для примера всё тот же тихий пруд, куда вы бросили камень. Из центра падения камня возникают волны, которые начинают расходиться во все стороны. Как только волны достигают какого-либо препятствия, они отражаются и начинают обратный ход. Величина и сила отражённых волн уже меньше, но всё же они присутствуют.
Для детей будет более наглядна картинка ниже:
Тоже самое происходит и с волнами в воздухе. Если звук отражается от какой-либо поверхности, которая его не поглощает, то волны возвращаются назад — к своему источнику, в результате чего мы слышим собственный голос спустя несколько мгновений.
Присутствие и сила эха также зависит от плотности и разреженности воздуха и многих других факторов:
1) дальности источника звука и отражающей поверхности;
2) угла этой поверхности по отношению к звуковым волнам;
3) интервала между прямой и отражённой волной.
Эхо в природе
Человек слышит лишь ярко-выраженное и сильное эхо в силу устройства своих органов слуха. Однако, некоторые животные способны слышать эхо постоянно, даже если оно очень незначительное. Данное явление взяли себе на вооружение некоторые виды животных, например, летучие мыши. Летучие мыши издают звук, который отражается от поверхностей и возвращается обратно.
Уши летучих мышей крайне чувствительные и могут улавливать малейшие возникающие изменения колебания воздуха, в частности, собственного эха. Летучая мышь, даже развивая огромную скорость, в полёте никогда не наталкивается на препятствия, так как точно знает где и на каком расстоянии оно находится.
Конспект НОД «В поисках эха» в старшей группе
по познавательному развитию с детьми старшей группы
Цель: познакомить детей с эхом как физическим явлением.
Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Активизировать словарь: лаборатория, научный опыт, эксперимент, открытие, колебание.
Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов.
Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.
Развивать мыслительную деятельность, внимание, память умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Развивать диалогическую речь.
Дать детям почувствовать радость открытий.
Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: интерактивная доска, слайд с изображением мест, где можно услышать эхо, слайд с объяснением возникновения эха, ведро, трёхлитровая банка, кастрюля, маленькие мягкие игрушки, тряпочки, мяч, подушка, карточки-символы для характеристики эха, мультфильм «Эхо», конверт с письмом от Лесовичка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально –коммуникативное развитие.
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом-
Станет радостно кругом!
Здравствуйте!
Стук в дверь. Приносят письмо от Лесовичка.
Воспитатель: Ребята, это письмо от Лесовичка. Вот, что он пишет:
Воспитатель: О каком друге –озорнике пишет Лесовичок? (предположения детей)
Воспитатель: Ребята, в конверте лежит дубовый листочек с загадкой. Может загадка поможет нам понять, кого ищет Лесовичок:
Я молчу – оно молчит.
Я кричу – оно кричит.
Ну потеха, ну потеха!
Дразнит нас с тобою…(Эхо)
Воспитатель: Да, без эха трудно придётся Лесовичку. Ребята, а мы сможем ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы помочь Лесовичку?
Ответы детей.
Воспитатель: Прежде чем начнем искать эхо, давайте послушаем, что нам про эхо расскажут дети.
1ребенок:
Эхо, как лесное чудо,
Раздаётся ниоткуда.
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной
2 ребёнок:
Эхо прячется в горах,
За камнями и в кустах.
Кто-то громко засмеётся,
Эхо сразу отзовётся,
Кто-то громко закричит,
Эхо тоже не молчит.
Воспитатель: Что такое эхо? ( ответ детей )
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?
— С чем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ : «Пустой-ой!»
— Выйди! Я хоть погляжу!
Эхо мне в ответ : «Иди-и-и!»
Эхо мне в ответ : «Ку-ку!»
— И найду тебя в кустах!
— От меня не убежишь!
Воспитатель : Давайте посмотрим на экран, подумаем, где может жить эхо. Где мы можем его услышать? ( картинки на слайде )
Воспитатель: Ребята, а можно увидеть эхо? Правильно, увидеть мы его не можем, а можем только услышать. Оно повторяет всё, даже самые странные звуки.
Воспитатель: Ребята, а эхо везде живет? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам при помощи опыта узнать, где живет эхо и как образуется эхо. Для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию.
На 1м столе стоит пустое вёдро, на 2м столе трёхлитровая банка, на 3м столе кастрюля. Каждый ребёнок подходит к своей емкости.. Сначала произносят свое имя в свою емкость. Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.
Вывод: Эхо можно услышать только в пустом пространстве.
Воспитатель: А как же образуется эхо? На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт№ 2
Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола. Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
Воспитатель : Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Вывод : Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Воспитатель: Посмотрите на экран ( слайд с изображением кричащего человека):
Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Человек услышал эхо.
Воспитатель : Давайте отдохнем, разомнемся немного, поиграем.
Проводится физкультминутка.
Заблудились мы в лесу 1 Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
Эхо, эхо, почему 3 Хлопок перед грудью, руки в стороны, наклоны вперед,
Отвечаешь ты «Ау»? посмотреть вперед.
Мы под кустики глядели 4 Руки на поясе. Приседание с поворотом в сторону.
Эхо отыскать хотели.
Где ты, отвечай скорей! 5 Повороты вокруг себя влево, вправо.
Отвечало эхо: «Эй!»
Воспитатель: Ребята, теперь , вам, как настоящим ученым, нужно сделать выводы по результатам наших исследований. У вас на столах лежат карточки-символы. Вам нужно выбрать только те карточки, которые подходят для эха.
Каждая группа знакомит с выводами. 1. Эхо слышим, но не видим.
2. Эхо встречается там, где звук встречает препятствие.
3. Эхо нельзя услышать в поле.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Нашли мы с вами эхо? А теперь нужно написать письмо Лесовичку, рассказать, где он может найти Эхо.
Воспитатель под диктовку детей пишет письмо на листике от дерева: «Дорогой Лесовичок, эхо можно услышать в лесу, в горах, в пустой комнате, в тоннели, даже в пустом ведре. Надеемся, что мы тебе помогли. Ребята группы «Капелька».
Воспитатель : Дети, положим наш листик за окошко, сорока унесет его Лесовичку.
Воспитатель : Сегодня мы с вами много говорили про эхо, слышали его, а теперь я предлагаю вам посмотреть увлекательный мультфильм «Эхо»
Просмотр мультфильма «Эхо»
Занятие: «Что такое эхо»
воспитанница средней группы,
МБОУ «Красноозерная ООШ» СПДО детский сад «Аленушка»
Каравайцева Наталья Викторовна,
воспитатель СПДО детский сад «Аленушка»
Мы всей семьей любим ездить в лес и там гулять. Однажды папа почему-то от нас отстал, и мама крикнула, позвав папу. И ее крик почему-то раздался снова, хотя мама крикнула всего лишь один раз. Я ей задала вопрос: «Кто позвал папу еще раз?». А мама мне сказала, что это эхо. Мама мне рассказала, что эхо живет и в городе, и в деревне, что его можно услышать везде. И еще она рассказала, что эхо – это очень интересное явление. Оно как отражение в зеркале, только эхо не видимое, но слышимое. Мамин рассказ мне очень понравился, и я решила узнать больше про эхо у воспитательницы в нашем детском саду.
Мне стало очень интересно, что такое эхо, как оно появляется и куда исчезает.
Цель: изучить, что такое эхо.
1. Создать условия для проведения исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов: пустое ведро, пустую трехлитровую банку.
3. Узнать, как эхо помогает людям.
Гипотеза: э хо – это звук, которого мы не видим, но слышим и который повторяется.
В природе много интересного, о чем бы хотелось узнать больше. Эхо – это одно из самых интересных для меня явлений. Если изучить эхо, то можно получить подсказку от природы и изобрести, что-то интересное.
Я решила узнать поподробнее у воспитателя, что такое эхо. Воспитатель мне обещала, что поподробнее об эхо она мне расскажет завтра. На следующий день она подготовила для меня рассказ об эхо и прочитала мне энциклопедию. Мы с ребятами посмотрели мультфильм «Где живет эхо?»
Этим пользуются для определения глубины моря. Прибор, который для этого служит, называется эхолотом.
Чтобы лучше изучить эхо мы провели 2 опыта в детском саду и 2 опыта мы с мамой провели в лесу и пустой квартире.
Первый опыт мы провели с ведром. Я в пустое ведро прокричала слово и услышала в ответ свое же слово, но когда Наталья Викторовна заполнила ведро игрушками, и предложила еще раз прокричать, я ничего не услышала. А не услышала я, потому что ведро было заполнено игрушками, так я думаю. Звук моего голоса не смог отразиться от стенок ведра, потому что в нем были игрушки.
Второй опыт мы провели с 3 литровой банкой. В пустую банку я прокричала слово «эхо» и в ответ я услышала «эхо». Потом мы в банку налили воду, и Наталья Викторовна попросила меня еще раз прокричать это же слово, но в ответ я ничего не услышала. Я думаю, я не услышала эхо, потому что в банке была вода. Вода поглотила звук.
Третий опыт мы провели в пустой комнате, где ничего нет. Я прокричала слово и услышала его в ответ. А когда я кричу в своей комнате «эхо» не слышно, потому что в комнате стоит мебель и игрушки.
А вот четвертый опыт мы с мамой провели на выходных в лесу. Там я прокричала слово: «Ау» и в ответ я услышала тоже «Ау». Я слышала эхо везде, но громче там, где лес гуще.
Затем мы вышли из леса, и я снова прокричали слово «Ау», но «эхо» не было слышно, потому что вокруг не было препятствий.
1. Я узнала, что эхо – это звук, который мы не видим, но слышим и который повторяется. Эхо можно услышать там, где много пустого места, а там, где пустого места нет эхо не слышно.
2. В помещении, где много вещей, мебели, предметов эхо не слышно, потому, что эти предметы поглощают звук, он становится тише и его не слышно.
3. Я узнала, что есть такой прибор – эхолот. Он помогает измерять глубину моря, он издает под водой звуки и отправляет их на дно моря и сам же их принимает, считает расстояние до дна или до препятствия.
4. Я знаю, что в природе эхо помогает дельфинам ловить рыбу.
5. Я узнала, что в городе эхо можно услышать в арке, в подъезде, а еще в лесу, в роще в горах, в пещере, в колодце.
Мне очень понравилось изучать эхо.
1. Большая энциклопедия знаний. Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш.- М.: Эксмо, 2014. – 344 с.